В ходе раскопок, проводившихся в Палестине, было найдено несколько небольших вытесанных из известняка алтарей с «рогами» на углах, древнейший из которых, найденный в Мегиддо, в храме израильского периода, относится ко времени правления Давида или к несколько более позднему периоду (начало десятого столетия). Эти алтари слишком малы для сжигания жертв. Скорее всего, они использовались для воскурения благовоний. Недавно подобный же, пусть и относящийся к куда более позднему времени объект с надписью hamman был обнаружен на севере Сирии. Слово hammanim встречается в Ветхом Завете не менее восьми раз (Лев. 26:30; 2 Пар. 14:5; 34:4-7; Ис. 17:8; 27:9; Иез. 6:4-6). В прошлом значение этого слова представлялось неясным [ 3 ], теперь же оно понимается как «алтарь благовоний». Религиозное население Израиля и Иудеи считало такие объекты предметами языческого культа и призывало уничтожать их вместе со столбами и сакральными деревьями. Высоты, находившиеся за пределами городов, являлись не единственными местами поклонения языческим богам, — в самих хананейских городах существовали куда более развитые культовые сооружения. Считалось, что боги, подобно людям, нуждаются в доме. Один из мифов Рас-Шамра повествует о строительстве храма для Ваала. Этот и многие подобные ему храмы были открыты при раскопках, проводившихся в Палестине и в Сирии. В Беф-Сане найдено сразу несколько таких сооружений, построенных в период с XIV по X век. Хорошо сохранившийся хананейский храм найден в Лахише; судя по всему, в тот момент, когда его разрушили евреи, — а произошло это около 1220 года до Р.Х. — он был действующим святилищем. Среди его развалин было обнаружено большое количество костей животных и птиц, являвшихся верхней частью их правой (передней) ноги или лапы. Это полностью соответствует библейскому закону о мирных жертвах, согласно которому правое плечо является частью жрецов (Лев. 7:32). Вероятно, прочие части жертвенных животных съедались либо снаружи, либо где-то по соседству. Лишь незначительное количество костей имеет на себе следы огня, из чего мы можем заключить, что мясо готовилось посредством варки (см. 1 Цар. 2:13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Псалом 29. Благодарственная песнь Господу за избавление от смертельной болезни Псалом 29 по содержанию своему есть благодарственная песнь Господу за избавление от смертельной болезни, грозившей псалмопевцу за его самонадеянность и ослепление своим счастьем. По свидетельству надписания, она воспета была Давидом при обновлении дома. Надписание не определяет, о каком доме в нём речь; а так как слово дом в ветхоз. свящ. кн. употребляется и в значении человеческого жилища, и в значении дома Божия, – т. е. скинии ( Исх.23:19 ; 1Цар.1:7; 2 Ц. 22:20) или храма ( 2Цар.7:5 и 13; 3 Ц. 3:1–3; 5:3–5), – и в значении места, посвящённого Богу, или ознаменованного особенным Его явлением ( Быт.28:17 ; 1Пар.22:1 ): то выражение «обновление дома», в отношении к Давидову царствованию, может быть прилагаемо к трём событиям, – и к освящению построенного Давидом дворца ( 2Цар.5:11; 7:2 , – как это выражается в слав.-грек.– лат. пер. надписания: дому и к освящению сионской скинии ( 2Цар.6:17 и дал., как в переводе халдейском: «на обновление дома святилища»), и к освящению места для будущего храма на гумне Орны Иевусеянина ( 1Пар.21:25–26 и 22:1). Но содержанию псалма соответствует только последнее событие, которое так же, как ж псалом, служило выражением благодарности Господу за дарованное по усердной молитве Давида скорое избавление от ужасной моровой язвы, ниспосланной в наказание за высокомерное желание Давидово исчислить народ свой ( 2Цар.24 : 1Пар.21–22:1 ). Правда в Пс.есть выражение об исцеления псалмопевца и избавлении его от смерти (ст. 3–4 и 9–10), между тем как истребившая тогда множество народа страшная болезнь не коснулась самого Давида. Но ведь Давид, как главный виновник поражения язвою, во все продолжение ее находился в опасности смерти и, сознавая вину свою, сам просил Господа обратить ниспосланную Им кару на него и на дом его ( 2Цар.24:16–17 и Пар.21:16–17), а потому означенные выражения удобно могут быть приложимы и к нему в его тогдашнем состоянии, тем более, что из ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Кстати, насчет императорской короны. Евангелист Иоанн Богослов, повествуя о судьбах мира, свидетельствует: «Увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим » ( Откр. 13, 1 ). Вот как это событие освещалось в американской печати: «Одетая в одинаковые платья армия невест вышла замуж за армию женихов в Мэдисон-Сквэр-Гарден. Венчание началось словами: „Невеста, приди», – и закончилось „фейерверком» из воздушных шаров. Новобрачные видели друг друга впервые. До вступления в брак мунисты разного пола живут отдельно. Они называют друг друга братьями и сестрами. Свадьбе предшествовала помолвка, состоявшаяся 25 и 26 июня в отеле „Нью-Йоркер», принадлежащем Церкви Объединения. На подбор супругов уходило по паре минут» 111 . Церемония не столько способствовала утверждению общественного статуса мунистов, сколько с еще большей отчетливостью выявила в глазах общественности нетрадиционность их социальных и культурных устоев и «неортодоксальность» их богословия. Вряд ли эти «церемонии благословения» можно истолковывать в том смысле, что скрепленные в их ходе браки воспроизводят первоначальное соединение Адама и Евы и таким образом направлены на восстановление мира и что они как бы моделируют «брак Агнца» ( Отк. 19:7 ). В конце 1980-х годов массовые бракосочетания проводились одновременно для 6 тысяч человек. И вновь молодожены могли ни разу не встречаться до свадьбы, могли жить в разных странах, но для Муна это не было важно. «Следует заметить, однако, – пишет А. Баркер, – что мунист не только имеет право отказаться от партнера, которого ему предлагает лидер движения, но многие из них именно так и делают – либо в процессе „подбора пар», либо позже. Чаще всего партнер отвергается до свадьбы или по крайней мере до вступления в супружеские отношения» 112 . Но, как мы знаем, благословение (блессинг) «мессии» не многим отличается от приказа. Церемония помолвки проходит следующим образом. Несколько тысяч женихов и невест собираются на стадионе. Их благословляет Мун. Единожды узревшие «преподобного» уже никогда не разуверятся в своих чувствах к нему и будут превозносить его как «мессию». Объявив любовь земную – нелепым предрассудком, а компьютерную свадьбу – новым божественным веянием, мунисты придумали и религиозное обоснование столь странной любви. Они утверждают, что Мун является «Божиим инструментом». И это не он, а сам Бог соединяет людей друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

14:15–24 Последний пир Те, кто, казалось бы, непременно получит приглашение на пир в Царстве Божьем, отвергли Бога, и теперь Он имеет полное право пригласить изгоев общества, чье присутствие должно шокировать сильных мира сего. 14:15. Ветхозаветные тексты, отражающие надежды и чаяния еврейского народа (начиная с Ис. 25:6–9 ), почти всегда представляют «Царство Божье как пир. 14:16. Человек из притчи, который пригласил знатных гостей, занимал более высокое положение в обществе, чем они. 14:17. Приглашения всегда сопровождались просьбой дать ответ; таким образом, эти приглашенные уже подтвердили, что придут. 14:18. Несомненно, этот человек мог осмотреть купленную им землю заранее, даже если он приобрел ее через посредника. Покупатель должен был оформить сделку надлежащим образом; иногда осмотр участка производился позднее. Но это служило слабым оправданием и наносило серьезное оскорбление достоинству хозяина, который потратил много средств на приготовления к пиру. 14:19. Приобретение пяти пар волов свидетельствует о том, что у этого человека было много земли под вспашку. Следовательно, это был богатый землевладелец, и потому трудно вообразить, что у него не было наемной рабочей силы. 14:20. Женитьба давала отсрочку от военной службы на год ( Втор. 20:7; 24:5 ; ср.: 1Мак. 3:56 ), но в данном случае не оправдывала отсутствия на званом ужине, приглашение на который было принято. К свадебным пирам (о котором тут, вероятно, и идет речь; ср.: Мф. 22:2 ) готовились заблаговременно, а потому этот человек должен был знать, прежде чем принять приглашение, сможет ли он присутствовать на нем,учитывая намечавшуюся у него свадьбу. 14:21–24. Приглашение на пир нищих с улицы было делом неслыханным (см. коммент. к 14:13). 14:25–35 Цена следования за Иисусом Соответствие требованиям, предъявляемым к ученикам Иисуса (14:7–24), лишало их права оставаться респектабельными членами общества; прежде чем последовать за Иисусом, человек должен был осмелитьсяпренебречь мнением семьи (14:26) и отказаться от всякой собственности (14:33), которая могла помешать ему услышать призыв Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Вторая перикопа завершается ( Мк. 3:6 ) реакцией фарисеев и иродиан. Они составили совещание погубить Иисуса Христа. И это следствие вполне соответствует ситуации. Иисус представляет не другое толкование субботы, о котором можно вести дискуссию. Он, с точки зрения фарисеев, упраздняет субботнюю заповедь как таковую и тем самым закон – основу основ иудейства. Для свидетелей Его свободы открываются только два пути: или согласиться с Его правом отменять субботнюю заповедь, или держаться заповеди и извергнуть Его из иудейства, и погубить Его. 7 . Свобода в отношении субботней заповеди во всех приведенных Евангелиями случаях, во-первых, ставит эту заповедь в подчиненное положение заповеди любви. Во-вторых, нарушение субботы Иисусом Христом, подобно упразднению заповеди о чистоте, имеет эсхатологический смысл: через Иисуса Христа неограниченно свершается воля Божия, которая меняет жизни людей. В) О храме Высказывания Иисуса Христа о храмовом культе тоже принципиально критичны. Критика храма звучала и в Его иудейском окружении. Радикально реформировать оскверненный храм желают ессеи. В эллинистическом иудействе были попытки спиритуализировать слишком материальный жертвенный культ. Критика Иисуса Христа была иной. В целом Он придавал храму такое же значение, как и субботе, которую Он в нормальных условиях вместе со Своими учениками имел обыкновение соблюдать, а вовсе не нарушать. Согласно ( Мк. 1:44 ), Он приказал исцеленному Им прокаженному показаться, как положено по закону, священнику, чтобы тот удостоверил его очищение. Он Сам посещает храм. Поэтому впоследствии иерусалимская христианская община еще десятилетия принимает участие в храмовых богослужениях ( Деян. 2:46; 21:20–26 ). Что нового внес Иисус Христос в отношение к храму, становится понятным прежде всего в истории «очищения храма», которая ярко выделяется среди прочих Его деяний. Согласно ( Мк 11:15–19 пар.), Иисус Христос изгнал менял и торговцев животными из так называемого двора язычников, несмотря на то, что эти люди были необходимы для совершения принятого в те времена культа. Вряд ли Иисус с помощью сопровождавших Его галилейских паломников очистил весь двор язычников. В таком случае вмешалась бы храмовая полиция или римские отряды, которые размещались в соседней крепости Антония. Вероятно, здесь, как и в случаях нарушений субботы, речь шла о пророческой демонстрации. И все-таки Иисус употребляет силу, правда, не столько против людей, сколько против самой сути дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

За полгода в столице расписались 40 тысяч пар 29 августа. ПРАВМИР. С начала 2022 года количество расторгнутых браков в Москве по отношению к заключенным снизилось на 11% в годовом выражении. Это рекордный показатель с 2015 года, сообщает РИА Новости. «За первое полугодие 2022 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отношение разводов к заключению брака уменьшилось на 11%. Вместе с тем за первое полугодие 2022 года количество расторгнутых браков в Москве снизилось на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года»,— сообщили в ведомстве Такую тенденцию связали с повышением доступности заключения брака, в частности, увеличением мест для регистраций. Только за последний год количество таких мест увеличили в 2,5 раза. Сейчас в Москве работают почти 200 локаций для торжественных и неторжественных мероприятий. Напомним, что в прошлом году правительство отменило обязательный штамп о браке и детях в паспорте. Подобные отметки о семейном положении граждане могут делать по желанию. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 4 апреля, 2024 29 февраля, 2024 21 февраля, 2024 14 ноября, 2023 26 октября, 2023 10 октября, 2023 22 сентября, 2023 24 июля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-moskve-zafiksirovano...

Еще одним косвенным свидетельством употребления Л. в богослужении в допленную эпоху является неоднократное использование в книгах Царств слов, образованых от корня  - (сжигать, создавать дым). Две наиболее употребительные основы, производные от этого корня,-  - и  -- как правило, разграничивают по их значению:  - означает сжигать (жир и т. д.),  - - «воскурять [фимиам]» (TDOT. Vol. 13. P. 10-11). В подавляющем большинстве случаев образования от корня  указывают в книгах Царств на нелегитимный культ. С использованием фимиама в ветхозаветном богослужении связаны лишь 2 контекста. В 1 Цар 2. 27-28 говорится о том, что Бог избрал род священника Илия для того, чтобы он «воскурял фимиам» (    ); подробнее этот ритуал не описан. В 3 Цар 9. 25 глагол  указывает на воскурение, 3 раза в год совершаемое царем Соломоном на жертвеннике, «который пред Господом» (букв. перевод евр. текста), т. е. на золотом жертвеннике, описанном в 3 Цар 6. 20, 22; 7. 48. Это указание противоречит Священническому кодексу: присутствие светского человека перед кадильным жертвенником невозможно (ср. сообщение во 2-й книге Паралипоменон, написанной в послепленную эпоху, о царе Озии, пораженном проказой именно за попытку совершить курение на этом жертвеннике - 2 Пар 26. 16-23). Возможно, это обстоятельство послужило причиной неточности в синодальном переводе, в к-ром не отражен тот факт, что Соломон совершал всесожжение и мирные жертвы и курения на разных жертвенниках («Соломон три раза в год совершал всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом»). Согласно предписаниям Священнического кодекса, Л. должен использоваться: 1) в составе жертвы «минха» (в синодальном переводе - [хлебное] приношение); 2) в составе смеси, сжигавшейся на кадильном алтаре; 3) для воскурения в кадильницах; 4) вместе с хлебами предложения. Воскурение ладана на жертвенике (Исх 39. 37–38). Гравюра. XX в. Воскурение ладана на жертвенике (Исх 39. 37–38). Гравюра. XX в.

http://pravenc.ru/text/2462497.html

Замечено, что в большей части случаев форма   в текстах ВЗ употреблена с грамматическим отрицанием или в негативном контексте, так что в целом эти выражения передают идею отсутствия, невозможности или даже нежелательности В. ( Jepsen. P. 300-303). Гл. обр. это наблюдение относится к лит-ре Премудрости. Так, даже Бог не верит Своим слугам и «святым Своим», не говоря уже о людях (Иов 4. 18; 15. 15-16), и невозможно поверить в то, что Он откликнется на зов человека (Иов 9. 16). Не только нечестивый и заблудший «не надеется спастись от тьмы» (15. 22; ср. ст. 31), но и вообще «никто не уверен за жизнь свою» (24. 22; ср.: Втор 28. 66; Иов 29. 24; 39. 12 и 24). Книга Притч говорит о доверии как о черте глупца, противопоставляя ему «внимательность к путям своим» как свойство мудрого (Притч 14. 15), что неудивительно, ведь порой не только врагу нельзя доверять (Притч 26. 25), но и другу (Мих 7. 5) и даже брату (Иер 12. 6). В 1 Цар 27. 12,   употребляется в положительном высказывании, но в более широком контексте вновь приобретает тот же отрицательный оттенок (1 Цар 27. 10-11). В тех случаях, когда речь идет о В. к.-л. сообщению или вестнику, приносящему это сообщение, так что все выражение имеет значение «довериться вестнику» или «считать некое утверждение заслуживающим доверия, надежным, истинным или возможным», отрицание также обычно содержится или подразумевается (Быт 45. 26; 3 Цар 10. 7; Иер 40. 14; 2 Пар 32. 15; Ис 53. 1; Плач 4. 12; Авв 1. 5). В целом, т. о., выражения с   предполагают предпочтение недоверия к человеку или сообщению и предостерегают от слишком легкой доверчивости и принятия слов за правду, поскольку это часто приводит к тяжелым последствиям, наглядный пример чему - история взаимоотношений Давида с царем Анхусом (1 Цар 27. 12). Такое общее отношение ветхозаветного сознания к феномену, выражаемому глаголом  , оттеняет исключительность самого факта использования этого термина в богословском языке и придает особый вес положительным утверждениям о проявлении В. Возможно, этим объясняется крайняя малочисленность такого рода высказываний в ВЗ. В. Авраама

http://pravenc.ru/text/150359.html

Основное впечатление о пророчестве, которое складывается из многообразия фактов и текстов, будет, очевидно, следующим: пророк — это человек, который обладает непосредственным опытом Богообщения, который воспринял откровение священной воли Божией, который судит настоящее и созерцает грядущее в Божественном свете и который послан Богом, чтобы напоминать людям о Его воле и вести их путем послушания Ему и любви к Нему. Понимаемое таким образом, пророчество — это нечто свойственное Израилю, одна из форм, с помощью которых Божий Промысел руководит избранным народом. Пророческое движение Коль скоро в этом и заложены своеобразие и задачи пророков, то неудивительно, что пророческий ряд в Библии возглавляется Пятикнижием Моисеевым (Втор 18:15,18), и что Моисея рассматривают как величайшего из пророков (Числ 12:6–8; Втор 34:10–12), — ведь он созерцал Ягве лицом к Лицу, говорил с Ним и передал народу Его закон. Эти пророческие привилегии не иссякли в Израиле с его смертью: уже Иисус Навин, преемник Моисея, был “человек, в котором есть Дух” (Числ 27:18; ср. Втор 34:9). Во времена судей была известна пророчица Девора (Суд 4–5) и некий безымянный пророк (Суд 6:8). Вслед за ними возвышается великий образ Самуила, пророка и провидца (1 Цар 3:20; 9:9; ср. 2 Пар 35:18). Дух пророчества распространяется в экстатических группах; необычные выступления их членов упоминались выше (1 Цар 10: 5; 19:20). Позднее можно встретить более умеренные общины “учеников пророков” (4 Цар 2 и т. д.), да и по возвращении из плена Библия упоминает еще пророков во множественном числе (Зах 7:3). Но кроме существования этих общин, влияние которых на религиозную жизнь народа проявляется не вполне ясно, появляются яркие личности: Гад, пророк Давида (1 Цар 7:2; 12:1; 3 Цар 24:11); Нафан, пророк при том же царе (2 Цар 7:2 сл; 12:1 сл; 3 Цар 11:29 сл; 14:2 сл); Ахаия — при царе Иеровоаме I (3 Цар 11:29; 14:2); пророк Ииуй, сын Анании, — при Ваасоме (3 Цар 16:7); пророки Илия и Елисей во времена Ахава и его преемников (3 Цар 17 — 4 Цар часто); пророк Иона — при Иеровоаме II (4 Цар 14:25); пророчица Олдама при Асаии (4 Цар 22:14), пророк Урия при Иоакиме (Иер 26:20). К этому ряду книги Паралипоменон присоединяют еще пророка Самея при Ровоаме и Авии (2 Пар 12:15; 13:22), пророка Азарию при Асе (2 Пар 15:1), пророка Одеда при Ахазе (2 Пар 28:9) и сверх того — некоторых пророков, не названных по имени.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Что же такое икона? Откуда берется та благодать, которая так положительно действует на нас через эти священные изображения? Откуда вообще появились иконы в храмах? Можно ли иметь иконы дома и куда их лучше поставить? Как правильно относиться к иконам? Можно ли самим писать и вышивать иконы? Этот список можно продолжать до бесконечности. Но для того, чтобы разобраться, необходимо для начала дать определение иконе и окунуться в историю. Икона — образ   Икона в переводе с греческого означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой. Священные изображения имели место в истории еще во времена Ветхого Завета. По свидетельству Писания, Сам Бог повелел Моисею устроить ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма – «во Святом-святых» (Исх. 25, 10 — 17; 26, 33-34). Также Бог повелел Моисею сделать два золотых изваянных изображения херувимов и поставить их «во Святом-святых» по двум сторонам крышки, покрывавшей ковчег завета (Исх. 25, 18-22); повелел сделать и истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей «Святое-святых» от святилища (Исх. 26, 31-33), подобно тому, как ныне иконостас отделяет алтарь от самого храма; и сделать такие же изображения херувимов на тех попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх. 26, 1-37). Известно также, что Сам Бог повелел Моисею воздвигнуть медного змия в пустыне (Чис. 21, 8), и этот змий был образом нашего Спасителя, вознесшегося на крест (Иоан. 3, 14-15).   Построив иерусалимский храм, Соломон, по образу скинии, поставил в нем, в самой средине «Святое-святых», два изготовленных из кипариса и позолоченных изображения херувимов, которые одними крылами своими соприкасались друг с другом, другими достигали противоположных сторон храма (3 Цар. 6, 23-28; 2 Пар. 3, 10-13); изваял и написал херувимов на всех стенах храма (3 Цар. 6, 29; 2 Пар. 3, 7), а также соткал такие же изображения херувимов на церковной завесе (2 Пар. 3, 14). И Бог не только не осудил за то Соломона, но еще выразил особенное Свое благоволение и к строителю храма, и к самому храму: « Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (Исх. 9, 3). Иконы в Церкви

http://pravmir.ru/ikona-v-cerkvi-ikona-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010