В ст. 2а, 13 очевиден контраст между беззаботной веселостью жителей столицы и их горестной судьбой. Не вполне ясно, продолжается ли пирушка в то время, как говорит Исайя (очевидно, это происходило после поражения Сеннахирима; 37:37), или же следует воспринимать ст. 2а в прошедшем времени – «ты был шумным…», как в плаче 1:21. В любом случае, только Исайе дано предвидеть, чем закончится это бегство от действительности, выраженное крылатой фразой ст. 13б (ср.: 1Кор. 15:32 ). Предсказание судьбы Иерусалима начинается с характерного для Исайи подробного описания (ср.: 21:1–10). Он говорит о падении Иерусалима, которое произойдет столетие спустя (в 586 г. до н. э.), упомянув и панику, охватившую город (2б; ср.: Пл. 4:9), и спасающихся бегством вождей (3; ср.: 4Цар. 25:4–5 ), и дома, разрушенные ради укрепления стен (10; ср.: Иер. 33:4 ). О роли воинов Елама и Кира (6) больше нигде не упоминается, но Кир был одной из ассирийских провинций (ср.: 4Цар. 16:9 ), и личный состав национальной армии или же армия наемников из этих поселений вполне могли быть унаследованы Навуходоносором от Ассирии. О доме кедровом как складе оружия (8) см.: 3Цар. 10:17 ; о водных ресурсах (9, 11) ср. приготовления Ахаза и Езекии (7:3; 4Цар. 20:20 ) при жизни Исайи. Две стены (11), очевидно, были «сходившимися в одной точке стенами, окружавшими юго–восточный холм и захватывавшими оба пруда» (J. Gray). В связи с этим отметим, что жители столицы разрывались между активной деятельностью по укреплению города (9– 11) и бегством от действительности (12–14); первое означало отсутствие веры (11б), второе – отказ от покаяния. Слова ст.11б (и 37:26) во многом предваряют гл. 40 – 66, где Господь постоянно называется «создавшим» и «образовавшим» (буквально Тот, Кто делает… Тот, Кто определил) и поступающим так с древних времен (ср.: 43:7; 44:2,24). Это еще одно подтверждение теории об одном авторе (см.: «Вступление»). 22:15–25 «Этот царедворец, Севна». Этот человек, занимающий высокую должность при дворце, вновь упоминается вместе с Елиакимом (ср.: ст. 20) в 36:3; 37:2. Очевидно, Севна был одним из вождей проегипетской партии (см.: гл. 30 – 31), члены которой смеялись над пророчествами Исайи; но здесь его осуждают за высокомерие и хвастовство. Каждая мелочь в послании Господа к Севне, от слов этот царедворец (15) до поношения (18), подчеркивает пренебрежение. В нем разоблачается человеческое стремление к известности и власти и мирское пристрастие к знакам и внешним атрибутам высокого положения в обществе (гробница, колесницы), ко всему внешнему и наносному. В Силоаме была обнаружена гробница такого же чиновника с описанием его как «начальника дворца» (ср.: ст. 15); она вполне могла бы принадлежать Севне, но пробитое отверстие разрушило надпись, содержавшую имя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Имя Божие чудно ( Суд.13:17–18 ), но все же может быть открыто, и знать его необходимо, ибо как можно иметь отношение к Богу безымянному и, следовательно, неведомому ( Исх.3:13–14 )? Имя Божие есть и память о Боге ( Исх.3:15 ). Знание Бога на основании откровения Самого Бога есть великое преимущество Израиля 39 . Бог открывает все новые и новые имена людям именно с тем, чтобы дать совершенно познать Себя 40 . Познавая имена Божии, мы узнаем, что Бог есть «Всевышний над всей землей» ( Пс.82:19 ), что Он всемогущ и неотлучен от Своего народа, которого есть и Искупитель 41 , что Он вечен, свят, надмирен ( Ис.57:15 ) и неизменен ( Ис.52:6 )… Познание имен Божиих ведет нас и к любви к Богу ( Пс.90:14 ) и к надежде на Него ( Пс.9:11 ), и к прославлению Его ( 3Цар.8:43 )… В Ветхом Завете можно насчитать около ста наименований Бога: в них с исчерпывающей полнотой отражено все библейское богословие. Нет ничего более чуждого Ветхому Завету, чем представление о Боге, как о существе неподвижном и замкнутом в Себе 44 . Напротив, Бог изображается действующим с первой до последней страницы Писания, и в большинстве имен Божиих выражает именно это действие Божие в истории мира и человечества. Значит ли это, что мы ничего не знаем о Самом Боге? – Не говоря о том, что некоторые имена открывают нам Бога безотносительно к миру, было бы грубой ошибкой отделять проявления Божии от божественной сущности: каждое действие Божие определяется каким-либо свойством Божиим, есть акт Его жизни и, следовательно, являет нам Само Божество. Однако, уже в Ветхом Завете утверждается та истина, которая стала впоследствии столь дорога православному богословию, что в Боге надо различать то, что может быть доступно нам, от того, что в Нем превышает всякую меру человеческого познания. Так, когда Моисей, хотя и мог говорить с Господом «лицом к лицу» ( Исх.33:11 ), просит Бога показать ему Его славу, Бог отвечает ему: «Я проведу перед тобою всю славу Мою и провозглашу имя Ягве перед тобою…, лица же Моего тебе невозможно увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх.33:18–20 ) Итак, Сам Бог указывает, что в Нем есть нечто познаваемое и нечто непознаваемое для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

клятва вероломною становится тогда, когда поклявшийся, без всяких уважительных извинений, поступает вопреки данному обещанию, утверждённому призыванием имени Божия, вероломный хотя и имеет нужные средства к сохранению клятвы, но пренебрегая священную силу её, не вменяет себе в обязанность быть ей верным. Такое бесстрашное пренебрежение весьма важной обязанности восставляет против клятвопреступника и гнев Божий и суд человеческий. Когда пророку Захарии показан был в видении серп; Господь чрез Ангела изрёк Пророку между прочим и сие: всяк, клянущийся во лжу (вероломно) , от сего до смерти отметится ( Зах 5:3 .). Что смертью наказываемо было вероломство против данной клятвы, – сему подтверждением служит участь Семея. Он неоднократно оскорблял Давида, но жизнь его до времени пощажена была; только Соломон, по кончине отца своего, чтобы обуздать возмутительный нрав Семея, обязал его клятвою безысходно жить в Иерусалиме. Семей не сохранил своего обещания, уходил из Иерусалима и Соломон предал вероломного смерти, изобличив его: что яко не сохранил еси клятвы Господни и заповеди, юже заповедах на тя ( ( 3Цар. 3:43 .). Суд Божий карает клятвопреступников. Посему, когда христианин для блага ближних законом и правительством призывается клятве, он несомнительно и по совести обязан приступить к ней и принять меры к её исполнению. 1 Из древних еретиков отвергали клятву пелагиане,– как свидетельствует о них Августин (Epist. 8 et 89.) и так называемые чистые, кафары. На Западе почитают клятву непозволительною меннониты и квакеры. В России некоторые раскольнические секты отвергают клятву, требуемую правительством по чиноположению церковному. Таковы чернобыльцы, молокане и духоборцы. Издано было даже узаконение, не требовать от духоборцев присяги, так как они не признают священного её знаменования и не подчиняются обязательной силе её. Полн. Собр. Зак. Р. И. Том XXXVII, 28086.Ук. 1820год. 2 Hier. op. Tom VII. Pag39,40. (Edit Migne 1845.) Филон в своей книге о десятисловии упрекает иудеев за то, что они легкомысленно и во всяких маловажных случаях употребляли клятву Вот его слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Среди других наместников широко известен Иисус, который служил первосвященником во времена Зоровавеля ( Зах. 3:1–10 ). Интересно отметить знакомые имена – Неемии и Азарии (другая форма имени Ездра) – в этом списке, но, возможно, это были широко распространенные имена в то время. Мардохея не следует путать с родственником Эсфири, а имена Мисфара и Билшана нигде, кроме этого места, не встречаются. Рехум упоминается в Езд. 4:7–24 как один из «советников», которые написали Артаксерксу жалобу о строительстве в Иерусалиме. 2:3–67. Список возвратившихся из плена. Основные группы возвратившихся из плена состояли из представителей разных семейств или кланов (ст. 3–20); уроженцев той или иной географической местности, главным образом, к северу от Иерусалима (ст. 21–35); членов священнических родов (в общей сложности 4289 в ст. 36–39) и небольшого числа левитов (74 человека в ст. 40). Остальные из перечисленных имен принадлежат тем, кто был связан с храмом или прислуживал священникам: музыкантам, привратникам и 35 служащим при храме (ст. 43–54), которые, вероятно, не были по происхождению израильтянами (что позволяет сравнить эту группу с угаритскими и вавилонскими гильдиями служителей при храме). Лица, ведущие свое происхождение от «рабов Соломоновых» (ст. 55–58), также не были израильтянами (об «оброчных работниках» см.: 3Цар. 9:20,21 ) и, вероятно, приписывались к храмовой общине по мере возрастания потребности в рабочей силе. Представители последней группы (ст. 59–63), не сумевшие доказать, что их родословная прослеживается достаточно далеко, чтобы они имели право претендовать на принадлежность к священству, во всяком случае, избежали ассимиляции вавилонской культурой. 2:69. Размеры даров. Драхма равнялась примерно одному сиклю. Вавилонский сикль весил около 8,4 грамма и был представлен в Персии монетой «дарик», названной так в честь Дария (через несколько десятилетий после Кира). Таким образом, на восстановление храма было даровано около 565 фунтов золота и 3 тонны серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фадмор , в расстоянии дня пути от Евфрата; он был построен Соломоном ( 2Пар.8:4 ) и назывался Фадмором до покорения его Александром Великим; тогда он получил название Пальмиры и сделался столицей страны. Он прославился могуществом Одената и мужеством супруги его Зеновии. В 273 году по Р. Хр. император Аврелиан овладел им и разрушил его. Типсах , самый отдаленный город во владениях Соломона, лежал на северо-восточной границе его царства, у переправы чрез Евфрат, на западпом берегу этой реки ( 3Цар.4:24 ). Реховоф , город на Евфрате; из этого города происходил Саул, царь Идумеян ( Быт.36:37 ). Думают, что он построен Ассуром в одно время с Ниневиею ( Быт.10:11 ). Сигор , город Пентаполя, на юге Мертвого моря, назначенный к истреблению, но пощаженный по просьбе Лота, желавшего укрыться в нем. Прежде он носил название: Бела ( Быт.14:2 ); новое название он получил потому, что Лот, испрашивая у ангела позволение остановиться в нем, настаивал на малых размерах этого города (Сигор зн. маленький): «Вот ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, он же мал» ( Быт.19:20 ). Харак , укрепленный город в земле Моавитской. Тимофей оставил в нем 10,000 воинов; но этот гарнизон был избит Иудою Маккавеем ( 2Мак.12:17–19 ). § 40. Месопотамия и Халдея или страна Сеннаар Месопотамиею в Св. Писании называется страна, лежащая между Тигром и Евфратом. Древнее имя ее: Арам Нахараим, т. е. страна рек. Эта страна известна как первое место жительства людей до потопа и после потопа. В ней родились: Фалек, Евер, Фара, Авраам, Сара, Ревекка, Рахиль, Лия и сыновья Иакова. В Месопотамии замечательны: Ур , город Халдеи, расположенный за Евфратом, отечество Фары и Авраама ( Быт.11:31 ). Бог повелел Аврааму выйти из этого города в землю Ханаанскую. Думают, что название Ур было дано этому городу потому, что в нем поклонялись огню. (Ур зн. огонь). Харран ; здесь остановился Авраам, по выходе из Ура. В Харране умер Фара ( Быт.11:31–32 ). В Харран к Лавану убежал Иаков, спасаясь от гнева брата своего Исава ( Быт.28:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Упадок и конец царствования Саула (31:6) Причины Следствия Самонадеянность при жертвоприношении (13:7–14) Предсказана потеря царства (13:14) Неправильные решения (14:24–28) Незаслуженное проклятие Ионафана (14:43–45) Поступок с Агагом и ценной добычей (15:7–9) Потеря царства (15:27:28) Утрата общения с Богом (28:16:17) Безответная молитва (28:6) Обращение к волшебнице (28:7:8) Неотвратимое предсказание (28:19) Лишение себя жизни (31:4) Конец династии (31:4–6) Вторая книга царств Триумф Давида ( 2Цар.2:4 ) Причины Следствия Прелюбодеяние (11:4) Вирсавия родила сына (11:5) Убийство Урии (11:17) Обличение и раскаяние. Смерть ребенка (12,10.13.19) Насилие, совершенное Амноном (13:14) Убийство Амнона (13,28.29) Узурпация престола Авессаломом (16,15.16) Гибель Авессалома (18,14.15) Перепись (24:2) Язва (24:15) Приведенные факты из жизни «дома Давидова» иллюстрируют аксиому: не подчиняться Господу – накликать беду. Третья книга царств Цари Иудеи и Израиля ( 3Цар.2:12 ) Давид решает построить дом Божий 2 Царств 7:5 Давиду не позволено строить дом Божий 1 Паралипоменон 28:3 Сын Давида избран строителем дома Божиего 1 Паралипоменон 17:12 Дом, который должен стоять вечно 1 Паралипоменон 17:14 Дом нерукотворный Воскресший Христос – вечный дом Божий Иоанн 2:19 Народ Божий как святой Божий храм Ефесянам 2:19–2 Вторая книга Паралипоменон План храма Соломона ( 2Пар.3:1 ) Соломон воздвиг храм на горе Мориа, к северу от «города Давидова». Храм был построен в соответствии с планом, полученным некогда Давидом от Господа и переданным им Соломону ( 1Пар.28:11–13:19 ). Разделение на святилище и Святое в святилище отражает разделение скинии на святилище и Святое святых. Книга Ездры Времена Ездры, Неемии и Есфири ( Ездр.8:36 ) Книга Неемии Персидские цари эпохи восстановления, 559–404 гг. до Р.Х. ( Неем.2:1 ) Перед суровым обличением Господа Иов мог только признать свою ничтожность Слова Господа Ответ Иова Во-первых, Иов несведущ во многом (38:1–40:2): · он не присутствовал при творении · он не может объяснить законы природы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

326, ст. 6. Римл. 4 , зач. 86, ст. 5. Псал. 31 , ст. 1. Просветитель в сл. 4 в в Апостоле толк. на посл. к Римл. гл. 4, зач. 86. Лука 23, зач. 111, ст. 42 и 43. 1 Коринф. 15, зач. 160, ст. 22. Марк. 16 , зач. 71, ст. 15, Псал. 18 , ст. 5. Матф. 4 , зач. 7. от ст. 1 до ст. 7-го. Матф. 26 , зач. 108, от ст. 37 до скончания 44. Евр. 5 , зач. 311, ст. 7. †) Сборник л. 714, в толк. 47 ст. 2 сл. на Пасху Григория Богослова . Изложение 1-го вселенского собора. Изложение 2-го вселенского собора, согласно Еванг. от Иоанна, гл. 15, ст. 26 и гл. 16, ст. 7, зач. 52 и 58. Св. Иоанн Дамаскин , Афанасий Великий и Кирилл Александрийский . Стих воскресев на полунощницы. Григорий Синаят, Калист Катафигиат в добротолюбии. Святый Сельвестр папа Римский, Четь-минея Января 2-го, Свят. Петр Дамаскин в 1 книге. Псал. 8 от ст. 5 до 10. Евр. 2 , зач. 305, от ст. 6 10. Филипис. 2, от ст. 8 до 12. Св. Иоанн Дамаскин и прочии вышеознач. свят. учит. †) Четь-минея Декабря 9. ††) Маргарит в слове 2-м о непостижимом. Слово на зачатие Пресвят. Богородицы в Четии-минеи, Дек. 9. В том же слове. Песнь песней гл. 4. ст. 7, и гл. б, ст. 9. †) Псал. 144 , ст. 19. Соборн. 17, л. 227. ††) Петр. 1, зач. 64, ст. 15. 8 Ездра 15, ст. 8. 3Цар. 11 , ст. 12 и 13. Даниил 8, ст. 55. †††) Иоанн гл. 17, зач. 57, ст. 24. Святый Иоанн Дамаскин в сл. 1-я неделя поста, в Соборнике гл. 25, л. 323 на об. Соборный многосложный свиток св. отец восточн., числом 1455 подписавшихся в Соборн., гл. 28, л. 860, и Св.Иоанн Дамаскин в слове о иконах. Матф. 28 , зач.116, ст. 19. В книге св. Дионисия Ареопагита , чем крещение человеком. Четь-минея Окт. 8. †) Св. Златоуст в толковом Евангелии. на крещение Господне. ††) 2-й тропарь 1-й песни. †††) Римлянам 6, зач. 91, ст. 3, 4 и 5. Св. Максим Грек в 40 сл., тоже и во Псалтири со последованием в сл. о крестном знамении. В кн. Кормчей 8 пр. Св. Апостол и прочие вселенских соборов; таже в Великом Потребнике соборное изложение Святейшего Филарета Московского Патриарха л. 564 и 597. Иоанн 3, зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

C. 62. 34 Слова и речи. Ч. I. С. 166. 35 Избр. Слова. С. 102–103. 36 Избр. Слова. С. 98. 37 Там же. С. 56, 57. 38 Там же. С. 68. 39 Акафист Богородице, кондак 4. 40 Андрей Критский. См.: Избр. Слова. С. 53. 41 Избр. Слова. С. 126–135. 42 Слова и речи. Ч. 1. С. 153, 157. 43 Слова и речи. Ч. I. С. 154. 44 Там же. С. 180. 45 Григорий Богослов. Слово XLV//Христианское чтение. 1840. Ч. IV. С. 313. 46 Слово о св. Богородице и Симеоне//Христианское чтение. 1841. Ч. I. С. 47 Избр. Слова. С. 24, 27. 48 Андрей Критский. См.: Избр. Слова. С. 103. 49 Избр. Стова. С. 112, 113. 50 Избр. Слова. С. 86. 51 Там же. С. 109. 52 Избр. Слова. С. 93, 94. 53 Ефрем Сирин . Ч. VI. С. 375. 54 Слова и речи. Ч. I. С. 166. 55 Св. Ириней. Против ересей. V. 19. 56 Город, в котором находилась Скиния с Ковчегом Завета ( 1Цар.1:3 ). 57 Слово еврейское и означает внутреннее отделение ветхозаветного храма или Святое Святых. См. 3Цар.6:5. 19, 20, 22. 8, 8 . 2Пар.3:16, 5:7 . 58 Избр. Слова. С. 57, 58. 59 Избр. Слова. С. 12. 60 Ефрем Сирин. 4. VII. С. 169, 174. 61 Там же. С. 188. 62 Там же. С. 196. 63 Октября 24 тропарь. 64 Служба 6го часа Богородичен. 65 Избр. Слова. С. 13. 66 Избр. Слова. С. 106, 107. печатается по изданию 1870 г. Цитаты о молитве «Богородице Дево» «Тропарь воскресной вечерни (“Богородице Дево”), по обычаю Православной Церкви , заключающей каждый ряд песней песнью в честь Богоматери, посвящен Ей… Для такого тропаря выбраны самые радостные из слышанных Богоматерью и дошедших до нас слов – приветствие Ей Ангела и прав. Елисаветы, следовательно, тропарь составлен из библейских ( Лк.1:28-42 ) боговдохновенных слов, которые, однако, окружены и переплетены нашими (“Богородице Дево”, “Марие”, “Яко Спаса родила еси душ наших”). Основная мысль песни, приглашающей Богоматерь к радости (“радуйся” на евр. и греч, языках, впрочем, имело значение вообще приветствия, соответственно лат. и рус. “здравствуй”, как и передано здесь это слово в лат. переводе), – не без отношения к событию воскресения, почему и усвоена исключительно воскресной и постной – по другим основаниям – вечерне.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

III. Разделение Состоит сия книга из двух частей. В первой содержится история о царстве Иоилевом до разделения оного под державою Соломона. от гл. 1 до 11 ( 3Цар.1–10 ), где: 1) Старость Давидова, восхищение престола от Адонии, помазание Соломона на царство, и покорении Адонии Соломону. 3Цар.1 . 2) Завещание Давидово, данное Соломону при смерти, смерть и погребение Давида, умерщвление Адонии, изгнание Авиафара, убиение Иоава, различные Соломоновы строения, и убиение Семея. 3Цар.2 . 3) Соломоново во сне прошение от Бога премудрости, дарование оной, также славы и богатства, доказательство премудрости Соломона: 3Цар.3 . 4) Правление царства. 1. Домостроительное (экономическое) и гражданское. 3Цар.4 . 2. Духовное в созидании храма. 3Цар.5–10 гл., где а. Позволение и спомоществование Хирама царя Тирского, учиненное Соломону в иссечении древ и камней для созидания храма. 3Цар.5 . б. Описание долготы, широты, высоты и всего внутреннего, и внешнего украшения храма. 3Цар.6 . в. Описание дома Соломонова, и проч. 3Цар.7 . г. Внесете Кивота во храм; молитва Соломонова, и освящение храма. 3Цар.8 . д. Второе явление Бога Соломону, и угрожение Божие; Соломоново созидание градов. 3Цар.9 . е. Пришествие царицы Савской во Иерусалим; Соломонова слава и изобилие. 3Цар.10 . Во второй история о разделении царства Израилева, при царях Ровоаме, Авии, Асе и Иосафате от 3Цар.11 до кон. кн., где предлагается: 1)      Причина разделения, грех Соломонов, исчисление противников Соломоновых, объявление Иеровоаму от пророка о учинении его царем над 10 коленами, и убежание его от Соломона во Египет. 3Цар.11 . 2)      История о 4 царях. 1. О Ровоаме, – 3Цар.12–15:26 , где: а.      Возвращение Иеровоама из Египта; отложение Израильтян от Ровоама, кроме двух колен Иудина и Вениаминова; воцарение Иеров. и идолослужение его. 3Цар.12 . б.      Проречение о разорении от Иосии храма, созданного в Вефиле Иеровоамом, и о сожжении на нем человеческих костей, и проч. 3Цар.13 . с. Ахиино проречение о истреблении дому Иеровоамова и расточении Израильтян, смерть Ровоамова. 3Цар.14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятокнижии ( Быт.18:19 ; Втор.31:29;6:17 и др.). Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятокнижии, и гланою святынею его храма признавался ковчего со скрижалями ( 3Цар.6–8 = Исх.25:10–22; 34:1–28; 37–38 гл.). Молитва Соломона на освящении храма (3Цар.8гл.) наполнена многими изречениями книги Исход, Левит и Второзакония ( 3Цар.8:27 = Втор.10:14 Господь живет на небесах небес; 3Цар. 8:31 = Исх.21:13 ; 3Цар.8:29 = Втор.12:11 ; 3Цар.8:32 = Втор.25:1 ; 3Цар.8:35 = Втор.11:17 ; 3Цар.8:37 = Лев.26:16 и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы ( 3Цар.9:23 ) сообразно закону Моисееву ( Исх.23:17 ). Также поступает и недостойный приемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца ( 3Цар.12:32 = Лев.23:39 ). За уклонение от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение закона Моисеева сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. ( 3Цар.18 = Лев.1:6–8; 9:24 ; Втор.17:5;18:20 ). Законы о прокаженных ( 4Цар.7 гл.), судопроизводство (3Цар.21гл.) и другие законы основывались на Пятокнижии ( Числ.5:2–4 ; Лев.24:11,14 ; Втор. 33:17; 18:20 ). В иудейском царстве при Иосфате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ ( 2Пар.17:7–10 ). Царю Иоасу при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut – 2Пар.23:11 ), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятокнижии ( Исх.23:21–22;16:34 ; Втор.31:26 ). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ; 4Цар.22:9 ) и хранившаяся там согласно его предписанию ( Втор.31:9,24 ). Ее исполняли до плена ( 2Пар.35:12 ) и после плена читали и исполняли ( 1Ездр.6:18 ; Неем.13:1 ). Согласно Моисееву Пятокнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010