И вот, если будущий русский посетитель Форт-Росса развернет сию книгу, то в ней прочтет следующую знаменательную запись Преосвященнейшего Тихона: «1905 года 23 Февраля. Посетил Форт Росс, бывшее русское селение, и молился в часовне и на кладбище. Время кладет все большую печать разрушения. Утешительно, однако, что в часовне ныне нет уже той «мерзости запустения», которая была найдена там Преосвященным Николаем. Можно надеяться, что с продажею Форт-Росса Правительству Штата, недавно состоявшеюся, дорогие для русского сердца постройки будут поддерживаться». Простившись с молодым г. Call’oм, оказавшимся очень предупредительным и любезным хозяином, и помолившись на часовню, ровно в 91/2 ч. у. мы оставили Форт Росс, осененный на прощание Святительским благословением. Удаляясь все дальше и дальше от него в горы, мы не могли не задаться мыслию, в подражание поэту: Когда придем на склон сих гор, Воспоминаний тайных полны, То вновь Форт-Росса вид и волны Обрадуют наш жадный взор... Пройдут годы, пройдут десятки их, а посещения русскими православными Архиереями Форт Росса останутся памятными в истории его и будут светлыми днями среди того неприглядного будущего, какое по-видимому ожидает его 756 . Ф.П.» 757 754 «Псаломщик Кафедрального Собора Александр Кальнев за усердную службу Церкви Божией посвящен Его Преосвященством в стихарь» (Официальный отдел//АПВ, 1905, т. IX, 9, с. 181). 755 См. напечатанную в «Американском православном вестнике» фотографию «На кладбище в Форт-Россе» (Пашковский Ф.Н. Старый «Росс» – ныне «Форт Росс». По поводу посещения его Преосвященнейшим Тихоном, Епископом Алеутским и Северо-Американским//АПВ, 1905, т. IX, 8, с. 147). 756 При написании настоящей заметки мы пользовались статьей Преосвященнейшего Николая «Поездка в Форт Росс» и брошюрой «Russian Settlement in California» by R. S. 757 Пашковыми Ф.Н. Старый «Росс» – ныне «Форт Росс». По поводу посещения его Преосвященнейшим Тихоном, Епископом Алеутским и Северо-Американским//АПВ, 1905, т. IX, 7, с. 133–139; 8, с. 145–151. Читать далее Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского, 1898-1907 гг./[сост.: А.В. Попов]. - Санкт-Петербург: САТИСЪ, 2013. - 478 с. - (Русская церковь в XX столетии: документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978-5-7868-0064 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Кассиана римлянина сочинения, 189, 674, 756, 760. Кассиан, строитель голутвинский, 159. Кассиан, инок киево-печерский, 676, 713. Католики см. Латины. Кесарий,брат Григория Богослова , 136, 138–141, 205, 206. Киприану святогорцу послание Евфимия патр. терновского, 748, 762. Киприана, митр. киевского, сочинения и переводы, 62, 227, 264, 265, 284, 313, 643, 789, 805, 811. Киприан, черный поп, 258, 655. Киприан, казначей Троиц. Серг. мон., 815. Кириковы вопросы еп. Нифонту, 205, 206, 227. Кириаку епископу послание Златоуста, 167, 264, 756, 759, 783, 810. Кирилла александрийского : Послание Домну, 205, 206. Максиму диакону антиох. 207. Часы царские 356. Слова поучительные и отрывки, 9, 147, 149, 150, 188, 204, 623, 664, 665, 678, 680, 681, 748, 751, 754, 758, 760. Кирилла иерусалимского Оглашения, 124, 125. Выписки, 146, 201, 804. Толкование Пророков, 89, 90. Слова, 648, 755. Кирилла, архиеп. константинопольского, слово, 365. Кирилла, святого, 9, 39, 91, 142, 202, 203, 775, 791, 794, 798. Кирилл (Константин), учитель Славян, 214, 647, 729, 739, 791, 793. Кирилла II-ro, митр. киевского, поучение, 15, правило, 205,206. Ему послание, 205, 206. Кирилла I-ro, еп. ростовского, книга, 35. Кирилла II-ro, еп. ростовского, поучение, 11, 205, 206. Упом., 623, 624. Кирилл III-й, архиеп. ростовский, 677, 696. Кирилла IV, митр. ростовского, книга, 328. Кирилла, еп. туровского, слова поучительныя, 9, 11, 91, 103, 104, 120, 142–144, 146, 177, 202–204, 404, 648, 724, 768, 774, 776, 784, 786, 791, 797, 810, 812. Стихиры, 275, 298, 324. Канон, 17, 284, 339, 642. Молитвы, 221, 262, 276, 279, 284, 298, 316, 319, 320, 323, 325, 333, 334, 352, 652, 768, 771, 774, 785, 796, 797, 803, 804. Кирилла Транквилиона, Зерцало богословия, 195. Кирилла, игум. белоезерского, посланиев. кн. Василию Дмитр., 236. Ркп. его, 16. Кириллова мон. перечень игуменов, 647, 740. Кирилл, архим. Троиц. Серг. мон., 104, 681. Кирилла, инока Троиц. Серг. мон., ркп., 276. Кириллова книга (сборник печатный) упом., 256, 661, 718, 769, 785:

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Пс.84:14.   Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя. Это предсказание о спасении всего человечества. Ибо Христос, действуя по «правде» , управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели для нас явным. Сам Он шествовал путем «правды» и стал для нас «путем» , как Сам и сказал: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14:6) (Феодорит). КАФИСМА ДВЕНАДЦАТАЯ Молитва Давиду, 85 Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы Пророк уступил петь Асафу и сынам Кореовым, а молитву воспевает Богу Сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей; прося, чтобы удостоиться спасения Божиею благодатию. Давид, находясь в скорби и гонении от людей гордых, умоляет Господа о помощи. Разумеется же и молитва Иисуса Христа к Богу Отцу во время преследования Его озлобленными иудеями (Златоуст, Афанасий). Пс.85:1.   Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз. Молящемуся, чтобы быть услышанным, великим пособием служит смиренномудрие. Праведник не взирает на богатство своих добродетелей, но имеет в виду всегда «убожество» своей природы. Ибо подлинно беден ( «нищ и убог» ) всякий человек вследствие греха. Поэтому Пророк и просит Бога придти как богатого к бедным, как врача к больным (Златоуст, Афанасий). Пс.85:2.   Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Человек за смиренное признание своей бедности становится «преподобным» . Слова Пророка достойны склонить милосердие Владыки, так как Господь никогда не отвергает «раба» Своего, который на Него «уповает» , но принимает его ради той надежды, которую возлагает на Него, хотя бы «раб» этот и имел другие недостатки (Златоуст). Пс.85:3.   Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Эти слова научают нас, что желающему от Бога принять что-либо благое, должно непрестанно пребывать в молитве (Афанасий). Пс.85:4.   Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Пророк просит радости от Бога, а радости человеческой как вредной и скоропреходящей — не желает. «Возносить душу» ко Господу — значит «горе» иметь сердце в молитве, ни о чем земном не размышляя (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Хр. Это была, по Иосифу, первая римская перепись в Палестине, и даже, как дело неслыханное, возбудила волнения в народе. Но Лука не говорит, что его перепись была произведена Квиринием, а только, что во время ее Квириний правил Сириею; а ближайшее исследование поставило, можно сказать, вне сомнений, что Квирин был legatus Augusti pro praetore в Сирии дважды, именно в 6–7-м и ранее, в 4–2-м году до нашей эры, то есть, что первый раз он вступил в должность полгода, много год после истинного Рождества Христова и смерти Ирода Великого. Доказательство дано Цумптом и принято такими учеными, как Моммзен и Шюрер 12 . Дело вот в чем. По Тациту и Страбону, наш Публий Сульпиций Квирин, после своего консульства в 12-м году до нашей обычной эры (742 г. от основания Рима), но до того времени, когда был приставлен в советники к Каю Цезарю в Армении, – а это произошло в 3-м году по Рожд. Хр., или в 756-м г. от основания Рима – победил племя гомонадензов в Тавре киликийском, за что получил триумф. Такую войну мог вести только презид какой-либо из соседних с племенем провинций, то есть: Азии, Памфилии, Галатии, Киликии или Сирии. Три первые не идут в расчет, так как в них вовсе не было легионов; Киликия же в это время составляла, кажется, annexum Сирии, и несомненно не была консулярною провинцией. Остается признать, что Квирин был президом Сирии когда-то в период между 742-м и 756-м годом от основания Рима. А так как за все эти года, кроме промежутка с конца 4-го по 2-й год до нашей эры или с 750–752-й год от основания Рима, президы Сирии известны нам поименно, то на Квирина остаются лишь они одни. Вероятно ли, что около этого времени в Иудее производилась перепись? Во всяком случае в этом нет ничего невозможного, так как через 10 лет приходится первая достоверная перепись 7-го года, а десятилетие – один из обычных lustra римских провияциальных цензов. Вероятно ли, что она производилась по иудейскому обычаю (по родам и коленам), и должна была привлечь Иосифа и Марию в Вифлеем? Вполне вероятно, так как в 750–1-м году Иудея была regnum socium, и хотя приказ или равносильное приказу желание Августа могло вызвать к жизни факт переписи, ей вполне естественно было производиться по местному, а не по римскому обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Особенности чинопоследования П., прежде всего наличие в чине П. Пс 118, тропарей после него, канона, позволяют сравнивать П. с др. заупокойными службами: утреней заупокойных суббот, чинами погребения. Пс 90 в начале П. позволяет провести параллель с чином повечерия ( Успенский. 1978. С. 26, 37). П. также имеет сходство с последованиями по исходе души от тела (в конце Псалтири или Псалтири следованной в офиц. изданиях РПЦ), с каноном о единоумершем или о неск. умерших (в Псалтири дониконовских и старообрядческих изданий), однако эти последования имеют более простую структуру, в к-рой нет Пс 118 с последующими тропарями, хотя К. Никольский называет «панихидой» последование по исходе души ( Никольский. Пособие. С. 756-757). Обычными днями совершения П. являются: заупокойные субботы (мясопустная, перед Пятидесятницей, 2-4-я субботы Великого поста, Димитриевская), Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), установленные позже дни поминовения усопших (9 мая по н. с., Неделя Новомучеников и исповедников Российских до или после 25 янв. по ст. ст.; в синодальный период, с 1769 - за павших воинов 29 авг. ст. ст.). В совр. практике П. совершается, как правило, после литургии. Нередко встречается более частое совершение П., включая уставную П. в пятницу вечером. Частные П. совершаются над еще не погребенным телом, а также на 3-й, 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти усопшего ( Никольский. Пособие. 1907. С. 756-765). Лит.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения ( γρυπνα) на православном Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5-117; Афанасий (Сахаров), исп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995; Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере великой панихиды). М., 2005. Вып. 1: Великая панихида знам. распева; Вып. 2: Рус. безлинейное многоголосие; Желтов М. С., свящ. Последование заупокойной панихиды в древнерус. Служебниках XIV в.//Смъртта и погребението в юдео-християнската литература/Ред.: Р. Койчева, А. Милтенова. София, 2011. С. 220-231; Печенкин Г. Б. Панихидник певчий. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2578809.html

Западное государство подвергается нашествиям готов, вандалов, гуннов. Последний западноримский император (Ромул Августул) в 476 году был низложен военачальником Одоакром (германцем), который принял звание наместника восточного императора Зенона. Одоакра сменил Теодорих (король остготов). В половине VI века Остготское королевство было завоевано Византийским императором Юстинианом, который учредил в Италии экзархат со столицей в Равенне. На некоторое время Римская империя вновь предстает пред нами как объединение Востока и Запада Но теперь на смену остготам пришли лангобарды; они стали теснить византийцев. В половине VII века под властью Византии оставались полностью лишь Корсика, Сардиния и Сицилия. Что же касается самого Апеннинского полуострова, имеющего, как известно, форму сапога, то византийскими к тому времени оставались только «носок», «каблук» и несколько лоскутов «голенища»; из них самыми значительными были территория с городом Равенна (севернее Рима) и территория с городом Римом. Все остальное было занято лангобардами. Город Рим, как видим, продолжал пока оставаться частью Византийской империи. Лишь в половине VIII века при папе Стефане II (752–757) Рим вышел из государственного подчинения Византии: в 752 году Равенна была захвачена лангобардами, но ненадолго. В 754 году захваченная территория была отнята у лангобардов королем франков Пипином Коротким, который в 756 году передал часть бывшего экзархата вместе с городом Римом папе Стефану, положив тем самым начало светской власти пап. Это политическое событие отразилось и на церковных делах, способствуя еще большему возвышению папы. Вклад Лжеисидоровских декреталий (VIII век) в процесс развития идей римского католицизма общеизвестен. Главной целью составителей этого сборника было обосновать право папы на светскую власть и оправдать действие Пипина Короткого (756), передавшего папе бывшую византийскую территорию. Конфликт Николая I и Адриана II с Константинопольской Церковью Папа Николай I (858–867) в духе Лжеисидоровских декреталий выступил против определений Константинопольских соборов 858 и 861 года по делу патриарха Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Как обычно, у Пипина слова не расходились с делом, и уже летом 756 г. Айстульф сложил оружие, осажденный франками в Павии. Будучи верный своему слову, Франкский король отдал просимые Стефаном II города и территории папе, заявив, что они отданы Римскому епископу не как духовному лицу, а как признанному главе города Рима и Римского герцогства. Следствием этого стало образование нового Папского государства. Пусть это был не формальный акт признания суверенитета Римского епископа, но очень важный политический прецедент, с которым теперь приходилось считаться и в Константинополе. Таким образом, 756 г. стал переломным в ходе мировой истории. Несомненно, Римской империи и имперской идее в целом был нанесен тяжелый удар. Но человек не может знать, к чему приведут его не вполне нравственные с точки зрения морали поступки, пусть даже совершенные им из лучших побуждений. И начало политического возвышения Римского епископа стало концом чистоты его до сих пор безграничной духовной власти. «Эпоха собственно епископская, пастырская – самая прекрасная и наиболее достойная эпоха Римской церкви – была окончена. Церковь стала светским институтом; сочетав пастырство с королевской властью в противность евангельским основам и учению Христа, папы уже не могли блюсти чистоту апостольского сана. Заключавшая в себе самой противоречие, их двойственная природа увлекала их все больше и больше в честолюбивую политику; ради того, чтобы сохранить за собой свои светские права, папы по необходимости должны были вмешиваться в деморализующие распри, в междоусобные войны с городом Римом и бесконечную борьбу с той или другой политической властью. Возникновение одного церковного государства не замедлило пробудить алчность всех других церквей, и с течением времени каждое аббатство и каждое епископство было охвачено желанием стать независимым священническим государством» 141 . С полным правом считая себя отныне правителем бывших императорских владений, Стефан II не учел, что город Рим лишь с большими оговорками признает понтифика своим главой. Вечный город – не то место, где легко забывали о правах и свободах, поэтому в Риме сохранился и сенат, и народное собрание. И вскоре преемники Стефана II убедились, что открыли «ящик Пандоры»: в течение многих столетий три начала будут кроваво состязаться друг с другом, нанося одну рану западному христианству за другой, – муниципальное право римского народа, монархическое начало и право апостолика на Рим. «Священное» право папы оказалось лишенным всяких оснований, вследствие чего уже в ближайшие годы Римский епископ неизменно встретится с сопротивлением различных городских партий и будет искать защиты у Франкского короля, чтобы отстоять свои прерогативы или просто подтвердить законность собственного избрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдыхающие в Каннах сегодня могут любоваться с пляжа на набережной Круазетт на остров Лерен, где находится знаменитый бенедиктинский монастырь, подвергшийся нападению в 739 году арабских налетчиков, убивших там всех, кроме четырех из пятисот монахов. Этих четверых выживших молодых людей, везли в Испанию, но им удалось сбежать, когда их похитители зашли в местный порт Агуай за припасами. Частые морские набеги мусульман также совершались на Сардинию, Сицилию и Корсику, где возник порт Бонифачо как оплот против пиратов. В этот период европейской истории только разногласия и споры между мусульманами в Испании и других странах помогли христианскому населению выжить. Берберы и арабы ненавидели друг друга. Мавры совершенно справедливо считали, что они провели большую часть боевых действий в Испании и Франции, но в награду получили только горные земли, в то время как арабы заняли самые плодородные земли на равнинах и вдоль побережья. Не было понимания и среди арабов. Две основные чисто арабские группы захватчиков прибыли из Сирии и с Аравийского полуострова, и обе они находились под влиянием древнего племенного соперничества, которое продолжалось в Испании в течение сотен лет, в то время как в Хиджазе или где-либо еще, их происхождение давно бы забылось. Арабы из Йемена не ладили с арабами из других частей Аравии. И потому они всегда были готовы убивать друг друга вместо христиан. Джихад, как война против христиан, часто оказывался тем единственным объединительным мотивом, сливающим в одно целое различные племена, которые исповедуют ислам. Смерть Карла Мартеля в 741 году изменила расстановку сил между князьями Франции. Наследником Карлу Мартелю стал его сын Пепин Короткий, бывший таким же жестким, как и его отец. Пипин, отец Карла Великого, приобрел большое влияние в Лангедоке, и местный вождь вестготов передал ему города Ним, Агд, Монпелье и Безье. Жители Нарбонны, почти все – христиане и вестготы – также решили сплотиться вокруг Пепина Короткого. Они вырезали своих соседей-сарацин и повелителей, и в одно мгновение к северу от Пиренеев не осталось сарацин. Мусульманское господство над Францией, джихад и все остальное, закончилось, по крайней мере, на данный момент. Новый самопровозглашенный правитель Омейядов Абд аль-Рахман, который несколькими годами ранее пережил резню своих собратьев-мусульман в Басре, испытав её на себе, пришел к власти в Кордове. Захват Омейядов. Испания, 756–852 В мусульманской Испании, после десятилетий непрекращающегося беспорядка, хаоса и бесконечной смены череды некомпетентных временщиков – двадцать четыре за сорок пять лет, один из которых так раздражал местных жителей, что они распяли его между собакой и свиньей, такой порядок существовал в 750-х годах. Новый самопровозглашенный правитель Омейядов Абд аль-Рахман в 756 году отнял мусульманскую Испанию у ее враждующих вождей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

...Высокомерные несчастнее и помешанных в уме, и глупых по природе; они возбуждают смех, подобно последним, и неприятны, подобно первым, и хотя столько же расстроены в уме, как помешанные, но не возбуждают столько сожаления, как те; они безумствуют, как и глупцы, но не заслуживают оправдания, как те, а внушают только одно отвращение (свт. Иоанн Златоуст , 53, 756). Источник. ...Разве ты не делаешь из себя чуда, когда, будучи человеком, замышляешь летать? Но лучше сказать, ты летаешь уже внутренне, все тебя поднимает вверх. Как мне назвать тебя? Чем истребить твое высокоумие? Если я назову тебя пеплом, прахом, дымом и пылью, то я, хотя и назвал низкие предметы, но ни один не изображает тебя в точности, как я хотел бы, ведь я желаю представить всю надутость и пустоту людей высокомерных. Какой же нам найти образ, им соответствующий? Мне кажется, что они подобны зажженному льну. Как вспыхнувший лен по видимому раздувается и приподнимается, но от легкого прикосновения руки опадает и оставляет самый мелкий пепел, таковы же и души высокомерных: их пустую надутость может смирить и уничтожить случайное прикосновение. Всякий высокомерный по необходимости должен быть слабым, потому что высокое не бывает крепко, но как водяные пузыри скоро лопаются, так и высокомерные легко погибают (свт. Иоанн Златоуст , 53, 756). Источник. ...Старайся безумие высокомерия сдерживать браздами скромности, приобрети себе наружность, приличную человеку благонравному, и ни глазами, ни бровями, ни языком, ни походкою не показывай в себе следа такой болезни (прп. Исидор Пелусиот , 62, 70). Источник. Смотри, чтобы твое ни с чем не сравнимое высокомерие не понудило когда-либо Божественное, преисполненное снисхождения естество показать свое могущество, которое может и здесь предать тебя конечной гибели, а там подвергнуть самым жестоким наказаниям (прп. Исидор Пелусиот , 62, 357). Источник. ...Не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других братий. Иначе ты сделаешь два зла: братию уязвишь своею ложною и притворною ревностью и себе дашь повод к высокомерию (прп. Иоанн Лествичник , 58, 46). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010