Крест Христов – орудие спасения нашего. «Ты – Божественная победа, Ты – соделование нашего спасения, Ты – верным соодоление, и Божественная Жертва, о Всечестный Кресте! поющыя Тя освяти!» (Тропарь 4-й песни канона). Крест Христов, торжественное изнесение («происхождение») которого празднует Церковь 1-го августа, есть величайшая святыня для нас, христиан, ибо, по учению нашей Св. Церкви, Христос-Спаситель, распявшись на кресте, совершил этим  великое таинство искупления  человеческого рода от греха, проклятия и смерти: на кресте Он «пригвоздил рукописание грехов наших» и Своею смертию на нем, поправ смерть, даровал нам жизнь вечную, которой мы лишились чрез грехопадение наших прародителей Адама и Евы. Вот почему крест именуется «хранителем всея вселенныя», «красотой Церкве» и прочими возвышенными наименованиями. И не только в дни определенных праздников, но и каждую среду и пятницу в течение всего почти года, когда вспоминается предательство Иуды (в среду) и Распятие Господа на кресте (в пятницу), Церковь в своих богослужебных чинопоследованиях прославляет крест, как орудие спасения нашего и как орудие на диавола. Три раза в году установлено особенно торжественное прославление креста Господня: в Неделю 3-ью Великого поста, так и называемую «Крестопоклонной», сегодня 1-го августа в день праздника «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» и 14-го сентября – в день великого праздника «Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». В эти дни на утрени после Великого Славословия Крест Господень с особой торжественностью выносится из алтаря на середину храма, полагается на аналое и перед ним совершается троекратное поклонение до земли с пением:  «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Сегодняшний праздник 1-го августа произошел от существовавшего в Константинополе обычая износить (откуда и название «происхождение») часть Животворящего Древа Креста Господня из храма св. Софии и обносить ее торжественным крестным ходом по городским улицам и площадям для освящения города и предотвращения болезней, часто постигавших Константинополь в это время года, что соединялось также с чином освящения воды. Жители Константинополя свято веровали в целительную силу Креста Господня, как орудия спасения нашего, припадали к нему и с благоговением лобызали его.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ДОКИАН [ греч. ημτριος οκειανς ] , визант. мелург (XIV в.). Упоминается в визант. и поствизант. рукописях, чаще с обозначением доместик , что свидетельствует о том, что Д. Д. был искусным и выдающимся музыкантом среди совр. ему мелургов. Примечательно, что в ркп. Ath. Cutl. 457, 2-я пол. XIV в., к кратиме Д. Д. 4-го плагального гласа (дополнение к распетому стиху (прологу) 2-го псалма «На Господа» (Κατ το Κυρου) того же гласа Ксена Корониса ) (Fol. 32r - 34r) приписано: «Благо ти, Докиане!» (Ε σοι, οκειαν). Более существенны ремарки в нек-рых рукописях, согласно к-рым Д. Д. был учеником прп. Иоанна Кукузеля . В автографе архидиак. Никифора Кандуниариса Хиосского Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в., в списке мелургов отмечен как «Димитрий, ученик Кукузеля» (Fol. 140r). Это не только говорит о всестороннем муз. образовании Д. и объясняет его должность доместика, но и помогает определить время и стиль его творчества. Исследования о жизнедеятельности его учителя не оставляют сомнений, что Д. Д. жил и работал в К-поле с нач. XIV в. Можно считать, что деятельность Д. Д. приходится на период с 1-го десятилетия до кон. 3-й четв. XIV в. (самое раннее упом. его имени встречается в ркп. 1336 г.- Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 75v, 220, 221v, 223, 229v). Судя по прозвищу, Д. Д. мог относиться к одноименному роду из К-поля, но, скорее всего, он был связан с г. Докией в Понте близ Амасии. Так, ученый и библиограф Иоанн Докиан, ранее считавшийся братом Д. Д., называет себя: «царский» (βασιλδος) гражданин, «родом Докиец» (Paris. gr. 2685. Fol. 464v). Муз. творчество Д. Д. включает песнопения Пападики, Кратиматария и Матиматария. Из Пападики Д. Д. принадлежат простые и калофонические стихи из псалма «Блажен муж» 4-го плагального гласа. Простые стихи: «Во время свое» (Iver. 973. Fol. 36, нач. XV в.), «Но яко прах» (Ydra. Iliou. 597. Fol. 33r - 33v, кон. XVII в.; в транскрипции хартофилакса Хурмузия - Athen.

http://pravenc.ru/text/178199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Борисов в ссылке. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Константинович Борисов (7.01.1866, с. Сухая Нива Демянского у. Новгородской губ.- 4.06. 1942, Ярославль), сщмч. (пам. 22 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. В 1887 г. М. окончил Новгородскую ДС. Был назначен псаломщиком в Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь в Новгородском у. 17 сент. 1889 г. рукоположен во иерея. Назначен священником Рождество-Богородицкой ц. в с. Кипине Демянского у. Новгородской губ., одновременно состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы. В 1891 г. переведен священником в ц. Параскевы Пятницы на погосте Строилово Демянского у. и законоучителем строиловской земской школы, стал заведующим и законоучителем открытой им в Строилове женской церковноприходской школы. В 1902 г. назначен священником в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском у., был заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском мон-ре. Состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского у., благочинным 1-го округа Демянского у., был делегатом на епархиальных съездах от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа. В 1906 г. назначен священником Борисоглебской ц. в Новгороде. С 1907 г. был директором, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе. С 1909 г. входил в состав Новгородского епархиального миссионерского совета, был членом Новгородского уездного отделения епархиального училищного совета, с 1911 г.- помощником благочинного 2-го Новгородского округа. Принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде. 30 июля 1917 г. возведен в сан протоиерея. Был награжден скуфьей (1896), камилавкой (1901), наперсным крестом (1909), орденом св. Анны 3-й степени (1912). После Октябрьской революции 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2563490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Попов. Икона. 10-е гг. XXI в. Харитонович Попов (3.05.1864 (по др. данным, 6.05.1864), ст-ца Урюпинская Хоперского окр. обл. Войска Донского (ныне г. Урюпинск Волгоградской обл.) - 26.03. 1919, близ ст. Морозовская 2-го Донского окр. обл. Войска Донского), сщмч. (пам. 13 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи историка и благотворителя статского советника Х. И. Попова, члена Донского статистического комитета, редактора «Донской газеты», одного из основателей и 1-го директора Новочеркасского музея истории Донского казачества. После окончания в 1884 г. 6 классов Новочеркасской классической гимназии Н. поступил в Харьковское земледельческое училище, к-рое окончил в 1889 г. по специальности «агроном». 15 окт. того же года был призван на срочную военную службу. В 1891 г. Н. поступил в 5-й класс Донской ДС, в 1893 г. окончил семинарию по 2-му разряду. 12 сент. (по др. данным, 1 окт.) того же года Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) рукоположен во диакона к Успенской ц. в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай Ростовской обл.). С 8 нояб. того же года служил законоучителем в Аксайской церковноприходской школе. 6 нояб. 1894 г. Донским и Новочеркасским архиеп. Донатом (Бабинским-Соколовым) рукоположен во иерея к Успенской ц. на хуторе Колодезном Донецкого окр. обл. Войска Донского (ныне хутор Алексеевский Верхнедонского р-на Ростовской обл.). Занимал должность законоучителя Колодезной учительской школы и заведовал ею. По инициативе Н. в февр. 1895 г. при молитвенном доме была открыта школа грамоты, впосл. преобразованная в церковноприходскую школу, а с 1 сент. 1896 г.- во второклассную школу им. имп. Николая II, с общежитием. Н. был заведующим этой школой и законоучителем в ней. При школе была организована сельскохозяйственная ферма. 10 апр. 1901 г. Н. по собственному прошению был переведен в Иоанно-Богословскую ц. на хуторе Верхнегнутова 2-го Донского окр. (ныне Чернышковского р-на Волгоградской обл.) (Донские ЕВ. 1901. 12. Ч. офиц. С. 250). Руководил ремонтом храма, организацией церковного хора и б-ки, созданием школы. Оказывал первичную медицинскую помощь больным прихожанам. Н. служил председателем приходского попечительства, заведующим Верхнегнутовской, Соколовской и Бирюковской церковноприходскими школами и законоучителем в них, членом 2-го Донского окружного отделения епархиального училищного совета. В 1906-1908 гг. был цензором проповедей в Цимлянском благочинии. В дек. 1906 г. назначен благочинным Цимлянского благочиннического окр.

http://pravenc.ru/text/2565788.html

Н.Д. Иванчин Предлагаемые вниманию читателей и печатаемые ниже письма Николая Дмитриевича Иванчина-Писарева к бывшему профессору Московского Университета, известному археологу Ивану Михайловичу Снегиреву переданы были мне покойным академиком Л. Н. Майковым для приготовления их к печати. Леонид Николаевич справедливо считал их заслуживающими внимания как со стороны содержания, так и-в смысле материала для характеристики своеобразной личности Иванчина-Писарева. Биография последнего, составленная В. И. Саитовым, помещена в «Русском Биографическом Словаре» 1 ; но, чтобы познакомить читателя с жизнью этого ревностного любителя литературы и дилетанта историка, считаю нелишним изложить здесь главные факты его биографии, пользуясь как вышеназванной работой В. И. Саитова, так основываясь и на некоторых других, мною собранных сведениях. Н. Д. Иванчин-Писарев, сын достаточного и родовитого дворянина, помещика Московской, Калужской и Тульской губерний, отставного гвардии подпоручика Дмитрия Петровича и Александры Яковлевны, рожденной Пашковой, – родился в Москве 30-го сентября 1790 года 2 . Детство его прошло в патриархальной, строгой семье, в мирной деревенской обстановке: Иванчины-Писаревы проживали в имении, доставшемся Александре Яковлевне в приданое от отца ее Якова Михайловича, – селе Рудинах (или Рудинках), Серпуховского уезда Московской губернии. Здесь-то вырос наш писатель 3 и здесь получил он свое образование под руководством гувернёров-иностранцев, которые, однако, отнюдь не заглушили в нем любви к родине: Иванчин-Писарев был всегда горячим патриотом, открыто заявив себя врагом галломании, господствовавшей у нас в эпоху Отечественной войны. Окончив свое образование, которое можно назвать весьма основательным, изучив языки французский, немецкий и итальянский, молодой Иванчин-Писарев начал службу, вступив, 2-го марта 1804 года в Московскую контору запасных магазейнов губернским регистратором, но уже в декабре этого года уволился оттуда, с тем, чтобы перейти (22-го декабря) в Московский почтамт, – сперва «сверх комплекта»; в 1809 году он получил здесь чин губернского секретаря и продолжал свою службу сперва под начальством Ф. П. Ключарева, а после его ареста – при Д. П. Рунич и И. А. Рушковском. Нет сомнения, что в почтамте Иванчин-Писарев исполнял поручения, сообразные с его образованием и знанием языков; так, например, известно, что он был, в течение пяти лет, почтамтским цензором 4 . Выйдя в отставку 12-го мая 1814 года в чине коллежского секретаря 5 , он поселился в деревне и проживал, по большей части, в доставшихся ему 1826 году, по разделу со средним братом его Петром Дмитриевичем, Рудинках 6 , занимаясь сельским хозяйством, а досуги свои посвящая литературным занятиям, к которым имел склонность еще. с юношеских лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

О строении церквей I. В С.-Петербурге 1) На Адмиралтейской стороне, вместо полотняной Николаевской церкви, существовавшей с 1732 года в светлицах при морском полковом дворе, построена в 1743 году, особым зданием, деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая у Крюкова канала против плаца нынешнего морского Богоявленского собора. 2) Построенная в Ямской слободе в 1730 году, купленная и перевезенная с Охты, уже не новая церковь в честь Рождества Предтечи с приделом Святого Николая Чудотворца, в десять лет совсем обветшала кровлей и стенами. В феврале 1740 года священнослужители, прихожане и вкладчики просили и получили 9-го июня позволение от Святейшего Синода и от комиссии о строении города строить каменную церковь на месте ветхой деревянной пред алтарем – уже с тремя престолами: главный – в честь Воздвижения креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви при С.-Петербурге не обретается, а придельные – в честь Рождества Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Определенный в Ямской части архитектор Шумахер смотрел за работами. В июне 1849 года она вполне готова была к освящению, а когда именно освящена, об этом в настоящее время сведений не имеем. 3) Церковь преподобного Сергия Радонежского, построенная на месте сгоревшей из дерева в 1738 году на скорую руку, успела прийти в ветхость. Священнослужители с прихожанами, через посредство канцелярии главной артиллерии и фортификации, по прошению, получили 18-го февраля 1743 г. от преосвященного Никодима разрешение построить каменную церковь во имя Святого Сергия с приделом Святого Николая Чудотворца. 24 сентября 1746 г. главный престол и церковь были освящены преосвященным Феодосием, преемником епископа Никодима, а придел освящен 4-го октября ключарем Петропавловского собора Василием Стефановым. 4) При Конюшенном дворе своей церкви не было, но священники имелись. А церковь Нерукотворного Образа со священником Андреем Михайловым еще в 1740–1741 годах существовала. Но отчего она закрыта неизвестно. Священникам же дано было разрешение совершать богослужение в приделе церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Невской перспективе (что теперь Казанский собор) для служащих при Конюшенном дворе и отправлять у них всякие мирские требы, не касаясь Рождественского прихода. Когда императрица Елисавета Петровна выехала в Москву на коронацию и при конюшнях осталось самое малое число служителей, то священника Феодора Афанасьева перевели в Ропшу на прежнее ее место, а исправлять требы у служащих Конюшенного двора 16-го июля 1742 года предписано рождественскому клиру. В 1744 году в ставленнических делах опять упоминается Конюшенная церковь в честь Нерукотворного Образа и при ней свой причт.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Отдел (1879–1884 г.) Глава XX Кончина высокопреосвященного Антония не была неожиданною. Сам Высокопреосвященный давно уже как бы сроднился с мыслью о ней. При первом сильном, хотя случайному проявлении болезни, он поспешил, прежде всего, по его буквальному выражению, вручить себя Врачу душ и телес, потребовав совершить над ним таинство св. Елеосвящения. Это было 3 Июля 1878 года. Затем к 10-му числу (дню его тезоименитства) его здоровье быстро начало восстановляться. Принимая в этот день сугуборадостные от всех приветствия, он сказал в ответ на эти приветствия: «Каково моё здоровье теперь, – определить не могу, только верую, что Божественное Таинство явило на мне свое благодатное действие и что чьи-либо молитвы, усердные и достойные, за меня услышаны Господом, а паче молитвы, самою Церковью возносимые». После многократных перемен в состоянии своего здоровья, в течении целого года, покойный Владыка решился испросить себе временное двухмесячное отдохновение от дел по управлению; но получив его, как раз с той же поры почувствовал себя так хорошо, что в шутку сказал посещавшим его в загородном доме: «вот с увольнением моим, видно, и болезнь моя уволилась от меня; боюсь одного, чтобы она, отдохнувши, не принялась за меня крепче». По миновании увольнительного срока он, впрочем, видимо ещё более, почувствовал себя хорошо; это было в Августе. Наступил Сентябрь со значительными холодами. Покойный Владыка пожелал, по заведённому им обычаю, совершить перенесение Чудотворной Казанской иконы Божией Матери из холодного в теплый Собор и назначил для этого служение в Воскресенье (16-го Сентября); но вдруг к вечеру накануне Воздвижения Креста распорядился, чтобы всё было приготовлено к перенесению св. Иконы в день самого Воздвижения. Утром же последовало новое распоряжение, что он или вовсе не будет, или только прибудет к совершению самой Литургии, но что без него до Литургии должно быть сделано перенесение св. Иконы. Божественную Литургию он, хотя через силу, совершил в этот день. Но затем снова начал чувствовать прежние признаки болезни и, время от времени, сильнее и сильнее. Несмотря на это, высокопреосвященный Антоний 30-го Сентября совершил Литургию в Крестовой церкви, а также и 1-го Октября в кафедральном Соборе. После этой последней, он за обычным чаем сказал: «нет – ноги мои, кажется, не служаки мне более; не знаю, послужат ли они мне в праздник Святителя Гурия (4-го Октября); крепко хотелось бы совершить и всенощную и Литургию в этот день; а то придётся разве только как-нибудь доплестись и отслужить празднественный молебен Святителю после Литургии». На вопрос: «что же Вы особенно чувствуете кроме болезни ног?» «Чувствую, – сказал Владыка, – что весь никуда не гожусь... есмь яко сосуд скудельнын сокрушен...»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Паломнические путешествия на Святую землю Подготовка текста и комментарии И.В. Федоровой «Путевые записки» подпоручика Ильи Сысоева Путевыя записки во святый в град Божий Иерусалим и в окрестности онаго Новгородской губернии города Старой Русе из военных подпорутчика Илья Степанов сын Сысоев и онаго ж уезда крестьянина Петра Хостова в 1817-м и 1818-м годах Быв порываем ревностию и любопытством, решился в 1817 года предпринять путешествие во святый град Иерусалим н, получив пашпарты в С.-Петербурге, итак, призвав в помощь имя Божие, отправились 1-го майя вышеназначеннаго года с крестянииом Петром Хостовым Старорускаго уезда, деревни Марфина 1041 в богоспасаемый град Москву, во обитель преподобному Нилы, столбна чудотворцу. 1042 И чрез города Осташков, Таржок, Тверь, Дмитриев, обитель преподобнаго Мефодия, называема Пестовшина, 1043 и обитель ходков 1044 Троицы, лавру Сергия Радонежскаго, 1045 в столичный град Москву. Из онаго в Подолько, Серпухов, Таруся, Калуга, Перемышль, Козельско, Волхов, Орел, Кромна, Дмитрев, Глухов, обитель Петра и Павла (построен преподобным чудотворцем Димитрием Ростовским ), 1046 Софроновская пустынь, 1047 Путивль, Конотопа, Батурин, Нежин, Козелск, Киев, Васильков, Белая Церковь , Умань, Богопил, где при устье реки Синюхи переправились чрез Буг. 1048 Прибыли потом в славной город портовой Одессу июля 27-го дня в дом 1-й гилдии купца Лариона Федоровича Портнова, 1049 которой по доброму своему к путешествующим во святыя места расположению принимает в свой дом, в особенно в саду его, упокойвает квартерою всех приходящих к нему безденежно. 3-го августа. Прописали свои пашпорты у господина генерал-губернатора графа Ланжерона и разных орденов кавалера 1050 в канцелярии и в таможной. По том, приискивая себе судна, 14-го августа, нашед корабль 1051 а турецкой со пшеницею в готовности к пути, условились с хозяином сего корабля довести нас до Констинополя по зговорной цене (по червонцу галанскому 1052 с человека взяв с нас довести), до коего полагают от Дебы 700 верст, ибо тогда не было кораблей безденежно вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви от 17 ноября 2010 года 1 декабря 2010 г. 16:45 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своей резолюцией утвердил решения , принятые на заседании Общецерковного суда 17 ноября 2010 года.   Решение Общецерковного суда по делу 02-01-2010   Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, судей архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, секретаря епископа Дмитровского Александра, заседая в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, 17 ноября 2010 года с 10.00 по 11.30, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12.10.2010 года, рассмотрев дело о решении епархиального суда Тобольской епархии о запрещении клирика Тобольско-Тюменской епархии священника Александра Геннадьевича Павловича от 16.06.2010 года, а также материалы дела, заслушав участников дела, РЕШИЛ 1. Констатировать, что епархиальный церковный суд Тобольско-Тюменской епархии, рассматривая дело по обвинению священника Александра Павловича в поступках, подпадающих под действие правил Карфагенского Собора 42-го, Антиохийского Собора 24-го и 25-го, Феофила архиепископа Александрийского 10-го, не заслушал ряд свидетелей, могущих высказаться в пользу обвиняемого лица, и не дал оценки ряду документов, могущих послужить к его оправданию. 2. Констатировать, что при вынесении решения о виновности священника Александра Павловича в совершении действий, повлекших за собой банкротство ООО «Сибирский зодчий», и таким образом нанесения ущерба церковному имуществу, епархиальный суд Тобольско-Тюменской епархии не рассматривал деятельность священника Анатолия Войнова, находившегося на посту директора предприятия с 23 января 2006 года и до решения светского суда о банкротстве ООО «Сибирский зодчий» 1 октября 2008 года. Отметить, что таким образом не поставлен вопрос о возможной ответственности священника Анатолия Войнова, и что данное обстоятельство не позволяет вынести суждение о том, насколько действия священника Александра Павловича на посту директора ООО «Сибирский зодчий» неизбежно влекли за собой банкротство предприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/1331729.ht...

Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году, собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец,– град Ростов мало не весь, и соборная церковь сгорела, и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли 1 ». При великом князе Андрее и ростовском епископе Несторе, 12-го мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23-го мая, обретены были мощи ростовских епископов Леонтия († – 1073 г.) и Исаия († – 1089 г.), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ ростовский Лука, в 1185–1189 годах, расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25-го апреля 1213 года, князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым впоследствии (1238 г.) татарами на р. Сити), храм был достроен, и 25-го февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре ростовским епископом, приложил немало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапезе, сосуды же, и рипиды, и двери церковные прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче, же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святых в раках прекрасных в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, – летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно. В 1280 году епископ ростовский Исаия (святой) покрыл соборную церковь оловом, а пол сделал из красного мрамора 2 . В 1408 году, при архиепископе Григории, в Ростове случилось страшное бедствие, равносильное татарскому погрому: «Погорел град Ростов, и церковь каменная соборная святая Богородицы падеся, и колоколы разлишася; и иных церквей погоре 14, и людии многие истопе, июня 24 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010