По Талмуду (Sanhedr. 107, в. ), 4 прокаженных, упоминаемые здесь, были Гиезий и 3 его сына (ср. 4Цар.5:27 ). По закону, прокаженные строго изолировались от общества ( Лев.13:46 ; Чис.5:2 и сл.), почему и эти четверо прокаженных сидели лишь у ворот города, теперь, во время голода, тем более были оставлены на голодную смерть. Это и побудило их на отчаянное решение идти (в сумерки, чтобы не быть замеченными в Самарии) в стан сирийцев, и они, к удивлению и радости, нашли его покинутым сирийцами столь же внезапно и чудесно, как после внезапно и чудесно сняло осаду с Иерусалима Ассирийское войско ( 4Цар.19:7,32–36 ). Ст. 6–7 составляют вставочное замечание, объясняющее причину отступления сирийцев. – «Царей Хеттейских» (ст. 6): не хеттеи – поданные израильтян ( 3Цар.9:20 ), а самостоятельное и сильное племя на севере Палестины ( 3Цар.10:29 ), еще до вступления евреев в нее составлявшее могущественное царство, стоявшее в вассальных отношениях к Египту, как известно из Телль-Амарнской переписки. 4Цар.7:9 .  И сказали друг другу: не так мы делаем. День сей – день радостной вести, если мы замедлим и будем дожидаться утреннего света, то падет на нас вина. Пойдем же и уведомим дом царский. 4Цар.7:10 .  И пришли, и позвали привратников городских, и рассказали им, говоря: мы ходили в стан Сирийский, и вот, нет там ни человека, ни голоса человеческого, а только кони привязанные, и ослы привязанные, и шатры, как быть им. 4Цар.7:11 .  И позвали привратников, и они передали весть в самый дворец царский. 4Цар.7:12 .  И встал царь ночью, и сказал слугам своим: скажу вам, что делают с нами Сирияне. Они знают, что мы терпим голод, и вышли из стана, чтобы спрятаться в поле, думая так: «когда они выйдут из города, мы захватим их живыми и вторгнемся в город». 4Цар.7:13 .  И отвечал один из служащих при нем, и сказал: пусть возьмут пять из остальных коней, которые остались в городе, [из всего ополчения Израильтян только и осталось в нем, из всего ополчения Израильтян, которое погибло], и пошлем, и посмотрим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 . Членами епископских собраний являются также все заграничные православные епископы, осуществляющие пастырское окормление приходов данного региона. 3 . Находящиеся на покое и посещающие этот регион епископы, если они отвечают условиям, изложенным в параграфе 1, могут быть приглашены для участия в Собрании без права голоса. Статья 2. Цель епископского собрания – показать единство Православной Церкви, развивать сотрудничество между Церквами во всех областях пастырского служения, поддерживать, сохранять и развивать интересы общин, подчиняющихся православным каноническим епископам региона. Статья 3. Епископское собрание будет иметь исполнительный комитет, состоящий из первых епископов каждой из канонических Церквей региона. Статья 4. 1 . Епископское собрание и его исполнительный комитет будут иметь председателя, одного или двух вице-председателей, секретаря и казначея, а также других ответственных лиц, назначаемых собранием. 2 . Председателем является ex officio первый из епископов Вселенской Патриархии, а в его отсутствие – согласно порядку диптихов. Председатель епископского собрания созывает совещания, руководит их работой, предстоятельствует за совместными богослужениями. По вопросам, которые обсуждались на заседании епископского собрания и по которым было достигнуто единогласное решение, председатель (или другой член епископского собрания по поручению председателя) представляет перед государством, обществом, другими религиозными организациями общую позицию Православных Церквей региона. 3 . Один или несколько вице-председателей назначаются ex officio из епископов-членов собрания, представляющих непосредственно следующие по порядку Церкви согласно диптихам Православных Церквей. Секретарь, казначей и прочие ответственные лица избираются собранием и могут не иметь епископского сана. Статья 5. 1 . Полномочия епископского собрания таковы: a. Проявлять заботу о сохранении единства и о содействии Православной Церкви региона в ее богословской, экклезиологической, канонической, духовной, благотворительной, образовательной и миссионерской сферах деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/prav...

В ветхозаветной традиции тишина становится способом божественного откровения. Третья книга Царств описывает грозное явление Бога пророку Илии на горе Хорив. Когда Господь проходил мимо, подул могучий ветер, разрушающий горы и сокрушающий скалы. Однако текст говорит нам: «не в ветре Господь». За ветром последовало землетрясение, затем - огонь; но Бога не было и в них. И наконец - «после огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19, 12). Древнееврейский текст еще более выразителен: «после огня звук абсолютной тишины». С помощью такого парадоксального образа - «звук абсолютной тишины» - Господь являет Свое присутствие и Свою цель. Молчание смерти С эпохи Илии в период классического пророчества Господь продолжал открываться через Слово благословения и суда. В то же время тишина все больше и больше воспринималась как нечто негативное отсутствие голоса Божия и, значит, отсутствие Его Самого. Выражение «земля тишины» стало синонимом шеола, места мертвых, где, по определению, не может находиться Господь жизнодавец (Пс. 88, 11-13; 93, 17 в греческом переводе LXX). Суд Божий, произнесенный против народов, включает в себя такое испепеляющее повеление: «Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев!» (Ис. 47, 5) Тишина - это темнота, а эта темнота есть смерть. Наконец, Израиль на собственном опыте познает этот суд, когда пророки умолкают, так как Господь отнимает Свое пророческое слово из среды людей. В Пс. 73, 9, возникшем в эпоху после Вавилонского плена, мы слышим жалобу псалмопевца: «Знамений наших мы не видим, нет уже пророка» (ср. 1 Макк. 14, 41; 2 Вар. 85, 3, для которых «пророки спят»). Новое творение Но и в Ветхом Завете признавалось, что тишина имеет глубокую духовную ценность. «Гневаясь, не согрешайте, - увещевает псалмопевец, - размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4, 5). Септуагинта выражает более глубокое значение этого стиха путем небольшого изменения текста: «Гневаясь, не согрешайте; о том, что вы говорите в сердцах ваших, раскайтесь на ложах ваших». Подлинное раскаяние возникает из тишины и уединения на ложе, где, как утверждает блаженный Августин, сердце открывается для изливающейся в Духе Святом божественной любви.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

В письме к историку Л. Н. Попову В. М. Ундольский так писал о своей работе: «Мой больше чем полугодовой труд: отзыв Патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича не пропущен Петербургскою цензурою по резким выражениям святейшего автора возражения. Что делать? Надо дать другой оборот: как при жизни Патриарха многое ему не удавалось, во многом ему грубо отказывали, так и чрез двести почти лет по его кончине не хотят выслушать его правдивого и весьма замечательного голоса о первом законодательном нашем памятнике… Буди всегда и во всем воля Божия!». 4 В 1886 году работа Ундольского частично была опубликована в журнале «Русский архив». 5 Публикуя ее, редактор журнала П. И. Бартенев отмечал: «Об этой статье своей говорит Ундольский в одном из писем к А. П. Попову. Извлекаем ее из рукописей его, хранящихся в Московском Публичном Музее. В издании более нашего специальном этот труд Ундольского должен будет появиться вполне». Ныне настало время такой публикации. Работа В. М. Ундольского, по меткому определению автора, открывает «новые материалы для истории законодательства в России». Она состоит из следующих частей: I. Предисловие В. М. Ундольского. II. Предисловие к вопросам Стрешнева и ответам митрополита Газского Паисия Лигарида. III. «Отзыв Патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича». IV. Разбор «Отзыва» В. М. Ундольского. V. Примечания В. М. Ундольского. VI. Приложения: 1) Грамота Патриарха Никона Газскому митрополиту Паисию Лигариду (1661–1663 гг.) (в сокращении). 2) Дело по доносам Бабарыкина, Сытина и других (1663 г.). 3) Грамота Патриарха Никона к Константинопольскому Патриарху Дионисию (1666 г.) (в сокращении). 4) Надгробная Никону Патриарху . Рукопись публикуется в соответствии с правилами современной орфографии и пунктуации. Текст, взятый в квадратные скобки, в рукописи В. М. Ундольского перечеркнут. Примечания редакции оговариваются: – «Примеч. ред.» Издательский отдел благодарит заведующую рукописным отделом Государственной библиотеки им. В. И. Ленина Людмилу Владимировну Тиганову за предоставление 6 рукописи В. М. Ундольского к печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sv...

2. Хорошо выразился он о поклонении демонам: «падите и поклонитесь». Невозможно кланяться демонам, не падая в пучину гибели, не отпадая от истины. «Если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем» ( Дан.3:15 ). Во всяком случае, если есть печь, то очевидно – есть и огонь; если же есть огонь, то очевидно – горящий; но (мучитель соединяет все вместе, стараясь) увеличить и усилить угрозу, чтобы поколебать их твердость в благочестии. «В тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем». До сих пор можно еще было сносить притязания его высокомерия, но смотри, что прибавляет он дальше: «и тогда какой Бог избавит вас от руки моей» ( Дан.3:15 )? Вот другой фараон: и тот ведь говорил Моисею: «кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его..? Я не знаю, – говорит нечестивый, – Господа и Израиля не отпущу» ( Исх.5:2 ). О, великое высокомерие человеческое! О, великое долготерпение Божие! Изрекает человек, и Бог сносит. Говорит брение, и Создатель долготерпит. Плотской язык издает звуки, и Владыка бесплотных духов снисходит, Владыка, «Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным» ( Пс.103:4 ). Благовременно при этом вспомнить слова Исаии (Сираха): «что гордится земля и пепел» ( Сир.10:9 )? Хочешь уразуметь вполне долготерпение Божие? Сообрази, насколько нестерпимою показалась бы тебе обнаруженная здесь гордость, если бы она коснулась тебя. Случается, что кого-нибудь оскорбит слуга; тотчас обиженный, ограждая свое достоинство свободного человека, требует наказания за дерзкий поступок и подвергает обидчика беспощадной казни. Или обыкновенный частный человек нанесет оскорбление другому такому же члену общества; тотчас оскорбленный, уязвляемый обидой, спешит отомстить, не обращая внимания ни на общность природы, ни на равночестность всех, с полным пренебрежением к достоинству обидчика. Между тем одно достоинство равночестности свойственно всему нашему роду: все мы созданы из земли и в землю обращаемся; одним, общим для всех, путем мы являемся в жизнь, и один, общий для всех, исход (предстоит нам). Из праха создан всякий из нас – и вот прах требует себе таких преимуществ пред равночестными. А Бог , обладая всем и по природе, и по закону, и будучи настолько выше, насколько только можно представить Творца сравнительно с тварью, хулимый и уничижаемый безрассудными, не раздражается, но остается бесстрастным. Но затем пребывающих в безумии немного спустя наказывает, будучи Судией истины и Судией нелицеприятным. Он откладывает наказание, чтобы не истребить сразу всех грешников, и вооружается терпением, чтобы привлечь к покаянию. Возвратимся, однако, к предмету беседы. Человек, облеченный плотью, дерзнул сказать: «и тогда какой Бог избавит вас от руки моей» ( Дан.3:15 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В той же книжке, где начинается дневник, имеется следующая запись на французском языке: «Мои вопросы. 1 . Можно ли надеяться, что после лечения у меня восстановится чистота и сила моего голоса, чтобы я мог читать, петь и говорить свободно и в течение довольно долгого времени, не уставая?.. 2 . В каком состоянии после лечения останется моя носоглотка? 3 . Будет ли продолжаться лечение еще некоторое время? 4 . Могу ли я немедленно после моего теперешнего лечения вернуться в Москву, или для моего здоровья более благоприятно побыть некоторое время на Юге Европы? 5 . Что делать, если кровь будет течь? 6 . Я очень подозрителен, как нервный человек, в отношении своего здоровья, и у меня всегда мучительный страх заболеть какой-нибудь заразной болезнью, а заразиться неудивительно, когда работают, как в Лозанне, без необходимых предосторожностей. Можете ли вы уверить меня, что эта рана не подозрительна?» Далее идут вопросы о лекарствах. Видимо, это предполагаемые вопросы врачу во время его лечения за границей. Однако болезнь не помешала ему добровольно отправиться на фронт. Судя по дневниковым записям Владыки, состояние нашей армии было далеко не блестящее. Первое, что бросается в глаза, это какая-то общая бестолковость, путаница и неразбериха. Полк останавливается в каком-нибудь городе или селении. Люди спешат кое-как пристроиться, хлопоты, беготня, живут там иногда несколько дней. Нередко приходится слышать о случаях кражи и мародерства. Туманные и противоречивые сообщения о передвижении наших войск и войск противника. Вдруг приказ выступить, и скопление людей, лошадей, повозок приходит в движение, поспешно, кое-как укладываются и с руганью, криком, а иногда и с мордобоем трогаются в путь, смутно представляя, куда и зачем. Население тех мест, где проходит фронт, тоже являет жалкое зрелище. Люди напуганы, пытаются прятать вещи, оставшиеся от грабежей русских и австрийцев. Среди общей бедности и разрухи мелькают иногда роскошные дворцы каких-то польских аристократов, костелы с ксендзами и скорбные женщины со слезами, возносящие молитвы о своих близких. Записи Владыки очень кратки. О духовной жизни говорится предельно мало, больше о материальных трудностях. Многое приходится домысливать, довоображать. Но постоянная молитва , постоянное обращение к Богу как-то сами собой разумеются. Служатся обедни, всенощные, молебны, панихиды. Иногда среди самых прозаических слов: «Встал в 8 1/2 часов, пил кофе», – прорываются слова молитвы, идущей из глубины души. Молится сам Владыка, молятся вокруг него офицеры, солдаты, простой народ. Это видно из лаконичных заметок: «Сегодня было много солдат».

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

2. С другой стороны, необходимо помнить и то, что простой ряд цитат далеко не выражает всей действительной силы ранних свидетельств в пользу подлинности и авторитета новозаветных писаний. Необходимо знать о характере и предметах первоначальной христианской литературы, об обстоятельствах и отношениях первоначальных христианских церквей, прежде чем придавать какую-либо отрицательную силу молчанию или незнанию частных свидетелей, или решать о положительном значении свидетельств, которые могут быть приведены 2 . Несомненно, что самое положение мужей апостольских не вынуждало их часто прибегать к апостольским писаниям и точно цитировать их, так как они и их читатели слышали живые голоса Апостолов: их учением насыщена была атмосфера, которою они дышали. Слова Свящ. Писания не приводились в смысле доказательства, и употребление их не обращалось в формальную цитацию; но они вплетались в самый текст произведения, как естественное выражение христианских истин. В то же время и самые эти произведения были такого рода, что от них нельзя ожидать ясного указания на книги Свящ. Писания. Это были или эпистолярные произведении, каковы писания апостольских мужей, где указания на священные книги, по самому существу дела, должны быть незначительными и случайными; или исторические, как сообщение о мученичествах в Лионе и Вьене, где эти указания излишни; или апологетические, как большинство сохранившихся христианских произведении II века, где благоразумие и осторожность писателя естественно заставляли его умалчивать об авторитетах, не имеющих никакого значения у иудеев и язычников, к которым он обращался. 3. Отсюда ясно, насколько ненаучны и тенденциозны приемы исследователей отрицательного направления, когда они в отношении к древним писателям, произведения которых потеряны, пользуются такою формулою А не знает В, потому что С, который говорит об А, не говорит, что А говорил что-нибудь о В. (Поликарп не знает послания Иоанна, потому что Евсевий, который говорит о Поликарпе, не говорит, что он говорил что-нибудь о послании Иоанна или пользовался им). Но при этом забывают тот несомненный факт, что Евсевий подробно перечисляет свидетельства древних только относительно тех книг, которые не всеми принимались 3 . Правда, иногда он делает исключение для общепризнанных соборных посланий – 1Петр. и 1Ин., но это потому, что группа соборных посланий в то время еще не была твердо установлена в своем объеме; и из молчания Евсевия об отношении того или другого писателя к 1Ин. во всяком случае можно вывести только то, что у того или другого писателя он не нашел ничего особенного по интересующему его вопросу 4 . И вообще цитаты имеют только положительную силу, а не отрицательную: они могут показывать, что то или другое писание было принято как авторитетное; но одним этим фактом нельзя доказать, что другие писания, которые не цитируются, были неизвестны или отвергаемы, как апокрифические 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ввиду неисследованности вопроса о переименовании пришлось временно остановить поток мысли и направить ее по новому руслу, чтобы собрать и упорядочить сырой материал об изменении имен в процессе религиозных пертурбаций . Этою целью и задается настоящий appendix к более общей работе о прерывности, и отсюда делается понятным, что с автора спадает сама собою обязанность оправдывать свою работу, раскрывать ее raison d ’ tre . Вызванная прямою нуждою (и в этом – достаточное оправдание ее), настоящая работа может поэтому предполагать известными основные обводы изучаемого явления и идти, следовательно, синтетически; последнее – сжатости изложения. Замечу еще походя, что она может восполнить недостаток в литературе на русском языке по изменению имен: у нас, насколько мне довелось узнать, не имеется ни одной работы или даже заметки, посвященной этому вопросу; старинные же латинские диссертации 1 , касающиеся его же, настолько редки, что даже в библиотеке Моск. (овской) Дух. (овной) Акад. (емии) и библиотеке Румянцевской не имеется ни одной из них. Отдельные же факты столько разбросаны, что для приблизительного уяснения бе их области необходимо пересмотреть целую литературу. Глава I. Лингвистическое исследование слова имя По мнению Кратила 2 , «правильное название каждой вещи прирождено ей природою , и не то ее имя, которым называют ее некоторые, условившись называть так и издавая часть своего голоса, но и у греков, и у варваров есть прирожденная всем им правильность наименований» 3 . " Имя, свойственное по природе неделимому, – говорит Кратил в ином месте диалога, – не должно ли тому законодателю [т.е. первому установителю наименований, каким, например, представлен в Библии ( Быт.2:19–20 ) Адам] уметь полагать в звуках и слогах и, смотря на это самое, что такое имя, составлять и придавать все имена, если он хочет быть верным их придавателем» 4 . Это понятно: «вещи получают свои имена от природы и не всякий есть составитель имен, а только тот, кто смотрит на имя каждого предмета в отношении к природе и может вид сего полагать в буквах и слогах» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

И.- парламентская республика, реализующая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Единой конституции в И. не существует. Корпус конституционного законодательства состоит из Декларации независимости (1948) и 11 Основных законов: о кнессете (однопалатном парламенте) (1958), о землях И. (1960), о Президенте гос-ва И. (1964), о правительстве (1968, новая версия - 2001), о гос. хозяйстве (1975), о вооруженных силах (1976), об Иерусалиме как о столице И. (1980), о порядке судопроизводства (1984), о Гос. контролере (1988), о достоинстве и свободе человека (1992), о свободе деятельности (1992, новая версия - 1994). Номинальным главой гос-ва является президент. Он избирается парламентом И. путем тайного голосования. Кандидатом на пост президента может стать любой гражданин страны, постоянно в ней проживающий, к-рого выдвинула группа депутатов, состоящая не менее чем из 10 чел. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов членов кнессета. До 1999 г. срок полномочий президента составлял 5 лет при возможности переизбрания на 2-й срок. С 1999 г. срок полномочий президента увеличен до 7 лет без права переизбрания. Полномочия президента носят преимущественно представительский характер. Он открывает 1-ю сессию парламента И.; до 1996 г. и начиная с 2003 г. одной из основных функций президента являлось и является возложение ответственности по формированию правительства на одного из членов кнессета, как правило (но не обязательно) - лидера крупнейшей парламентской фракции; он принимает верительные грамоты иностранных послов; подписывает принятые кнессетом законодательные акты; назначает глав зарубежных миссий И., судей, управляющего Банком И.; обладает правом помилования по рекомендации министра юстиции. Высший законодательный орган И.- кнессет, избираемый сроком на 4 года на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании по единому избирательному округу. Правом голоса обладают все граждане И. старше 18 лет, в день выборов находящиеся в стране (кроме работников дипломатических миссий, которым разрешено голосовать по месту работы).

http://pravenc.ru/text/293910.html

   2. Хорошо выразился он о поклонении демонам: «падите и поклонитесь». Невозможно кланяться демонам, не падая в пучину гибели, не отпадая от истины. «Если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем» (Дан. 3:15) Во всяком случае, если есть печь, то очевидно — есть и огонь; если же есть огонь, то очевидно — горящий; но (мучитель соединяет все вместе, стараясь) увеличить и усилить угрозу, чтобы поколебать их твердость в благочестии. «В тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем». До сих пор можно еще было сносить притя­зания его высокомерия, но смотри, что прибавляет он дальше: «и тогда какой Бог избавит вас от руки моей» (Дан. 3:15) ? Вот другой фараон: и тот ведь говорил Моисею: «кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его... Я не знаю, — говорит нечестивый, — Господа и Израиля не отпущу» (Исх.5:2). О, великое высокомерие человеческое! О, великое долготерпение Божие! Изрекает человек, и Бог сно­сит. Говорит брение, и Создатель долготерпит. Плотской язык издает звуки, и Владыка бесплотных духов снисходит, Вла­дыка, «Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг... Своих пламенем огненным» (Пс.103:4). Благовременно при этом вспомнить слова Исаии (Сираха): «что гордится земля и пепел» (Сир.10:9)?    Хочешь уразуметь вполне долготерпение Божие? Сообрази, насколько не­стерпимою показалась бы тебе обнаруженная здесь гордость, если бы она коснулась тебя. Случается, что кого-нибудь оскор­бит слуга; тотчас обиженный, ограждая свое достоинство сво­бодного человека, требует наказания за дерзкий поступок и подвергает обидчика беспощадной казни. Или обыкновенный частный человек нанесет оскорбление другому такому же члену общества; тотчас оскорбленный, уязвляемый обидой, спе­шит отомстить, не обращая внимания ни на общность природы, ни на равночестность всех, с полным пренебрежением к достоинству обидчика. Между тем одно достоинство равночестно­сти свойственно всему нашему роду: все мы созданы из земли и в землю обращаемся; одним, общим для всех, путем мы являемся в жизнь, и один, общий для всех, исход (пред­стоит нам). Из праха создан всякий из нас — и вот прах требует себе таких преимуществ пред равночестными. А Бог, обладая всем и по природе, и по закону, и будучи на­столько выше, насколько только можно представить Творца сравнительно с тварью, хулимый и уничижаемый безрассудными, не раздражается, но остается бесстрастным. Но затем пребы­вающих в безумии немного спустя наказывает, будучи Судией истины и Судией нелицеприятным. Он откладывает наказание, чтобы не истребить сразу всех грешников, и вооружается терпением, чтобы привлечь к покаянию. Возвратимся, однако, к предмету беседы. Человек, облеченный плотью, дерзнул сказать: «и тогда какой Бог избавит вас от руки моей» (Дан. 3:15)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010