В 1994 г. Марк Чавес выдвигает теорию, согласно которой суть процесса секуляризации состоит во всестороннем уменьшении и подрыве власти религиозных организаций 406 . При этом выделяется три основных уровня секуляризации или аспекта такой потери власти и способности влиять на ситуацию. 1. Уровень социальных институтов общества предполагает потерю религиозными группами возможности установления религиозных норм в качестве регулятивов для окружающего общества в целом и/или отдельных его институтов в частности. 2. Уровень религиозных организаций, или «внутренняя секуляризация», предполагает как сильное ослабление возможностей влияния руководителей религиозных сообществ на регулирование всех аспектов жизни подчиненных им групп, так и сильное обмирщение норм и правил их внутреннего распорядка. 3. Уровень отдельных людей предполагает ослабление влияния руководителей религиозных организаций и религиозных норм на жизнь и поведение людей, в том числе на людей четко идентифицирующих себя в качестве верующих и членов той или иной церкви. Таким образом, согласно теории Чавеса, такие показатели, как количество религиозных организаций, численность людей, считающих себя верующими, а также степень близости и интеграции религиозных организаций в структуры власти, еще ничего не говорят о степени секуляризированности того или иного общества. В результате в ХХ в. становятся возможными такие ситуации, когда в стране может быть огромное количество приходов религиозной организации, население может поголовно идентифицировать себя с ней, ее отношения с правящими элитами могут быть самыми тесными, но ее же реальное влияние на протекающие на всех уровнях общества процессы будет стремиться к нулю. При этом ученый говорит, во-первых, о разной скорости протекания процесса секуляризации не только в разных обществах, но и в разных религиозных организациях, и, во-вторых, о примерах обратимости данного процесса в тех или иных обществах и религиозных группах. Беря за основание теорию Чавеса, Давид Яманэ утверждает, что общий объем религиозности в обществе может сохраняться на одном уровне, и концепция Чавеса говорит об уменьшении религиозности в целом как о возможном, но вовсе не обязательном следствии процесса секуляризации 407 . Так, кризис власти религиозных лидеров и организаций значительно уменьшает их влияние на выбор человеком своей религиозной принадлежности и способствует стремительному развитию процесса индивидуализации религиозности в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

1 (1059 b 30): «Ведь с их уничтожением упраздняется и все остальное» (Аристотель. Соч.: В 4 т. М, 1976–1983. Т. I. С. 274). 396 Под «четырьмя различными телами» подразумеваются четыре первоэлемента (огонь, воздух, вода и земля), сочетающиеся в материи. Это учение позднесредневековая наука позаимствовала из аристотелевских трактатов по физике, переведенных на латынь в XII в., а через них – из философии Эмпедокла, называвшего перечисленные первоэлементы «корнями всех вещей». 397 Aristoteles. De generatione animalium. II, cap.4 (В с. 6 744 b 16). (Aristotelis opera: In 4 vol. Berolini, 1831. Vol. Ill: Aristoteles latine interpretibus variis. P. 361.) 398 В оригинале: «Haec autem natura per se non intendit corruptionem, sed per accidens» (LW V. S. 78, 13–14). 402 Boethius. Philosophiae consolatio. Ill, рг. 11: «To же, что жаждет существовать... желает быть единым, а если это условие не выполняется, оно перестает быть тем, продолжением чего должно быть» (CSEL 67. Р. 72,3–6). (Цит. По: Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 245.) 403 Idem. In Isagogen Porphyrii commenta (ed. sec). I, cap. 10: «...omne enim quod est idcirco est, quia unum est» (CSEL 48. P. 162,2). 405 Он же. Метеорологика. I, гл. 9 (346 b 25): «В то время как земля остается на месте, окружающая ее влага под действием [солнечных] лучей и других верхних [источников] тепла превращается в пар и поднимается вверх» (Аристотель. Соч. III. С. 461). 406 Avicenna. Sufficientia. I, cap. 10 [Avicenna. Opera. Frankfurt a.M., 1961 (facsimile: Venetia, 1508). P. 19]. 407 Ср.: Averrois Cordubensis. De caelo et mundo. IV, com. 40 (A c. 5 312 b 20–31) (De caelo et mundo Aristotilis Stagiritae cum Averrois Cordubensis variis commentariis. T. IV. Venetia, 1550. P. 117). В комментарии Аверроэса на «Физику» Аристотеля (кн. I) пассажа, на который указывает Экхарт, не имеется. 408 Thomas Aquinas. De mixtione elementorum. P. 13: «Активные и пассивные качества элементов противоположны друг другу и допускают большую либо меньшую степень.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

Антон Анатольевич Горский Глава четвертая. Приращение сил: Семен Иванович (1340–1353) Семен Иванович является «рекордсменом» среди московских князей по частоте поездок в Орду: за 13 лет своего княжения он побывал там 6 раз. Цели первых трех визитов ясны: в 1340 г. Семен ездил по смерти отца за ярлыком на великое княжение владимирское, в 1342 – за подтверждением своих прерогатив после вступления на ордынский престол нового хана Джанибека и в 1343 – чтобы оспорить права на нижегородское княжение. В отношении же причин остальных поездок (1344, 1347–1348 и 1350 гг.) единственное предположение было высказано Л.В. Черепниным: «Семен Иванович систематически ездил в Орду, очевидно, для внесения в ханскую казну дани и для выражения своего подданства хану» 403 . Такое объяснение явно неудовлетворительно. Во-первых, для отвоза дани совершенно не обязательно совершать вояж самому великому князю (в противном случае надо было бы допустить, что он должен был ездить в Орду ежегодно). Во- вторых, во всех трех случаях Семен и его братья возвращались «с пожалованием» 404 . Как было видно из изложенного выше (гл. 3), такая летописная формулировка говорит о конкретных приобретениях, которые получал ездивший в Орду князь. Следовательно, целью московских князей были не привоз дани и не некое абстрактное выражение покорности, а определенные владельческие притязания. В момент смерти отца Семен находился в Нижнем Новгороде. 2 мая 1340 г. он отправился в Орду вместе с обоими братьями, Иваном и Андреем; одновременно и «вси князи тогда въ Орде были» – кончина верховного правителя Северо-Восточной Руси вызвала необходимость переутверждения владельческих прав. В Орде Семен получил ярлык на великое княжение владимирское и 1 октября взошел на владимирский стол 405 . Ярлык, очевидно, стоил московскому князю дорого. Вскоре после возвращения он попытался собрать с входившей в Новгородскую землю Новоторжской волости ордынскую подать – «черный бор», что вызвало возмущение новгородцев 406 . Одновременно вспыхнуло восстание в Брянске против московского ставленника Глеба Святославича: 6 декабря 1340 г. брянский князь был убит; очень вероятно, что эти действия также находились в связи с побором в пользу великого князя 407 . С помощью военной силы и при поддержке митрополита Феогноста Семен привел Новгород в покорность 408 . Брянск же вышел из-под контроля, вернувшись в зависимость от Смоленска и через него – Литвы 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОАДЪЮТОР [лат. coadjutor - помощник], епископ в Римско-католической Церкви, к-рый помогает правящему епископу (ординарию) в управлении диоцезом (архиеп-ством или еп-ством) и имеет право занять данную кафедру после того, как она станет вакантной. К. является титулярным епископом (episcopus titularis), до 1882 г. он именовался «епископом в странах неверных» (episcopus in partibus infidelium), т. е. был лишен юрисдикции над титулярной кафедрой. Упоминания о католич. К. как о викарных епископах (см. Викарий ) встречаются с XIII в. (см., напр.: Registrum Epistolarum Fratris Johannis Peckham, Archiepiscopi Cantuariensis/Ed. Ch. T. Martin. L., 2012. Vol. 1. P. 142), однако как самостоятельный институт К. были канонически закреплены лишь в Кодексе канонического права 1917 г., где статусы К. и др. викарных епископов-помощников (episcopi auxiliaris) впервые были разграничены. Основанием для этого стало наделение К. правом наследования кафедры правящего епископа (ординария), помощником которого его назначает папа Римский (CIC (1917). 350); при этом главной причиной назначения К. указывалась невозможность исполнения правящим епископом своих функций (CIC (1917). 351 § 4).В действующем Кодексе канонического права 1983 г. сохраняется статус К. как епископа-помощника, наделенного особыми полномочиями, в т. ч. правом преемства кафедры (CIC. 403 § 3). В отличие от др. епископов-помощников К. чаще всего назначается Папским престолом в случае, когда правящий диоцезальный епископ достиг преклонных лет или тяжело болеет. К. помогает правящему епископу в управлении диоцезом, замещает его в отсутствие в диоцезе или при наличии препятствий к осуществлению управления кафедрой (CIC. 405 § 2), занимает должность генерального викария диоцеза (CIC. 406 § 1), участвует вместе с правящим епископом в решении особо важных вопросов (CIC. 407 § 1). К. должен постоянно проживать на территории диоцеза (CIC. 410). При вакации кафедры после смерти правящего епископа К. становится епископом того диоцеза, в который он был назначен (CIC. 409 § 1). Ист.: CIC (1917); CIC. Лит.: Юркович И., пресв. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135. В. В. Тюшагин Рубрики: Ключевые слова: БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором

http://pravenc.ru/text/1841582.html

Мы не видим необходимости выбирать между этими двумя трактовками. Скорее всего, редактор Книги Притч, он же автор глав 1–9 и заключительной главы 403 , создал этот парадоксальный образ, желая сказать, что всякая мудрость берёт начало в божественной Премудрости, и даже для того, чтобы разумно кормить семью, необходимо быть просвещённым её божественным светом 404 . В оригинале парадоксальность этого образа усиливается тем, что жена именуется (’šset-ayl). (ayl) как существительное обозначает воина, богатыря, знатного и влиятельного члена общества. Этимологически слово означает силу, причём обозначает самые разные силы 405 . Это слово применительно к мужчине выступает постоянно как весьма лестный эпитет 406 . В применении к женщине оно встречается три раза в Танахе: КР. 3:11, Притч.12:4 и Притч.31:10 . По-видимому, оно должно указывать на сверхъестественное происхождение её превосходных обыденных качеств. Так же оно в какой-то мере объясняет необыкновенно широкий спектр её деятельности. Мы не можем установить, могла ли какая-либо женщина в Древнем Израиле торговать с Финикией или без ведома мужа покупать виноградники («задумывает о винограднике и покупает его»). Или, напротив, автор и читатель той эпохи одинаково знали, что это невозможно, и в этом и заключается эффект 407 . В любом случае, на наш взгляд, применение сугубо мужского эпитета здесь весьма уместно, и переводчики напрасно его феминизируют, переводя как «добродетельная» 408 . Вся деятельность доблестной жены хозяйственная, в этом смысле обыденная, она, так сказать, гиперболизирована и подчёркнута как активность, созидательность хозяйки, уверенной в будущем, куда она смотрит весело. Каждая в отдельности добродетель, мудрость и умение не так, может быть, существенны, но гимн представляет собою алфавитный акростих. На языке литературы мудрых алфавит символически представляет собой всю полноту мудрости 409 , поскольку и мироздание сотворено буквами святого языка, и Тора соткана из них же, и передача священных знаний возможна только на иврите, хотя, конечно, эти принципы отношения к «святому языку» в явной форме были сформулированы гораздо позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

400 Цена замещения иногда определяется как дополнительная скорость воспроизводства, нужная для того, чтобы снабдить (или «заменить») члены, которые должны умереть. Это, однако, может привести к путанице и более трудному анализу. 401 ReMine W. J. Cost Theory and the Cost of Substitution: A Clarification//Journal of Creation. 2005. Vol. 19. 1. P. 113–125. 402 Batten В. Haldanés Dilemma Has Not Been Solved//Journal of Creation. 2005. Vol. 19. 1. P. 20–21. 405 Знаменитая теорема Фишера, доказывающая естественный отбор, оказалась неверной//Научное сообщество сторонников теории разумного замысла. URL: http://biolar.ru/?p=815. 406 Внутреннее пространство клетки разделено на компартменты (сегменты), в которых совершаются различные биохимические реакции. 407 LincRNAs (large intergenic non-coding RNA, т. е. большие интергенные некодирующие РНК) являются ключевыми регуляторами различных клеточных процессов. Экспрессия lincRNAs поразительно специфична для тканей по сравнению с генами, кодирующими белки. 408 Tomkins J. P. HumanlincRNA Genes Contradict Evolution//ICR. URL: http://icr.org/article/8009. 409 Martin D. I. K. et al. Phyloepigenomic Comparison of Great Apes Reveals a Correlation Between Somatic and Germline Methylation States//Genome Research. 2011. Vol. 21. 12. P. 2049–2057. 410 Zeng J. et al. Divergent Whole-Genome Methylation Maps of Human and Chimpanzee Brains Reveal Epigenetic Basis of Human Regulatory Evolution//American Journal of Human Genetics. 2012. Vol. 91. 3. P. 455–465. 413 Tomkins J. P. Epigenetics Proves Humans and Chimps Are Different//ICR. URL: 415 Haslam M., Staff R., Ottoni E. Pre-Columbian Monkey Tools//Academia. URL: 421 Различные виды птиц уже доказали свои способности решать проблемы, планировать будущее и обменивать предметы на продовольственные продукты, а также использовать инструменты для того, чтобы добраться до труднодоступной пищи. Из видеоклипа, который можно посмотреть по гиперссылке, данной ниже, можно убедиться в удивительном интеллекте ворон (Враните могат да създават сложни инструменти от множество части. Рус. пер.: Вороны могут создавать сложные инструменты из множества деталей//Наука OFFNews. URL:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

404 Слово о посте и о клевете и об осуждении. Аще постишися, покажи ми от дел своих, которых рече? Видев нищего, помилуй, со врагом смирися, другу благоденствующу не завиди, жену, красотою сияющю видя, премини ю. Нелицемерно же постися, но и очима и сердцем, и ушима и рукам и ногам и всеми уды. Мнят бо пост брашну удаление, той во пост да укаряетъся. Но воздержи руце от грабления, ноги от рыскания еже на позоры, очи от взора красна, пища бо оку видение. Слуха стяжи не приимати осуждения и лжи, слышана суетна не приемли. Да постятся уста твоя от осуждения, ничто же бо есть еже не ясти мяса или рыб, снедати же плоти братия оклеветанием. Се бо апостол Павел глаголет, аще друг друга снедаете и грызаете, блюдитеся сами да не друг от друга снедени будете. Аще ли кто кого и по вине осуждает, и то вельми зло. Фарисей бо он и в правду осудил мытаря – погиб. Тебя же да сохранит Господь от таковых падений. Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Ещё читай в том же Прологе , 18 августа, лист 819 оборот, и в книге преподобного Никона Черногорца, в 8 слове, лист 392 и на обороте. 3) Евангелие Учительное 405 Соблюдаем же братие заповеди Божия, и почитаем повеления его. Потом же и предания отеческие соблюдаем. Иже бо заповеди Божия не соблюдают люботрудно, о преданиих же отеческих упражняющеся, человекоугодия ради делают, сего ради и мучими будут. Бог рече, рассыпа кости человекоугодником. 4) Преподобного Никона Черногорца 406 Святого Анастасия синайского. Ответ . Господь, похваляя сущих одесную, и глаголя: приидете благословеннии отца моего, ничто же ино воспомяну, точию к убогим, и странным и нагим, и в темницы милостыня. Статья 12. Еретики отвергают книги, в которых обличаются их ереси 1) Толкование на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского 407 Понеже бо противницы церкве видяще что противно своему зловерию в Книге каковой, и хотяще ю отверженну и помраченну имети, не могуще же инако, истине ни единем же образом противостати оглаголуют ю быти коего-либо еретика творение. Но молюся кия убо Книги были бы нам иметелны и приятны? Воистину ни едины же, зане лести умножившейся супостатов, вся бы были поречены и отверженны, якоже мнози древних веков учителя пострадаша. 22) Полинодия

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Известный эксперт по новым религиозным и псевдорелигиозным движениям, доктор Уолтер Мартин, выработал перечень критериев, с помощью которых можно определить принадлежность группы к религиозному культу «Нового времени», не прибегая к бесконечным рассуждениям о тайных теориях и грехе: 1. Группа открыто призвана содействовать «Новому времени». 2. Группа открыто поддерживает характерные верования «Нового времени», такие как монизм («все едино»), пантеизм («все есть Бог»), гностицизм (спасение или духовное исцеление приходит с помощью особых познаний, просвещения), карма и перевоплощение, духовная эволюция, восшедшие хозяева («равные Христу») и др. 3. Группа открыто отстаивает оккультные практики «Нового времени», такие как общение с духами, астрология, психическое исцеление, нумерология, магия, различные способы достижения измененных состояний сознания (например, медитация, монотонное песнопение, потеря чувствительности, гипноз и т.д.) и использование кристаллов и пирамид в психических целях. 4. Группа пользуется специфической терминологией «Нового времени», такой как: «сотвори свою собственную действительность», «высшая сущность», «космическое сознание» и т.д. Несмотря на разнообразие приемов, используемых каждой группой для своей индивидуальной трансформации, цель групп всегда одна: преобразовать личность, а затем преобразить мир 406 . Несомненно, что среди факторов, объясняющих причину широкого распространения мышления «Нового времени», на первом месте стоит популяризация оккультизма в лице теософии, растущий интерес к восточным философиям. Немаловажную роль сыграло и возникновение в XIX веке трансцендентализма и групп научно-метафизического мышления. Но, вступая на путь «нового мышления», воодушевленный идеалами свободы, разума, самовозвышения и гуманизма человек, подчас, не понимает, что в конечном им итоге это может привести к упразднению личности и свободы и даже к проектам физического уничтожения инакомыслящих. Философ М.К. Мамардашвили, отмечает что «человеку угрожает сегодня не только экологическая катастрофа, но и катастрофа антропологическая – разрушение человеком своей сущности» 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Страсть есть проявление автономности: 1) внешних чувств, 2) фантазии и 3) автономной деятельности двух сил неразумной души, раздражительности и желания, в их противоестественном аспекте ярости и похоти. Катастатическая диссоциация внутреннего чувства души, тимоса, на удовольствие и страдание, вызвала к жизни наслаждение, а с наслаждением появилась и страсть. Кроме того, страсть есть то, что вносит ум в чувства и желание, есть наслаждение внешних чувств, есть возбуждение раздражительности для наслаждения, есть желание этого наслаждения и предвкушение этого наслаждения в уме в виде помысла, т. е. наслаждение ума. Помысел может предшествовать страстному поступку. Участие ума в чувственном наслаждении доводит наслаждение до предельной силы и интенсивности; в этом и заключается цель страсти. Страсть есть возбуждение чувственности не для пользы организма, каковы естественные движения тимоса и эпитимии, а ради самой чувственности. Таким образом, страсть есть проявление: 4) автономного ума. Некогда царственный ум теряет руководство над чувствами и душою, происходит «пленение ума», и он становится животным умом. Этот процесс завершается в сердце, как результат нисхождения ума в левое сладострастное сердце, где, по учению древнецерковной антропологии, сидит змей чувственности и сладострастия. Следствием автономности ума является пассивность и автоматизм ума. Исаак говорит о «тайных страстях ума» как признаках пассивности ума 406 . В страсти принимают участие духовные способности воли и силы-исхис. Страсть есть проявление автономной воли и автономной силы-исхис. Воля испытывает влияние плоти и крови, и когда уступает им, то становится «волею немощной плоти», по Исааку. Тогда она увлекает и ум, подчиняя его себе и «поглощая половину силы его» 407 . По Исааку, воля возбуждает фантазию. В своей молитве о любви Божьей он говорит: «Сподоби меня, Господи, возвыситься над зрением воли, порождающей мечтания» 408 . Он говорит о действии воли и на тимос и эпитимию: «Когда возбужден кто или раздражительностью или похотью, тогда не сила естественная понуждает выйти из пределов естества, а то, что присовокупляем мы к естеству по побуждениям воли» 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Клеманса (C. Clemencet). Но это был только первый том издания, заключавший в себе только «слова» св. Григория. Закончить предпринятый труд удалось уже в настоящем столетии (1840 г ) французскому аббату , А. Б. Кайльо (А. В. Caillau). Последний присоединил к первому тому «Бенедиктинского» издания второй том, заключавший в себе «письма» и «стихотворения» св. Григория Богослова . Таким образом составилось полное издание творений св. отца, совмещающее в себе достоинства всех прежних изданий. Это то издание, перепечатанное Минем в 1857–62 гг. в его «Patrologiae cursus completus» (ТТ. 35–38 Patrol graecae), мы и избрали для чтения творений св. Григория Богослова , и по нему будем цитировать последние в предлагаемом сочинении. 401 Νμον δ ρθοδοξας τ κενου δγματα S. Patris nostri Gregorii Theologi, vulgo Nazianzeni, archiepiscopi Constantinopolitani, opera quae exslant omnia. Edit. Migne. Patrol, graec, t. 35. Oral. 21, not 37, col. 1128. 405 Or. 4, n. 110, col. 648. Указывая в доказательство истинности и божественности христианского учения на авторитет его провозвестников и другие признаки его божественного достоинства, св. Григорий нигде прямо не говорит о внутренних признаках его божественности, заключающихся в самом его содержании. Но последние у него уже сами собой видны из его общего взгляда и рассуждений о христианском вероучении, как учении высочайшем, безусловно святом и чистом. 406 Ης κουσα παρ τν θεων, λογων, ν διδχθην παρ τν γων Πατρων. Orat. 33, contra Arian. et de seipso, n. 15, col. 233 (t. 36). 407 Таков, например, догмат о божестве Св. Духа. Необходимый для полноты православного учения о Св. Троице, этот догмат, по замечанию св. Григория, в св. Писании ясно не указан, но открыт действием Самого Св. Духа в последствии, когда уже знание его сделалось благовременным и удобовместимым. Oral. 31, n. 27, col. 164, t. 36. (О. Ullmann. Gregorius von Nazianz der Theologe, S. 305–306). 410 Слово στηλιτευτικο происходит от " στλη» и, очевидно, содержит в себе намек на позорный столб, на котором в древности выставляли имена преступников. Так названы два обличительные слова св. Григория на Юлиана потому, что в них, как на позорном столбе истории, он решился выставить имя императора – отступника, чтобы увековечить память о его преступлениях. Daniel. Des etudes classiques dans la societe chretienne. p. 24–25. Paris. 1853. 420 Orat. 27, theologica prima, n. 3, col 13–16, Cf or. 38, theologiea secunda, n. 1, c. 23 (t. 36). 422 На основании некоторых пунктов богословской системы св. Григория, в особенности на основании его учения о Боге и человеческой душе, полагают, что он вообще держался Платоновой философии, ставя отдельные ее пункты в связъ с христианством. С. Ullmann. Gregor, von Naz. der Theol. S. 303–304.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010