Действительно, собор переходил к обсуждению текущих задач: суд над разными лицами, разбор разного рода дел, вопросы канонического характера, вызванные условием времени и исторической обстановкой. Все, что имело отношение к церкви, к жизни клира и мирян, все вопросы, которые опосредованно или непосредственно затрагивали интересы церкви, могли обсуждаться и обсуждались на соборе. Каждый член собора имел право инициативы на соборе, а поэтому очень трудно ограничить круг вопросов, подлежащих рассмотрению собора. Все решения такого рода, принятые на соборе, суть решения окончательные, но, конечно, они не могут быть рассматриваемы в одной плоскости с догматами веры, формулированными на соборе. Эти последние – абсолютные истины, не допускающие никаких изменений или ограничений; раскрытые в определенный исторический момент, они сами вне времени. Канонические решения вызваны временем и потребностью определенной исторической эпохи. Совокупность условий, вызвавших эти решения, может измениться, и потребность в них пройдет. Техника принятия решений на соборе, особенно по вопросам веры, не поддается научному исследованию. Принцип решения по большинству голосов был известен грекам и римлянам: большинством голосов принимались решения на греческих κοιν и в римских провинциальных собраниях, связанных с культом императора. Этот принцип не мог быть вполне принят христианскими соборами. Мы бы не могли охарактеризовать технику принятия решений на соборах как принятие решений по большинству голосов, особенно так, как она существует в наших представительных учреждениях. Это не означает, что собравшиеся члены собора были одного мнения, что на соборе не было ни меньшинства, ни большинства. Задача заключалась именно в том, чтобы в результате обмена мнений, споров, доказательств принять такое решение, которое было бы истинно, решение не эмпирического человеческого ума, а при содействии благодати Св. Духа, которая собирает собор 71 . Принятие решения большинством голосов в представительных учреждениях не исключает истинности мнения меньшинства или, точнее, совмещает правильность мнения и большинства и меньшинства, почему и оставляет за меньшинством право оставаться при своем мнении, домогаться победы этого мнения в том же самом учреждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Отделы и службы Патриархии возглавляют как епископы, так и пресвитеры, и миряне. 32.6.Сербская Церковь Глава Сербской Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее пяти лет управлявших епархией. Патриархом становится один из трех кандидатов, предложенных святым Архиерейским Собором. Избрание патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на патриарший престол заседает под председательством старейшего члена Собора – митрополита или епископа, причем на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего Административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора – митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного из двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдается старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием. Патриарх как верховный глава Сербской Православной Церкви обладает теми правами, которые усваиваются ему канонами. Он представляет Сербскую Церковь перед другими автокефальными Церквами и перед государственной властью, лично или через своих представителей возглавляет хиротонии епископов, освящает миро, награждает архиереев титулами и отличиями, управляет зарубежными общинами и миссиями там, где нет сербских епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

7. В первом заседании Собора оглашается соборное опре­деление о порядке избрания Патриарха и указываются кандидаты для замещения патриаршего престола. 8. Кандидатами на патриарший престол могут быть каждый состоящий в иноческом чине Архиерей и лица священного сана, удовлетворяющие каноническим требованиям, причем избранное в Патриархи лицо в священном сане, не состоящее в иночестве, обязывается прежде поставления в Патриархи принять иноческое пострижение. 9. Каждый член Собора, при указании кандидатов на патриарший престол, пишет на особом листе одно имя и в закрытом конверте представляет Председателю Собора. Примечание . Члены Собора, прибывшие на заседание после подачи листов, не имеют права возражать на состоявшиеся без их участия действия Собора. 10. Председатель Собора, с помощью присутствующих членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета, вслух оглашает называемые в поданных листах имена и составляет список указанных голосованием кандидатов с подсчетом поданных за каждого голосов. 11. Во втором заседании Председатель предлагает Собору об исключении из списка имен тех кандидатов, которые пись­менно или устно заявили о своем отказе от избрания. 12. По составлении засим и объявлении списка никто не имеет права отказаться быть подвергнутым дальнейшему голосованию. 13. Из объявленного списка Собор закрытым голосованием избирает трех кандидатов в Патриархи, путем подачи листов с обозначением на каждом трех имен. 14. Избранными признаются три, получившие каждый не менее половины всех голосов и наибольшее количество оных, сравни­тельно с другими, подвергавшимися голосованию. 15. Если при первом голосовании никто не будет избран или избранных окажется менее трех, то происходить новое голосование – в порядке ст. 13, причем избирательные листы подаются с обозначением трех, двух или одного имени, соответственно числу подлежащих избранию кандидатов. 16. Старшинство кандидатов, получивших равное количество голосов, определяется жребием. Если же при посредстве жребия оказывается необходимым разрешить вопрос о включении или невключении избираемого в число трех кандидатов на патриаршество, то получившие одинаковое количество голосов подвергаются не жребию, а повторному голосованию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Прослушиваем фонограммы, просматриваем видеоматериалы. И уже потом с теми, кто готов заниматься углубленно, мы начинаем немного другую программу. В том числе в наши планы входит посещение заводов, где отливают колокола. В Светлую седмицу ходим на различные колокольни. В нынешнем году, например, мы были на колокольне храма Василия Блаженного – Казанского собора на Красной площади. Там есть старые колокола, которые отлиты в старых московских мастерских знаменитыми русскими литейщиками, имеются и другие, не менее интересные, например французский. Это замечательные экземпляры, с интересным звуком, и студентам представляется возможность сравнить звучание старых, общепризнанно красивых голосов с голосами современными. – Расскажите, пожалуйста, подробнее об учебных поездках. – Мы посещаем обязательно две литейные фирмы: это московский завод ЗИЛ, где располагается мастерская Общества древнерусской музыкальной культуры, и завод «Италмас» в городе Тутаеве Ярославской области. Они представляют два диаметрально противоположных направления в области технологии изготовления колоколов, разные способы литья. Общество древнерусской музыкальной культуры, созданное в 1990-е годы, поставило своей целью возрождение искусства отливки колоколов. Работу тогда возглавил профессор-акустик Борис Николаевич Нюнин. Работа там отличается строго научным обоснованием всех процессов отливки. В качестве основного материала литейных форм используется так называемая «литейная земля» (содержащая специальный наполнитель на основе эпоксидных смол). В Тутаеве на заводе «Италмас» работают по рецептам XVII века, и профили колоколов в основе старинные, хотя, конечно, с привнесением поправок. Литейные формы включают в свой состав компоненты почти экзотические: не просто глина, но и, например, коровья шерсть, хотя, конечно, привносятся и современные элементы (графит, кварцевая мука). Результаты литья на этих заводах очень разные, сильно отличаются тембры колокольных голосов. На каждом из них есть свои удачи и неудачи. Нельзя категорически утверждать, что один завод лучше другого. И там, и здесь ведется работа по улучшению звучания голосов. Приезжая в Тутаев, мы посещаем могилу известного батюшки отца Павла Груздева, который благословил здесь начало колокололитейного дела, служим литию. В Москве мы посещаем разные храмы. У нас в Сретенском монастыре висят колокола, отлитые ОДМК на ЗИЛе. В соседнем с нами храме Пресвятой Троицы в Листах и преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках – тутаевские. Студенты имеют возможность сравнить звучание колокольных голосов современного литья. Так постепенно они начинают понимать красоту и сложность колокольного голоса, из чего она состоит. – Студенты вас больше радуют или огорчают?

http://pravoslavie.ru/32050.html

343 В другом месте Симеон пишет: «Хартофилакс просил каждого из архиереев по порядку, начиная с первого, сказать свое мнение» и – «имя того лица, которое признавалось достойным иерархии, записывал на хартии, для этого приготовленной». 344 По аналогии можно заключить, что и при избрании патриарха хартофилакс как блюститель права церковного и секретарь собора, когда оканчивались совещания, просил членов собора подать свой голос в пользу того или другого кандидата. Он отбирал голоса по порядку ( κατ τξιν), который определялся de jure синтагматионом, a de facto – размещением архиереев на соборе. Примечательно и то, что голосование начиналось с первого из архиереев ( απ του πρτου των αρχιερων), а не с последнего или самого низшего по чину. После опроса архиереев определялся результат голосования, иначе сказать – производился подсчет голосов. Тот из кандидатов, который получал большинство голосов, заносился на хартию в состав традиционного числа трех лиц. Византийские источники не оставляют нас в неведении и по вопросу о большинстве голосов. Да превозмогает мнение большего числа избирающих ( κρατετω των πλεινων ψφος), – говорит 6-е правило I Вселенского собора (ср.: 19-е правило Антиохийского собора). Византийская практика и руководствовалась этим каноном. Симеон Солунский , подробно описывающий чины избрания епископа и патриарха, прямо говорит, что в случае разногласия голос большинства, согласно канонам, получает верх. 345 А Никита Хониат сообщает о факте, свидетельствующем в пользу жизненного значения этого правила: при избрании патриарха Михаила II (1143 г.), рассказывает он, победил голос большинства и даже почти всех. 346 Даже более того: в византийской практике, несомненно, были факты, когда голоса избирающих делились поровну, и поэтому возникал вопрос о значении голоса председателя ( προεστς) или первого архиерея. На это указывает толкование Феодора Вальсамона на 6-е правило I Вселенского собора, где знаменитый канонист разрешает представленное ему недоумение по поводу равенства голосов при избрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

11 июня 1917 года был создан Предсоборный совет, в составе которого было десять отделов, посвященных уже обсуждавшимся темам, — выборам на Поместный собор, образованию церковных округов (отчасти соответствующих современным митрополиям, но с другими полномочиями), епархиальному управлению, церковному суду, приходской жизни и возможности изменять традиционные границы прихода, старообрядчеству и единоверию (единоверческих приходов в начале века было очень много, и их богослужение полностью соответствовало дораскольному, староверческому), правовому положению Русской церкви, монастырям и духовным школам. Подготовка Собора шла в трудных условиях. «Опасность анархии, — как пишет историк Русской церкви Сергей Фирсов, — к середине лета 1917 года стала настолько осязаемой, что Святейший Синод решил обратиться к православным с особым посланием», в котором призывал народ к покаянию и борьбе с новым врагом — хищениями, грабежами, разбоями, озлоблением и братоубийственной В августе 1917 года было принято специальное послание к православному народу, в котором звучало предупреждение о надвигающемся всеобщем разорении и голоде. «Россия гибнет, — говорилось в послании, — совесть народная затуманена, совершаются неслыханные кощунства и святотатства, местами пастыри изгоняются из Собор был открыт в Москве в праздник Успения Богородицы — 28 августа — и больше года действовал в нынешних зданиях Свято-Тихоновского университета — в Епархиальном доме в Лиховом переулке. Первая сессия Собора — с 28 августа по 22 декабря 1917 года — была посвящена реформе церковного управления — главным образом, избранию патриарха и — уже после Октябрьского переворота — обсуждению статуса Православной церкви в советской России. В голосовании приняли участие 257 членов Собора, на первом голосовании было избрано 25 кандидатов в патриархи. Наибольшее количество голосов в первом туре получил Антоний (Храповицкий) — 101. Во втором туре выбирали троих из 25. Лидировал все тот же Антоний (Храповицкий), у него было 159 голосов, Арсений (Стадницкий) набрал 148 голосов, а Тихон (Белавин) меньше всех — 125 голосов. В третьем туре Тихон получил 162 голоса. Однако решающим было не итоговое голосование, а жеребьевка.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Необходимость принятия этого именно способа решения судебных дел в епархиальном суде основывается на самых ясных и очевидных соображениях. а) Епархиальный суд постановляет приговоры о лишении священного сана и других прав, и преимуществ, которые преподаются духовным лицам только епископом. Если принять способ решения дел большинством голосов, то может оказаться, что пресвитеры будут присуждать к лишению таких прав, которые преподаны не ими, а епископом: епископ в суде один, а пресвитеров два, или более, большинство голосов быть может на их стороне. б) Епископ, как заметили мы выше, в отношении к подчиненным ему клирикам занимает место отца, от которого все духовные лица епархии получили бытие, как духовные лица. А при таких взаимных отношениях невозможны отношения равенства, на которых основывается решение большинством голосов. в) Практика Православной Церкви свидетельствует, что пресвитеры при епископах всегда имели только совещательный голос. Пресвитеры и другие клирики собирались при епископах; но это собрание и по существу, и по форме было отлично от синодов патриарших и митрополичьих. Там епископы, по самому сану и званию, суть члены синодов; между тем как здесь самый выбор членов епископского совета зависел от усмотрения епископа. Там, по примеру древних соборов, дело было решаемо большинством голосов; в епископском же совете никогда не было употребляемо начало большинства голосов; а епископ имел решающий голос. По сим основаниям мнения членов судебного присутствия епархиального суда, с которыми согласно будет и мнение председателя – архиерея, конечно, получает решающую силу. При несогласии же решающая сила будет принадлежать мнению председателя – архиерея. —320— 100) Во всех прочих случаях, если при решении дела голоса судей разделятся на два мнения или более, за основание приговора принимается го, которое соединяет в себе наиболее голосов; при равенстве их отдается предпочтение тому мнению, которое принято председателем суда, а если мнения разделились так, что голос председателя не может дать перевеса, то тому из равносильных по числу голосов мнений, которое снисходительнее к участи подсудимого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. 12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит: а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. 13. Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения. 14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора. 16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора. Примечание: избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании. 17. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

Постоянно действующим органом управления Грузинской Церкви является Патриархия, в состав которой входят хорепископ Католикоса-Патриарха, а также секретарь Католикоса, канцелярия и архив. При Патриархии также состоят: Отдел иностранных дел, Служба информации, Финансово-экономический совет, Отдел миссии и евангелизации, Отдел взаимодействия с вооружёнными силами и правоохранительными органами, Отдел взаимодействия с заключёнными, Архитектурный отдел, Отдел поиска и охраны святынь, Отдел изучения неправославных религиозных направлений, Учебный комитет, Издательский отдел, радио Грузинской Патриархии «Иверия», паломническая служба, молодёжный центр «Дзлеваи» («Преодоление»). Отделы и службы Патриархии возглавляют как епископы, так и пресвитеры и миряне. 36.3. Сербская Православная Церковь 338 Глава Сербской Церкви имеет титул архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Избирается он из числа сербских архиереев, не менее пяти лет управляющих епархией. Патриархом становится один из трёх кандидатов, предложенных Святым Архиерейским Собором. Избрание Патриарха происходит на Избирательном Соборе. Святой Архиерейский Собор для избрания кандидатов на Патриарший Престол заседает под председательством старейшего члена собора – митрополита или епископа, причём, на заседании должно присутствовать не менее 2/3 епархиальных архиереев. Избирательный Собор составляют все находящиеся на кафедрах епархиальные и викарные епископы, декан богословского факультета и ректоры семинарий, председатель Главного союза епархиальных братств, архиерейские наместники городов Белграда, Скопле, Цетинье, Загреба, Сараева, Печа и Сремских Карловцев, настоятели важнейших монастырей, в том числе и Жичского, Студеницы, все члены Патриаршего административного комитета, все заместители председателей Епархиальных Советов. Председательствует на Избирательном Соборе старейший член Архиерейского Собора – митрополит или епископ. Для правомочности выборов необходимо присутствие 2/3 членов Избирательного Собора. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то происходит повторное голосование за одного или двух кандидатов, получивших больше голосов. При равенстве голосов в первом туре предпочтение отдаётся старейшему по хиротонии кандидату. Если и при повторном голосовании оба кандидата получают одинаковое число голосов, избрание совершается жребием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1 об.— 2) Верх, путь и низ в записи стихиры на Рождество Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумнех престолех» строчного распева. Певч. рукопись «Праздники». 80-е гг. XVII в. (РГБ. Ф. 299. 115. Л. 1 об.— 2) В троестрочии партитурная форма изложения появляется с 20-х гг. XVII в., раньше, чем в деместве, и сразу становится преобладающей. Сначала троестрочные партитуры были неполные и фиксировали только 2 голоса из 3: чаще всего это Н. и путь. Поскольку в то время четкий порядок голосов в партитуре еще не установился, в двухголосии нередко Н. писали выше пути; это можно установить только при сравнительном изучении крюкового текста (напр., РГБ. Ф. 37. 93. Л. 497-528 об. (литургия); Ф. 354. 141. Л. 17 об.- 19 об. (стихира свт. Николаю Чудотворцу); Ф. 178. 9440. Л. 247 (славник прав. Анне)). Возможно, такой порядок голосов объясняется самим процессом создания 2-голосных партитур: сначала над строкой текста выписывался основной голос - путь с тайнозамкненными формулами, а затем над ним приписывался еще один голос. В 2-голосном изложении троестрочия «путем да низом», «путем да верхом» знаки фиты проставлялись в обоих голосах одновременно. Пара голосов «путь - верх» встречается значительно реже: так, о черновых записях троестрочия «верхом да низом», «верхом да путем», а также отдельно «низом» и др. голосами упоминается в описи 1682 г. нотной б-ки царя Феодора Алексеевича (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 601). Сохранились и рукописи, где изложен только Н. троестрочия, напр. сборник 2-й четв. XVII в. ГИМ. Син. певч. 1192, озаглавленный «Начало всенощнаго бдения… поем низ к строкам. Зачин низом». После сольного запева Н. в момент вступления хора стоит ремарка «все». В полных троестрочных партитурах, появившихся в сер. XVII в., Н. располагается внизу партитуры, выписан чернилами с киноварными пометами , а обычный порядок голосов «низ - путь - верх» никак не отмечен в рукописях. Партитуры выполнены в красно-черном цвете и имеют характерный вид: Н. и верх содержат больше крюков, чем путь (см., напр., ркп.

http://pravenc.ru/text/2565240.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010