78. О Христос, гавань милостей, Тот, Кто открыл Себя роду грешному, Тот, Которого поколения праведных ожидали и Который открыл во время Свое230 радость всему творению, Ты даруй мне иные очи, иной слух и иное сердце, дабы вместо мира видел я, слышал и ощущал231 , уготованные Тобою для откровения славы Твоей роду христианскому посредством того видения, слышания и ощущения,232 которые необычайны. 79. Пробуди во мне, Господи, вкус к восприятию Тебя, дабы удостоился я из мира сего к Тебе, ибо мир пленил меня радостью своей вдали от Тебя. Пока видению тленных радуются очи мои и разум мой понимает телесность,233 невозможно мне полностью освободиться от немощных и тленных чувствований,234 которые от этих . 80. Удостой меня, Господи, встретить то видение, над которым не властно тление, дабы, когда, встретив его, забуду я мир и самого себя, все телесные образы исчезли235 перед глазами моими. 81. О Христос, наслаждение рода нашего, утешение в обнищании нашем, поддержка смиренного естества нашего,236 которое поколебалось и пало, надежда лишенных, досточтимое Имя, которое стало известно среди людей, восстанови меня из падшего , соверши воскресение мертвости моей, да пробудится ощущение жизни237 внутри меня; выведи душу мою из темницы неведения, чтобы мне славить имя Твое.238 Вдохни в члены мои дуновение новой жизни, посети тленность мою, что во гробе, и выведи меня из места тьмы. Да посетит меня в шеоле неведения рассвет откровения Твоего. Естество словесное умолкло во мне; Ты, Господи, снова пробуди его в естестве моем,239 ибо в шеоле нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?240 Нет у меня уст, чтобы произнести эту последнюю , но пусть живые, как я сегодня, возблагодарят Тебя.241 82. Онемели чувства, движения умолкли, помыслы иссякли, все действование естества во мне лишено истинной жизни; нет во мне памяти о Тебе, нет благодарности к Тебе в шеоле, в котором я пребываю; нет радостного звучания хвалений Твоих в потерянности души моей; все члены мои, которые мертвы, ожидают мук воскресения! Нет никого, кто пришел бы ко мне в оставленности шеола!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

О, если бы действительно ему достойно подражало русское общество, столь щедрое на благородные слова и обыкновенно бессильное для благородных деяний. Но мы не шли по стопам его, мы оказались недостойными его сынами. Духовное разложение и разврат укоренялись в обществе и в народе все глубже, за светильником мы не следовали и вот, светильник отъят от нас, подвигнут со своего места. Строго наказал нас Господь, но – не для отмщения, а – для вразумления. Он требует от нас, чтобы мы отвратили осуетившиеся взоры наши от своекорыстных целей и житейского рассеяния, а взглянули в себя самих, чтобы увидали, как далеко ушли мы от христианских заветов святых строителей нашего отечества и создателей народного духа, чтобы ужаснулись своего ожесточенного нечувствия и в слезах покаяния, искреннего и всеобщего, умолили Бога о народном и общественном возрождении. Сего требует Господь, нас посетивший Своею праведною карой. Он требует также и благодарности к отшедшему благодетелю России, незримо простирающему к нам свои царственные руки и просящему теперь нашей молитвенной помощи для неукорного восхождения духа его в райские обители. Хотя праведен был дух сей, но и он нуждается в теплых молитвах Церкви. Пусть же они возносятся, как фимиам к Богу и ограждают душу возлюбленного Государя от всякой напасти. Аминь. Слово на день восшествия на престол Государя Императора 78 Молю прежде всех твориши молитвы, прошения, моления, благодарения за вся человеки, за царя и за вся, яже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2:1–3 ) Эти слова Св. Писания, которые собрали нас сегодня на общую молитву за возлюбленнейшего Государя нашего, научают нас, братие, той истине, что общественное благоустройство и общенародный, для всех вожделенный мир находится в теснейшей зависимости не от одной только гражданской доблести облеченных властью лиц, но и от  свойств их нравственной, внутренней жизни, от их молений, прошений, благодарений. Строй государства языческого резко разделял внутреннюю жизнь каждого гражданина от его общественных обязанностей и вполне довольствовался, если в этих последних граждане руководятся началом внешней видимой законности, нисколько не стараясь о том, чтобы различать добро и зло по существу, чтобы воздавать людям кроме справедливости еще и любовь и сострадание.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Душевно я рад, что эта рецензия, в коей не обинуясь писал я, как знал и чувствовал, на злое против церкви и преп. Иосифа сочинение, беспристрастным решением Академии Наук отпечатана, так, как вышла от меня, без всяких сторонних поправок и исключений. А со стороны сильных, покровительствующих Хрущову (в самой Комиссии по этой премии) сильные были требования 462 с угрозою, чтоб я исключил или переменил в решительном отзыве своем на 82-й стран. последнее отделение: «Соображая» и проч. Думаю, что с автором эти покровители и приведенные на стр. 79 рецензенты его Н. К-в (Костомаров) 463 и Ор. Миллер 464 будут писать на меня или бросать грязью. В отдельных оттисках сделаны следующие важные ошибки, кои необходимо нужно и благоволите исправить, дабы при чтении не стать в тупик. Стран. 76 на 14 строке сверху должна значиться не 117, а 34 страница. На стран. 78 в 18 строке снизу должна значиться страница не 108, а 25-я. На стран. 83 внизу пред примечанием должен стоять крыжик, и в самом примечании страница должна значиться не 91-я, а 8-я. На стран. 85 внизу также в примечании страницы должны значиться не 103 и 105, а 20 и 22. О. Пафнутий из Донской земли 465 возвратился в Чудов, кажется, по малоуспешности обращения. Впрочем, с ним еще не видался». 10-го числа писал мне из Вильны Попечитель Учебного Округа, Н. А. Сергиевский : «Близок уже день светлого праздника, и я спешу к Вам с моим пасхальным приветом: Христос воскресе! Примите, Преосвященнейший Владыко, вместе, с этим приветствием мое сердечное поздравление и мое глубоко-искреннее желание Вам провести наступающие светлые дни в полной радости духа и неоскудевающей крепости сил. Сам же прошу: благословите меня, в близости, духа, а мою семью Вашим святительеким благословением. – Жена моя просит меня выразить пред Вашим Преосвященством ее почтительное поздравление и вместе особенную благодарность за благословение святою иконою, Вашим Преосвященством мне врученною. Душа моя полна светлых воспоминаний о времени, проведенном мною с Вами в Витебске среди наших общих недосугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Асафу, современнику Давида, принадлежат следующие пять псалмов: 49, 72, 77, 80 и 81. Остальные семь псалмов – 73, 74, 75, 76, 78, 79 и 82 – принадлежат потомкам Асафа (асафидам). Все псалмы с именем Асафа отличаются тоном настойчивого увещания, обращенного к евреям для их вразумления. С этою целью автор вводит в содержание псалмов много исторического элемента и любит изображать Бога, как Всеправедного Судью. Указанием на Божественные благодеяния, оказанные в прошлом еврейской истории, писатель старается вызвать в народе чувство привязанности и благодарности к Нему, и изображением Бога, как Судьи, устрашить в его настоящем дурном поведении и побудить к исправлению. Еману , из племени Каафы, принадлежит 87 псалом; Ефану, иначе Идифуму, из племени Мерари, – 88 псалом. Оба эти лица были современниками Давида и певцами при вновь устроенной им скинии. Свое происхождение они ведут от известного Корея, возмутившегося при Моисее. Они были левитами и стояли, как и Асаф, во главе певцов Давидовых. В еврейской Библии они названы Езрахитянами, т. е. происходящими из потомства Зары, сына патриарха Иуды, не потому, чтобы были его прямыми потомками, а потому, что долго жили в колене Иудовом среди потомков Зары; точно также и левит Цуф (один из предков Самуила) называется ефремлянином по месту жительства в означенном колене ( 1Цар. 1:1 ). Эти лица, как показывают составленные ими псалмы, были такими же самостоятельными певцами – писателями, как Асаф и Давид. Кроме того, они отличались мудростью, так что с ними сопоставляется Соломон ( 3Цар. 4:31 ). Оба псалма очень сходны по содержанию. Можно довольно точно определить время и повод их происхождения. Они были написаны, как видно из содержания, во время Давида, когда последний получил откровение о продлении своего потомства навеки и когда испытывал «поругание» от врагов. Такие обстоятельства совпадают со временем гонения от Авессалома. Означенные псалмы отличаются сильно выраженной индивидуальностью их писателей: содержание их проникнуто мрачным чувством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

13. Разботеют (утучнеют) красная (места этой) пустыни. Пустынею здесь Давид называет Иерусалим, как опустошенный вавилонянами, а красными—имеющие хорошие виды окрестности Иерусалима, способный и к произведению красот (зрелостей—ωρας), иначе —плодоносные. Или красными называет Иерусалимские плоды, попеременно производимые во всякое время (ωραν) года. И радостт холмы препояшутся. Это взято в переносном смысле, ибо радость и опоясывание свойственны одушевленным разумным животным. Сим Давид выражает то, что вокруг и со всех сторон будут радоваться холмы. 14. Одеяшася овни овчии. Бараны, говорит, и овцы оделись множеством шерсти; а они одеваются тогда, когда трава, или пажить, где пасутся, бывает самая тучная. А чрез овнов указывает и на все стада, не только овец, но и коз и коров Афанасий полями называет души уверовавших во Христа; холмами—председателей церкви, а овечьими овнами называет народных начальников. И удолия (долины) умножат пшеницу. Давид исчислил почти все окрестности Иерусалима—и поля, и красивые места, и холмы и долины; и последние, говорит, наполнятся пшеницею Григорий Богослов с Афанасием говорят: Долины земли наполнятся пшеницею чувственною и нужною на время, а глубины душ хорошо возделываемых словом, духовною и вечною пшеницею. Ибо души, говорит, язычников, не имевшие никогда никакой производительности и не рождавшие (плодов), будут полны духовных плодов. Воззовут ибо (и) воспоют. Итак, все, говорит, жители Иерусалима от радости будут восклицать с сердечною благодарностью, за то, что кроме полученной ими свободы, они удостоились еще толикого изобилия и прекрасных времен, почему и будут петь Тебе Освободителю и щедродаровитому Благодетелю своему. Союз: ибо, здесь излишен; должно быть: воззовут и воспоют. Так псалом сей изъясняется исторически; а при возведений взора и при высшем созерцании этот псалом содержит пророчество о евангельской проповеди. Он может быть относим и к Единородному Сыну. Ты, говорит, Господи, посетил землю, то есть всю вселенную, Своим пришествием, где под именем земли разумеются народы, живущие на земле. Ибо посетить нас, как говорит Захария, восток с высоты (Лук.1, 78). И Ты упоил ее вином умиления, как мы сказали в стихе 3м 59го псалма; Ты умножил евангельское питие и одождение для обогащения упомянутой земли — людей — добродетелями. Река Божия есть сам Спаситель наш, а воды—поучения Его: ибо речные, говорит, стремления веселят град Божий (Пс.45, 5); из сей-то реки, как потока, потекли божественные Апостолы и напоили всю вселенную. Ты приготовил словесную сию пищу для народов; Ты, говорит, Господи, приготовил ее чрез богоприличные поучения, поучения предал Апостолам своим и заповедал им, питать ею алчущие души; ибо так делается приготовление истинной пищи, как Ты приготовил ее, а не иначе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Кому это пришло в голову - до сих пор очень охраняемая в Греции тайна, как и большая часть всего «Досье Кипр». Но случилось так, что радиостанция греческой разведки на Пафосе передала в открытый эфир «благодарность» греческим военно-морским силам за «своевременное прибытие» на защиту Киринии. Наследники Сулеймана Великолепного купились как дети малые. Они решили, что потерянная ими греческая эскадра уже подошла вместе с «Лесбосом» к Киринии и сейчас опрокинет первую волну десанта обратно в Средиземное море. С аэродрома Эскишехира поднялись 28 бомбардировщиков F-100Ds, а с базы Мюртед (той самой, куда прилетают сейчас по частям российские С-400) еще 16 F-104Gs. Одновременно три турецких эсминца получили приказ следовать на Пафос, чтобы «приступить к уничтожению» мифического греческого флота. Эти одиночества встретились в 14.35 в водах северо-восточнее Кипра. Следующие несколько часов турецкая авиация самозабвенно бомбила собственный флот. Потом они говорили, что греческие корабли были такой же американской постройки, что и турецкие, и «сверху не видно». И неважно, что на кораблях развевались турецкие флаги. В «Коджатепе» прямым попаданием бомбы была снесена боевая рубка. Затем на эсминце взорвалось хранилище боеприпасов, и примерно в 22.00 он затонул. Погибло 78 турецких моряков, включая капитана. Выживших подобрало израильское судно и эвакуировало в Хайфу. С наступлением темноты оставшиеся сильно поврежденные два эсминца вышли из боя и поковыляли к турецкому берегу. Ковыляли они долго, потому на следующее утро все турецкие СМИ успели выйти с сообщениями о «разгроме греческого флота у Пафоса». Впоследствии эти газеты пришлось изымать по всей стране. Еще бы. С точки зрения военной истории это - крупнейший после окончания Второй мировой войны случай так называемого дружественного огня. Подвиги без награды Важнейшие события происходили не только на воде и воздухе, но и на земле. Тем более что для греков скоротечная война 1974 года носила характер, близкий к священной, и отсылала в глубины истории. В результате на турецкие предложения сдаться с греческих позиций звучало «Молон лабе!» («приди и возьми» - ответ царя Леонида персам перед битвой при Фермопилах). В ряде случаев греки демонстрировали просто чудеса героизма. И надо понимать, что турецкие силы вторжения в итоге после третьей волны высадки насчитывали более 40 тыс. человек со 200-ми танками против 12 тыс. киприотов и 2 тыс. греков с 32-мя танками Т-34.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/22/k_po...

Приведу несколько примеров. Исследователь «Слова о полку Игореве» и поэт Геннадий Карпунин, приславший мне свой перевод ВК с благодарностью за первую в России публикацию текстов «Велесовой книги», во вступительной заметке к переводу призывает относиться к ВК как «к источнику исторических сведений ... крайне осторожно», но все же допускает, что «Велесова Книга или подобные ей вполне могли существовать (курсив мой. – О. Т.) в глубокой древности», а далее уже утверждает, что «вдумчивый читатель, обращаясь к текстам Велесовой Книги, имеет возможность глубже понять, почему после богоотступничества иудеев и византийцев Господь избрал Своим народом именно русичей». 72 Итак, сначала призыв к осторожности, затем допущение («вполне могли существовать»), а в заключение призыв сделать из этого сомнительного источника важнейшие культурологические и историософские выводы. Столь же странной является позиция украинского археолога Ю.А. Шилова, автора фундаментального исследования «Прародина ариев», положительно оцененного крупнейшим языковедом–славистом академиком О.Н. Трубачевым. 73 В другой своей работе Шилов называет « " Велесову книгу» загадочной», 74 источником, «не утвердившимся еще пока в научном мире», 75 пишет, что «ввиду ненадежности источника не станем разбирать эти странствия (славян. – О. Т.)». Но тут же цитирует ВК по переводу (!) Асова и выдвигает свою версию ее возникновения: она «могла быть создана потомками жрецов венедов–этрусков в конце IX в., где–то в Крыму». 76 Так в одной книге соседствуют итоги археологических раскопок и совершенно необоснованные догадки. Еще тревожнее, что ВК пытаются внедрить в школьное и вузовское образование (как будто бы вообще не существует проблемы ее подлинности). Так, в учебнике для вузов «Культурология. История мировой культуры» автор одной из глав Е.М. Скворцова с сожалением отмечает: «В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось – Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой». 77 Далее следует особый параграф «Велесова книга», в котором мы, в частности, читаем: «Велесова книга – памятник сложный и объемный. Подделать его так же трудно, как невозможно заново создать Ригведу, Авесту или Библию . 78 Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян... (она) описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н.э. – конца I тыс. н.э.». 79 Так, без тени сомнения, вводится в число источников отечественной и даже мировой культуры произведение, подлинность которого отвергают многие профессионалы – лингвисты и историки. Мне могут возразить, что спор не закончен, привести в пример споры о подлинности «Слова о полку Игореве» (и такие параллели приводились), но все же стоило бы задуматься о том, можно ли вводить ссылку на спорный источник в учебник, а если и вводить, то безусловно следовало бы указать на существующие возражения против его подлинности.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Довольно…» 17-го ч. писал я во Владимир преосвященному Иакову, в ответ на его письмо от 30 апреля: «С благодарностью возвращаю при сем Вашему Преосвященству оставшиеся у меня письма, за исключением только моих собственных писем к покойному Владыке Евсевию. Если Вы позволите мне эти письма оставить у себя, как мою собственность, хотя и отчужденную, то во всяком случае я удержу их еще на некоторое время. Вы писали мне, что некто из Могилевцев хотел бы напечатать все письма архиереев к преосвящ. Евсевию; не Каргопольцев ли это, который через газеты приглашает всех, имевших какое-либо отношение к покойному святителю Евсевию, доставлять ему материалы для составления биографии сего иерарха? Кто этот Каргопольцев?.. Акафист Муромским Чудотворцам я передал, вскоре по приезде моем в СПб. на рассмотрение цензору, архимандриту Тихону, уроженцу Владимирском и моему ученику по академии и даже постриженцу в монашество. Прочитавши рукопись, он нашел в ней довольно много выражений, требующих исправления. Я убедил его принять на себя труд исправить эти выражения и представить затем акафист на благоусмотрение Св. Синода. И так делу этому дано надлежащее направление. Остается с терпением ожидать его окончания. Что скажу Вам о себе? Не могу пока жаловаться на свое положение в Северной Столице, хотя и претерпеваю подчас нечто неприятное от действия здешней воды; но это, как говорят, неизбежная участь всех вновь приезжающих в СПб. Не могу также жаловаться на служебные труды: они посильны. С кончиной старейшего Члена Св. Синода надобно ожидать назначения нового, но уже не из белого духовенства». Брат покойного Костромского преосвященного 73 , преподаватель Моск. Семинарии С. Д. Рождественский 74 , по просьбе моей выслал мне для прочтения письма к его почившему брату от разных иерархов, как то: Филарета 75 , Исидора 76 , Иннокентия 77 , Димитрия 78 , Алексия 79 , Леонида 80 и др. По прочтении этих, более или менее интересных, манускриптов, я возвратил их Рождественскому при следующем письме от 19-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Где были пожарные? И другие вопросы о гибели людей в Шереметьево Огонь и продукты горения убили погибших — можно ли было это предотвратить 6 мая, 2019 Огонь и продукты горения убили погибших — можно ли было это предотвратить В аэропорту “Шереметьево” 5 мая во время аварийной посадки загорелся самолет SSJ-100, который летел из Москвы в Мурманск. На борту находились 78 человек, 41 из них погиб. На многочисленных видео можно увидеть, что самолет не встречают пожарные расчеты, спасательные службы и медики, а первая пожарная машина подъезжает через существенное время после начала пожара. Как должна была быть организована эвакуация. Скорая могла не успеть, но где же пожарные и спасатели? Врач-реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков) Царствия Небесного всем погибшим! Помощи Божией всем выжившим! Благодарности — пилотам! Я не буду про чемоданы — возможно, это фейк. Я не буду про стюардес, которые вышли из самолета раньше пассажиров — возможно, такова инструкция. Я не буду про КБ «Сухой» — возможно, это единичный случай. Я даже не буду ни про «Аэрофлот», ни про Путина… Но ответьте мне на уже не раз поставленный вопрос — почему на этом снимке (и на многих других) стоят трапы, грузовики, едут тележки — но не видно ни одной пожарной машины?! Ладно, я могу понять, что «скорая», возможно, не успела прибыть, раз все произошло за минуты. В конце концов, Шереметьево же — Московская область, городской округ «Химки». Они же так дрались за эту собственность, чтобы отжать ее у Москвы. А нужного количества свободных «скорых» в Химках просто нет. Но где бригады из медпунктов? И вроде как там дежурит бригада «Медицины катастроф». Или все это время ее выезд на поле согласовывали? Или вообще продемонстрировали пару лет, что она есть, а потом отозвали? Ну, и главное — где же пожарные? Ведь своя пожарная часть в аэропорту должна быть. Или я ошибаюсь? Где спасатели? Почему эти службы, которые вечно меняют свой статус, не оказались вовремя там, где они были нужны? А ведь когда-то сама ситуация аварийной посадки (независимо от того, что там реально случилось) предполагала встречу самолета и пожарными, и скорой, и спасателями самого аэропорта. ДО приземления!

http://pravmir.ru/gde-byli-pozharnye-i-d...

Однако семейные обязанности и домашние заботы и хлопоты не заглушили в душе Бичер-Стоу интереса к участи черных невольников. Вскоре Бичер-Стоу задумала написать повесть из жизни негров «Хижина дяди Тома». В 1851 году были отпечатаны первые главы, а через полтора года вся книга была издана отдельно и в первые же недели разошлась в сотнях тысяч экземпляров. Вскоре появились переводы ее на всех языках; сама повесть была переделана для театра, давалась на сцене и привлекала тысячную толпу. Вся Америка, вся Европа заговорили тогда о неизвестной до тех пор жене профессора Стоу; тысячи писем полетели к ней с выражением сочувствия, благодарности и уважения. Деньги, вырученные от продажи книг, навсегда выгнали бедность из семьи Бичер-Стоу. Но ни деньги, ни известность, ни слава не изменили простого трудового образа жизни писательницы. По-прежнему сама входит она во все, ведет домашнее хозяйство, занимается в своей домашней школе, где вместе с ее детьми учатся и дети негров, как бы в подтверждение того, что не на словах только проповедовала она о равенстве людей, но и на деле. В ее доме находят приют и помощь все преследуемые рабовладельцами негры; они смело идут к ней, зная, что встретят в ней свою защитницу и покровительницу. У нее образовалась целая контора для помощи неграм. Сюда присылаются со всех сторон деньги, потому что все верят, что писательница сумеет хорошо распорядиться ими. Немного лет прошло со времени выхода в свет «Хижины дяди Тома», как в Америке произошла полная перемена. Прежде всего, был отменен закон о беглых невольниках, а затем пало и само рабство негров. Цель жизни Бичер-Стоу была достигнута. Она исполнила то дело, которое была призвана исполнить, – она честно потрудилась для людей и тихо сошла с поприща жизни. Последние годы писательница провела в своем поместье, в кругу любимой семьи и близких друзей. Ей пришлось пережить всех дорогих ей людей: ее муж, сестра, любимый брат – все умерли раньше ее. Эти потери так сильно потрясли ее, что она помешалась и вскоре умерла в лечебнице для умалишенных на 78-м году жизни. 22. Царица-гусляр

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010