Но можно даже и прямо доказать, что и у св. Ипполита, и у анонима 243 года речь идет несомненно о рождестве Христовом, а не об Его зачатии. Аноним 243 года несомненно держался того мнения, что Иисус Христос пострадал в 15-й день луны 9 апреля 28 года по p. X. и воскрес 11 апреля 34 . 28-й год по p. X. есть 1580-й от исхода из Египта по хронологии анонима, следовательно, 12-й год его (15-го) 112-летнего периода с пасхальной границей 8 апреля. Но 1580–1549=31. След., если nativitas у анонима есть рождество Христово, то земная жизнь Иисуса Христа по его хронологии продолжалась 31 год [и 12 дней], если же это слово означает зачатие, то – только 30 лет, 3 месяца и 12 дней. Но аноним 243 года бесспорно держался того мнения, что Иисус Христос 30-ти лет от роду только крестился, а пострадал и воскрес 31 года. Он говорит прямо 35 : Hi sunt apostoli, quorum sermonibus aedificati recognovimus Dominum nostrum anno sexto decimo imperii Tiberii Caesaris passum cum esset annorum XXXI [C: XXX et uno]. Ad XVI ergo annum et XXXI adjiciamus XVIII in nomine ipsius Iesu [т. e. IH (σους)=18] et fit numerus год Тиверия)+31 (возраст Иисуса Христа)+18=]LXV; quibus desunt trecenti et impletur annus [т. e. 365 (=300+65) число дней года] [p. 965] secundum cursum solis. CCC autem apud Graecos per unam litteram notantur quae dicitur tau [τ=300], et manifeste demonstrat omnibus tau [Τ] crucis signum [это мистическое толкование чисел доказывает, что цифру XXXI нельзя никоим образом поправлять на XXX: тогда вместо 365-ти получилась бы сумма 364]. Ессе iterum jam vere credamus quod V Kl. Apr. secundum carnem natus sit Christus: in quo die probavimus solem factum (неужели и слово natus можно понимать в смысле «воплотился» или «зачался», а не только в смысле родился?). Далее вот каким образом вычисляет он возраст Иисуса Христа при его крещении 36 : Dominus – sanctus et divinus, ut ostenderet nobis quonium futurorum est praescius, et ipsis annis manifestavit tempus in quo oportebat a Filio ejus aquam, quae abluit peccata, XV anno Tiberii Caesaris sanctificari. Et ideo quomodo Abraham quando expugnare voluit eos qui Lot filium fratris ejus captivum duxerunt, numerabat vernaculos suos primum XVIII in nomine Jesu; et alios propter centenariam generationem, in sacramentum trium dierum triplicans, numeravit CCC, et fecit τ tau signum crucis: ita et nos de IDXLVIII [число лет от исхода из Египта до рождения Христа] annis, quindecies centenos deducamus, et remanent XLVIII: ex quibus in nomine Jesu sublatis XVIII, inventi sunt anni XXX: quibus suppletis Dominus Jesus a nativitate sua baptizatus est a Joanne anno quinto decimo imperii Tiberii Caesaris; cujus anno sexto decimo passus est et resurrexit.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

(29:38–42) 15 16 16 18–20, 25 22, 26 22 Не предписывалась никакая жертва. Соблюдение субботы было обязательно. Таблица Событие Количество раз в году Вид жертвоприношения Жертва всесожжения За грех Тельцы 1. Ежедневно утром вечером 2. Суббота 3. Новомесячие 4. Опресноки 5. Пятидесятница 6. На новый год 7. День Искупления 8. Праздник кущей Первый день Второй день Третий день Четвертый день Пятый день Шестой день Седьмой день Восьмой день Сумма за год 365 365 52 12 7 1 1 1 1 2 2 2 1 1 13 12 11 10 9 8 7 1 113 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 37 1 1 2 7 7 7 7 7 14 14 14 14 14 14 14 7 1093 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 основана на работе Энсона Рейни «Порядок жертвоприношений в ритуальных текстах Ветхого Завета», Biblica (1970): 492–493. Использована с разрешения. Я изменил суммы, касающиеся овнов и агнцев. Некоторый интерес представляет то, что трижды упомянутая фраза «три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Господа Бога» в других календарях ( Исх.23:17; 34:23 ; Втор.16:16 ) не встречается в Книге Чисел (28–29) при описании праздника опресноков, Пятидесятницы и кущей. «Права женщин» уже обсуждались (27:1–11). Поэтому в некоторой степени неожиданно прочесть в 30-й главе, последней части этого раздела, что отец может аннулировать обеты незамужней дочери Господу (ст. 3–5). Подобным образом муж может свести на нет религиозные обеты своей жены (ст. 6–8). Исключением являются вдовы или разведенные (ст. 10), но только если они давали обет после развода или смерти мужа (ст. 10 и последующие). Одна особенность была в пользу женщины. Муж или отец должны были ответить отрицательно, если таков был их выбор, в тот же самый день, когда слышали об обете своей жены или дочери (ст. 6, 9, 13:15). Отложить ответ на какое-то время означало, что мужчина становится виновным вместо нее: «Он взял на себя грех ее» (ст. 16). Заключительные события в Моаве (31–36) Я вкратце отмечу последние события, охваченные Книгой Чисел. Первым пунктом было Божье повеление вести святую войну с мадианитянами (глава 31) в качестве возмездия за то, что последние ввергли Израиль в распутство и идолопоклонство. Война велась для того, чтобы в отношении мадианитян Господне «мщение» проявилось (31:2:3). «Мщение» не означает месть или уязвленное самолюбие, а скорее обоснованное выражение Божьей власти, когда этой власти бросается вызов 202 . В этой главе преобладают два основных вопроса. Один касается ритуальной чистоты солдат (ст. 19–24. 50) – распространенная тема в других контекстах Книги Чисел, Второй вопрос заключается в том, чтобы определенное процентное содержание военной добычи было отдано как для святилища, так и для левитов (ст. 25 54), и при этом как воевавшие, так и остальные сыны Израилевы отдавали два процента своей доли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

351  Христиан Бенедикт Михаэлис, указавши главный недостаток перевода рассматриваемого изречения у Семидесяти и в Вульгате, продолжает: „Умолчу о том, что причастие мешомем переведено в них именем существительным, что, впрочем, терпимее, так как и в других местах причастные формы принимаются как имена существительные”. Op. cit., pag. 365. 356  Разумеются те из нечистых животных, которые у язычников признавались священными, например, змеи, ящерицы, кошки и т. п. 360  Так, в русском Синодском переводе шомем в 9переведено: опустошителя, а в 12:11 – словом: запустения; мешомем как в 9:27, так и в 11переведено словом: запустения. 363  Намекает на одиннадцатый стих двенадцатой главы книги Даниила, где, однако, от времени прекращения жертвы, которое настанет вместе с явлением антихриста, полагается срок в 1290 дней, т. е. три с половиной года с небольшим. Впрочем, в этом месте не сказано, до смерти ли антихриста, или до какого иного момента определено 1290 дней. 365  Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово, в русском переводе 39, в 3 ч., стр. 30. 368  Migne. Patr. Curs. Compl. Ser. gr. T. 7, Col. 1191. S. Irinaei Contra haereses. Lib. 5, cap. 25, 378  Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. В русском переводе 39. Ч. 3, стр. 35. 387  39 Слово, на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово. Русский перевод. Ч. 3, стр. 34 и 35. 390  Чудеса не согласны с законами природы, превышают их, как например, рождение человека девою. Однако, и их нельзя назвать противоестественными: они вышеестественны; потому что, не соответствуя законам низшим, природным, они вполне согласны с законами высшими, каковы законы разума и нравственные законы. Истинные чудеса всегда разумны, как по существу своему, так и по цели своей; потому что они совершаются силой Божией, а Бог не может делать ничего неразумного, незаконосообразного, вообще недостойного Себя. Этим истинные чудеса существенно отличаются от ложных, обманных или мнимых чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

ника и которая (с изменениями и дополнениями) воспроизводилась в древнерусских Служебниках до официальных дониконовских изданий включительно (см.: Дмитриевский, 1884. С. 57–74). В-третьих, – эксплицитная ссылка в 23 и 36 на знаменитое полуапокрифическое литургийное толкование, известное под именем «Откровение св. Григория» и другими именами (см. о нем: Красносельцев, 1878; Красносельцев, 1894; Сове, 1996. С. 35–46; Geerard M. Clavis Patrum Graecorum. Turnhout, 1979. Vol. 2. (Corpus Christianorum; s. n.). 3068 и 3078) и легшее в основу древнерусской «Толковой службы». (В связи с вопросом о связи некоторых редакций древнерусских литургийных формуляров с «Толковой службой» следует также упомянуть выписанный иным почерком (по сравнению с основным почерком рукописи) фрагмент «Толковой службы» в Служебнике РГАДА. ф. 381 (Син. тип.) 41. Л. 95–95 об. – ср., напр., с текстом «Толковой службы» по рукописи РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 205, XVI в. Л. 306 – 306 об.). Таким образом, на основе рассматриваемого заглавия можно сделать вывод об использовании в формулярах содержащих его рукописей некоего греческого (предположительно, архиерейского) литургийного диатаксиса и о наличии какой-то связи между этим диатаксисом и «Откровением св. Григория» (возможно, перевод диатаксиса и составление «Толковой службы» были сделаны людьми одного круга). См. разделы 2.3.f и 3.3 настоящей статьи. 225 Впрочем, эти две молитвы отчасти схожи по содержанию с пространной молитвой священника перед службой в литургийном свитке Patmos 719 (Дмитриевский, 1895–1917. Т. 2. С. 170–171; Дмитриевский датировал рукопись XIII в., в литературе встречается также датировка XVI в.); небезынтересно, что параллель древнерусской традиции предварять совершение литургии чтением продолжительных молитв вполне определенного содержания нашлась именно в рукописи, происходящей из региона Эгейского моря (см. раздел 4 настоящей статьи). 226 См. о ней: Jacob, 1968 a . P. 347, 365–366; здесь же (p. 365) приведен латинский перевод молитвы. Молитва могла использоваться и в составе литургии ап. Петра (см. ее греческий текст по рукописи Ottob. gr. 384, 1581 г.: Codrington, 1936. P. 164).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

30 . Каждый год солнца образует одну с четвертью эпакту, что составляет не что иное как избыток 365 дней над 52 полными неделями. Из-за происходящего из года в год перехода и нарастания единицы с четвертью говорят, что их имеется 2, 3, 4 и так далее до 7. Ведь как только исполняется неделя, то есть 7 дней, прирост непрерывно снова начинается по годам. Таким образом происходит и високос, когда из четвертей за четырехлетие накапливается один день, и его образование дает некий избыток к приросту эпакт следующего года, прибавляя два дня вместо одного – что иможно видеть в данном 28-м году. Ведь в то время как предыдущий, то есть 27-й год имеет четыре [эпакты], этот из-за накопившегося из четвертей дня образует шесть [эпакт]. Поэтому упомянутый 27-й год кончился не в тот же самый день, с которого начался. Поскольку при 365 днях [год] всегда кончается в тот же день, с которого начался, например, с воскресенья – в воскресенье или с понедельника – в понедельник; но при 366 днях – через день после того, в который начался: то есть с воскресенья – в понедельник, а с него – во вторник и так далее подобным образом. Из-за этого-то и надлежит совершать наблюдение эпакт солнца и считать их описанным способом. А именно, скажем снова: (1) взять число дней, равное установленному солнечному году, который является расчетным, кроме одного дня; (2) и четверть от равного числа без вычитания одной четверти; (3) и делить на 7. И остаток всегда окажется эпактами этого данного нам для вычисления года. А брать число дней, на единицу меньшее числу года мы сказали потому, что первый год записан как имеющий четверть эпакты, поскольку он начинается в канонии с первого дня, то есть святого воскресенья. Ведь всякий год, начинающийся с воскресенья, как выше было сказано, вообще не образует никаких эпакт, кроме разве что неких дробей: четверти, половины или половины с четвертью (3/4), которые никак не учитываются при нахождении дня недели, пока не образуют через четырехлетие один день. Как можно иначе определить эпакты солнца и луны.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1 Московская Патриархия разрешила в 1930 году православным французам, живущим в Западной Европе, праздновать Пасху по новому стилю. См.: Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. — М., 1949. — Т. 2. — С. 292—293. Ср: Там же. — С. 294 (о приходах в Голландии) и ЖМП, 1967, 8. — С. 1 (о православных, проживающих в Швейцарии). 2 Профессор университета в Дерпте (ныне г Тарту, Эстония) и И. Медлер предложил свой проект реформы календаря в 1863 г. (см.. Журнал министерства народного просвещения, 1864, январь, отд. 6. — С. 13). Согласно этому проекту григорианская поправка (состоящая в том, что все последние годы столетий, числа которых не делятся без остатка на 400, считаются простыми) должна быть заменена другой поправкой, а именно: каждый 128-й год нужно считать простым, а не високосным. В 128 годах, по Медлеру, содержится 97 простых лет по 365 дней и 31 високосный год по 366 дней. 3 Югославский астроном Миланкович предложил в 1922 году «новоюлианскую» систему календаря (взамен григорианской) со следующей поправкой: последние годы столетий, числа веков в которых не дают при делении на 9 остатка, равного 2 или б, нужно считать простыми. Так, например, простыми являются следующие годы 2100, 2200, 2300, 2500, 2600, 2700, 2800 (с остатками соответственно: 3, 4, 5, 7, 8, О, 1). Високосными же являются годы: 2000, 2400, 2900, 3300 (с остатками соответственно 1 2, 6, 2, 6). В 900 годах, по Миланковичу, содержится 682 простых года по 365 дней и 218 високосных лет по 366 дней Календарь Миланковича одобрен Совещанием Православных Церквей, состоявшимся в Константинополе в мае-июне 1923 г., и Церкви Греции, Югославии, Румынии и Болгарии перешли на этот «исправленный юлианский» стиль. Однако до 2800 года «новоюлианский» календарь Миланковича ничем не отличается от григорианского календаря. 4 Буткевич А.В., Зеликсон М.С . Вечные календари. АН СССР. Всесоюзное Астрономо-геодезическое общество. — М.,1969. — С.10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3587...

Хлеб и вино – не только плод общечеловеческой солидарности. Это основа жизни (сейчас мы это понимаем лучше), это сама жизнь, со всеми её радостями и страданиями. Вот что приносится в жертву Богу от лица людей. Добавим, что согласно книги Левит 2:2 , употреблялись красное вино и пресный (а не квасной) хлеб. Отсюда армянские опресноки и католические остии. А православный квасной хлеб появился позже, как сознательная антитеза иудейству. Итак, современная Евхаристия соединяет в себе и жертвенное и хвалебно-благодарственное значение, которые в Ветхом Завете были разделены. В Ветхом Завете было вообще очень много обрядовых частностей и сложностей. Например, жертвы различались не только по назначению, но и по разрядам лиц, по степени их греховности, по видам жертвенных животных, к которым предъявлялись совершенно особые требования: они должны были быть беспорочны (т.е. без телесных недостатков), определённого возраста, первенцы и т.д. Все эти сложности и частности регулировались обрядовым законом. 3. Закон Мы обязаны очень хорошо понимать, что такое Закон, потому что непонимание этого ведёт к ошибочным и даже нелепым трактовкам Библейских текстов. Например, некоторые протестанты вырывают из контекста слова ап. Павла: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ) и трактуют это в том смысле, что дела вообще ничего не значат, делать для своего спасения ничего не надо, а надо только веровать. Так же трактуют слова ап. Павла из Эфес. 2:8–9: «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Между тем ап. Павел во всех подобных случаях под «делами закона» разумел обрядовый по происхождению Закон Моисеев, разумеется, потерявший своё значение после искупительного подвига Христа. Но что такое Закон Моисеев? Это отнюдь не 10 заповедей, как иногда думают. Закон Моисеев был результатом препарирования Торы (т.н. Пятикнижия Моисеева), откуда иудейские книжники извлекли 643 заповеди: 365 запретов и 278 повелений. Обратим внимание на то, что это цифровые константы: 365 – число дней в году; 278 – число костей и суставов человеческого тела. Как неизменны эти величины, так неизменны и заповеди Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

374 В этом отношении прежде всего нельзя забывать, что он родился во «Флавии Неаполе, городе Сирии Палестинской», т. е. в восточном городе, в обстановке совершенно иной, чем обстановка Афин, Коринфа или Рима. Поэтому идеи иудейства, иудейский монотеизм и иудейская мораль не могли быть игнорируемы им ни в один момент его жизни. Таким образом, нельзя представлять, что с детства он напитан был чистыми эллинскими традициями и ими одними. 378 См.: Harnack Ad.   Die Mission und Ausbreitung des Christentums [in den ersten drei Jahrhunderten]. 380 Можно думать, подобную платоновским и стоическим школам, которые оц сам когда–то прошел и организацию которых он знал; естественно, что он подражал им только в форме и методе обучения. 382 Точнее, Харито (женское имя; в русских святцах – Харита); см.: СДХА. С. 354. Относительно неправильного добавления в число мучеников «иного Иустина», а также замены имени «Либе–риан» на «Валериан», что до сих пор принято в святцах Русской Церкви, см.: СДХА. С. 345–347, 355. – Ред. 384 Данное место «Актов», вероятно, испорчено. Разночтения и конъектуры см.: СДХА. С. 364, 365, примеч. Зб на с. 365, 367, а также коммент. 3 на с. 371. – Ред. 387 В тексте Евсевия буквально: και λλος о προς «Ελληνας, артикль отсылает ко… Λγος προς ντωνινον, стоящему в начале отрывка. – Ред. 398 В CPG к спорным относятся только фрагменты «О воскресении», хотя большинство ученых отвергает их подлинность. Все прочие сочинения, отнесенные у Н. И. Сагарды ко «второму классу», признаются подложными (т. е. принадлежащими к «третьему классу»). – Изд. 402 Harnack Ad.Die pseudojustinische «Rede an die Griechen»//Sitzungsberichte der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften. Berlin, 1896. S. 627–646. 406 Dräseke/. [Λγος παραινετικς προς " λληνας]//ZKG 7. 1885. S. 257–302; TU 7, 3–4. S. 83–99; ZWTh 43. 1900. S. 227–336; Asmus J. R.  //ZWTh 38. 1895. S. 115–155; подробнее см.: Bardenhewer.   GakL l.S. 217–218. 409 Gaul W.Die Abfassungsverhältnisse der pseudojustinischen «Cohortatio ad Graecos». Berlin, 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В Метоновом цикле вставки дополнительного месяца производятся в 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м годах, что делает его цикличным в сочетании с солнечным календарём. Это значит, что по истечении цикла все фазы Луны повторяются в те же самые числа 35 . В иудейской традиции, как об этом уже было сказано выше, Пессах совершался в первый месяц лунного года, называвшийся нисан (авив) и упоминавшийся в Священном Писании как «месяц колосьев» ( Лев.13:4 ). Второе название объясняется тем, что на Пасху каждому иудею предписывалось принести Господу первый сноп колосьев ( Лев.23:10 ). Созревание же самых ранних сортов ячменя в Палестине происходило приблизительно ко дню весеннего равноденствия. Именно поэтому при определении времени празднования Пессах день весеннего равноденствия был установлен в качестве важнейшего ориентира. Поскольку каждый синодический месяц начинается с новолуния, то указанная в Библии пасхальная дата 14 нисана является серединой лунного месяца, когда Луна проходит фазу полнолуния, следовательно, Пессах совершался не ранее дня полнолуния. Таким образом, иудейская традиция выделила следующие астрономические условия, необходимые для пасхалических расчётов: Пессах должен совершаться обязательно в день полнолуния, следующий за днём весеннего равноденствия. 1.4.3. Юлианский календарь. Преимущества и недостатки В 44 году до Р.Х. римский император Гай Юлий Цезарь провёл в Римской Империи реформу времяисчисления. Проект реформы был разработан группой александрийских учёных под руководством Созигена. Сущность реформы заключалась в том, что в основу календаря было положено годовое обращение Земли вокруг Солнца, продолжительность которого признавалась равной 365,25 суткам 36 . Для простоты исчисления было принято считать в трёх простых годах по 365 дней, а в четвёртом (високосном) 366 дней. Примечательно, что юлианский календарь был введён так, что 1 января нового календарного года совпало с новолунием, что принесло бесспорное удобство в расчётах фаз Луны 37 . Простота и ритмичность юлианского календаря делает его необычайно удобным и красивым. К его основным достоинствам можно отнести одинаковое количество високосных годов в столетии, гармоничное сочетание с лунным календарём, цикличное возвращение каждые 28 лет дней недели к одним и тем же числам месяца, а также возможность функционирования принципов Великого Индиктиона православной Пасхалии, в котором каждые 532 года дни недели, числа месяцев и фазы Луны встречаются в своём прежнем расположении относительно друг друга. Все эти характеристики юлианского календаря не могут не вызывать чувства восхищения гением александрийских астрономов и преклонения перед их великим творением. «Юлианский календарь космоцентриченен, он стремится уловить пульс Вселенной. В юлианском календаре [...] „звучит музыка небесных сфер“, его числовые таблицы – ноты звёздной симфонии [...] Юлианский календарь – космическая поэма» 38 , – восклицает архимандрит Рафаил (Карелин) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древний сборник переписан группой писцов одной школы, полууставными почерками второй четверти XV в. Первый почерк: л. 11–48, 68–71, 71 об. – 75, 76–76 об., 77–118 об., 118 об. – 119 об., 120–150, 150 об. – 272 (на л. 272 только два первых слова «в Пьскове»), 403– 428 об. Второй почерк: л. 48, 67 об., 71, 75–75 об., 76 об., 118 об., 119 об., 150, 429–449 об. Третий почерк: л. 272–285 об., 289 об. – 365 об., а также киноварные заголовки и инициалы на л. 449 об. Четвертый почерк: л. 286–289 об. Пятый почерк: л. 366–400. Разворот л. 348 об. – 349 залит чернилами, заклеен чистой бумагой, текст заново переписан почерком первой половины XVI в. Тем самым исправляется и уточняется почерковедческое описание Рогожского сборника Н. П. Попова. Филиграни сборника: 1) Олень (л. 11–50, 91, 92–97, 98)-два варианта, один из которых представлен в альбоме Брике, 3311 (1439–1445 гг.). В описании Н. П. Лихачева варианты не отмечены, сам знак определен неточно. 2) Полуподкова (л. 51–90, 93–96, 107–213, 215–216, 218–219, 252–299, 310–313, 316–363, 417–435, 438–440)-три варианта, один из которых близок к опубликованному в альбоме Лихачева, 2959 (1447 г.); более отдаленный вариант у Брике, 16060 (1449– 1452 гг.). 3) Рожок в сердцевидном щите, над которым геральдическая лилия (л. 99–106, 236–251, 403–411, 414–416, 436–437, 441–442, 447– 449) – два варианта, один из которых тождествен приведенному у Лихачева, 2921 (1434 г.), а другой чрезвычайно близок к опубликованному у Лихачева под 582 (1442 г.); этот тип знака датируется у Брике 1432–1456 гг. 7863). 4) Женская фигура с цветком (л. 214–217-текст здесь писан другими чернилами, что свидетельствует о вставке; л. 443–446) – два варианта, сходные имеются у Лихачева, 978, 979 (1441 г.), 998 (1452 г.), 2931 (1448 г.); тип знака датируется в альбоме Брике 1423– 1452 гг. 7625). 5) Литера В под крестом (л. 220–235) – Брике, 7982 (1440– 1456 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. 6) Голова быка со слитыми ноздрями, между рогами мачта со звездочкой (л. 300–309, 314–315, 364–365, 370–371, 390–393) 113 ; другой, возможно деформированный, вариант (с отпавшей звездочкой) имеется на л. 412–413; третий вариант (с более высокой мачтой) виден на л. 396–400. Основной вариант совпадает с опубликованным у Лихачева, 2926 (1448 г.). В описании Н. П. Лихачева знак определен неправильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010