Нанимать плакальщиц, – говорит он, – значит совершать формальное идолослужение. 76 Будучи вообще противником всякой роскоши и богатства, Златоуст поэтому горячо восставал против чрезмерной пышности и огромных издержек, которыми часто просто из-за тщеславной выставки сопровождались похороны. Он хотел даже ограничить и обычай употребления ароматов, хотя и не запрещал его совсем, имея в виду евангельские примеры. Вооружался он и против злоупотреблений в облачении покойников, для чего часто употреблялись слишком дорогие материи, так что они привлекали воров, среди которых даже образовалась особая специальность расхитителей гробниц. 77 Чтобы отвратить воров, иногда нарочито драгоценные материи разрывались и пропитывались благовониями, чтобы сделать их непригодными для обыкновенного употребления. При погребении важных сановников процессия приобретала огромные размеры: за печальной колесницей следовали толпы рабов и рабынь, одетых в саваны; лошади в траурном убранстве, ведомые конюхами, также сопровождали своего господина к месту его упокоения, и вообще похороны представляли такое зрелище пышности и суеты, что Иоанн не знал, негодовать ли на него, или просто сожалеть о том, насколько люди склонны быть рабами суетности даже пред лицом страшного факта смерти. 78 Не ускользнул, конечно, от его внимания и обычай прославлять покойников пышными и, к несчастью, лживыми надписями на памятниках, и он обличает как эту лицемерную лживость, так и неразумие самой заботы о сооружении великолепных памятников, о которых иные заботились даже больше, чем о своих домах. 79 Другой обычай также возбуждал против себя негодование Златоуста, именно обычай омовений после погребения. Этот обычай, вытекавший из мысли, что соприкосновение с покойником влечет за собою осквернение, от которого нужно очищаться, был остатком язычества или суеверий, 80 а между тем он был сильно распространен среди христиан того времени. После похорон совершались тризны, и так как они опять нередко приводили к излишествам и даже соблазнам, то нужно было ограничивать и их, и Златоуст по своему духу милосердия не преминул напомнить, что тризны, вместо того, чтобы быть местом пьянственного разгула, могли бы быть поводом к милостыне для бедных, которые с благодарностью помянут душу усопшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sv-ioa...

Тоже нужно сказать и относительно пчеловодства Из 13 купленных ульев-колодок к концу нынешнего лета образовалось новых 25. Народившаяся пчела была посажена в ульи новой системы, так называемой рамчатой. Следующие два года предполагается вести хозяйство роевое, так чтобы образовалось до 200 ульев, а там медовое – или, лучше сказать, что Бог даст. Что же касается огорода, то на нем посажены всевозможные овощи, часть занята гречихой и медоносными травами, наконец имеется питомник плодовых деревьев кустарных растений. VII Школа снабжена учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями в изобилии. Кроме того, при школе имеется библиотека; в ней находятся многочисленные и разнообразные руководства для учащих, книги для внеклассного чтения учащихся и учащих, и вообще книги для взрослых. Всех книг к началу 1897–78 учебного года было 3164. Из них учебников – 1835, книг для внеклассного чтения учащихся – 423, пособий для учащих – 163 и книг для чтения взрослых – 743. Еженедельно производится три раза выдача и сдача книг для чтения. Не только ученики 2-го класса, но и 1-го, а с полугодия многие и из младшего отделения берут книги и, как оказывалось по проверке, понимают прочитанное; ученики 2-го класса, по прочтении, записывают в особые тетрадки краткое содержание прочитанного. Вообще учащиеся весьма охотно берут книги для чтения, так сказать, осаждают библиотекаря при выдаче и с любовью читают. Кроме учащихся, почти все учителя и учительницы церковных и земских окрестных школ, с разрешения попечителя, с признательной благодарностью пользуются библиотекой. При своих книжных богатствах Иоанно-Богословская библиотека, по сравнению ее с прочими школьными библиотеками, представляется, некоторого рода, провинциальной редкостью и сокровищем. При библиотеке имеется каталог, в котором и учебники, и книги для чтения расположены по отделам. Выбор сочинений по всем отделам самый серьезный и разнообразный, особенно же богат отдел духовно-нравственных сочинений. Все имеющиеся в библиотеке книги, журналы и учебные пособия есть дар от попечителя школы, а частью от его матери О.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

Глава Ставропольской митрополии принял участие в церемонии возложения цветов по случаю годовщины освобождения Ставрополя от фашистской оккупации 21 января 2021 г. 14:09 21 января 2021 года у мемориала «Вечная слава» в Ставрополе прошла церемония возложения цветов, посвященная 78-й годовщине освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков. Фашистская оккупация Ставрополья длилась с августа 1942 года по январь 1943-го. Общее число погибших от рук захватчиков жителей краевого центра составило свыше семи тысяч человек, жителей других частей края около 32 тысяч человек. На фронтах Великой Отечественной пали смертью храбрых, скончались от ран или пропали без вести более 170 тысяч ставропольцев. Каждый год 21 января ставропольцы приходят к мемориалу «Вечная слава», чтобы отдать дань памяти тем, кто освободил город от немецко-фашистских оккупантов, кто погиб за свободу и мирную жизнь будущих поколений. В этот день потомки с благодарностью вспоминают бойцов и командиров дивизии, освобождавших Ставрополь, а также мирных жителей, которые в оккупированном городе боролись с оккупационным режимом. Почтить память погибших и отдать дань ветеранам Великой Отечественной войны пришли губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, глава города Иван Ульянченко, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , секретарь епархиального управления священник Георгий Ольховик, сотрудники администрации Ставрополя, участники Великой Отечественной войны, кадеты, жители и гости краевой столицы. Также состоялась торжественная передача копии боевого Знамени 53-й отдельной кавалерийской дивизии Почетному караулу на Посту у мемориала «Вечная слава». В 1941 году 53-я дивизия была сформирована в Ставрополе и введена в состав Отдельной кавалерийской группы под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Льва Доватора. Собравшиеся почтили минутой молчания тех, кто отдал свои жизни за город Ставрополь и его мирное будущее. К монументу «Вечная слава» участниками были торжественно возложены живые цветы. Ставропольская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Иеромонах Кондратий Корсунский прибыл в Ситху 8 мая и поступил наставником в семинарию и пока причислен к Новоархангельскому Собору, на место выбывшего оттуда священника Гавриила Вениаминова. Квихпакский и Кенайский миссионеры исполняют свое дело, как нельзя лучше, и Господь благословляет их успехами; и Ситхинский протоиерей окрестил 78 Колош, просивших его о том неоднократно. Но в то же время получены сведения, очень неприятные. Иеромонах Сергий удавился; примеру его последовал креол, ученик семинарии (о том и другом я уведомляю Ваше Сиятельство официально). Колоши, соседи наши, заманив к себе ситхинских Колош в гости, и среди белаго дня убили 36, а по другим свдениям, 40 человек изменнически. Глава сего убийства-один из некрещенных тоенов, который увлек за собою и многих крещенных Колош. Теперь Ситхинские Колоши в большом волнении и со страхом и трепетом ожидают отмщения и оттого далеко не отлучаются никуда, и если это продолжится надолго, то в рыбе свежей и других припасах, получаемых от Колош, встретится большое затруднение для нас, жителей Ситхи. А между тем нельзя сказать, что мы будем совершенно безопасны при развязке этого дела. Но да будет во всем воля Божия! Сиятельнейший Граф, позвольте мне обратиться к Вам с моею покорнейшею просьбой, касающейся почти лично меня. Брат мой, протоиерей Вениаминов, перемещаясь по желанию моему с одного места на другое, вошел в долги, простирающая до 600 руб. сер.; ныне убедительнейше просить меня помочь ему уплатить долг, тяжко лежащий на его сердце. Ему крайне не хочется умереть, не расплатившись. При всем моем желании, я могу помочь ему очень немного. Из жалованья своего он уплатить не может и в 10 лет; остается одно:-просить Ваше Сиятельство исходатайствовать ему пенсион (о чем я представил. Св. Синоду прошедшего года) со дня окончания десятилетней его службы в Камчатке. Тогда он, получа вдруг значительное количество денег, в состоянии: будет уплатить долги. Заключаю письмо мое к Вашему Сиятельству тем же, чем начал, т. е. приятным долгом поставляю принести Вам, Сиятельнейший Граф, мою искреннейшую благодарность за внимание Ваше к моим просьбам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Зачем Екатерина не совершила сего важного плана в начале Французской революции, когда Европа не могла обратить деятельного внимания на воинские наши предприятия и изнуренная Турция нам упорствовать? Это избавило бы нас от будущих хлопот. 73. Потемкин послал однажды адъютанта взять из казенного места 100 000 рублей. Чиновники не осмелились отпустить эту сумму без письменного вида. Потемкин на другой стороне их отношения своеручно приписал; дать, е… м… 74. Домашний палач кроткой Екатерины. 75. Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкою. 76. прирученные. (фр.) 77. Владетельные феодалы имели одни по отношению к другим обязанности и права. (фр.) 78. Опыт русских летописей. (Немецк.) 79. государя. (фр.) 80. охрана, (фр.) 81. По-видимому, этот фарс разыгрывается по воле шевалье де Тотт, но мы живем уже не во времена Димитрия, и пьеса, имевшая успех двести лет назад, ныне освистана. (фр.) 82. Одни только газеты подымают шум по поводу разбойника Пугачева, который ни в прямых, ни в косвенных отношениях с г. де Тотт не состоит. Пушки, отлитые одним, для меня значат столько же, сколько предприятия другого. Господин де Пугачев и господин де Тотт имеют, впрочем, то общее, что один изо дня в день плетет себе веревку из конопли, а другой в любую минуту рискует получить шелковый шнурок. (фр.) 83. Сие доношение, в копии мною найденное в делах архива Оренбургской пограничной комиссии, есть то самое, о котором говорит Рычков в своей Топографии; но он Рукавишникова называет Крашенинниковым. Некоторые достойные вероятия жители уральские сказывали мне, что атаман сей носил обе фамилии. Левшин. 84. Отпуск сего донесения нашел я также в архиве Оренбургской пограничной комиссии. Левшин. 85. За список с сего журнала, равно как и за другие сведения, на которых основана часть сего описания, обязан я благодарностию некоторым чиновникам Уральского войска. Левшин. 86. Родословной истории о татарах часть 2-я, глава 2-я, также часть 9, глава 9. Левшин. 87. Histoire des Huns et des Tat., liv.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

укрепление на вершине холма служило цитаделью городища, которое образовалось вокруг крепости (Мыц В.А. Алустон... – С. 172, 175; Мыц В.А. Ранний этап строительства крепости Алустон//ВВ. – 1998. – Т. 57. – С. 187–203). В IX–X вв. здесь строится небольшой храм, сменивший предыдущий, следы которого прослеживаются в слое VI–VII вв. Остатки жилья IX-X вв. открыты и на поселении близ Горзувит, в котором после образования фемы тоже возродилось византийское сторожевое укрепление (см.: Якобсон A.A. Разведочные раскопки средневекового поселения Горзувиты//КСИИМК. – 1954. – – С. 109–120; Якобсон A.A. Крым в средние века. – С. 77; Домбровский О.И. Средневековые поселения и «исары» Крымского южнобережья//Феодальная Таврика. – К., 1974. – С. 9–13; Крым в X – первой половине XIII века//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV–XIII века/Отв. ред. Т.И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 78). Следовательно, жизнь фактически не прекращалась здесь в течение всего раннесредневекового периода. 709 Романчук А.И. Значение археологических исследований в Херсонесе для выявления особенностей развития византийского провинциального города//Античный и средневековый город: Тезисы докл. VII Науч. Сюзюмовских чтений. – Екатеринбург, 1994. – С. 11. 710 Пользуюсь случаем выразить благодарность H.A. Алексеенко и С. В. Дьячкову за любезное разрешение познакомиться с этими неопубликованными материалами экспедиции. Среди найденных здесь монет только один херсонесский тетрахалк I в. до н.э., дупондий II в. н.э. (457–474), константинопольский полуфоллис Маврикия Тиверия (582–602), античная, с надчеканкой «христограмма», VII в., сиракузский фоллис Феофила (829–842), две литые херсонские монеты Василия I (867–886) и такие же две – Романа I (919–945). Последней по времени является литая херсонская монета с монограммой «ро» XIII в., что говорит о продолжительном, непрерывном ромейском присутствии в данной местности (ср.: Алексеенко H.A. Находки монет на территории генуэзской крепости Чембало//X сб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем, сделав несколько выдержек из критики Фаррара, и выразив ему благодарность за то, что он усмотрел у нашего лжефилософа «самую благородную искренность» Толстой продолжает: «И таковы без исключения все критики культурных верующих людей и потому понимающих опасность своего положения. Единственный выход из него для них надежда на то, что, пользуясь авторитетом церкви, древности, святости, можно запугать читателя, отвлечь его от мысли самому прочесть Евангелие и самому своим умом обдумать вопрос. И это удается: кому в самом деле придет в голову то, что все то, что с такой уверенностью и торжественностью повторяется из века в век всеми этими архидиаконами, епископами, архиепископами, святейшими синодами и папами, что все это есть гнусная ложь и клевета, взводимая ими на Христа для обеспечения денег, которые им нужны для сладкой жизни на шеях других людей, – ложь и клевета до такой степени очевидна, особенно теперь, что единственная возможность продолжать эту ложь состоит в том, чтобы запугивать людей своей уверенностью, своей бессовестностью» 78 . В виду этого словоизвержения Толстого, думается, что самый ярый его последователь не может не видеть здесь явной лжи и клеветы на служителей, церкви! Он упрекает архидиаконов, епископов и архиепископов и Св. Синод за то, что, из-за личных своих интересов, они будто бы отвлекают людей от мысли самим прочесть Евангелие. Да в России ли действительно живет Толстой, что он так мало знает, что в ней делается? – К сожалению, да, – он живет в России и прекрасно знает, что в ней делается, знает, что русские иерархи более всего заботятся о распространении в народе книг Св. Писания на понятном русском языке, содействуют их удешевлению, желая, чтобы Евангелие было настольной книгой в каждой даже крестьянской семье; но Толстой только делает вид, что ничего этого он не знает. Как же иначе ему можно было бы бросать грязью во всех и каждого?... Но что же в своей этой ругани Толстой сказал в опровержение своих критиков? – Ничего, да ничего и не мог сказать, потому что его критики были правы.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

71 Подробный анализ данной идеи см. в кн.: Rordorf W. Liturgie, foi et Vue des premiers chretiens: Etudes patristiques. Paris, 1986. P. 155–174. 74 Приношу искреннюю благодарность коллеге A. М. Пентковскому, обратившему мое внимание на этот памятник древнецерковной письменности и оказавшему помощь в получении необходимых для изучения его исследований. – Примеч. авт. 75 См. весьма серьезное исследование: Faivre A. La documentation canonico-liturgique de l’Eglise ancienne//Revue des Sciences Religieuses. 1980. Vol. 54. 3. P. 204–219; 4. P. 273–299. 76 В издании Т. Шермана (Die allgemeine Kirchenordnung: Früh­christliche Liturgien und kirchliche Überlieferung: Teil I. Die allgemeine Kirchenordnung des zweiten Jahrhunderts/Hrsg. von Th. Schermann. Paderborn, 1914), на которое мы ориентируемся, полное название произведения – «Постановления [Господа, переданные] Климентом, и Каноны святых Апостолов» ( Διαταγα δι Κλ μεντος κα Καν νες τν γ ων ποστ λων). Мы употребляем сокращенное название: «Каноны святых Апостолов». 77 Издание (с параллельным английским переводом) см.: Arendzen J. P. An Entire Syriac Text of the «Apostolic Church Order»//The Journal of Theological Studies. 1902. Vol. 3. P. 59–80. 78 Достаточно подробный анализ ряда важных аспектов, связанных с происхождением памятника и его характерными особенностями, см. в работах: Faivre A. Le texte grec de La «Constitution Ecclesiastique des Apotres» 16–20 et ses sources//Revue des Sciences Religieuses. 1981. Vol. 55. 1. P. 31–42; Idem. Apostolicite et pseudo-apostolicite dans La Constitution Ecclesiastique des Apotres//Revue des Sciences Religieuses. 1992. Vol. 66,1. P. 19–67. 82 Мы ориентируемся на критическое издание «Послания» Климента в кн.: Die Apostolischen Väter/Hrsg. vonj. A. Fischer. Darmstadt, 1981. S. 1–107. Ha русском языке имеются две монографии, посвященные св. Клименту. Первая носит характер беглого и очень поверхностного обзора: Петрушевский Π. П. Св. Климент, епископ Римский. Киев, 1897; вторая работа более серьезная: Приселков А. Обозрение посланий святого Климент, еп. Римского, к Коринфянам. Вып. I.: Обозрение первого послания. Спб., 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но, в память А. В. Горского, кроме постановки надгробного памятника ему, учреждена еще стипендия его имени в Академии. По теперешним условиям 78 , стипендия потребовала бы гораздо большего капитала, нежели то было по смерти А. В. Горского. Поэтому, хорошо было бы, чтоб имя С. К. Смирнова увековечено было в Академии, по крайней мере, учреждением премии, требующей меньшего капитала. Почин этому доброму делу уже положен, как мы замечали выше, еще в 1887 году. Собрано доселе около 660 рублей 79 . Остается доканчивать этот сбор, доведши сумму хотя бы только до 2000 руб., чтобы ежегодная премия могла быть во 100 рублей. Мы уверены, что многочисленные ученики почившего С. К. Смирнова из всех 27 курсов, бывших при нем в 42-хлетний период службы его при Академии, и другие, знавшие и чтившие его, отзовутся на это доброе дело своей посильной помощью. Но, еще более не подлежит сомнению, что не только многие, а и все отзовутся на это известие о кончине его горячей молитвой о упокоении души его 80 . Молитва теперь, для почившего, дороже всего. Помяните же его словом молитвы все ученики его двадцати семи курсов Московской духовной Академии, рассеянные по всем пределам отечества, – взываем мы в заключение этого некролога С. К. Смирнова, словами, какими сам он взывал в заключение составленных им некрологов протоиереев П. С. Делицына – в 1863 г. 81 и А. В. Горского – в 1875 г. 82 , равно как и все, пользующиеся плодами его обширной учено-литературной деятельности! 1 Почивший о. С. К. Смирнов с благодарностью воспоминал, что на печатание этого сочинения средства изыскал ему знаменитый профессор философии в Академии, протоиерей Ф. А. Голубинский. То же подтверждает и сын последнего, доселе здравствующий, профессор Академии Д. Ф. Голубинский . 2 В первоначальном своем виде, как курсовое сочинение, оно имело заглавие несколько иное, без изменения, однако, через то сущности содержания. 4 В это время (1877 –1878 гг.) из 7 дочерей С. К. Смирнова еще только 2 старшие выданы были замуж, а остальные пять дочерей и сын были при нем и на его попечении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

71 Тоже говорят и другие. 72 В сем послании Св. Климент поучает, что «надобно нам так помышлять о Иисусе Христе, как о Боге (ωζ περι θε) как о Судье живых и мертвых; убеждает быть благодарными к Нему, как приведшему из мрака язычества во свет Божий; благодарность же доказывать не одной верой в Него, но особенно исполнением заповедей Его. За тем говорит, что жизнь человеческая разделена на два века, воюющие один против другого: на век настоящий и век будущий; первый из ннх проповедует о нечестии, второй повелевает отрекаться от нечестия; первый век – век покаяния, и в нем мы можем все делать для избавления себя от гнева Божьего, ожидающего в будущем веке. В отрывке 2-го послания изображается Божеств. природа Духа Божьего, и действия Его, как освятителя сердец. «Дух сей Свят и праведен; он исходит от Отца, Он – Его могущество, Его воля и являет в себе полноту славы Его». 73 3 . В недавнее время изданы еще с именем Климента два окружные послания к девственницам. 74 В первом из них восхваляется девственная жизнь и показывается значение ее; девство, говорит наставник, состоит не в одной телесной чистоте; должна быть чистота в сердце. Второе послание содержит в себе правила и наставления для подвижников девства. Подлинность сих посланий подвергают сомнению. Но о девстве писал и Ап. Павел; дух посланий – простота и возвышенность, как и в других двух посланиях Св. Климента; в них есть несколько мест совершенно сходных с наставлениями первого послания Коринфянам. 75 В защиту подлинности их говорят и древние. По словам Иеронима Св. Климент писал «послание к Евнухам Ради царствия Божьего», где говорит «о чистоте девства» 76 ; а по словам Епифания поучал девству и хвалил Илию, Давида и Сампсона 77 ; а все это видим в сих посланиях. 78 С именем Св. Климента римского известно не мало сочинений, которые или вовсе не принадлежат сему Апостольскому ученику, или принадлежат только частями содержания. а) Восемь книг постановлений (διαταγα) Апостольских чрез Климента для Епископов 79 сочинение весьма замечательное для истории древнего благочиния и обрядов, хотя писано оно не Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010