80 Равноапостольный царь Константин Великий († 337) – рим. император, сын равноап, царицы Елены. В правление Константина Великого гонения на христиан прекратились, христианство вошло в число признанных государством религий, был созван Первый Вселенский Собор в Никее, построено много христианских храмов на Святой Земле и в новой столице империи – Константинополе. Сам Константин принял Крещение только перед кончиной. 81 В силу исторических обстоятельств в VII-VIII вв. рим. папы приобрели в Западной Римской империи огромный политический авторитет. С 756 г. франкский король Пипин Короткий, основатель династии Каролингов, передал одному лицу – папе римскому Стефану II († 756)управление Римской областью, что стало началом светской власти пап. В XIII в. авторитет рим. папы был непререкаем уже по всей Европе. До 1870 г. папы удерживали государственную власть в Римской области. 82 Галилео-Галилей (1564–1642) – итал. ученый-естествоиспытатель, последователь Н. Коперника в учении о строении солнечной системы. В 1633 г. был подвергнут суду инквизиции, вынудившему ученого отречься от учения Коперника. 83 Генрих IV (1050–1106) – герм, король и император Священной Римской империи. При столкновении в Саксонии политических интересов Генриха IV и папы рим. Григория VII Гильдебранда последний отлучил короля от церкви. Запрещение было снято только после поездки Генриха IV в Италию, когда он, во власянице, босой, в зимнюю стужу три дня умолял папу о прощении и обещал исполнить все его требования. 84 Хотя Северо-Американские Штаты получили государственную независимость в 1776 г., однако их территориальные границы оформились лишь к 1867 г., а политический вес США приобрели после Первой мировой войны. 85 Уже император Констанций II, сын Константина Великого (тем более следующие правители империи – Юлиан Отступник, Валент), притеснял христиан, поддерживая арианство – ересь, отвергавшую Божество Господа нашего Иисуса Христа и потому осужденную на I Вселенском Соборе. При императоре Льве II Исаврианине и его наследниках – Константине V Копрониме, Льве IV Хазаре – была воздвигнута иконоборческая ересь, осужденная на VII Вселенском Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

745 См.: Меморандум Вселенской Патриархии в защиту гонимых христиан в Азии и России//Церковные ведомости. 1923. 5–6. С. 3. 746 См.: Указ Высшего Русского Церковного управления Заграницей//Церковные ведомо­сти. 1922. 6–7. С. 5. 748 См.: Пастырское послание Русского Высшего Церковного управления Заграницей//Цер­ковные ведомости. 1922. 6–7. С. 9. 749 См.: Деяния Русского Всезарубежного Собора, состоявшегося 8–21 ноября 1921 года (21 ноября–3 декабря) в Сремских Карловцах в Королевстве С. X. и С. С. 84–85. 753 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей//Церковные ведомости. 1923. 7–8. С. 3; ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 39. Л. 2. 754 Постановление Вселенского Патриархата по вопросу о суде над Святейшим Тихоном, Па­триархом Московским и всея России//Церковные ведомости. 1923. 7–8. С. 1. 755 См.: Левитин-Краснов А. Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 281, 282, 284, 285, 290. 756 См.: Отзыв Высокопреосвященнейшего митрополита Антония о Московском сборише//Церковные ведомости. 1923. 9–10. С. 10. 757 См.: Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей//Церковные ведомости. 1923. 9–10. С. 3. 758 Грамота Св[ятейшего] Тихона, Патриарха Всероссийского//Церковные ведомости. 1923. 11–12. С. 1. 762 См.: Viscuso P. A quest for reform of the Orthodox Church: the 1923 Pan-Orthodox Congress. Berkeley, 2006. P. 185–186, 189–191. 763 См.: Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей//Цер­ковные ведомости. 1923. 13–14. С. 1–2. 764 См.: Троицкий С. Юрисдикция Цариградского Патриарха в области диаспоры//Церков­ные ведомости. 1923. 11–12. С. 7. 765 См.: Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14–11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии. С. 414. 767 Политическое направление приверженцев Великой Греции по имени греческого премьер-министра Э. Венизелоса. 768 Неслыханное насилие над Св. Патриархом Вселенским Мелетием//Церковные ведомости. 1923. 11–12. С. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

983 ...Звениграде, иже явися божественый Сава! – Савва Звенигородский (ум. в 1406 г.), ученик Сергия Радонежского; по желанию Звенигородского князя Юрия устроил близ горы Сторожевский монастырь, в котором сам настоятельствовал 30 лет. 984 ...ограда... аввы Сергиа, в нейже поживе блаженный Никонъ! – Никон Радонежский (ум. в 1426 г.), ученик Сергия Радонежского; после его смерти был игуменом Троице-Сергиева монастыря. 985 ...граде Ростове, иже в теб просиа божественый Авраамие! – Авраамий Ростовский, основатель ростовского Богоявленского монастыря. 986 ...граде Ярославле, в немже явися преподобьный Феодор с чады своими! – Князь Феодор Ярославский (ум. в 1300 г.) с сыновьями Давидом и Константином. 987 ...ограда, иже Колязина... в нейже пожыве преподобный Макарий! – Макарий (1402–1483), основал в 1459 г. Троицкий монастырь на земле Василия Коляги в Твери. 988 ...острове Соловецский, в немже пожыша... Зосима и Саватй! – Савватий (ум. 27 сентября 1435 г.) и Зосима Соловецкие, основатели монастыря на Соловецком острове в Белом море. См. их житие и комментарии к нему на с. 36–155, 756–773. 989 ...Григорий... ограду на Пелешм составлыиа! – Григорий (ум. в 1449 г.), основатель вологодского Пельшемского (Лопотовского) монастыря. 990 ...Михаилъ... иже на Клопск поживый! – Юродивый Михаил, подвизавшийся в 10–50-х гг. XV в. в Клопском Троицком монастыре, расположенном недалеко от Новгорода на реке Веряже. См. наст. изд., т. 7, с. 218–231 (Повесть о Житии Михаила Клопского). 991 ...Варламе! – Варлаам Хутынский (ум. в 1192 г.), основатель монастыря Преображения Господня на Хутыни, в 10 верстах от Новгорода. 992 ...Сава, иже составивши обитель на рец Вишер – Савва Вишерский (ум. 1 окт. 1461 г.) основал свой монастырь около 1420 г. в 7 верстах от Новгорода и показал пример столпничества. См. наст, изд., т. 12, с. 8–35, 757–758 (Житие Саввы Вишерского в составе Великих Миней Четьих). 993 ...Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новъ град! – Антоний Римлянин (ум. 3 августа 1147 г.), новгородский святой, основатель Антониева монастыря. См. его житие и комментарии к нему на с. 8–35, 755–756.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. признается автором ряда гомилий, известных под именами др. авторов: 6 гомилий под именем свт. Афанасия Великого : «На Пасху» (In Pascha (CPG 6657)//PG. 28. Col. 1073-1081); «На Пасху и к новопросвещенным» (In Pascha et in recens illuminatos (CPG 6658)//Ibid. Col. 1081-1092); «На Вознесение Господне» (Hom. in assumtionem domini (CPG 6659)//Ibid. Col. 1091-1100); «На св. Андрея» (In s. Andreas (CPG 6660)//Ibid. Col. 1101-1108); «На Великий пяток и предательство Иуды» (In feriam V et in proditionem Iudae (CPG 6661)//Ibid. Col. 1047-1053; «На страсти Господни» (In passionem domini (CPG 6662)//Ibid. Col. 1053-1061); под именем прп. Андрея Критского - «На св. Лазаря» (In S. Lazarum (CPG 6663); под именем свт. Иоанна Златоуста - «На Воскресение Господне» (In resurrectionem domini (CPG 6664); гомилия «На Пятидесятницу» (In pentecosten (CPG 6666)//PG. 52. Col. 809-812; 64. Col. 417-424) известна под именами и свт. Иоанна Златоуста, и свт. Прокла , еп. К-польского. Существуют также неизданные гомилии: «На блаженного Иова» (In beatum Iob - CPG 6667); «На апостола Фому» (In Thomam apostolum - CPG 6668); «На двух слепых» (In duos caecos - CPG 6669); «На прокаженного» (In leprosum - CPG 6670). Вероятно, В. принадлежит также соч. «Жизнь и чудеса св. Феклы», в основе к-рого лежат апокрифические «Деяния Павла и Феклы» (De vita et miraculis sanctae Theclae libri ii//PG. 85. Col. 477-560, 561-617; Vie et miracles de sainte Thècle. Brux., 1978. Р. 168-412. (SH; 62)). Против его подлинности выступает Ж. Дагрон ( Dagron. 1974). В своих сочинениях В. предстает по преимуществу как толкователь Свящ. Писания. Его толкования отличает близкое следование тексту. Он стремится приблизить реалии ВЗ к культурному уровню и знаниям своих слушателей. По мысли В., «богодухновенное Писание есть учитель добродетели» («На пророка Давида» (In Davidem). Ог. 17. 1//PG. 85. Col. 216). ВЗ приготовляет людей к принятию благовестия Христа посредством прообразов («На пророка Иону» (In Jonam). Ог. 13. 2//PG. 85. Col. 173-176). Польза Свящ. Писания в том, что оно учит, как достичь бессмертия и спастись («На историю Давида» (In Davidis historiam). Ог. 14. 1//PG. 85. Col. 184), а также сохраняет поучительные примеры святых мужей для потомков (In Davidem. Ог. 16. 1//PG. 85. Col. 205). Недолговечность человеческой памяти и ненадежность восприятия Откровения на слух была восполнена Господом его письменным запечатлением - наиболее долговечным способом («На слова: ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого (Мф 11. 3)?»; In illud: Tu es qui venturus es, an alium exspectamus? Ог. 34. 1//PG. 85. Col. 368). Славянская традиция

http://pravenc.ru/text/150679.html

Бесстрастие есть та любовь, которую Господь Иисус учил всех иметь (прп. авва Исаия , (50, 145). Бесстрастие не имеет врагов, не боится падения, чуждо неверия, безопасно от возмущений, не имеет пожелания какой-либо вещи (прп. авва Исаия , 60, 145). Не считай себя бесстрастным, пока влечет тебя грех (прп. авва Исаия , 85, 343). ...Когда тело твое получит рану, заботишься ты уврачевать ее; так попекись, чтоб оно явилось бесстрастным в Воскресении (прп. авва Исаия , 85, 344). ...Кто любит славу человеческую, тому нельзя быть бесстрастным, но ревность и зависть обитают в нем (прп. авва Исаия , 85, 359). ...Не те стяжают бесстрастие, кои имеют видимую скорбь, но те, кои пекутся о внутреннем человеке и отсекают свои пожелания: сии приимут венец добродетелей (прп. авва Исаия , 85, 360). ...Доколе у кого из сердца исходит осуждение, дотоле он чужд бесстрастия (прп. авва Исаия , 85, 397). ...Кто в подражании сам, насколько возможно, достиг бесстрастия Божия естества, тот в душе своей восстановил образ Божий. А кто уподобился Богу указанным способом, тот, без сомнения, приобрел и подобие Божией жизни, постоянно пребывая в вечном блаженстве. Поэтому, если бесстрастием снова восстановляем в себе образ Божий, а уподобление Богу дарует нам непрекращающуюся жизнь, то, вознерадев о всем прочем, употребим попечение свое на то, чтобы душа наша никогда не была обладаема никакой страстью, а мысль наша в приражениях искушений оставалась непреклонною и непоколебимою и чтобы чрез то соделались мы причастниками Божия блаженства (свт. Василий Великий , 9, 56). Источник. ...Возвратимся к первоначальной благодати, которой отчуждились мы чрез грех, и снова украсим себя по образу Божию, бесстрастием уподобившись Творцу (свт. Василий Великий , 9, 56). Источник. Блажен, кто на земле был бесстрастен, как Ангел, чтоб в оный день возрадоваться с Ангелами (прп. Ефрем Сирин , 30, 387). Бесстрастие имеет душа не та, которая не пленяется вещами, но та, которая и при воспоминании о них пребывает невозмущаемою (авва Евагрий, 85, 577). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

438 Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 359–361. При этом ведомость о наличной сумме в Св. Синоде, Новгородском архиерейском доме и других епархиях, которую тратить без указа не должно: 1) Остающихся от 1745 г. по май 1749 г. синодальным членам жалованья, которого им по поданному Ея И. В. указу в 1742 г. штату на 9 персон в каждый год по 8650 руб. платить положено – 34600 руб. 2) Оставшихся по смерти духовных персон (в том числе при Синоде 8477 руб., а из епархий не присылают и по ныне) – 18113 руб. 3) Остающихся с мая 1745 г. по май 1749 г. в Новгородском архиерейском доме за определением его штатом ежегодно по 1377 руб. 73 коп., да за хлеб по сложному (среднему) урожаю и по ценам, установленным в штате) по 6598 руб. 61 коп., итого с 1745 г. – 31905 руб. 36 коп., а всего – 84618 руб. 36 коп. 19 июля того же года сама Императрица требовала сведений о том: 1) по сколько доходов получалось в Воскресенском «Новый Иерусалим» монастыре при Коллегии Экономии и К.С.Э.П. порознь; 2) сколько из этого употреблено на строительство и 3) сколько в К.С.Э.П. денег на лицо (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 362). 440 6 октября 1749 г. из Кабинета запросили, по какому указу Сената требуют из Канцелярий ревизии копии с ревизских сказок и книг за подписью ревизоров. Синод ответил: по указу 29 февраля 1749 г. (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 392–394. Приложена и копия указа л. 395–396). 441 Не прислано из следующих архиерейских домов с их монастырями: Переславского, Тобольского, Рязанского, Вологодского, Архангелогородского, Воронежского. Из Троице-Сергиевого, Донского и Бизюкова монастырей и из 38 монастырей Московской епархии и 12 – Тамбовской. Сведения же о Новгородском архиерейском доме даны были в ведомостях для штата 1740 г. (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 371–381). 442 Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 371–381. Письмом от 5 августа 1749 г. Иоанн Антонович (барон Черкасов?) просил прислать к нему копию с доклада Шаховского Государыне о неисправности присланных в Синод ведомостей 6 августа. Шаховской ответил, что Государыне он доносил о том, что Св. Синод надлежащего попечения о доходах не имеет и его объяснения и предложения оставляет без внимания. Тогда она велела письменно изложить ей бывшие споры, что Шаховской и сделал, а к Иоанну Антоновичу (барону Черкасскому?) послал копии (Гос. Архив XVIII, 85 1 л. 389).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Procopius Gazæus, 87, 21–512. Leo Patricius, 106, 1019–22. Theodorus Prodromus, , 133, 1101–16.   In Hexaemeron. Eustathius, 18, 707–94. Basilius, 29, 3–208, latine ab Eustathio, 30, 869–968. Anastasius Sinaita, 89, 851–1078. Georgius Pisida, , 92, 1625–1578. Gregorius Nazianzenus. De mundo, , 37, 415–24. Gregorius Nyssenus. In Hexaemeron, 44, 61–124. De opificio hominis, 123–256. In hæc verba Faciamus hominem, homiliæ 1–2, 257–78: 277–98= Basilius 1–2, 30, 9–38; 37–62. De eo quid sit ad imaginem Dei, 1327–46. Basilius. De Paradiso, 30, 61–72. Severianus Gabal. De mundi creatione, homiliæ 1–6, 56, 429–500. Basilius Seleuciensis, 86, 27–38. Zacharias Mitylenes. De mundi opificio, 85, 1011–144. Cosmas Indicopleustes. Topographia Christiana, 88, 51–462. Moses Barkepha. De Paradiso, 111, 481–608. Anonymus. De 4 fluminibus Paradisi, 106, 1055–8. Anastasius Sinaita. In illud Secundum imaginem, 89, 1143–50, 1151–89; 1283–6. In Adam. Basilius Seleuciensis, 85, ,37–50, 49–62. Theodorus Abucara. De Adami corpore an passibile, 97, 1597–8. Ignatius diaconus. Drama de primi parentis lapsu, , 117, 1163–74. In Cain.   Chrysostomus, 62, 719–22. Basilius Seleuciensis, 85, 61–76. Ephrem Antioch., 86, II, 2109–10. In Noe.   Basilius Seleuciensis, 85, 75–84; 83–102. In Abraham   Gregorius Nyssenus, 46, 553–76. Chrysostomus, 50,737–46; 56,537–42; 541–54, 553–64 [Severianus Gab.]. Basilius Seleuciensis, 85, 101–12. Theodorus Prodromus, , 133, 1223–4. In Melchisedech. Eustathius Ant., 18, 695–6. Athanasius, 28. 525–30. Chrysostomus, 56, 257–62; 61, 739–42. Marcus Eremita, 65, 1117–40.   In Joseph.   Chrysostomus, 56, 587–90, 59, 615–20. Basilius Seleuciensis, 88, 111–126. Sophronius Hier., , 87, III, 3835–38. In ExoduM Origenes, 12, 263–396; 17, 15–18. Diodorus, 38, 1579–86. Didymus, 39, 1113–16. Theodorus Mops., 66, 647–8. Cyrillus Alex. Glaphyra, 69, 385–538. In Canticum Mosis, 1273–76, Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80,225–298. Gennadius, 85, 1663–6. Procopius Gazæus, 87, 511–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Titus, 173, 180, 183. Zenobius, 175. Anonymus, 225. THEODORETUS. Epistolæ, 83, 1173–1494. Pentalogium, 84, 65–88. Homiliæ, 84. 53–64. Eranistes, 83, 27–336. Contra Nestorium ad Sporacium, 81, 1153–64. PAULAS, Libellus, 77, 165–8. Homiliæ 1–3, 1433–44. THEODOSIUS II, imperator Epistolæ 1–2, 77, 1447-- 8, 1457–62. PROCLUS. Orationes 1–4, 65, 679–716. Epistolæ 1–17, 65, 851–88. ACACIUS BERRHÆENSIS. Epistolæ, 77 et 84 (in Synodico). JOANNES ANTIOCHENUS. Epistolæ, 77, 83, 84. DALMATIUS. Apologia et Epistolæ, 85, 1797–1802. ATHANASIUS. Epistola ad episcopum Persarum, in qua DIONYSII ALEX. epistola ad Paulum Samosatenum, 28, 1559–68. EUTYCHES. Epistola ad Leonem, 84, 854–6. Libellus, 856. FLAVIANUS CP. Epistola ad Theodosium Augustum, 65, 899–92. TIMOTHÆUS ÆLURUS. Sermo et fg., 86, I, 270–76. GENNADIUS I CP. Epistola synodica,85,1613–22. EUSTATHIUS BERYTENSIS. Apologia Leonis papæ contra Timotheum ælurum, fg., 85, 1803–4. THEOTIMUS TOMITANUS. Epistola ad Leonem, imperatorem, 85, 1359–60. GELASIUS I. Epistola ad Syriæ episcopos, PGLT., 80, 925–32. QUINTIANUS. Epistola ad Petrum Fullonem, 85, 1733–8. XII anathematismi, 1737–40. JOANNES MAXENTIUS. Epistola ad legatos sedis apostolicæ, 86, I, 75–78. De Christo professio, 79–86. Contra Nestorianos capitula, 85–8. Alia fidei professio, 89–90. Ratio adunationis Verbi Dei, 89–92. Ad epistolam Hormisdam responsio (prævia epistola Hormisdæ), 93–112. Contra acephalos libellus, 111–16. Dialogi contra Nestorianos, 115–58. TIMOTHEUS III ALEX. [Monophysita]. Fg., 86, I, 265–70. THEODOSIUS ALEX. [Monophysita]. Epistola ad Severum. 86, I, 277–8. Ad Alexandrines, 279–82. Fragmenta, 285–6. EPIPHANIUS СР., præter epistolas ad Hormisdam, рарат, in PL., 63. Sententia contra Severum et Petrum, 86, I, 783–6. EUSTATHIUS MONACHUS. Epistola de duabus naturis adversus Severum, 86, I, 901–42. [PAMPHILUS HIER.]. Panoplia dogmatica, PGLT., 80, 885–932. LEONTIUS BYZANTINUS. De sectis, 86, I, 1193–1268. Contra Nestorianos et Eutychianos, 1267–1396. Adversus Nestorianos, lib. 1–7, 1309–1768.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Собеседование 33 на псалом 85 Молитва Давиду 1. Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы пророк усту­пил петь Асафу и сынам Кореевым, а молитву воспевает Богу сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей. «Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я... – нищ и убог» ( Пс.85:1 ). Беден и убог всякий человек, лицо которого принимает на себя здесь пророк. Мы бедны вследствие греха, и стали нищими чрез Адама, оставившего нам как бы в наследство нищету. По­этому пророк и молит Бога приклонить ухо Свое, чтобы Он снизо­шел как богатый к беднякам, как врач к больным. Почему же просит снизойти? Потому, что мы часто у Бога просим недостой­ного; и Он, как врач, просьбу выслушать удостаивает, но подает только то, что для нас полезно. «Сохрани душу мою, ибо я – угоден (Тебе), спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» ( Пс.85:2 ). Как же может быть святым тот, кто беден и убог добродетелью? Так как он признал свою бедность, то именно чрез это признание и стал уже святым. Может быть пророк называет человека святым и потому, что он имел это достоинство до грехо­падения в раю. «Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя». Слова пророка способны приклонить Бога к милосердию, потому что Господь ни в каком случае не может отвергать раба Своего, который на Него надеется, но принимает его роди надежды, хотя бы он и имел другие недостатки; на свое рабство указывает пророк, желая привлечь к нам Бога, дабы Он не покидал Своей собственности. «Помилуй меня, Господи, ибо я к Тебе взываю всякий день " ( Пс.85:3 ). Видишь, как мы можем получить помилование? Мы должны взывать к Богу каждый день, а не так поступать, чтобы то молиться Ему словами, то прогневлять Его делами, то являться в церковь Божию, то в церковь беззаконников, о которых тот же Давид сказал: «возненавидел я скопище лукавых» ( Пс.25:5 ). «Возвесели душу раба Твоего, ибо я к Тебе вознесся душою моею» ( Пс.85:4 ). Прошу, говорит, радости от Тебя, к которому вознес душу мою, восхитив ее от земли и возвысив надеждою на божественные блага, так что они уже не стремятся к земному. Итак, возвесели Ты, потому что ра­дости человеческой, как вредной и скоропреходящей, я не хочу. «Ибо Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» ( Пс.85:5 ). Не напрасно я вознес к Тебе душу, а потому, что Ты, как благой, сострадателен, как кроткий – поддерживаешь падающих, и притом проявляешь Свое милосердие не одним каким-нибудь спосо­бом, а многими и различными: милуешь чрез нищелюбие, милуешь чрез слезы, милуешь чрез добродетели, милуешь чрез веру, и не некоторых, но всех, кто призывает Тебя. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

...Душа, в продолжение времени и многих лет оказывающаяся благоискусною, ничем не преогорчевающая и не оскорбляющая благодать, в самой постепенности находит для себя пособие (прп. Макарий Египетский , 85, 227). Источник. ...Благодать тайно производит в сердцах любовь свою и горечь превращает в сладость, а жестокосердие – в мягкосердие (прп. Макарий Египетский , 85, 228). Источник. ...Без благодати никто не может служить Богу, т. е. благоугождать, исполняя во всем волю Божию (прп. Макарий Египетский , 85, 239). Источник. ...Благодать, как Божественная и небесная, просвещает, руководит, умиряет... все устрояет во благое (прп. Макарий Египетский , 85, 249). ...Бывает время, когда благодать сильнее воспламеняет, утешает и упокоивает человека; и бывает время, когда она умаляется и меркнет, как сама она домостроительствует сие на пользу человеку (прп. Макарий Египетский , 85, 259). Источник. ...Кто достигает совершенной любви, тот делается уже узником и пленником благодати (прп. Макарий Египетский , 85, 266). Источник. ...Цветущая духом благодать не в ком другом бывает, а только в умертвивших себя греху (свт. Григорий Нисский , 18, 326–327). Источник. ...Говорят: почему благодать простерлась не на всех, напротив того, иные приступили к учению, немалая же часть остается неприступившею, без сомнения потому, что Бог или не хотел, или не мог, чтобы благодеяние для всех было щедро? А то и другое не освобождает от порицания. Ибо неприлично Богу и не хотеть и не быть в силах делать добро. Посему если вера есть нечто доброе, то почему, спрашивают, благодать не на всех?.. Источник. Имеющий власть над вселенною, по преизбытку чести уделенной человеку, предоставил иному и в нашей быть власти, и над этим каждый сам единственный господин. А это есть произволение, нечто не рабственное, но самовластное, состоящее в свободе мысли. Итак, подобное обвинение справедливее возложить на тех, которые не были приведены к вере, а не на Призывавшего к согласию (свт. Григорий Нисский , 21, 77–78). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010