593 22. Ведь каким образом может быть справедливым тот, кто причиняет вред, кто ненавидит, кто грабит и убивает? Все это совершают те, кто стремятся принести пользу отчизне. Однако что означает приносить [истинную] пользу, не знают те, кто не считают ничего полезным и выгодным, кроме того, что может быть захвачено силой. Но все, что может быть захвачено, может быть и отнято. 23. Всякий, кто таким образом приобретет для отечества эти блага, как они их называют, т. е. уничтожив государства и истребив народы, набьет казну деньгами, захватит земли, обогатит сограждан, того превозносят похвалами до небес и видят в нем высшую и совершенную доблесть. Таково заблуждение не только народа и неискушенных людей, но и философов, которые даже преподают наставления в несправедливости, дабы неразумие и злоба не были лишены обоснования и авторитета. 594 24. Итак, когда они рассуждают об обязанностях, относящихся к военному делу, вся эта полемика не касается ни добродетели, ни истинной справедливости, но лишь гражданской жизни и нравов, которые, как показывает дело и как свидетельствует сам Цицерон, не являются справедливостью. 25. «Однако у нас, – говорит он, – нет подлинного и ясного представления об истинном праве и о настоящей справедливости, и мы пользуемся лишь их тенью и подобием. О, если бы мы следовали хотя бы им! Ведь они проистекают из наилучших примеров, поданных нам природой и правдой». 595 Итак, то. что те философы считают справедливостью, является [лишь] ее тенью и подобием. 26. Что же? Не показывает ли он, что у философов нет никакой мудрости? «Когда Фабриция, – говорит он, – или Аристида называют справедливым, то как в тех [Дециях или в Сципионах] не ищут примера храбрости, так и в этих – примера справедливости. Никто из них не мудр так, как мы хотим понимать слово мудрый. 27. И те, кого считали и называли мудрыми – Марк Катон и Гай Лелий, –• не были мудры, и даже [не были мудры] те семь мудрецов, но ввиду исполнения ими множества важных обязанностей, они несли в себе некое подобие и образ мудрых людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

В то же время оно является универсальным врачевством, избавляющим нас, как сказал преп. Антоний Великий , от «всякой сети вражьей, расставленной на земле» 587 . Часто авторы говорят о ступенях этой добродетели 588 , указывают пути к ним: физический труд (черная работа) 589 , смирение перед всеми 590 , послушание 591 . Поскольку смиренный видит Бога во всем, эта добродетель возвращает к состоянию, предшествовавшему грехопадению 592 . Итак, смиренные возвеличены, исполненные благами Божьими. Смиренный, замечает Ориген , «идет в величии, живет в чудесах, превышащих его» 593 . Смирение внушает мысль об этом величии. «Велик человек!» – восклицает св. Василий 594 . Сам Бог, говорит св. Климент Александрийский , должен «естественно лелеять паче всего человека, душу живую, прекраснейшее из сотворенного им» 595 . «Кто еще в самом деле из существ, обитающих на земле, был сотворен по образу Творца?» – спрашивает себя Василий 596 . «Ты получил разумную душу. Все твари земные – служители твои. Ради тебя Бог пребывает посреди людей, Святой Дух расточает свои щедроты...» 597 . Психологический аспект самопознания Ориген предупреждает нас, что, помимо самопознания, развивающего нравственное чувство, существует «иное самопознание, более глубокое и трудное». «Душа должна знать, какова ее субстанция, телесна она или бесплотна, проста или состоит из двух-трех частей, или более» 598 . Это направление, само по себе более философское, помещает человека на лестницу творения, видит его у черты, разделяющей материю и дух, оно как бы совершает крещение, если так можно сказать о древнегреческой антропологии. Немезий дает нам в 44 главах своей книги «О природе человека» 599 подробное дидактическое исследование о человеке и его месте в мире, основываясь на философской эрудиции и сопровождая его мельчайшими физиологическими наблюдениями. Духовные писатели были вынуждены описывать божественные благодеяния, опираясь на опыт их психологического отражения. С другой стороны, остается справедливым, что они сами, говоря о человеке на языке психологии, оказываются в области, которая имеет мало общего с чистой психологией. Отсюда часто происходит путаница в употреблении и значении терминов, даже когда психологический анализ представляется весьма простым.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Таковы были, между прочим, попечители Малоохтенской поморской часовни, об интересах которой так много хлопотал Любопытный 594 , – Мокей Иванов Ундозоров – петербургский мещанин, Николай Петров Подачев, Тарас Иванов Воробьев – петербургские купцы 595 и другие 596 . Были и другие причины, по которым многочисленные сочинения Любопытного в пользу брака не приносили надлежащих плодов. Это – неумеренно-резкий тон его обличений, «жестокость и надмение», которыми, по выражению врагов Любопытного, проникнуты были его сочинения, и недоступная для «черни» изысканность во внешнем их изложении. Встречая постоянно в творениях Любопытного самые обидные себе названия, в роде: «набожных умов, обольщенных постыдным суеверием, предрассудком, грубостью и невежеством, скаредных ханжей, староверческих цензоров, безбрачного староверства депутатов, девственных процессоров, алхимистов и кондукторов, зараженных подлым лицемерием, аббатов, безбрачных мозголовов, подлых сектантов, буквалистов, литераторов» и под., бракоборцы, разумеется, больше раздражались, чем убеждались, уснащенною такими ядовитыми комплиментами, речью проповедника брачной жизни. А «черни» – слова: «тиранизм, догматизм, апостатство, хаос» и проч., которыми испещрены сочинения Любопытного, казались темною водою во облацех воздушных. Правда, Светозаров старался защитить себя от указанных недостатков и с этою целью писал целые «рассуждения о мнимой у черни жестокости и надмении в творениях Павла Любопытного», ссылаясь в свое оправдание на свойство предметов, о которых писал, и свою горячую ревность по вере 597 ; но, как видно из его собственных слов, рассуждения эти не достигали своей цели, – и «неблагодарный сонм народа», который Любопытный учил уму-разуму, «взирал на него хладнокровно». А после этого мы сильно сомневаемся в справедливости отзыва, сделанного Любопытным о самом себе, по которому «Москва, Петрополь, Рига, Выгореция и прочие страны благочестивых, взирая на его доблести, всегда» будто бы «поставляли его на высокой степени мудрых и благочестивых мужей», хотя не отвергаем, что своими сочинениями он не мало способствовал разъяснению нелепости федосеевского бракоборства и имел свою долю влияния на петербургскую беспоповщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Седьмое речение знаменует начало новой жизни человечества, искупленного Христом. Остановимся несколько на сих упомянутых речениях, дабы благоговейно ближе изучить их. Первое речение Господа: «Отче отпусти им» было высшее и совершеннейшее применение на земле глаголов Господних о всепрощении, изображенных нам в пятом прошении молитвы Господней, так и во всем учении Его 593 . С сего всепрощения Господом злодеев, предавших и распявших Его начинается новая жизнь человеческая, новая этика, новый взгляд на обязанности и права человека: отныне мщение, дозволенное в известных пределах древним законом 594 , не может иметь места в мире паствы Христовой; ибо какую обиду, какое преступление, какое злодеяние не простил Учитель и Господь наш, висящий на Кресте злодеям Своим, и какой грех человеческий не омыл Он кровью Своею? Посему мы считаем бесполезными и бесцельными рассуждения многих западных ученых 595 о том, что слова прощения относились ли к римским воинам, исполнявшим казнь, или к Иудеям предавшим Его? Остановим внимание на том, что слова Господа имели и имеют не временное только и местное, а вечное всеобъемлющее значение. Господь в образе человеческом воссылает молитву к Отцу небесному за всех врагов Своих не видящих, что они творят, т. е. за все человечество, которое грехами своими растлило землю и за тот народ, который кричал распни Его, и за тех фарисеев и саддукеев, которые предали Его из зависти, как и за тех римских воинов, которые творили повеленное им. Всех Господь заключил в сей молитве Своей, как всех искупал Он кровью Своею, лишь бы грешник, даже кричавший распни Его, припал с верою к стопам Его 596 . Это самое выражает в проповеди от Бога ему порученной Апостол Петр, говоря тем же иудеям, кои предали и распяли Господа: «вы отреклись от Святого и Праведного и просили даровать вам человека-убийцу... А начальника жизни убили... Впрочем я знаю братия, что вы, как и начальники ваши, сделали сие по неведению... И так покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Дeяh. III, 14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Нифонт был совершенно необразован. Он не только не обнаруживал знакомства с наукой светской и духовной, он был едва грамотен, своей рукой он не умел написать букв азбуки. Но зато Нифонт проявлял необыкновенные хозяйственные способности. Он искусно умел разводить деревья, ухаживать за виноградниками, производить всякие постройки и вообще вести этого рода дела так, чтобы с каждым годом «увеличивались его закрома для хлеба, погреба для вина и кошельки для денег». Он любил внешний блеск и помпу. Его платье отличалось пышностью, стол – роскошью, он холил свое тело, как женщина, заботился о том, чтобы не слишком растолстеть и не испортить цвета лица, любил разъезжать на статных, но бешеных лошадях. У него была та странность, что он охотно занимался женскими рукодельями, он отдавался этому занятию со страстью, которой он не в силах был противиться. Такая странность развила в нем любовь к женскому обществу. О Нифонте известно, что он брал на себя заведывание постройками в женских монастырях; два побуждения руководили им в этом случае – он наживался, производя постройки, а главное – находился в обществе женщин, по словам историка, ради кутежей и пирушек с ними. Судя по тому, что мы о нем сказали, можно было бы подумать, что мы имеем дело с очень ветреным, но не злым человеком. В действительности же было не так. Нифонт был человеком завистливым и ненавистливым. Если кто-нибудь делался популярным, начинал пользоваться уважением царской семьи, таковой делался жертвой завистливого патриарха. Он начинал нашептывать на такого человека царю, сплетал на него небылицы, вообще поступал, по выражению историка, «как ливийская змея» 594 . Нифонт недолго патриаршествовал. Он на соборе был лишен кафедры, потому что он позволял себе во всевозможных видах святотатство и, при своем корыстолюбии, открывал такие источники доходов, которые унижали патриаршую кафедру 595 . До нас сохранилось изложение соборного деяния против Нифонта (собор происходил в 1315 г., 11 апреля); в этом изложении собрана такая масса обвинений в вышеуказанном роде, что приходится удивляться, как выбрали такого человека в патриархи и каким образом он мог держаться на патриаршестве даже короткое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

(593, 1561) 11. Если кто говорит, что люди оправдываются одним лишь вменением праведности Христа или одним лишь прощением грехов, исключая благодать и любовь, изливаемые Духом Святым в наши сердца и делающиеся от них неотделимыми, или же что благодать, которая оправдывает нас, есть единственно благосклонность Божия, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 562–564, 579–580]. (594, 1562) 12. Если кто говорит, что вера, которая оправдывает, есть не что иное, как уверенность в Божественном милосердии, прощающем грехи ради Христа, или что одна эта уверенность и есть то, что нас оправдывает, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 568–569]. (595, 1563) 13. Если кто говорит, что всякому человеку, чтобы достичь прощения грехов, необходимо верить с твердостью и безо всяких колебаний, происходящих от его слабости и недостатка расположения [сердца], в то, что его грехи ему прощены, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 568–569, 809–811]. (596, 1564) 14. Если кто говорит, что человек оправдан и грехи его отпущены ему потому, что он твердо верит, что он прощен и оправдан, или же что поистине оправдан лишь тот, кто верит в это, и что только сама эта вера производит отпущение и оправдание, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 568–569, 809–811]. (597, 1565) 15. Если кто говорит, что возрожденный и оправданный человек обязан без всякого сомнения верить, что находится в числе избранных, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 573]. (598, 1566) 16. Если кто говорит с неколебимой уверенностью, что получит великий дар последней твердости, если только в особом откровении не постиг [иного], да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 573–574]. (599, 1567) 17. Если кто говорит, что благодать оправдания даруется лишь предопределенным к жизни, а все прочие призванные, будучи все же призванными, не получают этой благодати, ибо предопределены Божественной властью ко злу, да будет отлучен от сообщества верных. (600, 1568) 18. Если кто говорит, что соблюдение заповедей Божиих невозможно, даже для человека оправданного и пребывающего в благодати, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 570].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. Письмо 594. Запрещение выездов Милость Божия буди с вами! Благодарствую за поздравление! Чего вам пожелать? Желаю, чтоб вы более никуда не выезжали, особенно в такие места, где очевидно предлежат развращающие развлечения. Так ведь можно совсем разбиться. Налагаю на вас запрет. Никуда! И рта дома не открывайте о сем, это родителям; а себе самой и думать о том не позволяйте! Господь да сохранит вас! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. Письмо 595. О встречах с мужчинами Милость Божия буди с вами! Очень утешительно, что вы праздник встретили и проводили в добрых, соответственных значению праздника, чувствах. Благослови Господи смысленно и сочувственно проводить вам и все праздники церковные; ибо в них нет ни одного, который бы не действовал благотворно на душу. Что случилось увлеченье, об этом скорблю вместе с вами. Но уж прошло, слава Богу! Теперь запасайтесь предостережениями на будущее. Извольте так делать: как только предвидится встреча с красавцем, загоните сердце подальше в угол, и не давайте ему исхода. И особенно держите чувства и сочувствие. Чувство мужчины к женщине, и женщины к мужчине – естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в которых оно не будет колебать добрых решений воли. Если будете приготовляться к таким встречам заблаговременно, то никаких излишеств в этом чувстве не будет. Упражнение в этом даст вам дойти до того, что вы будете встречать каждого мужчину, будь он разкрасавец, так, как бы он не был мужчина. Ибо по Апостолу, в Господе Спасителе несть мужеск пол, ни женск. Молитесь и трудитесь над этим, и Бог благословит труд ваш. В обителях точно устранены соблазны. И нельзя не пожелать, чтоб Господь устроил вам это поскорее. Но все придет в свое время. Благослови вас Господи! Ваш богомолец Е. Феофан. Письмо 596. Одобрение принятия сиротки на воспитание и наставление об уходе за нею Милость Божия буди с вами! Взяли вы на себя хорошее и прехорошее дело – ходить за малюткою. Благослови Господи хождение ваше! Вы напрасно беспокоитесь, что иногда крик дитяти отрывает вас от молитвы, будто от дела Божия к делу чуждому Бога. И то и другое – Божие дело. Богу приятно, когда детки Его к Нему устремляют очи свои в молитве, но не менее Ему приятно, когда одни любимые детки заботливо спешат присмотреть за другими Его же детками. Так не смущайтесь. И молясь, дело Божие исправляйте, и за малюткою смотря – тоже творите. И Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете. Куда как хорошо, что вы любите дитя. Любовь ваша прямо душу ее питает, и она не чует лишенья матери. Пребудьте в этом расположении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

е. каком-то особенном знаке, который, неизвестно каким способом, будет положен на тех, кои поклонятся человеку беззакония, и притом эта печать будете не одна, а трояка, и будет состоять из простого начертания какого-то знака, из начертания имени антихристова, и наконец, числа, заключающегося в этом имени – 666. Так действительно и понимают печать антихриста св. Отцы и Учители Церкви. Вот их свидетельства об этом предмете: Св. Ипполит, папа Римский, говорит: «вси тесноты ради пищные к нему (антихристу) приидут и поклонятся ему, и даст им знамение на руце десней и на челе, да никтоже честный и животворящий крест сотворит десною своею рукою на челе, но – связана рука его будет и оттоле власти не имать знаменати своя уды, но прелестнику приложится, и тому единому послужит, понеже таковому покаяния несть. всяко убо яве яко погибе от Бога и от человек». И потом объясняя, в чем будет состоять эта печать, св. Отец продолжает: «и дарует тем льстец малы снеди, печати ради своея скверные, печати же его иже на челе и на десней руце есть число, шестьсот и шестьдесят и шесть, еже непщую, не бо опасно свем сего писания, многа бо имена в числе сем обретаются. суть же сия: злый вождь, агнец неправедный и др.» 594 . Ясно, какая, по мнению св. Ипполита, будет печать антихриста. Ее будет составлять число 666, изображенное или начертанное на правой руке и на челе, – и притом так, что тот, на ком положено будет это начертание, не в состоянии будет знаменовать себя крестом, и самая печать будет дана «вместо животворящего креста Спасова» 595 . Есть ли в такой печати хотя малейшее сходство с троеперстием? Какое же и каким образом из трех перстов составится число имени антихриста, и связывает ли троеперстие руку так, чтобы человек не мог изображать на себе крестного знамения? Раскольники говорят, что рука того, кто крестится тремя перстами, связана «не узами железными, но клятвою» (разумея, вероятно, определение Стоглава). Но клятва, если она справедлива, (а определение стоглава вовсе не таково), связывает не руку, не член какой либо, который, повинуясь воле человека, остается невиновным в том или другом поступке, запрещенном клятвою, но – душу и совесть того, кто нарушает ее, и притом связывает духовно, невидимо, между тем печать антихриста, по учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Показав лишь в одном стихе всю глубину предмета, он раскрывает его широту более чем в 40 стихах, причём всё сводит к тому же, что и подало ему повод говорить столь пространно о вере, т. е. чтобы читатели имели твёрдую веру во Христа и тем достигали возможного для них духовного совершенства о Христе Иисусе. Что Апостол хотел здесь определить существо веры, это видно из того, что логическое ударение находится на первом слове: δ (πστις) 594 . Существо веры, прежде всего, полагается в осуществлении (πστασις) ожидаемого. В своём общедоступном объяснении послания к Евреям 595 мы уже высказали, что здесь видна сообразность с восприятием христианской веры читателями. Вейсс же поясняет, что здесь даётся намёк на обетованные блага будущего 596 , причём он прибавляет, что Апостол, выдвигая вперед λπς, противопоставляет отношение веры к фактам 597 , в действительности которых нельзя убедиться осязательно, а можно только путём веры, которая поэтому есть убеждение (λεγχος) в таких невидимых фактах. Слово λεγχος употребляется только здесь, хотя глаголом от того же корня Апостол пользуется и в другом месте 598 . Столь же оригинально употребление слова πρεσβτεροι 599 в смысле указания на множество великих людей былых времён, руководствовавшихся верой, как бы в общее поощрение 600 . Стих 3 служит ближайшим разъяснением второй половины 1 стиха, хотя в то же время выясняет веру и по внутреннему её существу, в особенности через употребление глагола νοομεν, показывающего, что в ней находится и рассудочный элемент – νος, почему в послании к Римлянам 601 говорится, что невидимое Божество делается видимым через разумное (νοομενα) рассматривание. Говоря в этом же стихе отворении мира, Апостол употребляет глагол κατηρτζω в значении которого знатоки языка усматривают указание на окончательное устроение мира 602 , а в употреблении τος ανας (вместо κσμος) – указание на то, что мир был созидаем или развивался во времени 603 . Хотя, как показано раньше, Апостол употребляет это слово довольно обычно, однако нельзя не признать его многозначительным и в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

23 . Ничто так не противно природе, как ради своей выгоды причинять вред (violare) другому 594 , когда естественное чувство побуждает постоянно заботиться о других, претерпевать скорби, переносить труд 595 ; (ведь) каждый считает достохвальным с опасностью для себя искать всеобщего спокойствия; всякий почитает более приятным избавить от гибели отечество, чем (печалиться) о собственных опасностях; он думает, что гораздо славнее посвятить отечеству свой труд, чем, пребывая в покое, проводить жизнь, пресыщенную наслаждениями. Глава IV. Здесь очень кратко разъясняется, что тот, кто ради своей выгоды вредит другому, претерпевает тяжелые муки своей совести; затем прибавляется, что нет ничего, что было бы полезно одному и в то же время неполезно всем, и потому возбуждавшийся философами вопрос о двух (лицах), потерпевших кораблекрушение, не должен иметь места у христиан, которые всюду обязаны проявлять любовь и смирение. 24 . Из вышесказанного можно заключить, что человек, воспитавший в себе послушание велениям природы, не может вредить другому 596 , так как он уверен в том, что, причинивши кому-либо вред, он (тем самым) оскорбит природу, да и себе лично не столько доставит выгоды, сколько нанесет вреда. Какое наказание может быть тяжелее мучения (vulnus) совести? Может ли быть приговор суровее приговора совести (quam domesticum), которым каждый сам себя обвиняет и порицает за то, что он несправедливо нанес обиду (своему) брату? Последнее осуждается и Писанием: «Из уст глупых – жезл поношения» ( Притч.14:3 ). Здесь, таким образом, изобличается в глупости тот, кто наносит оскорбление (другим). Не следует ли после этого избегать (несправедливости еще) с большим (старанием), чем смерти, убытка, бедности, ссылки и болезни (debilitatis dolor)? 597 Кто же (в самом деле) порок тела или потерю наследства не сочтет более легким по сравнению с пороком духа и потерей чести (пред Богом)? 25 . Итак, все должны понять и усвоить себе (ту истину), что одно и тоже является полезным 598 , как для отдельных лиц, так и для всего общества (universorum) 599 ; нельзя считать полезным то, что не является полезным вообще. Ибо каким образом может быть (полезным то, что) полезно (только) одному? Что не полезно для всех, то вредит. Мне (по крайней мере) не кажется правдоподобным 600 , чтобы мог быть полезным (самому) себе тот, кто не полезен для других. Ведь если закон природы один для всех, то, конечно, одна и (общая) для всех польза, закон же природы обязывает нас всем помогать своим советом. Отсюда тому, кто по (закону) природы хочет помочь своим советом (ближнему), не свойственно вредить последнему вопреки (тому же самому) закону природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010