Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАВИЛА НИКОМИДИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вавила Никомидийский ( IV ), мученик . Память 4 сентября . Мученики Вавила и с ним 84 его воспитанника пострадали в городе Никомидии за исповедание христианства во время правления императора Максимиана (284 - 305). Император, находясь в Никомидии, воздвиг гонение на христиан. Как и о многих других верующих, Максимиану было донесено и о старце Вавиле, который учил детей христианскому благочестию. Когда старец Вавила предстал перед императором, то за исповедание веры в истинного Бога был предан многим мучениям. Во время своих страданий святой мученик непрестанно взывал к Богу: " Благодарю Тебя, Господи, что Ты сделал меня, старого и немощного, молодым и крепким " . После избиения камнями на его окровавленное тело надели оковы и отправили в темницу. Затем привели к царю и учеников святого. Ни ласковые уговоры, ни обещание даров не сломили христианское убеждение детей. Двое из них, Аммоний и Донат, твердо заявили: " Мы - христиане, и не приносим жертв немым и глухим бесам " . Император, придя в ярость от неожиданного и твердого ответа со стороны детей, приказал вначале их бить, а затем предать смерти через усекновение мечом вместе с их учителем. Во время шествия на казнь святой мученик Вавила воспевал благодарение Богу: " Се аз и дети, яже ми дал есть Бог! " С духовной радостью приняли мученическую кончину сначала святой Вавила, а затем и все его 84 ученика. Использованные материалы Редакция текста от: 10.03.2008 10:26:51 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/3809.html

В нищенской одежде святая тайно посещала узников. 4 января. ПРАВМИР. Церковь празднует память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Святая великомученица Анастасия Узорешительница пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури. Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах. Стало известно, что Анастасия — христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Прежде чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Однако это вовсе не главный собор города. Главным католическим храмом Барселоны является мало известный русским туристам La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia, Кафедральный собор Святого Креста и святой Эулалии. Это очень древнее здание романского в своей основе стиля, базирующееся отчасти на архитектуре ранневизантийских базилик, но с выраженными элементами готики. Собор строился барселонцами целых 122 года и был завершен в 1420 году, в эпоху Высокого Средневековья. Посвящен этот храм Кресту Распятия Господа нашего Иисуса Христа и одновременно – святой великомученице деве Эулалии (Аулайры или Олальи в ином произношении), считающейся небесной заступницей Барселоны. «Ну, и какое нам дело до этих испанских католических храмов и их святых?» – может спросить часть наших читателей, и в чем-то, возможно, они будут правы. Однако дело в том, что православные христиане всего мира почитали и почитают святых Западной Европы периода неразделенной Церкви (т.е. тех, чья канонизация состоялась в период до 1066 г.). В это число входят испанские мученики и мученицы периода Поздней Античности и Раннего Средневековья, в том числе и великомученица дева Эулалия Барселонская (святая Евлалия православного месяцеслова, память по православной традиции 22 августа ст.ст. 04 сентября н.ст.), о которой далее пойдет наш рассказ. Статуя Santa Eulàlia, считавшейся ранее Хранительницей Барселоны, а теперь ставшей и Защищающей от терактов На территории древней области Кельтиберия, вошедшей в состав Римского государства, в одной деревеньке, в семье благочестивых, но тайных христиан, в 290 г. родилась девочка, которую назвали Eulalia («Хорошо говорящая»). Когда юная Эулалия едва достигла возраста юности, то она поразила своих односельчан удивительной ясностью ума, смелостью взглядов, а главное – талантом убеждения и глубиной веры в Христа, невероятных для девочки-подростка 12–13 лет. Общаясь со своими соседями, среди которых христиан в то время было весьма немного, а в основном были сторонники различных языческих культов, она обратила многих из них ко Христу. Это было весьма удивительно, но на этом юная дева не остановилась. ее огорчало, что христиане, не творившие никакого зла, вынуждены были скрывать свою религиозную принадлежность, проводить тайные литургии и подвергаться всяческим репрессиям, вплоть до массовых мучительных казней (напомним, что это была эпоха правления императора Диоклетиана (на троне 284–305 гг.), одного из самых страшных гонителей последователей Иисуса Христа в мировой истории).

http://pravoslavie.ru/106116.html

Самая древняя известная из документов епископия на территории Румынии в первые века — Томисская. Первым ее епископом был Ефрем. В результате преследований христиане погибали и на этой территории. Свидетельством раннего развития христианства среди предков румынского народа является большое количество мучеников, пострадавших в годы гонений римских правителей на Церковь Христову. Возможно, наиболее примечателен в связи с этим св. Савва, который умер недалеко от Бузэу. В обнаруженной в 1971 г. древней христианской базилике были найдены гробницы четырех христианских мучеников — Зотика, Аттала, Камасила и Филиппа, пострадавших во времена правления императора Траяна (98-117). Немало мучеников было в районе Дуная до Паннонии и в последние гонения императора Диоклетиана (284–305), среди них дако-римлянин, священник Монтанус и его жена Максима. Было также еще несколько замечательных богословов, пришедших с севера Дуная: св. Иоанн Кассиан, ученик Евагрия Понтийского, и Дионисий Младший, известный тем, что заложил основы существующей хронологической системы, христианской эры. Есть доказательства и в пользу идеи о существовании церковной организации на карпато-дунайских территориях. В IV b. епископ Феофил из Готии упоминается как участник Никейского Вселенского собора. Он был епископом для всех христиан в Гетто кой стране. В V b. на территории Румынии христианство распространял латинский миссионер св. Никита Ремесьянский (+431). Он основал в Дакии монастыри. Известно, что на II, III и IV Вселенских соборах уже был епископ из г. Томы (ныне Констанца). Но только в XIV b. образуются две митрополии: одна в Валахии (основана в 1359 г., первый митрополит — Иакинф Критопул), другая в Молдавии (основана ранее 1387 г., первый митрополит — Иосиф Мушат). Провинция Дакия входила в область Иллирика, поэтому и дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Рима, — следовательно, зависели от Римского папы. После разрушения Сирмии гуннами (V век) церковная область Дакии вошла в ведение архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. С учреждением в VI b. императором Юстинианом I в родном своем городе — первой Юстиниане — центра церковной администрации, вместе с другими провинциями, подчиненными этому центру, была подчинена и Дакия. В VIII b. Церковь этой области императором Львом Исаврянином переводится под полную юрисдикцию Константинополя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

(память 31 января/13 февраля и 28 июня/11 июля)  Святой Кир родился и вырос в Александ­рии. Еще будучи юным, он в совершенстве изучил врачебное искусство и приобрел славу бескорыстного целителя людских недугов —  как телесных, так и душевных. Глубоко веру­ющий христианин, Кир подавал помощь не только лекарствами, но, главным образом, молитвой и проповедью Евангельского уче­ния. Многих язычников он обратил ко Хрис­ту. Во время правления Диоклетиана —  гони­теля христиан (284–305) Кир вынужден был бежать в Аравийскую пустыню. Там он при­нял иночество и получил от Бога дар чудотворения, так что отныне мог исцелять все болез­ни, не прибегая к врачебным средствам. В 311 году святой Кир удостоился послужить горя­чо любимому им Господу как мужественный исповедник веры. Узнав, что в Египте, в горо­де Канопе, готовится расправа с христианкой Афанасией и ее дочерьми, святой Кир и его брат во Христе, верный ученик и последова­тель Иоанн бесстрашно отправились туда, что­бы поддержать мучениц и укрепить их в вере. Жестокий правитель Канопы Сириан велел схватить врачевателей и подверг их истязани­ям, а затем, не сумев добиться от них отрече­ния, приказал обезглавить. Святые Кир и Иоанн призываются в молитвенную помощь в Таинстве Елеосвящения и при освящении воды. Мощи их покоятся в Риме. Перестали беспокоить нечистые мысли? Когда спросили авву Кира Алек­сандрийского о блудном помысле, он отвечал так: «Если ты не имеешь по­мысла, то ты без надежды —  ибо если не имеешь помыслов, то имеешь дело». Это значит: кто не борется со своим грехом в уме и не противится ему, тот совершает его телесно, а совершаю­щий такие дела (по бесчувственности своей) не возмущается помыслами. При этом старец спросил брата: «Не имеешь ли ты привычки беседовать с женщи­ною?» «Нет, —  отвечал брат, —  но ум мой занимают древние и новые живопис­цы: изображения женщин служат для меня возмутительными памятниками». Старец сказал ему: «Мертвых не бой­ся, но бойся сочувствия и греховного действия живых и более упражняйся в молитве».

http://azbyka.ru/osnovnoj-instinkt-ili-b...

• ДИОФЕЛИТСТВО – учение о двух природных волях во Христе. • ДИОФИЗИТСТВО – учение о двух природах во Христе – Божественной и человеческой. • ДИОЭНЕРГИЗМ – учение о двух природных энергиях (действиях) во Христе. • ДИПТИХ (греч. δπτυχος – сложенный вдвое) – списки имен, поминаемых во время литургии в древней Церкви. • ДОБРОДЕТЕЛв (от греч. ρετη – совершенство в каком-либо деле, доблесть, храбрость, мужество, добродетель) – многозначное понятие, имеющее различный смысл у разных философов и богословов. С одной стороны, добродетели выявляют истинную природу человека, являют ее совершенство, а с другой – являются даром Божиим. Об отличии т. н. «родовых» добродетелей (мужества, целомудрия, рассудительности и справедливости), известных в античной философии, от добродетелей «богословских» – веры, надежды и любви – см. в настоящей «Антологии» в «Послании к армянам» Прокла Константинопольского . Однако у Максима Исповедника наблюдается тенденция к установлению единства добродетелей, в которых, согласно ему, воплощается в подвижниках Сам Христос. ДОГМАТ (от греч. δγμα – учение, постановление) в христианстве – краткое и точное изложение богооткровенных истин, исповедуемых Церковью, призванное отличить правильное исповедание от ереси. В широком смысле доплаты – это учение святых и Церкви в целом по широкому кругу вероучительных вопросов. В духовном отношении догмат – это «понятийная икона» Бога. ДОНАТИЗМ – раскол, вызывавший раздоры в Церкви Северной Африки, начиная с правления имп. Диоклетиана (284–305) и до мусульманского завоевания. Название раскола происходит от имени Доната, преемника Майорина, который был избран ца Карфагенскую епископскую кафедру в 312 г. в обход законного епископа Цецилиана поборниками чистоты христианства и жесткой линии в отношении отступивших во время гонений. ЕВХАРИСТИЯ (феч. ευχαριστα – благодарение), святое причастие – главнейшее таинство, признаваемое всеми традиционными христианскими вероисповеданиями. В настоящей «Антологию) отдельные моменты учения о Евхаристии обсуждаются в статьях, посвященных Николаю Мефонскому , полемике об опресноках, а также Николаю Кавасиле и Марку Ефесскому . ЕДИНОСУЩНЫЙ – один из первых философских терминов, принятых в церковном догматическом богословии, который был призван утвердить Божественность Сына Божия и единство Его бытия с Отцом. См. подробнее в настоящей «Антологии» в статьях, посвященных полемике с арианством.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Гаий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1626) (РГБ) [Гай; лат. Cajus, Gajus; греч. Γος] († 22.04.296, Рим), св. (пам. 11 авг.; пам. зап. 22 апр.), папа Римский (с 17 дек. 283). Точные данные о жизни Г. отсутствуют; основные источники сведений о нем - жития мч. Севастиана и мц. Сусанны (пам. 11 авг.), составленные соответственно в сер. V и не ранее VI в. Происходил из Далмации. В Житии мц. Сусанны Г. назван родственником имп. Диоклетиана (284-305), родным братом сщмч. Гавиния, отца Сусанны. В правление императоров Кара , Карина и Нумериана (283) Г. был избран преемником скончавшегося папы св. Евтихиана . Согласно Житию мч. Севастиана, Г. ободрял мученика и его сподвижников перед казнью, а нек-рых рукоположил во пресвитеров и диаконов. В Житии мц. Сусанны упоминается, что после ее смерти Г. начал служить в ее доме, к-рый впосл. стал одним из рим. храмов (titulus Gaii; с кон. VI в.- titulus S. Susannae, хотя до VIII в. встречается первоначальное наименование - LP. Vol. 1. P. 371, 507). Согласно Liber Pontificalis (LP), Г. установил для кандидатов на епископское рукоположение обязательное посвящение во все предшествующие степени священства, а также учредил в Риме диаконские округа. В списке рим. епископов сер. IV в. Г. назван среди епископов немучеников (Depositio Episcoporum). В 1-й редакции LP (ок. 530) говорится, что Г. скрывался от гонений Диоклетиана и «скончался исповедником» (confessor quievit), а в редакции, приписываемой Анастасию Библиотекарю (кон. IX в.),- что через 8 лет жизни в укрытии (in cryptis) он стяжал мученический венец (martyrio coronatur); впрочем, традиц. дата смерти Г. предшествует началу массовых гонений (303). Тело Г. было погребено в катакомбах св. Каллиста, где в XIX в. археологом Дж. Б. Де Росси была найдена и восстановлена по фрагментам его могильная плита с надписями на греч. языке. В 1631 г. на месте, где, по преданию, находился дом Г., папа Урбан VIII освятил церковь во имя святого, куда были перенесены его мощи (разрушена в кон. XIX в.; мощи в наст. время покоятся в рим. храме св. Сильвестра). Г. является первым из пап, изображенным с паллием . В рус. традиции он упоминается в житиях мц. Сусанны и мч. Севастиана (ЖСв. Авг., 11 и Дек., 18).

http://pravenc.ru/text/161445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКИЙ Мч. Лукий. Фрагмент иконы сщмч. Феодора Киринейского, с предстоящими (ц. Всех святых на Кулишках, Москва) Мч. Лукий. Фрагмент иконы сщмч. Феодора Киринейского, с предстоящими (ц. Всех святых на Кулишках, Москва) († вскоре после 310), мч. (пам. визант. 20, 21, 22 авг.; пам. греч. 20 авг. и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых). Житие Л. содержится в рукописи Vindob. hist. 45, XI в. (BHG, N 2243), оно лишь незначительно превосходит по объему синаксарные Жития, посвященные этому святому. Кроме того, о Л. повествуется в Житиях сщмч. Феодора Киринейского в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 2428) и синаксарей под 4 или 5 июля. Л. был первым из сенаторов ливийского г. Кирены , отличался могучим телосложением и превосходил всех приверженностью языческим богам. Он уверовал во Христа, увидев мучения и чудесное исцеление сщмч. Феодора , еп. Киринейского. Л. принял св. крещение и обратил ко Христу мн. язычников, в т. ч. своего друга, наместника Кирены Дигниана. Л. и Дигниан покинули Кирену и отплыли на Кипр. Когда там начались гонения на христиан, Л. тайно от Дигниана добровольно предал себя на мучения. Он разрушил языческие жертвенники и сокрушил идолов, за что был обезглавлен по приказу кипрского наместника. Дигниан предал погребению тело мученика. Когда спустя год после казни могила Л. была вскрыта, в ней обнаружили 3 розы, выросшие у него на груди. Эти цветы попытались сорвать, но они стали невидимыми. Некий не названный по имени иерей написал Мученичество Л. и построил храм во имя святого. Возможно, Житие в ркп. Vindob. hist. 45 является сокращенной версией этого Мученичества. Жития относят описываемые события к правлению Диоклетиана (284-305). Прп. Никодим Святогорец датирует кончину сщмч. Феодора Киринейского и Л. 299 г. Однако болландисты склоняются к тому, что сщмч. Феодор умер в 310 г., а Л. чуть позже. И. Делеэ считает «подозрительным» переезд Л. и Дигниана на Кипр и предполагает, что авторы Житий могли перепутать названия городов Кирены в Ливии и Киринии на Кипре ( Delehaye. 1907. P. 260-261). Это мнение разделяет и Ф. Алькен ( Halkin. 1985. P. 231).

http://pravenc.ru/text/2110859.html

Всадник, поражающий змия, стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства 6 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца. Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклетиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

В Мученичестве приводится число кончины, однако не указаны ни год, ни хотя бы приблизительное время (упоминание провинции Писидия, возникшей в нач. IV в., указывает на время его составления). Неясно, на чем основано распространенное мнение о том, что М. пострадала при имп. Диоклетиане (284-305) (Ibid. Col. 1152). В Александрийском араб. Синаксаре еп. Михаила Атрибского (Ibid. Col. 1153) ее страдания отнесены ко времени правления имп. Деция (249-251), в нек-рых греч. синаксарях - имп. Клавдия II (268-270) ( SwfrÒnioj (EÙstrati£dhj). 1AgiolÒgion. S. 297). Мученичество М. содержит типичные черты passions épiques : в нем указывается имя автора - свидетеля мучений и борений с дьяволом в темнице, приводятся обширные диалоги и молитвы (в т. ч. предсмертные, в к-рых упоминается о ее Мученичестве), рассказывается о чудесных явлениях и об исцелениях. О неисторичности Мученичества М. говорит и обозначение в нем Антиохии как «города Первой Писидии», тогда как рим. провинция Писидия никогда не делилась на части, а Антиохия была ее столицей. Большие смущения у читателей и переписчиков Мученичества М. вызывало изложение речей демона, побежденного М. в тюрьме, которые содержали явно апокрифические пассажи. Поэтому эта часть текста часто подвергалась сокращению или комментированию. Так, свт. Мефодий I, патриарх К-польский (IX в.), который переписал Мученичество М. в Риме (BHG, N 1167m), символически истолковывал его реалии: напр., медный молот, найденный М.,- «это непорочная благодать божественной надежды, которую она, обернувшись, то есть помыслив, нашла, то есть обрела, или взяла». Мученичество М. легло в основу позднейших переработок (BHG, N 1167х - 1168f) и похвальных слов (Григория II Кипрского, патриарха К-польского (XIII в.), прп. Неофита Затворника (XII-XIII вв.), Феодора Метохита (XIII-XIV вв.) - BHG, N 1169, 1169b, 1169d), не содержащих нового фактического материала. О культе М. в ее родной Антиохии Писидийской ничего неизвестно: судя по тому, что М. умерла за городом, ей могла быть посвящена базилика в 4,5 км к юго-востоку от Антиохии Писидийской, а ее гробница в самом городе, возможно, находилась в одной из двух городских базилик ( Belke K., Mersich N. Phrigien und Pisidien//TIB. 1990. T. 7. P. 187).

http://pravenc.ru/text/2562062.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010