Святой престол пытается активно использовать в своих интересах процесс коммунальных революций, в ходе которых города стремились освободиться от сеньориальной зависимости, в том числе и от императорской власти, и установить республиканское правление. Опираясь на поддержку городов, Александр III на соборе в Ананьи, состоявшемся месяц спустя после Павийского собора, отлучает от церкви императора. Началось длительное противостояние, сопровождавшееся рядом церковных соборов и военными действиями, в ходе которого папе Александру удалось обеспечить себе поддержку со стороны Англии и Франции, склонить (в основном, путем подкупа) на свою сторону римлян, разыграть успешную интригу с византийским императором Мануилом Комнином, враждовавшим с Фридрихом, и пережить четырех антипап. Как отмечают историки, «независимость республик была поставлена под охрану церкви, и, наоборот, независимость церкви – под защиту республик. (...) Победа, одержанная демократией, спасла папство от схизмы и от императорской диктатуры». После поражения при Леньяно Фридрих вступил в переговоры с папой Александром и выразил готовность отказаться от всех прав короны, в уступке которых он некогда отказал папе Адриану. В результате переговоров на Венецианском конгрессе 24 июля 1178 г. между Александром III, Фридрихом I, городами, византийским императором и сицилийским королем Вильгельмом был заключен мирный договор. Антипапа Каликст III был низложен, Александр III был признан единственным законным папой и властителем Церковной области – император признал, что отныне папа является независимым правителем Рима, патримония св. Петра и всей Церковной области. Римские сенаторы принесли папе присягу, собор св. Петра и все церковные доходы возвращались Святому престолу. Провинциальные бароны, заинтересованные в продолжении схизмы, провозгласили нового антипапу Иннокентия III (1179–1180), однако он быстро пал жертвой предательства. В целях преодоления схизмы и благоустройства широкого круга церковных дел Александр III созвал в 1179 г. III Латеранский (XI Вселенский по католическому счету) собор, который был обеспечен широким представительством западного епископата и клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Престиж М. К. в последние годы на Западе оставался высоким. Ок. 1179 г. дочь М. К. Мария была выдана замуж за Райнера (Ренье), сына маркиза Вильгельма V Монферратского, перешедшего на службу Византии. Райнер принял имя Иоанн, получил титул кесаря и вступил в права управления Фессалоникой в качестве феода. В 1179 г. М. К. также пытался выдать свою племянницу Евдокию за брата арагонского короля, но арагонский двор отказался от этого союза из опасений вражды со стороны Германии. Наконец, 2 марта 1180 г. в К-поле состоялась свадьба 10-летнего сына М. К. Алексея и 8-летней принцессы Агнессы (Анны), дочери франц. кор. Людовика VII. М. К. основывалась на традиц. принципах взаимоотношений государства и Церкви с учетом целого ряда существенных изменений, внесенных с началом правления династии Комнинов в кон. XI в. Имп. Алексей I Комнин видел в Церкви важный ресурс, сплачивавший византийское общество вокруг имп. власти. С кон. XI - нач. XII в. в Церкви восторжествовала тенденция к консерватизму; более активно, чем ранее, выявлялись и преследовались ереси. Вместе с тем имп. власть чаще участвовала в церковных делах, с одной стороны поддерживая положение и привилегии церковной иерархии, но с другой - требуя от нее лояльности и поддержки в важнейших политических вопросах, участия во внешнеполитических мероприятиях империи, в частности в проведении богословских диспутов с иноверцами. Кроме того, к сер. XII в. существенно изменился социальный облик визант. церковной иерархии. Постоянная работа к-польской академии, реформированной в сер. XI в., начала приносить свои плоды. В среде иерархов и патриарших советников появилось большое число высокообразованных людей, отличавшихся глубокими знаниями как в христ. богословии, так и в античной науке и философии. Церковные советники часто не занимали высоких постов, имели сан пресвитера или диакона, служили в составе клира собора Св. Софии, а также группы патриарших дидаскалов (учителей, советников патриарха по различным вопросам). Притом что общий штат клира собора Св. Софии в сер. XII в. несколько сократился по сравнению с началом века (с 700 до 500 чел.), влияние этой группы существенно возросло. Эта группа образованных клириков не обладала внутренним единством, но пользовалась авторитетом и в Церкви и при дворе и неоднократно заставляла считаться со своим мнением весь состав К-польских Соборов. После бедного событиями церковной истории правления имп. Иоанна II Комнина приход М. К. к власти обозначил резкую перемену в деятельности к-польского клира и иерархии. С первых месяцев правления М. К. проявил себя как очень инициативный лидер, активно и ревниво занимавшийся подбором кадров на важнейшие церковные посты и предлагавший Синоду различные варианты решения церковно-политических и богословских вопросов.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Несчастные слепцы, высланные с севера, усердно молились на Смядыне в храме св. князей Бориса и Глеба и внезапно прозрели. Это было великой радостью для благочестивого героя. – Новгородцы пригласили к себе исцелённых князей. Но Мстислав скоро умер. Новгородцы, опасаясь жестокого властолюбия Всеволода, звали к себе Мстислава Храброго. «Не пойду от братьев и из своей отчины», отвечал князь, дороживший тем, что дал ему Бог . «А мы разве – не твоя отчина?» сказали послы. На усердную просьбу Мстислав (1179) согласился. В Новгороде приняли его с восторгом. – Дав клятву оберегать Новгородцев, он тогда же вышел против хищных Эстонцев, которые перед тем осаждали Псков и не переставали грабить пограничные места. Мстислав прошёл с опустошением страну их до моря, взяв множество пленных и скота. На обратном пути (1180 г.) наказал он и Псков за мятеж. Он готовился к новым предприятиям против Всеволода. – Но неожиданно заболел, велел нести себя в церковь , причастился Св. Таин и в тот же день скончался. Это было 14 июня 1180 г. Новгородцы горько оплакали смерть редкого князя. «Хорошо было бы нам, говорили они, умереть вместе с тобой. – Ты защитил свободу нашу от язычников, как дед твой Мстислав». А летописец прибавляет: «он был роста среднего, лицом красавец, а душа его была ещё лучше. Щедро расточал он милостыню и помогал обителям. Был храбр и мужествен; он рвался умереть за землю Русскую. Когда приходилось освобождать пленных у язычников, он говорил: «братья! если умрём за христиан, очистимся от грехов, – Бог причтёт нас к мученикам; и если не умрём теперь, умрём же когда-нибудь. Он не собирал ни золота, ни серебра, но раздавал то дружине своей, то церквам за свою душу» 149 . Преподобный Мефодий ещё в молодых летах пришёл в пустыню к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провёл несколько лет. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению Сергия удалился искать пустынное место и в версте от нынешней Пешношской обители, за рекой Яхромой, в дубовом лесу, на небольшом возвышении, поставил себе келью; место со всех сторон окружено болотами и лесами; место – вполне безмолвное! Здесь отшельник беседовал с одним Господом, – и очищал душу строгим постом и слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Новгородцы, плененные воинскою доблестью Мстислава, в 1179 г. умолили его к себе на княжение. Чиновники, Бояре, Духовенство с крестами вышли к нему на встречу. Все тогда приняло в Новгороде другой вид после неустройств между народом и Князьями, даваемыми от руки Боголюбского. В Новгороде он княжил только год; но и в один год он разгромил Эстонцев, которые дерзнули осаждать Псков и не преставали беспокоить границы Новгорода. В следующем 1180 г. внезапная болезнь повергла героя на одр смертный. Предчувствуя близкую свою кончину, Мстислав велел нести себя в Церковь , слушал Литургию, причастился Св. Таин и закрыл на веки глаза. Бояре и народ изъявили трогательную чувствительность, оплакивая храброго, всеми любимого Князя: «Зачем не умерли мы с тобою, князь славный, взывали граждане? уже не можем, господине, ехати с тобою на иную землю поганых... уже бо солнце наше зайде нам». Впрочем не одни Новгородцы оплакивали кончину его: «плакашеся, говорит Киевский летописец, по нем вся земля Русская... и чернии клобуци (черкасы) вси не могут забыть приголубления его». Сей Князь был украшением века и России и не было такой земли на Руси, где бы не хотели повиноваться ему. Мстислав скончался в 14 день Июня 1180 г. и был погребен в Софийском Соборе в приделе Рождества Богородицы, который находится на право, при входе в храм. Неизвестно когда обретены мощи его; почивает открыто. Память совершается в день преставления.  2. Св. Епископ Никита 136 Святитель Никита был родом Киевлянин и один из первых постриженников Печерской обители. Пылая ревностью стать на ряду со многими тогда затворниками, сиявшими святостью жизни в Киевских пещерах, Св. Никита, вопреки советам опытного Игумена, преждевременно удалился в затвор и здесь подвергся тяжкому искушению. Однажды искуситель предстал пред ним в виде Ангела и сказал. «Теперь тебе уже не для чего молиться, ибо я стану за тебя возносить молитвы Богу, ты же только читай книги и подавай полезные советы». Неопытный поверил прелести и, оставив молитву, стал беседовать с приходящими о пользе душевной, даже предсказывал будущее, по внушению того же духа лести.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Козьма Пражский «Чешская хроника» (около 1119–1125 гг.) 32. «Генеалогия Вельфов» И «История Вельфов» (около 1125/6 и около 1170 г.) 33.«Перенесение св. Годехарда хильдесхаймского» (вскоре после 1132 г.) 34. Теофил Пресвитер «О различных искусствах» (1111/40 г.) 35. Жеффрей Гаймар «История англов» (1135/8 г.) 36. Перенесение руки св. Стефана Первомученика (добавление к «Цвифальтенской хронике» Ортлиба) (1141 г.) 37. Вышеградское продолжение «Чешской хроники» Козьмы Пражского (около 1141 г.) 38. Матфей, епископ краковский. Послание к Бернарду Клервоскому (около 1148 г.) 39. «Анналы монастыря св. Дисибода» («Дисибоденбергские анналы») (около 1147 г.) 40. Альберт Ахенский «Иерусалимская история» (первая половина XII в.) 41. «Анналы монастыря Святого Креста» («Свентокшиский рочник») (первая половина XII в.) 42. Генрих «Суммарий» (не позднее середины XII в.) 43. «Пегауские анналы» (середина XII в.) 44. «Хроника императоров» (около 1150 г.) 45. «Саксонский анналист» (около 1150 г.) 46. Оттон Фрайзингенский «Хроника» («История о двух градах») и «Деяния императора Фридриха», продолженные Рахевином (1146/57 и 1158–1160 гг.) 47. Херборд «Беседа о житии Оттона Бамбергского» (1159 г.) 48. Грамота Кёльнского архиепископа Райнальда городу Медебаху (1165 г.) 49. Винцентий Пражский «Анналы» (около 1170 г.) 50. Хельмольд из Бозау «Славянская хроника» (до 1177 г.) 51. Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.) 52. «Магдебургские анналы» (1170–1180-е гг.) 53. Грамота германского императора Фридриха I Барбароссы городу Любеку (1188/1226 г.) 54. «Житие св. Мариана Ирландца» (1180-е гг.) 55. Грамота Штирийского герцога Оттокара IV о таможенных порядках в городе Энсе (1191/2 г.) 56. Грамота Австрийского и Штирийского герцога Леопольда V регенсбургскому купечеству (1192 г.) 57. Магистр Винцентий (Кадлубек) «Польская хроника» (конец XII – первая четверть XIII в.) 58. «Саксонская всемирная хроника» (около 1229 г.) 59. Торговый и таможенный устав австрийского и штирийского герцога Леопольда VI (1198/1230 г.) 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он не хотел более вступаться в кровавые ссоры князей и для себя доволен был малым. Всеволод Владимирский велел вырезать глаза у князя Мстислава и Ярополка и засадил в тюрьму рязанско­го князя Глеба, тестя Мстиславова. Мстислав просил Святослава вступиться за несчастного пленника, а прочее предал воле Божией. Несчастные слепцы, высланные с севера, усердно молились на Смя- дыне в храме святых князей Бориса и Глеба и внезапно прозрели. Это было великою радостью для благочестивого героя. Новгородцы пригласили к себе исцеленных князей. Но Мстислав скоро умер. Новгородцы, опасаясь жестокого властолюбия Всеволода, звали к себе Мстислава Храброго. «Не пойду от братьев и из своей от­чины», – отвечал князь, дороживший тем, что дал ему Бог . «А мы разве – не твоя отчина?» – сказали послы. На усердную просьбу Мстислав (1179 г.) согласился. В Новгороде приняли его с востор­гом. Дав клятву оберегать новгородцев, он тогда же вышел против хищных эстонцев, которые пред тем осаждали Псков и не переста вали грабить пограничные места. Мстислав прошел с опустошением страну их до моря, взяв множество пленных и скота. На обратном пути (1180 г.) наказал он и Псков за мятеж. Он готовился к новым предприятиям против Всеволода. Но неожиданно заболел, велел несть себя в церковь , причастился Святых Таин и в тот же день скончался. Это было 14 июня 1180 года. Преподобный Мефодий еще в молодых летах пришел в пустыню к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению Сергия удалился искать пустынное место и в вер­сте от нынешней Пешношской обители, за рекою Яхромою, в дубовом лесу, на небольшом возвышении поставил себе келлию; место со всех сторон окружено болотами и лесами; место – вполне безмолвное! Здесь отшельник беседовал с одним Господом, – и очищал душу строгим по­стом и слезами. Однако жизнь его стала известна и, как живительный луч солнца, начала собирать к себе ревнителей подвижнической жизни; явилось к нему несколько учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

церк. Богоявл.), 221 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 223 (в 1310 г. архиеп. Феоктист преставился), 238 (постр. церк. Воскрес. 1423 г.); IV, 13 (основ. м-ря 1170 г.), 15 (постр. церк. Благовещ. 1180 г.), 45 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 94 (в 1386 г. Новгородцы сожгли м-рь), 95 (игум. Парфений 1388 г.), 120 (постр. церк. Воскр. 1422 г.); V, 204 (архиеп. Феоктист ушел в м-рь 1306 г.), 205 (преставися архиеп. Феоктист 1310 г.); VI, 17 (в 1476 г. В. кн. Ив. Вас. взял от м-ря 253 обжи земли), 217 (тоже самое), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VII, 185 (в 1310 г. погреб. архиеп. Новгор. Феоктист); VIII, 190 (осада Новгор. 1478 г.); IX, 246 (основ. м-ря в 1171 г.); X, 7 (архиеп. Илия заложи церк. кам. Благовещ. 1180 г.), 172 (игум. Феоктист, с 1299 г. архиеп. Новгор.), 177 (в 1310 г. погреб. архиеп. Феоктист); XV, 248 (основ. м-ря 1171 г.), 265 (в 1179 г. залож. церк. каменну св. Благовещ.), 327 (в 1218 г. пришел из Владим. архиеп. Митрофан и проводили его к Богор. Благовещению); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., CCLXXVI, LVI (в 1723 г. состоял приписным к Юрьеву м-рю и имел крестьян 200 душ муж. п.). 33. Благовещенский , женский, совсем уничтоженный, в гор. Виннице, Подольской губ. Основан в 1635 г. по грамоте Польского короля Владислава IV, иждивением коронного секретаря Мих. Кропивницого; по штатам 1795 г. положен во 2-м классе; в 1842 г. возведен на степень 1-го класса; в 1845 г. по неудобности местоположения и по ветхости зданий монахини переведены в местечко Браилов с прежним наименованием. (См. Благовещенский – Троицкий монастырь в мест. Браилове, 44). 34. Благовещенский , женский, общежительный, в г. Бежецке, Тверской губ. Под именем женской общины учрежден в 1868 г. с училищем при ней и приютом; в пользу общины пожертвовали куп. Неворотин 15 дес. земли, братья Крюковы 50 дес. и мещ. Архипов дерев. дом в 2 этажа с землею около города; сверх того куп. Неворотов изъявил готовность выстроить камен. дом для общины. В 1879 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В авг. 1854 г. по просьбе жителей Одессы и с высочайшего разрешения в Одессу была перенесена Касперовская икона Божией Матери и оставлена в Преображенском кафедральном соборе. И. каждую пятницу перед литургией совершал перед ней составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы. Перед иконой произносили обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Этой иконой И. благословлял войска, уходившие в Севастополь, во время молебнов солдаты покупали свечи за медные гроши и пятаки. И. распорядился хранить эти деньги, не смешивая с другими, сделать из них медный крест и установить в кафедральном соборе в память будущим поколениям. После поражения на Альме, когда началось отступление русских войск и был открыт путь на Севастополь и Симферополь, И. один, без свиты, 13 сент. 1854 г. прибыл в Симферополь, 14 сент. совершил в соборе молебен, обличая малодушие и призывая заботиться о войсках. 15 сент. послал главнокомандующему светлейшему кн. А. С. Меншикову письмо с просьбой о разрешении приехать в Севастополь, помолиться с войсками и передать им копию Касперовской иконы, но получил отказ. 16 сент. произнес проповедь в соборе, благословив Симферополь и Крым Касперовской иконой, 17 сент. совершил покаянный молебен в Карасубазаре, 18 сент. прибыл в Феодосию, а затем отправился в горную часть полуострова, пробыв в Крыму до 29 сент. В июне-июле 1855 г. снова посетил Крым, наблюдал оборону Малахова кургана, под обстрелами совершал литургию и произносил проповеди (25 июня на сев. стороне Севастополя в лагерной церкви, 26 июня в Николаевском соборе), передал иконы, присланные на благословение защитникам Севастополя с разных концов России. И. заботился о госпиталях, госпитальном духовенстве и сестрах милосердия, организовал для раненых воинов сбор продовольствия, духовных книг, икон, посещал их в лазаретах Бахчисарая, Симферополя, Перекопа и др. После взятия Севастополя и возвращения англо-франц. эскадры в Одессу И. с 27 сент. до 3 окт. 1855 г. ежедневно совершал там богослужения и произносил проповеди. Когда население стало в панике покидать город, И., движимый особым почитанием Касперовской иконы Божией Матери, накануне праздника Покрова Пресв. Богородицы приказал созвать колокольным звоном жителей на Соборную пл. и со всем духовенством совершил молебен, осеняя город иконой. 2 окт. флот противника ушел, не причинив городу вреда. После окончания войны икона была возвращена в Касперовку, намерение И. о ее ежегодном перенесении в Одессу осуществилось в 1858 г., при еп. Димитрии (Муретове) .

http://pravenc.ru/text/389617.html

10 авг. 1978 г. в связи со смертью папы Павла VI Лучани отбыл из Венеции для участия в конклаве, начавшемся 25 авг. Вечером 26 авг. в 4-м туре голосования он был избран папой Римским и впервые в истории принял двойное имя Иоанн Павел I, что подчеркивало его приверженность курсу пап Иоанна XXIII и Павла VI. 3 сент. 1978 г. состоялась церемония инаугурации И. П., впервые заменившая папскую коронацию. От кардинала-перводиакона Перикле Феличи И. П. принял не папскую тиару, а паллий , подтвердив тем самым верность линии на упрощение церемониала, проводившейся папой Павлом VI. И. П. также отказался от использования во время интронизации специального переносного трона (sedia gestatoria), но во время общей аудиенции 13 сент. вновь вернулся к этой традиции, став последним папой, использовавшим sedia gestatoria в церемониале. Интронизация И. П. состоялась 23 сент. в Латеранской базилике. В связи с избранием на Папский престол телеграмму И. П. с пожеланиями «успехов в усилиях в пользу упрочения мира и международной разрядки, укрепления дружбы и сотрудничества между народами» отправил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев . Интронизационные торжества были омрачены смертью специального представителя РПЦ Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , скончавшегося 5 сент. от инфаркта во время частной аудиенции у И. П. И. П. планировал проведение обширных реформ на основе принципа коллегиальности, в т. ч. изменение правил проведения конклава путем включения в него председателей епископских конференций и превращение Всемирного синода епископов в постоянно действующий орган управления католич. Церкви. Рассматривая служение бедным как одно из основных направлений своего понтификата, И. П. выступал в пользу «бедного образа» Церкви, которая должна быть ближе к обездоленным. С первых дней понтификата И. П. включился в международную политику в качестве миротворца. На 1-й общей аудиенции 6 сент. он приветствовал начавшиеся 5 сент. в Кэмп-Дэвиде переговоры Президента США Дж. Картера, Премьер-министра Израиля М. Бегина и Президента Египта А. Садата, результатом к-рых стало подписание в Вашингтоне документов, регулирующих достижение мира на Ближ. Востоке. 9 сент. папа изъявил готовность стать посредником в переговорах по прекращению гражданской войны в Никарагуа, о чем уведомил нунция в Никарагуа архиеп. Габриеля Монтальво. 20 сент. И. П. направил епископату Аргентины и Чили послание, поддерживающее усилия иерархов католич. Церкви этих стран по предотвращению военного конфликта, опасность возникновения которого была связана с территориальным спором из-за нескольких островов в прол. Бигл.

http://pravenc.ru/text/471413.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010