В следующую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала ( Кол. 1:16 ) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради славы Божией и для пользы ближних. Архангелы ( 1Сол. 4:16 ) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы ( 1Пет. 3:22 ) наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Ангел – значит вестник, посланник. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они просвещают низших. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто, как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. Обращаясь к остальным Ангельским Силам, он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества ( Деян. 8:26 ; Лк. 1:26 ); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов ( Тов. 3:17, 12:15 ); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель ( 3Езд. 5:20 ); Салафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве ( 3Езд. 5:16 ); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил – возвышение к Богу ( 3Езд. 4:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О том, что Божии Ангелы непрерывно общаются с сим, ясно и неопровержимо свидетельствует Священное Писание. Отчасти из Священного Писания, а отчасти и из Священного Предания Православная Церковь узнала имена семи начальников ангельских Сил, а именно: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила (вместе с ними некоторые упоминают и восьмого – Иеремиила). Имя Михаил на еврейском языке означает кто как Бог или: кто равен Богу! Святой Михаил еще с первых христианских времен изображается как воевода, держащий в правой руке копье, которым попирает он Люцифера, сатану, а в левой руке держит он зеленеющую пальмовую ветвь. Верх копья увенчивается полотняной лентой с красным крестом. Архангел Михаил особо считается блюстителем православной веры и борцом с ересями, искажающими эту веру. Святой Гавриил означает муж Божий или крепость Божия . Он благовеститель Божиих тайн, в частности – тайны воплощения и всех прочих [тайн], к которым имеет он касательство. На изображениях в правой руке держит он светильник с возжженной внутри свечой, а в левой – зерцало из зеленого камня ясписа. Зерцало знаменует собой Божию премудрость как сокровенную тайну. Святой Рафаил означает исцеление Божие или Бог-целитель ( Тов. 3:16; 12:15 ). Изображается он так: правой рукой ведет он Товию, несущего рыбу, пойманную в Тигре, а в левой держит он лекарский алебастр. Святой Уриил – огонь или свет Божий ( 3Езд. 4:1; 5:20 ). Изображается так: в правой руке держит он меч, обращенный против персов, а в левой – пламенеющий огонь. Святой Селафиил (Салафиил) значит молитвенник Божий ( 3Езд. 5:16 ). Изображается с опущенным [долу] лицом и очами, а руки держит он на груди, как на молитве. Святой Иегудиил – прославляющий Бога . Изображается так: в правой руке держит он золотой венец, а в левой – тройной бич. Святой Варахиил – благословение Божие . Изображается так: за пазухой носит белые розы. Святой Иеремиил – возвышение Божие, возвышение к Богу ( 3Езд. 4:36 ). Почитается как внушитель и поощритель возвышенных мыслей, возносящих человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О. с. р. 246, 283. 326 Пост. Апост. в русск. пер. Казань, 1864. V, 20: «В десятый день месяца Горпиея Иудеи, собравшись, читают Плач Иеремии и Варуха и во время чтения стонут и оплакивают опустошение, причиненное Навуходоносором». Здесь идет речь о чтении книги Плач в праздник очищения. Если в данном случае мы имеем дело не с ошибкой автора Постановлений Апостольских, отнесшего чтение в 9 день ме­сяца Аба к 10 Горпиея, – то во всяком случае из этого свидетель­ства видно, что во II-III вв. книга Плач уже имела у евреев литурги­ческое употребление, а, следовательно, могла читаться и в 9 день ме­сяца Аба. 327 Две новых jot. Такой прибавкой иудеи достигли и той це­ли, что в самом их алфавите получилось три jot, которыми ста­ли обозначать имя Иеговы. См. Eihhorn, Einl. I, р. 45. 328 О нем косвенно упоминает явившаяся в царствование Домициана или Нервы кн. ( 3Езд.14:44, 46 ). В ней говорится о 94 (это чтение считается наиболее верным) книгах Писания: 70 из них апокрифические, а остальные – канонические. 329 Лишь следующие: Делич, Comm. zu d. В. Iob p. 8; Бунзен, Bibelwerk, VI p. 827; Блек, О. с. p. 500 ср. 36. 674–678; Стехелин, Einl. p. 285; Рим, Einl. II p. 205, 359; Корнели, О. с. II. p. 406; Кьюнен, Hist. krit, Onderz. III p. 446. 450 not. 8., цит. no Wildeboer, O. c. p. 12. 332 Из пролога книги Иисуса сына Сирахова следует, что ко времени появления этой книги, т.е., в крайнем случай, к 130 г. до P. X. все или почти все книги Ветхого Завета были уже переведены на греческий язык 333 Напр., Furst, О. с. P. 87; Flöckner, TTh. QS. 1877 p. 192: Gerlach, О. c. p. 2, 3; Oetli, О. c. p. 200. 340 В контексте речи это свидетельство считается так: ερεμας δ’ προφτης πικδειον ατο συνταξε μλος θρηνητικν, κα μχρι νν διαμνει. οτος προφτης κα τ μλλοντα τ πλει δειν προεκρυξ’, ν γρμμασι καταλιπν, κα τν νν φ’ μς γενομνην λωσιν τν δε Βαβυλνος αρεσιν. ο μνον δε οτος προεθσπισε τατα τος χλοις, λλ κα προφτης εζεκηλος, ς πρτος περ τοτων δο ββλους γρψας κατλιπεν. Ant. Χ. 5. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

3Езд.16:35 Женихов их убьют на войне, и мужья их погибнут от голода. 3Езд.16:36 Слушайте это, и вразумляйтесь, рабы Господни! 3Езд.16:37 Это – слово Господа: внимайте ему, и не верьте богам, о которых говорит Господь. 3Езд.16:38 Вот, приближаются бедствия, и не замедлят. 3Езд.16:39 Как у беременной женщины, когда в девятый месяц настанет ей пора родить сына, часа за два или за три до рождения, боли охватывают чрево ее и, при выходе младенца из чрева, не замедлят ни на одну минуту: 3Езд.16:40 так не замедлят прийти на землю бедствия, и люди того времени восстенают; боли охватят их. 3Езд.16:41 Слушай слово, народ мой: готовьтесь на брань, и среди бедствий будьте как пришельцы земли. 3Езд.16:42 Продающий пусть будет, как собирающийся в бегство, и покупающий – как готовящийся на погибель; 3Езд.16:43 торгующий – как не ожидающий никакой прибыли, и строящий дом – как не надеющийся жить в нем. 3Езд.16:44 Сеятель пусть думает, что не пожнет, и виноградарь,– что не соберет винограда; 3Езд.16:45 вступающие в брак,– что не будут рождать детей, и не вступающие,– как вдовцы. 42–45. Ср. 1Kop VII:29–30 . 3Езд.16:46 Посему все трудящиеся без пользы трудятся, 3Езд.16:47 ибо плодами трудов их воспользуются чужеземцы, и имущество их расхитят, домы их разрушат и сыновей их поработят, потому что в плену и в голоде они рождают детей своих. 47 . Под чужеземцами автор разумеет готов, на внезапное появление которых смотрели в то время, как на признак близкого конца. Их имя сближали с именами апокалиптических народов Гога и Магога ( Откр ХХ:7 ; Ueз XXXVIII-XXXIX ), спутников антихриста. Как велико было в половине третьего века ожидание второго пришествия, об этом свидетельствует появление целого раскола по вопросу о тысячелетнем Царстве. 3Езд.16:48 Кто занимается хищничеством, тех, чем дольше украшают они города и домы свои, владения и лица свои, 3Езд.16:49 тем более возненавижу за грехи их, говорит Господь. 3Езд.16:50 Как блудница ненавидит женщину честную и весьма благонравную, 3Езд.16:51 так правда возненавидит неправду, украшающую себя, и обвинит ее в лице, когда придет Тот, Кто будет защищать преследующего всякий грех на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.8:30 Ибо мы и отцы наши такими болезнями страдаем; 30 . «Ибо мы и отцы наши жили в мертвенных нравах» (mortalibus moribus egimus). Ср. VII:119; Ebp VI:1 . 3Езд.8:31 а Ты, ради нас – грешных, назовешься милосердым. 3Езд.8:32 Если Ты пожелаешь помиловать нас, то назовешься милосердым, потому что мы не имеем дел правды. 3Езд.8:33 Праведники же, у которых много дел приобретено, по собственным делам получат воздаяние. 3Езд.8:34 Что есть человек, чтобы Ты гневался на него, и род растленный, чтобы Ты столько огорчался им? 3Езд.8:35 Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы. 3Езд.8:36 В том-то и возвестится правда Твоя и благость Твоя, Господи, когда помилуешь тех, которые не имеют существа добрых дел. 32–36. Автор соприкасается здесь с учением Ап. Павла ( Puм III:21–31 ), по которому спасение получается лишь при содействии оправдывающей благодати. Коренная разница между ними состоит в том, что Ездра допускает возможность праведности, не нуждающейся для спасения в милости Божией. Праведники будут судимы по своим собственным заслугам (ст. 33). Это свидетельствует что праведность понимается автором в смысле формального исполнения закона. 3Езд.8:37 Он отвечал мне и сказал: справедливо ты сказал нечто, и по словам твоим так и будет. 37 . Здесь разумеется молитва Ездры о том, чтобы Бог сосредоточил Свое внимание не на грешниках, а на праведниках (ст. 24–29). 3Езд.8:38 Ибо истинно не помышляю Я о делах тех созданий, которые согрешили, прежде смерти, прежде суда, прежде погибели; 3Езд.8:39 но услаждаюсь подвигами праведных, и воспоминаю, как они странствовали, как спасались и старались заслужить награду. 38–39. «Ибо я действительно не буду задумываться над тем, что создали себе грешники, над смертью осуждением или гибелью, но буду радоваться тому, что стяжали себе праведники, их отшествию, спасению и получению награды». Отшествие праведника в другой мир является для него предметом заветных пожеланий ( 2Kop V:68 ), почему и помещено здесь на первом место среди ожидающих их в будущем благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.14:33 И ныне вы здесь и братья ваши между вами. 33 . Гильгенфельд (100), Цеклер (471) и Гункель (400) передают данное место в таком виде: «И ныне вы здесь, а братья ваши в самых внутреннейших местах земли» (introrsum пер. греч. νδτερον). Автор говорит о 10 коленах Израилевых (XIII:41–46). 3Езд.14:34 Если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь и по смерти получите милость. 3Езд.14:35 Ибо по смерти настанет суд, когда мы оживем; и тогда имена праведных будут объявлены и показаны дела нечестивых. 3Езд.14:36 Никто не приходи ко мне ныне и не ищи меня до сорока дней. 3Езд.14:37 И взял я пять мужей, как Он заповедал мне, и пошли мы в поле и остались там. 3Езд.14:38 И вот, на другой день голос воззвал ко мне: Ездра! открой уста твои и выпей то, чем Я напою тебя. 3Езд.14:39 Я открыл уста мои, и вот полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню. 39 . Ср. Дeяh II:3 . Чаша, поданная Ездре, наполнена как бы водою, но цвет этой воды подобен огню. Это символы Божественного откровения, чистого, как вода, и действующего на сердце человека с той же непреодолимой и очищающей силой, как огонь. 3Езд.14:40 И взял я и пил; и когда я пил, сердце мое дышало разумом и в груди моей возрастала мудрость, ибо дух мой подкреплялся памятью; 40 . Автор дает обстоятельнейший анализ душевного состояния человека при получении им Божественного откровения. «И вот я принял (чашу) и выпил, и когда я выпил, сердце мое отрыгало разум, в моей груди возрастала мудрость, дух же мой сохранял память». Воздействие Св. Духа на сердце человека изображается согласно с псалмопевцем (XLIV:2). Замечание о том, что дух пророка в состоянии духовного озарения сохраняет память, имеет в виду отличить истинное откровение от ложного. В то время, как в простых состояниях экстаза человек действует бессознательно и не может ничего о них припомнить, Ездра, вдохновляемый Духом Святым, сохраняет полное сознание и может воспроизвести в своем уме все, бывшее с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.2:9 Земля их лежит в смоляных глыбах и холмах пепельных. Так поступлю Я с теми, которые Меня не слушались, говорит Господь Вседержитель. 3Езд.2:10 Так говорит Господь к Ездре: возвести народу Моему, что Я дам им царство Иерусалимское, которое обещал Израилю, 3Езд.2:11 и прииму славу от них и дам им обители вечные, которые приготовил для них. 11 . Выражение: «обители вечные» взято из притчи Спасителя о неправедном управителе ( Лk XVI:9 ). 3Езд.2:12 Древо жизни будет для них мастью благовонною; не будут изнуряемы трудом и не изнемогут. 12 . Древо жизни подробно рисуется в Апокалипсисе Иоанна (II:7; XXII:2), откуда этот образ и заимствован автором. 3Езд.2:13 Идите и получите; просите себе дней малых, дабы они не замедлили. Уже готово для вас царство: бодрствуйте. 13 . Вера в близкое наступление Царства Мессии на земле (хилиазм) царила в христианской церкви три первые века ее существования. Ожиданием его обусловлен был необычайный успех, какой имела у христиан апокалиптическая литература. С лаконичным апокалиптическим призывом: «бодрствуйте» и обращается автор к своим читателям предчувствуя близость конца. Это крылатое слово передавалось из уст в уста среди кровавых гонений, какие переживали христиане. К постоянному бодрствованию призывал своих последователей Сам Христос ( Mф XXIV:42; XXV:13 ; Mk XIII:35 ; Лk XXI:36 и мн. др.). 3Езд.2:14 Свидетельствуй, небо и земля, ибо Я стер злое и сотворил доброе. Живу Я! говорит Господь. 14 . Краткое изречение: «Живу Я! говорит Господь», будило в сознании первых христиан мысль о близкой мести всем противникам Его, гнавшим христианство . Им пользуются еще ветхозаветные пророки ( Uc XLIX:18 ; Uep XXII:24 ). 3Езд.2:15 Мать! обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью; как голубица укрепляй ноги их, ибо Я избрал тебя, говорит Господь. 15 . Сравнение нового Сиона (ср. II:40) с голубицей почерпнуто автором из греческого текста пророка Софонии (III:1): «О, светлый и освобожденный град, голубица!» (ср. 3 Езд V:26). 3Езд.2:16 И воскрешу мертвых от мест их и из гробов выведу их, потому что Я познал имя Мое в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.6:17 : «…и вот голос говорящий, и шум его, как шум вод многих». Откр.1:15 : «...и голос Его, как шум вод многих». 3Езд.6:26 : «И увидят люди избранные, которые не испытали смерти от рождения своего…». 1Кор.15:51 : «Говорю вам тайну: не все мы умрем...». 3Езд.7:12,14 : «И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда. Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано». Мф.7:13–14 : «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». 3Езд.7:25 : «...пустым пустое, а полным полное». Мф.13:12 : «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». 3Езд.7:26 : «Вот, придет время... и явится невеста...». Откр.21:2 : «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста...»; Откр.19:7 : «...наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». 3Езд.7:32 : «И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души (ср. Дан.12:2 ). Откр.20:13 : «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». 3Езд.7 :(36): «И откроется озеро мучения... видна будет печь геенны…». Откр.19:20 : «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою». 3Езд.7 :(39–42): «Этот день таков, что не имеет ни солнца, ни луны, ни звёзд... ни ночи, ни предрассветных сумерек, ни блеска, ни ясности, ни света, кроме одного лишь сияния светлости Всевышнего, вследствие чего все могут видеть то, что пред ними». Мф.24:29 : «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (ср. Зах.14:6–7 : «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

34–35. В Вульгате отмечается повседневное явление, что в случае уничтожения сосуда пропадает вместе с тем и содержимое в нем. В противоположность этому, иудейство бывшее носителем закона, погибло, но закон уцелел и сохраняет всю свою силу. Но гибель земли и моря вовсе не заурядное явление, и мало вяжется с намерением автора осветить свою мысль примерами из окружающей жизни. Поэтому рукописному тексту должно быть отдано предпочтение. «И вот обычно бывает так, что когда земля принимает семя, или море корабль, или какой-либо сосуд еду или питье, и когда приведется погибнуть тому, что посеяно, или отправлено, или помещено, то оно погибает, а то, в чем они помещались, остается; у нас же не то». В обыденной жизни гибнет содержимое, а содержащее продолжает существовать. С человечеством и данным ему законом дело обстоит как раз наоборот. Израиль, хранитель закона, гибнет, а самый закон, вверенный избранному народу, остается. Закон вечен, так как он исходит от Бога (IX:31). В силу этого он духовен ( Puм VII:14 ) и пребывает в вечной славе ( 2Kop III:7–11 ). Его плод тоже вечен (IX:31): праведникам закон приносит вечное блаженство, грешникам вечные мучения. 3Езд.9:36 Мы, принявшие закон, согрешая, погибли, равно и сердце наше, которое приняло его; 3Езд.9:37 но закон не погиб, и остается в своей силе. 3Езд.9:38 Когда я говорил это в сердце моем, я воззрел глазами моими, и увидел на правой стороне женщину; и вот, она плакала и рыдала с великим воплем, и сильно болела душею; одежда ее была разодрана, а на голове ее пепел. 38 . С правою стороною древние соединяли значение доброго предзнаменования. По правую сторону от себя видит священник Захария Ангела, пришедшего возвестить о рождении сына ( Лk I:11 ), а мироносицы – юношу, сидящего во гробе Христа после воскресения ( Mk XVI:5 ). 3Езд.9:39 Тогда оставил я размышления, которыми был занят, и, обратившись к ней, сказал ей: 3Езд.9:40 о чем плачешь ты, и о чем так скорбишь душею? 3Езд.9:41 Она сказала: оставь меня, господин мой, да плачу о себе и усугублю скорбь, ибо я весьма огорчена душею и весьма унижена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот почему еще города сохраняются! Как сказано: «не стоит город без святого и село без праведника». «Таким образом, мы научаемся, каким даром для отчизны является праведный муж и что не следует завидовать святым мужам и по неразумию отказывать им в доверии. Ибо их вера спасает нас, их праведность защищает от истребления. Если бы Содом имел даже десять праведников, он мог бы избавиться от погибели» 152 . « Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел (вот настоящий восточный человек, так издалека подводит разговор! – О. С.): может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти » ( Быт. 18:27–32 ). Дальше Авраам уже не спрашивает. Почему? Потому что он знал, что во время потопа восемь душ спаслись в ковчеге: ниже цифру опускать уже нельзя. То есть, он боролся за эти города, он искал в Содоме и Гоморре праведных, искал людей, искал человека. И приговор теперь уже будет произнесен. Сказано: «Авраам первый молился о Содомлянах» ( 3Езд. 7:36 ). Это особенность подлинно праведных людей: они молятся за грешных, и желают им блага! Праведники подражают в этом самому Господу Богу, Который Сам свидетельствует о Себе: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез. 18:23 ). И еще: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…?» ( Иез. 33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010