122 В защиту этого предположения J. Daniélou, относящего трактат к годам изгнания 377–378 (см. J. Daniélou, рецензия на GNO V в изд. Gnomon, 36, 1964, с. 40–43), высказывается, в частности, R. Е. Heine, обращающий внимание на незавершенность этого сочинения (см. R. Е. Heine, введение к Gregory of Nyssas Treatise on the Inscriptions of the Psalms, Introduction, Translation, and Notes, Oxford 1995, c. 10 и ниже). 123 См. J. Daniélou, Chronologie des oeuvres, c. 159–162. G. May (Die Chronologie, c. 56) предлагает отнести написание всех этих сочинений к периоду изгнания Григория. 127 Так считал W. Jaeger, см. издание In Eccles. v GNO V, 382, 15 и ниже, apparatus fontium; а также G. May, Die Chronologie, c. 56 и ниже. 128 Трактат Об отличии между οσα и πστασις (Ер. 38 Василия Кесарийского ), также посвященный Петру, некоторые исследователи приписывают Григорию (см. R. Hübner, «Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius. Zum unterschiedlichen Verständnis der οσα bei den kappadozischen Brüdern»//J. Fontaine – Ch. Kannengiesser, Epektasis, c. 463–490). Однако формальный анализ и анализ содержания не подтверждают эту атрибуцию. Речь идет о некоей удачной сумме богословия Василия, принадлежащей, скорее всего, его собственному перу (см. V. Н. Drecoll, Die Entwicklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea. Sein Weg vom Homöusianer zum Neonizäner, Göttingen 1996, c. 297–331). 129 Так считает G. May, Die Chronologie, c. 57 и ниже. («Пневматомахи» – «духоборы» или «полуариане», последователи Македония, отрицавшего божественную природу и нетварность Святого Духа. – Прим, ред.) 130 См. W. Jaeger, Gregor von Nyssas Lehre vom Heiligen Geist, из наследия изд. H. Dörries, Leiden 1966, с. 51–77. 131 См. J. Daniélou, «La chronologie des sermons de Grégoire de Nysse»//Revue des sciences religieuses, 29,1955, c. 346–372, c. 357 и ниже. 132 См. R. Staats, «Die Basilianische Verherrlichung des Heiligen Geistes auf dem Konzil zu Konstantinopel 381. Ein Beitrag zum Ursprung der Formel „Kerygma und Dogma“»//Kerygma und Dogma, 25, 1979, c. 232–253, особенно 242 и ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

180 G.A. Rendsburg, «The Date of the Exodus and the Conquest/Settlement: The Case for the 1100s,» VT42 (1992): 510–527; cf. Harrison, Introduction, p. 315; Hartley, «Exodus: Historical Background,» p. 58. 181 См. Dillard and Longman, Introduction, p. 59; Archer, Survey, pp. 212–214; Harrison, Introduction, pp. 315–317. 183 K.M. Kenyon, Archeology of the Holy Land, 4th ed. (New York: W.W. Norton, 1979), pp. 208,331–332; cp. Kenyon, Digging Up Jericho (New York: Praeger, 1957); cp. Harrison, Introduction, p. 318. 185 Более подробную дискуссию о датировке исхода см. у Harrison, Introduction, pp. 321–323; Hartley, «Exodus: Historical Background,» pp. 59–60; P. Monet, LesNowelles fouiless de Tanis (1929–33); Dillard and Longman, Introduction, pp. 59–62; J J. Bimson, Redatingthe Exodus, JSOTSupp 5 (Sheffield: JSOT, 1978), pp. 1–351; Archer, Survey, pp. 164,212–223; J. Finegan, Light from the Ancient Past: The Archaeological Background of Judaism and Christianity (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1959), pp. 120121. 186 Обзор и контрдоказательства различных способов датировки см. у J.H. Walton, Chronological Charts of the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1978), pp. 29–30. См. также: Dillard and Longman, Introduction, pp. 59–62; Bimson, Redating, pp. 42,47–48,67–80. 187 Harley, «Exodus: Historical Background,» p. 60; ср. D.H. Freedman, «The Chronology of Israel and the Ancient Near East,» in The Bible and the Ancient Near East, ed. by G.E. Wright (Garden City, NY: Doubleday, 1961), pp. 206–208. 192 Там же, pp. 695–696. Ср. Sama, Exploring Exodus, pp. 15–11, особенно структуру казней в таблице 4.2; ср. Hartley, «Exodus: Message,» pp. 68–70; и Young, Introduction, pp. 64–65. 196 Обсуждение сходства и различия библейского закона и древних ближневосточных договоров см. у: Harley, «Exodus: Message,» pp. 72–75; G. Mendenhall, «Ancient Oriental and Biblical Law,» BA 17 (1954): 26–46; id., «Covenant Forms in Israelite Tradition,» BA 17 (1954): 50–76; repr. in The Biblical Archaeologist Reader 3, ed. by E.F Campbell and D.N. Freedman (Garden City, NY: Doubleday, 1970), pp. 2553; J.A. Thompson, The Ancient Near Eastern Treaties and the Old Testament (London: Tyndale, 1964); R.E. Friedman, Commentary on the Torah (San Francisco: HarperSanFrancisco, 2001), pp. 234–235.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Город Александрия Великая лежит в западной части дельты Нила, на песчаной косе, отделяющей от Средиземного моря озеро Мареотиду. Основан Александром Великим в 331 г. до н. э. Главный город в диоцезе Египет. Страбон посвятил ему значительную часть первой главы XVII книги (XVII. 1. 6–10, 13). 717 Пелузий расположен на восточном рукаве Нила в дельте в 20 стадиях от моря (Strabo XVII. 1. 4). 718 Мемфис – царская резиденция египтян в Фиваиде. Город находился на расстоянии около 360 стадиев от Дельты Нила (Strabo XVII. 1. 31–32). 719 Возможно, Птолемаида Гермия – город, который Страбон называет самым большим в Фиваиде (Strabo XVII. I. 42). 720 Сирия Иудейская – Палестина, расположенная южнее Финикии и Келесирии на побережье Средиземного моря. 721 Кесария была отстроена Иродом Великим на месте финикийского города, известного как Стратонова Башня ( Πργος Στρτωνος). Город был основан в персидский период и, согласно одной из теорий, назван по имени сидонского царя Стратона I (375/4–361) или Стратона II (343/2–332). Помпей отбил Стратонову Башню у хасмонеев, и со временем она вошла в царство Ирода Великого. Ирод дал городу новое имя Кесария в честь императора Августа. С 6 г. до н. э. Кесария становится местом пребывания римского наместника в Иудее (префекта). Во время Иудейской войны была ставкой сначала Веспасиана, а затем Тита. Император Веспасиан сделал ее римской колонией, позднее Кесария – главный город провинции Первая Палестина. 722 Аскалон – приморский город в Палестине, один из пяти главных городов филистимлян. Страбон пишет о нем как о незначительном городе (Strabo XVI. 2. 29). 723 Тивериада – город на юго-западном берегу Геннисаретского озера. Город основан Иродом Антипатром как столица своего царства в 18–20 г. 724 Неаполь основан императорами Флавиями в 72–73 г. в центре Самарии, с 244 г. город считался римской колонией. 725 Севаста (Севаста) – древняя столица Самария, которую Ирод Великий переименовал в Себасту (Strabo XVI. 2. 34). 726 Скифополь был столицей Палестины II, в которую входили Галилея, Говланитида, Ездриловская долина, несколько городов за Иорданом. Страбон упоминает о нем как о крепости, которую захватил Помпей (Strabo XVI. 2. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

R., 1975, p. 12–20. 2 См.: Srritmmtrer А. The «ВагЬейпит S. МагсЬот• Jacques Ооаг//Ephemerides Liturgicae. Vol. 47. R., 1933, р. 329–367; L " Eucologio Barberini у. 336 (Т l-263)/Ed. S., Velkovs•ka Е. R., 1995. ( Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae»: Subsidia; 80); Барберини Ий//Православная Энциклопедия. Т. 4. М., 2002, с. 331–332. 3 См.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2: Ευχολγια. К., 1901, с. 42–64. В 1994 г. в Панском Восточном институте в Риме Д. Диаманте была защищена диссертация (не опубл.) по этой рукописи. 4 См.: Jacob A. Un euchologe du Saint-Saveur «in Lingua Phari» de Messine: Le Bodleianus Auct. E. 5. 13//Bulletin de I " institut historique beige de Rome. Fasc. 50. Bruxelles, R., 1980, p. 284–359. 6 Ruggieri V. Consacrazione е dedicazione di chiesa, secondo il Barberianus graecus 336//Orientalia Christiana Periodica. Vol. 54. R., 1988, p. 79–118. 9 Доиконоборческая редакция сохранилась и в переводах в целом ряде славянских и грузинских рукописей: РНБ. Гильф. 32, 1286 г.: Белград. Нан. Библ. собр. Дечанского мон-ря, 68. XIV в.: Г ИМ. Син. 900, кон. XIV–haч. XV в.; Белград. Нац. Библ. собр. Дечанского мон-ря 69, г.; гим. сип. 310, нач. XVI в.; РНБ. соф. l, нач. XVII в.: РНБ. погод. 302. XVII-XVIII вв.; Тбилиси. церк. муз. 72. Л. 180–202, XVI в. и др. 10 Заметим, что, судя по всему, первоначальный (реконструируемый по косвенным данным) константинопольский чин освящения храма V–VI вв. еще не содержал первого из двух последований и сводился именно ко второму, перевод коего мы публикуем здесь. 16 То обстоятельство, что патриарх поднимает св. мощи вместе с епископами, свидетельствует. скорее, о том, что в доиконоборческую эпоху при освящении храма переносился не небольшой ковчежец на дискосе (как в позднейшее время), а целая рака с телом святого. 29 Taft R. F. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom: Vol. 5) The Precommunion Rites. R., 2000, p. 380–439. (Orientalia Christiana Analecta; 261).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

224. 17. R. Guilland. «Correspondance de, Nicephore Gregoras», Paris. 1927, Edit. «Les Belles Lettres». 18. R. Guilland. «Essai sur Nicephore Gregoras», Paris, 1936, pp. XL + 308. 19. I. Hausherr. «Les grands courants de la spiritualité orientale» in «Orient. christ, periodica». vol. I, Roma, pp. 114–138. 20. I. Hausherr. «L " erreur fondamentale de la logique du messalianisme» in «Orient. period, christ.» vol. I, Roma, pp. 328–360. 21. I. Hausherr. «A propos de la spiritualité hesycheste: controverse sans contradiction» in «Orient. christ. period», III, 1937, pp. 261–272. 22. «Introduction à la vie de Symeon le Nouveau Théologien par Nicetas Stethatos», in «Orient. Christiana», t. XII, Roma, 1928. 23. I. Hausherr. «La méthode d " oraison hésychaste» in «Orient. Christ.», t. IX, 1927, pp. 101–210. 24. J. Hergenröther. «Handbuch der allgemeinen Kirchegeschichte», Freiburg i/Br. 1904 (über Hesychasten Band II, Ss. 804–806). 25. Holl. «Enthusiasmus und Bussgewalt bei dem griechischen Mönchtum.», Leipzig, 1898, Ss. VI + 331. 26. M. Jugie. «Gregoire Palamas» in DTC. t. XI, col. 1735–1776. 27. M. Jugie. «Palamite (controverse) in DTC, t. XI, col. 1777–1818. 28. M. Jugie. «Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium», t. I, Paris, 1926. Pp. 431–455. (Articulus secundus. «Controversia hesychastica seu palamitica.»), t. II, Paris, 1933, pp. 47–183 («De theologia palamitica»). 29. M. Jugie. «Les origines de la méthode d " oraison des Hesychastes» n «Echos d " Orient», XXX (1931), pp. 179–185. 30. M. Jugie. «Note sur le moine hesychaste Nicephore et sa méthode d " Oraison» in «Ech. d " Orient», 1936, pp. 409–412. 31. M. Jugie. «Demetrius Cydones et la théologie à Byzance au XIV et XV ss.» in «Echos d " Orient», 1928. 32. M. Jugie. «Grégoire Palamas et l " Immaculée Conception» in «Revue Augustinienne», t. XVII (1910), pp. 145–161. 33. Архимандрит Киприан (Керн). «Духовные предки св. Григория Паламы» (Опыт мистической родословной) в сборн. «Богословская Мысль», Париж, 1942, стр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

30 нояб. 331 С. 2 : Москва, 29 ноября: (По поводу толков о стипендии имени кн. Н. П. Мещерского)/+ (Ф. А. Гиляров); Вопрос о свободе печати в историческом его развитии. V/Ф. Сч (Серно-Соловьевич Ф. Ф.); Всемогущество евреев-портных в юнкерских училищах. (ЗиИ); С. 3 : Сцена Немецкого клуба. (ЧТ); Из г. Никольска, Вологодской губ. 10 нояб.: Поднадзорные. Земское собрание; Из Курска. 24 нояб.: Неприятная история в общественном клубе. Ограбление одного из городских храмов/(А. А. Танков); Из Тифлиса. 12 нояб.: Характеристика горцев. Русское общество пароходства и торговли/(А. Калманлидзе?). (ВИ). 1 дек. 332 С. 12 : Крестница герцогини: Роман Карла Мерувеля. XXIXXII/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 30 ноября: (А. А. Пороховщиков о действиях городского управления – по поводу неумелой постройки серпуховских казарм)/(Г.-П.); Практика «обложений», заслуживающая теорий/В. П. (В. Ф. Пелешевский); Общественное положение женщин: (Лекция проф. И. Т. Тарасова в Ярославле)/Одна из слушательниц. (ПЧ). 2 дек. 333 С. 12 : О том и о другом: Мое пожелание городским выборам. Почему не все домовладельцы будут в них участвовать. Два слова г. (П. М.) Калашникову о казармах. Неравномерная раскладка трактирного акциза. Истязание детей. Из жизни нашего купечества. Недоразумения с телеграфистами. О кредитном обществе. Снова откупа/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 1 декабря: (Накануне выборов в Думу новых гласных)/+ (Ф. А. Гиляров); Перевод сочинения д-ра (Г.) Шлимана («Илиас, город и страна троянцев»). По делам общества русских драматических писателей. Бенефис г-жи (А. Г.) Ильинской. Предполагаемые дебюты в Большом театре. Бенефис г. (П. А.) Хохлова. (ЗиИ); С. 3 : Из Петербурга. 27 нояб.: Базар в пользу недостаточных курсисток. Закрытие женских медицинских курсов. Публичная лекция г. (О. Д.) Хвольсона. Общество воздухоплавания. Предстоящий концерт. «Бесплатная библиотека»; Из Нижнего Новгорода. 18 нояб.: Обвинение в политическом извете. (ВИ). 3 дек. 334 С. 1 : По городским выборам/Это он (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 2 декабря: (1) По поводу предложения А. А. Пороховщикова не соединять в одном лице пред. Думы и гор. голову)/(Г.-П.); (2) О необходимости гласного обсуждения программ кандидатов до выборов)/+ (Ф. А. Гиляров); А. Ф. Писемский. Новая перемена картин. Бенефис г. (Б. Б.) Корсова. Детский журнал («Детский отдых» Н. А. Истоминой). (ЗиИ); Скрипач Роберт Гекман. (ТиМ); С. 3 : Из Тамбова. 12 нояб.: Участие Думы в хлебной торговле. Вопрос о сокращении кабаков. Музыкальные вечера и классы. Статистика происшествий. Из прошлого; С берегов Камы. 10 нояб.: Погода. Дороговизна. Проделки купцов. Новобранцы. Выборы. Торговля тряпкой. (ВИ); Из Софии. 8 нояб.: Законопроекты, представленные народному собранию. Закон об устройстве духовенства г. (Д.) Цанкова и протест против него экзарха (Иосифа I (Иовчева)). Отпор притязаниям консулов иностранных держав. Несостоявшаяся дуэль. (ИИ); С. 4 : (Ж.) Бабине о конце мира/С. (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

(1, с. 293–294) Чувство ПОКАЯНИЯ – ДУША НАШИХ МОЛИТВ. Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся. (1, с. 186) Для достижения непарительной сердечной молитвы нужно и много времени, и много усилий. (1, с. 331) Не погрешит тот, кто скажет, что благодатная молитва есть благодатное смирение, и благодатное смирение есть непрестанная молитва . Признаем необходимым изложить здесь теснейший союз молитвы со смирением. Что – смирение? «Смирение», – сказали отцы, – «божественно и непостижимо». Не то ли же это значит, что и сказанное апостолом: «мир Божий, превосходяй всяк ум?» ( Флп.4:7 ). Мы безошибочно определим смирение, если скажем: смирение есть непостижимое действие непостижимого мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом. К составлению такого определения смирению мы имеем руководителем Самого Господа. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, – сказал Господь, – и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:28–29 ). (1, с. 257) Вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже втайне. Пусть о молитве твоей не знает никакая шуйца твоя! Ни друг твой, ни родственник, ни самое тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем. (1, с. 194) Положить другое основание для моления именем Иисуса, кроме положенного, невозможно: оно есть Сам Господь наш Иисус Христос , Богочеловек, непостижимо прикрывший неограниченное естество Божие ограниченным естеством человека и из ограниченного человеческого естества проявляющий действия неограниченного Бога. По младенчеству же нашему святые отцы преподают некоторые способы... для удобнейшего приучения себя молитве Иисусовой. Эти способы суть не что иное, как только способы, не заключающие в себе ничего особенного. На них не должно останавливаться с излишним вниманием, им не должно придавать излишней важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Как бы ни утешительно для меня было присутствие при торжественном освящении храма, который всегда восхищал меня своею изящною архитектурой и который теперь, благодаря заботливому попечению Вашего Превосходительства, ещё более должен поражать своим благолепием, но, к сожалению, служебные обстоятельства и неблизкое расстояние Харькова от Витебска лишают меня этого утешения. Но не присутствуя при Вашем священном торжестве телом, духом и сердцем я буду с Вами, молитвенно разделяя Вашу духовную радость. Пользуюсь настоящим случаем, чтобы принести Вашему Превосходительству моё душевное поздравление с недавним получением выражения Монаршего к Вам благоволения, Вами вполне заслуженного 329 . Усердно призывая Вам и всем гражданам богоспасаемого Витебска Божие благословение, с глубоким к Вам почтением и сердечною преданностью имею честь быть»... 3) От Инспектора М. Д. Академии С. К. Смирнова. Вот содержание его письма от 29 Сентября: «Приношу Вам усерднейшую благодарность за поздравление и имею честь приветствовать Вас с днем Ангела Вашего, от всего сердца желая, да ниспосылает Вам Господь обильные дары милости Своей и да хранит Вашу жизнь на многие лета. В день Ангела Вашего служение в Академической церкви будет совершать Преосвященный Игнатий 330 , и в первый раз без участия О. Ректора 331 , которого здоровье нимало не улучшается и, по словам врача, поправиться не может. О. Ректор думал взять по болезни четырехмесячный отпуск, но ему отсоветовали и порешили тем, чтоб он подписывал только важнейшие бумаги и не принимал участия ни в администрации, ни в учебном деле. Нынешний раз он не мог даже принять Владыку, который изъявил желание посетить его 25 числа. В сей день в Троицком соборе сослужащих с Митрополитом было 6 Архимандритов, в числе которых были Евгений Херсонский, Мелетий Высоцкий и Иосиф Давыдовский. О. Наместник по обычаю первенствовал, но на великий выход не ходил. В числе богомольцев был Генерал-Губернатор. Учение у нас началось с 10 Сентября. Ваши студенты приняты высоко: Мощенков занял 5 место, а Буткевич 11-е 332 . Последний вступил в хор Академических певчих и поражает слушателей своей октавой. Из известных Вам поступил в студенты сын В. И. Романовского 333 . Из Витебска назначен к поступлению в нашу Академию один по фамилии Никифоровский 334 , но не явился к экзаменам, хотя и документы его были высланы в Правление Академии, а недавно прислал в Правление письмо, в котором извещает, что он поступил в Петербургскую Академию и уже не имеет никакой нужды в Московской Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Почему же именно это возражение Максима убеждает Пирра? Решающим здесь, видимо, было привлечение свидетельства отцов. Максим обращает против Пирра его собственную логику. Да, отцы (т. е. прежде всего, сам Максим) называли человеческое движение «претерпеванием». Но они же называли его и действием! Правда, уже не в качестве движения как такового, а только «в качестве отличающего и являющего единообразие во всех [ипостасях] одного вида». В качестве же движения его называли, как следует из слов Максима, все-таки именно «претерпеванием», в отличие от движения Божества, которое называли «действием» (именно в качестве движения). Это обстоятельство как бы ускользает от внимания Пирра. 137 Разумеется, Максим никогда и не утверждал наличие у Христа «гноми», способной к колебаниям. Напротив, он саму возможность нашего спасения уже в Вопросоответах к Фалассию (630–633) обосновывал именно тем, что « Господь не ведал моего греха, т. е. изменения моего произволения» (Thai 42 в пер. А. И. Сидорова , цит. По изд.: Творения преподобного Максима Исповедника ... Кн. II. С. 129). Тем не менее до 645 г. это не выдвигалось Максимом как доказательство невозможности противоборства воль Христа. 145 Как мы уже отмечали, папа Феодор и прежде настаивал в своих посланиях Павлу на том, что Пирр смещен незаконно, и что до тех пор, пока это не будет исправлено, он не может признать Павла патриархом. 147 В этом не было ничего необычного для византийской истории. Вспомним, что некогда экзарх Африки Ираклий аналогичным образом провозгласил себя императором и в 610 г., организовав в Карфагене морской десант, сверг императора Фоку, объявленного им узурпатором, и занял его место (см.: Там же. С. 22– 29). 148 Несмотря на поражение от арабов (не захвативших, впрочем, тогда еще Африки, но лишь наложивших дань), Африка не признавала власти Константа вплоть до 60-х гг. VII в. (Там же. С. 168). 151 Там же (со ссылкой на IP 332,127; Theophanis Chronographia 331,17–24 [ed. de Boor]). Вероятно, под «кровью Христовой» в данном случае понимается содержимое чаши после проскомидии, но до евхаристического канона. 157 В Сицилии Максим, видимо, был недолго. В датировке периода пребывания Максима в Риме мы в данном случае следуем Ларше (Ларше 2004. С. 201), но есть и другая, более традиционная версия, о которой мы скажем ниже. 158 «Епископы и клирики подлежали лишению сана, члены синклита – конфискации имущества, гражданские и военные чины – лишению пояса, т.е. отставке, монахи – отлучению, люди простого звания – телесным наказаниям и ссылке на всю жизнь» (Кулаковский 2004. Т. III. С. 168). 159 Согласно Ларше, «Типос запрещал «оспаривать, обсуждать и ссориться каким бы то ни было образом, по вопросу о единой воле и единой энергии или двух волях и двух энергиях» и провозглашал, что «никто не будет обвинен или осужден до сего дня за исповедания одной воли или одной энергии, или двух воль, или двух энергий»» (Ларше 2004. С. 194, прим. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

CSGL 05260; PG 153–154; RF 6. 597–598; TLG 3169; DThC 2. 1672–1675; PLP 10973; ThEE 7. 29–35 1292–1383. Ангел Комнин Палеолог, император (1347–1354), в монашестве Иоасаф. Один из главных и наиболее влиятельных участников паламитских споров, автор ряда богословско-полемич. соч., виз. историк. Сочинения Полн. изд. соч. готовится в серии CCh. Обзор соч.: PG 153 (2001), ιδ– κγ. Богословские соч. 742 . TodmK.-P. The theological works of Emperor John VI Kantakouzenos (ca. 1295 –1383)//XX е Congr. Int. des Ét. Byz. Pré-actes. P. 2001. 3. 101. Против Прохора Кидониса 743 . loannes Cantacuzenus. Refutationes duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo patriarcha latino epistulis septem tradita, nunc primum cditae/Ed. Voordeckers E., Tinnefeld F. Turnhout; Leuven 1987. (CCSG 16). [Текст: 3–105; 109–172 (=TLG 3169/2)]. Trapp E.//Orthodoxes Forum. 1988. 2:2. 275; Treu К.//ThL 1989. 114. 126; Declerck J.//Byz 1988. 58. 537. Письма легату Павлу 744 . 1) Meyendorff J. Projets de Concile Oecuménique en 1367: Un dialogue inédit entre Jean Cantacuzène et le légat Paul//DOP 1960. 14. 147–177. [Греч. текст и франц. пер. по ркп. Лавры 135. 2–4]. ВН 6 .522). XI. 745 . 2) Disputatio cum Paulo Patriarcha Latino epistulis septem traditä 6 .743. 175–239 [=TLG 3169/3]. пер.: Иоанн Кантакузин . Беседа с папским легатом, Диалог с иудеем и др. соч./Пер. Прохорова Г. М. СПб. 1997. 317. 3) Главы в защиту учения св. Григория Паламы . Не изданы (Vindob. theol. gr. 210, 359–388; Athous Iber. 388, 730v-739). Против иудеев 746 . Soteropoulos Ch. G. ωννου Στ Καντακουζηνο, Κατ ουδαων λγοι ννα ( Εσαγωγ – Κεμενον – Σχλια). θνα 1983. 280. [Крит. изд.]. пер.: Прохоров Г. М. Иван Кантакузин. Диалог с иудеем. Славянский XIV в. и современный переводы. Слово 1//ТОДРЛ 1988. 41. 331–346; Слово 2//lb. 1989. 42. 2200–227; Слово 3//lb. 1990. 43. 305–323; Слово 4//lb. 1990. 44. 226–245; Слово 5//lb. 1992. 45. 390–398; Слово 6//lb. 1993. 46. 270–286; Слово 7//lb. 1994. 47. 164–199; Слово 8//lb. 1995. 48. 151–186; Слово 9//lb. 1996. 49. 339–355. изд. рус. пер.: см. 6 .745).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010