Огромное значение томоса собора 1180 г. состоит в свидетельстве о том, что мнение о принципиальной разности богопочитания в христианстве и исламе было засвидетельствовано Церковью соборно, притом двукратно и несмотря на угрозы и давление со стороны официальной власти. И позднее, в трудах полемистов — Отцов Церкви это убеждение продолжает уверенно звучать. Например, святитель Симеон Фессалоникийский называет мусульман язычниками и делает это сознательно: по его мнению, мусульмане, не приняв истинного понимания о Боге, в Троице славимом, по сути не ушли от язычества, по-прежнему не имея истинного учения. Запись о соборных прениях архиереев и императора у Никиты Хониата пользовалась известностью, позднее ее использует в своей “Хронике” в стихах Ефрем а также другие византийские историки. Сам же томос, по-видимому, не был так хорошо известен, до недавнего времени он считался утраченным, пока Даррузес не опубликовал его по единственному сохранившемуся списку. По причине большой значимости этого канонического документа, мы приводим полный перевод текста. Томос Константинопольского Собора 1180 года 4 Святейшая Церковь издревле и даже до настоящего времени имела общеизвестные огласительные книги, в том виде, как они были изначально составлены. В числе других изречений в этих книгах располагается следующее: “сверх всего этого, анафематствую бога Мухаммедова, о котором тот сказал, что он есть бог единый, бог PlTsfuroj, не родил он и не был рожден, и не явился никто, подобный ему”. Сделано было это так как, с одной стороны, сам Мухаммед объявил неверное понимание Бога с этим термином PlTsfuroj, как по крайней мере поняли тогда, и в то время, когда через опубликованную им книгу Коран он передал окружавшим его людям, которые не имели прежде большего количества гнусных и негодных вещей. Но приходящие из мусульман к Божественному крещению и, согласно обыкновению, оглашаемые, обращая внимание на изречение о боге Мухаммеда, постоянно приходят в затруднение об этом, остерегаясь явно анафематствовать Бога по имени и по причине их некультурности и незнания грамоты, и потому как совершенно не знают, что означает PlTsfuroj. Ибо бог PlTsfu­roj — не Бог для них, и мусульмане свидетельствуют, что никогда не слыхали о таковом, если даже и нечто иное подразумевал под этим словом тот, кто составил огласительные книги.

http://pravmir.ru/tomos-konstantinopolsk...

Второй пример – история легкомысленной и несчастной вдовы блистательного императора Мануила I Комнина (1143–1180) антиохийской княжны Марии и их сына малолетнего царя Алексея II Комнина (1180–1183). Это была женщина красивая и даже чрезвычайно красивая. «В сравнении с ней, – писал современник, – решительно ничего не значили и всегда улыбающаяся и золотая Венера, и белокурая и волоокая Юнона, и знаменитая своей высокой шеей и прекрасными ногами Елена, которых древние за красоту обоготворили, да и вообще все женщины, которых книги и повести выдают за красавиц» . В декабре 1160 года Марию ввели в храм Святой Софии, где Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг (1156–1169) венчал их брак с Мануилом I, и голову невесты украсил еще и царский венец . Увы, ни красота, ни сан не спасли ее. В 1180 году император скончался, и Мария осталась вдовой. Она недолго смиряла свою плоть и вскоре увлеклась одним молодым аристократом, вследствие чего ее репутация, тем более что она была иностранкой, резко упала. Ситуация усугубилась тем, что царица отдавала явное предпочтение латинянам в ущерб природным византийцам. Едва ли не каждый европеец без звания и статуса мог прийти к ней и получить высокую должность в государственном управлении. Брезгуя соотечественниками и не доверяя им, царица поручала важные дела латинянам, щедро оплачивая самые незначительные услуги. Естественно, те стали относиться к византийцам как к людям «второго сорта», а те возненавидели их до крайней степени . Вначале против царицы поднялась кесарисса Мария – дочь императора Мануила I от первого брака. Она организовала заговор против ненавистной ей мачехи, причем в число заговорщиков вошли представители самых известных семей Византии . Правда, заговор оказался неудачным. Но константинопольцы дружно заступились за дочь великого Мануила I, которая выступила под знаменем защиты национальных интересов, и потребовали ее освобождения от суда и ареста. Разъяренная толпа затопила собой Константинополь, разграбляя дворцы и дома людей, близких к царицеМарии и к ее воздыхателю. «Это была священная война, – говорил очевидец тех событий Евстафий Солунский, – не потому, что церковные люди принимали в ней участие или что она началась в ограде и притворах церкви Святой Софии, но по мысли, которая воодушевляла константинопольскую чернь» .

http://pravoslavie.ru/59983.html

3.) Если в древних церквах где есть приделы, то они находятся или на хорах 167 , или же в диакониках, что самое и служит признаком последующего построения. Так и Соф. собор, до ныне находясь по главному своему фасаду в неизменном расположении, не имеет открытых приделов, кроме устроенных в диаконике и особенных отделениях. 4.) О преставльшихся святителях в 1186 году и брате его Григории в 1193 году и погребенных в Соф. соборе на том месте, где ныне придел св. Иоанна Предтечи, сказано в летописи, что они погребены в притворе св. Софии 168 . Равным образом о князе Мстиславе Ростиславиче, скончавшемся в 1178 году, сказано: «и положиша и в святей Софии в притворе» 169 ; а о другом князе Мстиславе Ростиславиче святом, скончавшемся в 1180 году, пишется: " и положиша и в святей Софии у святыя Богородица» 170 . А посему устроение придела Рождества пресв. Богородицы, как древнейшего из приделов соборных, должно полагать между 1178 и 1180 годами. Прочие приделы строены уже после, по распоряжению новг. святителей. Таким образом, из числа приделов Соф. собора первый по древности есть придел Рождества пресвятой Богородицы с южной стороны, устроенный около 1180 года. Придел сей выдается к востоку не только алтарем, но и самою церковью. От южной паперти, ведущей в главный храм, отделяется стеною с дверями, где помещены Шведские или Сигтунския врата. Величина придела в длину 2 саж. 3 вершка, а в ширину 2 саж. 1 арш, 6 вершк., алтарь его в длину 1 саж. 2 арш. 5 вершк., а в ширину 3 саж. 3 вершка. Второй придел во имя Богоотец Иоакима и Анны, также выдавшийся к востоку, находится подле Богородице Рождественского и отделяется от него стеной, в которой выбрана арка для помещения в оной мощей св. Никиты, епископа новгородского. Когда устроен Иоакимовский придел, неизвестно. Впрочем нельзя думать , что на месте его была первоначальная церковь Богоотец Иоакима и Анны, построенная первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином 171 , хотя и в воспоминание ее построен нынешний придел. Известно только то, что он существовал до XVI века; а в 1558 году по обретении мощей св. Никиты, алтарь в нем был распространен 172 . В настоящее время длиною придел сей 1 саж. 1 арш. 12 вершк, шириною 1 саж. 2 арш. 2 вершка; длина его алтаря 2 саж. 1 верш., а ширина 4 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Петра провели лишь после возвращения К. из Юж. Италии). Уже в первые недели в Риме К. удалось добиться от влиятельных рим. семейств признания его законным папой и получить от них клятву верности. Затем он направился на юг Италии для решения ряда политических проблем и лишь по возвращении в Рим в дек. 1120 г. смог приступить к подготовке штурма Сутри, где укрепился антипапа Григорий VIII. 17 апр. 1121 г. К. с большим войском подошел к крепости; после 8-дневной осады горожане выдали антипапу. Доставленный к стенам Рима Григорий VIII, одетый в овечьи шкуры, был усажен на верблюда лицом назад и провезен через весь город. После недолгого заключения в замке при Септизонии антипапу отправили в монастырь Ла-Тринита-делла-Кава близ Салерно (впосл. там же провел последние дни своей жизни антипапа Иннокентий III (1179-1180)). После повторного запрета светской инвеституры Реймсским Собором и церковного отлучения имп. Генрих V в июне 1121 г. предпринял попытку силой укрепить свою власть в Римско-германской империи, выступив против архиеп. Адальберта Майнцского (1111-1137), которого К. назначил папским легатом. Архиеп. Адальберт собрал армию, чтобы противостоять императору, однако войны удалось избежать. На имперском сейме в Вюрцбурге (сент. 1121) состоялись переговоры между императором и сторонниками К. Подписанное по итогам переговоров соглашение предполагало подчинение императора Римскому папе, восстановление мира в империи, возвращение незаконно захваченных в ходе войн владений, однако вопрос об инвеституре там не затрагивался (Conventus Wirceburgensis//MGH. Leges. T. 2. P. 74). Узнав о подписании соглашения, К. отправил в Германию легатов - кард. Ламберто Сканнабекки (буд. Римский папа Гонорий II ) и кардиналов Григория и Сасса. Для окончательного решения вопроса об инвеституре планировалось провести Собор в Майнце, однако в соответствии с интересами императора соборные заседания были перенесены в г. Вормс. Собор в Вормсе состоялся во 2-й пол. сент. 1122 г. в присутствии императора, имперского духовенства и папских легатов.

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАТЕРАНСКИЙ III СОБОР (Март 1179), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признается XI вселенским Собором; созван папой Римским Александром III (1159-1181). Поводом к созыву Л. С. стало завершение длительной схизмы в католической Церкви, когда Александру III последовательно противостояли антипапы Виктор IV (V) (1159-1164), Пасхалий III (1164-1168) и Каллист III (1168-1178), поддержку к-рым оказывал имп. Фридрих I Барбаросса (1155-1190). После 5-го похода императора в Италию, закончившегося его поражением от войск Ломбардской лиги в битве при Леньяно (29 мая 1176), Фридрих Барбаросса начал переговоры с папой Александром III и его союзниками. Заключив мир в Венеции (июль 1177), Фридрих Барбаросса признал Александра III законным папой Римским и прекратил оказывать поддержку Каллисту III. Герм. епископы отказались от паллиев, полученных от «имперских антипап». В марте 1178 г. папа Александр III при поддержке имп. войск вступил в Рим, 29 авг. того же года Каллист III отрекся от Папского престола. Вскоре после этого Александр III направил в европ. страны легатов с приглашениями на Собор, намеченный на 1-е воскресенье Великого поста следующего года (18 февр. 1179). Сохранились папские послания, датированные 21 сент. 1178 г. и адресованные прелатам Тосканы, Венгрии и архиеп-ства Бурж (PL. 200. Col. 1184-1185). Акты Л. С. не сохранились; ход Собора можно реконструировать лишь приблизительно на основе имеющихся источников. Присутствовавший на Соборе Вильгельм, архиеп. Тирский (1175-1186), включил краткое сообщение о Л. С. в свою «Хронику» ( Willelmi Tyrensis Chronicon. 1986. Р. 997-998). «По просьбе святых отцов», принимавших участие в Соборе, он также составил акты и список участников Л. С. Копия этого труда находилась в архиве Тирского архиеп-ства (до наст. времени не сохр.). Клирик Вальтер Мап († 1209/10), один из представителей на Соборе англ. кор. Генриха II (1154-1189), включил воспоминания о Л. С. в соч. «О забавах придворных» ( Walter Map. 1983). О Соборе упоминается в хрониках Альберта из Штаде (MGH. SS. T. 16. P. 348-349), Арнольда Любекского (MGH. SS. T. 21. P. 132), Роджера из Ховедена (Gesta regis Henrici secundi. 1867. P. 222-238; Chronica magistri Rogeri de Houedene. 1869. P. 173-189), Гервасия Кентерберийского ( Gervase of Canterbury. 1879. P. 278-292), Вильгельма Ньюбургского ( William of Newburgh. 1884. P. 206-223), Радульфа из Дицето ( Radulfi de Diceto. 1876. P. 430), Матвея Парижского ( Matthaei Parisiensis. 1866. P. 411-414), в трактате Петра Кантора «Сокращенное слово» (PL. 205. Col. 158, 235) и др.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

859-871/72)     Михаил II   (871/72-21.08.903)     Иоанн VII Майюма   (?)     Христодул (Абд аль-Масих)   (17.06.907-21.11.932)     Евтихий II (Сайд)   (6 или 7.02.933-11 или12.05.940)     Софроний II   (?)     Исаак   (авг. или сент. 941-954)     Иов (Иаков)   (ок. 954-7.09.960)     свт. Илия I   (июнь или июль 964-нач. 972)     Илия II   (после 972-12.05.1000)     свт. Арсений I    (17.06.1000-4.07.1010)     Феофил II (Филофей)   (1010?-1020?)     Георгий II   (2.04.1021-1036 или 1052)     Леонтий   (1052-1059)     Александр II   (1059-1062)     Иоанн VIII Кодонат   (1062-1100)     Савва   (после 1100-1122)     Феодосии П   (1122-1137)     Кирилл II   (?-?)     Евлогий II   (?-?)     Софроний III   (упом. в 1166)     Илия III   (ок.1171-ок. 1175)     Елевферий (Альфтер)    (ок. 1175-1180)     Марк III   (ок. 1180-1209)     Николай I   (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243)     Григорий I   (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263)     Николай II   (ок. 1243 или 1263-1276)     Афанасий III Синаит    (1276-ок. 1308 или 1316)     Григорий II   (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354)     Григорий III   (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366)     Нифонт   (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385)     Марк IV   (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389)     Николай III    (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98)     Григорий IV   (ок. 1397/98-ок. 1412)     Николай IV   (ок.1412-ок. 1417)     Афанасий IV   (ок. 1417-ок. 1425 или 1428)     Марк V   (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437)     Филофей I (Феофил)   ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459)     Марк VI   (1459-ок. 1484)     Григорий V   (1484-ок. 1486)     Иоаким I Афинянин   (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом)     Филофей II   (упом. в 1523)   VI   (?)     Сильвестр Критянин   (12.04.1569-июль 1590)     Мелетий I Пигас   (5.08.1590-13.09.1601)     Кирилл III Лукарис    (1601/02-4.11.1620)     Герасим I Спарталиот   (30.11.1620-30.07.1636)     Митрофан Критопул   (сент. 1636-20.05.1639)     Никифор Кларонцан   (кон. мая 1639-апр.1645)     Иоанникий Киприот   (9.06.1645-15.09.1657)     Паисий   (15.10.1657-ок.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

При переводе визант. Синаксарей память О. как епископа Коронеи под 8 дек. попадает в нестишные славяно-рус. Прологи XII-XIII вв. (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 442-444) и в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) под 8 дек. без сказания и 7 сент. (как епископ Колофона) со сказанием, как и в визант. Синаксарях ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 30; Т. 1. С. 43). В древнерус. Прологах в ВМЧ О. упоминается с теми же апостолами, что и в визант. традиции, без сказания под 8 дек. (ВМЧ. Дек., дни 6-17. Стб. 762). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского отмечена память О. под 7 сент. и воспроизведено сказание из визант. Синаксарей, при этом объединены места его служения как епископа Колофона и Коронеи и добавлено, что он предал дух свой Господу пострадав от множества ран ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 41). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, данные сведения представлены в кратком пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 255). Эта же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», при этом в сказание под 7 сент. добавлено предание о том, что О. пострадал в г. Парий (недалеко от Эфеса) на берегу Геллеспонта вместе со своим рабом Порфирием, будучи растерзан дикими лошадьми (ЖСв. Сент. С. 62; Янв. Кн. 1. С. 58). Это сказание, взятое у архиеп. Сергия ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 362; ср.: Димитрий (Самбикин). 1907. С. 145), является результатом путаницы со сведениями из Василия II Минология 1-й четв. XI в. и др. греч. Синаксарей под 16 июля, в к-рых речь идет о мучениках Онисифоре и Порфирии (PG. 117. Col. 545). В совр. греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 7 сент. об О. сказано, что «он помогал ап. Павлу в заточении и затем стал первым епископом Колофона. Впоследствии идолопоклонники подвергли его многим мучениям, привязав к диким лошадям, которые его растоптали» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 121-122). Тем не менее в исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита путаницы О. с др. святым нет ( Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 116-117; Т. 2. С. 509). Под 7 сент. и 8 дек. память О. закрепилась в совр. календарях Греческой Церкви ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 365) и РПЦ (ПЦК. 2018. С. 224, 300).

http://pravenc.ru/text/2578429.html

– Крест остается на аналогии посреди храма до отдания праздника (см. 21 сент.). – На литургии положено «входное»: «Возносите Господа»; вместо пения Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко»; вместо «Достойно» – ирмос праздника (см. выше, 8 сент.). – Отпуст (см. Служебн., «Отпусты дневнии») – тот же, что и дневной в среду и пяток (но так как на утрени в этот день полагается петь «Воскресение Христово видевше» и при поклонении кресту славится «и святое воскресение», то в современной богослужебной практике принято указанный отпуст начинать словами: «Воскресый из мертвых»). – Этот праздник относится к числу дванадесятых. В церковном отношении он, имея один день предпразднства и семь дней попразднства, продолжается с 13 по 21 сентября, причем суббота и неделя пред праздником и после праздника называются субботой и неделей пред Воздвижением и по Воздвижении и имеют евангельское и апостольское чтения, относящиеся ко кресту (см. 9 и 15 сент.). Парем. 1, 2 и 3-ю сл. 10 июля. Утр. Ев. Ап. и Ев. см. 1 августа. См. Аще случится праздник сей в неделю, ничтоже поется воскресно, точию «Воскресение Христово»; но всю службу поем праздника. В день Воздвижения сыра и яиц, и рыбы никакоже дерзнем коснутися (Уст., 14 сент.), так как почитание креста состоит в умерщвлении плоти. Успение во святых отца нашего архиепископа Константина града, Златоустого. Он скончался 14-го сент. 407 г. См. 13-го нояб. Восследование св. Иоанна Златоуста в сей день «не поется Воздвижения ради честного креста»: оно отправляется 13 ноября (в день возвращения св. Иоанна из ссылки). Муч. Папы. Родом из г. Ларанды (в Ликаонии), он терпел мучения сначала в этом городе, потом в Диокесарии и, наконец, в Селевкии Исаврйской, при Максимиане. Его били розгами, терзали железными когтями, сокрушили лицо его до неузнаваемости и принуждали идти в дальний путь в сапогах с железными гвоздями внутри и, наконец, привязали к бесплодному дереву, где он и скончался. Сначала днем памяти его было 14 сент., но затем она была перенесена на 16 мар., вследствие празднования 14 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Нектарий печерский, 29 нояб. Неофонт , еп. урбнисский, 28 окт. Нестор некнижный печерский, 28 авг. Неувядаемый цвет – иконы Божией Матери, 3 апр. Нечаянная радость – иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Никандр преподобный городно-езерский, 15 мар. Никейской иконы Божией Матери, 28 мая. Никита муч. албанский, 4 апр. Никита , еп. Ремешек, 24 июня. Никифор преподобный важеозерский, 9 февр. Никифор Алфанов, 17 июня. Никодим кожеозерский, 3 июля. Никодим , архиеп. сербский, 30 авг. Николай воин болгар., 24 окт. Николай псковский юродивый, 28 февр. Николай , еп. тмутараканский. Нил преподобный сорский, 7 апр. Нифонт телеговский устюжский. Новгородской иконы Божией Матери, 20 дек. Новоникитской иконы Божией Матери, 15 сент. Овиновской иконы Божией Матери, 15 авг. Озерянской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Оковицкой иконы Божией Матери, 8 июля. Оконской иконы Божией Матери, 30 июля. Олег , князь брянский, 20 сент. Онисим , затворник печерский, 21 сент. Онисифор , исповедник печерский, 9 нояб. ОнуФрий вологодский,12 июня. Онуфрий мальский, 12 июня. Онуфрий печерский, 21 июля. Оранской иконы Божией Матери, 21 мая. Орловской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Павел муч. русский, 6 апр. Павел печерский, 21 сент. Павел печерский другой, 28 авг. Павел ростовский, 22 окт. Паисий галицкий, 23 мая. Паисий печерский, 28 авг. Памва преподобный, затворник печерский, 28 авг. Панкратий печерский, 28 авг. Пафнутий затворник печерский, 28 авг. Пахомий мученик, 7 мая. Пахомий нерехтский, 23 мар. Пахромской иконы Божией Матери, 3 дек. Пергий печерский, 21 сент. Петровской иконы Божией Матери, 24 авг. Петр казанский мученик, 24 марта. Петр царь болгарский, 30 янв. Петр преп. коришский, 5 июня. Петр печерский подвижник, 28 авг. и 21 сент. другой. Петр спасокаменский вологодский. Пименовской иконы Божией Матери, 6 июня. Пимен постник, 28 авг. Питирим епископ пермский, 29 янв. Пирр бретский груз., 7 мая. Пиор , затворник печерский, 28 авг. Поликарп преподобный брянский, 23 февр. Почаевской иконы Божией Матери, 8 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)

http://pravenc.ru/text/153285.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010