Поэтому омой ноги мои, чтобы я имел часть с Тобою. Но что я говорю «омой ноги мои»? Так может сказать Петр – он не нуждался ни в чем, кроме омовения ног, потому что весь был чист 266 . И я, однажды уже омытый, нуждаюсь в том крещении, о котором говорит Господь: «У Меня есть другое крещение, чтобы крестить» 267 . Зачем мы сказали это? Я готовлю и себя, и слушателей к большим тайнам, если только придет, если снизойдет до нас слово (sermo) Божие. Ибо я боюсь, что оно станет избегать меня и отвергнет мое благословение. Когда-то слово покинуло народ из-за одного [только] грешника Ахара; да, из-за одного [только] Ахара грешника, сына Замврия, сына Зары, из колена Иудина, который перестал повиноваться Богу и за это был отлучен 268 . И поскольку нынче множество народа из-за пятницы 269 (и особенно [много людей бывает] в день Господень 270 ), которая есть воспоминание страданий Христовых (ведь и воскресение Господа празднуется не единожды в году и не всегда после восьми дней), то помолитесь Богу Всемогущему, чтобы к нам пришло Его слово. Молитесь Господу, даже если вы и грешники. Бог внимает грешникам. Или вы боитесь сказанного в Евангелии: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает» 271 ? – Не страшитесь, не верьте! Человек, сказавший это, был слеп 272 . Вы же больше доверяйте Тому, Кто говорит и не лжет: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как шерсть убелю; и если захотите и послушаетесь Меня, будете вкушать блага земли» 273 . Если и сейчас вы хотите послушаться, то помолимся сообща Господу, чтобы по крайней мере сейчас, с пришествием Слова, мы смогли обратить [внимание] на пророческие изречения 274 . III. «И было в год смерти царя Озии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком» 275 . Надписано: «Видение» 276 . Зачем отмечено время царя 277 ? Обратите внимание на время видения: когда умер царь Озия, Исаия увидел Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком. Если кто-нибудь из нас знает, кем был Озия и что он совершил, то он может и познать, чему научил пророк в Духе, что являет нам божественное слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

При Крещении, как и при всяком таинстве, подаются, разумеется, соответствующие дары Св. Духа, и потому Сам Господь говорит Никодиму о Крещении как о рождении «от воды и Духа» ( Ин. 3, 5 ). Но благодатное воздействие Св. Духа при Крещении состоит в очищении от первородного Адамова греха ( Рим. 6, 4.6.11 ), а при миропомазании даются дары Св. Духа для укрепления новокрещенного в благодатной духовной жизни и христианских добродетелях, как об этом говорит св. ап. Павел: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы… целомудренно, праведно и благочестиво жили» ( Тит. 2, 11—12 ). Толкуя эти слова, свт. Феофан Затворник писал: «Целомудрие, праведность и благочестие — обнимают всю святую жизнь и совмещают все заповеди и всю волю Божию, в коей ходить обязательство приемлют приступающие к Богу в истинной вере» 269 , т. е. те, которые крестились. Что здесь речь идет о таинстве Миропомазания, совершаемого после Крещения, видно из слов св. ап. Иоанна Богослова ко крещенным христианам: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеет нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2, 27 ). Известно, что таинство св. Миропомазания «сначала совершалось чрез возложение рук апостолов ( Деян. 8, 17; 19, 6 ), а потому при них же, по мере распространения христианства, стало совершаться… чрез помазание миром, почему апостолы, как говорит св. Дионисий Ареопагит (ученик св. ап. Павла), называли это таинство — Таинством Мира» 270 . Необходимость Миропомазания крещенных христиан (соответствующего возложению на них рук апостолов) явствует из крещения самарян св. ап. диаконом Филиппом ( Деян. 8, 12 ). Одного крещения было недостаточно для спасения их. Дееписатель продолжает: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8, 14—17 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Святой Дионисий Ареопагит в книге, озаглавленной «О Божественных именах», писал о том, что «и демоны по природе не злы. Ибо будь они злы по природе, они были бы не от Добра, не в числе сущих, не из благих, изменивших свою природу, и были бы вечно злы… О данных им ангельских дарах мы никогда не скажем, что они изменились, они ведь существуют и невредимы и лучезарны, хотя те и не видят их, лишив самих себя способности видеть Добро… желая быть, жить и постигать сущее» 269 . Конечно, степень познания о Боге у бесов и Ангелов различная. Блаженный Августин писал: «Он дал узнать Себя демонам не так, как святым Ангелам, которые наслаждаются участием в вечности Слова, но через некоторые временные проявления, чтобы навести на них ужас» 270 . Тем более и человек, созданный «хорошо весьма» ( Быт.1:31 ), несмотря на грехопадение, сохранил в себе боговидение в той или иной степени. О чем и апостол Павел пишет: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). И если, по святителю Феофану Затворнику , даже атеисты, декларируя (провозглашая) свое неверие, насилуют свою собственную совесть, то тем более – все верующие в Единого Бога, Творца всего мироздания движутся в истинном направлении, но дойдут ли они до Христа или нет – это только в воле Бога. Когда начались арабо-византийские войны, тоже возник вопрос: а не является ли божество мусульман дьяволом : в смысле у нас один Бог, а у них – другой. И хотя православные византийцы сначала склонялись именно к подобной точке зрения, но возобладала более церковная позиция по данному вопросу. Томос Константинопольского Собора 1180 года (о «Боге Мухаммеда»): « Святейшая Церковь издревле и даже до настоящего времени имела общеизвестные огласительные книги, в том виде, как они были изначально составлены. В числе других изречений в этих книгах располагается следующее: “сверх всего этого, анафематствую Бога Мухаммедова, о котором тот сказал, что он есть Бог единый, Бог не родил он и не был рожден, и не явился никто, подобный ему”. [Сделано было это], так как, с одной стороны, сам Мухаммед объявил неверное понимание Бога с этим [термином], как, по крайней мере, поняли тогда, и в то время, когда, через опубликованную им книгу Коран, он передал окружавшим [его людям], которые не имели прежде большего количества гнусных и негодных вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, в одном из творений, посвященных изложению заповедей Господних и христианского учения, ссылаясь на приведенные слова апостола Павла, прямо и определенно пишет: христианам «не следует заключать брачных союзов с язычниками» 263 , и тем более с лицами неверующими, ибо что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ) 264 . Церковный писатель II века Тертуллиан также писал, что христианам не дозволено вступать в брак с неверующими и с язычниками: «Христиане, женящиеся на женах идолопоклонницах, не могут быть изъяты от обвинения в блуде» 265 . Также святой Киприан смешанные браки христиан с неверными считал блудным осквернением, в подтверждение чего и приводит слова Апостола: прилепляяйся сквернодейце едино тело есть (с блудницею) ( 1Кор.6:16 ). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор.6:15 ). Не преклоняйтесь, – пишет Апостол, – под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? ( 2Кор.6:14 ) Пример премудрого царя Соломона показывает, к чему приводят смешанные браки с неверными: и развратили (языческие) жены его сердце его и склонили сердце его к иным богам ( 3Цар.11:3–4 ). А сколько примеров видим в наше время, когда христианин или христианка, вступив в брак с лицом неверующим, попадает под его влияние и отпадает от веры 266 . Браки мужа верующего с женой неверующей или жены верующей с мужем неверующим – это браки, как правило, невенчанные, безблагодатные, не имеющие над собою покрова и молитв Церкви. По поводу таких браков святой Амвросий Медиоланский писал: «Когда самое супружество должно быть освящаемо священническим покровом и благословением, то как можно назвать супружеством то, где нет согласия веры?» 267 В русской Кормчей 268 говорится, что такие невенчанные браки незаконны, более того, беззаконны и ничего не значат 269 . Тертуллиан , излагая взгляд Древней Церкви на христианский и гражданский браки, пишет, что у христиан даже и супружества, тайно заключенные, т.е. не объявленные предварительно в Церкви (не получившие благословения и санкции Церкви), подвергаются опасности быть сочтенными прелюбодеянием и блудом и нимало не ускользают от обвинения прикрытием законно заключенного (гражданского) брака 270 . (Так мало имел цены законный гражданский брак в глазах Церкви того времени!)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Силлабус (по-гречески — перечень) — так называлось приложение к папской энциклике (окружному посланию) от 8 декабря 1864 г. с перечислением восьмидесяти «заблуждений», противоречащих учению католической церкви. Полное его название: «Sillabus complectens praecipios nostrae aetatis errores» («Перечень, содержащий основные заблуждения нашего временя»). 268 …принимающий богомольцев… — Почти всю первую половину 1877 г. Пий IX принимал пилигримов, стекавшихся в Рим из Европы и Америки для празднования пятидесятилетия со дня возведения его в звание епископа. 269 …и умирающий… — Во время ежедневных приемов пилигримов Пий IX неоднократно терял сознание вследствие общей старческой слабости. 270 …огромнейшая идея мира, идея, вышедшая из главы диавола во время искушения Христова в пустыне… — Подразумевается искушение Христа властью, о котором рассказывается в Евангелии: «И возведя его на высокую гору, диавол показал ему все царства вселенной вомгновение времени. И сказал ему диавол: тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое. Иисус сказал ему в ответ: „отойди от меня, сатана; написано: господу богу твоему поклоняйся, и ему одному служи» (Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 5–8). Там же говорится о неудавшемся искушении Христа хлебом и чудом. 271 Во Франции за последние годы образовалось парламентское большинство их отличались сдержанностью и необычным еще у них благоразумием. — Имеется в виду послевоенный курс буржуазного республиканского большинства, руководимого такими политиками, как Гамбетта, Дюфор, Жюль Симон, Греви и др. 272 Очень тоже пригодилась потом эта идея правительству Наполеона III. — 31 мая 1850 г. Законодательное собрание Франции провело в жизнь закон о выборах, по существу лишавший права голоса большую часть рабочих. С целью упрочения своей популярности в народных массах Наполеон III, тогда еще только президент, начал борьбу с Законодательным собранием за отмену этого закона. Благодаря этой борьбе, имевшей в значительной степени демагогический характер, будущий император прослыл защитником демократических норм общественной жизни. Закон о всеобщем голосовании был восстановлен Наполеоном III сразу после государственного переворота 2 декабря 1851 г. 273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

«Силою и необходимостью, — по словам св. Иоанна Златоуста, — покорил нас Бог друг другу… дал нам одно жилище  — этот мир, возжег всем один светильник — солнце, простер над нами один кров  — небо и предоставил один стол — землю… вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого… и не попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других» Творения, т. 12, с. 471–472. Будучи, по мысли св. Иоанна Златоуста, неизреченною премудростью Божией вовлечен в общественные связи, человек необходимо вступает в должное взаимодействие с социальной средой, обнимающей все стороны его бытия. И в этом взаимодействии осуществляются те бесконечные возможности, которые заложены в его богозданной природе Воспринимая и усваивая опыт предшествующих поколений, будучи в некоторой степени детерминирован этим опытом, он активно вступает в жизнь, влагая в каждое свое деяние частицу своего творческого «я» и тем самым оказывая определяющее, детерминирующее влияние на течение бытия в настоящем и будущем поколениях. В. С. Соловьев. Духовные основы жизни. Собрание сочинений, т. III, с. 269–270. И в этом созидательном труде в пользу будущего, в пользу прогресса во всех его проявлениях человек является не чем иным, как соделателем Божиим в творении, способствуя «конечному выполнению предназначения мира в Иисусе Христе» И в этом благом делании человек принимает на себя ответственность за жизнь его поколения, за жизнь человечества, за жизнь каждого человека на земле в настоящем и будущем. Р. Teilhard de Chardin. Srodowisko Boze. Warszawa. 1964. p. 21. «Это похвала Церкви, — восклицает св. Иоанн Златоуст, — это спасения возвещение  — не о своем лишь заботиться, но и о делах ближнего. Ибо помысли, в сколь великое достоинство возведет себя тот, кто весьма трудится для спасения брата по человеческой возможности таковой подражает Богу» ЖМП, 1972, 12, c. 67. Одним из поразительных следствий идеи всеобщего человеческого единства, апостольской идеи спасаемого человечества (1 Ин 2:2) является это единство ответственности, всеобщей братской солидарности. «Истину говорю во Христе, не лгу,  — восклицает св. апостол Павел,  — свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим 9:1–3). Для всех св. апостол стремился соделаться «всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9:22), угождая «всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих» (1 Кор 10:33).

http://blog.predanie.ru/article/37895/

Скачать epub pdf Глава 35. О познании Бога В Первосвященнической молитве на Тайной Вечере Спаситель молился о том, чтобы всем, кого даровал Ему Бог-Отец, даровал Он и Жизнь Вечную: Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). В высшей степени знаменательно: Вечную Жизнь, восхищение Царства Божия Иисус Христос связывает прежде всего с познанием. Мы давно привыкли к этому слову. Культура, которая окружает нас, включает в себя и научное, и историческое, и эстетическое, и всякое иное познание, и нам психологически трудно бывает соединять это слово с тем, что мы называем спасением. Спасение – это дело милости Божией, дело веры, подвигов, добрых дел, а познание есть как бы нечто автономное, давно отделившееся от той сферы жизни, которую мы привыкли считать религиозной. Конечно, Иисус Христос говорил не о познании просто, но о познании единого истинного Бога. Однако догматы нашей христианской веры говорят нам о том, что мы веруем в Бога, Который есть Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный (Чин великого освящения воды), того Бога, Кто, по слову святого Дионисия Ареопагита (9–110), «пребывает превыше умопостижимых вершин святейшего Своего пребывания». Как в таком случае определить познание, о котором говорил Христос, когда призывал его ради Жизни Вечной, когда фактически ставил знак равенства между этой блаженной вечностью и Богопознанием? Мы знаем, что познать Бога всегда стремились и величайшие мыслители всех веков. Но это познание, когда оно происходило не в рамках христианского Откровения, всегда оказывалось в замкнутом пространстве, как бы в умозрительном тупике. Перводвигатель или Первопричина Аристотеля (384–322 до P. X.), Единое Плотина (ок. 204/205 – 269/270), Брахман Шанкары (предположительно 788–820), Бытие Спинозы (1632–1677), Абсолютный Дух Гегеля (1770–1831), хотя и таили в себе какие-то догадки и прозрения, но не только не открывали, а скорее заслоняли собой Бога Живого. «Бога философов», как его стали называть вслед за Паскалем (1623–1662), можно было познавать, но от него нельзя было ожидать участия или любви, милости или спасения. Такой «Бог» был не только объектом нашего земного человеческого разума, он был и его искуснейшим изделием, к тому же присваивавшим себе прерогативы Бога истинного, то есть идолом. Именно против такого «Бога» предостерегает нас заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху ( Исх. 20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Память святого пророка Михея Память 5 января Святой пророк Михей, сын Иемвлая 266 был современником пророка Божья Ильи и жил во времена Ахава, царя Израильского 267 и Иосафата, царя Иудейского 268 . Михей пророчествовал изустно и предвозвестил несчастный конец войны Ахава против Сирии. Однажды Иосафат прибыл в Самарию 269 , чтобы посетить Ахава. Вспомнив, что Рамоф город Галаадский 270 , которым владели Сирийцы, прежде принадлежал царству Израильскому, Ахав просил Иосафата идти общими силами войною против Сирии 271 . Благочестивый царь иудейский соглашался на это, но прежде выступления в поход хотел узнать волю Божью из уст пророков. Тогда Ахав призвал к себе пророков Ваала 272 . Сии ложные пророки, представ пред обоими царями, сидевшими на великолепных престолах во вратах Самарийских, предвозвещали Ахаву победу над Сирийцами. Но Иосафат спросил, нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы чрез него вопросить Господа. – Есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, – отвечал Ахав, – но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это – Михей, сын Иемвлая. – Не говори так царь, – возразил Иосафат. Тотчас же Ахав велел позвать Михея. Царь спросил его: – Михей, идти ли нам на Рамоф Галаадский, или удержаться? Михей отвечал: – Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, и сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром. Тогда Ахав дал приказание отвести пророка Михея в темницу и давать ему там лишь понемногу хлеба и воды, доколе он (Ахав) не возвратится с миром. На это Михей заметил: – Если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. Ахав не послушался пророческих слов святого Михея и открыл войну с Сирийцами, но в первом же сражении получил смертельную рану 273 , а Иосафат со своим войском возвратился в Иудею. 266 Сей пророк Михей не принадлежал числу 12 так называемых «меньших пророков» и жил в IX веке до Р. Х. Святой же пророк Михей из числа «меньших пророков» жил и пророчествовал лет на 130 позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скопцы говорят, что под скопцами в последнем случае нужно разуметь людей физически оскопленных. Но при таком понимании а) между началом возвышенной речи Спасителя о безбрачии и ее концом – материально плотским – не было бы связи; притом Христос явился бы прямым нарушителем закона Моисеева, по которому повелевалось скопцов изгонять из народа израильского ( Втор. 23:1 ) 267 ; б) При физическом оскоплении безбрачие является не добровольным, а вынужденным и не может заслуживать особой награды от Бога; вместить физическое оскопление могут все, лишь бы произведено оно было искусно; между тем, Христос говорит: «не все вмещают слово сие, но кому дано», в) Наконец, если бы все оскопились, то как бы исполнилась заповедь Божия: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» ( Быт. 1:28 )? 268 Правда, из истории церковной известно, что с самых первых времен, даже при апостолах, среди христиан являлись люди, понимавшие речь Господню о скопцах буквально; некоторые из них, напр. Ориген , по горячности своей веры, даже скопились. Но Церковь не терпела такого извращения мыслей Господних и строго наказывала оскопившихся (см. Апост. пр. 22, 23 и 24. Двукр. пр. 8). Так же относились к ним св. отцы и учители Церкви. Напр., св. И. Златоуст говорит: «тогда Господь говорит: сделали себя скопцами, то под сим не разумеет отсечение членов – да не будет! но истребление злых помыслов: ибо отсекший член подвергается проклятию, как говорит ап. Павел: о, дабы отсечены были развращающие вас ( Гал. 5:12 )! И весьма справедливо. Ибо таковый поступает подобно человекоубийцам и пр. (Бес. на ев. Мф. 62 ). Учитель церкви Ориген , сказав, что многие понимают указанный текст буквально, замечает: мы не одобряем толкования тех, кои слова Господа о скопцах ради царства небесного понимают буквально и вследствие того скопятся. Решаясь на искажение себя, они проявляют большую горячность духа и веры, но, к сожалению, мало согласную с внушениями здравого смысла. 269 в) «Если правый глаз твой соблазняет тебя, говорит Иисус Христос, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну»… ( Мф.5:29–30 ). «Умертвите земные члены ваши, пишет апостол Павел: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3:5 ). Таким образом, и Христос и его апостол дают прямое повеление производить телесное оскопление, говорят скопцы. 270

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Смотри, как расширялось поприще праведника. Господь устроил так, чтобы он сделался наставником не только для живших в Палестине, но и для Египтян, и чтобы всем явил свет своей добродетели. Как некое светило, сокровенное и тлившееся в земле Халдейской, (Бог) воздвиг его оттуда, чтобы сидящих во тьме заблуждения наставить на путь истины» 263 . С тою же целью Господь попустил Фараону посягнуть на жену патриарха Сарру, – дабы наказание царя за это преступление возвестило народу Египетскому о всемогущем и премудром Промысле Бога Авраамова – Иеговы, «чтобы самое дело стало известнее и разгласилось повсюду, когда мщение (Божие) совершится не над простым лицом, но над самым царём» 264 . – С другой стороны, «Сарра отведена в дом царёв (и для того), чтобы обнаружилась любовь её к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сарры в лице её видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сарра не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом Фараонов подвергнут казням для избавления Сарры, так, при избавлении чад её, будет поражён весь Египет» 265 . Авраам предвидел ту опасность, которой подверглись в Египте он и жена его. Поэтому, вступая в эту страну, он предупреждал её, говоря: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы жива была душа моя чрез тебя 266 , а ты бы избежала опасности потерять меня навсегда.» «Авраам сказал сие как человек» 267 , как бы так говоря: «Что до тебя касается, то назовёшь ли себя сестрою, или женою, нельзя сомневаться в том, что тебя тотчас отнимут у меня из-за телесной красоты: а что до меня, то можно полагать, что я избегну опасности, если ты назовешь себя моею сестрою» 268 . А сверх того, давая такой совет, Авраам желал «сохранить Египтян и чистыми от крови, и, по возможности уменьшить вину оскорбления» 269 . – Но Бог не попустил Фараону совершить беззаконие. «Она (т.е. Сарра), хотя и была введена в дом Фараона, но пребыла женою праведника» 270 . «Тяжкие удары», какими Бог поразил дом Фараона 271 , охладили пыл страстей восточного деспота. Вместе с Фараоном понесли наказание и все слуги его. «Это делается не без цели, но чтобы этим сильнее поразить царя: нужен был очень тяжкий удар, чтобы поражённый им отстал от беззакония. Но справедливо ли, скажешь, за него наказывать и тех? Не за него одного терпели они наказание, но, вероятно, за то, что и сами содействовали и помогали преступному замыслу» 272 . – Узнавши, что Сарра не сестра, а жена Аврааму, Фараон отпустил её от себя, после чего патриарх вышел из Египта и двинулся по направлению к Палестине 273 . Отделение Лота от Авраама и поселение его в Содоме. Избавление Лота из плена. Агарь. Закон об обрезании

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010