По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира антихриста, " человека греха " , " беззаконника " (2 Фее. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, " так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога " (2 Фее. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств. ------------------------------------ 1 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445. 2 . Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия//Богословские труды. Сб. 21. С. 31. 3 . Григорий Синаит (XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов, " решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас! " (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб.. 1905. Т 1. С. 274). 4 . Там же. С. 72. 5 . Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190). 6 . Лавсаик. М., 1992. С. 126-127. 7 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440. 8 . Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381. 9 . Там же. С. 223. Вопрос 301. 10 . Там же. С. 416. Вопрос 673. 11 . Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 137. Слово 30. 12 . Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45. 13 . Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 1995. С. 217-218. ------------------------------------ Статья напечатана в журнале " Православная беседа " 1, 2000 год. О вере и спасении Беседа с иеромонахом Сергием (Рыбко) (из журнала> " Русская культура " ) - А есть ли в наше время настоящие старцы и кого можно считать старцем? - Святитель Игнатий (Брянчанинов) еще 150 лет назад сказал, что старцев благодатных нет. Хотя сам был настоящим духоносным старцем, и при нем были старцы такие же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2089...

- дух любви, свободы и братства ( Мф. 20, 25-27; 28.8-12 ; I Фее. 5.14–15); - дух молитвы и радости (1 Фее. 5, 16–18); - отсутствие властолюбия ( Мф. 23, 8-12 ). Церковное обращение “отец” имеет смысл отеческой любви, заботы и служения ( 1 Кор. 4.15 ); Христос же употребил его в смысле господства, превозношения. Тема 11. Церковь (продолжение) 63. Почему Церковь называется “Единой”? Христос основал не “церкви”, а “Церковь”. Она призвана быть “единым стадом” с “единым Пастырем” Господом ( Ин. 10, 16 ). Поэтому отдельные общины представляют собой части единой Церкви. О разделении христиан см. 65. 64. Почему Церковь называется “Святой”? На языке Библии это значит, что Она посвящена Богу как Его удел и достояние, что Ее миссия – служить Ему и исполнять Его волю ( 1 Петр. 2.9 ). Когда же члены Церкви отходят от этого своего призвания и назначения, они автоматически выпадают из духовного единения с Церковью. Примечание: Памятуя о своей посвященности Богу, первые христиане называли себя „святыми” ( 2 Кор. 13, 12 ; Кол. 3, 12 ). Позднее в Церкви святыми стали называть людей, жизнь которых была осуществлением евангельского идеала. Возникло повсеместное их почитание в христианском мире. Молитвенное обращение к святым есть знак духовной связи с ними и знак единства Церкви (живых и ушедших). Церковь верит, что в отличие от других людей, святым дана возможность незримо участвовать в жизни мира и после их смерти. В древности причисление людей к лику святых, канонизация, часто происходило стихийно. В силу этого в календарь нередко попадали имена легендарные. Только в 11–12 вв. Западная Церковь начала вырабатывать строгие правила канонизации, которые были окончательно закреплены в новое время (в XX в. Римский календарь сохранил в качестве общепочитаемых святых лишь тех, о ком имеется достаточно сведений и канонизация которых была оправдана). Восточная, Православная Церковь, пока еще не выработала четких принципов канонизации. Ее осуществляли патриархи, епископы, соборы, цари, народное почитание (напр., прп. Нил Сорский , хотя и включен в календарь, но официально канонизирован не был). В истории бывали случаи, когда канонизация происходила по политическим и иным внешним мотивам. Иногда культ святых сливался с культом языческих богов (например, Илья-пророк занял место древнего бога-громовержца). Но все эти факты не могут ослабить ценности самого почитания святых как молитвенников за мир.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Господь и Иуду избрал в число апостолов; однако же Иуда предал потом Господа. Впрочем, как вера и твердость апостолов не поколебались оттого, что предатель - Иуда отделился от их сообщества, так и здесь достоинство и святость исповедников не умалились оттого, что некоторые из них сделались вероломны. Блаженный апостол в Послании своем говорит: что 6о, аще не вероваша нецыи? еда неверствие их веру Божию упразднит? Да не будет! Да будет же Бог истинен, всяк же человек ложь (Рим. 3, 3-4). Большая и лучшая часть исповедников твердо стоят в вере и в истине закона и благочиния Господня. Не отступают от мира Церкви те, которые помнят, что в Церкви они получили благодать по Божиему благоволению; и они тем большую заслуживают похвалу за свою веру, что, удалившись от вероломства тех, с которыми соединены были общением исповедания, они избежали через то греховной заразы. Просвещенные истинным светом Евангелия, озаренные чистым и ясным сиянием Господним, они - победители диавола в борьбе с ним - столь же достохвальны и за сохранение мира Христова. Я желаю, возлюбленнейшие братья, советую и убеждаю, чтобы никто из братьев, если можно, не погибал и чтоб матерь, радуясь, заключала в своих объятиях одно тело, составленное из одного согласного народа. Если же спасительный совет не может возвратить на путь спасения некоторых вождей раскола и виновников несогласия, пребывающих в слепом и упорном безумии, то, по крайней мере, вы, уловленные простодушием, или завлеченные обманом, или обольщенные какой-либо ловкой хитростью, - расторгните коварные сети, освободите от заблуждения колеблющиеся стопы ваши, познайте правую стезю небесного пути. Апостол говорит: повелеваем вам о имени Господа нашего Иисуса Христа отлучатися вам от всякого брата, безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас (2 Фее. 3, 6). И в другом месте: никтоже вас да летит суетными словесы; сих 6о ради грядет гнев Божий на сыны непокорныя: не бывайте убо сопричастницы сим (Еф. 5, 6-7). Дблжно удаляться от намеренно согрешающих, дблжно даже бежать от них, дабы кто-либо, присоединясь к бесчинноходящим и шествуя с ними по путям заблуждения и порока, совратившись с истинного пути, не сделался и сам виновным в том же грехе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/659/...

Вероятно, что и Россия переживет еще блестящий и духовно, и политически, и морально целый век после этой очистительной грозы и мора? Оптинские старцы будто об этом говорили 15 … Может быть. А может и не быть. Но еще – НЕ конец мира (хотя, может быть, эпоха преддверия его: филадельфийский период в начале своего зачатия, Откр. 3 ); ибо к концу мира о конце мира перестанут думать. Св. Тихон Задонский видел в некоем состоянии Божию Матерь с свв. апп. Петром и Павлом; между прочим спрашивал их о конце мира. Св. ап. Павел промолвил: “Когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба” (1 Фее.5:3). И еще не было обращения иудеев в христианство. И это совпадает с 3й главой Откровения (см. Церковь Лаодикийскую), где говорится о полном религиозном индифферентизме ( Откр.3:15-16 ) при материальном богатстве и удовлетворенности ( Откр.3:17 ), при внутренней слепоте, пустоте и тоске. А теперь самое ожидание конца мира говорит о том, что не “у дверей” еще ( Откр.3:20 ), а лишь приближается… Время опасное, дни лукавы… Потому: будем же не считать, а каяться! Прошу молитв. Многогр. Епископ Вениамин. Примечания 1 Адресат писем – один из русских священников в Париже, где в то время было несколько иереев с таким именем. – Ред. 2 Ср. обращение ап. Иоанна Богослова к Филадельфийской церкви, рассматриваемое вл. Вениамином как свидетельство о состоянии мира в один из периодов, предшествующих приходу антихриста. – Ред. 3 Истинный христианин желает даже “страдать” за Христа, и считает это “даром” Божиим ( Флп.1:29 , Мк.10:39-40 ). Авт. 4 То есть Молитвами святого отца Порфирия Газского Господи Христе Боже наш, помилуй нас грешных! (Письмо написано в день памяти этого Святителя). – Ред. 5 И у него заготовлена была целая книга по этому вопросу; едва ли при большевизме ее удалось ему напечатать. – Авт. 6 После толстовских скитаний он воротился к самому чистому православию, был в послушании у оптинского о. Анатолия, был в Москве рукоположен в священника, пользовался любовью. Выслан сначала во Владимир, а оттуда в Туркестан… Жив ли… Здоровье его было очень слабое… Спаси его Христос! – Авт.

http://azbyka.ru/apokalipsis/mitropolit-...

P. 47—72. 554 На русском языке см.: Добротолюбие священного трезвения. Пер. еп. Феофана. Т. I. M., 1883. С. 209—327. 555 Пс. 38:4 (Синод, пер.: «Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь»). 556 Евр. 12:29. 557 Под «чтением» в аскетических текстах обычно понимается чтение Псалтири, шире — чтение Священного Писания. 558 Цит. по: Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Изд. 4–е. Брюссель, 1963. С. 153—154. 559 Митерикон. Собрание наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре. [Пер.] епископа Феофана. Изд. 2–е, дополненное. М., 1898. С. 45. Греческий текст не издан (св. Феофан Затворник переводил по рукописи XV века). Те же две краткие формы молитвы Иисусовой см. в: Дорофей Газский. Сказание о святом Доси–фее, 10 (Dorothee de Gaza. Oeuvres spirituelles. Sources Chretiennes 92. Paris, 1963. P. 138. Рус. пер. в: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10–е. Шамордино, 1913. С. 14). 560 О датировке памятника см., в частности: Василий (Кривошеин), архиепископ. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы». — Василий (Кривошеий), архиепископ. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 34—36; Лурье В. М. 1ризвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. С. 90. Архиепископ Василий датирует «Сказание» VI-VII веками, однако, по мнению В. М. Лурье, «Сказание» относится к середине V века. 561 1 Фес. 5:17. 562 Многополезное сказание об авве Филимоне, 10 (См.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2–е. Т. 3. М., 1900. С. 365). 563 Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, вопр. 39 (Цит. по: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни. Пер. с греческого. Изд. 4–е. СПб., 1905. С. 28). Ср.: Пс. 144:18. 564 Там же, вопр. 126 (С. 88). Ср.: Мф. 23:23. 565 1 Фес. 5:17. 566 Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, вопр. 422 (С. 282). 567 Там же, вопр. 423 (С. 282—283). 568 Там же, вопр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Скачать epub pdf ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 1. Основание Церкви в Фессалониках Город Фессалоники, или Солунь, главный город Македонии, основан во времена Александра Македонского в III в. до Р.Х. Во времена ап. Павла это был богатый торговый город, населенный, кроме греков, евреями и римлянами. Ап. Павел прибыл в Фессалоники ок. 53 г. во время второго миссионерского путешествия ( Деян.17:19 ). Здесь он в течение 3-х суббот проповедовал в синагоге о пострадавшем и воскресшем Мессии. Многие приняли благовестие, но неуверовавшие иудеи воздвигли гонение на Апостола, и он вынужден был удалиться в Коринф. За это короткое время и было положено первоначальное основание Фессалоникийской церкви. 2. Повод, цель, время и место написания Послания Находясь в Коринфе, ап. Павел не переставал интересоваться судьбой новооснованной христианской общины в Фессалониках. Желая узнать о духовном состояния фессалоникийцев, Апостол послал к ним Тимофея ( 1Сол.3:2 ). Возвратившиеся Тимофей и Сила ( Деян.18:5 ) принесли много утешительного о вере и жизни солунян ( 1Сол.3:9 ), однако не скрыли и недостатков как нравственного характера (блуд, идолопоклонство, корыстолюбие (1 Фее.4,3–6), так и вероучительного: некоторые, усвоив ложное мнение о весьма скором пришествии Христа, надеялись войти в Его Царство еще при своей жизни, предавались праздности, не желали заниматься никаким полезным трудом. А так как люди умирали, не дождавшись пришествия Господа, то некоторые христиане печалились о их участи, считая их отвергнутыми Богом ( 1Сол.4:13–17 ) (по словам св. И. Златоуста, ап. Павел говорит о воскресении умерших «не потому что они не верили в воскресение, но потому, что, несмотря на это, оплакивали умерших», т. е. предавались неумеренной скорби (по еп. Никанору, Толков. Апостол, ч. III, 35). С тем, чтобы дополнить, чего недоставало вере солунян ( 1Сол.3:10 ), подкрепить их в скорбях, исправить их нравственные недостатки, а также рассеять заблуждения относительно второго пришествия Господа Иисуса Христа и судьбы умерших, и было написано Послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Актуальность богопознания выявляется для любого человека только при постановке им перед собой проблемы спасения, под которой в христианстве понимается вечное бессмертие, сопряженное с постоянной близостью к Богу, обеспечивающей личное блаженство, т.е. не поддающееся пока представлению счастливое состояние спасенного, воскресшего для вечности человека ( 1Кор 2:9 ; Ис 64:4 ; Фее 4:17; Откр 21:3–4; 22:3–5 ; ср. Ин 14:2–3; 12:26 ). Такое спасение – вечную жизнь с Богом и в Боге ( 1Ин 4:16 ) – Христос отождествляет с богопознанием: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобой Иисуса Христа» ( Ин 17:3 ). Из этих слов Первосвященнической, предсмертной молитвы Спасителя следует, что богопознание не только нужно, полезно, важно, но оно жизненно необходимо, и его актуальность безмерно превосходит актуальность познания любых тварных объектов, ибо от познания Бога не только зависит дарование нам вечной жизни, осуществляемое через Иисуса Христа, посланного Богом посредника между Богом и человеком ( 1Тим2:5 ), оно само и есть жизнь вечная, иначе – спасение, т.е. реализация цели, желаннее и превосходнее коей для человека в личном плане не может быть 52 . Здесь гносеология теснейшим образом смыкается с сотериологией, и границу между ними нелегко установить. Жгучая актуальность богопознания, вытекающая из его тождественности спасению, выдвигает на передний план богословской мысли проблему его возможности. В самом деле, Бог бесконечен, беспределен, всемогущ, всесовершенен – одним словом – абсолютен или, выражаясь языком анафоры Иоанна Златоуста , «свят и пресвят»; человек же по своей всесторонней ограниченности, как и всякое другое творение, неисчислимо, невыразимо, несопоставимо ниже Бога, к тому же удален от Него в силу своей греховности. Поэтому, говоря словами той же анафоры, Бог для любого человека всегда «неизречен, недоведом, невидим, непостижим»; о Нем можно сказать лишь, что Он «присно сый». Недоступность Бога человеческому познанию ясно выражена в известных словах Евангелия от Иоанна: «Бога не видел никто, никогда» ( Ин 1:18 ; 1Ин 4:12 ). О том же категорически говорит апостол Павел: « [Он] обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (Ним 6:16, ср. Исх 32:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Затем поются хвалитные стихиры, «Слава в вышних Богу», стихиры стиховны на все восемь гласов: «Кая житейская сладость». После великого славословия или после стихир стиховных читается разрешительная молитва и влагается в руку умершего. «Затем сугубая ектения, последнее целование и все дальнейшее, как и в мирском последовании. Только при перенесении гроба к могиле поется не начало последней литии, «Святый Боже», а ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель». Знаменательно, что для данного случая избраны ирмосы именно великого канона, выдающегося, исключительного канона. Так соответствует обстановка и своеобразный напев 6-го гласа и содержание, а в особенности начала. Служитель Церкви, тот, кто при жизни своей в этом самом, быть может, храме так часто славословил Господа теперь, оставляя храм, громогласно возвещает провожающим его, что его Помощником и Покровителем по-прежнему остается Господь, что он по-прежнему будет прославлять Господа, возносить Бога отцов своих, а вместе с тем, предполагается, будет и молиться Господу о собратиях своих и чадах духовных» ( Афанасий (Сахаров) , святитель. Поминовение усопших…). Вынос тела сопровождается крестным ходом. Перед гробом несут хоругви, крест и Евангелие. Тело обносится вокруг храма. На каждой стороне храма совершают краткую литию. Погребальное шествие сопровождается перезвоном, как при выносе плащаницы в Великую субботу. Обязательно ли посещать церковь или просто достаточно изучать Библию, ведь главное чтобы Бог был внутри нас? игумен Пимен (Цаплин) Сама Библия научает нас посещать церковь и не просто посещать, а молитсья в ней, т. к. она есть дом молитвы. Как в Ветхом Завете Бог даровал храм Свой народу Своему, как величайший дар благоволения Своего за благочестие народа, и наоборот, за нечестие народа, как величайшим наказанием. Бог угрожал отнятием храма ( 3Цар. 9, 6–7 ; Плач. 1:4 , так и в Новом Завете храмы будут существовать, «доколе не придет прежде отступление… так что в храме Божием сядет он (антихрист), как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фее.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

( 2Фес. 2, 3 ). «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. ... И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными; и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фее. 2, 3, 4, 8–10). «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист; и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» ( 1Ин. 2, 18 ). «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24, 24 ). «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4, 3 ). Апостол называет антихриста «человеком греха», потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А «сыном погибели» называет его, потому что и сам он погибнет. Кто же он будет? Неужели сатана? Нет, но человек некий, который восприимет всю его силу... Он не будет призывать к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов. И велит поклоняться себе вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах. «В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фее. 2, 4), – говорит апостол [Павел]. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но что будет выдавать себя за Бога. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения ( 45, 592 ). Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы причинить людям вред. Чего только он не наделает в то время, все придет в смятение и в замешательство как из-за его повелений, так и от страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своей властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся, он будет иметь силу... только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 600 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. apostasia) (2 Фее. 2, 3 и 7). Черты усиления зла: 2.2.4.1. Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений " ...многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят " (Мф. 24, 5); " и многие лжепророки восстанут и прельстят многих " (Мф. 24, 11); " ...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским " (1 Тим. 4, 1); " ...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху " (2 Тим. 4, 3). 2.2.4.2. Падение нравственности " ...по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь " (Мф. 24, 12); " ...друг друга будут предавать и возненавидят друг друга " (Мф. 24, 10). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: " Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их " (Мк. 13, 12; см. также Лк. 21, 10). Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх (Лк. 21, 25-26), а также состояние скорби (Мф. 24, 29). An. Павел в 2 Тим. рисует картину нравов людей последних времен: " ...в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... " (2 Тим. 3, 1-5). 2.2.4.3. Общественные бедствия и войны " Также услышите о войнах и военных слухах... ибо восстанет народ на народ, и царство на царство " (Мф. 24, 6-7). Будут иметь место также мятежи (смятения) — (Мк. 13, 8). 2.2.4.4. Природные бедствия Помимо общественных бедствий, проявятся и различные природные катаклизмы: " ...будут глады, моры и землетрясения по местам " (Мф. 24, 7), также " ...будут знамения в солнце и луне и звездах,... море восшумит и возмутится " (Лк. 21, 25).

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010