Толстой в романе «Анна Каренина» (грех прелюбодеяния) и др. Сластолюбивая природа человека ищет себе оправданий и ложных доводов для оправдания греха, для самоуспокоения. Но апостол прямо указывает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... ни пьяницы... – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ) 591 . Следовательно, страсть блуда безусловно должна быть искореняема и искоренена из нашего тела и души. Кто не воцарится над своими плотскими похотями, Царствия Божия не наследует. Ибо кто здесь приобретает что, это и там, в загробной жизни, с собой будет иметь: «Каково кто здесь имел намерение и действие, таково и там в душе будет начертание» 592 . О том, что страсть блуда и нечистоты можно искоренить из наших членов, утверждает апостол, повелевая отсекать их так же, как и любостяжание, суесловие, смехотворство, пьянство, воровство, которых отсечение удобно. При этом он повелел все это не только отсекать, но эти страсти, по его словам, не должны даже именоваться между христианами ( Еф.5:3–4 ) 593 . «Будем же, – увещает свт. Иоанн Златоуст , – устраняться от уязвлений, причиняемых блудной красотой, закроем глаза на то, что возбуждает сладострастные желания; пусть преданы будут позору все беспорядочные удовольствия; пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах, будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистою жизнью; чистым сохраним тело, храм обитания Духа; сделаем в нем надпись, содержащую страшную угрозу распутным: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор.3:17 ) 594 . II. О борьбе с плотской (блудной) страстью Борьба со сладострастием или блудной страстью имеет некоторые свои особенности по сравнению с остальными страстями. Так как блудная страсть приражается к человеку, имея источник возбуждения главным образом в потребности телесной природы человека (инстинкт размножения), то поэтому борьба с нею весьма трудна и длительна: начинается она с ранней юности и продолжается иногда до глубокой старости, до гроба, не прекращаясь до тех пор, пока не будут побеждены прочие страсти 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

23 гл. Мф. и на 16 ст. 5 гл. посл. ап. Иакова; В первом из указанных мест Св. Писания, однако ничего не говорится о таинстве покаяния; в нем только приводится изречение Господа, запрещающее страстно желать, подобно фарисеям, названия «наставника», потому что достоинство наставника в собственном смысле принадлежит только одному Богу 594 ; во втором св. апостол Иаков советует христианам «признаваться друг пред другом в проступках и молиться друг за друга, чтобы исцелиться». 16 ст. 5 гл. находится в тесной связи со ст. 14 и 15 той же главы, в которых апостол говорит о таинстве елеосвящения. Чтобы таинство елеосвящения имело больше силы для больных, апостол требует от них исповедания грехов не пред Богом только, но и пред другими, т е. пред пресвитерами, которым одним дана власть отпускать исповеданные им грехи. Св. Иоанн Златоуст перефразирует приведенное выражение апостола так: «вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши; а вы, пресвитеры, молитесь за болящих» 595 . Такое толкование изречения апостола не будет натяжкой в виду совершенно ясных свидетельств слова Божия об установлении и совершении таинства покаяния. Господь, по воскресении своем, явившись ученикам своим, сказал им: «мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, – на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). «Многие же из уверовавших, говорится в книге «Деяний Апостольских», приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). Отвергая таинство священства, сектанты ссылаются на 9 – 10 ст. 5 гл. «Откровения»; но эти стихи нужно понимать в том смысле, что каждый из православных христиан, как освященный благодатью Св. Духа в таинствах, имеет смелость священнодействовать от себя духовно, принося свое тело в послушание Господу, возсылая Ему молитвы и совершая благотворения ( Рим.12:1 ; Евр.13:15–16 ). Православная Церковь признает таинство священства на основании слова Божия. Так, о рукоположении в сан епископа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

до н.э. С другой стороны то, как Общество Сторожевой Башни применяет эти 70 лет, прямо противоречит пророчеству Иеремии. Оно применяет эти 70 лет только к Иудее, игнорируя тот факт, что пророчество Иеремии относится к периоду подневольного служения многих народов, и в нём не говорится о полном опустошении «без единого жителя» Иерусалима и Иудеи. Следующий текст, говорящий об этих 70 годах, как мы увидим, тоже полностью расходится с толкованием Общества. Б: Иеремия 29:10 В своём письме, посланном из Иерусалима в Вавилон депортированным евреям, Иеремия во второй раз упоминает об этих 70 годах. Но это письмо он послал не только тем евреям, которые были угнаны во время первой депортации в 605 г. до н.э., но также и тем, «которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, – после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники, и кузнецы, ...» ( Иер.29:1–2 ). 7 Такое описание датирует это пророчество временем царствования Седекии (стих 3), а возможно и тем же временем, что и предыдущая глава, то есть 4 годом Седекии, 595/594 г. до н.э. ( Иер.28:1 ) Похоже, что в обеих главах описан один и тот же исторический фон: широкое распространение планов восстания возбуждает надежду на освобождение от вавилонского ига не только в Иудее и в окружающих народах, но и достигает пленников в Вавилоне. Как и в Иудее, среди евреев в Вавилоне тоже появились лжепророки, которые обещали освобождение за короткое время ( Иер.29:8–9 ). Вот что стало причиной того, почему в это время, за несколько лет до разрушения Иерусалима, Иеремия послал письмо к этим пленникам в Вавилон, привлекая их внимание к пророчеству о 70 годах: Иер.29:8–10 «Ибо вот что сказал Иегова воинств, Бог Израилев: «Не позволяйте вашим пророкам, которые среди вас, и тем, кто у вас занимается ворожбой, обманывать вас, и не слушайте вы их снов, которые им снятся. Ибо ложь то, что они вам пророчат именем Моим. Я не посылал их», – таково изречение Иеговы. Ибо вот что сказал Иегова: «В соответствии с исполнением семидесяти лет при [at] Вавилоне, Я обращу Своё внимание к вам, люди, и Я издам Моё доброе слово в отношении вас ради того, чтобы привести вас обратно на это место». (НМ, переведено с англ.) 8

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

Святитель Феофан Затворник , рассуждая о промыслительных причинах отпадения от истины иудеев, пишет: «Вы думаете, что это все случилось так себе, без особого чего. Нет. Отпадение Израиля в неверие имеет последствием своим то, что в ограду спасения вводятся язычники, а это введение благоволено с тем, чтоб привлечь туда же после и Израиль, возбудив в нем ревность или соревнование, и таким образом спасся весь род человеческий. Вот промыслительное значение того, что совершается ныне пред глазами нашими среди язычников и иудеев» 594 . Сказано: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» ( Зах.12:10 ). – Но это совершится только перед Вторым Пришествием Сына Божия. Слова « и камни расселись; и гробы отверзлись » означают, что Христос реально «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал», – посему надгробные « камни расселись; и гробы отверзлись ». Последнее свидетельство наиболее потрясает сознание слушающих и читающих о нем: « и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ».  Они воскресли, потому что, искупленные Кровью Иисуса Христа (как Агнца Божия), обрели святость и стяжали нетление и обрели жизнь. Сказано: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:22 ). Иероним пишет: «Однако же, хотя гробницы и открылись, умершие воскресли не прежде воскресения Господа, так что Он есть первородный Воскресения из мертвых. А под святым городом, в котором явились воскресшие, мы должны понимать или Небесный Иерусалим, или сей земной, который прежде был святым » 595 . И далее мы читаем: Мф.27:54 . «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». Здесь перед нами уже целая группа обращенных, потрясенных событиями, произошедшими на Голгофе. И далее у Матфея говорится об ученицах Христа, которые, пренебрегая опасностями со стороны иудеев, взирали на крестные муки Сына Божия:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Гебраисты, желавшие во что бы то ни стало открыть хотя тень различия в употреблении этих двух синонимов, с большим трудом, при самом тщательном и тонком анализе, могли только заявить, что Бог называется Элогимом, когда священный текст изображает Его в качестве Бога вселенной вообще, и называется Иеговой, когда Он рассматривается как Бог Израилев в особенности, и несмотря на это, они были вынуждены сознаться, что и это общее правило, в сущности ничего не говорящее в пользу рационализма, терпит многочисленные исключения 593 . «Элогим и Иегова», говорит рационалист Фюрст, «безразлично употребляются одно вместо другого как в прозе, так и в поэзии, без какого бы то ни было различия в смысле» 594 . Достаточно открыть Библию, чтобы убедиться в этом. «Знай», говорит Моисей своему народу, «что Господь (Иегова), Бог твой (Элогим), есть Бог (Элогим), Бог верный (Эл») 595 . «Бог богов Господь» (Эл Элогим Иегова), говорит сыны Рувима, Гада и полуколена Манассиина (дважды повторяя «Эл Элогим Иегова»), Он знает (знает в единственном числе), и Израиль да знает» – каковою формулою они торжественно подтверждали истинность своей клятвы» 596 . После этого нельзя уже и желать более решительного доказательства тождественности этих трех божественных имен во время исхода из Египта, так как выражение это находится в одной из древнейших книг Библии. Подобных цитат можно бы привести множество. Но чтобы закончить этот вопрос, мы приведем следующие прекрасные места из псалмопевца: „Храни меня, Боже (Эл), ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу (Иегове): Ты Господь мой (Адонаи). Пойду я к жертвеннику Божию (Элогима), к Богу (Эл) радости и веселия моего И на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой (Элогим, Элогим мой). Восстань, Господи (Иегова), Боже мой (Эл), Вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Зачем нечестивый пренебрегает Бога (Элогим), Говоря в сердце своем: Ты не взыщешь?» 597 . Несмотря на столь ясные доказательства первобытного существования единобожия среди избранного народа, – единобожия, которое нашло столь торжественное провозглашение в Синайском законодательстве, рационалистическая критика продолжает отстаивать свое положение касательно первоначального политеизма евреев, и для подтверждения своей мысли приводит различные доказательства в пользу того, что монотеизм имеет позднейшее происхождение и есть лишь нововведение пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В правление Хильдеберта II был составлен новый законодательный сборник, датированный 29 февраля 595 г., под названием «Постановление Хильдеберта» («Decretio Childeberti»), который представляет собой свод законов, принятых на трех ранее состоявшихся судебных собраниях в разных городах Австразии – Андернахе в 593 г., Маастрихте в 594-м и Кельне в 595 г. Текст «Постановления» подписан референдарием Аскледиотом, выходцем из римской знати Бургундии. В этом сборнике до известной степени сохраняются еще элементы персонального права, поскольку в нем в отдельных случаях франки, алеманны и римляне различаются по своему правовому статусу, в то же время действие ряда других законов распространяется на всех подданных, независимо от их этнического происхождения. Таким образом, сборник свидетельствует о прогрессирующем слиянии подданных Меровингов в единую нацию, по преимуществу латиноязычную, но усвоившую себе имя завоевателей-германцев – франки. В «Постановлении», в отличие от Салического закона, ярко выражена приверженность государства христианству и христианским правовым нормам: в нем, в частности, содержится запрет кровосмесительных браков, предусматриваются наказания для лиц, пренебрегающих святыней воскресного дня. Но большую часть сборника составляет изложение правовых норм, содержащихся в Салическом законе и в изданных ранее актах Франкского королевства, к которым часто даются отсылки. На исходе 595 г. или в самом начале следующего года в возрасте 25 лет Хильдеберт II скончался. В народе распространился слух, что он был отравлен вместе со своей женой Файлевбой и к их гибели причастна Фредегонда. Перед кончиной Хильдеберт составил завещание, по которому, в соответствии с правовой и политической традицией германских народов, зафиксированной в «Салической правде», его королевство подлежало разделу между его малолетними сыновьями – десятилетним Теодебертом II и девятилетним Теодорихом II: Теодеберту должна была отойти Австразия со столицей в Меце и часть Аквитании, а Бургундия, Турень и остальная часть Аквитании отходила Теодориху, столицей его королевства становился Орлеан. После смерти Хильдеберта раздел государства произошел в соответствии с его завещанием, но подобно тому, как Брунгильда ранее правила от имени своего сына, так с этих пор она еще более самовластно управляла в качестве регента владениями обоих своих внуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О церковной реформе в Черногории. – Деятельность «Нового юдаизма». – Крайняя партия духобор. – «Франмасонство – еврейская секта». – Японцы – народ, у которого нет Бога. Стр. 576–578. Миссионерство, секты раскол. Отступничество и наше миссионерство по новогодним известиям епарх. органов. Сила нашего миссионерства и слабость вожаков сектантства.– Беседа с субботниками.– Связи сектантства с экономическим и социальным строем жизни. – Слабая сторона нашего законодательства в пресечение распространения расколосектантства.– «Овцы среди волков».– Миссионерская роль храмов и школ.– Подготовка апологетов в семинариях путём миссионерских поездок.– Первый почин в этом отношении. Свящ. М. Лисицын. Стр. 579–584. Корреспонденция «Миссионерского Обозрения», известия и заметки. Из Киева. (К десятилетию существования Киевского религиозного-просветительного общества. – Устройство обществом дома с храмом и залом для чтения.– Пастырские собрание духовенства.– Студенты- проповедники). Свящ. Серапион Брояковский. Стр. 585–589. Из Анкермана. Трогательное чествование приходского пастыря. Веди. Стр. 589–591. Из Томской епархии. (Как вождь раскола Худошин своим единомышленникам заменяет умы). Мисс. свящ. М. Шаров.Стр. 592–593. Из Саратова. (Публичные лекции и подъем религиозных интересов в обществе). О. С–ий. Стр. 593. Ответ г. Обер-Прокурора Св. Синода, К. П. Победоносцева, на благодарственный адрес духовенства Американской миссии. К. П. Победоносцев . Стр. 594. Совещание представителей духовного ведомства и министерства народного просвещения. “Ор. Е. В. ” Стр. 594–595. К вопросу о миссионерском тоне в полемике. (Открытое письмоМ. А. Сопоцько). Д. Боголюбов. Стр. 595–596. Полезное распоряжение о псаломщиках. Стр. 597. К юбилею миссионера-писателя свящ. К. А. Попова . (Из письма в редакцию ). Стр. 597–603. Добрый отзыв светской газеты о миссионерских беседах. “Приднепровский Край ” – 1904 г. 3 января. Ф–р Чичкан. Стр.604. Памяти священника о. Василия Николаевича Румянцева. Свящ. И. Чередняков. Стр. 604–605.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«21-го года был Седекия, когда воцарился, и 11 лет царствовал в Иерусалиме» ( 4Цар.24:18 ). Он не отличался большим умом, был слишком юный и неопытный в политических интригах. Его страна переживала тяжёлый кризис и управлять ею ему было не легко. С одной стороны, для Иудеи Седекия был де-факто [де-факто – означает официальное, но неполное признание. Обычно признание де-факто носит временный характер, является как бы переходным этапом перед признанием де-юре. – Авт.] царём, в отличие от жившего в плену Иехонии, которого все ещё считали де-юре. С другой стороны перед царём Седекией стояла та же проблема, что и перед его предшественниками – довольно сильная проегипетская группировка фанатиков, приведшая страну к катастрофе при Иоакиме и Иехонии. Очень скоро молодой царь подпал под её влияние. Тем временем умер египетский фараон Нехо II. Престол перешёл к его сыну Псамметиху II (594–589), который решил продолжить борьбу с Вавилоном, проявив при этом большое дипломатическое умение. Не полагаясь на одни военные меры, он настроил против Вавилона мелкие государства Палестины, Заиорданья и крупнейшие финикийские города. Момент к мятежу был выбран удачно. Как раз перед этим в декабре 595 – январе 594 г. в Вавилонии произошли волнения в армии, которые были жестоко подавлены. До нас дошёл протокол судебного процесса над одним из заговорщиков, дело которого рассматривалось военным судом под председательством самого Навуходоносора. Подсудимый был обвинён в государственной измене, нарушении присяги, данной царю и казнён, а всё его имущество конфисковано. В 593 году в Иерусалиме появились послы моавитян, аммонитян, эдомитян, городов Тира и Сидона ( Иер.27:3 ), пытаясь убедить Седекию примкнуть к коалиции и отложиться от Навуходоносора. Будучи человеком нерешительным, Седекия вначале противился уговорам, но затем склонился на сторону многочисленных пророков, призывавших к восстанию. В это время к Иеремии было слово от Господа, о котором он тут же оповестил не только царя Седекию, но и прибывших к нему иностранных послов: «Накажи им сказать государям их: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

654 В известной Вавилонской хронике, где рассказано о войне Вавилонии с Ассирией и последовавших затем походах Навуходоносора II, сообщено, что в 597 г. до н.э. вавилонский царь «осадил город Иудеи (т.е. Иерусалим) ... захватил город и взял в плен царя. Он назначил туда царя, который был ему по сердцу, получил тяжелую подать и послал ее в Вавилон...» 655 Эти события имели место в 595 г. до н.э. 656 Т.е. Навуходоносора. (Перев.) 657 После смерти египетского фараона Нехо его преемник Псамметих II (594—588 гг. до н.э.) начал подготовку к новой войне с Вавилонией. Египетские эмиссары активизировали свою деятельность в Палестине и сопредельных странах. В 594 г. до н.э. в Иерусалиме тайно собрались послы царей государств Моава, Эдома, Аммона, Тира и Сидона для переговоров с иудейским царем Седекией о совместном выступлении против Вавилона. После этого иудейские послы отправились в Египет просить помощи у фараона. 658 В 589 г. до н.э. началось восстание против Вавилонии в Иерусалиме, и вскоре Навуходоносор вместе с союзниками осадил Иерусалим. В эти дни в Египте умер фараон Псамметих II, и его преемник Априй (589—570 гг. до н.э.) направил армию и флот на помощь союзникам-иудеям. Прервав осаду Иерусалима, Навуходоносор оттеснил армию Априя к границам Египта. 659 По Иеремии (Дан 32.1—16), пророк, будучи заключенным в темницу Седекией, публично оформил покупку у своего двоюродного брата участка земли в этом селении. 660 Войска Навуходоносора возобновили осаду Иерусалима летом 587 г. до н.э. 661 Большинство рукописей имеет следующий вариант: «Погрузившись по шею, пророк ... а народ обступил его». (Перев.) 662 Более точна библейская транскрипция — Риала (Рибла); этот город находился на большой дороге из Вавилона в Палестину. 663 Этих имен полководцев в Библии нет. Из вавилонских источников известно, что в числе полководцев, штурмовавших Иерусалим, был и будущий царь Нергал-шарру-уцур (Нериглиссар). Ср.: Иер 39.3 664 См. Иер 32.4. 665 См. Иез 12.13. 666 Это начальник царских телохранителей Набу-зер-иддин, который прибыл в Иерусалим спустя месяц после падения города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

2. В.В. Зверинского. «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем». T. I. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764–1795 по 1-е июля 1890 г. (594 монастыря). Спб., 1890. T. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов, Спб. 1892. Труд г. Зверинского рассчитан на три тома, из которых доселе вышло два. Исходным пунктом для этого исследования послужил знаменитый указ Императрицы Екатерины II 26 февраля 1764 г., известный под названием «Духовных Штатов» – указ об отобрании от монастырей недвижимых имуществ. Первый том содержит в себе материал для описания 27 тех монастырей (а также скитов, пустыней и монастырских общин), которые или были учреждены после издания Духовных Штатов, или были потом восстановлены после упразднения их этими Штатами, или были учреждены на месте прежде существовавших монастырей, напр. католических, униатских, раскольнических или приписанных по Штатам к архиерейским домам и другим монастырям. Этот том обнимает собою и все распоряжения Правительства относительно монастырей с 1765 по 1890 г. В него вошло описание 594 монастырей. Во второй том вошли все те монастыри, которые были в России во время издания Духовных Штатов и которые этими Штатами были осуждены на различную участь, т.-е. одни из них были внесены в Штаты и стали пользоваться постоянным денежным пособием от казны, другие были оставлены на собственном содержании и стали «заштатными», а третьи были совсем упразднены. В этот том вошло описание 769 монастырей 595–1363). К каждому тому присоединены: перечень монастырей по губерниям и областям и алфавитный указатель монастырей. Наконец, в третий том должно войти описание тех монастырей, которые прекратили свое существование еще до издания Духовных Штатов. По словам автора в предисловии (стр. I), ему удалось привести в известность до 2300 отдельных монастырей. Таким образом, в исследовании г. Зверинского должен заключаться (библиографический) материал для описания почти всех монастырей, как существующих теперь в России, так и существовавших в ней когда-либо со времени введения в ней христианства остается незаменимым библиографическим указателем литературы о монастырях, хотя в описании монастырей не может вполне заменить собою «Истории российской иерархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010