Это, кажется мне, имеет в виду и божественный апостол, предрекая в Послании к Коринфянам внезапную остановку времени и поступление движимого в обратный путь, когда говорит: Се тайну вам глаголю, вси бо не успнем: вси же изменимся: вскоре во мгновении ока, в последней трубе (1 Кор. 15, 51 - 52). Ибо, как думаю, когда полнота человеческого естества в предуведанной мере достигнет конца, потому что не потребуется уже никакого приращения к числу душ, тогда, как словами вскоре во мгновении ока наименовав этот неизмеряемый и неимеющий протяжения предел времени, учит апостол, в мгновение времени совершится изменение существ. Почему, кто Достиг этой самой последней и крайней точки времени, тому, так как ничего не остается за этим краем, невозможно получить это временное посредством смерти изменение, разве когда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших и оставшихся в жизни, подобно изменяемым через воскресение, мгновенно прелагающая в нетление, так что тягота плоти не повлечет уже ее долу и бремя не удержит под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: Восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1 Фее. 4, 17). Поэтому да ожидают времени, которое необходимо продолжится соразмерно приращению человеческого рода. Ибо Авраам и другие патриархи имели желание видеть блага и не переставали искать Небесного Отечества, как говорит апостол (Евр. 11, 16), однако же пребывают еще только в надежде благодати, по слову Павлову, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас, как говорит Павел, совершенство приимут (40). Поэтому если иные терпят это замедление издалече только верою и надеждою, как свидетельствует апо-стол, видевшие блага (13), несомненность наслаждения уповаемым поставляя в том, чтобы обетованное признавать верным что надлежит делать многим из нас, у которых, судя по жизни, нет, может быть, и надежды на лучшее? Изнемогала от вожделения душа у пророка, и в песнопении исповедует он эту до страсти пламенеющую любовь, говоря, что желает и скончавается душа его пребывать во дворех Господних (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/709/...

Пост прежде Рождества Христова, обычно называемый Филипповым, потому что начинается со дня празднования памяти апостола Филиппа, установлен весьма законно и благопотребно как для того, чтобы достойным образом встретить Христа, хотящего придти в мир чрез Свое Рождество,- о том Святая Церковь поет: Христос с небес, срящите, т.е. встречайте Его духовным сретением с горящими светильниками добродетелей и лощении,- так и для того, чтобы предстать пред Ним непостыдным во Второе пришествие Его, когда восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фее. 4, 17). Так богомудрствуют святые отцы, преподобные Савва Освященный и Иоанн Дамаскин, блаженный Симеон Фессалонитский и многие другие. Церковь Христова, Матерь наша, наставляемая Богом по данной ей от Христа власти, все это установила премудро и неизменно. И если кто не будет слушать ее голоса, тому вменится таковое непослушание, как язычнику и мытарю, по неложному слову Христову. 3. О качестве пищи, необходимой для постящихся Противники Святой Церкви говорят, что пост вообще состоит только в умеренном употреблении пищи. Можно, возражают они, соблюсти пост, употребляя в пищу мясо, масло, сыр, молоко и яйца, особенно когда это будет употребляемо не с пресыщением, а с воздержанием. Из сего видно, что пост наших противников основывается на одном только количестве пищи, т.е. на умеренном ее употреблении, а не на качестве, не на воздержании от некоторых вкусных яств, подобных перечисленным выше. В отличие от них, противников, наша Православная Церковь всецело сохраняет все три состава поста: время, количество и качество. Время - чтобы не скоро употреблять пищу; количество - чтобы немного вкушать пищи; качество - чтобы не всякую снедь употреблять без разбора, особенно же воздерживаться от мяса, масла, сыра, молока и яиц. В отношении качества, являющегося здесь предметом нашего рассмотрения. Святая Церковь установила следующее определение: тем, которые проводят пост благочестиво, по уставу Церкви, всячески должно соблюдать и качество, т.е. воздерживаться от некоторых снедей, не как от скверных, но как посту не приличных и запрещенных Церковью. К таковым, кроме перечисленных выше, относится иногда и рыба, смотря по различию и важности святых постов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Греция кончилась после Рима; а сама кончалась при расцвете Третьего Рима... Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов... Почем знать? Ну, может быть, кончается Россия (не думаю сего), а, умирая, родит восток христианский?!.Вероятно, что и Россия переживет еще блестящий и духовно, и политически, и морально целый век после этой очистительной грозы и мора? Оптинские старцы будто об этом говорили [ 4 ]... Может быть. А может и не быть.Но еще – не конец мира (хотя, может быть, эпоха преддверия его: филадельфийский период в начале своего зачатия, Откр. 3); ибо к концу мира о конце мира перестанут думать. Св. Тихон Задонский видел в некоем состоянии Божию Матерь с свв. апп. Петром и Павлом; между прочим спрашивал их о конце мира. Св. ап. Павел промолвил: " Когда будут говорить: " мир и безопасность " , тогда внезапно постигнет их пагуба " (1 Фее. 5:3). И еще не было обращения иудеев в христианство.И это совпадает с 3-й главой Откровения (см. Церковь Лаодикийскую), где говорится о полном религиозном индифферентизме (Откр. 3:15-16) при материальном богатстве и удовлетворенности (Откр. 3:17), при внутренней слепоте, пустоте и тоске.А теперь самое ожидание конца мира говорит о том, что не " у дверей " еще (Откр. 3:20), а лишь приближается... Время опасное, дни лукавы... Потому: будем же не считать, а каяться!Прошу молитв. Многогр. Епископ Вениамин. Между прочим, есть очень содержательная брошюра Л.А. Тихомирова (ред. " Моск. вед " .): " Апокалипсические судьбы мира " (приблизительно таково заглавие). – Авт. Хоть бы прочитали книгу покойного пров. Новгородцева: " Об общественном идеале " . Солидный труд... " Крушение веры в возможность земного рая " (с. З и вся книга). – Авт. В русском синодальном переводе – к Фессалоникийцам. – Ред. Может быть в этом смысле можно понимать " 1000 " лет, о котором говорили какие-то " старцы " . – Ред. Православное слово Владыка Вениамин – один из известнейших церковных писателей XX века. Родился в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. В 1907 году по окончании Тамбовской семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии пострижен и рукоположен в иеромонаха. В 1911-1917 гг. – ректор Таврической, а позднее Тверской духовных семинарий, архимандрит. В 1919-1920 гг. уже будучи епископом, духовно окормлял Русскую Армию и Флот, возглавляемые генералом Врангелем. В 1925-1927 гг. и 1929-1931 гг. – преподаватель Православного Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. С 1927 года владыка состоит в клире Московской Патриархии, с 1933 г. – Экзарх Патриархии в Америке. В 1938 г. возведен в сан митрополита. После окончательного возвращения в Россию в 1947 г. управлял Рижской и Латвийской епархией, служил в Ростове-на-Дону и Саратове. Последние годы жизни прожил на покое в Псково-Печерском монастыре, в пещерах которого и был погребен после кончины в 1961 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1024...

А когда кончится этот способ рождения людей, с окончанием его кончится и время и, таким образом, совершится обновление Вселенной и за изменением целого последует и переход человечества от тленного и земного к бесстрастному и вечному. Это, кажется мне, имеет в виду и божественный апостол, предрекая в Послании к Коринфянам внезапную остановку времени и поступление движимого в обратный путь, когда говорит: Се тайну вам глаголю, вси бо не успнем: вси же изменимся: вскоре во мгновении ока, в последней трубе (1 Кор. 15:51 -52). Ибо, как думаю, когда полнота человеческого естества в предуведанной мере достигнет конца, потому что не потребуется уже никакого приращения к числу душ, тогда, как словами “вскоре во мгновении ока” наименовав этот неизмеряемый и неимеющий протяжения предел времени, учит апостол, в мгновение времени совершится изменение существ. Почему, кто Достиг этой самой последней и крайней точки времени, тому, так как ничего не остается за этим краем, невозможно получить это временное посредством смерти изменение, разве когда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших и оставшихся в жизни, подобно изменяемым через воскресение, мгновенно прелагающая в нетление, так что тягота плоти не повлечет уже ее долу и бремя не удержит под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: Восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1 Фее. 4, 17).    Поэтому да ожидают времени, которое необходимо продолжится соразмерно приращению человеческого рода. Ибо Авраам и другие патриархи имели желание видеть блага и не переставали искать Небесного Отечества, как говорит апостол (Евр. 11:16), однако же пребывают еще только в надежде благодати, по слову Павлову, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас, как говорит Павел, совершенство приимут (40). Поэтому если иные терпят это замедление издалече только верою и надеждою, как свидетельствует апо-стол, видевшие блага (13), несомненность наслаждения уповаемым поставляя в том, чтобы обетованное признавать верным что надлежит делать многим из нас, у которых, судя по жизни, нет, может быть, и надежды на лучшее? Изнемогала от вожделения душа у пророка, и в песнопении исповедует он эту до страсти пламенеющую любовь, говоря, что желает и скончавается душа его пребывать во дворех Господних (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3105...

     Пост прежде Рождества Христова, обычно называемый Филипповым, потому что начинается со дня празднования памяти апостола Филиппа, установлен весьма законно и благопотребно как для того, чтобы достойным образом встретить Христа, хотящего придти в мир чрез Свое Рождество,- о том Святая Церковь поет: Христос с небес, срящите, т.е. встречайте Его духовным сретением с горящими светильниками добродетелей и лощении,- так и для того, чтобы предстать пред Ним непостыдным во Второе пришествие Его, когда восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фее. 4, 17). Так богомудрствуют святые отцы, преподобные Савва Освященный и Иоанн Дамаскин, блаженный Симеон Фессалонитский и многие другие.      Церковь Христова, Матерь наша, наставляемая Богом по данной ей от Христа власти, все это установила премудро и неизменно. И если кто не будет слушать ее голоса, тому вменится таковое непослушание, как язычнику и мытарю, по неложному слову Христову. 3. О качестве пищи, необходимой для постящихся  Противники Святой Церкви говорят, что пост вообще состоит только в умеренном употреблении пищи.      Можно, возражают они, соблюсти пост, употребляя в пищу мясо, масло, сыр, молоко и яйца, особенно когда это будет употребляемо не с пресыщением, а с воздержанием. Из сего видно, что пост наших противников основывается на одном только количестве пищи, т.е. на умеренном ее употреблении, а не на качестве, не на воздержании от некоторых вкусных яств, подобных перечисленным выше. В отличие от них, противников, наша Православная Церковь всецело сохраняет все три состава поста: время, количество и качество. Время - чтобы не скоро употреблять пищу; количество - чтобы немного вкушать пищи; качество - чтобы не всякую снедь употреблять без разбора, особенно же воздерживаться от мяса, масла, сыра, молока и яиц.      В отношении качества, являющегося здесь предметом нашего рассмотрения. Святая Церковь установила следующее определение: тем, которые проводят пост благочестиво, по уставу Церкви, всячески должно соблюдать и качество, т.е. воздерживаться от некоторых снедей, не как от скверных, но как посту не приличных и запрещенных Церковью. К таковым, кроме перечисленных выше, относится иногда и рыба, смотря по различию и важности святых постов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Для представителей данного направления, оценивающего греческую «мудрость» однозначно отрицательно как целиком чуждую христианскому учению, идейно близкими представляются совсем другие слова все того же апостола Павла: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор 1:20–21 ). И потому для еще одного «обличителя» античной культурной традиции – Тертуллиана – христианская вера есть прежде всего «безумие для эллинов», «юродство во Христе»: «и умер Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно . Приписываемые богословской средневековой традицией этому латинскому автору слова Credo quia absurdum вполне выражают как его собственный взгляд на смысл христианской веры, так и то противопоставление понятий – «безумия веры» и «велеречивой эллинской премудрости», которое имело место в сознании ряда древних церковных писателей. По убеждению Тертуллиана , именно дохристианская философия как таковая и породила все ереси – «как раз от философии сами-то ереси и получают подстрекательство». По сути отсюда впервые и возникает знаменитое противопоставление Афин и Иерусалима: «Что Афины – Иерусалиму? что Академия – Церкви? что еретики – христианам?». Такой взгляд на языческую культуру существовал в Церкви на равных правах с упомянутой уже ранее «иустиновской» точкой зрения. «Широта» позиции Иустина берет свое начало еще в философско-богословском учении Филона из Александрии. Дальнейшее свое развитие она получила в творениях представителей Александрийской школы христианской мысли – прежде всего в учении Климента Александрийского . Античная философия, по утверждению Климента, «была для эллинов таким же руководителем, каким был и закон для евреев, и приводила их, как детей, ко Христу (см. Гал 3:23– 24 )». Философия, как он пишет, «некогда уже и сама по себе оправдывала эллинов». Однако даже Климент не отрицает, что хотя «учения эллинов, пусть они истинны, пусть и именами называются тождественными с употребительными у нас, все-таки от содержимых нами значительно отклоняются; и предметы наших учений важнее, и доказательства наши точнее, и действительность им свойственна Божественная ибо мы научены Самим Богом (1 Фее 4:9), получив эти по истине Священные Писания от Сына Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/o-...

1154. Оставив пришельца без пищи, авва Силуан показал ему, что необходимо сочетать духовные занятия с трудом Один брат пришел к авве Силуану на Синайскую гору. Увидев, что братия работают, он сказал старцу: “Старайтесь не о пище тленной ( Ин. 6:27 ); Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё” ( Лк. 10:42 ). Старец сказал своему ученику: “Захария! Подай брату книгу и отведи его в пустую келию.” Когда наступил девятый час, брат прислушивался у двери, не посылают ли звать его в трапезу. Но поскольку никто его не звал, он сам пошел к старцу и говорит ему: “Авва! Неужели братия сегодня не ели?” – “Ели,” – отвечал старец. “Почему же не позвали меня?” – “Потому, что ты человек духовный и не имеешь нужды в обычной пище. Мы же, как плотские, хотим есть и потому работаем. Ты избрал благую часть – читать целый день и не вкушать плотской пищи.” Брат, выслушав это, поклонился старцу и сказал: “Прости меня, авва!” Тогда старец говорит ему: “Так и Мария имеет нужду в Марфе, ибо и Мария похваляется из-за Марфы.” (Достопамятные сказания. С. 260. 5). 1155. Плетя веревки и подавая на вырученные деньги милостыню, авва Лукий непрестанно молился См. также: Молитва непрестанная . Некогда некие монахи пришли к авве Лукию в Енат, и спросил их старец: “Какое у вас рукоделие?” Они отвечали: “Мы не занимаемся рукоделием, но, как говорит Апостол, непрестанно молимся” (1 Фее. 5, 17). И сказал старец: “Вы не едите?” – “Едим,” – отвечали они. Старец спрашивает: “Кто молится за вас, когда вы едите? Вы и не спите?” – “Спим,” – отвечали они. Старец говорит им: “Кто молится за вас, когда вы спите?” И не нашлись что на это ответить. Тогда старец сказал им: “Простите меня, вы не делаете, как говорите. Я же вам покажу, что, занимаясь рукоделием, непрестанно молюсь. Размочив немного прутьев, я сажусь с Богом и, плетя из них веревку, говорю: “Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои” ( Пс. 50:1 ). И сказал им: “Не молитва ли это?” Те отвечали: “Да.” Старец сказал: “Проводя целый день в работе, я зарабатываю более или менее шестнадцать монет. Две из них подаю в дверь (нищим), а на остальные ем. И молится за меня принимающий две монеты, когда я ем или когда сплю, и по благодати Божией у меня совершается непрестанная молитва.” (Древний патерик. 1914. С. 39. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Жизнь нашу нужно проводить благочестиво, чтобы видевшие наше доброе житие, не знающие и не исповедующие имени Христова, обратились к Христу и вместе с нами прославляли Отца нашего Небесного ( Мф. 5, 16 ). Так древние христиане многих приобретали Христу, как читаем в истории церковной ( 104, 746 ) (747). Может и должно подвигнуть христиан к благочестивому житию Христе Иисусе их высокое и небесное призвание, ибо: «Обратились от тьмы к свету и от власти сатаны» ( Деян. 26, 18 ) в Царство Божие, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). Ибо они «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2, 9 ). «Ибо призвал» их «Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фее. 4, 7), чтобы поступали по духу и не исполняли вожделений плоти ( Гал. 5, 16 ) ( 104, 749 ). Пусть хотя весь свет делает то, что Богу противно и для себя пагубно, ты делай, что угодно Богу и душе твоей полезно. Весь свет не защитит тебя перед Судом Божиим. Там не скажешь: вот-де тот и тот делал то. Одно услышишь от Судии: почему ты не делал того, что Я приказал тебе? Бога несравненно более всего света нужно почитать. Будь в мире, как Лот в Содоме, где все беззаконновали, но он им не подражал, и делал, что было угодно святой воле Божией. Делай и ты так, не подражай тому, что греховный мир делает. Если плохо делают люди, а ты видишь или слышишь: будь как невидящий и глухой, не слушай. Обращай всегда к вечности сердечные очи, и будут все мирские дела позади тебя, и жить будешь в мире, как один знающий Создателя твоего и Его святую волю ( 104, 751 ). Из всех наук самая главная – познание своей души ( 104, 755 ) Христиане, которые живут без страха Божия, не творят истинного покаяния и плодов его, приносят ли жертву Богу? Нисколько. Видел ты, в чем христианская жертва состоит? Они того не хотят делать, следовательно, и никакой жертвы Богу не приносят, ... " Бог есть дух» ( Ин. 4, 24 ), и ничем не удовлетворяется, как только духовной жертвой, то есть верою, доброй волей, покорением воли своей Его воле и прочими плодами веры. А они хотя и творят иногда добрые дела, но не хотят принести своей воли и послушания Богу, без которых ничто не угодно Богу ( 104, 764 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И намерил он в воротах, от кровли комнаты до кровли ее, двадцать пять локтей ширины; вход против входа. LXX: И вот вне дома стена вокруг (его), и в руке мужа трость измерения в шесть локтей с пядью (ет palaesmes), и измерил он стену, ширину, равную трости, и высоту той же меры. И вошел в ворота, обращенные к востоку, по семи ступеням и измерил фее (thee) шесть с одной стороны и шесть с другой стороны Елам (aelam) у ворот, равный трости в длину и равный трости в ширину, и елам среди феелафа (theelath) в шесть локтей, и второе фее, равное трости в ширину и равное трости в длину, и елам в пять локтей. И третье фее, равное трости, в ширину в три, и равное трости в длину — в три, и елам у ворот, находящийся при еламе ворот, в восемь локтей, и елам в два локтя, и елам у ворот с внутренней стороны, и фее у ворот с противуположной стороны, три с одной стороны и при с другой стороны, и одна мера во (всех) трех; одна мера у елама с той и другой стороны. Он измерил ширину входа ворот в десять локтей и ширину ворот в тринадцать локтей, и свод был (redigebatur) в один локоть пред феери (theeri) в один локоть, и предел в один локоть с каждой стороны, и фее в шесть локтей с одной стороны и в шесть локтей с другой стороны. И измерил ворота от стены фее до стены фее, ширину в двадцать пять локтей. Эти ворота [были] против ворот.    Когда я, будучи в отроческом возрасте, находился в Риме и занимался изучением свободных наук; то вместе с своими сверстниками и товарищами имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, и часто ходить в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела погребенных и в которых повсюду такая темнота, что здесь почти исполняется это пророчество: да снидут во ад живи (Псал. 54:16); изредка свет, впускаемый сверху, умеряет ужас мрака, так что отверстие, чрез которое он входит, скорее можно признать за щель, нежели за окно. Там ходят шаг за шагом, и среди мрачной ночи приходит на память известный стих Виргилия):    Ужас повсюду и вместе безмолвие дух устрашает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иез.40:10 .  Боковых комнат у восточных ворот три – с одной стороны и три – с другой; одна мера во всех трех и одна мера в столбах с той и другой стороны. Указывается число и расположение измеренных в ст. 7 (см. об.) «боковых комнат», фее (В, В…), и разделяющих их пилястр, простенков, αιλαμов LXX (С, С…). Комнаты расположены одна против другой и составляют два параллельные, ряда по три в каждом. В нач. ст. вместо евр. «у восточных ворот» LXX читают: «фее дверныя прямо фее»; действительно, комнаты были во всех, а не в восточных лишь воротах. Иез.40:11 .  Ширины в отверстии ворот он намерил десять локтей, а длины ворот тринадцать локтей. «Ширины в отверстии ворот», т. е. а-н. – «А длины ворот тринадцать локтей». Под длиною ворот не может здесь разуметься длина всего сооружения ворот (с порогами, пролетом и портиком), потому что она была не 13, а 50 локтей по ст. 15. Следовательно, надо читать это место по LXX: «широту же вратную тринадесяти лактей». С шириною отверстия ворот очень естественно сопоставляется общая широта пролета или коридора (С-С), которая таким образом была более ширины входного отверстия на 3 локтя. Верность чтения LXX (вместо орек, длина, читали дерек, путь) подтверждается тем, что и по другим данным главы ширина этого пролета должна быть именно такая: ширина всего сооружения ворот (с пролетом и обеими комнатами по сторонам) по ст. 13 (у LXX там яснее) 25 локтей; исключая отсюда 2 комнаты по 6 локтей каждая, получаем 13 локтей; правда за комнатами была еще стена, неизвестная толщина которой должна была уменьшать эту цифру (может быть, и на 2 локтя); но пролет мог измеряться не между передними стенами комнат, а между простенками – пилястрами («столбами» ст. 10), отделяющими комнаты; ширина же здесь пролета была более ширины его между комнатами, потому что последние имели выступы. Об этих выступах говорит след. ст. 12, ограничивая таким образом данные второй половины 11 ст. Иез.40:12 .  А перед­ комнатами выступ в один локоть, и в один же локоть с другой стороны выступ; эти комнаты с одной стороны имели шесть локтей и шесть же локтей с другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010