Не удалось извлечь искомое из базы (((

Наконец, идея теократии оказывается воспроизведенной и бессознательно спародированной в идеологии бюрократии. Если держатель теократических полномочий приходит к людям от «Пантократора» («Вседержителя»), то держатель бюрократических полномочий тоже приходит к ним – на сей раз от «автократора» («самодержца») – и он «послан», что составляет весьма существенную характеристику его бытия. Ему не рекомендуется иметь человеческие привязанности, и в идеале вся его преданность без остатка принадлежит «пославшему его». К нему приложима в гротескно-сниженном переосмыслении новозаветная характеристика царя-священника Мельхиседека, этого прообраза средневековой теократии: «без отца, без матери, без родословия». Он тоже по-своему изъят из родовых связей. Диковинный логический предел такого принципиально «беспочвенного» бытия – фигура ранневизантийского придворного евнуха. Перед нами общество, для которого многое неестественное становилось естественным. Вовсе не «порча нравов», но объективные жизненные закономерности принуждали его стоять между «неестественным» насилием и «сверхъестественным» идеалом. Но вернемся от конца описываемого периода к его началу. Две силы, внутренне чуждые полисному миру классической древности – цезаризм и христианство, возникают почти одновременно: по преданию, Христос родился в правление Августа 22 . Древние христианские авторы очень интенсивно воспринимали этот параллелизм между единобожием и единовластием. Больше двух веков полисная структура еще сохраняет свое значение в повседневной жизни городов: цезаризм надстраивается над этой структурой, христианство ведет существование под ней, в подполье. Императоры считают нужным именоваться «друзьями полисов». Лишь кризис III в. кладет конец старому укладу; эдикт Каракаллы в 212 г. ставит на место полисных гражданств единое общеимперское гражданство. Римский мир становится все более бесструктурным. Начиная новую эпоху стабилизации, Диоклетиан (284–305) пытается пересоздать строение империи на новых основаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Но главная вариация на тему «многоцарствия» возникла уже в годы правления императора Диоклетиана (284–305) и была вызвана вполне конкретными причинами. Дело заключалось в том, что система государственного управления Римской (Византийской) империи в то время была далеко не универсальной и представляла собой плод многовековых наслоений и разновременных политических традиций. Естественно, это таило в себе многие проблемы, с которыми в определенный период своей истории Римская империя перестала справляться. В провинциях и самом Риме все еще существовали местные органы управления, муниципалитеты, получившие свою компетенцию в республиканские времена. Из должностных лиц, находившихся в провинциях, нужно упомянуть сенаторских легатов, управлявших ими (praeses provinciae), начальников легионов, расквартированных в провинциях, и самостоятельных начальников пограничных войск (dux limitis). Как легко понять, они замыкались на разные органы центральной власти, что создавало большие трудности. Верховную власть помимо самого императора осуществлял сенат – оплот римской аристократии. Но если компетенция сената прошла многовековой путь формирования, то этого нельзя было сказать об императоре. Princeps, как его величали изначально, мыслился римлянами лишь в качестве добавления к старым республиканским органам власти. Но со временем компетенция императоров многократно расширилась за счет остальных органов управления. Так, за ними стали признавать постоянное верховное главнокомандование, проконсульскую власть, право контроля над всеми провинциями, личную неприкосновенность как священной особы, председательство в сенате и т.п. Вскоре император приобрел право решать вопросы о войне и мире, а также издавать leges datae по вопросам устройства колоний, даровать отдельным лицам статус римского гражданина и даже толковать законы. Отсюда со временем образовалась законодательная власть императора и право высшего уголовного и гражданского суда . При императоре Домициане (81–96) за царской властью признали право диспензации – освобождения от действия того или иного закона. Римские юристы обосновали этот шаг тем, что всякий исходящий от императора акт частноправового или административного характера уже сам по себе включает диспензацию .

http://pravoslavie.ru/60482.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее. Оскорблениями их я больше научаюсь, но этим не оправдываюсь. О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтоб они с жадностью бросились на меня. Я заманю их, чтоб они тотчас же пожрали меня... Ни видимое, ни невидимое – ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, – только бы достигнуть мне Христа. Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею... Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего». Гонения на христиан со стороны римской власти в первые три века нашей эры носили волнообразный характер: они то возникали, то стихали, то снова возобновлялись. Во II веке император Траян запретил существование тайных обществ, имевших свои собственные законы, отличные от общегосударственных: в числе таковых оказались христиане. При Траяне христиан специально не разыскивали, но если судебная власть обвиняла человека в принадлежности к христианской Церкви, его приговаривали к смерти. При Марке Аврелии ( 161–180 ), одном из самых просвещенных римских императоров, христиан стали разыскивать, была введена система пыток и истязаний, чтобы принудить их к отречению от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, привязывали к конским хвостам и волочили по земле, бросали в тюрьмы, оставляли тела их без погребения. Император Деций ( 249–251 ) решил уничтожить христианство, однако его правление было слишком кратким для осуществления этой цели. Император Диоклетиан ( 284–305 ) издал несколько эдиктов, в которых предписывалось, в частности, уничтожать христианские храмы, лишать христиан имущества и гражданских прав, подвергать христиан пыткам во время суда, заключать в тюрьму всех священнослужителей, требовать от христиан принесения жертвы языческим богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИКТЕТ И АСТИОН [лат. Epictetus et Astion], преподобномученики Алмирисские (пам. 7 июля, пам. зап. 8 июля). Согласно лат. анонимному Мученичеству, Е. и А. пострадали в г. Алмирида, примерно в 2 км к юго-востоку от совр. сел. Муригёл (Румыния). Кончина мучеников отнесена ко времени правления имп. Диоклетиана (284-305). Мученичество В неких вост. землях Римской империи жил пресв. Е., имевший дар чудотворения, исцеления и изгнания демонов. Он обращал ко Христу мн. язычников. Однажды к нему пришел 18-летний А., сын градоначальника и дочери сенатора. После наставления Е. юноша стал христианином. Однако, опасаясь расстроить этим родителей, он предложил Е. вместе с ним покинуть родину и переселиться туда, куда им укажет Господь. Они сели на корабль, к-рый привез их в рим. пров. М. Скифия (совр. Добруджа, Румыния и Сев.-Вост. Болгария), в г. Алмириду. Автор Мученичества описывал их аскетическую жизнь в этом городе и даже назвал А. монахом, что является очевидным анахронизмом, как и содержание беседы А. с Е. об унынии в духе «Apophtegmata Patrum» егип. отцов. На новом месте Е. продолжал исцелять больных, к нему приходили местные жители, к-рые, выслушав его наставления, принимали христианство. Однажды, когда А., также стяжавший дар исцеления, отправился за водой на реку без благословения Е., на него напал демон, ввергший его в уныние и нечистые помыслы. После исповеди и совместной молитвы с Е. демон в образе черного юноши с горящей свечой оставил подвижника. Правитель города и окрестных земель, некий Латрониан, притеснял христиан и, услышав о Е. и об А., которым было 60 и 35 лет, приказал арестовать их как чародеев. При допросе они отказывались назвать свои имена, заявив, что они христиане. Их пытали; претерпевая мучения, они непрестанно молились. Помощник палача Вигилянций, пораженный стойкостью мучеников, проник в темницу, куда они были отправлены после истязаний, и попросил наставить его в христ.

http://pravenc.ru/text/190023.html

Пресв. М. жил в г. Амфиполь (Македония), род. в богатой и знатной семье: его отец Евфратий, римский гражданин, был военным, мать, Евстафия,- дочь амфипата (правителя города) Лампадия. Родители-христиане воспитали сына верующим и добродетельным. С юности он служил Богу и сподобился священнического сана. Однажды в правление имп. Диоклетиана (284-305), во время языческого праздника в честь Диониса, М., не в силах видеть нечестивое веселье, направился прямо в толпу празднующих и обличил их в идолослужении, призывая уверовать в истинного Бога. Он много дней проповедовал среди язычников, но большинство из них не обращали на него внимания, хотя были и те, кто прислушивались к словам христ. священника. Через некоторое время в Амфиполь прибыл амфипат Лаодикий и стал приносить жертвы Дионису. Ему донесли о том, что некий проповедник нового учения мешает народу праздновать и нек-рых уже обратил в свою веру. Лаодикий велел привести М. к себе на допрос, во время к-рого пресвитер так же дерзновенно обличил мрак язычества и, не испугавшись угроз, отказался принести жертвы языческим богам. Лаодикий приказал пытать священника. Его подвесили на дереве и строгали железными орудиями. Истязания продолжались так долго, что палачи устали. М. же все это время славил Господа. На 2-м допросе он предстал перед Лаодикием хоть и израненным, но сохранившим крепость тела и вновь отказался поклониться Дионису. Лаодикий приписал стойкость М. действию магии и велел приготовить печь для сожжения мученика. Тогда М. сделал вид, что испугался и согласен принести жертву Дионису. Он вошел в капище, горячо помолился, призывая помощь Божию, и вдруг произошло землетрясение, во время которого статуя Диониса упала и разбилась. В ярости Лаодикий приказал бросить М. в разожженную печь. Но огонь не охватил святого. Наблюдавшие за казнью слышали его молитвы и видели рядом с ним в печи еще 3 светлых мужей. По молитвам М. пламя вырвалось наружу и так опалило Лаодикия и 9 его оруженосцев, что от них остался лишь пепел, а проч. присутствующие в ужасе разбежались.

http://pravenc.ru/text/2564022.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

(classis Pontica), рим. имп. Веспасиан (69-79) создал Мезийский Флавиев флот на Дунае (classis Flavia Moesica). Вначале в Добрудже между Дунаем и Чёрным м. римляне осуществляли свой протекторат через местного правителя Рола, затем - через правителей Одрисского царства, управлявших территориями Добруджи. После смерти последнего одрисского царя Реметалка III в 45 г. территории царства были включены в состав Римской империи в виде пров. Фракия. В 61-66 гг., при имп. Нероне, наместник Мёзии Тиберий Плавтий Сильван Элиан переселил с сев. берега Дуная (возможно, в Добруджу) 100 тыс. чел. При имп. Веспасиане произошло присоединение Добруджи к Мёзии. Чрезмерная протяженность дунайской границы и угроза набегов со стороны даков, постоянно угрожавших с севера, привели в 86 г. к разделу провинции на В. Мёзию (Mesia Superior) и Н. Мёзию (Mesia Inferior). Территории Н. Мёзии простирались от р. Цибрица до Чёрного м. и от Дуная до Балкан; провинцией управлял наместник в ранге консула, власть к-рого поддерживали 5-й Македонский легион, расквартированный в Эске, и 1-й Италийский легион, стоявший в Новах. При рим. имп. Траяне (98-117) в Н. Мёзию был переведен 11-й Клавдиев легион, расквартированный в Дуросторе (Дристре, Доростоле, Силистре). В годы правления рим. имп. Диоклетиана (284-305) в адм., военном и экономическом устройстве империи произошли значительные изменения; Н. Мёзия была разделена на провинции Мёзия Секунда (Вторая Мёзия) и М. Скифия. Последняя занимала причерноморские и придунайские территории и была чуть менее вытянута на юг, чем совр. Добруджа. При рим. имп. св. Константине I Великом (306-337) М. Скифия со столицей в Томах вошла в 314 г. во Фракийский диоцез Восточной префектуры (до VII в.) (История Румынии. 2005. С. 91-92). Добруджа в составе Византийской империи. При визант. имп. св. Юстиниане I (527-565) были укреплены дунайские крепости; визант. историк Прокопий Кесарийский (VI) упоминает множество крепостей в Добрудже ( Прокопий Кесарийский. 1996. С. 257). Опустошительные вторжения гуннов, а затем аваров и болгар в Добруджу в V-VI вв.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Мир для Церкви сохранился при непосредственных преемниках Аврелиана императорах Таците (275-276), Пробе (276-282) и Каре (282-283), а затем и на протяжении первых 18 лет правления имп. Диоклетиана (284-305) и его соправителей - августа Максимиана и цезарей Галерия и Констанция I Хлора . Как сообщает Евсевий Кесарийский, очевидец событий, «императоры были очень расположены к нашей вере» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 2). Лактанций, суровый обличитель императоров-гонителей, называл правление Диоклетиана до 303 г. счастливейшими временами для христиан (De mort. persec. 10). В этот период христиане занимали важные гос. должности, получая при этом освобождение от совершения жертвоприношений языческим богам, входивших в круг обязанностей чиновников. Среди мучеников, впосл. пострадавших в «Великое гонение» Диоклетиана, были судья и управляющий царской казной в Александрии Филором ( Euseb. Hist. eccl. VIII 9. 7; пам. зап. 4 февр.), приближенные императора Горгоний и Дорофей (Ibid. VII 1. 4; пам. 3 сент., 28 дек.), знатный сановник Давикт (Адавкт), занимавший одну из высших правительственных должностей (Ibid. VIII 11. 2; пам. 4 окт.). Христианство проникло и в семью императора: его исповедовали жена Диоклетиана Приска и их дочь Валерия ( Lact. De mort. persecut. 15). Много христиан было и среди образованных людей этого времени: достаточно упомянуть Арнобия и его ученика Лактанция . Последний был придворным учителем лат. языка в Никомидии. Христиане составляли значительную часть армии. В этот же период происходили массовые обращения язычников в христианство. Евсевий восклицал: «Как описать эти многотысячные собрания в каждом городе, эти удивительные толпы людей, стекавшиеся в дома молитвы! Старых зданий было мало; но по всем городам возводили новые, обширные церкви» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 1. 5). «Великое гонение» имп. Диоклетиана и его наследников (303-313) Период мира между Церковью и гос-вом рано или поздно должен был закончиться. Перемены наметились в кон. 90-х гг. III в.; обычно их связывают с успешной персид. кампанией цезаря Галерия в 298 г. ( Zeiller. 1037. Vol. 2. P. 457). Вскоре после ее окончания Галерий начал производить систематическую чистку рядов армии от христиан. Исполнителем был назначен некто Ветурий, к-рый предложил выбор: или повиноваться и остаться в своем звании, или лишиться его, противясь приказу ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4. 3). Эти меры касались как офицеров, так и солдат. Нек-рые воины-христиане, крепко стоявшие за веру, поплатились жизнью, напр. Самосатские мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий (пам. 29 янв.), мч. Аза и 150 воинов (пам. 19 нояб.) и др.

http://pravenc.ru/text/166129.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010