А вот какое ясное пророчество о Христе, что Он – Сын Божий, о Его полном имени и Его смерти: «Ибо откроется Сын Мой Иисус ... А после этих лет умрет Сын Мой Христос ...» ( 3Езд.6:28–29 ); ср. 3Езд.13:37 : «Сын же Мой обличит нечестия...». Пророчество о воскресении, Страшном Суде и воздаянии: «И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда. И откроется озеро мучения, а против него место покоя; видна будет печь геенны, а против нея рай сладости. И скажет тогда Всевышний пробудившимся народам: «посмотрите и поймите, кого вы отвергли, кому вы не служили и чьи заповеди вы презрели. Взгляните прямо пред собою и напротив: там сладость и покой, а тут огонь и мучения». Вот что скажешь Ты им в день суда» ( 3Езд.7:32–35 , (36–38)). А вот пророчество о последнем времени: «и однолетние младенцы заговорят своими голосами, и беременные женщины будут рождать недозрелых младенцев через три и четыре месяца, и они останутся живыми, и укрепятся» ( 3Езд.6:21 ). Действительно, мы все свидетели исполнения данного пророчества: в последнее время всё чаще появляются такие дети, которые в 1 год бегло разговаривают, а медицина не так давно достигла того, что действительно, трёх-четырёхмесячные дети могут быть выхоженными, о чём во все прежние века и помыслить было невозможно. Так не ясно ли, что такое пророчество могло быть произведено лишь всеведущим Духом Божиим? При описании войн последнего времени Ездра упоминает о «мечах летающих» ( 3Езд.15:41 ). Очевидно, ему были показаны летящие ракеты (или самолёты), которые он описал таким выражением. Но как он мог говорить о летающих мечах, если Господь не открыл бы ему этого? Теперь хочу дать краткую характеристику каждой из отвергаемых протестантами книг в отдельности, отвечая по ходу на те возражения, которые приводит против этих книг Джош Мак-Дауэлл (ссылаясь на Ральфа Эрла).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

36 (106). Быm XVIII:32 . Ucx XXXII:32 . Авраам просил Бога о спасении Содома, где жил его родственник Лот. Моисей молил Бога о прощении народа израильского после того, как евреи слили золотого тельца, в противном же случае выражал желание быть изглаженным из книги, куда он вписан. 3Езд.7:37 Иисус после него – за Израиля во дни Ахана; 37 (107). В печатном тексте Вульгаты имя Иисуса Навина не названо ввиду того, что далее время его деятельности отнесено к Ахазу и Самуилу. Речь была отнесена вообще к деятелям жившим после Моисея. Преступление Ахана состояло в том, что он взял из заклятого. По молитве Иисуса Навина о причинах военных неудач, Бог указал виновного и повелел побить его камнями ( Hab VII:1, 6–26 ). В рукописях латинского текста и восточных переводах виновный назван Ахаром, согласно с LXX. Происхождение ошибки в печатном тексте объясняется сходством по начертанию греческих слов A­ χρ и A­ χαζ. 3Езд.7:38 Самуил и Давид – за погубляемых, Соломон – за тех, которые пришли на освящение; 38 (108). В восточных переводах – сирском, эфиопском и арабском указано время деятельности Самуила: «Самуил во дни Саула». Самуил, по его собственным словам, всю жизнь не переставал возносить молитвы за свой народ как в мирное, так и в военное время ( 1Цap VII:9; XII:19, 23 ). Давид молился о прекращении моровой язвы, похитившей 70 000 человек ( 2Цap XXIV:15–25 ). Соломон при освящении храма ходатайствовал пред Богом обо всех, кто придет во святилище излить свои чувства пред Богом по поводу тех или иных событий общественной и частной жизни ( 3Цap VIII:22–61 ). 3Езд.7:39 Илия – за тех, которые приняли дождь, и за мертвеца, чтобы он ожил; 39 (109). При Ахаве за грехи народа царство Израильское сделалось жертвою жестокого голода вследствие засухи. По молитве пророка Илии был послан дождь, и голод прекратился ( 3Цap XVIII:1–2, 18–45 ). С еще большей силою сказалось предстательство Илии пред Богом в воскрешении сына сарептской вдовы ( 3Цap XVII:17–23 ). 3Езд.7:40 Езекия – за народ во дни Сеннахирима, и многие – за многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дарование Синайского законодательства сопровождалось целым рядом знамений, которым внимала вся природа и народы всей вселенной. Конец стиха изображает отголоски их в преисподней и на небе: «Ты поверг в трепет бездны и в смятение небо (saeculum)». Под веком, судя по контексту, несомненно разумеется небо (ср. VI:1; VIII:20; Nc LXVII:9 ). Такая замена и сделана в одной из латинских рукописей. 3Езд.3:19 И прошла слава Твоя в четырех явлениях: в огне, землетрясении, бурном ветре и морозе, чтобы дать закон семени Иакова и радение роду Израиля, 19 . В подлиннике, равно как и в славянском переводе, говорится о прохождении славы Божией через четверо врат (portas quattuor). Эти врата – огонь, землетрясение, ветер и град. Гункель (354) видит здесь следы еврейского учения о семи небесах. Гипотеза эта создана вавилонскими астрономами для объяснения движения планет и в Иудействе подверглась сильным изменениям. В четырех нижних небесах и помещаются перечисленные здесь огонь, землетрясение, бурный ветер и град. Первые три из них упоминаются в рассказе о явлении Господа Илии пророку ( 3Цap XIX:11–12 ). В Псалтири в числе других величественных явлений природы, сопровождающих вмешательство небесных сил в земные отношения, назван и град (XVII:13–14). 3Езд.3:20 но не отнял у них сердца лукавого, чтобы закон Твой принес в них плод. 3Езд.3:21 С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. 3Езд.3:22 Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое. 20–22. Причина греха лежит в злом сердце (cor malignum) человека (ср. Быm VI:5, VIII:21 ). Злое сердце повлекло за собою нарушение заповеди Адамом и продолжает столь же пагубно действовать и на все потомство. Оно не может быть отожествляемо с дыханием жизни, которое Бог вдунул в человека: оно принадлежит к той стороне человека, которая была создана из праха. Вследствие кровного телесного родства все потомство наследует от Адама свойства его сердца. Родство это не распространяется на духовную сторону человека: души всех людей сотворены вначале (IV:36).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33 . Выражение «Дом ваш пуст» взято из обличительной речи Спасителя в Иерусалимском храме ( Mф XXIII:36 : Лk XIII:35 ). Сравнение судьбы разоренного Израиля с мякиной, уносимой ветром с гумна, встречается у пророка Осии (XIII:3). В одном из испанских кодексов ближайшею причиною оставления евреев Богом и рассеяния их выдвигается то обстоятельство, что они отвергли Господа и предали Его смерти на древе. «Так говорит Господь Вседержитель: «Вы приняли меня не как Отца, освободившего вас из рабства, а как беззаконника, и предали смерти, повесив на древе. Вот дела, которые вы совершили». Посему говорит Господь: «Возвратится Отец Мой и ангелы Его и рассудят между Мною и вами. Разве не исполнил Я повеления Отца, разве не питал Я вас, разве не сделал того, что приказал Мой Отец? Я буду состязаться с вами на суде», – говорит Господь». Подлинность приведенного места вне сомнения, так как оно цитируется с указанием источника в греческом «Прении Сильвестра с иудеями» и в латинском переводе этого памятника (James, XXXVIII-XL). Очевидно, исследуемая нами книга некогда существовала на греческом языке, с которого и сделан латинский перевод (Лике, 212, Гильгенфельд XLVI-XLIX, Гугшмид, 233). На этом основании должна быть отвергнута недавняя гипотеза Лабура (Labour. Le cinquierme livre d " Ezdras. Revue Biblique), высказывающегося за появление книги на латинском языке в V или VI веке. Пропуск данного места во французской версии и в Вульгате объясняется тем, что оно слишком выдавало христианское происхождение книги. Речь о распятии Господа на кресте, как о совершившемся факте, представлялась неестественною в устах ветхозаветного Ездры. 3Езд.1:34 и сыновья не будут иметь потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали то, что зло предо Мною. 3Езд.1:35 Предам домы ваши людям грядущим, которые, не слышав Меня, уверуют, которые, хотя Я не показывал им знамений, исполнят то, что Я заповедал, 3Езд.1:36 не видев пророков, воспомянут о своих беззакониях. 35–36. В противоположность жестоковыйному Израилю, грядущие люди из языческой среды добровольно несут в дар Богу свою веру, не нуждаясь для этого не только в чудесах, но даже в проповеди пророков. Они веруют в Бога не слыша о Нем из чьих-либо уст, а повинуясь лишь голосу своей совести (ср. Puм II:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 9 Время и признаки конца (1–13). Повреждение нравов как причина малого числа спасающихся, заранее избранных Богом (14–22). Обещание нового откровения (23–25). Четвертое видение . Недоумение Ездры по поводу сохранения в силе закона, несмотря на гибель избранного народа (29–37). Видение жены и рассказ ее о рождении сына и его браке (38–47). 3Езд.9:1 Он отвечал мне и сказал: измеряя измеряй время в себе самом, и когда увидишь, что прошла некоторая часть знамений, прежде указанных, 3Езд.9:2 тогда уразумеешь, что это и есть то время, в которое начнет Всевышний посещать век, Им созданный. 3Езд.9:3 Когда обнаружится в веке колебание мест, смятение народов, 3 . В печатном тексте перечень признаков конца дается в кратком виде. В латинских рукописях их названо пять: «И когда будут наблюдаться в веке мятежи в странах, беспорядочное передвижение народов, посягательства племен, непостоянство вождей и смятение среди правителей, тогда ты поймешь, что об этом и говорил Всевышний». Названные здесь нарушения обычного порядка политической жизни составляют необходимую принадлежность всех эсхатологических картин. Историческое понимание их не имеет в пользу себя оснований. Гутшмид (272–275) видит в первом признаке отголосок землетрясения, бывшего в год Актейской битвы и засыпавшего 30 000 человек и множество скота. Под посягательствами племен он разумеет вторжение парфян в Палестину (40 г. до Р. X.); под осквернением народа, о котором идет речь в эфиопском тексте, кровавую войну между сторонниками Антигона и Ирода, осаду Иерусалима Соссием, кровавую расправу Ирода над патриотами (37 г.) и, наконец, на умерщвление Аристовула, от которого убийц не удержало его малолетство (36). Отсутствие единства власти указывает, по мнению Гутшмида, на раздоры, вспыхнувшие между Антонием и Октавианом; безвыходное положение топархов – на тот ужас, который переживал Ирод при известии об Актейской битве. Отправляясь к Октавиану, он умертвил старика Гиркана и в случае неудачи в своей попытке дал приказ покончить со своей женой и ее матерью из рода Маккавеев. Гильгенфельд видит здесь указание на убийства Цезаря, вызвавшее необычайное волнение в государстве (44 г. до Р. X.), прекращенное лишь с воцарением Октавиана. Фолькмар (365–367) с таким же успехом подбирает целый ряд фактов, имевших место по смерти Домициана. Народы, только что укрощенные им, сарматы, дакийцы, маркоманны, парфяне и германцы, снова поднялись при Нерве и одерживали верх над римскими легионами. Смятение в правителях указывает, по мнению Фолькмара, на мятеж, происшедший во дворце и кончившийся отречением Нервы от престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.7:70 может быть, из бесчисленного множества остались бы только весьма немногие. 3Езд.7:36 И откроется озеро мучения, а против – него место покоя; видна будет печь геенны, а против нея – рай сладости. 36 . Ср. Лk XVI:23 ; Mф XXV:41 . 3Езд.7:37 И скажет тогда Всевышний пробудившимся народам: «посмотрите и поймите, Кого вы отвергли, Кому вы не служили и Чьи заповеди вы презрели. 3Езд.7:38 Взгляните прямо перед собою и напротив: там сладость и покой, а тут огонь и мучения.» Вот что скажешь Ты им в день суда. 3Езд.7:39 Этот день таков, что не имеет ни солнца, ни луны, ни звезд, 3Езд.7:40 ни облака, ни грома, ни молнии, ни ветра, ни дождя, ни тумана, ни мрака, ни вечера, ни утра, 3Езд.7:41 ни лета, ни весны, ни жары, ни зимы, ни мороза, ни холода, ни града, ни дождя, ни росы, 3Езд.7:42 ни полдня, ни ночи, ни предрассветных сумерок, ни блеска, ни ясности, ни света, кроме одного лишь сияния светлости Всевышнего, вследствие чего все могут видеть то, что пред ними. 39–42. В основе настоящей картины лежит мысль, что вся тварь исчезает пред лицом Создателя в сознании своего ничтожества. Ср. Aм V:18 ; Uc IX:19–20 ; Omkp XXI:23; XXII:5 . 3Езд.7:43 Его длительность будет такая же, как седьмины лет. 43 . Суд захватывает столько же времени, как и творение мира. В этой подробности автор продолжает параллель между началом и концом мира. 3Езд.7:44 Таков суд Мой и его порядок. Одному тебе Я открыл это. 3Езд.7:45 И я отвечал: «я говорил уже, и теперь скажу: блаженны живущие и исполняющие заповеданное Тобою. 45 . См. VII:17. 3Езд.7:46 Но я молил о следующем: найдется ли кто из живущих, чтобы не грешил, или найдется ли кто из родившихся, чтобы не нарушал Твоего завета? 46 . См. VII:18. 3Езд.7:47 И теперь я вижу, что будущий век принесет сладости немногим, а мучения многим. 3Езд.7:48 Ибо внутри нас выросло сердце злое, которое удалило нас от Него и привело нас к тлению и путям смерти, показало нам тропинки погибели и удалило нас от жизни, притом не малое количество, но почти всех, кто был сотворен.»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фолькмар без достаточных оснований предполагает, что под обителями, где пребывают праведники, разумеются гробницы. В противоположность грешникам, блуждающим в беспокойстве по земле, праведники мирно покоятся в могилах. Поэтому для наблюдения ожидающего их блаженства и предстоящих грешникам мучений им дано 7 дней, в соответствие 7 видам блаженства, после чего наступает безмятежный покой. Несомненно, под обителями автор разумеет место, где пребывают души праведников по разлучении с телом. Оно близко напоминает те хранилища, где пребывают души всех людей до их рождения. Обширный отдел, рисующий блаженство праведников и мучения грешников, отражает народные представления, современные автору. Они привлечены автором с целью осветить его основной вопрос: возможно ли ходатайство праведников за грешников. Они могли бы иметь значение в том только случае, если бы до суда как праведники, так и грешники находились в состоянии полного покоя, не получая ни наград, ни наказаний. Но раз этого нет, и умершие немедленно по разлучении души с телом начинают, хотя и не вполне, переживать ожидающую их в будущем веке участь, то молитвы праведников уже бессильны изменить их судьбу. 3Езд.7:102 И я отвечал и сказал: если я нашел милость пред очами Твоими, то покажи мне, рабу Твоему, кроме того, могут ли в день суда праведники достигнуть оправдания нечестивых или молить за них Всевышнего, 3Езд.7:103 отцы за сыновей, сыновья за родителей, братья за братьев, родственники за своих близких или друзья за дорогих для них лиц». 3Езд.7:104 Он отвечал мне и сказал: так как ты нашел милость пред очами Моими, то Я покажу тебе и это. День суда решительный, и являет всем печать истины. Подобно тому, как ныне отец не посылает сына, или сын отца, или господин раба, или друг самого дорогого для него человека с тем, чтобы тот думал за него, или спал или ел, или лечился, 3Езд.7:105 так никогда никто не будет за кого-либо ходатайствовать, но каждый принесет тогда свои правды или неправды. (Далее следует 36 стих (106) Синодального перевода 3-ей книги Ездры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«О что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходили» ( 3Езд.7:48 ). Однако свобода сохранилась и после падения, так что люди не имеют оправдания во грехах своих (ср. 3Езд.8:55–61 ) 101 . Есть указание на грех и в книге Еноха, например, 3Езд.1:9, 5:6–9, 10:16–22 ). Мы видим, что содержание 3 кн. Ездры и чаяния её будущего проникнуты существенно этическим характером. Здесь нет даже таких ярких образов при описании будущего, какие встречаются у пр. Исаии и в псалмах, или в апокалипсисе Варуха (гл. 29). Заметно даже пренебрежете или осуждение средств насилия при борьбе Избранного с врагами (ср. 3Езд.13:3–38 ). Кроме рассмотренных, есть еще один апокалипсис, но уже являющийся подражанием не иудейскому пророчеству, а кутающийся в одежду языческого оракула. Мы разумеем книги Сивилл (Oracula Sibyllina), литературный сборник разновременного происхождения александрийского иудейства. Богатством мессиалогического и эсхатологического материала особенно отличается 3-я книга Сивилл, и именно стихи с 97–807, относящиеся к 140 г. до Р.Х. 102 , и с 36–92, приписываемые времени Антония и Клеопатры, т.е. 2-й половины 1-го века до Р.Х. 103 Мы не будем подробно излагать содержание указанных стихов, а остановимся лишь на самых важных. Так, неизвестный автор, при описании мировых событий и переворотов изображая те бедствия, которые причинит Египту вышедший из Азии «сильный царь, могучий орел», – продолжает: «тогда (когда бедствия губительной войны достигнув крайних пределов) с востока (собственно с солнца) Бог пошлет царя, который успокоит землю от губительной войны, умерщвляя одних и исполняя твердые обетования (данные) другим 104 (ст. 652–654). «Но все это он совершит не по собственной воле, а исполняя высшие определения великого Бога» 105 . Тогда народ Божий опять овладеет великими богатствами и будет украшаться золотом, серебром и пурпуром; плодоносная земля и море будут изобиловать всевозможными благами. Но цари опять начнут враждовать друг против друга, питая в сердце злобу; ещё раз властители народов вооружатся против той страны (Иуде), уготовляя себе погибель, но имея в виду уничтожить дом великого Бога и избранных мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

1.11.1. Содержание и богословие . Книга начинается с пролога, в котором звучит призыв Господа к Ездре, чтобы он указал израильскому народу на его беззакония и ожидающие его радости. Основная часть начинается с того, что через 30 лет после разрушения Иерусалимского храма Ездра находится в Вавилоне. Он скорбит о том, что Сион опустошён, а живущие в Вавилоне процветают ( 3Езд.3:1–2 ). Заслужив милость Господа праведной жизнью и по горячей молитве Ездра получает откровение Божие о грядущих временах. В книге они изложены, как семь видений. В силу невозможности восприятия Бога человеком, посредником в их беседе выступают ангелы. Автор особенно подчёркивает подготовку Ездры к каждому видению. Пост, молитва и даже, в последующих откровениях, удаление от людей, говорит о необходимости тщательной духовной работы и очищения, даже для такого прославленного праведника, как Ездра. В семи видениях Господь показывает, что источник всех скорбей, павших на судьбы избранного народа, заключается в забвении закона Божия, в пребывании в грехе и нежелании в нем раскаяться. Он неоднократно говорит о близости конца этого века и Суда, когда всем воздастся по делам их. Ездра молится и просит у Господа объяснения несчастий Сиона, грех которого не больше греха его угнетателя ( 3Езд.3:3–36 ). В ответ на его молитву происходит первое видение ( 3Езд.43:1–5:19 ). К нему является ангел, назвавшийся Уриилом («свет Божий» или «огонь Божий»), который объясняет Ездре, что пути Божии для человека непостижимы. Этот век спешит к исходу, потому что исполнен неправды и немощи. Даётся знамение апокалиптических времён и мессианского царства. Ездра хочет узнать точное время наступления нового века, но ангел Уриил упрекает его в поспешности и нетерпении. Однако, на вопрос Ездры отвечает другой ангел – Иеремиил («высота Божия»). Под Престолом Господним находятся хранилища, или «затворы», душ. Наступление нового века связано с накоплением определённого числа душ умерших. После видения ангел Уриил говорит, чтобы Ездра постился семь дней перед следующим видением. Ездра постится, снова молится, и ему является тот же ангел. Он отвечает на вопрос: «Почему Бог предал другим народам Иерусалим и избранный народ?». Ответ тот же самый: это непостижимо для понимания человека. Здесь начинает излагаться учение о двух веках: о том, что есть век сей и есть век будущий ( 3Езд.5:20–6:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В заключительной части автор пророчествует о катаклизмах, которые обрушатся на языческие царства за чудовищные гонения на избранный народ. Во всех трёх частях автор обращается к иудейской общине с призывом каяться, т. к. конец времён уже близок. Книга была призвана укрепить людей в вере в неспокойное время непрекращающихся войн, природных катаклизмов, эпидемии чумы, и утешить после очередного уничтожения Иерусалима. В книге автор поднимает ряд исторических, этических и богословских тем. Одна из основных тем книги, которая периодически звучит в разных главах, сопровождая повествование: Почему за грехи страдает только Богоизбранный народ, когда язычники так процветают? ( 3Езд.3:27–36 ); Доколе народу Израиля терпеть эти страдания? ( 3Езд.6:58–59 ); Потерпят ли наказание угнетатели? ( 3Езд.15–16 ). Господь даёт ответы на все вопросы Ездры: источник страдания – грех и отвращение от закона Божия; всем воздастся на Суде Божием, и кара Господня падёт на Рим. Одна из ведущих тем апокалиптической литературы – противостояние добра и зла – выражена в третьей книге Ездры противостоянием грешников и праведников, века нынешнего и века грядущего, народа избранного, которому был заповедан закон Божий, и языческого Рима. Одной из наград, которая ожидает праведников в тяжёлые последние времена перед концом этого века, является присутствие при явлении Спасителя. В книге Он неоднократно называется Сыном Божиим и Судьёй. Важным является то, что автор подчёркивает Его предвечное существование. Он несколько раз является Ездре и выступает в разных качествах: Он утешает праведников в последние времена ( 3Езд.7:27–29 ); в виде льва уничтожает орла Римской империи ( 3Езд.11:37–46 ), что символизирует победу Бога над дьяволом ; в виде властителя, во главе небесного воинства, поднимается из вод морских ( 3Езд.13:1–11 ). Главной идеей, сопровождающей откровения, связанные с концом века и Судом Божиим, является неизбежность и предопределённость. Время веку уже отмерено, и на молитвы об ускорении свершения Суда Господня Ездра получает ответ: всему своё время ( 3Езд.5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010