I. История самарян 1. Различные названия самарянской народности и ее образование. Народность, образовавшаяся в VIII-VI в. до Р. Хр. на территории разрушенного ассирийцами израильского десятиколенного царства, обыкновенно называется именем самарян. Впервые это имя употреблено писателем 4Цар. 17в форме schomronim ( ). У LXX еврейское schomronim передано греч. Σαμαρεται, каковое наименование усвояется жителям средней Палестины у И. Флавия 268 . в Новом Завете ( Иоан. 4:9 , ср. Мф. 10:5 ; Лук. 10:33 ; ед. σαμαρετης) и у церковных писателей 269 . Рассматриваемые наименования народности произошли, очевидно, от названия главного города ее Самарии (евр. schomron, греч. Σαμαρεια), по имени которого называлась также и вся занятая самарянами область 270 . Название же города, по свидетельству 3Цар. 16:24 , возникло оттого, что создатель Самарии, израильский царь Амврий, гору Семерон (евр. schomron), на которой был построен город, купил у некоего Семира 271 ( ). Сами самаряне, в позднейшее время, обычно называли себя „Израилем“, „сынами Израильскими», „сынами Иосифа“, считая себя потомками жителей десятиколенного царства. Но иногда они прилагали к себе и название schomronim, употребляя его в сокращенной форме schomrim и толкуя его в значении блюстителей или стражей (от schainar – хранить) закона вообще и субботы в частности. В письме к Лудольфу от 1672 г. самаряне пишут: „уведомляем вас, братья наши, сыны Израилевы, что мы привязаны к закону Моисея пророка во всей истине, что мы соблюдаем святой закон и что мы называемся самарянами, потому что соблюдаем субботу” 272 . В таком же смысле объясняли название самарянского народа и некоторые церковные учителя. „Слово самаряне», говорит Епифаний, „в переводе значит стражи, и названы они так потому, что в должности стражей поставлены были в земле или действительно были стражами законного Моисеева постановления " 273 . Точно также и бл. Иероним в переводе хроники Евсевия замечает: „Салманассар, царь халдейский, для ограждения страны еврейской послал ассирийских колонистов, которые сделались ревнителями еврейского закона и были названы самарянами, так-как это имя означает стражи» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

XII. Уничтожение Петром Великим Московского Патриаршества и последствия сего Патриархами в христианской церкви называются старейшие иерархи, сосредотачивавшие в своих руках инициативу высшего церковного управления. Такими патриархами в древней церкви были иерархи Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима,-кафедры которых служили средоточием церковного управления отдельных церковных округов; при чем иерархи Рима и Константинополя пользовались особыми, предоставленными их кафедрам преимуществами 269 . Кафедры Рима, Александрии и Антиохии и их иерархи начали возвышаться и выделяться в ряду прочих со времени развития системы церковного управления, соответственно политическим народным и территориальным условиям Римского государства, на пространстве которого благоустраивалась христианская церковь . Особое положение этих кафедр и их иерархов признал и утвердил первый вселенский Никейский собор в 6 правиле. Возвышение кафедры и иерарха константинопольских последовало в силу особых канонических постановлений 270 в соответствие и параллель кафедре и иерарху римскому, по вниманию к тому обстоятельству, что Константинополь был столицей Византийской империи и починался новым и вторым Римом. Возвышение кафедры Иерусалима и ее иерарха совершилось в силу особого уважения к сему городу, как бы средоточию христианской веры и месту важнейших событий христианской церкви. Взаимное отношение всех поименованных иерархов и междуцерковное положение их кафедр определены VI вселенским Трульским собором (пр. 36). Взаимное отношение в частности иерархов римского и константинопольского и их кафедр разъяснено константинопольским собором (879 г.), бывшем в храме Премудрости Слова Божия и именующим себя вселенским (пр. 1). Постановления соборов христианской церкви в этом отношении находили подтверждение со стороны законов государства; последние в некоторых случаях своими распоряжениями предваряли постановления первых. В византийском законодательстве выражен такой взгляд на патриарший сан и соединенные с ним преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

XI. Георгий Дашков и Игнатий Смола Лицо ростовского архиепископа имеет огромное значение в истории Феофана Прокоповича . Он был родом из дворян Дашковых 266 и вышел в люди ещё при Петре. Во время бунта астраханских стрельцов, в 1706 году, Дашков оказал важную услугу Шереметеву. Фельдмаршал рекомендовал его в особенное внимание Государя. «Митрополит здешней зело показал в бунт в укрочение ревность. Также троицкаго монастыря соборной старец Дашков сколько в тот бунт народу укротил и проходил какими мудрыми факциями, что нихто дела ево из бунтовщиков знать не мог, дивлюсь откуды такое ево мудрое произхождение явилось. И если бы не ево в том было радетельное произхождение, конечно б Астрахань разорилась. Астрахань, мая 5-го дня, 1706 г.». 267 Пётр не забыл услуги Дашкова и, 21-го августа, писал к Апраксину: «когда ваша милость в Петербург поедешь, то изволь взять с собою старца Дашкова, который был в Астрахане». 268 По приказу Государя, он определен келарем в Троицкий монастырь; после того был в нем архимандритом. Дашков воспользовался этим богатым, хлебным местом в свою пользу, как нельзя лучше. Никогда не ходил в общую братскую трапезу, как прежние архимандриты, а завёл свой стол. Одной прислуги было у него человек до двадцати. Вкладов золотом и серебром не отдавал в казенный приказ, а заводил на них кареты, коляски, шоры, покупал лошадей, строил конюшенные дворы и держал до полутораста конюхов. С вотчинных управителей, которых посылал без братского совета, брал взятки; а знатных людей, в которых заискивал, дарил деньгами и лошадьми; родственников своих, которых у него было очень много, награждал хлебом и всякими припасами, лошадьми и экипажами; – племянниц повыдал замуж за монастырских дворян, которых посылал потом в лучшие вотчины управителями. Поездки его к братьям в Алексин и в приписные монастыри для нашего времени почти баснословны. Забравши с собою множество всяких припасов он отправлялся в путь огромнейшим поездом: брал с собою до полтораста человек служителей и до двух сот лошадей. Дорогой, для ночлегов, разбивали палатки, около которых держали караул отставные гвардейские солдаты. – Зятья и братья с женами и детьми гостили у него по целым неделям, не отказывая себе ни в какой прихоти. 269 – В 1718 г. Дашков посвящён в епископа ростовского; 270 в 1721 году за доношение, весьма противное и дерзостное во многих нарекательных терминах к липу св. Синода, обявлен ему выговор с угрозою, что если у Синода прощения не испросит, то без должного за то наказания не останется. – В 1725 г., по смерти Петра по именному указу Екатерины определен в Синод «третьим архиереем» к Феофану Прокоповичу и Феофилакту Лопатинскому. 271

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А.А. Романова. «Бабушкинские святцы» В отделе рукописей Библиотеки академии наук в собрании В.Г. Дружинина хранится ряд рукописей, принадлежавших Федору Петровичу Бабушкину (1764–1842) – книжнику, знатоку священного писания, библиографу, киновиарху Выговского монастыря в 1830–1842 гг., деятельность которого подробно освещена в монографии Е.М. Юхименко 246 . Ф.П. Бабушкин был книжником в полном смысле этого слова, что для поморского общежития не редкость. Перепиской книг он занимался едва ли не всю свою жизнь. В собрании Дружинина хранится, в частности, переписанный его рукой Устав (БАН, Дружинин 327). Послания Ф.П. Бабушкина являются ценным источником по истории Выга последней трети XVIII века. По-видимому, Бабушкин занимался снабжением выговской и петербургской общин книгами, о чем может свидетельствовать каталог приобретенных им в 1820-е гг. изданий. Среди них значились не только произведения церковного содержания, но и работы по истории, математике, ботанике, физике и химии, в числе последних – сочинения М. В. Ломоносова, а также описания путешествий и художественная литература 247 . Своей деятельностью Ф.П. Бабушкин снискал славу первого поморского библиографа. Так, составляя оглавления к рукописным сборникам, он иногда указывал на авторство вошедших в них статей. Известен также библиографический указатель, составленный Бабушкиным: «Реестр архиереям российским во время Никоновой перемены бывшим, а именно по епархиам, тогда бывшим» (РГБ. Ф. 37, 252. Л. 266–267, 269–270 об.) 248 . Особое внимание Ф.П. Бабушкин уделял собиранию данных о святых. В какой-то мере он продолжил выговские традиции сбора сведений о русских святых, в том числе о неканонизированных или местночтимых. Об этом свидетельствуют составленный им в календарном порядке каталог русских святых-чудотворцев («Описание всех в России просиявших чудесами мужей и жен»), упоминаемый в «Каталоге» Павла Любопытного 249 , и переписанный его рукой список «Российские святые», датируемый 1780-ми гг. (РГБ. Ф. 37, 252. Л. 268–268 об.) 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о божественных видениях В ангельский чин монашествующих по временам вступали и лица, занимавшие высокое политическое или социальное положение в обществе, например, цари, царицы, их наследники, князья и княгини. Преподобный Павел Ксиропотамский был сыном императора Михаила Куропалата 269 , который, будучи не в силах видеть несправедливости и бесчинства людей своего времени, отказался от власти и стал монахом. Матери преподобного, дивной Прокопии, до рождения сына было явлено некое откровение. Она видела, как на снопе пшеницы родила ягненка мужеского пола. По рождении на него напали два льва, которых агнец отразил Честным Крестом и умертвил их. Два льва означали диавола и мир, которых победил святой, этот кротчайший и мужественный агнец Христов. Своими медоточивыми словами он напитал многие души, как бы давая им снопы духовной пшеницы и хлебы благодати. Когда преподобный Григорий Синаит удалился со Святой Горы, вслед за ним отправился в путь и его ученик Марк Простой. Покидая Святую Гору, он вдруг услышал голос и обернулся посмотреть, кто его зовет. Тогда он увидел странные и удивительные вещи. Вся Святая Гора от одного края до другого была застроена и выглядела как одна высокая крепость с огромными башнями. За стенами крепости возвышались золотые палаты, прекрасные и величественные, в которых восседала Царица Небесная, Пресвятая Богородица, а бесчисленные лики Архангелов, Ангелов и монахов непрестанно воспевали Ее. Преподобный отец наш Антоний Русский Есфигменит 270 жил в XI веке. Оказавшись в Константинополе, он встретился там с афонскими монахами, произведшими на него большое впечатление своей добродетелью и благоговением. Узнав от них о высоте монашеского жительства, Антоний пришел на Святую Гору и поступил в послушание к игумену монастыря Есфигмен. После трехлетнего испытательного срока он был пострижен в монашеский образ. Небесное видение убедило его старца послать Антония в Россию для пользы многих душ и устроения равноангельного жительства, которое было неизвестно в этой бескрайней и только что обратившейся ко Христу стране 271 . И действительно, преподобный Антоний по молитвам афонских преподобных отцов и братий основал в окрестностях Киева монастырь, игуменом которого назначил преподобного Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Протоиерей Георгий Флоровский. Этос Православной церкви I В 1872 г. Вильгельм издал свой труд «Символика Греческой церкви». Гасс был серьезным ученым, особенно компетентным в области византологии. Его монографии: «Геннадий и Плетон» (Бреславль, 1844) и «Мистика Николая Кавасилы » (Грейфсвальд, 1849) – были ценным вкладом в изучение поздневизантийского богословия, мало известного в то время. Также и его «Символика» была толковой книгой, хорошо написанной и хорошо документированной. Однако его изложение поставило вопрос о методе. И именно в методологическом отношении Гассу резко возражал другой видный немецкий ученый, Фердинанд Каттенбуш 268 . Дело в том, что Гасс сознательно основывал свое изложение греческого учения главным образом на принятых Восточной Церковью «символических и в частности на «Православном исповедании» Петра (в его пересмотренной, греческой версии) и на постановлениях Иерусалимского собора 1672 года. Каттенбуш оспаривал правильность такого подхода. По его мнению, так называемые «символические книги» Восточной Церкви не могут считаться подлинным источником: они не являются непосредственным выражением православной веры. Это случайные полемические произведения, написанные главным образом в связи с разными вопросами, поднятыми в споре между Римом и Реформацией и не касавшимися непосредственно христианского Востока. Каттенбуш утверждал, что XVII век не был творческим периодом в истории Восточной Церкви. Чтобы постичь подлинный дух Православной церкви, нужно, по его мнению, вернуться к решающей эпохе (Gründungsepoche), когда формировалась специфически греческая традиция в богословии и богослужении, т. е. к периоду великих христологических споров в древней Церкви. Для того чтобы понять Православную церковь в самой ее основе, нужно обратиться к отцам, к св. к даже к а не к или Более того, православную традицию можно понять по-настоящему, только исходя из ее собственного основного умозрения. Каттенбуш правильно подчеркивал центральность христологической темы во всей структуре греческой богословской системы в целом: der Inbegriff aller Themata 269 . Именно этот метод, синтетический и обобщающий, Каттенбуш и применил в своем собственном изложении восточного Православия, изданном несколько лет спустя 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великое значение Четвертого Вселенского собора и непреходящая ценность его вероопределения хорошо известны и не требуют никаких доказательств. Известен также и факт, что, хотя этот собор «открыл новую эпоху в истории восточной христианской мысли», 267 он в то же время вызвал новый виток догматических споров. Причиной столь печального обстоятельства, как можно догадываться, могло стать то, что «орос» собора, являя собой удивительный результат синергии Божиего Промысла и соборного разума Церкви, открывал новые перспективы для благоговейно-испытующей богословской мысли, однако далеко не все христиане той эпохи способны были следовать тесным и узким путем благоговейного дерзновения, смиренномудренного рассуждения. Своими отточенными формулировками, особенно известными четырьмя наречиями ( συγχτως τρπτως, διαιρτως, κ ριστος), этот «орос» направлял «человеческую мысль на истинный путь к разрешению вопроса о соединении природ во Христе», поднимая одновременно и ряд сопутствующих вопросов. «Как сочетаются в одном Лице Христа две противоположных природы, как представлять взаимоотношение этих природ во Христе, как человечество может быть совершенным без своей особой ипостаси, как Божественная Ипостась может совместить в Себе человеческую ограниченную природу и т. д. – все эти вопросы представлялись в своем решении собственным усилием верующего разума на основе указанных собором директив. Действительность, однако, показала, что эти директивы, в зависимости от различных настроений и намерений людей, могут пониматься различно. Соборное определение, поскольку кроме Божественных в нем участвовали и человеческие силы, само по себе не исключало возможности в нем некоторой недосказанности (вроде, например, выражения: » ν δο φσεσιν«), которые в глазах скептически и фанатически настроенных людей всегда могли представляться искажением догмата, а это обстоятельство, в свою очередь, на практике приводило к постоянным столкновениям разномыслящих и вообще к церковным волнениям». 268 Последствия этих столкновений разномыслящих и возникших из-за них волнений общеизвестны: значительная часть христиан из восточных провинций Византии отпала, уклонившись в монофизитство, 269 которое, в свою очередь, стало расщепляться на многие течения. 270

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Воспоминания о владыке Наталья Рейнгардт Два святителя Воспоминания о митрополите Александре (Немоловском)  и архиепископе Василии (Кривошеине) Мне посчастливилось быть близким свидетелем деятельности двух выдающихся иерархов, возглавлявших Брюссельско-Бельгийскую епархию Русской Православной Церкви: владыки митрополита Александра (Нсмоловского) и владыки архиепископа Василия (Кривошеийа). Две весьма разные личности, они имели, однако, связующие черты: непоколебимую верность русской Матери-Церкви, храбрость в исповедании своих убеждений, любовь к настоящей церковной службе и... большое чувство юмора. По характеру же они сильно отличались друг от друга. Владыка Александр Я была первой крестницей владыки, когда он приехал на смену скончавшемуся о. Петру Извольскому 266 , настоятелю храма свт. Николая Чудотворца в Брюсселе. Я, конечно, этого не помню, но, упоминая об этом, хочу указать, что с самого раннего возраста я была связана с владыкой. Вот что я написала о нем в моих воспоминаниях: «Неотъемлемой частью церкви для нас являлся её глава – архиепископ Александр (Немоловский) 267 . Очень выдающийся человек. Ещё до революции он был послан миссионером в Америку и оттуда уже попал к нам в Брюссель. Наш приход состоял тогда в ведении Парижской митрополии, во главе которой находился владыка Евлогий 268 , а сам Париж подчинялся временно Патриарху Вселенскому 269 , так как связь с Россией была утрачена. Карловацкий раскол, на котором я здесь не буду останавливаться, делил Церкви. Владыка Александр, со всей страстностью своей натуры, оставался верен своему духовному начальству и горестно переживал отход многих своих прихожан. Владыка был человек гордый и властный. «Мы, архиереи – князья Церкви», – говорил он. Но гордость эта была не личной, а касалась сана. Он пошел в монахи после того, как собственными глазами видел чудо, совершенное св. Иоанном Кронштадтским , и сам святой предсказал ему жизнь, полную скорбей. Вера владыки была, в самом прямом смысле слова, из тех, что переставляют горы. На наших глазах он подымал «от одра болезни» безнадежных. Молился так страстно за своих прихожан, что, по словам Марьи Митрофановны Жуковой (нашей тогдашней старостихи) 270 «не давал людям умереть спокойно». Всегда постился, жил чаем и, кажется, только на первый день Пасхи съедал одно яйцо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Г.С. Битбунов Воздвижение Креста Господня Событие праздника и его эортологическая динамика Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, Святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы. Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование св. равноапостольного императора Константина Великого . По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой Крест, чудесное явление которого стало для св. Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об Обретении Креста Господня. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского , Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Иисус был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения. Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из русских и славянских святых в месяцеслове отмечены: сентября 25 – Сергий Радонежский; Октября 19 – Иоанн Рыльский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл, «епископ Катанский; учитель словеном и болгаром»; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 24 – Борис и Глеб. Из русских праздников Богородичных отмечен Покров. 574. Сборник богослужебный , в четвертку, без начала, 536 лл., уставом первой половины XV в. лл. 1–470 об., полууставом того же времени лл. 516–524 об., уставом половины XV в. лл. 524 об.–536 и полууставом второй половины XV в. лл. 471–515 об., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». Состав: 1) недельныя службы восьми гласов (1–167). Листы 21, 22, 61 и 62 вставлены не на месте; 2) светильны воскресные и евангельския стихиры 167–182); 3) сиа стихи поем по Блажени непорочни (182–183); 4) службы на каждый день седмицы шести гласов: на каждый день служба особаго гласа (183–259 об.); службы среды и четверга неполныя; 5) a – се троична посная и светильны на 8-мь гласов (259 об.–261); 6) канон на 8-мь, глас 6 (262–266). Службы общей минеи: 7) мученику единому (266–269 об.); 8) пророку (270–273 об.); 9) апостолу единому (273 об.–277 об.); 10) апостолам (277 об.–278), отрывок; 11) мученикам (278–281 об.); 12) преподобному единому (281 об.–284); 13) двум и многим преподобным (284 об.–289 об.); 14) преподобному единому (289 об.–293), отличная от предыдущей; 15) преподобным многим (293–297 об.), отличная от предыдущей, 16) святителю единому (297 об.–301 об.); 17) двум и многим святителям (301 об.–306 об.); 18) священномученику единому (306 об.–310); 19 двум и многим священномученикам (310–314 об.); 20) исповеднику единому (314 об.– 318 об.); 21) мученице единой (319–322); 22) двум и многим мученицам (322–325 об.); 23) преподобной жене единой (325 об.–328 об.); 24) двум и многим преподобным женам (329–332); 25) о днех всея неделя како поются каноны их с минеею (332– 333); 26) апостольския и евангельския чтения общия святым (333 об.–340 об.); каноны: 27) молебен Святей Богородици о ведре (341–347); 28) певаем за бездождье (347–350); 29) радостен Пресвятей Богородицы – творение Игнатиа священноинока в коемжо тропари Одигитрие (350–356); 30) служба 1-го августа: «празднуем Всемилостивому Христу Богу и Пресвятей Его Матере (356–361); 31) канон молебен за болящаго (361 об.–364); службы: 32) месяца сентября 20 день убьен бысть за Христа князь Михаил и Феодор боярин его (364–369 об.); 33) месяца 15-й день блаженного князя Володимера, отца святою мученику (369 об.–374 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010