Повторение слов «ради Христа», «за Него» напоминает нам, что страдания филиппийцев были ответом на содеянное Христом ради них. То, что им довелось испытать, было частью тех же трудностей, которые вынес сам апостол Павел (см.: Флп.1:30 ), и подобно его испытаниям (см.: Флп.1:12–14 ) означало, что благовествование было донесено новым людям (см.: Флп.1:28 ). Итак, от первых дней своего существования Церковь Христова неустанно заботилась о том, чтобы дети её, члены её, твёрдо стояли в чистой истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине, – пишет апостол Иоанн Богослов ( 3Ин.1:4 ). кратко написал... чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите, – пишет, заканчивая своё Соборное послание, святой апостол Пётр ( 1Пет.5:12 ). Завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно... держись образца здравого учения, – неоднократно наставляет апостол Павел своего ученика Тимофея ( 1Тим.6:13–14 ; 2Тим.1:13 ). «Торжество любви, которая стирает все преграды, делает неравных равными, соединяет за пределами всякого воображения любящих и любимых. И если мы действительно любим Христа, если действительно любим Бога любовью Христовой, то мы можем следовать за Агнцем, как невеста, с Ним войти в область смерти, в область страдания, в область греха, в область богооставленности, сойти в глубины и в самые мрачные тайники человеческого ада и внести в них, как Христос это сделал, свет, жизнь и победу любви» 238 . Завершить статью хотелось бы замечательными словами святителя Иоанна Златоуста : «О, кто дал бы мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильнуть ко гробу и увидеть прах того тела, которое носило язвы Господа Иисуса и повсюду посеяло проповедь Евангелия; прах того тела, через которое вещал Христос, гремел голос, ужаснейший для злых духов всякого грома, через который Павел высказал эти вожделенные слова: Я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих ( Рим.9:3 ), через который говорил он перед царями и не смущался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому и сказано, что благовествование апостолов для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь ( 2Кор.2:16 ). Поэтому-то апостол и заповедует: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем ( Иак.3:1–2 ). Лучше кто не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:38 ), но не извращает Слова Божия произвольными толкованиями, дабы не подпасть осуждению, ибо если бы даже мы, – говорит апостол, – или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал.1:6–9 ; чит. Откр.22:18–19 ). Мудрость христианина должна выражаться в добром поведении, кротости, скромности, послушании, милосердии ( Иак.3:13–17 ). Этой мудрости, но словам апостола, и должен просить человек у Бога ( Иак.1:5 ). Но не должны мы мудрствовать о том, что выше нашего разумения и сил. Чрез меру труднаго для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай, – говорит Премудрый ( Сир.3:21–24 ; читай также Сир.38:24–25 ; Рим.12:3 ). ж) О св. Предании Наряду с св. Писанием, источником вероучения для истинных христиан должно служить св. Предание, т.е. то из учения Иисуса Христа и апостолов, что не записано, а устно передано ими Церкви. Из того, что сотворил Христос, многое не записано; если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не, вместить бы написанных книг, – говорит евангелист Иоанн Богослов ( Ин.21:25 ) И св. апостолы не все наставления свои передавали людям письменно, весьма многое они дополняли устно. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 ). Апостол Павел, давая коринфским христианам краткие наставления относительно вечери Господней, в заключение говорит: прочее устрою, когда приду ( 1Кор.11:34 ). Да и то, что записано в св. Писании, даже величайшие повеления Христа Спасителя не могут быть правильно поняты и исполнены без подробных наставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

И вот в один из таких дней я все-таки нашел в себе силы и пошел к матушке Алипии. И последовало прямое, без прежних намеков, запрещение: – Не ходи к ним! Это заблуждение! – Матушка, а как же – у меня столько вопросов? И в Православии я много не понимаю! Как же мне быть? – У тебя будет наставник! Спасайся здесь – тут истина!» 161 . Лжепророки всемирного масштаба «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским...» ( 1Тим. 4:1 ). В Своей пророческой проповеди на горе Елеонской Иисус Христос , говоря о признаках последнего времени, серьезно предостерегал учеников: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим... И многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24: 4–5, 11–12 ). Изучая историю христианства, мы с большим сожалением должны признать, что XX век, как никакой другой, весьма преуспел и в беззакониях, и в оскудении любви, и в возникновении всевозможных лжеучений. На протяжении тысячелетий, но особенно в настоящее время, между силами тьмы и Богом идет духовная война. И в этой войне враг рода человеческого пользуется всеми доступными ему приемами и средствами, чтобы как можно больше принести вреда и ущерба Церкви Христа и делу спасения людей. Если в первом веке христианства, когда «тайна беззакония» еще только набирала силу, апостолам было нелегко противостоять таким еретикам как Симон волхв ( Деян. 8:18–28 ), Александр медник ( 2Тим. 4:14 ), Диотреф ( 3Ин. 1:9–10 ), Именей и Филит ( 2Тим. 2:5–18 ) и многим другим лжеучителям ( 2Пет. 2:1–3 ), то сейчас на арену вышли не только еретики, лжепророки и лжеапостолы, но и многочисленные духи обольстители. Созданы новые лжехристианские деноминации всемирного масштаба, увлекающие за собой все больше и больше как христиан, так и людей далеких от Церкви. В XX столетии Церковь столкнулась с явлением лжехаризмы, которое пытается проникнуть в ее недра и подменить собою истинный Дух Христов. Самое опасное состоит в том, что дух лжехаризматического обольщения использует в своих целях служителей, которые в руках с Евангелием убеждают людей в том, что только лишь они являются единственными и истинными представителями Бога на Земле и делают все возможное, чтобы слушатели поверили им и последовали за ними. Подобные учителя, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим. 3:5 ), весьма преуспевают в распространении своих лжеучений, которые, на самом деле, не имеют ничего общего с евангельским.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

– Неужели, если к Церкви не принадлежишь, нельзя истинно веровать во Христа и называться христианином? Если кто «Церкви не послушает, говорит Господь, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (МФ.18:17). Тот, значит, – не христианин. – Неужели нельзя узнать истину Христову без Церкви? Нет, нельзя. Сектанты думают, что они узнают истину из св. Писания помимо Церкви, а в слове Божием сказано, что не только на земле истина Божия проповедуется через Церковь ( Деян.1:8 ), но даже «ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). – Почему же именно через Церковь только и можно узнать истину Божию, а не чрез св. Писание, например? Потому что не св. Писание, но Церковь «есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). – Правильно ли думают некоторые, что под Христовою Церковью должно разуметь не общество последователей Иисуса Христа, а учение Спасителя? Такое разумение неправильно, потому что под Церковью в св. Писании всюду разумеется общество исповедников Христовых, а не учение. Если же согрешит против тебя брат твой, говорит Спаситель, ты сначала обличи его наедине, а если не послушает, обличи при двух или трёх свидетелях, но если и их не послушает, «скажи Церкви» ( Мф.18:17 ). Ясно, что сказать можно только людям, а не учению. Значит, Церковь – не учение, но общество. Также в книге Деяний Апостольских говорится, что пресвитеров Ефесских Бог поставил «пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян.20:28 ), а пасти опять-таки можно только живые существа, в данном случае – людей, а не учение. И Ап. Иоанн говорит: «Я писал Церкви» ( 3Ин.1:9 ), а писать можно только людям, а не учению. – Нельзя ли назвать Церковью всякое собрание во имя Христово? Нет, нельзя, потому что тогда получится множество всяких обществ, часто враждебных друг другу и друг на друга не похожих, и всех из придётся признать за подлинно христианские общества. Сектанты, когда желают оправдать свою непринадлежность к Церкви Христовой Православной, то говорят, что им нет надобности принадлежать к ней, потому что-де Сам Спаситель сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф.18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Первая заповедь: да веруем в Сына Божия. Кто исповедует, что «Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (1Ин.4,15). Кто хочет Богу угождать без Господа Иисуса Христа, да слышит приговор себе — только тот имеет и Отца, кто имеет Сына. «А всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать». Так что отвергающий, яко Иисус есть Христос, отметается Отца и Сына. «И сей есть антихрист» (1Ин.2,2–23). Кто не верует в Сына, тот Самого Бога творит лжа, потому что не верит свидетельству, которым «свидетельствовал Бог о Сыне Своем» (1Ин.5.10). Так — все, что вы слышали исперва, в вас да пребывает! «Если в вас пребудет, что вы слышали исперва, и вы в Сыне и Отце пребудете» (1Ин.2,24). Ибо «всяк преступали и не пребывали во учении Христове Бога не имать: пребывали же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать» (2Ин.1,9). Вторая заповедь: да любим друг друга. Кто во Христе, тот должен и ходить так, как Тот ходил (1Ин.2,6). А «Он душу Свою положил за нас» (1Ин.3,16). Итак, «возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, и мы должны друг друга любити” (1Ин.4.11). „Бог любы есть, и пребывала в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин.4.16). Обманывает себя тот, кто говорит: «Люблю Бога — и довольно». Нет. Заповедь такова, чтоб любящий Бога любил и брата своего. Ибо, «кто не любит брата, которого видит, Бога, Которого не видит, как может любить» (1Ин.4.20). Обманывает себя и тот, кто говорит: «Буду любить братий — и довольно». Нет. Таков закон, что чад Божиих истинно любит только тот, кто Бога любит (1Ин.5,2). «Кто не любит брата, тот пребывает в смерти. Потому и знаем, что мы прешли от смерти в Живот, если любим братию. Кто же ненавидит брата, тот человекоубийца есть и не имеет Живота Вечного, пребывающего в себе» (1Ин.3,14–15). Так, братие, только тогда, как «любим мы друг друга, Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4,12). «Возлюбленный, не уподобляйтеся злому, но благому», ведая, что только «благотворняй от Бога есть, а злотворяй не виде Бога» (3Ин.1.11). «Если кто имеет богатство мира и, видя брата нуждающегося, затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? Чадца моя, не любым словом, но делом и истиною» (1Ин.3,17–18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Да! Это проблема… И, как видим, не только иудеев, но и христиан. Об одном из таких гордецов апостол Иоанн позже скажет: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» ( 3Ин.1:9–11 ). Таких «Диотрефов» и в наше время хватает, которые любят господствовать и превозноситься над народом Божиим, запрещают и изгоняют из церкви. Таковым давно бы надо понять, что они и рядом с церковной оградой не стояли. Сказано: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» ( 1Пет.5:2–3 ). Да! Именно «гнусной корысти» ради некоторые и ищут для себя власти над народом Божиим, но, как мы прочитали у апостола Иоанна, таковой «не видел Бога». «Три путешественника нашли однажды на дороге драгоценную находку. Надлежало разделить ее поровну между всеми. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна. Но диавол тотчас явился со своими спутниками – духами зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись своей находкой, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы одному завладеть сокровищем. Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов. Один отправился. Двое оставшихся на месте договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить между собой его часть. Между тем отправившийся за припасами решил отравить их ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному. Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную им пищу, оба умерли. Драгоценная находка осталась на месте ждать других безумцев или более достойных людей» 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ст.8. « А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья ». Ст.9. « И отцем себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах ». Ст.10. « И не называйтесь наставниками; ибо один у вас наставник – Христос ». Если все эти свидетельства понимать по сектантски. т, е. в смысле запрещения пастырям именоваться учителями, отцами и наставниками; тогда свидетельства эти окажутся в неразрешимом противоречии с другими местами св. Писания. В самом деле: если нельзя называться пастырям учителями, то о каких, в таком случае, учителях говорит апостол Павел, когда утверждает, что Сам Бог « поставил (в Церкви) одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями » ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 )? Если пастыри не имеют права именоваться отцами, то почему святой апостол Павел писал в послании Коринфянам: « Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 )? Не разумел ли и Апостол Иоанн себя отцем христиан, когда постоянно именует их в посланиях детьми своими и говорит, например, так: «для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине « ( 3Ин.1:4 ). Наконец, если пастыри не могут называться наставниками, то о каких тогда наставниках говорит апостол Павел, когда призывает христиан: « поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие » ( Евр.13:7 ). Дело в том, что слова Спасителя, запрещавшие апостолам именоваться учителями, отцами и наставниками, имели в виду лишь взаимные отношения самих двенадцати апостолов между собою, но не касались отношения апостолов к остальным христианам. Как видно из Евангелия между апостолами не раз возникал вопрос, – кто из них больший, другими словами, кто из них по отношению к другим апостолам является учителем, отцом и наставником? Отвечая на этот вопрос, Спаситель и объясняет апостолам, что они все равны, ни один из них по отношению к остальным апостолам не может называться учителем, отцом и наставником; таковым для апостолов является Сам Бог , а они по отношению к друг – другу только – братья. Да и самая мысль о старшинстве и превосходстве над другими должна быть, по учению Спасителя, чужда апостолам, так как в Царстве Христовом. Ст.11; 12. « Больший (из вас) да будет (вам) слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Указанное различие терминов со всею решительностью дано в огромной, чтобы не сказать почти во всей, массе новозаветных мест. Ср. особенно: γαθοεργω 1Тим. 6:18 , где τ γαθν является принципом и целью для ργοις καλος, – γαθοποιω Мк. 6:9. 33, 35 ; 1Пет. 2:15. 20; 3:6. 14 ; 3Ин. 11 ; γαθοποια 1Пет. 4:11 ; γαθοποις 1Пет. 2:14 , – особенно γαθς: Мф 5:17. 18; 19:16. 17; 22:10; 25:21; Лк. 6:45; 23:25; Ин. 5:29; Деян. 9:36; 23:21; Рим. 2:7. 10; 3:8; 5:7; 7:12. 13. 18. 19; 8:28; 9:11; 12:2. 21; 13:3–4; 14:16; 15:2; 16:19; 2 Кор. 5:10; 9:8; Еф. 2:10; 4:28; 3:17; 6:8 Фил. 1:6 Кол. 1:10 1 Фес. 5:15 1 Тим. 1:5. 19; 2:10; 5:10; 2 Тим. 2:21; 3:17; Тит. 1:16; 2:5. 10; 3:1; Флм. 6:14 1 Пет. 3:11. 13. 16. 21. Но γαθουργω Деян. 14:24 и нек. немн. γαθς предст. исключение. Тоже καλς Мф. 15:7 Мк. 7:6. 9; 12:28. 32; 16:18; Лк. 6:26. 48; 20:39; Ин. 4:17; 8:48; 13:13; 18:23; Деян. 10:33; 25:10; 28:25; Рим. 11:20; 14:17; 2 Кор. 11:4; Гал. 4:17; 5:7; Фил. 4:14; 1 Тим. 3:4. 12. 13; 5:17; Евр. 13:18; 2 Пет. 1:19 3 Ин. 6; исключения: Мф. 12:12 ; Мк. 7:57 ; Лк. 6:27; 8:15 и м. б. Иак. 2:3. 8 . Тоже καλς: напр. Рим. 7:16; 14:21; 1 Кор. 5:6; 9:15; 1 Фес. 5:21; 1 Тим. 1:8. 18; 2:3; 3:1. 7. 13; 4:4. 6. 5. 10; 6:12. 19; 2 Тим. 1:14; 2:3; 4:7; Иак. 2:7; 3:13; 1 Пет. 2:12; 4:10 др. Безразлично с αγαθος: Тит. 2:7. 14; 3:8. 14; Евр. 5:14; 10:24; 13:9. 18; Иак. 4:17; 1 Пет. 2:12 и др. Но исключения конечно не подрывают наблюдения, особенно по отношению к VII главе 1 Коринфянам, где явная намеренность в употреблении одного термина и избежание другого стоит пред глазами. Притом при употреблении καλς в нравственных отношениях надо иметь в виду, что им все-таки ударяется более на внешнюю и эстетическую сторону блага или на красоту его, так как высшее благо или το γαθν у греков представлялось не только как «правда» (δκη и δικαιοσνη Нов. Зав.) или «истина» (λθεια и в Н. З.), но и как «красота» (τ καλν). Отсюда смешение терминов в обычной речи, строго различаемых в языке богословском. В Нов. Завете, соответственно главной стороне его назначения и характера, преимущественно раскрывается первая, нравственно-практическая сторона блага. Вторая также глубоко проникает весь Н. Завет, но по связи с первой, т. е. не как философско-метафизическая и отвлеченно-теоретическая доктрина, но как истина нравственно-религиозного сознания. Значительно менее затрагивается третья сторона Блага, и притом, как и вторая, не сама по себе, а в служебном отношении к первой (Ср. 1Кор. 14:33 ; 1Тим. 2:9; 3:2 ; Тит. 2:10 ; 1Фес. 5:14 ; 2Фес. 3:6. 7. 11 ). См. места по конкорданции Moulton-Geden. Ср. Biblisch-Theologisches Wörterbuch der Nent. Gräcität v. Cremer к γαθς и καλς, но мало обоснованные тонкости и дробности в оттенках смысла здесь, как и постоянно в других терминах, заводят составителя в дебри бестолковщины. Этими качествами отличается и вышеук. синонимика Шмидта, как и вообще нередко немецкий экзегес – классический и библейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

195 Деян 5,34 сл.; 15,5; ср. Деян. 21:20 , где, по-видимому, тоже говорится о христианах из фарисеев. Эпизоды в Деян. 5:34-39; 23,6-9 показывают, что в апостольскую эпоху фарисеи относились к христианам вполне терпимо. Легенду о Гамалииле как христианине см. в “Житиях святых” (Кн.5. М., 1904, с.172). 196 Берахот, 6b. 197 Ин 3,1-10 . 198 Впоследствии Никодим принял участие в погребении Иисуса ( Ин. 19:39 ). В Талмуде (Санхедрин, 43а) среди последователей Иисуса назван некто Ники, или Накай. Вероятно, это имя есть сокращение от Никдимон (Никодим). 199 Мф 27,57 ; Мк. 15:43,45 ; Лк. 23:50 ; Ин. 12:42; 19,38 . 200 Мф 15,13-14 ; Лк. 6:39 . 201 2Ин. 10:41. 202 3Ин. 3:22-30. 203 Славянская версия “Иудейской войны” Флавия, II, 7,14–15. 204 Флавий И. Арх. XVIII, 5,2. 205 Ин 4,1 . 206 Мф 21,21-22 ; Мк. 11:22-23 . 207 Мф 9,23 ; ср.: Ин. 14:12 ; Быт. 1:26 ; Пс 8 . 208 Лк 11,20 . 209 Мк 16,17-18 210 Лк 5,3-11 . Эти скопления рыб объясняются тем, что со дна озера поднимается газ и оттесняет их к поверхности. 211 Мф 8,23-27 ; Мк. 4:35-41 ; Лк. 8:22-25 . 212 Лк 13,16 . 213 Мф 17,14-17 ; Мк. 9:14-29 ; Лк. 9:37-42 ; Ин. 14:12 . 214 Ин 5,14 . 215 В рассказах Мф. 13:54-58 и Мк. 6:1-6 говорится только о том, что назаряне не поверили Иисусу; Лк же (4,16–30) сообщает об их покушении на Его жизнь. Кроме того, Мф и Мк относят посещение Назарета к середине общественной деятельности Христа, а Лк – к началу. Экзегеты по-разному оценивают это расхождение. Автор данной книги исходит из возможности двух посещений Назарета. Причем вероятнее, что наиболее враждебной была вторая встреча, когда Иисус стал уже повсеместно гонимым. 216 Мк 7,33 ; Ин. 9:6-7 . 217 Мк 2,1-12 . 218 Мк 7,34 . 219 Мф 9,20-22 ; Мк. 5:25-34 ; Лк. 8:43-48 . 220 Четко определить границу, отделяющую обычное душевное заболевание от демонической одержимости, трудно. Однако, когда думают, что все исцеленные Христом “бесноватые” были просто душевнобольными, упускают из вида, что суть большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на себе) и излечение тесно связано с духовной и нравственной жизнью больного, как отмечал изобретатель инсулинового лечения Дж.Фергюсон. Важно помнить также, что в Евангелии всякий недуг рассматривался как проявление разрушительных сил мироздания (см.: Лк. 13:11-16 ).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

В отношении же к римской общине наука обладает такими ценными данными при помощи которых можно так сказать наглядно проследить здесь процесс происхождения монархического епископата. По известию Епифания, почерпнутому из одного древнего источника, Маркион, отлученный своим отцом синопским епископом, явился в Рим при Игине и здесь, сошедшись с пресвитерами из учеников апостольских, остававшихся еще в живых, просил о принятии их в общение, и получив, отказ, открыл с ними спор; «когда услышали это пресвитеры и учителя (πρεσβτεροι κα διδσκαλοι – Haer. XLII, 1)»… Итак при Игине в Риме существовало коллегиальное управление из пресвитеров и учителей, что, как мы видели, подтверждает и несколько позднейшее известие Ерма , при чем хронологические данные свидетельствуют, что Телесфор и Игин управляли почти одновременно римскою церковью», и сле- довательно, были не монархическими епископами, о чём свидетельствует уже факт, сообщаемый Епифанием, а лишь выдающимися лицами из числа римских пресвитеров и учителей. Время же деятельности Ерма в Риме (140-е годы) было периодом упорной борьбы между здешними предстоятелями и харизматиками. В 11 заповеди Пастыря изображается человек, сидящий на кафедре, и пред ним люди, занимающие скамейки (образ богослужебного собрания). По Ерму , это лжепророк, но обладающий всеми правами истинного пророка: он председательствует в собрании и говорит к народу (πλθος), но его лживость заключается в том, что он возвышает себя (ψο αυτν) и стремится к πρωτοκαθεδραν, к первоначальству в церкви. Этот пророк, по-видимому, находится еще в общине, так как сравнивается с истинным пророком, говорящим к народу. Но были и такие, которые, не найдя себе признания в церкви, «собрании праведных мужей (συναγωγν νδρων δικαων)», привлекши к себе двоедушных людей, уходили в потаенные и тесные места и здесь создавали особые общины, в которых и удовлетворяли свое честолюбие. Борьба велась не только между харизматиками, но и предстоятелями церкви, принадлежавшими к собранию праведных мужей. В притче VIII, 7 принесшие ветви хотя и зеленые, но с трещинами, истолковываются, как верные и добрые (πιστο κα γαθο), но имеющие между собой ревность, зависть из-за первенства и славы (χοντες ζλν τινα ν λλλοις περ πρωτεων κα περ δξης). Ничто не препятствует здесь видеть указание именно на римских епископов или пресвитеров, подобных φιλοπρωτεων Диотрефу в 3Ин.1:9 , стремившихся к первенству. Таким образом по крайней мере в Риме, так сказать, накануне появления монархического епископата мы наблюдаем следы борьбы о πρωτοκαθεδραν и πρωτεαν не только между харизматиками и предстоятелями церкви, но и среди последних. И действительно, первое известие о монархическом епископате в Риме обыкновенно читают в первой апологии Иустина (около 150 г.), где в изображении христианского богослужения говорится о προεστς (гл. 63), единичном предстоятеле и совершителе евхаристии, хотя « προεστς» само по себе еще не исключает коллегиального

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010