Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 5.09.1876, дер. Марково (по др. сведениям, Куйский Никольский погост) Белозерского у. Новгородской губ.- 27.02.1938, Архангельск), сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ), еп. Тульский. Из семьи диакона Никольской Куйской ц. По окончании по 1-му разряду Новгородской ДС определен 5 окт. 1896 г. псаломщиком к Георгиевскому собору Новогеоргиевской крепости (ныне Модлин, Польша), в нач. 1898 г. перемещен к Христо-Рождественскому крепостному собору Двинска (ныне Даугавпилс, Латвия) с назначением учителем двинской крепостной церковноприходской школы. Осенью 1899 г. переведен псаломщиком к военному крепостному собору во имя арх. Михаила в Карсе (ныне в Турции), исполнял обязанности преподавателя местной церковноприходской школы. 6 авг. 1903 г. рукоположен во иерея и назначен полковым священником 4-го Стрелкового полка 1-й Стрелковой бригады, дислоцированной в г. Плоцке (ныне Польша). Во время русско-япон. войны 1904-1905 гг. вместе с полком находился в Маньчжурии с 28 окт. 1904 по 4 окт. 1905 г. 20 июля 1905 г. назначен благочинным 1-й Стрелковой дивизии. За заслуги во время войны был награжден орденами св. Анны 3-й степени (4 апр. 1905) и 2-й степени с мечами (8 апр. 1905). Не скрывал от начальства своих взглядов, что смысл и цели этой войны народу непонятны и уже поэтому последствия ее могут оказаться тяжелыми для страны. Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский. Фотография. 30-е гг. ХХ в. В 1906 г. стал полковым священником 37-го Екатеринбургского пехотного полка, дислоцированного в Лодзи (ныне Польша). С 1907 г. в связи с перемещением полка в Н. Новгород продолжал там службу полковым священником. Во время первой мировой войны как полковой священник 37-го Екатеринбургского полка с авг.

http://pravenc.ru/text/2578421.html

Монастырское богослужение. Богослужение в обители отправляется со всею точностью по церковному уставу. Утреня в будни начинается в три часа, в полиелейные дни–в два с половиной; на всенощное бдение ударяют в колокол в час 27 . Утренняя служба продолжается почти до шести часов. Потом во храме Преподобных начинается ранняя литургия, которая оканчиваются около восьми часов. В половине девятого ударяют к проскомидии в соборе. В девять часов звонят к поздней обедне; в будни она продолжается с небольшим полтора часа, в праздники–более двух. В воскресные дни после литургии бывает всегда соборный молебен Пресвятой Богородицы и преподобным отцам Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и тогда служение литургии и молебна продолжается около трёх часов. Вечерня идёт около двух часов. В будни и на праздники Богородичные и святых на повечерии читается Акафист Пресвятой Богородице, а на праздники Господств и на воскресные дни–акафист Сладчайшему Господу Иисусу. Круглый год читается также на повечерии канон с припевами Христу Спасителю, Его Пренепорочной Матери и Ангелу-Хранителю. Вечернее правило, состоящее из многих поклонов, помянника и молитв на сон грядущий оканчивает суточную церковную службу. Напев в монастыре знаменный, или, так называемый, „столповой“, старинный русский. Тоны сего напева величественны, протяжны, заунывны: они изображают стоны души кающейся, воздыхающей в стране своего временного изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Богослужение в обители бывает особенно торжественно в двунадесятые праздники, в праздники храмовые и высокоторжественные дни. Тогда служит настоятель со священным собором, который составляют до 10 и 12 иеромонахов и до 4 и 5 иеродиаконов. Престольные праздники бывают в следующие дни: 1. Праздник главный престольный, в летнем соборе, в день Преображения Господня, 6-го августа. 2. В зимней церкви, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15-го августа. 3 и 4. В храме преподобных Сергия и Германа: первый в день их памяти, 28 июня, второй– в день перенесения св. мощей, 11-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Обряд коронования Русских царей, как и многое другое, перешел к нам из Византии и долгое время сохранялся со всею строгостью придворного церемониала. Помимо некоторых изменений. Сделанных в нем в XVII веке, он в главных своих чертах удержался и до настоящего времени. Царь приказывал боярам собраться во дворец, где объявлял им свою волю – венчаться венцом предков, а митрополита или патриарха просил поставить в собор необходимые для венчания принадлежности: царское место, налой и вообще велел ему «устроить чин». В назначенный день в сопровождении свиты шел в церковь и, приветствуемый со стороны клира многолетием, молился и прикладывался к иконам чудотворцев. Затем митрополит или патриарх благословлял царя и начинал служить молебен, причем окольничие приводили толпы народа в порядок и водворяли тишину в храм. После молебна царь говорил речь к митрополиту, в которой он касался положения России при предшествовавшем царствовании и просил венчать его по древнему обычаю. Первоприсутствующий иерарх отвечал царю словом, в котором большею частью повторял за царем, затем благословлял его крестом и читал молитву. После этого он возлагал на царя венец вручал ему скипетр и «яблоко» и снова читал молитву. После провозглашения клиром многолетия венчанному государю предстоятель церкви поучал царя «о полезных», говорил ему о его обязанностях по отношению к Богу, церкви и духовенству, по отношению к царской власти и подданным. Совершение чина венчания на царство впервые мы видим в самом конце XV века, во время коронования Димитрия Ивановича, несчастного внука великого князя Ивана Васильевича (4-го февраля 1498 г.), но этот обряд очень краток и описание его дошло до нас лишь в списках. 1 Затем мы имеем чин венчания царя Ивана Васильевича (16 января 1546 г.) 2 , Феодора Ивановича (30-го июня 1584 г.) 3 , Михаила Феодоровича (11-го июля 1613 г.) 4 , Алексия Михайловича, Феодора Алексеевича и т. д. Одной из необходимых принадлежностей этого чина было, как сейчас упомянуто, митрополичье и патриаршее слово, обращенное к венчанному, уже царю, которое также не подвергалось изменениям в продолжении многих лет. 5 Об этом-то «поучении» мы и намерены сделать одно не большое замечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Отзыв об учено-литературной деятельности высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского Источник В 14 Тверских Епархиальных Ведомостей за настоящий год было напечатано краткое известие о возведении нашего досточтимого архипастыря, Высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, на высшую ученую степень доктора церковной истории. В настоящее время мы имеем возможность напечатать полный отзыв Комиссии, составленной по поручению Совета Московской Духовной Академии от 15 марта текущего года, для суждения о достоинствах учено-литературных трудов Высокопреосвященнейшего Саввы. В состав этой Комиссии входили: ординарный профессор Е. Е. Голубинский (доктор богословия), экстра-ординарные профессора Г. А. Воскресенский и И. Н. Корсунский и доцент А. П. Голубцов . В исполнение поручения Совета Академии, Комиссия в непродолжительном времени представила ему отзыв, который мы и печатаем на страницах нашего издания. На основании этого отзыва и представления Совета, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, 3-го июня ходатайствовал пред Св. Синодом об утверждении Высокопреосвященного Саввы в степени доктора церковной истории и Св. Синод указом от 21-го июня дал знать о своем согласии на таковое утверждение. В совет Московской духовной академии. Представление В исполнение поручения Совета от 15-го марта сего года, честь имеем представить отзыв об учено-литературной деятельности Высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. В ряду современных иерархов русской церкви немного является архипастырей, которые среди многосложных, разнообразных и многотрудных дел епархиального управления, находят часы досуга и для учено-литературных занятий, притом совершая с достоинством и честью как те дела, так и эти занятия. К числу таких архипастырей по всей справедливости должен быть отнесен Савва, архиепископ Тверской и Кашинский. Вот уже 40 лет продолжается его учено-литературная деятельность, приносящая и уже принесшая великую пользу церкви, отечеству и науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Письма Платона, Митрополита Киевского Достопочтенная Матерь Игуменья, Многоуважаемая сестра о Господе! Приношу Вам искреннюю благодарность за любезное письмо Ваше, которым Вы поздравили меня с Светлым праздником Воскресения Христова, а вместе прошу Вас извинить меня, что я доселе не отвечал Вам. Это произошло оттого, преимущественно, что я с самого приезда в Киев хвораю от разных недугов и доселе покашливаю от простуды. Прошу принять благосклонно посылаемый при сем фотографический портрет мой, обещанный в Москве. Взирая на него, помолитесь о мне, грешном. Болгарская Игуменья Зиновия, которая представит Вам портрет мой, нуждается в средствах к благоустройству ее обители. Поэтому благоволите рекомендовать ее тем добрым Вашим знакомым, которые могут оказать ей посильное пособие на святое дело. Она показалась мне умною женщиною и благочестивою инокинею. Еще прошу Вас кланяться от меня почтенному К. К. Прохорову и поблагодарите его за память обо мне. Я виноват пред ним, как и пред Вами, что доселе не отвечал на пасхальное приветствие его. Призывая благословение Божие на Вас и Ваших и общих наших знакомых в Москве, с чувствами глубокая уважения и совершенной преданности, честь имею быть Вашим усерднейшим слугою, Платон, Митрополит Киевский. Киев, 30 апреля 1885 года. Достопочтенная Матерь Игуменья, Возлюбленная сестра о Господе! Принося Вашему Высокопреподобию искреннюю благодарность за благожелание, выраженное в письме Вашем от 15-го ноября, спешу уведомить Вас, что я полагаю прибыть в Москву 26-го ноября, во вторник, в ½ 2-го часа пополудни, с почтовым поездом, и прямо с Курского вокзала намерен поехать на Сербское подворье (у Кир-Иоанна, на Солянке) для свидания с Высокопреосвященным Михаилом, Сербским митрополитом. Пробыв же у него около часа, должен буду немедленно отправиться на вокзал Николаевской железной дороги, дабы не опустить поезда, идущего в 3 ½ часа пополудни в Тверь, в которой мне нужно провести сутки. Поэтому я, к сожалению, в предстоящий мне проезд чрез Москву не могу посетить Вашей обители. Если же Вам желательно видеться со мною, то благоволите приехать на вокзал Николаевской железной дороги пред отходом почтового поезда в Петербург, или пожалуйте на Сербское подворье к 2-м часам пополудни (московского времени).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

(Под первым впечатлением тяжелой утраты) Никогда слава славных не уничтожается со смертью , добродетели не оканчиваются вместе с умершими... В дали Кавказа, где я укрывался в безвестности от самых близких людей, поздним вечером 16 июля застигла меня, посланная наугад, телеграмма из Москвы: „в ночь на пятнадцатое скончался Алексей Петрович Лебедев “. Страшное своим трагическим лаконизмом, – это известие представлялось столь невероятным, что мысль отказывалась принять его даже и тогда, когда многочисленные печатные сообщения неопровержимо свидетельствовали, что почивший умер в Москве в понедельник 14-го июля, в 11 часов ночи, и после отпевания 17-го числа (четверг) в церкви св. Спиридона, на Спиридоновке, сонмом духовенства во главе с преосвященным Анастасием (Грибановским) погребен на кладбище Спасо-Андрониевского монастыря. Печальный факт оказывался бесспорными, но не переставал быть особенно горестным по своей неожиданности. Человек еще не совсем старый даже для русского интеллигента-профессора, 1 Ал. П. Лебедев, по-видимому, обладал удовлетворительным здоровьем и, во всяком случае, никогда не жаловался на него, хотя в сношениях с другими предупреждал последних с трогательной заботливостью, чтобы они давали себе отдых от научно-педагогических трудов и своевременно принимали меры к сохранению физического благосостоянья, усердно посылая их „с наибольшей пользой провести где-нибудь лето под смоковницей“. 2 Покойный всегда высказывал убежденное намеренье прослужить „в знаменитом рассаднике наук“, старейшем Московском Университете тоже 25 лет, как раньше четверть века отдана была им Almae Matri – Московской Духовной Академии, 3 а кипучая литературно-профессорская деятельность внушала добрую надежду, что этот священный завет исполнится. Ведь еще так недавно почивший специальным письмом (от 13-го мая 1908 года) спрашивал нас об одной микроскопической научной детали, – и это говорило нам, что он чувствовал в себе силы охватывать целое и проникать в самые мелкие подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Правило 6 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера . ( Ап. 5 , 26 , 51 ; IV Всел. 14 ; Трул. 3 , 13 , 21 , 30 ; Анкир. 10 ; Неокес. 1 ; Карф. 16 ; Василия Вел. 69 ) . В этом правиле повторяется 26-е Ап. правило и провозглашается общим законом, чтобы больше никто не смел вступать в брак, кто уже сделался иподиаконом, а еще менее тот, кто рукоположен во диаконы или пресвитеры. Желает ли кто-либо из тех, кто вступает в клир, сочетаться законным браком с женою, пусть это делает до рукоположения ( πρ τς χειροτονας, anteqnam ordinetur) в иподиаконы, – говорит правило; после же рукоположения это недопустимо. Сколько нужно было с принципиальной точки зрения сказать по этому вопросу, – мы сказали в толковании упомянутого Ап. правила. Здесь обратим внимание на другое важное обстоятельство, а именно, что этим трулльским (6) правилом отменяется более древнее каноническое определение по этому вопросу: определение 10-го правила Анкирского Собора (314 г.), дозволявшее диаконам жениться и после рукоположения, если они неженатыми были рукоположены во диаконы. Специально об этом определении Анкирского Собора мы говорим в толковании 10-го правила названного собора. Определение это долгое время считалось многими каноническим, и часто ему следовали то в той, то в другой поместной церкви. В первой половине VI века греко-римское законодательство сочло нужным, по просьбе константинопольского патриарха св. Епифания (520–535), издать в этом отношении специальное распоряжение. А именно, 18 октября 530 г. император Юстиниан издал закон, которым объявляется общеобязательным определение 26-го Ап. правила, причем предписывается, в смысле святых канонов, исключение из клира всякого, кто женится после рукоположения в иподиаконы 1041 . В том же смысле изданы были затем Юстинианом же три новеллы (VI, XXII и CXXIII), из которых последняя (от 1 мая 546 г.) категорически предписывает, чтобы пресвитер, диакон и иподиакон, женившиеся после рукоположения, были исключены тотчас же из клира ( κβαλλσθω το κλρου) и преданы были бы гражданской власти того места, где состояли клириками 1042 . Это подтвердил затем и Трулльский Собор 6-м своим правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Преувеличенное представление о правах первенствующего епископа К сожалению, на Востоке, особенно после отпадения Рима, стали складываться, наряду с представлениями о соборном устройстве Церкви, представления о первенстве чести и власти Константинопольского Предстоятеля. Особенно в сознании некоторых современных константинопольских богословов и канонистов он не «первый среди равных» (primus inter pares), а «первый без равных» (primus sine paribus). Такая концепция строится на: 1) Преувеличенном толковании 9-го, 17-го и 28-го правил Халкидонского Собора. Как известно, «варвары», упоминавшиеся в 28-м правиле Халкидонского Собора, стали пониматься византийскими канонистами XII в. как народы, христианизированные позднее V века, а именно аланы и русские 4 . Такая расширенная трактовка постепенно становилась базисной для представления о Константинопольском епископе как об иерархе, обладающем «первенством чести и власти». 2) Теории «двух авторитетов», впервые ясно отражённой в «Исагоге» (середина 880-х гг.). 3) Реальном возвышении Константинополя среди восточных патриархатов, начиная с эпохи свт. Фотия Великого, происходившем в Византии, которая в ту эпоху реально существовала и хранила традицию Православия. 4) Полемике с первенством Рима после его отпадения – не только в отрицании этого первенства, но и в его копировании и продолжении уже на территории православного Востока. 5) Дальнейших после 1054 г. законодательных – церковных и императорских – актах и правилах, подчёркивавших особые права главы Византийской Церкви 5 , которые, однако, не были соборно приняты на общецерковном уровне. 6) Защите власти Константинопольского патриарха как главы Церкви – как в отдельных средневековых трактатах и памятниках 6 , так и современными богословами и канонистами Константинопольского Патриархата. Каковы отдельные канонические деяния, послужившие предпосылками для теории первенства чести и власти? Приведём отдельные малоизвестные примеры в дополнение к более известным. При патриархе Иоанне VIII Ксифилине было принято решение (14 марта 1072 г.) 7 о возможности избрания и рукоположения епископов в столице Византии, а не в их митрополиях 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Раздел 1 При служении с диаконом Петром А. Сафроновым надо мне самому считать после обедни деньги или поручать считать диакону совместно с дьячком по причине неверности диакона. Случай такой был 23 ноября 1874 г. Почти явно взял себе два рубля. От проскомидии было пять рублей да от панихиды три рубля двадцать копеек доходу, а записано было в книгу всего пять рублей с копейками. Зорко глядеть надо за ним. Бывали уже и прежде случаи неверности. Узнать завтра, вернее, у Михайлова, сколько было от проскомидии, чтобы напрасно не сказать и не подумать что. 17 декабря 74 г. Афанасьеву и Иогансону две книги для чтения. Конец 1874, 1875, 1876 г. Три новых рамы нужно сделать в кабинет и в спальню мою – старые негодны: камины натопить нельзя – холодно, простуда постоянная. Января 19-го 1875 года. Зрелову дьячку дано 30 января в долг пятнадцать рублей. Брандмейстеру 1 Балыкину 27 января – двадцать пять рублей на 3 месяца. К И. Мейнарду и (Филовину) написать письма 8-го апреля. К Потапию Корниловичу сходить. С постным маслом не есть ничего, особенно постного пирога на ночь: вредно, изжога вредная, непрестанная, неудобоваримость, крепит. Покушал я постного пирога вечером, и сильно закрепило живот: рожном стал он у меня в боках. Лососину на ночь не есть, молоко не пить [...], во рту дурно, как от смолы. 14 июля 1875 г. Жене директора реального училища Акафисты. 31 января 1876 г. 27 . марта. (Гомеловскому) книга и другому (...). Николай Матвеевич Федоров: две книги – «Духовные Беседы» 1869 г. и Творения Отцов, часть П. Катерине, жене дворника, дано в долг три рубля 16 сентября 1875 до 1-го октября. Начало. Не бойся призраков бесовских. Написать, с Божией помощью, науку о богослужении и отпечатать ее наилучшим образом, с картинками и с великолепною обложкою. Ныне и форма много значит у людей. 26 января 1875 г. Полно есть молоко в постные дни под предлогом немощи: молочная пища увеличивает немощь духа, искушения вражии, страсти укрепляет, преткновения умножает, посмеянием от бесов делает. 14 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010