Скачать epub pdf Жизнь, деяния и подвиги святого отца нашего и исповедника Михаила, пресвитера и синкелла града Иерусалима (начало 3-й четверти IX в.) (Текст переведен по изданию Ф. Шмидта: Изв. русск. археол. Инст. в Константинополе, XI, Сафия, 1906) Увековечивать деяния святых мужей и передавать память о них потомкам – дело, исполненное великой для жизни пользы. Ведь предание о подвигах их побуждает к ревности души людей боголюбивых, призывая их к свершению подобных же деяний. Такова и жизнь Михаила, я разумею исповедника и синкелла, 269 о котором ныне предстоит мне поведать; Святой град Господа нашего Христа, Иерусалим, произвел его и взрастил, словно украшенное пышной листвой добродетелей дерево, а преславный Константинополь удостоил благой доли Христова исповедника и архимандрита монастыря Хора. 270 Кто были родители этого преславного человека Божия и гражданина Иерусалима, мы не знаем, ибо не случилось никого, кто бы назвал нам имена их. Предки святого, как сам он утверждает в своих письмах, персы. Родители его, хотя были многодетны, не имели ни одного сына, о чем немало печалились. Мать, как женщина боголюбивая и верная, часто посещала молитвенные дома Божии и, пребывая там, денно и нощно молила Бога, чтобы даровал ей Господь плод чрева – сына, как некогда Анне, жене Елканы, матери прозревающего будущее пророка Самуила, 271 говоря ему только: “Адонай, Господи, Элогим, Саваоф. 272 Если, взирая с Небес, Ты обратишь взор Свой на меня, смиренную, и даруешь мне плодом чрева сына, я посвящу его Тебе, чтобы он служил Тебе, всегда пребывал у Святого Твоего престола”. Вседержитель Бог, медленный во гневе своем, но скорый в помощи тем, кто призывает Его с верой, внял сетованию ее, и услышал ее молитву, и даровал ей по просьбе ее сына, которого она вскормила и как благожеланный дар отдала Ему. Ибо в дни те, сходясь с мужем своим, она понесла во чреве, и родила сына, и нарекла ему в купели возрождения 273 имя Михаил, 274 что означает воитель Божий, как бы ясно объявляя и предрекая этим именем, что ему предстоит отличиться подвигами против безбожных еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.В. Петров ЧАСТЬ III. ДИЭРЕЗА КАК МЕТОД ДИАЛЕКТИКИ И МЕТАФИЗИКИ 3.1. Деление и соединение как диалектические методы В Трудности XLI говорится о делениях и соединениях тварного. Какой традиции следовал Максим Исповедник в своих построениях? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим какую функцию выполняли деления (и в меньшей степени соединения) у предшественников Максима. 3.1.1. Четыре метода диалектики Комментаторы Аристотеля и Платона учили, что диалектику 264 составляют четыре метода: деление, определение, доказательство, анализ. Об этой четверке неоднократно говорят философы – Прокл 265 , Аммоний (сын Гермия), Элий, Давид 266 , а у христиан – Иоанн Дамаскин 267 и Иоанн Скотт 268 . Ср. Аммоний: Диэретический метод рассекает роды на виды, а аналитический собирает виды в роды. Опять же, определяющий соделывает из частей нечто целое, а аналитический переходит от целых к частям, из которых возникает целое. Опять же доказательный из причин доказывает причиненное, а аналитический переходит от причиненного к причинам. Таким образом, у всех имеется противоположное. При этом, всеми этими методами многократно пользуется божественный Платон, и воспевает их по разному, как в Федре – диэретический и определительный, в Филебе – аналитический и в другом месте – доказывающий... Аналитический противоположен трем другим методам диалектики 269 . По словам Прокла, затруднения, связанные с исследованием идей-видов, с проблемой взаимоотношения единого и многого легко разрешаются теми, кто овладел искусством диалектики 270 . Диалектика при этом определяется им как способность обсуждать вещи, которые всегда остаются тождественными себе 271 . Она составляется из четырех диалектических методов ( α διαλεκτικα μθοδοι), посредством которых мы познаем сущее 272 . Если распределять методы по их значимости, то «наименее важным» является «доказательный», его превосходит «определительный», а наиглавнейшим является «диэретический». Как сказано, «диэреза» предоставляет «определению» его начала, но не наоборот 273 . «Аналитический» противоположен всем трем вышеназванным: он противоположен «доказательству», как отправляющийся от следствий к причинам, и «определению» – как переходящий от составных к более простым, «делению» – как возвращающийся от более частных к более общим 274 . Что касается делений, то они отличают многое от единого, разграничивают сущности, единовидно предсуществующие в Целом, на их собственные различия, не добавляя различия извне, но усматривая их как существующие внутри целого, в самих родах, как отделяющие виды друг от друга 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 65. О ВЗАИМОСВЯЗИ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ Теперь нам надлежит исследовать взаимосвязь добродетелей, под каковым заглавием наличествует пять пунктов: 1) связаны ли нравственные добродетели друг с другом; 2) могут ли существовать нравственные добродетели без любви; 3) может ли существовать без них любовь; 4) могут ли существовать вера и надежда без любви; 5) может ли существовать без них любовь. Раздел 1. СВЯЗАНЫ ЛИ НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ДРУГ С ДРУГОМ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что нравственные добродетели не связаны друг с другом. В самом деле, как показано во второй [книге] «Этики», нравственные добродетели подчас обусловливаются теми или иными поступками 272 . Но человек может совершать поступки, связанные с одной добродетелью, и при этом не совершать поступки, связанные с какой-либо иной добродетелью. Следовательно, можно обладать одной нравственной добродетелью и при этом не обладать какой-то другой. Возражение 2. Далее, великолепие и величавость – это нравственные добродетели. Но человек может обладать многими нравственными добродетелями, не будучи при этом ни великолепным, ни величавым. Так, Философ говорит, что «бедняк не сможет быть великолепным» 273 , но при этом у него могут иметься другие добродетели; а еще [он говорит], что «достойный малого и считающий себя достойным малого благоразумен, но не величав» 274 . Следовательно, нравственные добродетели не связаны друг с другом. Возражение 3. Далее, как нравственные добродетели совершенствуют желающую часть души, точно так же умственные добродетели совершенствуют умственную часть. Но умственные добродетели не связаны друг с другом, поскольку мы можем обладать одним знанием и не обладать каким-то другим. Следовательно, и нравственные добродетели не связаны друг с другом. Возражение 4. Кроме того, взаимосвязь нравственных добродетелей, если бы таковая имела место, могла бы осуществляться только через посредство их соединения в рассудительности. Но последняя не может соединить в себе все нравственные добродетели. В самом деле, похоже на то, что можно быть рассудительным в отношении того, что делается в связи с одной добродетелью, и при этом не быть рассудительным в отношении того, что делается в связи с другой, что подобно тому, как можно владеть искусством создания одних вещей, не владея при этом искусством создания других. Но рассудительность – это правильное суждение о вещах, которые будут выполнены. Следовательно, нравственные добродетели не обязательно связаны друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В письмах архим Макария к разным лицам, разбросаны данные как для характеристики, так и для биографии С. В Ландышева (см. по указателю). О дальнейшей его судьбе говорит его послужной список. Рукоположенный 13 февр. 1844 г. во священники, о. Ландышев, после удаления архим. Макария с Алтая, исправлял должность начальника миссии, а в 1845 г· был утвержден в этой должности с возведением в сан протоиерея. Управлял он и Алтайской миссией до 1865 г., и за это время умножил свою паству 2901 новообращенной душой, a учреждения миссии – шестью церквами и молитвенными домами, училищным домом и женским училищем в Улале. Им же обстроены два миссионерских стана, и заведено шесть новых селений новокрещеных кочевых инородцев. По передаче настоятельской должности своему преемнику архим. Владимиру, прот. Ландышев еще десять лет с большим рвением и самоотвержением трудился на миссионерском поле. Но выйдя по болезни в отставку (1875), о. Ландышев «поκа оставался жить сперва своими советами, основанными на собственном многолетним опытном знакомстве с Алтайской миссией, служил миссии», будучи «дорог для миссионеров, как ученик первоначальника миссии архим. Макария и подражатель его духу и трудам, и как живой памятник миссии, почти от основания оной во все протекшее полувековое ее существование» (Отчет Алтайской миссии за 1882 г.). Скончался прот. Ландышев 25 дек. 1882 г, оставив памятником своей деятельности, кроме названного, еще несколько трудов по истории миссии и биографии ее основателя. Историческое значение имеют и его письма к о. Н. Д. Лаврову, многие из которых по желанию читавшего их м. Филарета, были напечатаны в тогдашних духовных журналах. Сохранилось также (в библиотеке Казанской духов. семинарии) 5 писем его к архим. Макарию, из которых одно напечатано в 3 Томских епарх. ведомостей за 1904 г. Что касается писем архим. Макария к C. В. Ландышеву, тο их известно 8: семь напечатано в издании 1860 г., т. II, стр. 178−186, и одно хранится в копии руки С. В-ча в той же библиотеке» 273 нынешнего издания). 272

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Глава пятая О послушании, преслушании и отсечении воли 1 Я всегда молюсь благому нашему Богу, чтобы вы шествовали по истинному пути монашеской жизни. Не забывайте о том, с каким врагом мы ведем сражение и брань, ибо спасение нельзя искать легкомысленно. Понуждайте себя. Помыслите о цели, ради которой мы стали монахами, оставили родителей, братьев и сестер. Но если мы не оставили своих хотений, если не творим послушание, не отсекаем свою волю, то не обрящем милости, когда будут судимы наши души. Помыслите о вечной муке. Не забывайте и рая, ибо одно из двух станет нашей участью. Христос ради нас, недостойных, был совершенно послушен Своему Небесному Отцу, как и Своей Матери по плоти – Богородице, а также Иосифу Обручнику. Насколько же более мы, ради наших грехов, должны отсекать свою волю и слушаться духовного отца! Мученики для свидетельства своего благочестия представят свои ужасные муки, исповедники – святое исповедничество, святители – свои труды в борьбе с ересями, преподобные – суровые подвиги, а мы (первый я) что представим? Но если мы творили послушание и отсекали свою волю ради любви Христовой, то и мы соделали плод, кое-что и мы принесем, чтобы, подобно ленивому рабу, не прийти с пустыми руками. 2 Внимательно относитесь к делу послушания. Если хорошо в нем потрудитесь, то через него получите вечную жизнь. Если же плохо, мука будет вашим воздаянием. Посему пробуждайтесь от сна забвения и лености. Время восстать нам от сна нерадения, ибо неизвестен конец нашей жизни. Или мы проснемся, когда придет Архангел, чтобы взять нашу душу? Но тогда пробуждение уже бесполезно. Будущий век – время венцов. Настоящий – время подвига, труда и сражения. Понуждайте себя, творите молитву, прекратите празднословие, затворите свои уста для осуждения, положите хранение 272 и затворите их для излишних слов. Время уходит и назад не возвращается, и горе нам, если оно уходит без духовного прибытка. Вот о чем я пишу вам, вот в чем поучайтесь, вот что творите, и Бог любви да будет с вами 273 , и сладкая Богородица да укрепит вас, да просветит и даст вам ревность в подвиге. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Беседа 2. Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления 259 лучей разумения в душе. 260 1 . Появление 261 различных разумения в непрестанном восхвалении 262 Бога разумными . То же и к тварности души, столь чудесной по естеству своему: не для чего иного сотворена она благим Создателем своим, кроме как для того, чтобы наслаждаться познанием божественной славы, наподобие того, как невидимые силы, 263 сродники души, пребывают в постоянном наслаждении славой этого преславного Бытия. 2 . Итак, душа, которая постоянно занята восхвалением Бога, 264 пребывает в тварности естества своего. 265 По этой причине и привел Он тварь в бытие, а именно – для того, чтобы она познавала Его и восхваляла Его, и чтобы благодаря этому возвышалась она до наслаждения вечной славой Того, Кто неописуем для всех и непостижим. Ибо слава божественного Естества через постоянное собеседование хвалы Богу открывается душе. 3 . Также и тварь многоразличная мира сего с той же целью пришла в бытие, а именно – чтобы славу Божию познавал разум словесных , а не только ради того, чтобы ели, или пили, или вступали в брак, хотя многие невежды и воображают, что это так. 4 . Ибо Бог мог создать всех людей, которые в мире, таким же образом, каким умные естества, 266 без того, чтобы они происходили один от другого, 267 но чтобы, подобно тем , не нуждались они в пользовании стихиями для возрастания своего. И ясно, что цель этого творения – не в том, чтобы были оставлены в таком же состоянии 268 навечно, как некоторые , ибо окончится все, что считается приятным и достославным в мире сем, и даст Бог людям другие формы бытия, 269 благодаря чему откроется мирам цель, с которой прежде восхотел Он вести творение в этой форме бытия. , чтобы оставить на животном уровне; 270 ибо вот, многие даже здесь отвергают земные наслаждения. 271 Напротив, всемудрый Бог прежде всего поместил эту видимую тварь , дабы через видимое люди и другие словесные начали приближаться к познанию этого славного Естества. 5 . Ибо не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить их к совершенному знанию , не научив их прежде как следует буквам алфавита и чтению по складам. 272 Также очень плохо, 273 когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое. 274 Опять же, если кто хочет пригласить много на обед, прежде всего выносит он на обозрение просто приготовленные блюда 275 и менее драгоценную посуду, 276 а потом постепенно то, что и выглядит великолепно и приготовлено чудесно.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Столпино. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Преображенская с. Столпина зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1758 г. тщанием прихожан. Ограда каменная с такими же башнями по углам. Кладбище в 200 саж. от церкви, обнесено деревянным частоколом при каменных столбах. Престолов 3: а) в честь Преображения Господня, б) Успения Божией Матери и в) святит. Николая Чудотворца и святит. Димитрия, митрополита Ростовского. Расстояние от Костромы 125 в., от Макарьева 80 в. Ближайшие церкви: Успенская с. Ильинского, что на берегу Волги Юрьевецкого уезда в 3 в., Георгиевская с. Георгиевского Кинешемского уезда в 7 в., Христорождественская с. Борисоглебского в 10 в. и Владимирская с. Ведрова в 15 в. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. , с. 272-273], [Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863., с. 328 Ангел держит небо. О храме Спаса Преображения в Солпино Эта, неприглядная, скромная с виду церковь сохраняет в себе необыкновенной красоты фрески. В Италии, Германии, Франции, ее непременно сделали бы объектом туристического поклонения. У нас она стоит заброшенная, без кровли и сквозь кирпичные своды сочится вода. На полу – груды строительного мусора и заросли крапивы. Но между небом и землей - стены, а на них мерцают в полумраке остатки росписей – Богородица, Симеон Богоприимец, Христос, праведники, святые. А в сквозном проломе свода трапезной сияет небо и рядом с кромкой дыры – лик ангела. Кажется, что тонкий слой фрески еще сдерживает разрушающую силу хаоса, но пройдет еще несколько дождей и он не выдержит, осыпется лик, потом одежды, потом – руки, держащие трубу, потом – легкие ступни… Может быть, эти ангелы, трубящие славу, уже утрачены? В 2008 году все было так, как можно увидеть на прилагаемых фотографиях. А что сейчас? В Столпино, похоже, никто не живет, а в окрестных деревнях стоят большие церкви, тоже полуразрушенные, так что на эту недостает ресурсов. В нее особенно никто и не заходит – она, частично заколоченная, стоит на переправе, людям там некогда в церковь ходить.

http://sobory.ru/article/?object=06880

1 Русины — немецкое название русского населения западно-русских земель, захваченных Австро-Венгрией. Живут по обеим сторонам Карпат в Галиции, Буковине, Северной Венгрии. В начале XX в. насчитывалось 4 млн русин (Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. М.: Энциклопедия русской цивилизации. 2000. С. 734). — Здесь и далее примеч. ред. 2 Первый раздел Польши был закреплен особым договором, подписанным в Петербурге 25.07.1772 г. между Россией, Австрией и Пруссией. 3 Закарпатская Русь — историческое название одной из древнейших частей России, входившей в Малороссию. С древнейших времен население этой русской территории являлось частью восточнославянской этнической группы. В X-XI вв. входила в состав Киевской Руси. С XI в. оккупирована Венгрией, позже — Австрией и Австро-Венгрией; в 1919 г. — Чехословакией. Возвращена России в 1944 г. Центр Закарпатской Руси — г. Ужгород (Святая Русь. С. 272273). 4 Из личных воспоминаний о. Иова известно следующее: «…Задумал я бежать в Россию к нашим русским братьям православным… помолился я крепко и перешел границу СССР… Наткнулся на пограничный отряд… Меня отвезли в следственную тюрьму НКВД. …Судила меня тройка НКВД. Суд продолжался семь минут. Приговор: 15 лет за шпионаж, 5 лет — довесок за религиозность и еще 5 лет ссылки. Итого: 25 лет» (Лялин В.Н. По святым местам. СПб: Сатис. 2001. С. 83 — 84). 5 Свобода Людвиг (25.11.1895 — 20.09.1979) — государственный, политический и военный деятель Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР). После оккупации Чехословакии немецкими войсками в 1935 г. перебрался в Польшу, где сформировал чехословацкую воинскую часть, с которой в сентябре 1939 г. перешел в Советский Союз. В 1943 г. возглавил 1-ю Чехословацкую отдельную бригаду, сражавшуюся с немецко-фашистскими захватчиками. С 1968 по 1975 гг. — президент ЧССР, Верховный главнокомандующий вооруженными силами ЧССР. 6 Бузулук — город в Оренбургской области. 7 Храм Воскресения Словущего с приделами Иерусалимской иконы Божией Матери и ап. Филиппа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4051...

Пермской епархии, существовало в 1903-1905, 1924-1937 гг., названо по г. Кунгуру (ныне Пермского края). 18 нояб. 1903 г. в помощь ослепшему Пермскому еп. Иоанну (Алексееву) был определен викарий - Павел (Поспелов) с наименованием его епископом Кунгурским. 1 янв. 1905 г. еп. Иоанн скончался, 17 янв. еп. Павел был переведен на Глазовское викариатство Вятской епархии. К. в. восстановили в марте 1924 г. для окормления более 100 приходов в бывших Кунгурском и Красноуфимском уездах, к-рые ранее, в 1923-1924 гг., находились под управлением еп. Оханского Никона (Соловьёва). Последний, став 6 сент. 1923 г. временно управляющим Пермской епархией, утвердил административно-исполнительный орган для 2 уездов - Кунгурский церковный совет, созданный для более эффективного управления приходами и для усиления борьбы с обновленчеством . Главой совета стал настоятель Всехсвятского храма в Кунгуре прот. Александр Ершов (см. Аркадий (Ершов) , сщмч.), которого съезды духовенства 3 благочиннических округов Кунгурского у. в кон. 1923 г. рекомендовали в качестве кандидата на Кунгурскую кафедру (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 261. Л. 15). Доверенное лицо еп. Оханского Никона, прот. Василий Шишов из с. Култаева Пермского у., 29 нояб. 1923 г. в письме патриарху Тихону также предлагал в противовес уже существующим обновленческим «епископиям» учредить епископские кафедры в Кунгуре, Красноуфимске, Соликамске и Чердыни, ссылаясь на мнение еп. Никона (Там же. Д. 218. Л. 140). Настоятель Преображенского собора в Кунгуре прот. Виталий Кожевников направил 16 марта 1924 г. от Кунгурского церковного совета соответствующее прошение на имя патриарха. Постановлением патриарха Московского и всея России св. Тихона и Синода от 22 марта 1924 г. настоятель Всехсвятской ц. в Кунгуре свящ. Александр Ершов был назначен после пострижения в монашество епископом Кунгурским, викарием Пермской епархии, хиротония состоялась 30 марта. 16 мая еп. Аркадий сообщил патриарху, что все вернувшиеся из обновленчества приходы Перми и 1-го благочиния Пермского у. постановлением епархиального совета от 10 апр. были подчинены Кунгурскому епископу «впредь до избрания своего епископа» (Там же. Д. 272. Л. 162). Указом патриарха от 28 июля 1924 г. Кунгурскому еп. Аркадию было поручено временное управление Екатеринбургской епархией (Там же. Д. 273. Л. 126). Впосл. он стал главой самостоятельной Кунгурской епархии, однако неизвестно, когда К. в. получило самостоятельность.

http://pravenc.ru/text/2462251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦИЙ I Луций I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 32 (РГБ) Луций I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 32 (РГБ) [Лат. Lucius] († 5.03. 254), св. (пам. зап. 5 марта), еп. (папа) Римский (c июня или июля 253). О происхождении Л. достоверных сведений нет. Согласно Liber Pontificalis , он был сыном римлянина Порфирия (в одной рукописи его отцом назван некий Луцин из Лукки). Л. был избран на епископскую кафедру Рима после кончины еп. (папы) св. Корнелия , высланного из столицы при имп. Требониане Галле (251-253). Согласно Евсевию Кесарийскому, Л. занимал кафедру немногим менее 8 месяцев ( Euseb. Hist. eccl. VII 2). В Каталоге Либерия (сер. IV в.) продолжительность его понтификата указана неверно (3 года, 8 месяцев и 10 дней); в 1-й редакции Liber Pontificalis сообщалось, что Л. был епископом Рима 3 года, 3 месяца и 3 дня или 3 года, 8 месяцев и 10 дней. Вскоре после избрания Л. был выслан из Рима, как и его предшественник, но изгнание продлилось недолго. Об этом упоминается в послании сщмч. Киприана , еп. Карфагенского, который поздравил Л. одновременно с избранием на кафедру и с возвращением из ссылки ( Cypr. Carth. Ep. 61). Возможно, возвращение Л. было связано со свержением и с гибелью Требониана Галла (лето 253) и с приходом к власти имп. Валериана осенью 253 г. (о датировке этих событий см.: The Letters of St. Cyprian of Carthage/Transl. G. W. Clarke. N. Y., 1986. Vol. 3. P. 15-16, 29, 272-273). По словам Киприана Карфагенского, Л. стал не только епископом, но и исповедником (confessor), уподобившись Вавилонским отрокам. Бог защитил его от гонителей, чтобы он укреплял христиан в последние времена перед лицом грядущего антихриста. Возвращение Л. из ссылки сщмч. Киприан считал провозвестием Второго пришествия Христа, к-рое, по его мнению, вскоре должно было состояться ( Cypr. Carth. Ep. 61). Как и его предшественник Корнелий, Л. противостоял схизме Новациана и настаивал на том, что «отпавших» христиан, которые совершили покаяние (пенитенцию), следовало принимать в Церковь (Ibid. 68. 5. 1).

http://pravenc.ru/text/2110922.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010