Варух в апокалипсисе пишет: «И будет после того, как наступит время явления Мессии, и он явится в славе, тогда все, которые умерли в надежде его, воскреснут (tunc omnes qui dorkerunt in spe ejus, resurgent)» (апок. Варух. 30 ) 144 . «Возвратит земля тогда умерших, которых приняла теперь, чтобы хранить их». (апок. Варух. 50 . ср. гл. 51) 145 . Раскрытие идеи всеобщего последнего суда, кроме текста из 3 Ездры ( 3Езд.7:33 ), имеет место в апокалипсисе Варуха (апок. Варух.50 ) и книге Еноха. Последний пишет: «И Он изберет между ними (воскресшими) праведных и святых... И Избранный в те дни сядет на престоле своем и все тайны мудрости будут истекать из мыслей Его» (Енох. 51:3). В апокалипсисе Варуха сказано: «Когда познают друг друга (умершие и воскресшие), тогда учредится (получит силу) суд, и наступит то, что предсказано» 146 . За всеобщим судом начнется жизнь вечная. (Ср. апок. Варух. 51 ). Енох пишет: «будет суд в вечность, который совершится над стражами, и явится вечное великое небо, и все силы небесные седмерицею будут светить во век» … (Енох.91:15–16). Это ожидание со стороны апокалиптиков обновления мира, всеобщего воскресения и суда послужило у них, по-видимому, основанием для разделения времени на два века или периода: этот век и век будущий. В книге 3 Ездры читаем: «обратится век в древнее молчание» ( 3Езд.7:30 ). Но «настоящий век не есть конец» ( 3Езд.7:42 )... «восстанет век усыпленный» ( 3Езд.7:31 ). (Ср. Енох. 91:15–16, 45:45). М. Поснов 1 Gfrorer Das Jahrhundert des Heils, Th I, s. 110–113, Othler, Real-Encyclopadie. Herzog’a t. IX, s 656. Leipzig, 1881. F. Weber, Die Lehren des Talmud Leipzig. 1880. IX – Judische Theologie auf Grund des Talmud und verwandter Schriften. Leipzig 1897, s XIII. 2 Зерно религиозного сознания образует теперь, говорит Ширер словами талмуда, положение, что Бог дал народу израильскому многие заповеди узаконения затем, что дать ему возможность получить право на тем большие награды (Makkoth Ш, 16). Schürer, Geschichte des Judischen Volkes, s 498–499, Leipsig 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…» ( Пс. 67 ; «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» ( Пс. 117 . Что касается славословия Господа, то им проникнуто и им дышит все ликующее пасхальное богослужение. Духовные песни, которые упоминает апостол Павел, до нас не дошли. Великий гимнограф святой Иоанн Дамаскин составил достойные значимости праздника умилительные стихиры Пасхи и пасхальный канон. Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16 ). Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи. Какое место в небесной иерархии занимают архангелы? иеромонах Иов (Гумеров) В духовной литературе слова архангел и ангел употребляются в двух (частном и общем) значениях. 1 . В библейских текстах ангелы (греч. aggelos – вестник) – служебные духи, Божии посланники к людям. Слово это относится ко всем небесным бесплотным силам. Отсюда выражение – весь ангельский мир. Архангелы(греч. arche – начало) – верховные ангелы, начальники над всеми ангелами: Иуд.1:9 ; 1Фес.4:16 . По учению Церкви архангелов восемь: Михаил Архистратиг (кто как Бог?) ( Дан.10:13 ; Иуд1:9 ), Гавриил (сила Божия) ( Дан.8:16 ; Лк.1:26 ), Рафаил (помощь Божия) ( Тов. 3:16 , Уриил (Бог – свет мой) ( 3Езд. 4:1 , Са(е)лафиил молитва к Богу) ( 3Езд. 4:1 , Иеремиил (высота Божия) ( 3Езд. 4:36 . К архангелам причисляются ещё Иегудиил (хвала Божия), Варахиил (благословение Божие), имена которых в Священном Писании не встречаются.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала ( Кол. 1:16 ) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божией и для пользы ближних. Архангелы ( 1Сол. 4:16 ) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы ( 1Пет. 3:22 ) наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Ангел – значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто, как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. Обращаясь к остальным Ангельским Силам, он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества ( Деян. 8:26 ; Лк. 1:26 ); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов ( Тов. 3:17, 12:15 ); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель ( 3Езд. 5:20 ); Салафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве ( 3Езд. 5:16 ); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил – возвышение к Богу ( 3Езд. 4:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наименование «архангелы» употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой, архангелами называют особых, высших ангелов, которые вообще не входят в дионисиеву иерархию. Это особые духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств. Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Священного Писания упоминаются только два архангела: – архангел Михаил (евр. «кто как Бог»), упоминается в Дан.10:13 и Иуд.9 . В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова; – архангел Гавриил (евр. «муж Божий, или сила Божия»), упоминается в Дан.8:16 и Лк.1:19 . В церковном Предании архангел Гавриил почитается как вестник Божественных тайн. Четыре архангела упоминаются в книгах неканонических: – архангел Рафаил (евр. «помощь Божия, или исцеление Божие»), упомянут в Тов.3:16 и почитается как исцелитель недугов; – архангел Уриил (евр. «огонь или свет Божий»), упоминается в 3Езд.4:1 , почитается как проводник Божественной любви, как пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания; – архангел Селафиил (евр. «молитва к Богу»), упоминается в 3Езд.4:1, 5:20 , почитается как научающий молитве; – архангел Иеремиил (евр. «высота Божия»), упомянут в 3Езд.4:36 . Есть еще два архангела, которые не упоминаются в Священном Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами: – архангел Иегудиил (евр. «хвала Божия, или славящий Бога») чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах; – архангел Варахиил (евр. «благословение Божие») почитается как служитель Божественного благословения. Лаодикийский Собор (IV век) 35-м своим правилом осудил как ересь поклонение ангелам как творцам и правителям мира, но утвердил почитание ангелов, как служителей Пресвятой Троицы, т. е. близких к Богу и для нас благодетельных. Литература. Алеипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 175–190; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 33–47; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 94–97. Вопрос 26. Творение мира видимого. Содержание и продолжительность дней творения. Совершенство творения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

О том, что Божии Ангелы непрерывно общаются с сим, ясно и неопровержимо свидетельствует Священное Писание. Отчасти из Священного Писания, а отчасти и из Священного Предания Православная Церковь узнала имена семи начальников ангельских Сил, а именно: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила (вместе с ними некоторые упоминают и восьмого – Иеремиила). Имя Михаил на еврейском языке означает кто как Бог или: кто равен Богу! Святой Михаил еще с первых христианских времен изображается как воевода, держащий в правой руке копье, которым попирает он Люцифера, сатану, а в левой руке держит он зеленеющую пальмовую ветвь. Верх копья увенчивается полотняной лентой с красным крестом. Архангел Михаил особо считается блюстителем православной веры и борцом с ересями, искажающими эту веру. Святой Гавриил означает муж Божий или крепость Божия . Он благовеститель Божиих тайн, в частности – тайны воплощения и всех прочих [тайн], к которым имеет он касательство. На изображениях в правой руке держит он светильник с возжженной внутри свечой, а в левой – зерцало из зеленого камня ясписа. Зерцало знаменует собой Божию премудрость как сокровенную тайну. Святой Рафаил означает исцеление Божие или Бог-целитель ( Тов. 3:16; 12:15 ). Изображается он так: правой рукой ведет он Товию, несущего рыбу, пойманную в Тигре, а в левой держит он лекарский алебастр. Святой Уриил – огонь или свет Божий ( 3Езд. 4:1; 5:20 ). Изображается так: в правой руке держит он меч, обращенный против персов, а в левой – пламенеющий огонь. Святой Селафиил (Салафиил) значит молитвенник Божий ( 3Езд. 5:16 ). Изображается с опущенным [долу] лицом и очами, а руки держит он на груди, как на молитве. Святой Иегудиил – прославляющий Бога . Изображается так: в правой руке держит он золотой венец, а в левой – тройной бич. Святой Варахиил – благословение Божие . Изображается так: за пазухой носит белые розы. Святой Иеремиил – возвышение Божие, возвышение к Богу ( 3Езд. 4:36 ). Почитается как внушитель и поощритель возвышенных мыслей, возносящих человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Наименование «архангелы» употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой – архангелами называют высших ангелов, которые вообще не входят в Дионисиеву иерархию. Это духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств. Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Священного Писания упоминаются только два архангела. Архангел Михаил (евр. «кто как Бог») упоминается в Дан.10:13 , Иуд.1:9 . В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова. Архангел Гавриил (евр. «муж Божий» или «сила Божия»), упоминается в Дан.8:16 , Лк.1:19 . В церковном Предании архангел Гавриил почитается как вестник божественных тайн. Три архангела упоминаются в книгах неканонических. Архангел Рафаил (евр. «помощь Божия» или «исцеление Божие») упомянут в Тов.3 и почитается как исцелитель недугов. Архангел Уриил (евр. «огонь или свет Божий») упоминается в 3Езд.4 и почитается как проводник Божественной любви, пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания. Архангел Иеремиил (евр. «высота Божия») упомянут в 3Езд.4:36 . Есть еще три архангела, которые не упоминаются в Священном Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами. Архангел Селафиил (евр. «молитва к Богу») почитается как научающий молитве. Архангел Иегудиил (евр. «хвала Божия», или «славящий Бога») чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах. Архангел Варахиил (евр. «благословение Божие») почитается как особый служитель божественного благословения. 3.11. О молитвенном почитании ангелов Вопрос о молитвенном почитании ангелов приобрел существенное значение в Новое время, в связи с тем что такое почитание было отвергнуто практически во всех протестантских деноминациях. Этот запрет основывается на словах ап. Павла: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов ( Кол.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

III сар.). Особенно же много пользовался этой книгой и находил в ней утешений и руководств Амвросий Медиоланский , полностью воспроизводящий ее откровения о загробной жизни (7 гл. ­­ De bono mortis. 10 и 11 сарр.). Он придавал пророческое значение «благовещения о Христе» признаваемым ныне позднейшими вставками наименованиям в ней: «Сын Мой Иисус Христос» ( 3Езд.7:29–32 ­­ Com. in Luc. lib. II, 31). На основании ее же (4:4) Амвросий опровергал лжеучение Македония и его единомышленников (De spiritu sancto. II, 6 сар.). В ней же Амвросий находил утешение (в 10:15–25) для родственников умерших людей (De morte Satyri. 1, 68) и вообще сам часто читал ее и советовал читать Горонтиану (Epist… XXXIV, 2) и признавал, что «говорящий здесь мнимый Ездра несравненно выше всех философов». В католическое богослужение Пятидесятницы, а также в честь апостолов, мучеников и заупокойное, вошли многие выражения из сей книги, особенно 3Езд.2:30–37 и 16:53. Таким образом, и в третьей книге Ездры, как и в предыдущих неканонических книгах, не все подлежит «недоумениям», а много поучительного, назидательного, оправдывающего помещение ее в Библии. Монографической толковательной литературы ни древность, ни новое время на третью книгу Ездры не создали. Кроме вышеупомянутых общих на неканонические книги трудов, можно указать: Volkmar. Handbuch d. Einleitung in die Apocryphen. Tüb. 1863 г. II t. LeHir. Du IV livre Esras. Etude biblique. Par. 1869. Wieseler. Das. IV B. Esra, seine Inhalt und Alter. Stud. u. kritik. 1870 г. Kabisch. Das IV B. Esra auf seine Quellen untersucht. Gotting. 1889. Но все сочинения библиологического характера. В русской литературе также существуют лишь, и то давние, библиологические монографии: Шавров. О третьей книге Ездры. Спб. 1861. Архим. Феодор. Исследование о достоинстве, целости и происхождении 3-й книги Ездры. М. 1864 г. Обозревается книга и в упомянутом сочинении о. Смирнова. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899. По изданию текста книги ценны: Bensly.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Напоследок замечу, что, отвергнув монашество, протестанты нередко открыто глумятся над ним, говоря, что в монастыри идут либо те, кто физически не способен к супружеской жизни, либо извращенцы, либо те, у кого какие-то психические отклонения. Но такова уж природа человека: те нравственные высоты, которые взять ему не под силу, он, вместо того, чтобы благоговеть перед ними, высмеивает. Так и протестант: видя в монахах такое всецелое посвящение Богу, такой подвиг, такое целомудрие и любовь к Богу, и, осознавая себя совершенно неспособным к такой ревности, вместо почтения презирает таковых, как написано: «блудница ненавидит женщину честную и весьма благонравную» ( 3Езд.16:50 ), и как Филон Александрийский назвал одно из своих творений: «О том, что худшее склонно нападать на лучшее». III. Действительно ли монахи стараются искупить и спасти себя собственными подвигами? Разговор о том, какое место в спасении человека занимают дела, и как они соотносятся с верой, уже был начат в предыдущей главе. Здесь особо скажу лишь об аскетизме. Сразу же хочу заметить, что в Православии есть много слов и понятий, которые сильно режут слух протестанта и воспринимаются им только негативно и даже «ругательно». Эти слова легко выявить по простому правилу: к ним относятся всё термины, которые есть в Православии, но нет в протестантизме. Все названия храмовых принадлежностей, которых нет у протестантов, такие как: дарохранительница, престол, жертвенник, антиминс, лампада, ладан и пр., коробят слух протестанта. Все священнические и монашеские звания – патриарх, митрополит, архиерей, схимник, архимандрит, игумен, протоиерей, старец, монах, инок, иподьякон и т.п.; названия праздников, которых нет в протестантизме, например: Крестовоздвижение, Введение во Храм и Успение Богородицы, Покрова, обретение мощей такого-то святого и пр.; названия служб и явлений православной духовной жизни: литургия, утреня, повечерие, Великий Пост, паломничество, говение, земной поклон и т.д. – всё это также вызывает отвращение 314 у протестанта.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И был ему голос, говорящий: «Ездра, возлюбленный Мой, все, о чем попросил ты, воздам каждому». 15. И тотчас же отдал он славную душу свою с великою славой, месяца октября в день восемнадцатый. И предали его земле с воскурениями фимиама и песнопениями, славное же и святое тело его неизменно дает подкрепление душам и телам прибегающих к нему в тоске. И подобает Ему слава, держава, почести и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков, аминь. 9 Впрочем, более точный перевод с еврейского – «образ познания», и это тоже существенная деталь. 258 Ср. начало т.н. «Апокалипсиса Ездры» ( 3Езд. 3:1–4 ). Здесь речь Ездры сокращена до одной фразы вместо 33 ст. в 3 Езд., где Ездра, обращаясь к Богу, пересказывает всю историю человечества от Адама до Вавилонского плена. 261 О том, что для человека, терпящего на себе гнев Бога, лучше было бы вовсе не родиться, часто можно прочесть в апокрифах. Ср. Откр. Седраха 4 и прим. 262 Ср. Завещ. Авраама 10–11; Откр. Павла 31; Откр. Богородицы 2. «Суды», «казни», «муки» – различные варианты перевода греческого «criseis». 288 О том, что младенцы в чреве питаются молоком ср. Псевдо-Плутарх. Мнения философов, V, 16, где приводится мнение Демокрита и Эпикура. 290 Упоминание в этом ряду евангелистов не только лишний раз свидетельствует о христианском происхождении памятника, но подчеркивает вневременной и внеисторический характер видений Ездры. 295 Ср. Откр. Седраха 10. Ср. описание того, как смерть в конце концов овладевает душой Авраама (Завещ. Авраама 20): «И поцеловал он руку ее, и тотчас прилепилась душа его к руке Смерти». 296 Гора – Синай, на которой к Моисею сошел Господь ( Исх. 19–20 ), чтобы дать законы еврейскому народу. По возвращении из Вавилонского плена понадобилось обновить договор (завет), заключенный на горе Синай. На этот раз духовным вождем евреев стал Ездра ( 1Езд. 8–10 и в особенности 10:3). Возможно, имеется в виду конкретный эпизод, когда Ездра читал на площади всему народу Закон Моисеев, а потом толковал его ( Неем. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Люди, признающие буквальность Сотворения мира за шесть дней, легко признают, что один из грядущих дней окажется Последним Судным днем. До Начала творения не было неба и земли, и после Конца этого мира не будет этого неба и этой земли: нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет ( 2Пет.3:13 ). Чаяние первоверховного апостола Петра подкрепляет своим Откровением апостол и евангелист Иоанн Богослов: и видех небо ново и землю нову, первое бо небо и земля первая преидоста ( Апок.21:1 ). До начала времен – до первого дня творения – можно говорить только о небытии. Шестоднев – это время, когда действовал Сам Бог, «из небытия во еже быти Приведый всяческая» причем вся (всё) Тем быша, и без Него ничтоже бысть ( Ин.1:3 ). Тем создана быша всяческая ( Кол.1:16 ). Кто принимает это церковное учение, тот не усомнится и в пакибытии – «жизни будущаго века». Если мы верим, что у мира было сверхъестественное начало в Боге (Вначале сотвори Бог… – Быт.1:1 ), то у этого мира весьма вероятно ожидать и сверхъестественного же завершения (Егда приидет Сын Человеческий… – Мф.25:31 ). Бог Сам говорит в Священном Писании: Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного ( 3Езд.6:6 ). Если, напротив, принять точку зрения эволюционистскую, согласно которой вечная вселенная развивается по естественным законам, то никакого внезапного Конца этого мира (кроме локальных катастроф) ожидать не приходится. Мир эволюционировал миллиарды лет, и даже если постепенно будет приближаться «тепловая смерть вселенной» или иные научные сценарии глобального конца, то этот процесс продлится еще десятки – сотни миллиардов лет. Творение мира из ничего – ex nihilo – совершенно нелогичное и непредсказуемое событие, не описываемое ни научными теориями, ни фантазиями художников. Материя не эволюционировала, а была создана такой, как мы ее наблюдаем во всем разнообразии ее биологических и прочих форм. Так учит Церковь . Человек и все животные – ровесники, они сотворены в один день (в день шестый). При этом человек создан последним, как венец творения, как владыка над всеми живыми видами и по особому Предвечному Божественному совету (Сотворим человека… – Быт.1:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010