3Езд.7:94 Третий вид: они созерцают данное им их Создателем свидетельство, что они при жизни сохранили закон, ввереный им. 3Езд.7:95 Четвертый вид: они сознают свой покой, которым они наслаждаются ныне, собравшись в своих хранилищах и оберегаемые в глубоком молчании ангелами, и прославление, ожидающее их в последние времена. 3Езд.7:96 Пятый вид: они ликуют по поводу того, что покинули ныне тленное и получат будущее наследие, они видят кроме того тесноту, полную тягостей, от которой они освободились и начинают чувствовать простор, блаженные и бессмертные. 3Езд.7:97 Шестой вид: им показано будет, как лицо их засияет подобно солнцу и они уподобятся по блеску звездам, став тотчас же нетленными. 97 . Ср. Дah XII:3 ; Mф XIII:43 ; 1Kop XV:41 . 3Езд.7:98 Седьмой вид, превосходящий все ранее названные: они будут ликовать с уверенностью, надеяться без посрамления и радоваться без страха, так как они спешат увидеть лицо Того, Кому они служили при жизни, и от Кого они должны получить награду, состоящую в прославлении. 98 . Ср. Mф V:8 . 3Езд.7:99 Таков удел душ праведников, возвещаемый им тотчас же. Ранее были названы пути тех мучений, которые терпят немедленно же грешники. 91–99. Блаженство праведников, подобно мучениям грешников, имеет семь видов или ступеней. Оно состоит: 1) в сознании победы над злым помышлением, 2) в созерцании мучений, ожидающих грешников, 3) в сознании своей правоты, опирающейся на закон, 4) в созерцании будущего блаженства, 5) в радости по поводу освобождения от бренных оков тела, 6) в предчувствии близкого прославления и 7) в лицезрении Бога. 3Езд.7:100 И я отвечал и сказал: «значит, душам по разлучению их с телом будет дано время, чтобы видеть то, о чем Ты мне сказал?» 3Езд.7:101 И Он сказал мне: «семь дней будет длиться их свобода, чтобы они за семь дней увидели то, о чем была выше речь, а после этого они соберутся в свои жилища. 101 . Характерно, что подобную же мысль высказывает Платон. По народным представлениям душа в течение 40 дней пребывает на свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.7:77 ибо у тебя есть сокровище дел, сохраняемое у Всевышнего, но оно не будет показано тебе до наступления последнего времени. 77 . О собирании сокровищ на небесах говорят Евангелия ( Mф VI:20 ; Лk XII: 33 : ср. 1Tuм VI:17–19 ). 3Езд.7:78 Теперь будет речь о смерти, когда выйдет от Всевышнего приговор относительно срока, чтобы умереть человеку, и когда дух выйдет из тела, чтобы снова вернуться к Тому, Кто дал его, для поклонения прежде всего славе Всевышнего. 78 . Экклезиаст. XII:7. Отрешившись от чувственной оболочки тела, душа человека с гораздо большей силой чувствует свою зависимость от Бога. Даже души грешников прежде всего идут поклониться славе Всевышнего, о которой они забывали на земле. Гункель усматривает в этом учении дальнейший шаг вперед сравнительно с возррениями Экклезиаста. По Экклезиасту дух возвращается к Богу и растворяется в Нем, прекращая свое индивидуальное существование. Ездра держится иного взгляда, по которому душа продолжает самостоятельное существование после смерти. Он влагает в слова Экклезиаста ту мысль, что душа в назначенный ей срок оставляет тело и предстает пред лице Божие. 3Езд.7:79 И, если это будут души тех, кто презирал и не сохранял путей Всевышнего, пренебрегал Его законом и ненавидел боящихся Бога, 3Езд.7:80 то таковые души не войдут в обители, но немедленно начнут в мучениях, в постоянной скорби и печали блуждать по семи путям. 79–80. Здесь нашло себе отголосок народное поверье, что души злодеев блуждают по земле после их смерти, оплакивая свое преступление. Мучения грешников разделяются на семь видов. В основе этого деления лежит еврейское представление, общее с вавилонским, о существовании 7 небес и 7 преисподних. Здесь умершие переживают заслуженное ими блаженство или мучения. Учение пророческой книги Ездры о загробных мучениях грешников носит чисто духовный характер. 3Езд.7:81 Первый путь это то, что они презрели закон Всевышнего. 3Езд.7:82 Второй путь: они уже не могут принести доброе раскаяние, чтобы жить. 3Езд.7:83 Третий путь: они увидят награду, сохраняемую для тех, кто верен заветам Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Перед третьим видением ( 3Езд.6:35–10:25 ) Ездра снова постится семь дней и молится. Ездра задаёт вопрос, почему Израиль не обладает обетованной землёй, и получает ответ, что он наследует её в грядущем веке. В ( 3Езд.7:28–29 ) излагается учение о мессии. Он будет царствовать на земле 400 лет вместе со Своими избранниками. После этого Помазанник умрёт, а вместе с Ним и все живущее, и мир на семь дней будет охвачен тишиной. Затем появится новый мир, наступит всеобщее воскресение, Всевышний взойдёт на престол, и начнётся окончательный всеобщий суд ( 3Езд.7:28 и сл.). Далее Ездра узнаёт истину, что в грядущем веке спасутся немногие, так как большинство людей, хотя они и создания Божии, являются грешниками. Судьба каждого человека решается в момент его смерти ( 3Езд.7:75 и сл.). Непокаявшиеся грешники находятся в положении блуждающих духов, временно мучимых семью страданиями. Ездра спрашивает о молитве праведников за умерших грешников, но ему отвечают, что участь человека решается в момент смерти и её невозможно изменить ( 3Езд.7:102–105 ). Во многих латинских рукописях ( 3Езд.7:38–105 ) нет, так как они прямо отрицают значение молитвы за умерших. Перед четвёртым видением ( 3Езд.9:26–10:59 ) ангел предложил Ездре подождать ещё семь дней без поста, но питаться только полевыми цветами. Ездра идёт на поле Ардатх, молится там и встречает некую женщину, которая очень печальна. Он вступает с ней в разговор, она объясняет ему, что у неё умер единственный сын, поэтому ей не хочется жить и она пришла на это поле заморить себя голодом до смерти. Ездра обличает её за такую глупость. Вдруг жена исчезает, и вместо неё с молниями и со светом появляется город. Ездра молится, ему опять является ангел и объясняет, что жена – это Сион, который находится в бедственном состоянии, но будет восстановлен. Через день происходит пятое видение ( 3Езд.10:60–12:51 ). С моря поднимается двенадцатикрылый трёхглавый орел – символ языческих царств. Однако его убил выбежавший из леса лев. Лев – это мессия, который разрушает языческое царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Автор подробно и чётко выводит формулу причинности греха в человеке. Грех наследуется от Адама, как неотъемлемый атрибут человеческой природы. Важно подчеркнуть, что автор не считает Господа источником зла. Наоборот, он говорит, что в конце времён «изменится сердце живущих и обратится в чувство иное» ( 3Езд.6:26 ), что означает уничтожение корня зла и освобождение от адамова греха. Также, автор неоднократно говорит о свободной воле, которая позволяет следовать «узкой стезей» ко спасению ( 3Езд.7:3–9 ). 1.11.2. Авторство . Так как книга чётко распадается на три части, то можно предположить, что авторов было несколько, и это не книжник Ездра. Писателем глл. 3–14, скорее всего, был простой, благочестиво настроенный иудей, который черпал свой материал из представлений, ходящих в народе. Предисловие написал еврей, уже несколько знакомый с христианским учением, а заключение – человек, стоящий на узко-иудейской точке зрения. Неизвестно, кто соединил все три части в одну книгу 102 . 1.11.3. Время и место написания . Вычислить время создания книги исследователи пытаются на основании указаний в тексте. Основная часть начинается словами: «В тридцатом году по разорении города был я в Вавилоне…» ( 3Езд.3:1 ). Из 1Езд.7:7, 8:1–3 следует, что Ездра родился, когда иудеи вернулись из плена, т. е. приблизительно через 50 лет, после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( 4Цар.25 гл.) 103 . Ещё одним источником косвенных данных о времени создания основной части книги служат сами апокалиптические видения. Сопоставляя многочисленные разрушения и сожжения ( 3Езд.3:2,10:48,11:42,12:44,48 ), исследователи пришли к заключению, что они соотносятся с периодом Римской империи. Таким образом, «разорение города», с которого начинает автор своё повествование, связано с событиями 70 г. и императорами Титом и Веспасианом. Поэтому исследователи полагают, что автор принадлежит уже христианской эпохе и его творчество можно отнести к концу I в. по Р. Х. 104 С другой точки зрения, возможно, упомянутая дата не имеет никакого отношения к датировке книги, а просто связывает книгу Ездры с книгой пророка Иезекииля «и было в тридцатый год…» ( Иез. 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

По мнению сторонников другой теории, в книге описывается преследование евреев в Фаюмском регионе Египта. В 200 году до Р. Х. евреи перешли на сторону Сирии, что и привело к гонениям. 1.10.2. Авторство . Бесспорно, автором был александрийский еврей, о чем свидетельствует его знакомство с египетскими реалиями. 1.10.3. Время и место написания . Книга написана или в конце I в. до Р. Х., или в начале I в. по Р. Х., однако, до разрушения храма в 70 г. 1.10.4. Язык оригинала . По мнению всех исследователей, 3-я книга Маккавеев была написана по-гречески, что подтверждается языковыми характеристиками текста. 1.10.5. История текста и толкования. Эта книга есть в Александрийском и Венецианском кодексах, но её нет в Ватиканском и Синайском. О книге говорится в апостольских правилах, также она упоминается блж. Феодоритом и другими церковными писателями. Отдельных исследований на русском языке о 3-й книге Маккавеев нет. Третья книга Ездры 1.11. Третья книга Ездры . Книга названа в честь Ездры – героя повествования. Он является одним из главных действующих лиц послепленной истории, и его фигура соотносима с Моисеем. В этой книге говорится, что ему был дан дар восстановить уничтоженные за время плена тексты и записать новые пророчества, не предназначенные для широкого круга читателей ( 3Езд.14:47–48 ) 100 . В разных традициях у этой книги различная нумерация. В эфиопском и арабском переводе она имеет название «Первая книга Ездры писца закона» 101 , потому что в ней описываются события, происходящие на 30-й год вавилонского плена и предшествующие событиям 1-й и 2-й книг Ездры. В Вульгате эта книга находится в приложении и называется «Четвертая книга Ездры», но начинается словами «Вторая книга Ездры пророка…». Ситуацию с названиями осложняет стремление некоторых исследователей разделить третью книгу Ездры на несколько литературных памятников. Книгу принято разделять на пролог (глл. 1–2), основную часть (глл. 3–14) и эпилог (глл. 15–16). Это деление чётко отражено в наименованиях книги по научной классификации. Поэтому 3Езд.1–2 называют 5 Ездры; 3Езд.3–14 – 4 Ездры; а 3Езд.15–16 – 6 Ездры. Отсутствие последовательности в нумерации связано с гипотезой о разновременном происхождении глав книги. Исследователи ссылаются также на тематическое различие и лингвистические расхождения вводно-заключительной и основной частей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Варух в апокалипсисе пишет: «И будет после того, как наступит время явления Мессии, и он явится в славе, тогда все, которые умерли в надежде его, воскреснут (tunc omnes qui dorkerunt in spe ejus, resurgent)» (апок. Варух. 30 ) 144 . «Возвратит земля тогда умерших, которых приняла теперь, чтобы хранить их». (апок. Варух. 50 . ср. гл. 51) 145 . Раскрытие идеи всеобщего последнего суда, кроме текста из 3 Ездры ( 3Езд.7:33 ), имеет место в апокалипсисе Варуха (апок. Варух.50 ) и книге Еноха. Последний пишет: «И Он изберет между ними (воскресшими) праведных и святых... И Избранный в те дни сядет на престоле своем и все тайны мудрости будут истекать из мыслей Его» (Енох. 51:3). В апокалипсисе Варуха сказано: «Когда познают друг друга (умершие и воскресшие), тогда учредится (получит силу) суд, и наступит то, что предсказано» 146 . За всеобщим судом начнется жизнь вечная. (Ср. апок. Варух. 51 ). Енох пишет: «будет суд в вечность, который совершится над стражами, и явится вечное великое небо, и все силы небесные седмерицею будут светить во век» … (Енох.91:15–16). Это ожидание со стороны апокалиптиков обновления мира, всеобщего воскресения и суда послужило у них, по-видимому, основанием для разделения времени на два века или периода: этот век и век будущий. В книге 3 Ездры читаем: «обратится век в древнее молчание» ( 3Езд.7:30 ). Но «настоящий век не есть конец» ( 3Езд.7:42 )... «восстанет век усыпленный» ( 3Езд.7:31 ). (Ср. Енох. 91:15–16, 45:45). М. Поснов 1 Gfrorer Das Jahrhundert des Heils, Th I, s. 110–113, Othler, Real-Encyclopadie. Herzog’a t. IX, s 656. Leipzig, 1881. F. Weber, Die Lehren des Talmud Leipzig. 1880. IX – Judische Theologie auf Grund des Talmud und verwandter Schriften. Leipzig 1897, s XIII. 2 Зерно религиозного сознания образует теперь, говорит Ширер словами талмуда, положение, что Бог дал народу израильскому многие заповеди узаконения затем, что дать ему возможность получить право на тем большие награды (Makkoth Ш, 16). Schürer, Geschichte des Judischen Volkes, s 498–499, Leipsig 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Судя других, на суде должно быть нелицеприятным 11 (24) декабря (Слово от жития Епифаниева, яко право судити на суде и не обиноватися на суде ни богата, ни убога. Пролог Декабрь 11) Некоторые из людей, которые поставлены судьями над другими, ошибаются вот в каком случае. Приходит, например, судиться богатый и бедный. Первый из них прав, а последний нет, ясно, значит, что первого надо считать правым, а не второго. А между тем, иной простодушный судья и думает: «Как же я буду судить бедного? Ведь сказано: вдовицу оправдай, сиру суди, нищему дай» ( 3Езд. 2, 20 ). И, основываясь на таком своем размышлении, нищего неправого оправдывает, а правого богатого обвиняет и думает, что он сделал дело доброе. Нет, братие, это не так. Если ты судья, то суди не как человек, а как судит Господь; а у Господа несть неправды, ниже дивления лицу ( 2Пар. 19, 7 ). Суди же нелицеприятно, а иначе ничего доброго из твоего суда не выйдет. В житии св. Епифания пишется следующее. Был в его епископской области человек, по имени Савин, диакон, который занимался писанием книг и отличался благочестием и мудростью. Ученостью своею он стал выше всех живших с ним монахов, и Епифаний, вследствие сего, поручил ведать ему церковный суд. И вот однажды пришли к нему судиться двое: богатый и бедняк. Савин стал на сторону нищего и решил дело кончить в его пользу, тогда как на самом деле был прав богатый, а не он. Епифаний, находившийся в сокровенном месте, слышал слова тяжущихся и Савина, миловавшего нищего на суде. Вскоре, когда он увидел неправо суд творившего диакона на чреде служебной, он подозвал его к себе и тихим голосом сказал ему: «Иди, чадо, и пиши книги и поучайся тому, что в них написано, чтобы чрез это сделаться мудрым в решении дел тяжебных, но на суде не милуй и нищего, раз он неправ, и не обижай богатого, если он в своем деле чист». С сих пор св. Епифаний отстранил Савина от производства дел судебных и уже всех приходивших к нему сам судил с утра до вечера, соблюдая при этом полное беспристрастие и не нарушая истины. Так вот, братие, как поступал св. Епифаний, так должны поступать и все другие, суд творящие. Милость хвалится на суде, но милость разумная. Праведный суд судите, говорит слово Божие. А то какая же правда будет на суде, когда невинный будет плакать, а виновный радоваться? Скажете: «Да ведь последний беден, надо пощадить его?» – «Ну да, щадите, но во всяком случае не на горе невинному, хотя бы сей и богат был. Какое вам дело до его богатства». Богатство богатством, а правда правдою. И, раз богатый прав, то и судите его по правоте его, а неправого, кто бы он ни был, не предпочитайте ему. Будите же мудри яко змия и цели яко голубие. И вся у вас благообразно и по чину да бывают. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Иудифи (Иудифь). 6 . Товита (Тов.). 7 . 2-я Ездры (2Езд.). 8 . 3-я Ездры (3Езд.). 9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3Мак.). Авторитет последних книг высок, и, хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога. Новый Завет говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги. Законоположительные: 1 . Евангелие от Матфея (Мф.). 2 . Евангелие от Марка (Мк.). 3 . Евангелие от Луки (Лк.). 4 . Евангелие от Иоанна (Ин.). Исторические: 5 . Деяния апостолов (Деян.). Учительные книги – это Послания апостолов. Соборные, обращенные ко всем Церквам: 6 . Иакова (Иак.). 7–8. 1-е и 2-е Петра (1, 2Петр). 9–11. 1-е, 2-е, 3-е Иоанна, (1, 2, 3Ин.) 12 . Иуды (Иуд.) Послания апостола Павла: 13 . К Римлянам (Рим.). 14–15. 1-е и 2-е к Коринфянам (1, 2Кор.). 16 . К Галатам (Гал.). 17 . К Ефесянам (Еф.). 18 . К Филиппийцам (Фил.). 19 . К Колоссянам (Кол.). 20–21. 1-е и 2-е к Фессалоникийцам (1, 2Фес.). 22–23. 1-е и 2-е к Тимофею (1, 2Тим.). 24 . К Титу (Тит.). 25 . К Филимону (Филим.). 26 . К Евреям (Евр.). И наконец, пророческая книга – 27 . Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.). В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью , мы можем узнать волю Бога. Однажды «некто спросил преподобного Антония: “Что мне делать, чтобы угодить Богу?” – “Что велю тебе, – отвечал старец, – то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога перед своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании ; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай эти три Заповеди – и спасешься”». Символ Веры Азами Православной веры, без следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры . Знание его необходимо для того, чтобы узнать Бога и угодить Ему. Символ Веры читается наизусть крещаемым перед Таинством Крещения, он поется на Литургии, желающий принести покаяние также должен сначала произнести Символ Веры , по церковным правилам то же требуется от желающих вступить в церковный брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

3Езд.16:17 Горе мне, горе мне! Кто избавит меня в те дни? 3Езд.16:18 Начнутся болезни,– и многие восстенают; начнется голод,– и многие будут гибнуть; начнутся войны,– и начальствующими овладеет страх; начнутся бедствия,– и все вострепещут. 3Езд.16:19 Что мне делать тогда, когда придут бедствия? 3Езд.16:20 Вот, голод и язва, и скорбь и теснота посланы как бичи для исправления: 3Езд.16:21 но при всем этом люди не обратятся от беззаконий своих и о бичах не всегда будут помнить. 3Езд.16:22 Вот, на земле будет дешевизна во всем, и подумают, что настал мир; но тогда-то и постигнут землю бедствия – меч, голод и великое смятение. 3Езд.16:23 От голода погибнут очень многие жители земли, а прочие, которые перенесут голод, падут от меча. 3Езд.16:24 И трупы, как навоз, будут выбрасываемы, и некому будет оплакивать их, ибо земля опустеет, и города ее будут разрушены. 18–24. Нарисованная здесь картина бедствий вполне совпадает с событиями, имевшими место в Египте в половине III века (XV:16–19). 3Езд.16:25 Не останется никого, кто возделывал бы землю и сеял на ней. 3Езд.16:26 Дерева дадут плоды, и кто будет собирать их? 3Езд.16:27 Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение. 3Езд.16:28 Трудно будет человеку увидеть человека, или услышать голос его, 3Езд.16:29 ибо из жителей города останется не более десяти, и из поселян – человека два, которые скроются в густых рощах и расселинах скал. 3Езд.16:30 Как в масличном саду остаются иногда на деревах три или четыре маслины, 3Езд.16:31 или в винограднике обобранном не досмотрят несколько гроздей те, которые внимательно обирают виноград: 3Езд.16:32 так в те дни останутся трое или четверо при обыске домов их с мечом. 29–32. Ср. Mф XXIV:40–41 . 3Езд.16:33 Земля останется в запустении, поля ее заглохнут, дороги ее и все тропинки ее зарастут терном, потому что некому будет ходить по ним. 3Езд.16:34 Плакать будут девицы, не имея женихов; плакать будут жены, не имея мужей; плакать будут дочери их, не имея помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010