Подвергать „меньшую братию“, верующую в спасительную веру Христову, искушению большему, чем она может понести, безбожно. Быть может, я и заблуждаюсь, – errare humanum est, но пока я не слышал ни от кого такого слова, которое заставило бы меня оставить свою позицию. Пока я слышал от несогласных только непонимание моей мысли и злобное „угрызание“ её, и это ещё более утвердило меня в том, что я говорю правду. Вот что возражали мне „несогласные“ в так называемой либеральной прессе. Газета „Слово“ 65 с. г.) в статье „О свободе исповедания“, имея в виду несколько отрывочно взятых фраз из моей статьи, приведённых в 6 „Церковного Вестника“, воздыхает: Академический журнал смущается запугиваниями некоторых миссионеров, что с объявлением свободы вероисповедания «раскол и дикие секты хлынут со всех сторон во двор церковный, и погибель духовная будет громадная». И хотя «Церковный Вестник» и склонен думать, что такой трагизм положения есть скорее плод слишком пугливого воображения, но всё же чувствует себя нерешительно. «Все трезвые люди согласятся, что некоторое физическое охранение наших младенцев в вере от иноверных влияний естественно и условно-необходимо» ... Миссионерские жалкие слова подействовали на «Церковный Вестник» только потому, что журнал не приметил в них обычной, намеренной или ненамеренной – это даже не важно, подтасовки понятий. Понятие свободы исповедания подменили понятием свободы пропаганды, которой никто и не добивается; речь идёт только о том, чтобы старообрядцам и сектантам дать возможность беспрепятственного отправления богослужения, беспрепятственной постройки молитвенных зданий и обучения детей Закону Божию по старопечатным книгам; затем ходатайствуют о допущении старообрядческого духовенства для напутствования больных в больницы и на поле сражения, об устранении несправедливых правовых ограничений для них при выборах на общественные должности, на военной службе, где в некоторых войсковых частях старообрядцев не производят в унтер-офицеры; об изгнании из официального языка обидного слова «раскольник» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы готовы по долгу христианской любви и сострадания подать потерпевшим ревнителям веры руку всяческой помощи. Нами послана от редакции лепта пострадавшим семьям на имя местного почтенного миссионера о. Никольского, который, надеемся, не замедлит поделиться с читателями своими сведениями, как очевидец потрясающего события. A propos, – мы не понимаем сообщения нашего корреспондента, почему в течение нескольких лет не замещена в Ставрополе вакансия противо-раскольничьего миссионера и как может исполнять эту должность синодальный миссионер? Тут что-то не досказано. Ждём разъяснений. Под тяжким впечатлением ставропольской катастрофы, нашим отцам и собратьям миссионерам настоятельно рекомендуем изменить саму методу полемических собеседований, в устных и письменных, с отступниками от Церкви и в частности с старообрядцами. В деле Божием никогда не следует ни шутить, ни грубить, а теперь нужно памятовать, что ведь наши со-вопросники уже выросли в полноправных граждан, их литература и полемика заслуживают серьёзного внимания и добросовестного разбора; грубым гаерством, заезженными способами доказательств и устарелыми приёмами полемики теперь никого не убедишь, а только насмешишь и раздразнишь. В частности, позволяем себе обратить внимание московских миссионеров на обычные в летнее время праздничные прения о вере на площади близ старообрядческого Преображенского кладбища, куда собираются большие толпы черни. В наше смутное время лучше бы не производить этих прений, – теперь нужны не споры, а единение всех верующих и любящих отчизну людей Два слова к вопросу об этом единении православных с верующим старообрядчеством. Недавно московская газета „День“ 154) упрекнула нас в стремлении к разъединению, заподозрив в наших „Скрижалях“ 7–8) „ехидство и клевету“ на вдумчивых старообрядцев, недовольных вероисповедной свободой 17 апреля, уравнявшей старообрядчество во всех правах и льготах с сектантами и еретиками. А старообрядческий тульский поп Механиков в том же „Дне“ прямо захлёбывается от радости и удовольствия, по поводу дарованных 17 апр. старообрядчеству льгот, и оправдывает ссылками на устав целесообразность данного старообрядческой иерархии одинакового с еретиками наименования „настоятелей и наставников“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Знаменательно, что при поворотном направлении освободительного церковного движения значение и положение в ходе церковного управления представителя светской государственной власти, т. е. обер-прокуратуры, вырисовываются в ином свете, как благодетельная для рядового духовенства закономерная инстанция. Недавняя крупная перемена в синодальных сферах может также отражаться на ходе и росте противо-монашеского направления в Церкви. Как бы то ни было, но будущий историк произнесёт свой правдивый приговор, насколько благодетельной является совершившаяся оттяжка церковной ломки для дела всестороннего уяснения и правильного разрешения действительных нужд и назревших вопросов в жизни нашей Церкви. Бояться всех этих записок, воззваний, мнений и прений о церковной реформе., как бы ни были они крайни – мы не видим оснований. Наше духовенство в своём большинстве слишком устойчиво в своих традициях, чтобы бояться деморализации его через подобные „записки“, да и надо же верить в благодать священства, немощная врачующую, а мы живо и искренно верим в неё. Лишь бы в святое дело реформы Церкви не примешивались радикальные веяния времени и анархическое воздействие волков, переряжающихся в овчие одежды. Таково, напр., „христианское братство борьбы“ с его злохудожными воззваниями и прокламациями, о которых выше упоминает „православный“ москвич. Два слова об этих творениях, представляющих собой „последнее слово“ в агитаторской анархической литературе. Редакция получила несколько выпусков воззваний этого пресловутого союза или „братства борьбы“. Судя по содержанию своеобразных прокламаций братства, последнее будет правильнее назвать не христианским, а прямо социалистическим. Главная задача братства – борьба с самодержавием. В воззвании „к епископам русской Церкви“, „братство“ доказывает путём подтасовки текстов и передержки богословских понятий, изобличающих в авторе опытного богослова – схоластика, „что признание самодержавия есть скрытое (а для тех, кто сознаёт, и явное) отступление от Христа, и будто бы с христианством такое признание абсолютно несоединимо и религиозной совестью неприемлемо“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

п.) и лиц (как то: помощников епархиального миссионера, уездных и окружных миссионеров и т. п.), насаждаемых в епархии Советом по миссионерским делам или Епархиальным Братством Озерской Божьей Матери. § 6) Харьков. Епарх. миссионер по вопросам, касающимся упомянутых в § 5-м специально-миссионерских учреждений и лиц, входит со своими докладами в подлежащие учреждения, т. е. в Епархиальный Совет по миссионерским делам или в Совет Епархиал. Братства Озерянской Божией Матери. § 7) Харьков. Епарх. миссионер, состоя в непосредственном распоряжении епархиального преосвященного (§ 2) и действуя под ближайшим его руководством, исполняет поручения Епархиального Совета по миссионерским делам, утверждённые Епархиальным Преосвященным („Правила для деятельн. Совета“ § 6-й). § 8), Харьк. Епарх. миссионер, при исполнении своих обязанностей в епархии, должен руководствоваться и всеми другими пунктами утверждённых Св. Синодом „Правил“, определяющими: а) взаимные отношения миссионеров и приходских священников (пп. 9 и 10), б) ведение бесед с заблудшими (пп. 11 и 12), в) отношение к заблудшим (п. 13), г) место для бесед (п. 14), д) предметы бесед (п. 15), е) порядок бесед (п. 16) и ж) способы приглашения заблудших на беседы (п. 17-й). § 9) Харьк. Епарх. миссионер начинает свой миссионерский год с 1-го января и на время летней страды прекращает систематические публичные беседы с сектантами по епархии, как это рекомендовано и на 3-м Всеросс. Миссионер. съезде в Казани (см. „ Деяния 3 Всер. Мисс. Съезда“. Изд. В. Μ. Скворцова, 1888 г. стр. 224). Составленная в строгом соответствии синодальным „Правилам“, вышеприведённая „инструкция Харьковскому Епархиальному миссионеру“ как нельзя лучше удовлетворяет нуждам местной миссии и устраняет обычно происходящие у нас в епархиях пререкания между разными деятелями на миссионерской ниве, что гибельно отражается на делах миссии. Вот почему нельзя не приветствовать горячо забот Харьковского архипастыря об устранении этой аномалии в миссионерском деле изданием точных „правил“ и „инструкции“ В том же 1905-м году с благословения архипастыря выступают на миссионерской ниве в епархии и новые миссионерские лица и учреждения, как то: „помощник епархиального миссионера“, отдельный для Богодуховского уезда „книгоноша-собеседник“ и в Сумском уезде „Искрицковщинский Миссионерский Комитет“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учение Иисуса Христа, постепенно распространяясь во все концы вселенной, произвело поразительный переворот в жизни человечества, оказавши неотразимое влияние на всю совокупность жизненных проявлений, на всё, чему присвоено название цивилизации. Началось с того, что неизвестные миру бедняки, посланные Христом как овцы среди волков, стали проповедовать новую заповедь любви и самоотречения на смену жестокому закону вражды и эгоизма. Кончилось тем, что евангельское слово в устах этих простых людей, встреченных пытками и гонениями, заподозренных в тайных злостных замыслах и намерениях, облагородило человечество, возвысило пригнетённую личность женщины, дало людям истинное понятие справедливости, требуя от каждого не делать другим того, чего он себе не желает, дало толчок и развитие христианской гражданственности, дало и даёт надежду на лучшую будущую жизнь. На всём отразилось воздействие Божественного учения: на обычаях, нравах, законах, искусстве, даже на самой науке. Последняя вместе с религией в сущности дела занимается одним и тем же предметом – миром во всей его целости, и человеком, как отдельным миром, включённым в пределы вселенной, подчинённым её физическим законам, но имеющим и свой особый нравственный закон. Целью науки является изучение мировых законов, по которым существует всецелость вещей; наука делает попытки узнать – как существует мир. Христианская религия, имея дело с духовно-нравственной стороной человека, определённо говорит – как ему следует жить в мире, чтобы установить на земле царство Божие 536 . У каждой своя специальная задача, при разумном решении которой не должно бы возникать пререканий между этими областями знаний, имеющими свои границы, так сказать, – свои определённые межевые признаки. Представители той и другой в искании истины должны бы идти рука об руку для выработки единства взглядов на существующее. Природа и библия, по выражению Миллера в его соч. „Бог”, – это две книги, написанные одним Верховным Существом; как произведения единого виновника, они не должны иметь взаимных противоречий. Между тем действительность показывает, что это нежелательное несогласие давно уже возникло и обострилось. В слове, произнесённом 17 янв. 1901 г. в храме Харьковского университета, епископ Иннокентий сказал, что „некоторое смущение неминуемо должен испытывать проповедник христианской истины при вступлении на церковную кафедру сего храма... Оно – в том далёком расстоянии, которое разделяет область Христовой веры и область современной науки, – в совершенном почти отсутствии точек соприкосновения между этими областями; оно в той прискорбной непримиримости и даже враждебности, которая установилась, по недоразумению, между верой и знанием в обширном смысле. Многие из истин веры и положений науки представляют собой противоположности и противоречия яркие, несогласуемые”. Учёный мир готов уже утверждать, что назрел неотложный вопрос о необходимости замены религии наукой 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ничего не добившись у русского консула, кроме резких и несправедливых с его стороны замечаний, – я после малого недоумения, когда увидел, что каждая минута просрочки была бы для девушки гибельна, пошёл к английскому консулу, и здесь в лице почтенного, убелённого сединой, но румяного старца – консула я встретил полное участие, понимание и быструю готовность помочь. Почтенный консул, даже не спросив моих документов, тотчас дал мне своё письмо к г. Крейчману, секретарю общества борьбы с безнравственностью. Этот г. Крейчман побывал с агентом у меня в гостинице, и через несколько часов я видел, как этот господин вместе с агентом полиции посадили в коляску Берлиявскую и японку и отвезли в убежище Рудольфа. Берлиявская вернулась домой одна, не солоно хлебавши, к моему сердечному торжеству: японка была почти отвоёвана у негодяев. Теперь решив дело вести до конца, на страх и смущение всех сутенёров Египта, я остаюсь в Александрии следить за дальнейшей участью японки, которой нужна и нравственная, и материальная помощь. Опубликую всё это дело в здешней печати по-французски. Я надеюсь, что английское правительство – по моей просьбе – усилит строгость в Коломбо по отношению „человеко-хищников“ – сутенёров, а русское правительство укажет своим вице-консулам в Египте, что их долг и обязанность употребить самые суровые репрессии по отношению к русским жидам, которые сутенёрством позорят здесь русское имя. Брат милосердия Красного Креста Михаил Сопоцько ПОЖЕРТВОВАНИЯ. В контору „Мисс. Обозр.“ поступили следующие пожертвования: От священника Покровск. ц. г. Купянска Харьковск. губ., А. Субботина, – собранные им во время чтений о Святой земле, на религиозные нужды православных русских пленных в Японии – 5 руб. От священника А. Коринеского, Нижегородской губ., в пользу пленных – 2 р. 35 к. и на усиление флота – 1 р. 50 к. Пожертвования сданы по назначению (расписка СПб. почтамта, 626, и квитанция Высочайше учреждённого Комитета по сбору пожертвований на усиление флота, 163,758). Извещение о статьях, не принятых к печати//Миссионерское обозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Число последователей Тчая постоянно возрастало до 1865 года, когда гонение на католиков усилилось. В этом году Тчай был схвачен, обвинён в принадлежности к католицизму и казнён. Тонг-Шаки – последователи Тчая – приняли это имя; они исповедуют единобожие, отвергают буддистское учение о переселении душ и не признают никаких священных изображений. Вновь обращаемых приводят к священнику и ставят перед ними две зажжённые свечи, хлеб, рыбу и сладкое вино. Неофиты читают хором 24 раза молитву, преклоняют колена перед свечами и садятся после этого за общую трапезу. Тонг-Шаки молятся перед жертвенником из красной глины и извести, на который ставится чаша с чистой водой. Совершающий очередное богослужение встаёт ночью, становится на колени перед жертвенником, читает молитву и пьёт воду, которая называется „чашей небесного милосердия“. Основатель новой веры исцелился от болезни, выпив в стакане воды пепел от бумаги, на которой была написана молитва, а потому и последователи его приписывают чудодейственную силу молитвам, написанным на кусочках бумаги. – Если вы будете носить на себе такую молитву, то и сотни злых духов не причинят вам зла – говорят они. Есть молитвы, предохраняющие от смертоносного оружья, другие способствуют счастливому путешествию и т. д. В них говорится, что Тчай – великий учитель – передвигался на облаках, перескакивал через горы, разрушал здания и по желанию становился невидимым. Заимствовав из Библии понятие об едином Боге, Тонг-Тчаки не усвоили из неё учения о будущей жизни. Когда их спрашивают: „будет ли человек жить по смерти новой жизнью?“ они осторожно отвечают: „кто может то знать?“ Весной 1893 г. пятьдесят Тонг-Тчаков явились перед дворцом в Сеуле и стали писать на столе, покрытом красной скатертью, прошение императору. Они просили о том, чтобы их учитель, казнённый Тчай, был признан невинным, и о разрешении воздвигнуть ему памятник. Далее они требовали свободного исповедания своей веры и равных прав с католиками и грозили, в случае отклонения, их ходатайства, изгнать из Кореи всех иностранцев. Император обещал рассмотреть их прошение и в свою очередь попросил их не мешать дальше движению около императорского дворца. Прошение было отвергнуто и некоторые из Тонг-Тчаков арестованы. Весной следующего 1894 г. вспыхнуло восстание. Корейские солдаты бежали перед Тонг-Тчаками, которые овладевали городами, прогоняли, а иногда и казнили смертью должностных лиц, от которых раньше терпели преследования. При занятии города или деревни сектанты прежде всего отыскивали там своих единоверцев и с помощью их заставляли и остальных жителей убеждениями, а иногда и силой, присоединиться к их обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христос) достояние свое оставити на земли не устроено, отходя на небеса, но изем два сребреника, даде гостинникам, се есть, старый и новый завет. Кому же дал; кто гостинницы: апостолы, и по них восприемницы их, пастырие и учителие, архиепископи и епископы, иже служителие суть величеству смотрения его, имже и съпребывати даже до скончания века обетование сотвори и.... избирает себе людей достойных, и.... освящает рукоположением чина духовнаго чрез патриархи, архиепископы и епископы (книга о Вере 59 л. обор.). Вот и книга о Вере обличает старообрядцев! Господь своё достояние, – говорится, оставил апостолам, а после их и епископам, с которыми обещался быть до конца века, следовательно, они никогда не прекратятся. Если, по измышлению Усова, истинные епископы прекратились, то с какими же Господь будет пребывать? По Усову, с еретическими, так как австрийцы и Амвросия то взяли от еретиков же греков. Но это кощунство: Господь будто бы сохранил епископскую благодать только у еретиков. Нет, Иван Григорьевич, ваши предки самовольно отделились от нашей церкви и начали творить церковные собрания; и помните: „Аще кто кроме соборные церкви о себе собирается, и нерадя о церкви, – церковная хощет творити, не сущу с ним презвитеру по воле епископли, да будет проклят“, – говорится в 6-м правиле Гангрского собора. Епископов у вас не было, следовательно, пресвитеры если и были, то были незаконные и подклятвенные. Вот что читаем из толкового апостола о таковых иереях и сообщающихся с ними (толк. an. 1 посл. Коринф., глав. 11, зач. 108): „аще бы и имели от нас отбегших единаче тайны без единости церкви христианские ничесоже суть, ибо всем отлучившимся от единения церковного Бог пророком рече: послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е и раззорю благословение ваше и не будет в вас“... Смотрите, братия, без епископа у старообрядцев нет ни одной тайны (разве крещения), хотя и имели они беглых попов. Чего ещё больше: и то благословение, которое преподавали им беглые попы, низводило на них проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта трезвость в свою очередь свидетельствует о том, что духовные руководители прихожан, хотя и связаны материальною зависимостью от последних, стоят ещё на высоте своего призвания и, терпеливо вынося материальную нужду, в общем поборают эти оковы и не допускают им заграждать себе уста, к вещанию правды Божией. Тяжела эта зависимость, но в общем, повторяю, поборима! Что-ж было бы, если б к ней присовокупить другую зависимость, зависимость, которая дамокловым мечом висела бы над головой каждого священника, грозя ему ежеминутно своим ударом и заставляя бедного пастыря изворачиваться и метаться из стороны в сторону, сообразуясь с направлением меча. Самый безукоризненный пастырь, имея дело с целым приходом, не может угодить всем и часто, выполняя свой прямой долг, навлекает на себя недовольство отдельных личностей, которые, особенно, если они влиятельны в приходе, вооружают против священника многих и в результате является жалоба архиерею, а за ней следствие и беда, если за священником были какие-нибудь погрешности, хотя бы двадцать-тридцать лет тому назад, – они одинаково наказуемы, как и настоящие, и вот в большинстве случаев является перевод священника на другой приход, – торжество недовольного. Что ж было бы при выборном начале в подобном случае? Мироед, держащий в своём кулаке весь приход, будучи недоволен приходским священником, всегда успел бы выжить его из прихода, и тут уже не нужно никаких следствий, – недовольны и только. А вот ещё случай: у местного псаломщика сын богослов; приходец, в котором служит псаломщик – достаточный, да и у самого псаломщика место обжитое, – есть и земелька, есть и грунтец с постройками, да и другой прикуплен; как бы хорошо было сына посадить в этом приходе! Псаломщик в приходе свой человек, служит уже давно, все его величают Иваном Ивановичем, всем он руку подаёт, со всеми хлеб-соль ведёт и от рюмочки не отказывается; вот и готово дело: не хотим своего батюшки, не угоден он нам, давайте нам Ивана Ивановича сына-богослова! Скажут: мелочи всё это, единичные случаи. Да, мелочи, но с этими мелочами чаще всего приходится сталкиваться в деревне, серьёзно считаться с ними, и они вовсе не единичные случаи, а неотъемлемая принадлежность каждого захолустного прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С возмутительными подробностями официальной политики на Кавказе по отношению к молоканам знакомят письма г. Носилова. Радикальная газета „Наша Жизнь“ – как орган инородческих государственных интересов – недовольна на „Нов. Вр.“, зачем оно „не преминуло лягнуть армян, которые вытесняют из Закавказья молокан и пользуются всякими поблажками со стороны местной администрации“. Возражает эта газета и „Слову“, которое справедливо заметило, что ему совершенно непонятны причины, побуждающие молокан покидать Россию, тем более, что им дарована свобода исповедания и, казалось, должны бы исчезнуть все угнетения“. Тенденциозные рассуждения „Нашей Жизни“ о сектантах достойны внимания деятелей миссии. Вот её рассуждения. Мы не знаем, – говорит газета, – чему следует больше изумляться: смелости ли «Нового Времени», или наивности «Слова». По радости ген.-губернатора области можно понять, что и после указа 17 апреля положение сектантов и, в частности, молокан на Кавказе ничуть не улучшилось. Да если бы генерал Самойлов и не выражал ни радости, ни огорчения, то причины выселения молокан стали бы ясны, если сопоставить указ 17 апреля с циркуляром г. министра внутренних дел о веротерпимости, с назначением особой комиссии под председательством г. Штюрмера, для согласования указа с действующими постановлениями и с отрывочными сведениями о новом обращении униатов в православие. Да то же „Слово“, в союзе с „Новым Временем“, требовало принятия мер против пропаганды католических ксёндзов. Молокане выселяются просто потому, что они и теперь терпят те же притеснения, какие терпели и раньше, и не видят конца угнетениям. Говорить же о льготах, предоставляемых армянам за счёт молокан, после Баку, Нахичевани и Эривани должно было бы быть стыдно даже потерявшему стыд „Новому Времени“. Нас тоже глубоко возмущает то, что молокане, как и духоборы, должны искать убежища в далёкой и чуждой им Америке, потому что духоборы, молокане, баптисты, штундисты и т. д., т. е. представители теснимых сект, – самые трудолюбивые, интеллигентные и развитые элементы русского крестьянства, квинтэссенция его. Но именно поэтому, именно потому, что сектанты так дорожат своей духовной независимостью, мы понимаем, что эмиграция их – неизбежное последствие современных порядков, как эмиграция десятков тысяч финляндцев явилась неизбежным последствием обрусительной политики покойного Бобрикова, как неизбежна всё усиливающаяся эмиграция из Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010