Доказательство познания Бога – ЖИЗНЬ БЛАГОЧЕСТИВАЯ От истиннаго бо ПОЗНАНИЯ Бога и Христа Сына Божия зачинается истинная и живая ВЕРА, которая необходимо к вечному СПАСЕНИЮ нужна. Истиннаго же Божия познания доказательство есть благочестивое христианское житие, без котораго суетная и пустая похвала только есть, а не познание. О сем Апостол святый научает нас: «о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть» ( 1Ин. 2, 3–4 ). Напрасно убо хвалятся познанием Божиим тии христиане, которые «делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни» ( Тит. 1, 16 ). Познание бо Божие заключает в себе познание воли Его святыя, благоволения и Божественных Его свойств, что все в святом Слове Его открывается. Аще убо кто действительно познает сия, неотменно в нем последует истинное пременение, ПОКАЯНИЕ и благочестивое житие (3:205). Кто Бога познает, тот более смиряется и любит Его (5см. БОГОПОЗНАНИЕ , 104) (3:148, см. ЛЮБОВЬ , 472). Человек познает Бога через Его слово (5:39, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ , 350). Верующие через СЛОВО БОЖИЕ познают Бога и Его свойства В сем святейшем и божественном послании читают и видят Бога Отца своего, и божественнейшия Его свойства, никому кроме Его не приличныя: всемогущество, премудрость, благость, милосердие, истину, вездесущие: вечность, величество, страшную славу Его, и проч., и по премногу радуются о том, яко толикому Богу, Который един есть истинный Бог, Бог богов и Господь господей, Царь царствующих и Господь господствующих, во свете живый неприступнем, имена с сердцами своими отдали и верою записали (3:436). Слово Божие открывает Бога и Его свойства Раби Христовы в Святом Писании обретают великое утешение. Которое писание им есть, яко чистое зеркало, в котором, странствуя на земли чуждей, видят небеснаго своего Отца, и радуются о Нем; видят божественный Его милостивый промысл, безприкладную милость Его, и лобызают ю лобзанием сердечныя любви; видят величество и страшную славу Его, и смиренно покланяются ей; видят премудрость, и удивляются ей; видят святейшую правду Его, и прославляют ее; видят преславныя дела Его и поют Его; видят божественное благородие свое от Отца небеснаго им верою во Христа данное, и благодарят Ему (3:438–439).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

676 Ep. 24, ad clerum. Ep. 33, ad clerum et plebem. Ep. 35, ad eosdem. Ritschl, op. cit. s. 142148. 678 Или коллегия пресвитеров и диаконов, вступавшая в деятельность, как заместительница своего епископа, когда последний удалялся из своей епархии. Ritschl, op. cit. s. 148. 679 Такая зависимость коллегии пресвитеров и диаконов от своего епископа видна, например, из ep. 13, где св. Киприан, по поводу некоторых нетерпеливых падших, пишет своему клиру: «вы желали, чтобы я дал вам на этот случай правило». 681 Это место мы особенно отмечаем в виду того, что оно довольно сильно говорит против учения протестантов о власти епископа, которая будто бы окончательно утвердилась и яснейшим образом определилась в церкви лишь со времени Киприана, который, по своему честолюбию, вступил в борьбу с пресвитерами, благодаря уму и энергии, одержал над ними победу и нарушил через это первоначальное устройство церкви, по которому между пресвитерами и епископами не было будто бы никакого различия. Таким образом, епископство, по этому взгляду, есть дело человеческое, а не божественное, возникшее около половины III в. по проискам и честолюбию Киприана (см. Moscheim. Kirchengesch. Erst. Jahrhund. Zweit. Theil, c. 2, § 11 и 12. Ср. Dritt. Jahrhund. Zweit. Theil, c. 2, § 34. Neander. Allgem. Geschicht. d. Kirche, t. 1, s. 325330, и мн. другие, напр. Rettberg, Kurtz, Schaff, Waker). Киприан в указанном месте ясно говорит против существования в древней церкви полного безразличия между правами епископа и пресвитера; непонятно, как случилось, что все святители Востока и Запада одновременно объялись одним и тем же духом честолюбия и властолюбия; непонятно, как об этом факте умолчали враги церкви язычники, иудеи, еретики и раскольники. Очевидно, вера в божественное установление епископства существовала в церкви еще до Киприана. 690 Напрасно, поэтому, думают протестанты, что благодать Св. Духа усвояется каждому верующему в одинаковой степени и что нет в церковной общине такого звания, которому благодать сообщалась бы непосредственно и первоначально: такая мысль не оправдывается исторически, так как она никогда не была выражением сознания древней церкви, близкой по времени к апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

145 Георгий (Капсанис) , архим.Наша православная вера и заблуждения иеговистов/Пер. П.К. Доброцветова. Св. гора Афон, 2018; Стеняев О., свящ. Свидетели Иеговы – кто они? М., 1996; Стеняев О., прот. Диспут со «Свидетелями Иеговы»//Блуждания вне Церкви и их преодоления. СПб., 2009; Ефимов И., свящ. Ложные свидетельства свидетелей Иеговы//URL: (Дата обращения: 02.02.2016); Евменов Д. История создания и учение Общества Сторожевой Башни//URL: (Дата обращения: 02.09.2014); Ткачук Н., свящ., Мефодий (Попов), иером., Дедусенко O.A. О ложности вероучения секты «Свидетели Иеговы» в свете Библии. Волжский, 2000; Билас Б., свящ. Секта «Свидетели Иеговы» (Исторический обзор, критический анализ вероучения): Дипл. работа. СПб., 1998; Маркевич М., свящ. Секта свидетелей Иеговы: Дис. … канд. богословия. С. Посад, 1995; Карпенко М., диак. Критический анализ вероучения «Свидетелей Иеговы»: Дипл. соч. СПб., 2002; Порублев Н.В. Организация Свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии//URL: (Дата обращения: 02.09.2014). 146 «Вефильский гамбит», или Свидетели Иеговы начинают и проигрывают/Отв. ред. иер. А. Пермяков//URL: (Дата обращения: 02.09.2014). 147 Григорян А. Библия: искусство понимания и интерпретации. Исследование вопроса самодостаточности Священного Писания. СПб., 2011; Григорян А. Особенности экзегезы Свидетелей Иеговы//URL: (Дата обращения: 26.01.2016). 148 Григорян А. Горячо ли в аду? Ответ свидетелям Иеговы//URL: (Дата обращения: 26.01.2016). 149 См., напр.: Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015; Кантеров И.Я. Новые религиозные движения. М., 2016; Эгильский Э.Е. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М., 2011; Мещеряков Д.А. НРД как форма религиозности в глобальном информационном обществе//Омский научный вестник. 2007. 4; Неронов А.В. Социологические исследования нетрадиционной религиозности//Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. 1; Кулаков И.Ф. Эсхатологические доктрины новых религиозных движений//Система ценностей современного общества. 2016. 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Епитрахиль есть такая одежда, которую священник носит на вые. Она знаменует благодать Св. Духа изливаемую на священника 147 . Пояс напоминает тот лентий, которым Иисус Христос препоясался на вечери. Фелонь или риза изображает багряную хламиду поруганного Христа, которою он был облечен во дворе Пилата. За особенные заслуги священникам дается набедренник, а некоторым протоиереям палица. Набедренник есть продолговатый, похожий на епитрахиль плат, привешиваемый при бедре. Он означает меч духовный, т. е. слово Божие, которым пастырь должен быть вооружен против неверных, еретических и неправославных заблуждений. (О палице см. в архиерейских одеждах.) 3. Одежды архиерейские Архиерейские одежды суть: омофор, саккос, палица, крест, панагия и митра. Омофор есть длинный широкий плат с крестами, при священнослужении возлагаемый архиерею на рамена, поверх прочих священных одежд. Он знаменует погибшую овцу, т. е. естество человеческое, которое Господь, как добрый пастырь, подъял на рамена свои и, сочетав оное с незаблудшими, т. е. ангелами, принес в дом отца небесного. Саккос (с греч. языка мешок) формою похож на стихарь. Он знаменует багряную хламиду или препряду, в которую был облечен поруганный Христос. У нас епископы стали употреблять саккос со времен Петра 1-го (1705 г.), а прежде сего и они, кроме патриархов и митрополитов, облачались в фелони. Палица есть то четвероугольное украшение, которое привешивается на поясе при чреслах с правой стороны и знаменует (как и набедренник) духовный меч. Крест, носимый святителем на персях, поверх одежды, напоминает ему, что он не только должен носить в сердце распятого Господа, но и пред всеми исповедывать Его. Панагия носимая святителем на персях, напоминает то, что ему надлежит всегда носить в сердце своем Христа и предать себя покрову Богоматери Митра на главе знаменует славу Господню 148 . К числу принадлежностей архиерейского служения относятся: мантия, жезл и орлецы. Мантия святительская, в отличие от обыкновенной мантии монашеской и архимандритской со скрижалями, имеет ту особенность, что на ней нашиваются так называемые источники (полосы разных цветов) а на скрижалях кресты. По толкованию церковных писателей, источники означают струи учения, истекающего из уст архиерея; две скрижали напоминают о двух заветах: ветхом и новом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Бушмены Африки, по свидетельству позднейших путешественников, сохранили веру в одного, невидимого «великого мужа» на небе, которого они призывают в молитве и почитают особыми танцами. Один миссионер, проведший целых 18 лет среди диких племен Южной Африки, категорически утверждает, что у них существует вера в высшее Существо, по имени «Каган» или «Каанг». Особенно богата примерами этого рода религия большинства негритянских племен, в истории которых нет оснований подозревать влияния культурных наций. По словам Шнейдера «религиозные представления их стоят много выше, чем почти всех остальных «естественных народов»; они столь высоки, что если мы и не решимся назвать их монотеистами, то можем сказать, что они стоят на границе монотеизма. хотя их религия и соединена с большой суммой грубых суеверий». «Есть все основания полагать, что идея великой Первопричины, как Творца всех вещей, с незапамятных времен господствовала у обитателей золотого берега; так как термины «Янкомпон» (от «янком» – «друг» и «епон» – «великий») и «Ямми» (от «йеех» – «делать» и «еми» или «ми» – «меня»), которыми они обозначают Бога, по-видимому, указывают на то, что понятие о Боге, как благом Творце, возникло одновременно с самим языком». Это верховное Божество под различными именами почитается и всеми другими негрскими племенами Африки, так что знаменитый этнограф Ливингстон первобытной религией их решается признать, именно, эту веру в Единого, Всемогущего Творца неба и земли. См. Schneider «Die Naturvlker» I. 95–98 s. 154, 282–3 s. Mller «Geschichte der americanischen Vorreligion» 52 n. 148 s. 35 Мы имеем в виду здесь ссылки на Ирокезов, Семинолов и Сиуксов Америки, а также на некоторых полинезийских, индийских, Южно- и Западноафриканских племен, якобы самостоятельно оставивших свой прежний, бродячий образ жизни и добровольно перешедших к более высшей культурной жизни – оседлых земледельцев. Zckler «Ор. cim.» 214 s. 38 В интересном труде Schneider " а «Die Naturvlker» примерами этого рода, взятыми из истории одних только негров, наполнена целая глава под заглавием «Hervorragende Talente» II в.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

4, стр. 41, 42, 43, 48, 60– 63, 79, 109, 144, 148, 153, 166, 182, 183, 212, 219, 247, 352, 369, 378, 396, 397, 484, 525. 11 Н.В. Сушков, «Записки о жизни и времени Святителя Филарета, Митрополита Московского» (Москва 1868), стр. 282. 17 Полное собрание резолюций (Москва 1903), т. 1, стр. 240, ср., как пример звания закона, стр. 250. 27 Корсунский. Петербургский период деятельности Филарета. Вера и Разум, 1885, т. 1, ч. 2 (отд. церк.), стр. 142–143; 767, 29 Н.А. Заозерский . Митрополит Филарет, как администратор и судия в Московской епархии. Статья в Сборнике, изданном в Обществе Любителей Духовного Просвещения по случаю празднования столетия юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета Митрополита Московского (М. 1863), т. 2, стр. 72–73. 32 Полное собрание резолюций ,т. 1, стр. 11; стр. 20, 31, 75, 229, 301;письма к Антонию, ч. 2, стр. 75, 317. 34 Два ярких примера такой вспыльчивости Митрополита Филарета приведены в ярких и искренних, но ненамеренно пристрастных записках Еп. Никодима о Филарете, Митрополите Московском, моя память. Чтения в Ими. Обществе Истории и древностей Российских. 36 Еп. Никодим. О Филарете, Митрополите Московском, моя память. Стр. 33; Письма к Арх. Гавриилу, стр. 27; письма к Антонию, ч.3, стр. 450, 451; Письма к разным лицам, т.2, стр.313. 39 Записи Митрополита Филарета на календаре; сообщил п. Каптерев. Русский архив, 1914, стр. 299 то же в письмах к Антонию, ч. 2, стр. 405. 41 Письма к Антонию, ч.3, стр.191; для характеристики бережности отношения к больным местам жизни и всей церкви Московской и отдельных пасомых см. письма к Афанасию, стр. 53, 45,46; письма к Антонию, ч. 4.стр. 347; у Сушкова Записки, стр. 1–11. 46 Например, викария – преосв. Порфирия он ценит за знания порядка дел, прилежание и внимательность, а также за добродушную простоту обращения; ректора семинарии – арх. Игнатия, как правильного и спокойного администратора. О первом – Собр. мнений и отзывов, т. дополн. (СПБ. 1887), стр. 506; о втором – Письма к выс. Особам и др. лицам, т. 2, стр. 93; Собр.мн. и отз., т. 4, стр. 574. 62 Письма к Антонию, ч. 3, стр. 126. Осторожность Митрополита Филарета была постоянною спутницею его дел, всей его деятельности; по его убеждению, нужно всегда беречься с мирною и терпеливою осторожностью. Письма к Игумении Сергии (Тв. 1890), стр. 27; письма к Арх. Гавриилу, стр. 8; письма к Арх. Алексию, стр. 273, 277; Полное Собрание резолюций, т. 1. Стр. 272, 131. 68 Письма к Антонию, ч. 1, стр. 9, 93; ч. 2, стр. 18, 416 – 417 , 441, 463– 465, 482, 485; ч. 3, стр. 3, 33, 41, 343; ч. 4, стр. 426. 70 Сушков, приложения, стр. 115; письма к высоч. Особам и раз. др. лицам, т. 1, стр. 30 – письмо к Арх. Гавриилу (Розанову). Читать далее Источник: Варфоломей [Ремов], иером. Памяти великого святителя. I. Труд пред Господом//Богословский вестник. 1918. Т. 1. 1-2 С. 5 -16. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Верою вселяется в сердце благодать (3:14, см. ВЕРА, 141). Верующий человек в сердце своем имеет радость и веселие о Бозе (4:165, см. ВЕРА, 141) (3:18, см. РАДОСТЬ , 785). Чтобы Евангельская вера в сердце зачалась, нужно познать немощь свою (3:11, см. ВЕРА, 156). Вера в сердце воспринимается от Евангелия (3:10, см. ВЕРА, 156). От рассуждения слова Божия возбуждается в сердце живая вера (5:152, см. ВЕРА, 156). Без молитвы и причастия Святых Таин Христовых вера быть в сердце не может (4:166, см. ВЕРА, 151). Приготовление к причащению состоит из вычитывания молитв и исправлении сердца (3:264, см. СВ. ТАЙНЫ, 832). Вера в сердце, что светильник в доме (4:165, см. ВЕРА, 133). Христианин должен заботиться, чтобы светильник веры в сердце не угас (4:165, см. ВЕРА, 57). Верное сердце должно подвизаться, чтобы сохранить веру (3:21, см. ВЕРА, 149). Просвещенное верой сердце через благодать Святаго Духа разжигается любовью ко Христу (3:148, см. ЛЮБОВЬ , 472). Сердце христианина злобу врагов побеждает любовью (5:138, см. ЛЮБОВЬ, 501). Благодать зажигает в сердце любовь (4:342, см. БЛАГОДАТЬ , 38). Сердце правое имеет истинную любовь (2:49, см. СЕРДЦЕ, 843). Сердце, согретое огнем любви Божией, издает теплоту милости (2:40, см. СЕРДЦЕ, 838) (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 496). Сердце принуждать к ЛЮБВИ «Сердце-де мое от него отвращается?» – Ты сердце свое верою и любовью Христовою побеждай и убеждай, и не что сердце хощет, но что вера твоя и заповедь Христова требует от Тебе, делай. Христос велит, любитель твой велит; того вечная правда требует; то воле Его святой угодно, тебе полезно, хотя плотское сердце, мысль и разум слепый противно хощет. Следственно так должно делать, как Он хощет, а не как страстная плоть наша, когда хощем любить Его. В том бо состоит и ПОДВИГ наш христианский, чтобы нам делать не тое, что плоть наша слепая хощет, но что заповедь Божия (3:143). Любовь входит в сердце, очищенное покаянием (4:354, см. ЛЮБОВЬ, 959). Сердце становится добрым от послушания воле Божией Доброе есть сердце, которое воли Божией покорно и согласно: злое есть сердце, которое воли Божией противно и несогласно. Доброхотное сердце вера соделывает; добрыя воли родительница есть вера, глаголет Амвросий святый: убо где доброхотнаго сердца нет, тамо и веры нет. Потщись убо, христианине, внутрь себе исправить, и быть добрым, и будеши истинно добр; иначе как был, так и будеши всегда зол, что вне не будешь делать. Отсюда видишь, что ВЕРА обновляет человека, и есть корень добрых дел (5:165–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Блаженство вечное состоит в насыщении славой Божией и слышании ангельского славословия Видишь чертоги царские украшенные, и славу их. Тут да восхитит вера сердце твое к вечным чертогам небесным, праведным уготованным, и к обителям дому небеснаго Отца и славе Христа, небеснаго и вечнаго Царя, которою верные будут без сытости насыщаться в безконечные веки; купно и очи твои душевныя возведи к Сыну Божию, чтобы тебе части избранных Своих участников сотворил. Слышишь согласную и сладкую музыку или пение. Да восхитит вера дух твой в небесныя селения, в дом Бога Иаковля; и тамо душевными ушесами внуши, како АНГЕЛЬСКИЙ собор и святых лики согласное возсылают пение Триипостасному Богу. Сей случай подает тебе причину усердно молитися Ему, да сподобит тя зде и в будущем веце славить Его со всеми избранными Его (2:26). Блаженство состоит в вере Что в ВЕРЕ все существо христианскаго блаженства состоит, яко кто истинную живую веру имеет, тот имеет Божие БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ПРАВДУ Христову, СВЯТОСТЬ, избавление, СВОБОДУ духовную, ВЕЧНЫЙ ЖИВОТ и блаженство (3:20) (также 3:23, см. ВЕРА , 158) (2:12, см. СЛОВО БОЖИЕ , 919) (3:187, см. ВЕРА, 132). Блаженны признающие Сына Божия за Спасителя Блаженными пророк святый называет тех, которые сердечною верою признают Сына Божия за своего Искупителя и Спасителя, и на Него всю свою надежду полагают (1:196). Христос через Свои страдания даровал миру вечное духовное блаженство (4:31, см. ХРИСТОС , 1130). Без Христа истинного блаженства не может быть (3:148, см. ЛЮБОВЬ , 472). Без Бога никакое не может быть блаженство истинное (5:146). В Боге человек находит вечное блаженство (4:157, см. БОГ , 92). БОГ по богатству БЛАГОСТИ Своея всем ГРЕШНИКАМ, кающимся и ВЕРУЮЩИМ во имя единородного Сына Его, отворил двери МИЛОСЕРДИЯ и вечного БЛАЖЕНСТВА (3:6). Христианин всякое блаженство находит во Христе Иисус Христос все блаженство у Себя имеет, какое может быть, и блаженство истинное и неподвижимое. Его Отец небесный подал нам, яко врача противу всякого нашего бедствия и источника всякого блаженства. Читай святое Евангелие Его, как должно, и познаеши истину. Аще убо прилепишися к Нему сердечною верою, будеши имети Его оправдание противу грехов твоих, избавление противу пленения твоего, мир противу злыя совести твоея, отраду противу скорби твоея; утешение противу печали твоея, защищение противу клеветников твоих, оправдание противу суда Божия, помощь противу врагов твоих, убежище противу гонителей твоих, разум и мудрость противу недоумения и безумия твоего, укрепление в слабости твоей, живот противу смерти твоей, – словом всякое блаженство противу окаянства твоего (3:153).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ПЛОТЬ Христос принял плоть человеческую из любви к нам (5:89, см. ХРИСТОС , 1133). В человеке два закона, воюющие друг против друга В человеке, христианскую веру восприемшим, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон удес и закон ума; якоже Апостол Павел изобразил: «вижду, глаголя, ин закон во удесех моих противу воюющь закону ума моего» ( Рим. 8, 23 ), или, как тойжде Апостол глаголет, плоть и дух: «плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся ( Гал. 5, 17 ) (1:126). Борьба плоти и духа Повидим, что хощет плоть, и чего дух? и какая между ими брань? Плоть хощет гордиться, возноситься: дух того не хощет. Плоть хощет другаго презирать и уничтожать: дух того не хощет. Плоть хощет человека оклеветать, осудить, опорочить: дух того не хощет. Плоть хощет в гордости и пышности мира сего жить: дух не хощет... Плоть хощет в праздности жить: дух того не хощет. Плоть хощет празднословить, буесловить, кощунствовать: дух того не хощет... Се есть плотское хотение и мудрование! Напротив того, чего хощет дух, того не хощет плоть. Дух хощет воле Божией последовать и ее творить: плоть не хощет. Дух хощет пред Богом и человеками смиряться: плоть не хощет. Дух хощет Богу послушание показывать и заповеди Его святые творить: плоть не хощет. Дух хощет любовно, мирно, искренно, простосердечно с ближними поступать: плоть того не хощет. Дух хощет воздержно и целомудренно жить: плоть не хощет... Дух хощет всякую правду творить, плоть не хощет. Дух хощет во всем Богу угождать, плоть не хощет, но себе угождать, и проч. Се есть хотение и мудрование духовное! Видишь какая брань и несогласие между плотию и духом (4:207–208) (также 1:44, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 367) (3:57, см. БРАНЬ , 118). Плоть есть враг Церкви (3:34, см. ЦЕРКОВЬ , 1156). Плоть – господин и порабощает (2:28, см. ГРЕХ , 288). Плоть всегда похотствует на дух (3:104, см. МОЛИТВА , 543). Плоть восстает на человека со страстьми и похотьми (3:212, см. СПАСЕНИЕ , 980) (1:47, см. БРАНЬ , 118). Плоть со страстьми и похотьми искушает веру (3:21, см. ВЕРА , 148).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Протоиерей Михаил Владимирович Митроцкий, 1883 г.р., профессор Богословского института, позже – Высших Богословских курсов, с 1918 г. являлся священником Крестовоздвиженской церкви на Б.Посадской ул. Петрограда. В 1923 г. подвергался аресту. Впоследствии, в мае 1931 г. был расстрелян. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. … С.166. Протоиерей Виталий Федорович Лебедев, 1874 г.р., магистр богословия, с 1918 г. служил и настоятельствовал в Петроградской Знаменской церкви, возглавлял братство «Михаила Архангела» при той же церкви. Позже, в 1933 г. был арестован по делу «евлогиевцев» и приговорен к 3 годам лагерного заключения. Дальнейшая судьба неизвестна. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. …С.148 Протоиерей Иоанн Иванович Заборовский, 1882 г.р., в 1922 г. возглавлял Предтеченское (Свет Христов) братство; с 1922 г. настоятель Крестовоздвиженской церкви на углу Лиговского проспекта и Обводного канала. В 1933 г. задерживался властями по делу Русского Студенческого Христианского движения и был отпущен по болезни. Дальнейшая судьба неизвестна. См.: Антонов В.В. Петроград-Ленинград 1920-1930-е. Вера против безбожия. Церковно-исторический сборник. … СС. 44, 169. Антонов В.В. Сщмч. Митрополит Иосиф в Петрограде/Петроград-Ленинград 1920-1930-е. Вера против безбожия. Церковно-исторический сборник. … С. 253. Известно, что кафедра предлагалась архиепископу Василию (Богдашевскому) и митрополиту Михаилу (Ермакову). См.: там же. См.: Антонов В.В. Сщмч. Митрополит Иосиф в Петрограде/Петроград-Ленинград 1920-1930-е. Вера против безбожия. Церковно-исторический сборник. … С.254-255. Кандидатура архиепископа Гавриила, находившегося до того в Ленинграде в качестве высланного из своей епархии, была выбрана в связи с тем, что он был в стороне от противостояния ленинградских викариев. См.: Чельцов М.П. … С. 449. О распространении подобных слухов говорил в своем дневнике сам протоиерей Н.Чуков. См.: Антонов В.В. Сщмч. Митрополит Иосиф в Петрограде… С.256. Часто это обстоятельство однозначно трактуется как попытка архиепископа Алексия вернуться в ленинградскую епархию. Однако имеются сведения, что сами советские власти препятствовали пребыванию его в Новгороде. Кроме того, удерживало владыку в Ленинграде то, что он жил в квартире со своим отцом, умершем только в 1929 г. Имеются трогательные свидетельства о нежном и заботливом отношении будущего Патриарха к своему родителю. См.: Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925-1941. Воспоминания. – Paris: YMCA-PRESS, 1977. С.80.

http://bogoslov.ru/article/3680434

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010