Самая древняя известная из документов епископия на территории Румынии в первые века – Томисская. Первым ее епископом был Ефрем. В результате преследований христиане погибали и на этой территории. Свидетельством раннего развития христианства среди предков румынского народа является большое количество мучеников, пострадавших в годы гонений римских правителей на Церковь Христову. Возможно, наиболее примечателен в связи с этим св. Савва, который умер недалеко от Бузэу. В обнаруженной в 1971 г. древней христианской базилике были найдены гробницы четырех христианских мучеников – Зотика, Аттала, Камасила и Филиппа, пострадавших во времена правления императора Траяна (98–117). Немало мучеников было в районе Дуная до Паннонии и в последние гонения императора Диоклетиана (284–305), среди них дако-римлянин, священник Монтанус и его жена Максима. Было также еще несколько замечательных богословов, пришедших с севера Дуная: св. Иоанн Кассиан , ученик Евагрия Понтийского , и Дионисий Младший, известный тем, что заложил основы существующей хронологической системы, христианской эры. Есть доказательства и в пользу идеи о существовании церковной организации на карпато-дунайских территориях. В IV в. епископ Феофил из Готии упоминается как участник Никейского Вселенского собора. Он был епископом для всех христиан в Гетто кой стране. В V в. на территории Румынии христианство распространял латинский миссионер св. Никита Ремесьянский (431). Он основал в Дакии монастыри. Известно, что на II, III и IV Вселенских соборах уже был епископ из г. Томы (ныне Констанца). Но только в XIV в. образуются две митрополии: одна в Валахии (основана в 1359 г., первый митрополит – Иакинф Критопул), другая в Молдавии (основана ранее 1387 г., первый митрополит – Иосиф Мушат). Провинция Дакия входила в область Иллирика, поэтому и дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Рима, – следовательно, зависели от Римского папы. После разрушения Сирмии гуннами (V век) церковная область Дакии вошла в ведение архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. С учреждением в VI в. императором Юстинианом I в родном своем городе – первой Юстиниане – центра церковной администрации, вместе с другими провинциями, подчиненными этому центру, была подчинена и Дакия. В VIII в. Церковь этой области императором Львом Исаврянином переводится под полную юрисдикцию Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но главная вариация на тему «многоцарствия» возникла уже в годы правления императора Диоклетиана (284–305) и была вызвана вполне конкретными причинами. Дело заключалось в том, что система государственного управления Римской (Византийской) империи в то время была далеко не универсальной и представляла собой плод многовековых наслоений и разновременных политических традиций. Естественно, это таило в себе многие проблемы, с которыми в определенный период своей истории Римская империя перестала справляться. В провинциях и самом Риме все еще существовали местные органы управления, муниципалитеты, получившие свою компетенцию в республиканские времена. Из должностных лиц, находившихся в провинциях, нужно упомянуть сенаторских легатов, управлявших ими (praeses provinciae), начальников легионов, расквартированных в провинциях, и самостоятельных начальников пограничных войск (dux limitis). Как легко понять, они замыкались на разные органы центральной власти, что создавало большие трудности. Верховную власть помимо самого императора осуществлял сенат – оплот римской аристократии. Но если компетенция сената прошла многовековой путь формирования, то этого нельзя было сказать об императоре. Princeps, как его величали изначально, мыслился римлянами лишь в качестве добавления к старым республиканским органам власти. Но со временем компетенция императоров многократно расширилась за счет остальных органов управления. Так, за ними стали признавать постоянное верховное главнокомандование, проконсульскую власть, право контроля над всеми провинциями, личную неприкосновенность как священной особы, председательство в сенате и т.п. Вскоре император приобрел право решать вопросы о войне и мире, а также издавать leges datae по вопросам устройства колоний, даровать отдельным лицам статус римского гражданина и даже толковать законы. Отсюда со временем образовалась законодательная власть императора и право высшего уголовного и гражданского суда . При императоре Домициане (81–96) за царской властью признали право диспензации – освобождения от действия того или иного закона. Римские юристы обосновали этот шаг тем, что всякий исходящий от императора акт частноправового или административного характера уже сам по себе включает диспензацию .

http://pravoslavie.ru/60482.html

Имп. Валериан , поначалу благосклонно относившийся к христианам, в последние годы своего правления (с 257) становится их преследователем. Сам еп. Дионисий, а вместе с ним пресвитер Максим (буд. еп. Александрийский), диаконы Фавст (мученик при Диоклетиане), Евсевий (буд. еп. Лаодикийский) и Херимон, а также мирянин Маркелл должны были предстать перед наместником Эмилианом и после долгого допроса были сосланы в Ливию, а затем в обл. Мареотиды. По возвращении в Александрию епископ застал город в состоянии гражданской войны. К трагедии междоусобицы добавились ужасы постигшей город чумы: опасавшиеся заражения язычники выбрасывали тела умерших, оставляя их без погребения, тогда как христиане, из чувства сострадания и жертвуя собой, предавали тела умерших земле; по словам свт. Дионисия, это были тоже своего рода мученики. Их память Церковь празднует 28 февр. В 260 г. сын и наследник Валериана Галлиен (253-268) прекратил гонения, позволив Дионисию и др. епископам вернуться и возобновить совершение христ. богослужений ( Евсевий. Церк. ист. VII 23). Впосл. Александрия часто оказывалась вовлеченной в политическую борьбу на территории Римской империи. Ее последовательно захватывали претенденты на имп. титул и соперники Рима: Эмилиан (261/62), Феодот (263), армия Пальмирской царицы Зенобии (269), Фирм (273), Аврелиан (273), Сатурнин (279), побежденный имп. Пробом (280). Церковь оставалась в стороне от этих событий, и служение епископов Максима (264-282) и Феоны (282-300) было спокойным. V. Гонения Диоклетиана (284-305) Имп. Диоклетиану принадлежит важное место в истории Египта. После того как в 286 г. он взял себе в соправители Максимиана (286-305) и поделил с ним власть в империи, управление долиной Нила Диоклетиан оставил за собой. Позже он лично возглавил поход на Александрию, где провозгласил себя императором некий Ахилл (296–297). Раздраженный долгим сопротивлением города (осада длилась 8 месяцев), Диоклетиан огнем и мечом расправился с Александрией, жестоко наказав и весь Египет. Поначалу он не был враждебен к Церкви: из послания еп. Феоны Лукию видно, что христиане занимали при дворе важные должности, не прекращая совершения христ. обрядов (PG. 10. Col. 1569-1574). Однако под влиянием своего зятя, кесаря Галерия, Диоклетиан издал в 303 и 304 гг. один за другим 4 эдикта о преследовании христиан. Из всех регионов Египет более других подвергся испытаниям. Среди мучеников того времени - святые Дидим и Феодора , Тимофей и Мавра и множество др. егип. и особенно александрийских мучеников, о к-рых свидетельствуют копт. источники. Египтяне, храня память об этой кровавой эпохе, назвали распространившуюся с IV в. «эру Диоклетиана» (1 г.=284/85 по Р. Х.; см. Летосчисление ) «эрой мучеников» (χρνοι π τν μαρτρων). VI. Гонения Максимина (305-313)

http://pravenc.ru/text/82070.html

Божью благодать - не только прикровенно, но часто и зримо изливаемую на него, Святитель Николай воспринимал только как указание на ответственность, действовал по слову апостола: чтобы люди «видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,16). Был он «нравом кроток и незлобив, смирен духом и избегал всякого тщеславия. Одежды его были просты, пища - постническая, которую он всегда вкушал только один раз в день, и то вечером. Весь день он проводил в приличных его сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его дома были открыты для всех. Он был добрым и доступным для всех, сиротам он был отец, нищим - милостивый податель, плачущим - утешитель, обиженным - помощник всем - великий благодетель».Что не означает, впрочем, жития тихого и защищённого от «лишений многих и скорбех»: во время жутких гонений на христиан, воздвигнутых римскими императорами Гаем Аврелием Валерием Диоклетианом и Марком Аврелием Валерием Максимианом, правление которых охватывает 284 - 305 годы, когда казнены были многие подвижники христианства (в частности - святой Пантелеймон), «эта дышащая злобою буря по усердию ревнителей тьмы и нечестия вскоре достигла и Мирского града. Блаженный Николай, бывший в том граде руководителем всех христиан, свободно и дерзновенно проповедовал Христово благочестие и был готов пострадать за Христа. Поэтому он был схвачен нечестивыми мучителями и заключен вместе со многими христианами в темницу. Здесь он пробыл немалое время, перенося тяжкие страдания, претерпевая голод и жажду и тюремную тесноту. Своих соузников он питал словом Божьим и напоял сладкими водами благочестия; утверждая в них веру во Христа Бога, укрепляя их на нерушимом основании, он убеждал быть твердыми в исповедании Христа и усердно страдать за истину». Исследованием останков Святителя Николая было убедительно доказано, что он действительно много лет провёл в узах, в железных оковах, подвергаясь истязаниям и лишениям. Но солнце Истины воссияло: Человеколюбец Христос, явлением Своего Креста вручил власть царю Константину Великому, низринул с царского престола язычников, разбил оковы узников и распахнул двери темниц. И «город Миры снова принял своего пастыря, великого архиерея Николая, удостоившегося венца мученического. Нося в себе Божественную благодать, он, как и прежде, исцелял страсти и недуги людей, и не только верных, но и неверных. Ради великой благодати Божьей, в нем пребывавшей, многие прославляли его и удивлялись ему, и все любили. Ибо он сиял чистотою сердца и был наделен всеми дарами Божьими, служа Господу своему в преподобии и правде».

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/04/u_hr...

Всадник, поражающий змия, стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства 6 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца. Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклетиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

[греч. Ερηναος; лат. Irenaeus] († 303?), сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.), еп. г. Сирмий (ныне Сремска-Митровица, Сербия) в годы совместного правления императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана Галерия (286-305). Акты мученичества И. сохранились в греч. (BHG, N 948-949e) и лат. (BHL, N 4466; Novum Suppl., N 494-495) версиях. Вопрос о языке оригинального текста остается нерешенным. По мнению Л. С. Тиймона, греч. версия является переводом с латинской, Ж. Зейлер также высказался в пользу первичности лат. текста. Однако М. Симонетти указал, что обе сохранившиеся версии Актов мученичества являются переработками оригинального текста, по его мнению, греч. панегирика святому. При этом лат. версия подверглась правке в соответствии с текстом греч. версии и, т. о., является более поздней. Ф. Дольбо, осуществивший критическое издание текстов, вернулся к гипотезе о первичности лат. версии ( Dolbeau. 1999. P. 206-207). Х. Хильдебрандт показал, что содержание речей И., приведенных в Актах мученичества, может восходить к трактату Киприана Карфагенского «О побуждении к мученичеству» ( S. Thasci Caecili Cypriani Opera omnia/Ed. G. Hartel. Vindobonae, 1868. P. 317-347. (CSEL; 3. 1)), что свидетельствует в пользу мнения Тиймона, Зейлера и Дольбо. Однако гипотеза о существовании первоначальной греч. версии соответствует языковой ситуации в христ. общинах Иллирика в нач. IV в.: несмотря на то что придунайские провинции Римской империи входили в зону распространения латыни, христ. общины преимущественно состояли из грекоязычных выходцев из вост. части империи ( Kovács. 2003). Мн. мученики, пострадавшие в Паннонии, носили греч. имена, в т. ч. И. ( Mócsy. 1974. P. 325). Вопросы об исторической достоверности и о литературных особенностях Актов мученичества И. остаются предметом дискуссий. По мнению большинства исследователей, Акты мученичества являются «стилизованной и расширенной версией судебного протокола» ( Hildebrandt. 2006. P. 59). Согласно Зейлеру, «текст имеет все признаки древности» и «является одним из лучших «Мученичеств» Паннонии» ( Zeiller. 1967. P. 79-80). С этой т. зр. первоначальная (греч. или лат.) версия Актов мученичества, в к-рой содержалось описание допроса и казни И., была переработана и дополнена библейскими цитатами и пояснениями о значимости мученического подвига. Однако можно полагать, что произведение было составлено через неск. десятилетий после кончины И. на основе преданий о мученичестве святого. Это объясняет беллетризованный характер повествования и отсылки к более поздней церковной истории Сирмия (см.: Ibid. P. 80).

http://pravenc.ru/text/673987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАСИЙ (кон. III - нач. IV в.), мч. Доростольский (пам. 20 нояб.), пострадал в г. Доростол (совр. г. Силистра, Болгария) в Н. Мёзии во время правления императоров Диоклетиана и Максимиана (285-305). Фракиец по происхождению, Д. служил в рим. войске. Во время праздника в честь языческого бога Крона (Сатурна) ему выпал жребий в течение 30 дней играть роль земного воплощения божества. В этот период окружающие должны были выполнять любое его желание, а по истечении этого срока принести в жертву. Д., будучи христианином, решил предпочесть мученическую кончину за Христа принесению в жертву идолу и открыто исповедал свою веру. На следующий день он предстал перед судом Васса, легата легиона, но снова отказался поклониться богам и образу императора, разбросал благовония и опрокинул идолов. После жестоких истязаний 20 нояб. Д. отсекли голову. Известно точное время казни Д., на основании которого делаются попытки установить год его смерти: казнь произошла в пятницу в 4-й ч., т. е. в 10 ч. утра, на 24-й день после новолуния. С 284 по 305 г. 20 нояб. совпадало с пятницей в 292 и 302 гг. Наиболее вероятным годом казни Д. можно считать 302-й, поскольку гонения усилились в последние годы совместного правления императоров. Однако, по данным астрономии, именно в 292 г. новолуние было 27 окт., и, следов., 20 нояб. 292 г. приходится точно 24-м днем после новолуния. Годом смерти Д. иногда считается также 303 год. Подлинность и древнее происхождение рассказа о Д. косвенно подтверждается тем, что автор Мученичества приводит ряд аутентичных деталей, связанных с обычаями сатурналий, вряд ли известных несовременникам. Но несмотря на осведомленность автора о деталях церемонии, сюжет о жертвоприношении скорее всего следует рассматривать как заимствование из более древнего письменного источника либо как полемику с язычниками, поскольку в IV в. в рим. войске практика человеческого жертвоприношения была невозможна.

http://pravenc.ru/text/171408.html

[греч. Αμιλιανς; лат. Aemilianus], сщмч. (пам. 18 авг.), еп. Требийский. Пострадал в г. Требия (ныне Треви, Италия) в 302 г. вместе с пресв. сщмч. Иларионом и мучениками Дионисием и Севастианом (Ермиппом). Согласно позднему лат. Житию XII - нач. XIII в. (к-рое пересказывается в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского), Е. был родом из Армении и происходил из знатной христ. семьи. В юные годы был отдан родителями в обучение некоему пресв. Илариону, к-рый воспитал юношу в благочестии. В правление имп. Диоклетиана (284-305) Е., желая пострадать за Христа, отправился в Италию, убедив последовать за собой пресв. Илариона и 2 братьев - Дионисия и Севастиана (именуемого также Ермиппом; свт. Димитрий Ростовский оставил только это имя). Достигнув Италии, они сначала поселились в г. Сполетии (ныне Сполето) в Умбрии. Нек-рое время спустя в соседнем г. Требия умер епископ, и местные христиане избрали на его место Е. Тот отправился в Рим и был рукоположен еп. (папой) Маркеллом I (свт. Димитрий Ростовский заменил его имя именем его предшественника Маркеллина (296-304)). Тем временем в Требию прибыл наместник провинций Тусция (Этрурия) и Умбрия Максимиан с приказом от имп. Диоклетиана склонять христиан к отречению от веры или казнить. Е. был схвачен первым. Он отказался отречься от Христа, и правитель приказал его пытать. Тогда Е. предложил Максимиану устроить испытание для проверки, чей Бог сильнее: смогут ли языческие жрецы своими молитвами исцелить больного? Последним не удалось поставить на ноги парализованного человека, а Е. исцелил его. Приписав происшедшее колдовству, Максимиан вновь стал истязать Е. различными способами (погружали в котел с расплавленным оловом, бросали в р. Клитумн (ныне Клитунно) с камнем на шее, отдавали на съедение диким зверям), но тот оставался невредимым. Многие зрители, видевшие такое чудо, обратились ко Христу, и Максимиан приказал убивать таковых на месте (погибло ок. 1 тыс. чел.). Затем Е. привязали к колесу с шипами и пустили с горы. Но веревки развязались, Е. не пострадал, а колесо ранило мн. находившихся внизу язычников. Тогда мученика вновь отправили в темницу. Скрывавшиеся братья Е. и пресв. Иларион были найдены, арестованы и брошены в ту же камеру. Ночью Илариону было видение, что все они вскоре примут мученическую кончину. На следующий день все они, кроме Е., были вызваны на допрос к Максимиану. Тот приписал случившееся в городе землетрясение, сокрушившее мн. идолов, колдовству мучеников и обезглавил их. Затем к такой же казни был приговорен и Е. Однако меч палача изогнулся, не причинив Е. вреда. Но он, желая принять мученическую смерть, обратился с молитвой к Богу, чтобы Тот позволил ему умереть. На смену уверовавшему во Христа палачу пришел другой и отсек Е. голову; при этом из раны потекло молоко. Это чудо повлекло новые массовые обращения в христианство. Согласно тексту Мученичества, Е. был казнен 28 янв. 302 г.

http://pravenc.ru/text/189937.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Николая Чудотворца     Икона Николая Чудотворца Афон         Икона Николая Чудотворца.   Афон . Григориат Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Будучи покровителем моряков, святитель Николай, как считают, сам был моряком или рыбаком. Возможно также, что одним из занятий его семьи было управление рыболовецким флотом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи. После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. Очевидно, к этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции). Святитель Николай был любим и пользовался уважением у себя дома — не в последнюю очередь благодаря своей благотворительной деятельности.

http://isihazm.ru/?id=490&c_pid=84

6 мая — память великомученика Георгия Победоносца 6 мая 2009 г. 00:00 Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

http://patriarchia.ru/db/text/236150.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010