2. Авии. 3Цар.15:1–9 . 3. Асе. 3Цар.15:9–25 . 4. О Иосафате, – где: а. Убиение Навата, сына Иеровоамова. 3Цар.15 :25с. б. Царствование Илы, Замврия, Амврия и Ахаава. 3Цар.16 . в. Голод при Илии; Сарептская жена; смерть и воскрешение ее сына от Илии. 3Цар.17 . г. Пришествие Илии ко Ахааву, по повелению Божию; собрание жрецов Вааловых, и умерщвление оных от Илии, и проч. 3Цар.18 . д. Отшествие Илии в пустыню, и оттуда в гору Хорив; повеление Божие, данное Илии о помазании Азаила на царство Сирийское, Инуа на царство Израилево, и Елисея на место свое в пророка. 3Цар.19 . е. Двоекратное сражение Ахаава с Царем Сирийским; Ахаавова победа, и проч. 3Цар.20 . ж. Умерщвление Навуфея от Ахаава; объявление от Илии наказания Ахааву истреблением дома и всего потомства его, и покаяние его. 3Цар.21 . з. Союз Ахаавов с Иосафатом; убиение Ахаава на сражении, по проречению Михея, и проч. 3Цар.22 . IV. Места особливого примечания достойные 3Цар.2:19; 3:7 –14; 8:27,29,35,3; 11:1,4,5; 12:8; 13:8; 14:16; 15:4,5; 16:34; 17:14; 18:3,12,13,17,21; 19:13,12,18; 21:19,25,27–29; 22:8,13,19–23. § 15. О Четвертой книге Царств I. Содержание Описываются славных дела 12 царей Израилевых и 16 царей Иудиных, от Иосафата до возвышения Иехонии в плену Вавилонском, и двух пророков Илии и Елисея. II. Конец 1) Чтоб доказать Божеское неизреченное долготерпение, за презрением которого следуют жесточайшие наказания. 2) Что постепенно шествует Божие правосудие, мстящее за беззакония своему народу, да и самым Мессииным предкам, от которых Он по 500 летах имел произойти. 3) О правде Божией как в общениях, так и в угрожениях новыми удостоверить примерами Охозии, Иорама, Инуа, Иоаса, Иезекии, Ехонии, Седекии, и других. Смотри 4Цар.23:15,16 ; с 3Цар.13:2. 4 ) Доказать суету союзов и упования на силу человеческую, наказание от Бога вероломных, непостоянство царств человеческих, когда благочестие и правосудие изгоняются. III. Разделение. Разделяется и сия книга на две части, из которых: В первой содержится история царства Иудина от Иосафата до Езекии, и царства Израилева, находившегося в цветущем состоянии от Охозии до разрушения своего, – от гл. 1 до 17 ( 4Цар.1–16 ), где:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятикнижии ( Быт.18:19 ; Втор.31:29; 6 и др.). Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятикнижии, и главной святыней его храма признавались ковчег со скрижалями ( 3Цар.6–8 ­­ Исх.25:10–22; 34:1–28; 37–38 глл.). Молитва Соломона по освящении храма ( 3Цар.8 гл.) наполнена многими изречениями книг Исход, Левит и Второзакония ( 3Цар.8 ­­ Втор.10 – Господь живет на небесах небес; 3Цар.8 ­­ Исх.21:13 ; 3Цар.8 ­­ Втор.12:11 ; 3Цар.8 ­­ Втор.25:1 ; 3Цар.8 ­­ Втор.11:17 ; 3Цар.8 ­­ Лев.26 и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы ( 3Цар.9:25 ) сообразно закону Моисееву ( Исх.23:17 ). Также поступает и недостойный преемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца ( 3Цар.12 ­­ Лев.23:39 ). За уклонением от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение Моисеева закона сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. ( 3Цар.18 ­­ Лев.1:6–8; 9:24 ; Втор.17:5; 18:20 ). Законы о прокаженных ( 4Цар.7 гл.), судопроизводство ( 3Цар.21 гл.) и другие законы основывались на Пятикнижии ( Числ.5:2–4 ; Лев.24:11, 14 ; Втор.33:17; 18:20 ). В иудейском царстве при Иосафате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ ( 2Пар.17:7–10 ). Царю Иоасу, при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut – 2Пар.23:11 ), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятикнижии ( Исх.25:21–22; 16:34 ; Втор.31:26 ). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ; 4Цар.22:9 ) и хранившаяся там согласно его предписанию ( Втор.31:9, 24 ). Ее исполняли до плена ( 2Пар.35:12 ) и после плена читали и исполняли ( 1Езд.6:18 ; Неем.13:1 ). Согласно Моисееву Пятикнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Эти колесницы-умывальницы были настолько тяжелы, что для передвижения их требовались совокупные усилия нескольких человек; они требовали тщательного ухода за собой, потому что, стоя постоянно под открытым небом, они нередко омывались дождем и подвергались порче ( А. А. Олесницкий , с. 329, 332, ср. Кейля, Библейская Археология, русск. перев, ч. I, с. 161–162). 3Цар.7:40 .  И сделал Хирам умывальницы и лопатки и чаши. И кончил Хирам всю работу, которую производил у царя Соломона для храма Господня: 3Цар.7:41 .  два столба и две опояски венцов, которые на верху столбов, и две сетки для покрытия двух опоясок венцов, которые на верху столбов; 3Цар.7:42 .  и четыреста гранатовых яблок на двух сетках; два ряда гранатовых яблок для каждой сетки, для покрытия двух опоясок венцов, которые на столбах; 3Цар.7:43 .  и десять подстав и десять умывальниц на подставах; 3Цар.7:44 .  одно море и двенадцать волов под морем; 3Цар.7:45 .  и тазы, и лопатки, и чаши. Все вещи, которые сделал Хирам царю Соломону для храма Господа, были из полированной меди. 3Цар.7:46 .  Царь выливал их в глинистой земле, в окрестности Иордана, между Сокхофом и Цартаном. 3Цар.7:47 .  И поставил Соломон все сии вещи на место. По причине чрезвычайного их множества, вес меди не определен. 3Цар.7:48 .  И сделал Соломон все вещи, которые в храме Господа: золотой жертвенник и золотой стол, на котором хлебы предложения; 3Цар.7:49 .  и светильники – пять по правую сторону и пять по левую сторону, пред задним отделением храма, из чистого золота, и цветы, и лампадки, и щипцы из золота; 3Цар.7:50 .  и блюда, и ножи, и чаши, и лотки, и кадильницы из чистого золота, и петли у дверей внутреннего храма во Святом Святых и у дверей в храме из золота же. Из второстепенных сосудов и других предметов храмовой утвари, сделанных Хирамом, библейский текст (ст. 40, 45, 50) называет: а) медные тазы, кропильницы, лопатки, чаши и б) золотые щипцы, блюда, ножи, лотки, кадильницы. Раввинское предание добавляет сюда приспособление для жертвенных операций в виде каменных столбов на северной стороне от жертвенника для предварительного расположения и сортирования отдельных частей жертвенного мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эти события свящ. историк считает справедливо определенной хронологической датой, в соответсвие исходу из Египта ( 3Цар.6:1 ). До века Соломона еврейское царство находилось в состоянии как бы отрочества. Пока Господь не определил и не избрал места постоянного пребывания Его имени среди израильских колен и Его ковчег был в переносной скинии, до тех пор и весь еврейский народ представлялся еще не окончившим своего странствования, он был в постоянных войнах, а не в покое, и Давиду за пролитие крови не позволено было строить храм ( 3Цар.5:3 ). При Соломоне же – «муж мира» Господь даровал мир народу Своему от всех врагов его и дал ему место «и укоренил его», чтобы он более не был исторгаем ( 2Цар.7:10 ; 3Цар.5:4–5 ), а вместе с тем положил начало исполнению обетования о вечном престоле дома Давида. Так дом Давида и дом Божий построяются и укрепляются ( 3Цар.5–9 ), таково начало книги, а конец ее: разрушение войсками Навуходоносора Иерусалимского храма и пленение Седекии, т.е. падение дома Божия и дома Давидова ( 4Цар.24 –25гл.). Единство писателя и систематичность обозреваемых книг видны, далее, из того, что писатель очень тщательно и всюду единообразно определяет хронологию описываемых событий. Он определяет время рождения царей, время вступления их на престол, количество лет их жизни. При этом виден определенный порядок и определенный способ летоисчисления, проводимый по всем повествованиям: точно определив число лет правления Давида ( 3Цар.2:11 ) и Соломона ( 3Цар.11:42 ), писатель, затем, строго соблюдает синхронистический порядок летоисчисления, точно отмечая, на каком году правления иудейского царя вступил на престол тот или иной израильский царь ( 3Цар.15:25,28;16:8,15,23 ; 4Цар.13:1;13:10 ), а равно и на каком году правления того или другого израильского царя вступил на престол тот или иной иудейский царь ( 3Цар.15:1,9 ; 4Цар.12:1;14:1 ). Синхронизмом же определяется продолжительность правления царей и смерть их ( 3Цар.14:20–21;15:2,25,28;16:28–29 ; 4Цар.12:1 ). Годами правления царей определяется время важных событий, например, нашествие Сусакима египетского ( 3Цар.14:25 ), падение Самарии ( 4Цар.17:6 ), нашествие Сеннахирима ( 4Цар.18:13 ) и Навуходоносора ( 4Цар.25:1 ), продолжительность строения храма и дворца ( 3Цар.6:37–38;7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

3Цар.21:26 .  он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. Ахав уже по опыту знает, что означает внезапное появление пред ним пророка Илии ( 3Цар. 17:1, 18:17 ). На обличение пророка он выставляет на вид (ст. 20); сн. 3Цар. 18:17 личную вражду к нему пророка, но последний указывает, что виною всему безвольная преданность Ахава греху (евр. гитмаккер: продан (греху), ср. 4Цар. 17:17 ; Puм. 7:14; LXX и слав. добавляют: μτην, «всуе продан»; кара Божия, постигнет Ахава и дом его, как и дом Иеровоама ( 3Цар. 14:10–11 ) и дом Ваасы ( 3Цар. 16:3–4 ) – черты истребления во всех случаях рисуются до буквальности одинаково, (ст. 21, 22); сн. ( 4Цар. 9:8–9 ); постыдная смерть угрожает особенно Иезавели, главной виновнице нечестия в Израиле при Ахаве (ст. 23); сн. ( 4Цар. 9:10, 36 ); нечестия, состоявшего в официальном введении культа Ваала (ст. 25–26), в чем Ахав оказался хуже всех предшественников своих (ср. 3Цар. 16:31–33 ): те поддерживали неугодный Иегове культ тельцов, а Ахав ввел чистое язычество. 3Цар.21:27 .  Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал,] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. 3Цар.21:28 .  И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказал Господь: 3Цар.21:29 .  видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его. Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского события ( 3Цар.18:45–46 ) произвело сильное действие на Ахава. Ахав, видимо, был склонен принимать воздействие проповеди пророка, но слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы жены парализовали спасительное действие личности и проповеди пророка: (полная аналогия с Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем его по навету злой Иродиады), ( Мк.6:20–26 ): Ахав (по LXX: слав.: «умилися от лица Господня, и идяше плачася», – добавление, едва ли первоначальное, но вполне выражающее мысль текста) наложил на себя траур, обычный в печали (ср. 3Цар.20:31–32 ) и подверг себя покаянному посту (ср. 2Цар.12:16,21–23 ; Ис.58:3–11 ), почему Господь через пророка Илию смягчил Свой суд над Ахавом (ст. 29): грозное пророчество исполнится во всей силе не на Ахаве, а на сыне его Иораме ( 4Цар.9:24–26 ). Так, «бездна благости – Владыка Бог за убийство угрожал конечною гибелью; и за слезы об убийстве даровал замедление наказания» (блаженный Феодорит, вопр. 62). «Покаяние, конечно, не притворное, но временное; почему и временным сопровождалось помилованием» (Филарет, с. 246).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 1–7. Суд Божий над Ваасою, царем Израильским. 8–33. Другие цари Израильские, современные Асе Иудейскому: Ила (8–10), Замврий (10–15), Фамний (21–22), Амврий (23–28) и Ахав (29–33). 34. Неугодное Иегове восстановление Иерихона. 3Цар.16:1 .  И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе: 3Цар.16:2 .  за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими, 3Цар.16:3 .  вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова; 3Цар.16:4 .  кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные. 3Цар.16:5 .  Прочие дела Ваасы, всё, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. 3Цар.16:6 .  И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце. И воцарился Ила, сын его, вместо него. 3Цар.16:7 .  Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было сказано слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был. Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве (Вефильский старец-пророк, гл. XIII, не выступает в качестве общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним один народ Божий. Имя пророка «Иуя» (евр. Йегу, Vulg.: Iehu), тождественное с именем одного из царей израильских ( 4Цар.9:2 ), встречается только в данном месте и ( 2Пар.19:2 ), ср. ( 2Пар.20:34 ); вероятно, отец пророка Ииуя Анания ( 3Цар.16:1 ) – одно лицо с пророком Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу ( 2Пар.16:7–10 ). Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы (ст. 3–4) изложено в выражениях, близко напоминающих пророчества: Ахии – на дом Иеровоама ( 3Цар.14:10–11 ) и пророка Илии – на дом Ахава ( 3Цар.21:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Потому, что с человеколюбием надобно срастворять правду. Ахав же, жестоко поступая с пророками, вознамерившись всех их до конца истребить и убивая всякого из них, кого только мог захватить, оказал кротость к врагу израильтян. А что всего более согрешал он по легкомыслию, свидетельствует о сем последующее. Ибо сказано: «отыде царь Израилев смущен и в слезах» ( 3Цар.20:43 ), – потому что, имея опыт исполнения Божиих предречений (два раза одержал он победу по Божию предсказанию), хотя боялся произнесенной угрозы, но немедленно снова возвращался к своему нечестию. Вопрос 66. Как должно разуметь сказанное: «бий мя по словеси Господню» (3Цар.20:35)? Так, что не я тебе повелеваю, но Дух, который во мне. Посему воспротивившегося подверг гибели от льва. А другой, когда велено ему было сделать это, «с верою послушался и поразив сокруши» ( 3Цар.20:37 ), т.е. нанес раны. Вопрос 67. Как должно разуметь: «якоже ты, такожде и аз; яко же людие твои, такожде и людие мои» (3Цар.22:4)? Так обещал поступать Иосафат, призванный участвовать в сражении, т.е. «буду делать то же, что ты, ополчусь, как скоро ты ополчишься, народ мой начнет войну, как скоро начнет твой народ». Но Иосафат показал вместе и благочестие свое, потому что почел необходимым вопросить прежде Бога всяческих. Сказано: «рече к Ахааву: вопросим Господа» ( 3Цар.22:5 ). Когда же тот собрал пророков Бааловых, Иосафат погнушался ими и снова благочестно взыскал пророка Божия. Ибо говорит: «несть ли зде пророка Господня, и вопросили быхом Господа им?» ( 3Цар.22:7 ). Когда же Ахав сказал «есть» и наименовал Михея, но заметил, что пророк сей во вражде с ним, потому что не прорекает ничего благоприятного, тогда Иосафат благоговейно отвечал: «не глаголи, царю, тако» ( 3Цар.22:8 ). Но хотя Иосафат достоин за сие похвалы, однако же благочестию его нанесли вред дружество и родство. Пророк же Михей, хотя посланный к нему евнух советовал провещать доброе, не согласился в угодность царю говорить ложь. Ибо сказал: «жив Господь, яко яже речет Господь ко мне, сия возглаголю» ( 3Цар.22:14 ). Вопрос 68. Почему Михей на вопрос Ахава, «взыду ли в Реммафу Галаадскую», сказал: «взыди, и благопоспешит Господь в руки царевы» (3Цар.22:15)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Эти события священный историк считает справедливо определенной хронологической датой, в соответствие исходу из Египта ( 3Цар.6:1 ). До века Соломона еврейское царство находилось в состоянии как бы отрочества. Пока Господь не определил и не избрал места постоянного пребывания Его имени среди израильских колен и Его ковчег был в переносной скинии, до тех пор и весь еврейский народ представлялся еще не окончившим своего странствования, он был в постоянных войнах, а не в покое, и Давиду за пролитие крови не позволено было строить храм ( 3Цар.5:3 ). При Соломоне же – «муже мира» Господь даровал мир народу Своему от всех врагов его и дал ему место «и укоренил его», чтобы он более не был исторгаем ( 2Цар.7:10 ; 3Цар.5:4–5 ), а вместе с тем положил начало исполнению обетования о вечном престоле дома Давида. Так дом Давида и дом Божий построяются и укрепляются ( 3Цар.5–9 глл.), таково начало книги, а конец ее: разрушение войсками Навуходоносора Иерусалимского храма и пленение Седекии, т. е. падение дома Божия и дома Давидова ( 4Цар.24–25 глл.). Единство писателя и систематичность обозреваемых книг видны, далее, из того, что писатель очень тщательно и всюду единообразно определяет хронологию описываемых событий. Он определяет время рождения царей, время вступления их на престол, количество лет их жизни. При этом виден определенный порядок и определенный способ летосчисления, проводимый по всем повествованиям: точно определив число лет правления Давида ( 3Цар.2:11 ) и Соломона ( 3Цар.11:42 ), писатель, затем, строго соблюдает синхронистический порядок летосчисления, точно отмечая, на каком году правления иудейского царя вступил на престол тот или иной израильский царь ( 3Цар.15:25, 28; 16:8, 15, 23 ; 4Цар.13:1; 13:10 ), а равно и на каком году правления того или другого израильского царя вступил на престол тот или иной иудейский царь ( 3Цар.15:1, 9 ; 4Цар.12:1; 14:1 ). Синхронизмом же определяется продолжительность правления царей и смерть их ( 3Цар.14:20–21; 15:2, 25, 28; 16:28–29 ; 4Цар.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Постепенное уклонение в идолопоклонство на фоне усиления благочестия в царстве Иудином. Положительные качества Ахава 205 : задатки добра, выраженные в любви к искусствам, способность воспринимать добрые советы. Отрицательные качества Ахава: слабая воля, подчиненность своей властолюбивой жене Иезавели 206 . 3Цар. 16, 29–34 : Нечестие Ахава и Иезавель. Строительство в Самарии храма и жертвенника Ваалу и вместе с ним особую дубраву в честь Астарты. Ряд мер по полному искоренению религии Иеговы и водворению финикийского культа: учреждение особой школы жрецов нового культа, избиение истинных пророков – начало мрачного периода израильского народа. Царствовал 22 года. Пророк Илия 3Цар. 17, 1 : Появление пророка Илии 207 во время высшего идолопоклоннического нечестия. Величайший пророк Ветхозаветной церкви – прообраз проповедника покаяния, который был предтечей Христа: “Жив Господь – Бог Израилев”. Появление святого пророка Илии в истории с поражающей внезапностью (родом из Фисвы 208 , откуда он переселился за Иордан, где и жил в пустынях Галаада. Оттуда он и появился на улицах Самарии – босой, с длинными волосами на голове, грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках – сравнить с Иоанном Крестителем. Пророк Илия не только голос Бога истинного, но и выразитель силы Его (ряд великих чудес, как новая форма, более осязательная, чем словесная проповедь , назидания и обличения огрубевшей совести нечестивого царя с его заблудшим народом) (сравнить с вразумлением для России, – знамения с небес перед грядущей революцией). 3Цар. 17, 1–7 : Засуха и голод в Самарии, как вразумление от Господа. Спасение Илии в землях у потока Хорафа. Сидон 209 , Сарепта 210 3Цар. 17, 8–16 : Спасение благоразумной вдовы. 3Цар. 17, 17–24 : Воскрешение умершего сына вдовы – пример спасения чистого сердца. Повеление Божие Илии явится к Ахаву ( 3Цар. 18, 1–6 ). Встреча Илии с Авдием 211 , царедворцем Ахава ( 3Цар. 18, 7–16 ). 3Цар. 18, 17–19 : Встреча Илии с Ахавом. 3Цар. 18, 20–29 : Проявление могущества Божия на горе Кармил, посрамление пророков Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

3Цар.8:54 .  Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу. 3Цар.8:55 .  И стоя благословил все собрание Израильтян, громким голосом говоря: 3Цар.8:56 .  благословен Господь [Бог], Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея; 3Цар.8:57 .  да будет с нами Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, 3Цар.8:58 .  наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим; 3Цар.8:59 .  и да будут слова сии, которыми я молился [ныне] пред Господом, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день, 3Цар.8:60 .  чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его; 3Цар.8:61 .  да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его, как ныне. Послесловие к молитве Соломона: благодарение Богу (ст. 56), благословение, благожелания и наставления царя народу (ст. 57–61). Иегова «дал покой народу Своему» (ст. 56): покой в земле обетованной, обещанный Иеговой, ( Втор.12:10–11 ), вполне осуществился только с построением неподвижного храма Его имени, и освящение храма, наполненного при этом славой Иеговы (ст. 10–11), было фактическим свидетельством того, что обетованный народу покой теперь достигнут им благодаря построению постоянного храма «мужем покоя» ( 1Пар.22:9 ) – Соломоном. ( 2Пар.7:1 ) дополняет кн. Царств сообщением, что по окончании молитвы Соломона ниспал с неба огонь и поглотил жертвы (об этом упоминает и И. Флавий, Иудейские Древн. VIII, 4, 4), чем выражалась богоугодность жертв и действительность благодатного присутствия Иеговы (ср. Лев.9:24 ; Суд.6:20–21 ; 3Цар.18:38 ; 2Мак.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010