Своеобразный в творениях своих и отношениях, покойный Ник. Ив. своеобразное оставил завещание о последнем церковном напутствовании его в путь вечности. Он завещал прах его отпеть в единоверческом монастыре по единоверческому чину. Здесь Н. Ив. погребён рядом с о. Павлом, чем и засвидетельствовал свою любовь и преданность покойному приснопамятному миссионеру, а также и верность, и единомыслие с его заветами о православии и единоверии. Sit vobis terra levis, великие столпы нашей миссии! Начав нашу беседу с выражения общерусской скорби по поводу переживаемых Россией страшных несчастий, мы не можем ничем другим и закончить наши „Скрижали“, как выражением той страшной, гнетущей, как кошмар, тяжёлой, беспросветной тоски перед совершающимися внутри отечества ужасами. Это гнетущее настроение православной России глубоко и верно выразил (22 июня) старый публицист А. С. Суворин в своём „Маленьком письме“ следующего содержания. „Революция в Одессе“ – под этим заглавием уж несколько дней печаталось в лондонских газетах о печальных событиях. Революция ли это? Государство не может жить без, власти. Когда власть устраняется или чувствует бессилие управлять, или делает постоянные ошибки, поражая жителей противоречиями, шатанием, неуверенностью в завтрашнем дне, революционные элементы овладевают властью и возбуждают толпу. Грабёж, разрушение, пожары, пьянство до потери сознания – вот результаты этой „революции“, совершенно похожей на „пугачёвщину“. В виде страшного Пугачёва, явился броненосец „Потёмкин Таврический“, который угрозами стрелять в город предал его во власть буйной черни и агитаторов, из числа которых 30 человек теперь плавают в Чёрном море на „Потёмкине“. „Великолепный князь Тавриды“ напомнил о себе, о военной славе эпохи Екатерины II, о мечтах владеть Константинополем. И вот через сто с небольшим дет экипаж броненосца его имени покрыл позором, позором измены и самого чёрного предательства, и притом в эти тяжкие минуты жизни родины, когда ей грозит бесславный мир и когда это предательство ещё более затрудняет положение России и грозит ещё большими бедствиями и лишениями для народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В виду этого, нам, христианам, следует сбросить с себя запинающий нас грех и пойти прилежнее по стопам Христовым. Надобно нам не услаждаться одним только своим званием во Христе, а подтверждать свои правые верования благочестивой и добродетельной жизнью. Тогда из единичных подвигов наших образуется великая православно-христианская жизнь, которая, подобно морю, смоет с лица земли всех старообрядцев наших и сектантов... Таким образом, для борьбы с расколом в храме я народу предлагал осмыслить и просветить строй своей религиозно-церковной жизни, одухотворить и очистить свои христианские верования и этим путём достигать блаженного единения всех в Господе 591 . Непосредственно после обедни произошло годичное собрание братчиков. Здесь с иной стороны мне пришлось коснуться способов борьбы с расколом. Моя речь сложилась как-то сама собой, под впечатлением прослушанного годичного отчёта Братства. Я говорил: – если из общих доходов Братства исключить членские взносы, которые поступают больше всего от священников, – то на долю народа в пользу Братства приходится относительно порядочная цифра. Народ на тарелки и в кружки по церквам, а также в кружки при волостн. правлениях дал около 175 руб. Это – для народа деньги большие, – особенно для местных крестьян, страдающих от недорода хлеба... Что же дало Братство своему благотворителю – народу? Отчёт говорит о выписке в библиотеку Братства журналов, о покупке книг для той же библиотеки, о расходе на книжный шкаф, о пожертвовании на нужды войны... Все эти расходы, можно сказать, к местным крестьянам имеют самое отдалённое отношение. Пока им „не видать“ пользы от сделанных Братством расходов, – и тем не менее народ копейками принёс на доброе дело 175 руб. Об этом ни на одну минуту нельзя забывать членам Братства; в соответствие с этим обстоятельством необходимо им располагать и свою деятельность. Подобно Ап. Петру, Братство со всей доброй совестью может сказать новоладожскому народу: „серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи“ ( Деян.3:6 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

был выдвинут вопрос об исправлении богослужебных книг и обрядов, вызвавший целую смуту церковную. Везде и всюду заговорили о значении старых и новых книг и обрядов в деле спасения людей. Мнения разделились: одни стояли за старые книги, другие за новые, одни придерживались старины, другие, наоборот, сочувствовали новым веяниям. – Но в это же время церковной смуты среди русских людей выдвинулись лица с мистико-аскетическим настроением, которые отвергли всякое значение в деле спасения людей всяких книг и обрядов. Для спасения человека не нужны ни новые, ни старые книги, для спасения нужна одна книга животная, Св. Дух. Кто приобретёт эту книгу, в кого вселится Св. Дух, тот и спасётся. Вселяется же Он в тех, кто достигнет известной нравственной чистоты. Достижение же последней обусловливается необходимостью не пить вина, не вступать в брак, проводить время в посте и труде и постоянно произносить молитву Иисусову. Последнее особенно важно: по усердной молитве Дух Св. может яве действовать в нас и не только Св. Дух, но и вся Св. Троица. – Достигшему такого состояния нравственной чистоты и сделавшемуся через то непосредственным органом Св. Духа нет уже нужды ни в архиереях, ни в попах, ни в таинствах, ни в обрядах, ни в божественном откровении, заключённом в Св. Писании. Из среды таких мистически настроенных личностей выдвинулся один крестьянин Костромской губ. Данила Филиппов и стал во главе подобных себе мистиков-аскетов. Он постарался сплотить около себя своих единомышленников и образовавшейся общине постарался дать, формулированное в 12 заповедях, учение и прочную организацию. – Будучи человеком более других мистически настроенным и, быть может, сознавая необходимость заручиться высшим авторитетом для верного успеха своего дела, он ещё ранее объявил себя Богом-Саваофом, а через несколько времени избрал себе помощника (Ивана Суслова), назвав его своим единородным Сыном Божиим. – С течением времени учение хлыстов более осложняется и развивается. С появлением Христов (Суслова, Лупкина и др.) начинает определяться учение о многократных воплощениях Христа, вырабатывается учение о душепереселении, появляются разные виды и формы радений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возможно, что некоторые из этих экономических мер были плохо задуманы, что предписанные императором сокращения расходов, отмена отставки для гражданских и военных чиновников 1385 , отмена общественной почтовой службы 1386 , уменьшение военного бюджета и кредитов, предназначаемых на интендантство 1387 , – были в известной степени или несправедливы, или неблагоразумны. Не менее справедливо, что другие меры, строго осуждаемые Прокопием и Иоанном Лидосом, внушались похвальным желанием экономии, которое было у Юстиниана. 1388 Когда он отменил бесполезный консулат 1389 , когда сократил даровые раздачи праздному населению больших городов 1390 , когда уменьшил действующий состав парадных войск, состоявших из цеховых 1391 , или положил конец ненужной расточительности на цирковые игры 1392 , – он сделал хорошее и достойное императора дело. И, что замечательно, этот государь, так нуждавшийся в деньгах, сумел, если верить Малале 1393 , отменить один стеснительный и тяжелый налог. 1394 В одном, пользующемся громкой известностью, месте своего сочинения 1402 Прокопий говорит о всех бедствиях, которые принесло за собой для Африки и Италии восстановление императорской власти, и хотя в этом отрывке можно заметить явные признаки преувеличения 1403 , несомненно однако, что в Африке и еще более в Италии новый режим прибавил к разорению, вызванному войной, еще самую ужасную финансовую тиранию. 1404 Если в только что завоеванных и часто даже еще не вполне подчиненных странах считалось возможным подобное отношение к жителям, то тем меньше церемонились с старыми областями государства. Непрерывные войны, защита границы и уплата жалования армиям требовали от империи тяжелых денежных жертв 1405 и казалось законным возложить на провинции содержание войск, которые должны были их защищать, и чиновников, обязанных управлять ими. 1406 Потребности центрального управления, роскошь двора, великолепие построек вызывали с своей стороны другие требования и казалось вполне естественным, чтобы подданные участвовали в расходах, подымавших престиж и величие государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

216 Муджтахидами в Персии называются ученые законоведы-богословы, пользующиеся большим, авторитетом среди населения. 217 Автор, вероятно, забыл упомянуть о постройке для омовений (тахаурат-хана), без совершения которых нельзя приступать к молитве. 221 Поэтому в одной к той же мадрасе можно встретить 18-летних юношей, 35-летних мужчин и 60-летних старцев. Кажется, г. Халилов не вполне точно изложил курс персидской мадрасы. 223 Самое большое число учащихся »е мадрасе Мирза-Джафара (до 200 чел.), а в других мадрасах 40–50 чел. И большинство – бедняки. 225 Абду-р-Рауф. Рассказы Индийского путешественника. (Бухара, как она есть). Перев. С персид. яз. А. Н. Кондратьев. Самарканд 1913. Стр. 1–101. 226 Теперь от этого города остались только незначительные признаки в виде земляных бугров. См. Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. Год семнадцатый (Ташкент, 1913). Протокол 1. Сообщение Л. А. Зимина «Развалины старого Пайкенда. 228 См. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, В. Тизенгаузена, С.-Пб. 1884 г. и Туркестан в эпоху монгольского нашествия В. Бартольда, С.-Пб. 1900 г. 230 В настоящее время эта великолепная и величественная постройка постепенно разрушается и причисляется уже к развалинам, опасным для осмотра. 231 Мирза Улуг-Бек был старшим сыном Шахруха, сына и преемника Тимура. Улуг-Бек родился в 1394 г. по Р.Х. и начал править Самаркандом, когда ему было 19 лет – в 1419 г. по Р.Х. 232 Самария. Описание древностей и мусульманских святынь Самарканда. Сост. Абу-Тахир-Ходжа, перевел В.Л. Вяткин (Справочная книжка Самарк. обл. за 1898 г.), стр. 169 и 234. 233 На этой же площади (тысяча кв. сажен) расположены две упоминаемые ниже мадрасы – Шир-Дор и Тиллякори. Вск три мадрасы расположены по трем сторонам горизонта: на северной стороне –Тиллякори, на восточной – Шир-Дор, на западной – Улуг-Бек. 234 С величием фасада этого здания не особенно гармонировала одно время подвешенная к нему голова старшего сына Угуг-Бека – Мирзы Абдул-Латифа, который в 853 г. (1449) убил сначала младшего своего брага, а потом и отца, строителя мадрасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Абсолютное Понятие как «всеобщая Субстанция» и в то же время как «субъект» есть Дух. 1376 Это значит, что основное свойство Понятия – «самодеятельность в самосозидании» 1377 – составляет его духовность. 1378 «Дух» есть Понятие, имеющее само себя своим объектом; 1379 именно таков всегда по существу своему спекулятивный смысл. Поэтому можно сказать, что спекулятивные понятия суть «духовные сущности» 1380 или, что Понятие есть «чистый элемент» духовного бытия 1381 – «чистая самость» Духа. 1382 Это можно выразить так, что Дух есть мыслящее себя Понятие: в нем «субъект» совпадает с «объектом», 1383 «сущность» находится в единстве с «самостью», 1384 «материя» тождественна с «формою». 1385 Дух есть стихия мышления, 1386 разума. 1387 Отсюда его всеобщность, 1388 его внутреннее негативное 1389 беспокойство 1390 и его истинная бесконечность. 1391 Дух всегда остается «в себе» и «у себя»; 1392 он имеет свой центр в самом себе, 1393 и жизнь его есть чистое самоопределение; он «есть лишь то, чем он сам себя делает, и он делает себя лишь тем, что он есть сам по себе». 1394 Дух «начинает только со своего собственного бытия и относится только к своим собственным определениям»; 1395 в этом его субстанциальность и его свобода. 1396 Для него жить значит «быть для себя» 1397 и раскрывать свою сущность. Он есть «субстанция или реальное духовное существо», 1398 сущность которого в том, что оно дает откровение о самом себе самому себе. 1399 И в этих свойствах своих Дух является самою «знающею истиной» 1400 и критерием всякой сущности: «все, что обладает ценностью и значением, имеет духовную природу». 1401 Итак, абсолютное Понятие есть живая и самодеятельная, а потому субъективная Субстанция, творческое духовное существо. В нем источник всей и всяческой деятельности. Все, чему «Понятие имманентно», 1402 все живет и действует. Оно есть «вечное творчество», 1403 и движение его есть «всеобщая абсолютная деятельность». 1404 В этой деятельности оно раскрывает себя из глубины, развертывает свое содержание или, что то же, «реализует себя». 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

В массе народной образовались неправильные взгляды на значение для христианина таинства покаяния. Весьма многие подолгу не обращались к таинству покаяния. Одни, выходя из понятия о бесконечной благости и милосердии Божием, успокаивали себя тем, что Бог всегда простит кающегося, и откладывали свое покаяние все далее и далее, желая пред смертью искренно раскаяться и получить прощение во грехах, сделанных в течение всей своей жизни. Другие же наоборот, сознавая за собою множество грехов, не приступали к таинству покаяния, будучи наперед уверены в его недействительности для себя 1392 . Находились и такие, которые, понимая слишком формально значение покаяния, обращали его в средство для оправдания своей безнравственности: они всю свою жизнь вели распущенно, и все-таки спокойно смотрели на свою загробную участь, надеясь на всеискупляющее действие последнего, предсмертного покаяния 1393 . В древнем русском обществе издавна существовал еще один неправильный взгляд на таинство покаяния, которым отвергалась действительность и спасительность покаяния, совершенного перед смертью и вынужденного страхом загробного наказания 1394 . В простом народе господствовал своеобразный взгляд на исповедь, по которому он считал ее делом князей и обязанностью благородных и знатных людей по преимуществу 1395 и на этом основании многие по долгу не обращались к таинству покаяния. Неправильный взгляд на значение таинства покаяния сопровождался в практической жизни анормальностями и выражался в том, что многие долгое время не исповедывались и не причащались по нескольку лет сряду, не считая это с своей стороны большим упущением. Особенно это развито было в низшей среде общества, в массе народа. Даже люди набожные и те приступали и таинству покаяния однажды в год. Другие делали и того хуже: они являлись к духовнику на исповедь и утаивали пред ним свои грехи, а после даже хвастались этим, говоря с насмешкой: «что мы за дураки такие, что станем попу сознаваться» 1396 ! Были более серьезные причины, побуждавшие к намеренному утаиванию грехов. В древнерусском обществе установился такого рода взгляд на исповедь, по которому ее считали действительной только в том случае, если она сопровождалась эпитимией 1397 . Во избежание эпитимии, которою всегда сопровождалась тогда каждая исповедь, многие и скрывали свои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Col. 1268). Предметы естественные изучаются с помощью рассудка (rationabiliter), т. е. той силой ума, к-рая рассматривает конкретные предметы и тщательно исследует особые свойства вещей: что они есть, благодаря чему есть и т. п. Математические предметы изучаются с помощью наук (disciplinabiliter), т. е. здесь теоретически отвлеченно рассматривается то, что в действительности не существует в отдельности. Наконец, божественные предметы изучаются с помощью интеллекта (intellectualiter) на основании собственных принципов богословия (Ibidem). В связи с этим Г. П. настаивает на разграничении сфер философии и богословия, утверждая, что законы, руководящие естественным познанием (rationes, leges naturalium), не могут быть применяемы без ограничений к познанию богословскому (theologica speculatio). Среди научных принципов есть принципы, общие для мн. наук, и принципы частные, свойственные лишь нек-рым (Ibid. Col. 1255). Тот, кто смешивает частные принципы одних наук с другими, не проведя соответствующей коррекции, впадает в ошибки, как это имело место с арианами, савеллианами и др. еретиками (Ibid. Col. 1255-1256). В исследовании богословских вопросов, к-рые превышают познавательную силу разума, используются совершенно др. приемы, отличные от принципов как физических, так и математических наук, хотя им и не противоречащие. Так знаменитое определение человека как «животного разумного смертного» справедливо лишь в естественных науках, но не в богословии, учащем о грядущем воскресении мертвых (Com. in lib. De duab. nat.//Ibid. Col. 1394). Потому для применения терминов одного вида знания в другом Г. П. предлагает использовать метод «пропорциональной трансумпции» (proportionalis transumptio), т. е. такой соразмерной перестановки, при осуществлении к-рой происходит определенное изменение значений соответствующих терминов (Com. in lib. De Trinit.//Ibid. Col. 1281). Напр., категории качества и количества, в собственном смысле относящиеся к естественным наукам, могут применяться и в богословии, т.

http://pravenc.ru/text/164989.html

«Кровавым свидетельством для наших дней» называл Глубоковский теософское движение, на знамени которого написано: «нет религии выше истины» 1392 . В неоспоримом факте широкого развития теософии он видел извращение и атрофирование природных религиозных потребностей «души-христианки» и притупление самого чувства истины. «Тяжкий грех современной цивилизации, – писал Николай Никанорович, – что, гордая успехами ума, она своею рассудочностию подавила все стороны человеческого существа и возвела ее во всепожирающего «молоха». Разум сделался мерою всех вещей, и на его прокрустовом ложе искалечилось все человечество. Оно и верует только рассудочно: по расчету или по выбору, что подходит к его вкусам и последним выводам науки. Естественно, что жизненно оно не связано с религией, если подчиняет ее себе, и увлекается всяким ветром учения по стихиям мира. Внутренние запросы сердца заглушаются, и голос их становится смутным, отвечающим на все и со всем согласным. Нет самопреданности вере, – нет и неприкосновенной святыни, освещающей жизненный путь. Наш век все познал, но забыл лишь одно и именно старинное правило: «познай самого себя " " 1393 . Естественным следствием этого «религиозного индифферентизма» являлся «нравственный упадок» 1394 . Впоследствии стремительно захлестнувшее в 1905 г. и в дальнейшем «терзавшее Россию нашествие хулиганов», с его антирелигиозной и антигосударственной направленностью и лозунгом: «Мы ваши храмы обратим в наши конюшни», на страницах духовной периодики оценивалось как «продукт нравственного одичания», развивавшегося не без активного воздействия прессы, современные хулиганы сравнивались с «римской чернью» 1395 . Причем, по словам С. Г. Рункевича , «специфический тон хулиганства, так нагло звучащий в современной жизни», овладевал и «атмосферой святого храма науки» 1396 . Конец XIX – начало XX века, время, которое одни уже называли «смутным», другие «туманным», было ознаменовано определенным духовным сдвигом, ощутимо заметным как по духовной периодике, так и по частной переписке академических преподавателей. Словно кто-то привел все в движение и, подобно кругам на воде от брошенного камня, волны стали распространяться во всех направлениях. В переписке слышна тревога и озабоченность ростом не только тенденций либеральных, но и связанных с их развитием антирусских и антицерковных настроений 1397 . Не отличавшиеся особой любовью к интеллигенции, церковные публицисты также обращали внимание на ряд тревожных тенденций:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Конец XIV в. для Великой Армении, Кавказа, Персии, Центральной Азии, Руси ознаменовался нашествием монгольских войск под предводительством Тамерлана. Летописи всех без исключения покоренных народов описывают невиданную до того времени жестокость Тамерлана и его воинов. Покорив в 1395 г. Золотую Орду, Тамерлан вторгся в русские земли, но вынужден был вернуться в Азию. В 1387–1404 гг. войска Тамерлана трижды совершали набеги на территорию исторической Армении, сея там страх и разорение. Одержав победу над османами в Анкаре, Тамерлан взял в плен султана Баязида и, вернувшись в Самарканд для подготовки похода на Китай, в 1405 г. умер. 5. Туркменские династии и анархия в Армении Β XV в. на рубеже Европы и Азии возникла новая империя – Османская, которая просуществовала до XX в. Первоначально османские турки – небольшое тюркское племя; в XIII в., покинув под напором наступающих монголов места своего обитания в Туркестане, поселились в Анатолии. Эти территории некогда входили в состав мощного государства сельджуков, на обломках которого возникло множество небольших тюркских княжеств и государств. Византия вследствие внутренних распрей пришла к этому времени в упадок, следствием которого стал захват Константинополя крестоносцами. Β XIV в. турки-османы расширили границы своего небольшого государства, включив в его состав территории, принадлежавшие некогда Византии, и различные независимые тюркские княжества. В конце столетия им уже принадлежала значительная часть Анатолии и Балкан, а в 1394 г. османы осадили обессиленный и неспособный к сопротивлению Константинополь. Их дальнейшее продвижение остановило лишь неожиданное наступление Тамерлана в 1402 г., которое продлило существование Византии на полстолетия. Невзирая на военные успехи, Тамерлану не удалось создать прочную систему управления государством, и при его преемниках империя распалась. Следствием монгольского нашествия для Армении стало целое столетие хаоса, порожденного постоянными столкновениями между потомками Тамерлана и туркменскими племенными вождями. В первой половине XV в. наследники Тамерлана пытались вытеснить с этих территорий туркменское племя кара-коюнлу, во второй половине столетия – племя ак-коюнлу, ведшее постоянные боевые действия против курдов, османов и грузин. Армянское население, платя непомерные налоги, косвенно финансировало эти многочисленные войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010