Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем (1:233, см. ЦЕЛОМУДРИЕ , 1152). Помощь Божия подается человеку через молитву (3:25, см. МОЛИТВА , 537). Помощь Божия нужна для совершенствования и испрашивается в молитве (3:323, см. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ , 1914). В молитве просить помощи в борьбе с грехами (5:16, см. ВЕРА , 141). Нужно молиться о помощи Божией (5:65, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 376), От рассуждения о премудрости Божией христианин учится надеяться на помощь Божию (5:71, см. ХРИСТИАНИН , 1118). Помощь Божия испрашивается истинной верой (3:25, см. ВЕРА, 272). Вера имеет упование на помощь (3:15, см. ВЕРА, 148). Помощь Божия всегда готова, только бы с нашей стороны было усилие Послушаем Бога призывающего, увещавающаго и ведущаго нас Своим долготерпением на покаяние. Да не устрашает нас трудность и неудобство дела сего; начнем только, и Он с нами начнет дело наше: подымемся только от падения и лежания, и Он нам подсобит: станем добре, и Он нас укрепит, и будет помогать и делать дело спасения нашего. Зовет, возбуждает, толкает и движет лежащих: но начинающим воставать и восстающим и делающим помогает (2:97). Помощь Божия подается тому, кто сам прилагает усилия Понеже тщание наше не сильно без помощи Божией, яко весьма растленно имеем сердце: того ради должно Христа на помощь призывать, чтоб Сам нам помогл, и вместо злонравия нашего Свое благонравие насадил Духом Своим Святым в сердцах наших. На сие бо Он и в мир пришел, чтоб злобу, как злую воню, в душах наших вселившуюся, выгнать, и Своих божественных нравов благоухание в них насадить. Наше тщание, вера и молитва да будет прилежная, – что Он видя, преклонится на милость и подаст нам благодать Духа Своего Святого, которая нам во всем будег помогать, что надлежит до дела спасения нашего (2:114). Но притом должно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, якоже Петр святый увещавает: «трезвитеся, бодрствуйте» ( 1Пет. 5, 8 ). Христос бо помогает труждающимся, а не лежащим и спящим; и брань требует подвига. Почему ленивый и сонливый всуе надеется на Помощника Христа (3:443).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ акт см. действие апокатастасис ( ποκατστασις) 28 апофатика ( αποφατικ) 41, 44, 53, 60, 68 архетип ( αρχτυπον) 18, 76 безбожник ( αθεος) 100 беззаконие ( ανομα) 5, 9 бессмертие ( αθανασα) 98, 139 – души ( α. της ψυχς) 22, 106 сн. благобытие ( τ ευ εναι) 76 благодать ( χαρις) 35, 37 (1, 2, 4) , 38, 89, 90, 123 (2) , 206 Бог ( Θες) 5–9, 11, 12, 15, 16, 18, 19, 21–24, 29, 30, 32, 37, 40–49, 51, 53–57, 59–61, 67–74, 76–78, 81, 83, 88, 89, 91, 93, 96, 99, 103–106 сн., 107, 109, 122, 123, 125, 131, 132, 136, 138, 139, 141, 142, 150–153, 157, 158, 160, 161, 163–166, 169, 197–199 богопознание ( θεογνωσα) 41, 42, 57, 132, 133, 188, 201 богословие ( θεολογα) 3–5, 19, 36, 37 3 , 39, 43, 44, 47, 51–53, 58–60, 62, 64, 65 сн., 66–72, 75 2 , 76, 81, 84–86 сн., 87, 95, 100 (5) , 101, 1–3, 104, 113, 127, 128, 130–132, 134 (2, 4, 6) – 136, 138, 140, 142, 143, 145, 147, 149–154 (1, 3) , 155, 156 1 , 157 1 , 159, 160 1 , 161 2, 5 , 167, 172–174 (1) , 175, 180–182, 187, 190 (3) , 191 1 , 192 5 , 195, 201, 202, 204, 206, 208, 214, 215 – богословствовать ( θεολογεν) 66, 151 – богослов 3, 4, 35, 36, 39–41, 50, 52, 60, 61, 65, 66, 78, 81, 91, 97, 103, 114, 131, 139, 140, 151, 1531, 154 2 , 155 4 , 159(сн.), 170, 172, 175, 178 2 , 181, 183, 185 4 , 186 2 , 187 2 , 189, 192 2 , 196, 198, 205, 206, 211, 217, 219 боговидение 42, 51, 59, 70, 71, 93, 139 Богородица ( Θεοτκος) 72, 75 (3) , 76, 77, 102, 114, 152 Богоматерь 47 богослужение 6, 16, 23, 65, 79, 95, 116, 143, 147 Богоявление ( θεοφανεια) 19, 36, 45, 49, 53, 67–69, 89, 94, 130, 136, 139, 152 Божии энергии (действия) ( νργειαι του Θεο) 42, 44, 68 Божий призыв ( θεκ κλσις) 9, 52, 139 Божия сущность ( οσα του Θεο) 36, 68, 88, 93, 103, 104 Божия энергия (действие) ( θεκ νργεια) 3 2 , 36, 68, 88, 103, 104 (1) буква ( γρμμα) 17, 141, 180 бытие, существование ( υπαρξις, παρχειν) 29, 44, 160 сн., 168 вера ( πστις) 7, 11, 15, 17, 19, 20, 24, 27, 29, 31, 54–56, 60, 61, 63 сн., 64, 67, 7173, 82, 84, 85, 89, 91, 94, 95, 98, 100, 103, 106 сн., 108, 114, 132, 133, 140, 143, 148, 150, 151, 152, 162, 165, 166, 167, 169, 174, 178, 190, 191, 197, 205

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Якоже бо плотский сын отца своего свойства в себе изображает, тако и сынам Божиим Отца своего небеснаго свойства и нравы в себе изображать должно, якоже глаголет Христос: «рожденное от плоти, плоть есть; и рожденное от Духа, дух есть» ( Ин. 3, 6 ). Откуда и Апостол учит и увещавает христиан: «бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» ( Еф. 5, 1 ). В чем подражателями быть? Не мир созидать и прочия вышеестественныя дела творить, сие бо единыя всемогущия силы Его дело есть. Но в чем? «Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть», глаголет Христос ( Лк. 6, 36 ); и паки: «любите враги ваша, благословити кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящии вы: яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех; яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф. 5, 44–45 ). И Сам Бог глаголет христианам, чадам Своим: «святи будите, яко Аз свят есмь» ( 1Пет. 1, 16 ; Лев. 11, 44; 19, 2 ) (3:236). Христианство состоит в вере, надежде и любви Все христианство состоит в вере, надежде и любви. «ВЕРА» понимает все во святом Божием слове открытыя тайны, и их за неложных имеет, яко от неложнаго и вернаго в словесех Бога объявленных, и так крепко и нерушимо содержит. «ЛЮБОВЬ» ищет и тщится делать тое, что святой Божией воли угодно. «НАДЕЖДА» вернаго содержит, постигая будущую вечную славу, Христом приобретенную, и ничего инаго не ожидает, точию оную славу (1:155). Христианин должен веры и новаго рождения плоды показывать. Седьмая глава, пятой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:231–237). Христианин верою все благодеяния Божии себе усвояет (3:14, см. ВЕРА , 144). Христианин верою имеет упование и дерзновение на помощь Божию (3:15, см. ВЕРА, 148). Христианин, начинающий веровать, подобен немощному, пленному, убегающему от страха, малому отроку (3:12, см. ВЕРА, 156). Христианин познается не от слов, но от жизни Познается христианин не от того, что красно говорит и пишет, но от того, что красно и Богоугодно живет: – не от внешняго любомудрия, но от евангельской и христианской философии обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

142 Молчал ли Павел о пустом гробе Иисуса? Упоминание о погребении ( 1Кор. 15:4 ) подразумевает, что Иисус встал из могилы; то же выражается и в символизме крещения, когда крещаемый «умирает», «погребается» вместе с Христом, а затем «воскресает», покидая свою водную гробницу и «ходя в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Что касается предания, цитируемого Павлом в 1Кор.15:3–5 – общественное предубеждение против женщин-свидетельниц легко объясняет, почему он не упомянул о пустом гробе и не включил женщин в свой список очевидцев. 143 W. Pannenberg, Systematic Theology, trans. G.W. Bromiley, vol. 2 (Edinborough: T&T Clark, 1994), 359. 144 Аллисон, защищая историчность рассказа Марка о погребении (Resurrecting Jesus, 352–363), при этом странным образом утверждает, что Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса «торопливо и без должного уважения» (там же, с. 362), возможно, «в могиле для преступников» (там же, с. 363). 145 См. К. Lake, The Historical Evidence for the Resurrection of Jesus Christ (London: Williams 8c Norgate, 1907), 148–152. 146 М. Muggeridge, Jesus Rediscovered (London: Fontana, 1969), 50–51. Позднее Маггеридж переменил свое мнение и принял воскресение из гроба как часть веры в Иисуса; см. его Jesus the Man Who Lives (London: Collins, 1976), 184–191. 147 О теории скоростного распада тела и других теориях, предполагающих исчезновение тела и последующую ошибку учеников, принявших это за знак воскресения, см. Allison, Resurrecting Jesus, 201–204, 212–214. 151 «Богу не требовалось делать гробницу пустой, чтобы совершить пасхальное чудо... Пасхальная вера возросла вдали от места погребения и независимо от него. Историческая реальность пустой гробницы – не тот вопрос, который обуславливает собой веру или неверие в воскресение... Мы верим не в пустой гроб, а в воскресшего Господа» (Н. Grass, Ostergeschehen und Ostergeschichte, 2nd ed. [Gottingen: Vandenhoeck Sc Ruprecht, 1962], 180; перевод мой). 152 Кроме апологетического доказательства, что тело не было украдено (зачем ворам аккуратно снимать и складывать погребальные пелены?), евангелист стремится создать контраст с более ранним воскресением Лазаря: «Лазарь вышел из гробницы по приказу Иисуса, еще в саване... и с обвязанной головой... Чтобы Лазарь вернулся к жизни в нашем мире, его нужно еще освободить. Но власть Иисуса над смертью проявляется и в том, что, выходя из гробницы, он оставляет там смертные одежды». Он «показывает, что смерть не имеет над ним власти» (А.Т. Lincoln, The Gospel according to John [London: Continuum, 2005], 490).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

242 «Дух Святой посылается нам Сыном, Сын явлен нам Духом. Святой Дух не замещает Христа, но подготавливает нас для Христа, оформляет Его в нас, понуждает Его присутствовать в нас». А Monk of the Eastern Church, 248, n7. 243 О проблеме «иных языков» в сообщении Пятидесятницы см. Jacques Dupont, The Salvation of Gentiles: Studies in the Acts of the Apostles (New York: Paulist Press. 1979) 50. 244 В день Пятидесятницы они неожиданным образом испытали пришествие Божественной силы. Если бы они чего-то ожидали в первую Пятидесятницу после воскресения Христа, они, наиболее вероятно, ожидали бы видéния Сына Человеческого, грядущего на облаках славы ( Мк.9:1, 13:26, 14:62 ; Деян.7:56 ), но вместо этого они услышали ветер и увидели огненные языки. См. James D.G. Dunn, Jesus and the Spirit (Philadelphia: Westminster Press, 1975) 148. 249 Так же верно и то, что Духа посылает Отец ( Ин.14:16, 26 ). Сын посылает Духа, но источником Духа является Отец, ибо Дух исходит от Отца ( Ин.15:26 ). Глагол «исходить», который используется в Ин.15:26 – κπορεεται. Когда говорится о том, что Сын «происходит» от Отца, употребляется глагол ξρχομαι. Апостол Иоанн постоянно использует последний глагол, когда говорит о происхождении Сына от Отца ( Ин.8:42, 13:3, 16:27 и сл., 16:30, 17:8). У Духа и Сына – одинаковое и одно происхождение. Они являются двумя различными личностями. Их миссии не тождественны. Хотя Дух не был дан, так как Иисус еще не был прославлен ( Ин.7:39 ), однако «нигде не говорится» в Евангелии от Иоанна, «что Дух исходит от Сына, как Он исходит и от Отца». Поэтому здесь нет никакого filioque. См. Alan Richardson, The Gospel according to St. John, Torch-Bible Commentary (New York: Collier, 1962) 169. 253 O.D. Rousseau. “Incarnation et Anthropologie en Orient et en Occident”, Irenikon 26 (1953) 366. 254 Отношения между воскресением и парусией разносторонне рассматриваются в F.X. Durrwell, The Resurrection: A Biblical Study. Дюрвель пишет, что Церковь «движется к событию, которое исторически произошло до того, как Она появилась, к событию Пасхи» (279). Движение к парусии представляет собой движение к воскресению Христа (282).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

142 Писания мужей апостольских. Рига. 1994. С. 133. 143 К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. В кн. Подвижники благочестия Синайской горы…М., 1994. С. 136. 144 Там же. С. 156–160. 145 Записки священника Сергия Сидорова. Указ. соч. С. 98. 146 Житие преподобной Марии Египетской. В кн.: Богослужебные указания на 1999 год. Изд. Московской Патриархии, 1998. С. 199–200. 147 Записки священника Сергия Сидорова. Указ. Соч. С. 98–99. 148 См. подробнее: Св. Симеон, Христа ради юродивый. В кн.: Ковалевский Иоанн, свящ. Христа ради юродивые. М., 1902. Репринтное воспроизведение. С. 120–125. 149 Житие преподобного Давида Гареджийского. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. Цасть I.M., 1994. С. 138–139. 150 Записки священника Сергия Сидорова. Указ. соч. С. 99. 151 Записки священника Серигя Сидорова. Указ. соч. С. 100–101. 152 См. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4т. Т. 3: Пер. с нем. М., 1987. С. 193. 153 Поплавская Х. В. Народная традиция православного паломничества в России в XIX-XX веках (По материалам Рязанского края). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2000. С. 4. 154 Здесь и ниже мы пользуемся классификацией, приводимой Х.В. Поплавской, Указ. соч. С. 14–15. 155 Поплавская Х. В. Указ. соч. С. 14. 156 Житие Авраамия Смоленского. В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981 С. 71. 157 Записки священника Сергия Сидорова. Указ. соч. С. 101. 158 Житие преподобного Антония, основателя святой Киево-Печерской лавры… В кн.: Жития и подвиги святых Киево-Печерской лавры. Минск, 2003. С.5. 159 Записки священника Сергия Сидорова. Указ. соч. С. 102. 160 Беляев Л.А. Указ. соч. С. 55. 161 Слепая паломница. В сб.: Райские цветы с Русской Земли. Сергиев Посад, 1912. Репринтное издание. С. 184–187. 162 Полный Православный Богословский Энциклопедический словарь. Без даты. Издательство П.П. Сойкина. Репринтное издание. М., 1992. В 2т. Т II. С.1746. 163 Поплавская Х.В. Указ. соч. С. 19. 164 Кириченко О.В. Почитание святынь русскими дворянами (XVIII столетие). В сб.: Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. М., 2002. С. 39, 41, 48.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Дух. Академии», 1906 г., апрель; М. Брандина. «Евангелие по своему существу индивидуально и социально», в ж. «Вера и Разум» 1908 г., 22, 23 и 24; А.Райского, «Евангелие и социализм», в том же журнале за 1910 г., 9 и 10; В.И. Экземплярского , «Евангелие и общественная жизнь». Киев, 1913 г. и др. 16 Чтобы видеть все значение семейной жизни для нравственного состояния народа или общества, следует лишь вспомнить о Франции,о постоянно уменьшающемся там числе рождений. (См. Roscher’a " System der Volkswirschaft», 1 Bd., 9 Aufl. 1871, S. 553) 19 Пока Церковь проповедует чистое Евангелие, и народ слушает его, и семья в общем остается нравственно-упорядоченною, до тех пор сохраняется и возможность воссоздания разлагающейся народности. Поэтому-то борьба за отечество издавна называется борьбой за алтарь и очаг (pro aris et focis). 20 И наши благочестивые предки придавали внутренности своих домов внешность, напоминающую церковь . Еще и теперь нередки дома, в которых по крайней мере одна комната в таком изобилии украшена иконами и лампадами, что, входя в нее, невольно чувствуется присутствие глубокого духа церковности. 22 См. Cathrein’a, «Sozialismus» 1906, S. 303 и дал. Ср. А.Бебеля «Женщина и социализм». Изд. «Буревестника». Одесса, 1906 г., стр. 148. 23 Проф. А.А. Бронзов . «О христианской семье и связанных с нею вопросах», Спб. 1901 г., стр. 4. Ср.: его же «К вопросу об условиях нормального течения жизни христианской семьи». «Христ. Чтение» 1898 г., апрель, стр. 518. 24 Филарет, митрополит Московского, «Начертание церковно-библейской истории», изд. 1857 г., стр. 10. Ср. «Записки на книгу Бытия», изд. 1867 г., I, 49. 25 Буквальное соответствие этих еврейских слов трудно передать на русском языке, разве только древне-этимологическим соответствием их: муж и мужина (отсюда – мужена, мжена, жена), – Вульгата: vir – virago или vira, – Сим мах: νδρς π νδρς. 26 Берлин, 1890 г. Изд. Библиограф. Бюро в Берлине. Типография А. Островского, стр. 3–15. – «Крейцерова Соната» и «Послесловие» к ней впоследствии вошли в изданное в России собрание сочинений Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

1103 По своим задачам четвертое Евангелие ближе всего и направлялось к доказательству божественности Спасителя. Ин.20:31 (ср. подробно, напр., J.Knabenbauer, Comm. in Evangelium Iohannem, p.15–19; C.Keil, Commentar über das Evangelium des Johannes, s.41–51; B.Weiss, Das Johann.-Evangelium, s.42; P.Schanz, Comm. über das Evangelium des heiligen Johannes, s.30–48, особ.47–48; F.Godet, Commentar zu dem Evangelium des Johannes. I Gh., s.187–196; H.Guericke. Neutestamentliche Isagogik, s.194–199). 1104 В особенности четвертое Евангелие не задается целью представить подробное повествование о делах Спасителя, а часто, ограничиваясь только суммарным замечанием о них, раскрывает их значение. Ср. C.Keil, Commentar über das Evangelium des Johannes, s.160. 1105 «Из знамений правильно заключает, что Он от Бога послан и Бог свидетельствует за Него» (J.Knabenbauer, Comm. in Evangelium Iohannem, p.148). 1106 Коммуникативное οδαμεν C.Keil понимает уже, – видя в нем указание лишь тех «многих», на которых произвели такое впечатление знамения Господа ( Ин.2:23 . Ср. C.Keil, ibid., s.162. Но вопреки, например, F.Godet, op.cit., s.141–142; P.Schanz, op.cit., s.164; J.Knabenbauer, Comm. in Evangelium Iohannem, p.148). 1110 Ин.2:11 . Уже впечатление личности Иисуса Христа и Его сверхъестественной духовности, с которой он проникал в глубину сердечных расположений, возбуждало в учениках веру, что Он – Мессия, Сын Божий ( Ин.1:42–50 ). Для того, чтобы укрепить их в этой вере, Он представил им величайшее доказательство Своей Божественности (C.Keil. Commentar über das Evangelium des Johannes, s.150; ср. также P.Schanz, Comm. über das Evangelium des heiligen Johannes, s.151). 1111 Ин.2:23 . Видевшие Его совершающим чудеса склонялись к убеждению, что Совершитель столь чудных дел действительно должен быть Богом (Cyrillus Alexandrinus. Expositio sive commentarius in Ioannis Evangelium. Migne. P.s.gr, t.73, col.240; рус. пер. т.12, с.220). 1112 См. в беседе Иисуса Христа с Никодимом, Ин.3:3 и др. Однако эта, хотя и поверхностная, вера, «покоящаяся на внешнем факте чуда» (F.Godet, op.cit., Commentar zu dem Evangelium des Johannes, th.II, abt.I, s.138), не может быть порицаема – как полуверие или как «неверие в форме веры» (Baur) – потому, что, как в Никодиме ( Ин.7:50; 19:39 ), так и в других (4:53) она постепенно усовершенствовалась и преобразовывалась в веру, полную жизни (ср. C.Keil, Commentar über das Evangelium des Johannes, s.160).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Вера имеет упование на милосердие (3:15, см. ВЕРА , 148). Каждая страница СЛОВА БОЖИЯ преисполнена милосердия Во всем священном Писании не сыщешь почти ни единыя главы, ни единой страницы, которая бы милосердия Божия не представляла нам. Ведает бо Бог слабость естества нашего, и ради того толь часто поминает нам о милости Своей в Слове Своем святом, дабы мы не отчаявалися, но паче искали ея покаянием. Примечай, о бедный и окаянный грешниче, как милостив Бог к грешникам кающимся, и како Дух Святый чрез Пророков и Апостолов милость Его объявляет (2:228). В молитве нужно просить утверждения Божиим милосердием (3:115, см. ВРАГ , 399). Господь призывает к Себе всех и милостиво прощает грехи всех, грядущих к Нему (2:254–256). Милосердие Божие проявляется и в угрозах некающимся и в наказаниях, чтобы верующие пришли в ПОКАЯНИЕ Самое прещение Божие не ино что показует нам, как Его к нам милосердие. Как бо будущая благая ради того в Слове Своем объявил, чтобы мы, взирая на них верою, стремилися к ним и искали их: так и имеющая быть злая, ад, геенну, огнь вечный, червь неусыпающий, тьму кромешнюю, скрежет зубный и прочая, которыми грешники мучими будут, в томжде Слове ради того представляет, чтобы, послушавше о них, тщались убеждать их. На сей конец и прежде бывшия казни Божии, как-то: всемирный потоп, Содом и Гоморр сожженныя и прочия в Святом Писании написаны, чтобы мы, взирая на них, береглись того делать, что оные грешники делали, и тако бы тем страшным наказаниям, какия они пострадали, или подобным, не подпали (2:236). Угрозы некающимся грешникам есть проявление милосердия Божия Самое прещение Божие есть знак Божия милосердия к грешникам, понеже Бог грозит казнию ради того, чтобы они в чувство пришли, оставили злое, прежнее житие, и к Нему с покаянием обратилися; различно бо Бог призывает грешника к покаянию, то внутрь совести его, то обещанием благих, то угрожением наказаний; а когда все сие грешник пренебрежет, тогда его, яко нераскаянна, суд Божий постигает (1:150). X. ПРАВДА БОЖИЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

136 Также, разумеется, неправы: Бивн, Циглер, Массюет, Бёрингер, Клинг, Штирен и др. исследователи, слишком далеко относящие дату рождения св. Иринея. 139 У Mignéя. Col. 851–852; русск. перев. С. 224. Греческий текст сохранился у Евсевия в «Церковной истории» (IV, 14,3–5) (в изд. Schwarmz’a S. 139– 140; русск. перев. С. 187–188). 141 III, 3,3 (у Mignéя. Col. 849–852; русск. перев. С. 223–224); ср. также: III, 3,2: (вера) «через, преемства епископов дошла до нас». 144 Намек на это, нам кажется, дан и в последних словах выдержки, что свидетелями истинности учения Поликарпа являются преемники его до настоящего времени ( κα μχρι νν διαδεδεγμνοι Πολκαρπον)... Вероятно, св. отец и себя причислял к этим преемникам. 148 Что эти сомнения могли касаться именно возраста св. отца, на это указывает уже то, что ему приходится говорить о летах своего учителя. 149 Корссен думает, что разбираемыми словами св. Ириней хочет доказать лишь возможность для св. Поликарпа быть учеником Иоанна Богослова («Он мог быть учеником апостола, ибо отличался долголетием»), и на этом основании отрицает всякое значение за данным местом при определении хронологии св. отца (Zeitschr. für neut. Wissensch. 1903. S. 161). Однако это толкование произвольно. Если бы св. отец понимал приведенную фразу в таком именно смысле, он должен был бы поставить выражение «ибо он жил долго...» перед ν κα μες ορκαμεν, а не после, как теперь стоит в греческом (у Евсевия) и латинском тексте. 150 Мы, таким образом, признаем косвенное значение, при определении даты рождения, за выражением св. Иринея о Поликарпе, как πνυ γηραλος; хотя, конечно, далеки от того, чтобы ставить между всем временем, в которое Ириней слушал Поликарпа, и πνυ γηραλος; последнего знак равенства, как делает Циглер (S. 15–16). Это насилие над текстом. Но вместе с тем мы не согласны и с Леймбахом, когда он в пылу полемики с вышеназванным ученым отрицает даже косвенное значение за πνυ γηραλος (S. 616–625). 151 Сохранилось у Евсевия в «Церковной истории» (V, 20,4–8) (у Schwarmz’a S. 207–208; русск. перев. С. 276–277). У нас разбор этого места см. далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010