584). „Φιλοπωτεων т. е. не тот, который стремится к первому месту, но тот который имеет первое место и в сознании своего приматства гордится, злоупотребляет им (Knopf, Apost. Zeitalter, S. 206). 436 Цан думает даже, что это было то самое письмо, о котором Иоанн сам говорит в своем третьем послании ( 3Ин.1:9 : „я писал церкви“). Это письмо было по словам Иоанна крайне мало (γαψ τι), каким именно является второе послание. Одинаковость стиля, одинаковый размер посланий, показывающий, что Иоанн писал на папирусах (χται 1Ин.1:12 ) одинаковой величины (размер 2 послания по количеству букв относится к размеру третьего послания как 32 к 31), выраженная в обоих посланиях надежда на скорое личное свидание показывают, что они явились приблизительно одновременно (Einleitung, II, S. 581, 584). То же и Вейсс (Einleitung S. 451). 440 Пергам, Смирна, Сарды, Филадельфия и Фиатира не встречаются ни в Деяниях, ни в посланиях ап. Павла. Относительно Смирны Поликарп прямо свидетельствует, что при жизни Павла общины, смирнской еще не существовало (nos autem nondum cognoveramus – Фип. гл. II). Из биографии самого Поликарпа можно заключать, что община образована была впервые чрез ап. Иоанна и других мужей близких к апостолу. (Cp. Zahn, Einleitung II, S. 603). 441 Ср. Евр.11:17 : „они (т. е. предстоятели) неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет“. 1Пет.5:4 : „когда явится Пастыреначальник, вы (пресвитеры-пастыри) получите неувядаемый венец славы“. Пастырь Ерма: „Если какая-нибудь из овец будет потеряна, то горе пастырям; если сами пастыри будут найдены дурными, что они будут отвечать ему? Ужели скажут, что они измучены стадом? Не поверят им. Ибо невероятное дело, чтобы пастырь мог потерпеть что от овец; и он еще более будет наказан за ложь свою. И я – пастырь, и должен дать Всевышнему отчет за вас“ (Под. IX, 31). 443 Между прочим александрийский и ватиканский. Опущение могло произойти вследствие того, что слово начали понимать в смысле ангела. Читать далее Источник: Устройство христианской церкви в первые два века/Василий Мышцын. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1909. - XVI, 475 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Ср. также 3Ин.9:10 (прим. 142). Может быть, не везде были такие главные собрания (ср.: Löning. Gemeindeverf. S. 42–43). Тем не менее не подлежит сомнению, что развитие церковного устройства имело исходной точкой главные собрания более значительных общин. На это указывает вся позднейшая история. 144 Деян.20:7 : «в первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба». 1Кор.16:1–2 : как галатийской общине, так и коринфской апостол повелевает, чтобы каждый член ее откладывал в первый день недели, сколько позволит ему состояние, дар для иерусалимской общины; воскресенье – день приношения благодарственной жертвы (Евхаристии), а потому также и день жертвы даров. Учение 12-и апостолов. XIV, 1: «В день же Господень, собравшись, преломляйте хлеб и возносите благодарение». Ср.: Achelis. Canon. Hipp. S. 183. Anm. 2. Там же (S. 181 ff., 194 ff.) o различии между евхаристическим и молитвенным богослужением: на первом развилась форма церковной литургии (S. 198–199. Anm.). Так же было и с развитием церковного права. 145 Деян.6:4 : апостолы заведовали в иерусалимской первообщине наряду со служением слова также и молитвой («а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»); 20:7. 11: при «преломлении хлеба» Павел держит слово в Троаде. Учение 12-и апостолов. X, 7: «Пророкам же дозволяйте возносить благодарения». 146 Трапеза Господня и трапеза любви поддерживались при помощи даров, приносимых каждый раз в собрание отдельными членами общины, ср.: 1Кор.11:21–22 , также Holsten. Evangelium. S. 242 и позднейшие сведения у Иустина, Иринея, Тертуллиана , Киприана и др.; Th. Harnack. Der christliche Gemeindegottesdienst im apost. und altkathol. Zeitalter. 1854. S. 254, 288, 391, 478. Но также и остальные дары любви приносились обыкновенно при евхаристическом торжестве, ср.: Иустин. Аполог. I, гл. 67 (прим. 147). В особенности же имело место при евхаристическом торжестве сделавшееся, в согласии с ветхозаветными представлениями, обязанностью для членов общины приношение начатков, ср.: Ириней (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Что же Апостол? Наиболее тяжкого коринфского грешника-кровосмесника он велит отсечь от Церкви. Прочих же увещает «покаяться» и «не грешить» ( 1Кор.5:1–7 ; 1Кор.15:34 ). Эти грешники, стало быть, как были в Церкви Христовой, так и остались в ней после послания Апостольского, – одни, исправив свое поведение ( 2Кор. 7, 11 ), а другие – по-прежнему хромая на оба колена ( 2Кор.10:2,10,12 ; ср.: 3Ин.1:9–11 ). Не ясно ли отсюда, что коринфская Церковь , во времена Апостола Павла, состояла из довольно несовершенных и склонных к падению христиан? А всё же то была « Церковь Божия, освященная во Христе» (ср.: 2Кор. 13, 12 ). Подобное же надобно сказать и о «Церквах галатийских» ( Гал.1:2 ). Эти Церкви, недавно еще просвещенные благодатию Христовой, готовы были отпасть в иудейство ( Гал.1:6 ; Гал.4:9–11 ; Гал.5:1–8 ). Апостол укоряет их за такое маловерие, называете их «несмысленными» ( Гал.3, 1 ), угрожает «анафемой» лжеучителям ( Гал.1, 9 ); но нигде не говорит, что эти немощные христиане перестали составлять из себя « Церковь Божию». Нет: Церквами он их именует, усиливает даже к ним свою нежность, как к дорогим «детям», и отечески терпеливо ждет их возвращения ко Христу ( Гал.4, 19 ). Григорий перебил мою речь. – Что вы всё о падших толкуете? – сказал он. – Обещались идти по порядку, а сами скачете, лишь бы найти себе оправдание? По порядку, так уж по по-порядку... Небось, про ефесскую Церковь молчите!.. – А что же ефесская Церковь ? – То, что Апостол Павел называет ее «святою и верною» ( Еф. 1, 1 ), и не указывает за ней ни одного порока. – Ну, это еще не Бог знает, какое доказательство! Если Апостол не обличает прямо Ефессян во грехах, – не значит, чтобы они и на самом деле были чисты от них. Из Откровения Иоанна Богослова мы знаем, что и ефесская Церковь таки подвержена была слабостям. Правда, она много «переносила» и «трудилась» для имени Христова, ( Откр. 2, 3 ); однако со временем, «ниспала» со своей высоты ( Откр.2:5 ). Ей надлежало покаяться и возвратиться к «прежним делам»: иначе Господь угрожал «сдвинуть» светильник ее «с места его» ( Откр.2:5 ). Вот тебе и ефесская Церковь !

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Сколь не напрасны сии опасения, Церковь дознала многими печальными опытами. Для краткости приведу один пример, который много скажет внимательному. В послании святого апостола и евангелиста Иоанна читаем следующее: писах Церкви, но первенстволюбец их Диэтреф, не приемлет нас. Сего ради аще прииду, воспомяну его дела, яже творит, словесы лукавыми укоряя нас; и не доволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящим возбраняет, и от Церкви изгонит ( 3Ин.1:9–10 ). Слышите ли? Диотреф не приемлет Иоанна! Диотреф, о котором неизвестно, была ли в нём какая искра здравого понятия о вере и Церкви, и которого имя дошло до нас только по милости человека им, пренебрежённого, – Диотреф не приемлет Иоанна, избранного между апостолами, Богослова по превосходству, тайновидца и главу пророков нового завета, не уважает его послания, порицает его, не приемлет приемлемых апостолом, запрещает другим принимать их, и из Церкви изгоняет их! Кто бы сему поверил, если бы не сам апостол повествовал о сем? Видите, какие богопротивные дела, какие разрушительные беспорядки производит в Церкви желание быть первым по собственному счёту и похищаемая независимость от поставленных учителей, мнящаяся быть довольною для себя и других! Судите по сему, как нужно и важно предостережение Апостольское: не мнози учители бывайте. Но здесь нет никакого Диотрефа, думают, вероятно, некоторые из слушающих, и мы не ищем быть учителями других. К кому же относится обличение и предостережение? Ко многим, братия, и к вам самим, которые так думаете. Ученику свойственно принимать для себя всякое слово учения, как земля принимает всякую каплю дождя и всякое зерно семени. Если вы не стараетесь прилагать учения к себе, а простираетесь в пытливое изыскание, кстати ли оно преподаётся, и к кому мимо вас относится: то вы слушаете учение не просто, как ученики, а более, как учители или судии. В сем случае не излишне для вас предостережение: не мнози учители бывайте. Не учите учащего, как ему лучше учить; не судите других судом слышимого учения; слушайте учение с ученической простотой и смирением, для вашего внутреннего назидания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Послание Иуды и Апокалипсис, таким образом, свидетельствуют, что уклонение от истинно-апостольского учения в нравственной области, начавшееся при жизни Апостолов Петра и Павла, продолжало распространяться и после их смерти. Апокалипсис удостоверяет, что либертанизм свил прочное гнездо в Проконсульской Азии и давал знать о себе в самом конце I века. Первое послание Апостола Иоанна, к какой бы части периода малоазийского пребывания Апостола Иоанна мы ни относили написание его, свидетельствует, что, наряду с заблуждениями в области нравственного учения, продолжали развиваться и отмеченные отчасти в последних посланиях Апостола Павла догматические заблуждения относительно Лица Иисуса Христа и совершенного Им дела искупления людей. Из послания видно, что дух мира все более и более проникал в христианскую жизнь; разлад между верою и жизни увеличивался: некоторые стали думать, что можно быть и в общении с Богом, где свет, святость, истина и любовь, и в общении с миром, где тьма, грех , ложь и ненависть ( 1Ин.2:15 ); считали себя знающими Бога, а заповедей Его, особенно заповеди о любви к братьям, не соблюдали ( 1Ин.2:4, 3:3, 6, 4:8 ); хотели пользоваться плодами искупительной жертвы Христа Спасителя и не пламенели всецелою враждой ко греху, на разрушение которого и пришел Искупитель ( 1Ин.3:8 ); заповеди Божии, при ослабевшем рвении, представлялись тяжкими ( 1Ин.5:4 ). Появились лжеучители, извращающие истинное учение о Лице Иисуса Христа ( 1Ин.2:22, 4:2–3, 5:6 ) и всякими средствами обольщающие верующих. Они, кажется, находили радушный прием даже у более влиятельных членов христианской церкви ( 3Ин.1:9 ). Вместе с этим первое послание свидетельствует, что заблуждение стало принимать более систематический характер, чем при жизни Апостола Павла. Теперь лжеучение обнаруживает такие черты, которые заставляют видеть в нем ясные начатки гностических систем последующего времени 243 . Необходимо иметь в виду еще и то, что ко времени деятельности Апостола Иоанна в Малой Азии христианам этой области приходилось терпеть преследования и от внешних врагов – иудеев и язычников, стремившихся путем насилия подавить опасное для них движение. В Малой Азии не меньше, если не больше, чем в других частях римской империи, давали себя чувствовать и ненависть иудеев, особенно усилившаяся после несчастной иудейской войны, и фанатизм язычников, главным образом тех, которые в быстром распространении христианства видели опасность для своих интересов 244 . И в конце I века Апокалипсис свидетельствует о льющейся крови мучеников и вообще об угнетениях со стороны боговраждебного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Далее, «по сему же случаю в день святителя Алексия, – говорит современник печальных для Филарета событий 1824 года, – сказано было им слово в Чудовом монастыре на текст: не мнози учители бывайте, много бо согрешаем вси» 149 Разумеется слово, сказанное 12 февраля 1825 года и подлинно являющееся хорошим уроком для лиц, подобных Шишкову и Смирнову. «По наставлению Апостола, – скромно и осторожно говорит слушателям своим наш проповедник, – предлагаю вам один из способов чтить достоинство Евангельского учителя. Если ты священным почитаешь царское достоинство, то не дерзнешь возложить царский венец на себя, или подобного тебе подданного. Если уважаешь власть, то не отважишься, не призванный, вмешиваться в дела ее; напротив того, со всякою готовностью исполнять будешь обязанности подчиненного. Подобно сему, если ты чтишь достоинство учителя, установленное в Церкви Христовой: то не должен ты своевольно вторгаться на место учительское, или легкомысленно бегать за учителями, которых никто не поставил, и за пророками, которых Бог не посылал, но должен в кротости и послушании проходить звание ученика Евангельского, под руководством поставленных от Бога и Церкви учителей, страшась быть учителем и сам для себя, а тем более, без высшего призвания, руководствовать других, или переучивать учителей, от Бога и Церкви поставленных. Не мнози учители бывайте, братия моя» 150 И далее: «люди, которые предприемлют учить, не быв призваны к тому, обыкновенно думают оправдаться тем, что, хотя дерзновенно их предприятие, но дело их спасительно. Апостол разрушает сию мечту, вводя их в познание самих себя, и представляя им последствия их неуместной деятельности. Ведяще, говорит, яко большее осуждение приимем: много бо согрешаем вси» 151 Затем, приведши в пример первенстволюбца Диотрефа ( 3Ин.1:9 ), проповедник говорит: «смотрите какие нелепые и Богопротивные дела, какие разрушительные беспорядки производит в Церкви желание быть первым по собственному счету, и похищенная независимость от поставленных учителей, мнящаяся быть довольною для себя и других; смотрите, и будьте осторожны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Стих 8. Господства отметаются, славы же хуляще. Некоторые под господствами и славами разумеют ангельские чины; но у апостола Петра ( 2Пет.2:10 , в параллельном этому месте) вообще разумеются высшие. Блаженный Феофилакт так объясняет это место: «они отвергают совершение таинства Христова, потому что вместо ангельских таинств совершают свои скверны. Славами называет церковные власти, которые они злословили, как даёт знать в 3-м послании своём ( 3Ин.1:9–10 ) возлюбленный Иоанн, который пишет, что Диотреф поносит их злыми словами». Стих 9. Апостол Иуда рассказывает о споре Архангела Михаила с диаволом по поводу погребения тела Моисеева. Священные книги Ветхого Завета ничего не говорят об этом споре. Книга Второзакония говорит коротко: и взыде Моисей на гору Навав (небо), и скончася тамо Моисей, раб Господень, в земли Моавли словом Господним. И погребоша его в земли Моавли, близ дому Фогорова: и не уведа никтоже погребения его даже до дне сего ( Втор.34:1,5–6 ). Но еврейские раввины истощали свои догадки и наполнили свои толкования разными преданиями и вымыслами касательно смерти и погребения Моисея. [Смерть его словом Господним (в еврейском: устами Иеговы) называется поцелуем Господа. Погребение приписывается не людям, а Самому Господу, или, по Его повелению – ангелам. При этом, согласно тому мнению, что диавол после смерти грешника получает власть над его телом , между ангелами – погребавшими тело Моисея и диаволом возникает спор, так как диавол старается доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина]. Подобные сказания иногда вносились в письменные толкования (или таргумы) на Ветхий Завет , иногда составляли содержание отдельных книг. Климент александрийский (Adumdrat. in ep. Jud.), Ориген (De princ. 3:2.1), Дидим александрийский (Enarr. in ep Jud.), Афанасий (in Synopsi) и другие знали апокрифическую книгу: Α­νβασις или α νληψις Μωισως, в которой рассказывалось о погребении Моисея и о споре Архангела Михаила с диаволом. [Отрывок этой книги в Средневековом латинском переводе в 1861-м году открыт в Миланской библиотеке; но он не заключает приводимого в Послании Иуды места].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В толкованиях 47 и 68 Ап. правил уже сказано, что основу законного священства составляет непрерывная преемственность иерархической власти от Апостолов и доныне. Эту власть Апостолы передали епископам, своим непосредственным преемникам, а эти последние, в свою очередь, своим преемникам и так, чрез все века, до ныне; таким образом епископ - преемник апостольский (αποστολικς διδοχος, apostolorum successor), принявший от Апостолов преемственно (λληλοδιαδχως, successione continua) ту же власть После воскресения Своего Иисус Христос поучает своих Апостолов о Великой миссии их в мире (Лк.24:46-48; Деян.1:8), дает им власть прощать грехи (Ин.20:23), дает заповедь идти и научить все народы и, чрез крещение, ввести всех в царство Его, и обещает пребыть с ними во все дни до скончания века (Мф.28:19-20). Когда Христос вознесся, то Апостолы тогда же избрали нового соапостола, взамен погибшего Иуды, для восполнения прежнего своего числа (Деян.1:21-26), и, приняв затем обетованного им Духа Святаго (Деян.2:4), стали тотчас же исполнять службу, вверенную им Христом, начав с Иерусалима, где основали и утвердили первую христианскую общину (Деян.2:41-44). Во главе этой первой общины стоял апостол Иаков (Деян.21:18; Гал.1:19); остальные Апостолы отправились основывать другие общины и вне Палестины, имея заботу и попечение о всех их непрестанно (2Кор.11:28). Когда впоследствии, мало-по-малу, христианство далеко распространилось, так что сами Апостолы не в состоянии были лично пещись об общинах ими основанных, тогда они избрали, из испытанных в вере людей, помощников себе для этих церквей и дали им власть исполнять, от их имени, все возможное для укрепления веры и упорядочения христианской жизни (1Тим.1:3-4; 5:19-22; Тит.1:3,5; 2:15). Эти апостольские помощники (συνεργο) отдельных церквей названы επσκοποι; их было в каждой церкви только по одному; каждый из них считался уполномоченным и наследником известного апостола, причем и сам назывался апостолом (Флп.2:25). Таких епископов, апостольских наследников, встречаем несколько в самом Св. Писании: Тита на о. Крите, которому ап. Павел пишет, что он и для того оставил его в Крите, чтобы поставить по всем городам пресвитеров (Тит.1:5), Тимофея в Ефесе (5:19-22), Епафродита в Филиппах (Флп.2:25), Диотрефа (3Ин.1:9), епископов седми церквей Малой Азии (Апок.1:20). На основании всего того, что только отчасти приведено из Св. Писания, построено каноническое учение нашей церкви о преемственности власти епископов от Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Подобно ветхозаветным, обеты Богу прав. христиан простираются или на известное или на все время жизни, таковы в особенности обеты иноческие. Сущность их состоит в преимущественном, строжайшем исполнении общей для каждого христианина заповеди Спасителя: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе ( Лк.9:23 ). Эта заповедь самоотвержения или обуздания самолюбия исполняется ревнующими о благочестии посредством преимущественных, добровольно, по обету возлагаемых на себя подвигов отречения 1) от мира или посредством уединения, для умерщвления похоти плоти, 2) от собственности или посредством нестяжания, для умерщвления похоти очес и 3) от своеволия или посредством послушания, молитвы и поста, для умерщвления гордости житейской ( 3Ин.2:16 ). Подвиг иноческого уединения По возможности уединяться полезно и необходимо нам на всех путях жизни для успеха в делах;тем более необходимо и полезно уединение ради благоговения, особенно же ревнующим о строжайшем благочестии, для коих уединение обращается в непрерывный подвиг, дабы постоянно без развлечении служить Богу. Обыкновенно, чем менее наши чувства бывают заняты и развлечены внешними предметами и впечатлениями, тем более мы бываем собраны сами в себе и способны к размышлению и вниканию основательнейшему и действованию постоянному и успешному. Св. Амвросий Медиоланский говорит: «кто может сохранить стопу свою в безопасности и целости при стольких похотях плоти и среди стольких обольщений сего мира? Узрело око и превратилось чувство, услышало ухо и изменилось намерение, повеял запах и остановилась мысль, вкусили уста и отрыгнули преступление; сотряслось осязание и вспыхнул огонь» 481 . Начало уединения для Бога и благочестия положено в ветхом завете Пророками ( 3Цар.17:3.19:9 . Евр.11:38 ) 482 и особенно возвышено уединение в новом. Господь во дни своей земной жизни Сам уединялся для молитвы и поста, и благочестивого пустынножителя Иоанна возвеличил выше всех рожденных женами ( Мф.11:11 ). По словам Ап. Павла: истинная вдовица та, которая уединена уповает на Бога, и пребывает в молитвах ( 1Тим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Из этих посланий усматривается, что в ту раннюю эпоху (в первую четверть второго века) в малоазийских церковных общинах, так же как в Риме и в Коринфе, по временам возникали по разным причинам волнения и раздоры. Этими причинами служили препирательства из-за первенства, значения и влияния в общине, как представителей церквей (епископов, пресвитеров) между собой, так и между ними и выдававшимися по своим духовным дарованиям лицами, особенно если эти лица были безбрачными или потерпевшими мучения во имя Христово, что ставило их по понятиям того времени выше пресвитеров, бывших обыкновенно женатыми и которым еще не представлялось случая к открытому исповеданию имени Христова и к навлечению за сие страданий и мучений. 57 Волнения проистекали также вследствие появлений в общине разных учений и толков, главным образом относительно естества Иисуса Христа и возможности воскресения во плоти, и эти разномыслия делили членов общины на партии. Наконец нестроения и замешательства происходили и на богослужебных собраниях, а также агапах, по причине, неустановившихся еще форм и чина этих собраний. Из апостольских посланий усматривается, что перечисленные выше причины волнений и нестроений в христианских общинах, замечались даже еще во времена деятельности самих апостолов, как в том убеждают, напр., I и II послания апостола Павла к Коринфянам (I послание: 1:10, 11, 12, 14, 15; 4:6, 8, 15, 17, 18, 19; 5:2; 11:18–22, 30, 33, 34; 14:33, 40; 16:9: II послание: 2:5–7; 13:10), послание апостола Петра ( 1Пет. 4:5 ), послание апостола Иоанна ( 1Ин. 2:19 , 3Ин. 1:9 ) и послание апостола Иуды (ст. 12). Такие же причины, порождавшие церковно-общественные волнения и расстройства в ближайшее после апостолов время, существовали между прочим и в церквах Рима и Коринфа, как-то видно из первого Климентова послании и из сведений, сообщенных по сему предмету в книге Ермы «Пастырь». Однако при этом надлежит заметить, что не следует преувеличивать значение, размер и продолжительность этих непорядков, ибо из тех же исторических памятников усматривается: с каким большим уважением отзывался Климент о «знаменитой братской любви», правоверии, благочестии и щедрости, проявлявшихся в Коринфской церковной общине, как затем о православии той же общины с чувством живейшей радости свидетельствовал церковный историк Егезипп, посетивший во второй половине второго века Коринф и лично беседовавший продолжительное время с коринфянами, и наконец, какая крепкая солидарность, взаимное общение (письменное и чрез послов) и взаимная помощь нравственная и материальная проявлялись и оказывалась между разными церквами, разбросанными во многих местах тогдашней обширной римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010