102 Учение 12 апостолов, гл.8 (рус. пер. К. Попова , Киев, 1885). 103 1 Тим. 2:1; ср. Фил. 4:6. 104 Lange, I . Theologisch – homiletisches Bibelverk. Die Pastoralbriefe. v. con Oosterzee , Biel. u Leipz. 1874. S. 29. 105 Еф. 5:19 и Кол. 3:16. 106 Иак. 5:19. 107 Goltz E . Das Gebet in der ältesten Christentheit, Leipz. 1901, S. 183. 108 Ср. 1 Кор. 14:26: «егда сходитеся, кийждо вас псалом имать». 109 В древне-славянских апостолах: «в песнях и в хвалах и в гласех (или: славах) духовных». 110 Migne, Patr., s. gr. 62, col. 363. Богдашевский Д . Послание св. ап. Павла к Ефесянам, Киев 1904, стр. 621—622. 111 Goltz, D. Gebet 184. 112 Еф. 2:20. 113 1 Сол. 5:27. 114 Кол. 3:16. 115 Лк. 1:1. Смирнов , Богосл. апост. времени. Труды Киев Дух. Ак. 1873, II, стр. 96. 116 Иак. 3. 117 Евр. 13:7. 17; 1 и 2 Тим. и Тит. многие места. 118 Иак. 2:2—5. 119 Об Александрийский синагоге, построенной Осиею IV, Талмуд говорит: «там стояла 71 кафедра соответственно 71 старцы (синедриона) и стоили они 25 мириад. Молящиеся не сидели смешанно, но золотых дел мастера отдельно, серебрянных дел мастера отдельно, кузнецы отдельно, ткачи отдельно». Талмуд. Succa IV, I. 120 1 Кор. 14:16. Обе цитаты и у Дмитриевского А . Древне-иудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам (По поводу кн. А. Никитина под загл. Синагоги иудейские) Казань 1893. Авторитетнейший литургист в этой брошюре решительно отрицает, вопреки А. Никитину, какую-либо архитектурную зависимость христианского храма от синагоги, но допускает широкое влияние синагогального богослужения на наше: стр. 42 и д. 121 1 Кор. 16:13; 14, 35. 122 Фивейский М. свящ . Духовные дарования в первоначальной церкви. М. 1907, стр. 21—23. 123 1 Кор. 11:20. 124 Иуд. 12. 125 В параллельном месте 2 Петр. 2:13 вместо γαπαις стоит παταις (слав. «питающеся лестьми своими, ядуще с вами»); но ряд кадексов и так имеет γαπαις (Ватик. Вульг. перев. ефиоп. Пешито и др.). Batifoll (Agape в Etudes d’histoire et de théologie positive, Paris 1902), отрицающий существование агап, читает и в Иуд. 12 παταις (по нек. кодексам). Действительно, это единственное место в Н.З. и во всей тогдашней литературе, где слово γαπη имеет такой технический смысл. Везде в В.З., у LXX, в Н.З., у самого ап. Иуды (1 и 21 ст.) и у Филона (только один раз γαπη ) γαπη означает только любовь. Соколов П . Агапы или вечери любви в древне-христианском мире, Серг. пос. 1906, стр. 73—75.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

14–16 ст. Бедствия, испытываемые пророком от своих соотечественников, стали так велики, что превозмогли его слабые силы и сделались для него невыносимыми. Падая под бременем призвания, пророк неудержимо теперь взывает о своем тяжелом состоянии горькими до отчаяния воплями. Он проклинает день своего рождения и того мужа, который возвестил его отцу об его рождении. Эти проклятия следует понимать не буквально, не в смысле зложелательства, а в смысле выражения сознания невыносимой от бедствий жизни на земле. Проклятием дня рождения пророк горестно высказывает то, что день его рождения не может быть радостным, как начало такой несчастной жизни. Проклятием же неповинного в горестной жизни пророка человека-вестника обозначается напрасная радость отца о рождении сына, жизнь которого может причинить горе, а не радость отцу. Пророк Иеремия напоминает в данном случай многострадального праведного Иова, который под влиянием своей мучительной смертельной болезни (проказы), также проклял день своего рождения ( Uob. III гл.). Эти поступки двух ветхозаветных мужей не стоят в противоречии с праведною благочестивою их жизнью. Конечно, в словах их есть несовершенство, но это свидетельствует лишь о слабости человеческой природы, влияние которой сказывалось и на других великих избранниках Божиих не только Ветхого Завета (Пр. Илии, 3 Царств. XIX, 3–8; Моисей, Числ. ХХ, 11 – 12 ; Второз. XXXII, 48–52; Давид, 2 Царств. XI 14–17; Соломон, 3 Царств. XI, 5–8), но и Нового Завета (например св. апостолы; Петр, Мф. XXVI, 69–75 и Павел. Puмл. VII, 18–19 ; Кор. X, 12). Глава XXIII-я. Возвещение суда Божия над пастырями и лжепророками По предсказанию пророка, нерадивых пастырей иудейских, которые не заботятся о своих пасомых, постигнет наказание Божие (1–2 ст.). Это наказание Божие будет состоять в том, что Господь Сам вступится за рассеянных иудеев, поможет им возвратиться в свою землю и вместо прежних нерадивых пастырей даст им новых лучших пастырей. Под руководством новых пастырей народ будет благоденствовать и никто уже из среды его не погибнет (3–4 ст.). Но из этих добрых пастырей выделится Один Великий Пастырь. Он будет вместе с тем и Царем и воссядет на престоле Давида. Этот царственный Потомок Давида будет обладать свойствами праведности, мудрости. С воцарением-то Его и наступят благодатные времена спасения, когда и иудеи и израильтяне получат полную безопасность (5–6 ст.). Время пришествия сего Великого Царя-Пастыря произведет на евреев такое сильное впечатление, что это событие будет непрестанно в сознании и на устах у каждого подобно тому, как великие события в жизни народа, как например избавлено из египетского рабства, служили в народе предметом долгого воспоминания (7–8 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 7, «И ныне»: тропарь 4. 417 Триодь Постная. В Великую Субботу утра. Канон, песнь 6, тропарь 1. 418 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 52, 2//ΒΕΠΕΣ. 42, 16 (15–18). 419 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Рим. 13, 5//ПСТ. Т. 9. Кн. 2. СПб., 1903. С. 644; Он же. Беседа на Первое послание к Коринфянам. 42, 2–3//ПСГ. Т. 10. Кн. 1. СПб., 1904. С. 434–437; Там же, 17, 3. С. 166–167. 420 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Послание к Кор. 24, 4. С. 240–241; Он же. О том, что никому не должно отчаиваться…//ПСТ. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 379. См. и Похвалу 1–й статии: «Живота камень во чреве прием ад всеядец, изблева от века яже поглотити мертвыя». Эту же истину выражает и следующее песнопение: «Токмо водрузися древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи, егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом, явил еси нам спасение Твое, Святый: и славословим Тя, Сыне Божий, помилуй нас». (Минея, сентябрь 14–го дня. На Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста. Седален по первом стихословии). Муку, испытанную адом при виде Распятого Христа, очень выразительно описывает икос третьей Недели поста. Три креста воздвиг на Голгофе Пилат, два для разбойников и один для Живодавца. Ад, увидев последний крест, сказал своим служителям и силам: «О слуги моя и силы моя! Кто, водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми» (Триодь Постная. Неделя 3–я Поста, Крестопоклонная, икос). 421 Свт. Афанасий Великий. Послание к Эпиктету, еп. Коринфскому. Ст. 5//Творения. Ч. 3. С. 295. 422 Свт. Кирилл Александрийский. О вере истинной. Гл. 22//PG. 76, 1165. 423 Свт. Афанасий Великий. Против Аполлинария. Кн. 2. Ст. 15//Творения. Ч. 3. С. 355. 424 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. Κεφ. 13//PG. 89, 225 Α. 425 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 29. С. 197. 426

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

534 Пасхальный канон, песнь 1, ирмос. 535 Возглас на заупокойной ектений. Ср.: Октоих 4 глас, суббота, утреня, крестовоскресный канон, п. 1,2. 536 Пасхальная утреня, канон, п. 7, 2. 537 Октоих 4 глас, Неделя, тропарь; срав.: Октоих 2 гл. тропарь воскресный по великом славословии. 538 Октоих 7 глас. Неделя, утреня, 6-я стихира на хвалитех; Октоих 4 гласа, Неделя, кондак и др. 539 Октоих 8 глас, суббота, великая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». 540 Пяток Светлой седмицы, вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». 541 Триодь Цветная. Среда Преполовения Пятидесятницы, вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 542 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 29. 543 Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 1. 544 Суббота Ваий. Кондак. 545 Епископ Феофан. Толкование на 1 Кор. 15:21—22. M., 1882. С. 493. 546 Октоих 5 глас, суббота, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 547 Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1 канон, п. 9,2. 548 Пасха, кондак; срав.: Октоих 7 глас, Неделя, 1 канон, п. 5, 2. 549 Октоих 2 гл., Неделя, утреня, 1 канон, п. 8, 2; Неделя Ваий, 2 тропарь праздника. 550 Пасха, утреня. Слово огласительное св. Иоанна Златоуста. 551 Неделя 3-я Великого Поста, утреня, эксапостиларий. 552 Пасха, утреня, канон, п. 7, 3. 553 Пасха, стихиры, стихира 1 -я. 554 Пасха — «прохождение» (евр.). 555 Пасха, утреня, канон, п. 5, 2 и п. 4, 2. 556 Пасха, утреня, ексапостиларий. 557 Пасха, стихиры, 1-я стихира и канон, п. 5, ирмос. 558 Пасхальная утреня, канон, п. 9, 3-й припев. 559 Октоих 3 глас., суббота, великая вечерня, 1-я и 2-я стихира на стиховне; 6 глас, суббота, великая вечерня, 6-я стихира на «Господи, воззвах» и др. 560 Пасха, утреня, канон, п. 4, Богородичен. 561 Пасха, утреня, канон, п. 3, 1. 562 Октоих 6 глас, Неделя, 2 канон, п. 9. 563 Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1-я стихира на хвалитех; срав.: припев к 9-й песни Благовещения. 564 К этому времени те, кто несет запрестольный Крест, хоругви, фонарь и образ Воскресения должны встать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи; сюда же встают и певчие (обычно тот, кто несет фонарь встает заранее, в конце полунощницы, далеко от солеи (почти на середину храма); пред ним, ближе к солее, встает несущий Крест, еще ближе к солее — те, кто несет хоругви и свещеносцы с большими свечами; еще ближе — певчие в рядах; около же самой солеи — несущие образ Воскресения, храмовый и чтимый образ). Все встают сначала лицом к востоку, а когда начинается шествие, то сразу все обращаются на Запад и спокойно, не стесняя друг друга, открывают шествие. За певчими и иконой Воскресения идут попарно: диаконы с кадилами и священники (младшие). За священниками, в середине, идет настоятель с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой. За ним справа — старший диакон со свечой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Примечание. Нельзя совершать несколько браков (т.е. венчать несколько пар) за один раз (Ук. Синода 16 Янв. 1757 г.). Брак должен быть совершен священником того прихода, к которому принадлежит жених или невеста. Это церковное постановление, внесенное в Кормчую книгу (гл. 50), было строго подтверждено духовным регламентом (ч. 2, ст. 12) и подтверждалось последующим законодательством церковной правительственной власти. Оно предполагается и гражданскими законами, в статьях о совершении браков (ст. 25). Повторные браки Христианство, согласно с первоначальным законом брака, положенным Творцом при создании людей, решительно отвергает одновременное многобрачие (полигамию) и освящает союз только из двух лиц - одного мужа и одной жены (моногамия). Вступление в новый брак при существовании прежнего всегда считалось и считается преступлением для христиан как по церковным правилам, так и по гражданским законам. Но запрещение многобрачия не относится к повторным бракам, заключаемым после прекращения первого брака смертью одного из супругов или, в известных случаях, законной властью. Слово Божие прямо говорит: " жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только о Господе " , - т.е. по христианскому закону (1 Кор. 7:39; ср. Рим. 7:2-3). Молодым вдовам Апостол Павел даже советует вступать в брак, чтобы не подавать противнику никакого повода к злоречию (1, Тим. 5:14). На основании Слова Божия Церковь никогда не возбраняла вдовствующим второго брака; напротив, она осуждала некоторых еретиков, которые считали второй брак грехом и не хотели иметь церковного общения с второбрачными (Вас. Вел. пр. 41; I всел. 8). Впрочем, Церковь видела во втором браке некоторое несовершенство христианской жизни и на дозволение этого брака смотрела как на снисхождение к человеческой немощи, так как само Слово Божие ставит двубрачие ниже единобрачия (1 Кор. 7:8-9, 40) и запрещает возводить двоеженцев на степени духовной иерархии (1 Тим. 3:2-12; Тит. 1:6). Поэтому, Церковь своими правилами не оставляла второго брака без очищения покаянием и налагала на второбрачных некоторую епитимию, а именно - непродолжительное отлучение от св. Причастия, с пребыванием в молитвах и посте (Лаод. 1; Вас. Вел. 4). Сам чин венчания для второбрачных установлен иным, чем для первобрачных, - с молитвами о даровании брачующимся покаяния и очищения их немощи. Взгляд Церкви на второй брак выразился также и в том, что одним из своих правил она не позволяет пресвитеру разделять брачное торжество с второбрачным, которому прилично не веселиться, а приносить покаяние (Неок. 7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

66 В том же собран. т. IV. стр. 43. 67 Учебная физиология Германа стр. 176.228. 68 См. об этом у Ушинского в книге: «Человек как предмет воспитания», гл. XI. пл. 5.6, стр. 87; у Секки. в книге: «Единство физических сил». 69 См. сборник лекций профессора Киевской Дух. Академи, изд. По случаю юбилея Академии. 70 Слово «противу гневающихся» в собраниях нравственных слов Василия Великого, избранных Симеоном Метафрастом, в рус. Перев. Изд. 1855 г., стр. 149. 71 Хотя в предлагаемой повести говорится о черве неусыпающем, а не об огне неугасающем, но мы приводим её здесь, как повесть, подтверждающую наши мысли о том, что адские мучения будут замкнуты внутри мучащихся грешников. О самом черве неусыпающем речь будет ниже. 72 Собрание сочинений и писем Святогорца о св. горе Афонской, т. I, гл. 36, стр. 162—164. 73 Трудно самому больному горячкой переноситься умом от обхватившей болезни к геенскому пламени, даже едва ли это возможно; удобнее наблюдать над больными этого рода со стороны. 74 Слово 1 к Федору падшему в «Хр. чт.» 1844 г. 1, 336. 75 Блажен. Феофилакт. например, в своем толковании на слова евангелия о черве неумирающем и огне неугасающем говорит: «червь и огонь, терзающие грешннков, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, содеянных в сей жизни». Цит. у епископа Михаила, в его толковом евангелии на евангелиста Марка гл. IX, ст. 49—50. Сам Михаил одних мыслей с бл. Феофилактом. То же у Августина в его de civil. Dei XXI. 9 п. 2; 10 п. I; у Оригена. Амвросия и Иеронима. 76 Нравств. слова Василия Великого, избран. Симеоном Метафрастом. в русск. переводе, по изд. 1854 г. стр. 161. Православная церковь, согласно с Васил. Велик., признает червя неумирающего в буквальном же смысле. Чит. в Догм. богословии Макария и Антония. 77 Превращения в мире животных. А. Катрфажа, изд. 1859 г. стр. 145. 78 Бог в природе по Камиллу Фламмарнону, изд. Под ред. Чистякова, стр. 124—126. 79 Сборник лекций профессоров Киевской духовной академии. Киев. 1869 г. стр. 210—211. 80 Малакии — от греческого слова μαλακα «malakos», которое имеет несколько значений: 1) мягкий, 2) женственный, 3) неопределённый. Мнение богословов по поводу, что имеется в виду под этим словом в 1 Кор. 6:9, расходятся: одни считают, что малакиями назывались мужчины-проститутки, тогда как другие полагают, что малакии — это люди без определённой сексуальной ориентации, включая кроссдрессеров (мужчин, одевающихся, как женщины). Так или иначе, вышеупомянутый грех является сексуальным грехом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3075...

См.: Ιω. Ν. Θεοδωρακοπολου. Εισαγωγ εις τον Πλτωνα. Αθναι, 1941. Σ. 195. 874 Μ. Κριτοπουλου. " Ομολογα…//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 548. 875 П. Ν. Τρεμπελα. Υπμνημα ες το κατ Λουκαν Ευαγγλιον. θηναι, 1952. Σ. 269. 876 Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. 4. Гл. 25: О слепце Дидиме. М.: Росспэн, 1996. С. 193. 877 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопр. 19//ΒΕΠΕΣ. 35, 105 (9–23). 878 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении…//ПСТ. Т. 9 С. 930. 879 Он же. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 28. Ст. 3//М., 1993. Т. 2. С. 317–318. 880 Преп. Иоанн Синайский. Лествица. Сл. 26. О рассуждении помыслов, и страстей, и добродетелей. Ст. 107. 881 Νικοδημου γωρετου. Να Κλμαξ… Κωνστανπνουπλει, 1844. Σ. 300–301. · 882 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 13. Μ., 1992. С. 36–37. 883 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Μ., 1993. Беседа 28. Гл. 3. 884 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. Л. 46. 84 С; сщмч. Иустин Философ. Беседа 5, 3//ΒΕΠΕΣ. 3, 214; свт. Ипполит Римский. Слово к эллинам//ΒΕΠΕΣ. 6, 227. 885 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. Αθναι, 1961. Τ. 3. Σ. 383. 886 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. 46, 85В. 887 Νικοδημου γιορετου. " Εορτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 400. 888 Π. Ν. Τρεμπελα. πμνημα εις το κατ Λουκαν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 487. 889 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 20//ΒΕΠΕΣ. 35, 105 (24–35). 890 Ευγ. Βολγαρη. Αδολεσχα Φιλθεος (4). Αθναι, 1962. Σ. 176. 891 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 39, 3//PG. 61, 335–336. Он же. На Посл. к Евр. беседа 28, 1//PG. 63, 192. 892 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа на Лк. 16, 19//PG. 72, 821, 824, 825: «Суд будет после Воскресения мертвых, как записано повсюду в Священном Писании, Воскресение же будет не прежде сошествия к нам с небес Христа в славе Отчей со святыми Ангелами […]. Но поскольку Христос еще не явился, то и Воскресения не произошло и воздаяния по делам не последовало». 893

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

  3. Что есть диакон?    Диакон (δικονος) буквально значит слуга, служитель. Этими двумя значениями это слово и выражено в нашем славянском переводе св. Евангелий и посланий апостольских. Так И. Христос говорит Своим ученикам: иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга (диакон) (Матф. XX:26; смотр. подобные места Mamф.:XXIII, 11; Марк. IX:35, и т. д.). Св. ап. Павел называет ап. Тимофея служителем (диаконом) И. Христа (1 Тим. IV:6: „добр будеши служитель И. Христу“); равно и себя он называет слугою (диаконом) Божиим: „во всем представляюще себе яко Божия слуги» (2 Кор. VI:4); а в другом месте он называл слугами (диаконами) Христовыми и себя и других апостолов (1 Кор. IV; 1: „тако нас да непщует человек, яко слуги Христовы»).    Но кроме сего обыкновенного употребления в греческом языке имени диакон, диаконами в новом завете называются особенного рода слуги – служители св. церкви, именно: лица, составляющие в иерархии Христовой церкви низшую степень. Что таковая степень в иерархии Христовой церкви действительно установлена по повелению Божию, или по распоряжению Всесвятого Духа, и составляет степень особую от степени епископа и пресвитера, это неоспоримо. Ибо    а) Св. ап. Павел в своем послании к Филипписеям, желая благодати и мира всем святым (т. е. истинноверным), находивщимся в городе Филиппах, явно различает в них епископов и диаконов, как особенные звания. Он говорит: Павел и Тимофей, раби Иисус Христови, всем святым о Христе Иисусе, сущим в Филиппех с епископы и диаконы, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа И. Христа (Филип. I:1). Если бы эти епископы и диаконы не составляли между верующими в Филиппах какого-либо особенного звания, то св. апостол не отличал бы их ни от верующих вообще, ни друг от друга. А если бы они существовали в Христовой церкви не по установлению Божию, то он отнюдь не упомянул бы ни о каких других званиях, которые в Филиппах, конечно, были.    б) Еще св. апостол в послании к Тимофею отделяет диаконов и от пресвитеров, которых он там называет епископами, и от верующих вообще. Именно, показав Тимофею, каковы должны быть епископы (пресвитеры) (1 Тимоф. III, 1 – 7), он далее показывает, каковы должны быть диаконы (1 Тим. гл. III, ст. 8, 9, 12). Для чего он это делает, если не для того, что звание диаконов было отличное от пресвитерского, и что Тимофею должно было в Ефесе избирать из верующих и поставлять в пресвитеров и диаконов мужей достойных сего звания, как заповедал он Титу поставлять пресвитеров в Крите (Тит. I:5): сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши во всех градех пресвитеры? И как могло быть такое звание, ежели оно не было Божественного установления?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

С другой стороны, при развитии жизни церкви и церковной дисциплины, появились церковные правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения – 2, 3, 6, 7, 10 и более лет (см. правила Анкирского собора 5, 6, 7, 8, 9,16, 21. Василия 61, 64, 82, 73. Первого Всел. Собора 12 пр. Петра Ал. 8 пр. Дионисия 2 и 4, Тимофея 5 и 7 пр.). Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники. (См. прав. 13 Первого собора, Карфагенского 7 пр., Григория Нисского 5 и 2 пр. и рассказ о старце Серапионе в Ц. Ист. Евсевия кн. VI. гл. XLIV.) Клирики, согрешившие грехом смертным, низводились со своей степени, но не лишались причастия Св. Тайн (Васил. 32, 51). Женам, находящимся в очищении, запрещалось причащаться (канон, послание св. Дионисия Алек, к епископу Василиду пр. 2. Тимоф. пр. 7). Двоеженцы отлучались от св. причащения на один или два года (Неокесар. пр. 7, Лаодик. 1 прав., Василия Великого 4 пр.). Вышедшие замуж без согласия отца или господина отлучались на 3 года от причащения (Васил. 38 пр.). Вдовица 60-летняя, если бы захотела выйти замуж, должна была лишаться св. причастия, доколе не оставляла страстной нечистоты (Васил. 24). Верные, одержимые бесом, ежели не нарушали тайны и не хулили, могли причащаться по временам (Тимоф. 3 пр.). Муж и жена, преспавшие ночью, по утру не должны были причащаться (Тимоф. 5). Готовящийся к причащению и нечаянно проглотивший воду мог причаститься (Тимоф. 16). Кто не ходил в церковь три недели, тот лишался св. причастия (Шест. 80 стр.). Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Относительно апостольского времени с несомненностью нужно сказать, что Св. Дары принимались не натощак, как это можно заключить из речи ап. Павла к Коринфским христианам (Коринф. 11 гл. 20–34 ст.). Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Так, Тертуллиан , имея в виду причащение на дому, говорит жене (кн. 2): «Не узнает ли супруг, что ты тайно прежде всякой пищи вкушаешь.» У св. Златоуста в беседе 27 на 1 Кор. мы читаем: «Ты постишься пред причащением, дабы всячески быть оного достойным» Св. Киприан (письмо 63), Василий Великий (беседа 1 о посте), св. Григорий Наз. (слово 40) и другие отцы представляют эту практику как результат традиции, сохраняемой везде. А бл. Августин даже видит благодать Св. Духа в этом общем единении церквей. Угодно было Св. Духу, пишет бл. Августин, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи (epist ad Januar. Из Martigny 168 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

IV. Православная Церковь указанные ветхозаветные книги называет наследием, принятым от ветхозаветной еврейской церкви, ибо евреям было вверено слово Божие, как о том говорит св. апостол Павел в своём послании к Римлянам (гл. 3, ст. 1 и 2), а новозаветная Церковь приняла эти книги от евреев. В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Юдифь, в) Книга премудрости Соломоновой, г) Книга Иисуса, сына Сирахова, д)» Книга пророка Баруха, е) Три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры. Однако, эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: A. Евангелия: 1. от Матфея (Матф.) 2. от Марка (Марк или Мк.) 3. от Луки (Лука или Лук.) 4. от Иоанна (Иоанн или Ин.) Б. 5. Деяния св. апостолов или Апостольские деяния (Деяния). B. 14-ть посланий святого апостола Павла: 6. к Римлянам (Рим.) 7. I к Коринфянам (I Кор.) 8. II к Коринфянам (II Кор.) 9. к Галатам (Гал.) 10. к Ефесянам (Еф.) 11. к Филиппийцам (Фил.) 12. к Колоссянам (Кол.) 13. I к Солунянам (Фессалоникийцам) (I Сол. или I Фес.) 14. II к Солунянам (Фессалоникийцам) (II Сол. или II Фес.) 15. I к Тимофею (I Тим.) 16. II к Тимофею (II Тим.) 17. к Титу (Тит.) 18. к Филимону (Филим.) 19. к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов , а именно: 20. послание св. Иакова (Иак.) 21. I послание св. Петра (I Петр.) 22. II послание св. Петра (II Петр.) 23. I послание св. Иоанна (I Иоан.) 24. II послание св. Иоанна (II Иоан.) 25. III послание св. Иоанна (III Иоан.) 26. послание св. Иуды (Иуда) Д. Апокалипсис или Откровение св. апостола Иоанна (Откров.) VI. В евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие»– греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше чего более отрадного ничего нет. Первые три евангелия были написаны в период от 50-го до 70-го г. после Рождества Христова, а евангелие св. Иоанна около 90 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010