Культурная деятельность человека, по существу изначально поставленной перед ним задачи, является изменением мира, предвосхищающим его конечное преображение. Это прямо вытекает из задачи изменения самого человека, из его обожения. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:19–21 ) – говорит об этой задаче апостол Павел. Израиль и Ветхий, и Новый призван был сделаться «царственным священством и народом святым» ( Исх.23:22 ; 1Петр.2:9 ), освящающим все сферы жизни. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» ( 1Фес.5:23 ), – наставляет фессалоникийцев апостол Павел. Но освящение человека, его обожение невозможно в отрыве от освящения всей его жизни. «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» ( Кол.3:17 ). Таким образом, человек, фактически, призывается к священнодействию в культуре. Человек образ и подобие Бога-Слова, и та жертва словесная, к которой он призван в культурной деятельности изначала (первое дело, порученное Адаму, состояло в наречении имен), есть священная жертва такого культурного служения 365 . Человек наполняет и ответственно исполняет свое культуротворческое служение в соработничестве с Богом. И как бы мы не относились к самосознанию русских писателей и поэтов, называвших свое творческое служение пророческим – сам факт наличия такого творческого самосознания 366 свидетельствует о том, что литературное творчество понималось ими как священнослужение. Русские религиозные философы культуротворческое служение сравнивали с монашеской аскетической практикой. «Я думаю, – пишет православный богослов Оливье Клеман, – что самое гениальное, что было у русских философов первой половины нашего века, это то, что они взяли из монашеской практики тему преображения человека и приложили ее к сферам культуры, общества, истории, чтобы показать, как реализуется в христианстве возможность преображения культуры и истории» 367 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

Наконец псалом 89-й, надписанный в еврейском тексте: «Молитва Моисея человека Божия», есть, по мнению многих лучших 12 авторитетов, – несомненно песнопение высокой древности, переданное устным преданием из древней жизни народа, занявшего Палестину. «Возвесели нас (восклицает псалом ст. 15) за дни, в которые Ты поражал нас; за лета, в который мы видели бедствие!» Очевидно, псалом этот видит в прошедшем трудности и скорби пустыни и только в будущем успокоение от трудов и занятие земли обетованной. Нет разумного основания отрицать, что псалом этот воспет Моисеем, которого сохранилось несколько вдохновенных песнопений. Псалом 89-й необычайно величествен и совершенно соответствует величию призвания и жизни Моисея, о котором Господь сказал: «Если бывает пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении; во сне говорю Я с ним: Но не так с рабом Моим Моисеем... Устами к устам говорю Я с ним... и образ Господа он видит...» ( Чucл. XII, 6–8 ). И действительно в псалме 89-м есть мысли и образы, как бы раскрывающее нам отчасти глубины и тайны Божественной мысли и существа Божия. «Прежде нежели родились горы и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ! Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь сыны человеческие!» (ст. 3–4). Таковые именно мысли, – торжественные и приводящие в трепет человека, готовящегося разрешиться от тела и предстать пред Господа, – должны были наполнять душу Моисея, знавшего заранее 365 , что Господь вскоре призовет его. И далее, углубляясь мыслью в чудеса непостижимой вечности и сопоставляя ее со днями человека на земле, которые для него уже кончаются, Моисей восклицает: «Пред очами Твоими тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел» (ст. 5), и ст. 10: «Дней лет наш их семьдесят лет; а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро и мы летим». Наконец предание еврейское утверждало, что благословение, высказанное в псалме 89, ст. 17: «И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй», – было высказано Моисеем при освящении Скинии и жертвенника в пустыне 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Об этом содействии двух начал говорит Апостол Петр: Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… то, вы, прилагая к сему все старание покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих ( 2Пет.1:3, 5-9 ). О том же читаем и у Апостола Павла: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие… ( Флп.2:12-13 ), то есть сами содействуйте, но помните, что дает вам благодать Божия» (протопресвитер Михаил Помазанский) (24:245). Ректор Московской Духовной семинарии протоиерей Николай Благоразумов пишет: «Так собственная наша воля не остается под владычеством благодати, так сказать, автоматически — орудием совершенно страдательным; благодать спасает только желающих, а не тех, которые отвращаются от нее. В частности, все учение святых подвижников об отношении благодати к свободе можно свести к следующим двум пунктам: благодать никогда не стесняет нашей свободы; но благодать и свобода всегда действуют совместно, и в деле спасения их участие равно необходимо. На этом основании святые подвижники дело спасения человека приписывают сколько благодати Божией, столько же и самому человеку… Поэтому, употребляя все возможные средства для вразумления и обращения грешника, Бог особенно любовь Свою к нам показывает тогда, когда мы сами хотим прийти в чувство и стараемся всемерно обратиться к Нему, чтобы получить спасение… Таким образом, говоря словами преподобного Кассиана, в деле нашего спасения и благодать, и свобода действуют сообща. Свободная воля доказывается повиновением или неповиновением, а Божественное попечение открывается из того, что Бог непрестанно взывает к нам, увещевает нас и всегда первый говорит нам» (25: 362, 363, 365) 152 .

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

по евр. тексту) и земля», то нельзя не придти к мысли, что они прежде всего означают небесные, земные пространства 4 , и кроме того все видимые и невидимые небесные тела, все миры, все солнца и звезды, составляющие вселенную» (стр. 361).Не знаю, далеко ли автор следил по Библии (и даже следил ли: цитаты не выставлены), что она разумеет под словом «небеса», или, говоря точнее: как по свидетельству Библии понимали евреи небо, – потому что, по убеждению автора, Моисей приспособлялся к пониманию евреев (стр. 361, 365, 375–6). Если проследить по Библии, как следует, то оказывается, что евреи с одной стороны понимали небо действительно так, как изъяснил автор: а с другой стороны они несомненно понимали его еще иначе, как это видно из многих мест Библии, о чем автор умолчал. Соломон в своей возвышенной молитве при освящении храма говорил, обращаясь к Иегове: «небо и небо небес не вмещают Тебя». И в той же молитве не раз повторял: «услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй... Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй» ( 3Цар.3, 27, 30:39 ).Если Соломон не мог явно противоречить себе, то не ясно ли, что еврей кроме физического неба, не могшего вмещать в себе Иегову, знал еще другое небо, отличное от физического, жилище необъятного Иеговы? Одно из двух: или мы должны предположить у евреев грубое материальное представление об Иегове, или должны убедиться, что еврей мыслил еще о некотором особенном, духовном небе. Псалмопевец говорит: «Господь на небесах поставил престол Свой» ( Пс.102:19 ). В следующем стихе призываются к благословению Господа «все ангелы Его», т. е. существа духовные. Если престол Господа может быть только духовным, то и небеса, на которых поставлен этот престол, могут быть только духовными. В псалме 118-м псалмопевец ясно различает три мировые области, которые он призывает к хвалению Бога. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (ст. 1 и 2). Это – высший духовный мир, духовные небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

По этим словам святого апостола Иоанна, нет никого на свете, который бы мог сказать, что не имеет греха. Поэтому никто не может похвалиться, что ни разу не преступил Божией заповеди. В году имеем 365 дней, и нет ни одного дня, чтобы мы не согрешили пред Богом. Мы обычно грешим так: перед родителями, перед братьями, перед детьми, перед остальными младшими и старшими родственниками, перед слугами, перед друзьями и перед соседями. Мы часто не выполняем того, что должны выполнить соответственно нашему месту, времени и положению. Грешим в мыслях, желаниях, взглядах, чувствах, да и кто бы мог исчислить все, в чем мы грешим пред Богом и в чем преступаем Божии заповеди. Человеческую жизнь прекрасно изображает апостол Иоанн, когда говорит: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:8–9 ). Премилосердный Бог, Который не хочет смерти грешника, протягивает руку помощи всем тем, которые ищут себе спасения, и подает её в Таинстве Покаяния. Поэтому святые и называют покаяние вторым крещением, то есть таким Таинством, в котором мы второй раз очищаемся и получаем прощение своих грехов. Один ученый богослов говорит: «Когда согрешишь, то иди и покайся, исповедуйся и проси у милосердного Бога прощения и помилования» («Объяснение семи Таинств Христовой Церкви» протоиерея А. Желябова. С-Пб., 1873, с. 57). Своевольные мореплаватели, мы терпим страшное кораблекрушение, все теряем, но не прекращаем дальнего плавания; начинаем все снова, боремся с морскими волнами и этой борьбой и трудом своим преодолеваем все препятствия. Во время войны воин часто принужден бывает неприятелем к бегству с поля битвы, но не поддается, и с новой мощью все свои силы напрягает и неприятеля в другой раз преодолевает и побеждает ( Иоанн Златоуст . Слово 3-е: «О покаянии»). В другом месте опять Иоанн Златоуст грешнику советует: «Положись на милость Божию, ибо любовь Божия к людям не имеет границ. Его милость нельзя описать словами. Любой грех имеет свою меру, а лекарство, которым он лечится, не имеет. Насколько бы грех человеческий не был велик, милость Божия превыше него. Представь себе: может ли искра, упав в море, остаться непогашенной?.. Какова искра в сравнении с морем, таков и грех в сравнении с любовью Божией к человеку. Тут не может быть сравнения! Море – насколько огромно, глубоко, широко, но и оно имеет границы, а милость Божия к людям не имеет границ» ( Иоанн Златоуст . Слово 35-е. «О покаянии»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Попробуем продумать все явные или хотя бы возможные смысловые обертоны этой легенды. Во-первых, она выражает народную оценку творчества Романа как творчества боговдохновенного: песни Сладкопевца были по общему мнению слишком хороши, чтобы возможно было приписать их одному только человеческому умению 364 . Когда-то в языческой Греции слагались легенды о божественных истоках вдохновения Пиндара, теперь объектом легенд становится «христианский Пиндар», как его иногда называли в Новое время, – Роман Сладкопевец . Во-вторых, фантастический, почти гротескный для западного восприятия мотив «пожирания» или, тем паче, «выпивания» хартии не имеет ничего общего с Элладой и всецело отмечен восточным, библейским колоритом. Он восходит к ветхозаветной Книге Иезекииля: «Тогда я открыл уста свои, и он дал мне есть свиток сей, и сказал мне: сын человеческий! накорми чрево твое, и наполни внутренность твою этим свитком, который я даю тебе» ( Иез. 3:2–3 ). Тот же мотив повторен в том новозаветном сочинении, которое ближе всего подходит к ветхозаветной поэтике, а именно в Апокалипсисе: «И взял я книжку из руки ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало в чреве моем» ( Откр. 10:10 ). Пожрание книги – образ не «красивый» и не «пластичный», но чрезвычайно выразительный и проникновенный, ибо имеет дело с непосредственно-телесным ощущением «нутра» человека 365 , а Библия всегда предпочитает выразительность и проникновенность изяществу и пластичности. Так будет ли натяжкой представить себе, что колорит легенды как-то связан с колоритом самого творчества Сладкопевца, с исторической ролью, выпавшей на долю этого обновителя византийской гимнографии через возвращение к роднику поэзии библейского Востока? В самом деле, когда через два столетия в центре всеобщего восхищения оказались гимны Иоанна Дамаскина , об этом ученом поэте, знатоке эллинских традиций, слагались легенды совсем иного стиля 366 . Рассказ о пожранной или выпитой хартии подходит к определенному типу поэта и не подходит к другому. И здесь мы касаемся третьей смысловой возможности легенды: она рисует творчество Романа как спонтанный взрыв, не зависящий от рассудочных расчетов. В этом взрыве народная по духу церковная поэзия после всех попыток и поисков IV-V веков внезапно обретает всю полноту зрелости. Естественность и уверенность, с которой творил Роман, должны были и впрямь казаться современникам чудом, требующим сверхъестественного вмешательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«После поражения Египта Антиох возвратился в 143 году (Царства Еллинскаго) и пошел против Израиля» ( 1Мак.1:20 ). С 143 года началось бедствие иудеев. В 15-й день Хаслева 145 года на жертвеннике была устроена мерзость запустения ( 1Мак.1:54 ). В 148 году священники «очистили святилище» и 25-й день Хаслева 148 года принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений ( 1Мак.4:43 ; 1Мак.4:52–53 ). Царь Антиох умер в 149-м году ( 1Мак.6:16 ). Всевидящий Господь Бог Израилев поразил его невидимым и неизцельным ударом, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки. После того, «случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела». «И того, который незадолго пред тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить»... «Теперь то будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие»... «Так этот человекоубийца и богохульник... кончил жизнь» ( 2Мак.9:5–29 ). Период бедствий согласно историческим свидетельствам Маккавейских книг имел место в исторической жизни Израиля с 143 года по 149-й. Продолжительность бедствий, причиненных Антиохом, соответствует 2300-м дням. 2300 дней (считая год за 365 дней и месяц за 30) равны 6 годам 3 месяцам и 20 дням 29 . Считая временем начала бедствий Израиля нападение Антиоха в 143 году, присчитывая протекшее время этого года, и, прибавив 2300 дней, мы получим год смерти Антиоха – 149-й. Осквернение святилища и очищение его падает на промежуток этого времени. Окончательное очищение храма соединяет со смертью Антиоха в последовательную связь и 2-я книга Маккавейская ( 2Мак.10:5–9 ). Антиох Епифан умер по выражению 8-й главы книги Даниила, будучи сокрушен – «не рукою» (ст. 26). Таков непосредственный библейский смысл 8-й главы книги пророка Даниила. Какое отношение «малый рог» 8-й главы книги Даниила имеет к «малому рогу» 7-й главы? Иностранные комментаторы книги Даниила отмечают, что она не чужда повторений; это нисколько не умаляет ее богодохновенное значение, ибо Бог открывая волю Свою чрез пророка, не уничтожает личных свойств в душе провозвестника Его святой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

После того как все приготовления были завершены, в 17-й день 2-го месяца, «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7. 11) и воды обрушились на землю. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт 7. 17, 18). Водой покрывались даже высокие горы, и все живущие на земле погибли (Быт 7. 17-24). В живых остались только Н. и его спутники. Спустя 150 дней вода начала убывать, и на 17-й день 7-го месяца ковчег остановился на «горах Араратских» (Быт 8. 1-5). Вершины др. гор показались лишь 1-го числа 10-го месяца. Н. выждал 40 дней и выпустил из ковчега ворона, однако тот, не обнаружив суши, возвращался неск. раз назад, пока не показалась поверхность земли. После этого Н. трижды (с перерывами по 7 дней) выпускал голубя. В 1-й раз голубь вернулся ни с чем, во 2-й - принес в клюве свежий оливковый лист, свидетельствовавший о том, что «вода сошла с земли», на 3-й раз он не вернулся. Земля постепенно обсохла к 1-му числу 1-го месяца, окончательно - лишь 27-го числа 2-го месяца. Через 365 дней после начала потопа Н. покинул корабль и его потомки вновь заселили землю (Быт 8. 14-19). У гор Араратских Н. принес Господу жертву всесожжения (1-е жертвоприношение в библейском рассказе о праотцах: «Из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» - Быт 8. 20), Господь благословил его и его потомство и заключил с Н. и его семьей завет (Быт 9. 1-17). Бог обещал, что на наказанную за грехи человека землю отныне вернется прежний порядок - правильный ход времен года («во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» - Быт 8. 22). Как прародитель будущего человечества Н. получил то же благословение, что и первые люди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9. 1, ср.: 1. 28). Благословив Н. и все творение, Бог дал человеку ряд моральных заповедей: дозволение употреблять в пищу ритуально обескровленное мясо (Быт 9. 4); запрет на убийство человека под страхом смертной казни: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9. 6). Бог обещал, что земля больше никогда не будет опустошена водами потопа. В знак Божественного завета с Н. в небесах воссияла радуга (Быт 9. 8-17).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

Прибыв в Гермополь, в место под названием Сатина, Иисус и его родители подошли к большому языческому храму, где находились 365 идолов: по одному на каждый день года. Как только Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках переступила порог капища, присутствие Того, Кто есть путь, истина и жизнь, повергло наземь всех стоявших там кумиров и сокрушило их, по слову пророка: «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис. 19: 1). Пробыв некоторое время в Египте , Иосиф, извещенный ангелом о смерти Ирода, получил от него повеление возвратиться в землю Израилеву (см.: Мф. 2: 19–20). Святое Семейство миновало Вифлеем, располагавшийся слишком близко от Иерусалима, где правил теперь Архелай, жестокий и вероломный сын Ирода. Иосиф получил во сне откровение идти в Галилею. Там он поселился в небольшом городке Назарете, «да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23). Этот эпизод, в Евангелии от Матфея следующий сразу вслед за рассказом о рождении Христа и поклонении волхвов, должен был произойти, по меньшей мере, 40 днями позднее, после принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, о чем повествует св. ап. Лука (см.: Лк. 2: 22–38). Память бегства Пресвятой Богородицы в Египет содержится в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. См. повествование о патриархе Иосифе: Быт. 37 и далее. Там же нашел убежище Иеровоам (см.: 3 Цар. 11: 40). В то время в Египте проживало около миллиона евреев. Такое толкование мы обычно находим у святых отцов. Она изложена в апокрифическом «Евангелии от Матфея». Пребывание Святого семейства в Египте длилось, по различным толкованиям, от неполных двух до пяти лет. 8 января 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Александр 9 января 2013, 00:38 Очень интересно, спасибо! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58618.html

Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356–323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев – первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.). Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей. Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» ( Втор. 4:2 ). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» ( Мф. 15:3 ; «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» ( Мк. 7:8 . Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» ( Ин. 7:49 . Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010