269 Авраам не воспламеняет своей жертвы, ожидая нового откровения воли Божией, хищных же птиц прогоняет, дабы сохранить чистоту и святость своей жертвы. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот когда он пробудился, напал на него ужас и мрак великий. (Ст. 12). Чем объяснить ужас Авраама? Конечно, он был следствием близкого присутствия Божия, которое ощутил Авраам по своем пробуждении, мрак же великий (т. е.) необыкновенный ночной, а сверхъестественный и глубокий мрак), был символом сего присутствия, как впоследствии при Синайском законодательстве. 270 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. (Ст. 13). Откуда и до чего нужно считать эти четыреста лет переселения и порабощения потомства Авраамова? Так как Евреи в Египте рабствовали и были пресельниками только 215 лет, начиная от переселения туда Иакова и до общего исшествия Евреев; то очевидно, что в разбираемом месте к этим годам причисляется и время странствования в земле Ханаанской патриархов Авраама, Исаака и Иакова, которое тоже продолжалось 215 лет. Таким образом, считая от первого призвания Авраамова из Ура Халдейского (в 1921 г. до Р.Х.) до исшествия Евреев из Египта (в 1491 г. до Р.Х.), получаем период в 430 лет, который и указывается в книге Исход. 271 Если же стоят не 430, а только 400 лет, то это объясняется тем, что для круглоты числа откинуты года Авраамова странствования со времени переселения его из Харрана (в 1916 г.) до рождения Исаака (в 1891 г.). A ты отойдешь к отцам своим в мир, и будешь погребен в старости доброй. (Ст. 15). Что отрадного было для Авраама в сем обетовании Божием? Сими словами Господь обещает Аврааму, после долговременной жизни земной, вечную блаженную жизнь за гробом с отцами. Вот та весьма великая награда, о которой говорил Бог Аврааму выше. 272 Когда зашло солнце… вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. (Ст. 17). Что означает здесь видение дыма и пламени огненного, прошедших между рассеченными животными? Под сими образами – как бы сам Бог проходит между частями жертвы, подобно тому, как сие делали люди при заключении союзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

269 Госуд. Секретариат, Рескрипт по аудиенции... (25. 07. 1973), р. 602, где говорится, что Св. Отец Павел VI распорядился, «чтобы, в духе п. 56, § 1 Апостольской Конституции Regimini Ecclesiae Universae, впоследствии Свящ. Конгрегация Таинств рассматривала также дела о незавершённости бра ка, в которых одна из сторон не крещена». 270 1Кор. 7. 12–16: 12 . Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; 13. и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? 273 Свящ. Конгр. св. служ., Архиепископу Эстергомскому (Arch. Prim. N 7029/41): «Может ли брак между некрещёными быть расторгнут в пользу веры согласно кан. 1120, § 1, также в том случае, если одна сторона примет крещение в ереси и, оставаясь в ней, пожелает вступить в другой брак с католиком? – решила ответить: ‘В изложенных обстоятельствах пользоваться привилегией Св. Павла не разрешается’». Ср. [Банк, 1959], р. 545. 274 Свящ. Конгр. распр. веры (30. 01. 1807), Coll, I, п. 690: «Ибо, если речь идёт о неверном, который уже удерживал подле себя верную сторону после обращения и продолжает удерживать, и если последняя даст ему уважительную и разумную причину для ухода, особенно из-за прелюбодеяния, то в таком случае уход неверного делает верную сторону неспособной ко вступлению в другой брак... Если же речь идёт о неверном, который, когда его просили о том, чтобы он соединился со стороной, ставшей верной, и жил с ней, отказался от этого по той лишь причине, что ему внушает отвращение прелюбодеяние, совершённое до обращения, то в таком случае отказ неверного делает верную сторону свободной для заключения другого брака, ... Поскольку следует считать, что прежнее пятно прелюбодеяния смыто обращением и крещением, и неверная сторона неразумно и несправедливо коснеет в своем решении не примиряться с верной стороной».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

—269— отпустится ему. Но раскаяние в убиении Его, если пожелают, Господь дозволил им. Но народ убиением последующих (праведников) засвидетельствовал, что он сочувствовал и соучаствовал в убийстве прежних (праведников), и через исповедание собственных уст отпал от голоса истины 1722 , ибо не постыдился отцов своих обвинить в убийстве пророков (ср. Мф.23:29–30 ). И как народ ещё не рождённых детей своих сделал участниками и совместниками убиения Спасителя 1723 , так и Христос, злую волю их, хотя они и не знали бы (об этом), сделал участницей и совместницей убийства пророков, поскольку они узнали, что Сын есть господин виноградника, и знали, что Он есть Отмститель, и всё-таки убили Его. Моисей в предупреждение заповедал им приносить свои жертвы в одном месте, и в нём заклать агнца и совершать образ искупления. Посему ни Ирод не мог убить Господа вместе с младенцами Вифлеемскими, ни назаретяне не лишили Его жизни, когда свергли Его с горы, потому что Господь не имел повеления умирать вне Иерусалима. „Не должно, – говорит, – погибать пророку вне Иерусалима ( Лк.13:33 )“. Заметь, что хотя в Иерусалиме убили Его, (однако) и Ирод, и назаретяне тоже были виновны в смерти Его, и от них также взыскано было отмщение за убиение Его. Отсюда узнай, что не только жители Иерусалима должны понести наказание за кровь Его, но и все, кои видели и отвергли Его, оказываются виновными в —270— смерти Его. Говоря: „между храмом и жертвенником ( Лк.11:51 )“, показал преступность народа, ибо они не устрашились даже места очищения. „Сколько раз Я хотел собрать вас ( Лк.13:34 )?“ – что равняется следующему (изречению): „вот, три года, как Я прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу ( Лк.13:7 )“. „Если кто услышит слова Мои и не соблюдёт их, Я не знаю 1724 его ( Ин.12:47 )“. Где же то (сказанное Им): „ Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 )“? А так как Он врач людей, то говорит: „Я не пришёл в этот мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир ( Ин.12:47 )“. И дабы показать, что всякий суд принадлежит Ему, научает так: „кто не примет слов Моих, того осудит слово, которое Я говорил ( Ин.12:48 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—269— то жизни не имеют надлежащей прочности приемы современного католического пастырства, развившиеся до своих последних пределов; «ибо Он разрушает замыслы коварных и руки их не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» ( Иов.5:13 ). Посему «не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему,… ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» ( Пс.36:7–9 ), «ненавидящий правду может ли владычествовать?» ( Иов.34:17 ). Наглядное и совершенно справедливое раскрытие целей и средств современной католической иерархии можно читать у Достоевского в речи «Великого Инквизитора». Свойства лучших пастырей православных Если мы спросим, каковы же ближайшие свойства применения к людям пастырей истинной Церкви, требуемые Словом Божиим, и пожелаем дать ответ на основании практики нашей отечественной церкви: то некоторые слушатели наши заткнули бы уши с громким заявлением о том, что наша практика есть отрицание всякой близости пастыря к своему стаду. В виду такого возможного отношения изменим способ наших разъяснений, доселе указывавший на приемы общие почти всему латинскому духовенству и в уме каждого образованного человека имеющие множество подтвердительных примеров. Переходя к описанию наших православных понятий и обычаев, остановимся просто на картинах жизни лучших, т. е. наиболее глубоко и широко влияющих пастырей, но притом же и глубоко церковных, выражающих в своей личности и деятельности не какую-либо новую, дотоле невидимую в церковной жизни идею, а напротив преемственно повторяющих в своей жизни, при самых незначительным личных особенностях явления «тогожде единого Духа» ( 1Кор.12:4 ), Который на протяжении веков все тот же, или, как учит Церковь , «вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает.... и весь собирает собор церковный». Итак, —270— читатель, пойдем к таким пастырям со мною и с огромным множеством русских людей, стекающихся туда ото всех мест, сословий, положений и даже убеждений или безубежденности, освобождающихся здесь от всяких разделений. Подобное общество спутников уже научает тому, что нас ожидает нечто, совершенно противоположное латинским аккомодаторам, которых влияние рассчитано именно на определенный народ, сословие, партию. А здесь, как видите, «все вместе раздробилося: железо, глина, медь, серебро и золото сделались, как прах на летних гумнах» ( Дан.2:35 ); – так исчезло всякое разделение между различными положениями людей и поистине единое стадо спешит к служителю единого Пастыря. Как же удалось ему такое превращение, для которого казались бессильными мудрейшие из повелителей совести и сердец?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. Стихи 2–4 главы II Исаии совершенно тожественны с стихами 1–3 главы IV пророка Михея. В типическом языке пророка Исаии (прозванного ветхозаветным Евангелистом) община верных, называемая Сионом, противополагается Вавилону, царству греха (Ср. Ис. 14:4 ). Он видит, как в „последние дни“ язычники потекут к источнику истины и добра. „Последние дни“ связуются в мысли пророка с 27 стихом I-й глава, когда „Сион спасется правосудием“; эти последние дни суть последние дни ветхозаветной церкви 268 . Пророк глаголет слова, сказанные ему в видении, и пророчество ясно рисует тот момент, когда взоры всего мира начали обращаться к Иерусалиму, где явилось во плоти Слово Божие и проповедывало милость и прощение и мир и где Богочеловек понес наши немощи и болезни и Сам Себя отдал на страдание и смерть и совоскресил с Собою человечество, погибавшее в грехах и язычестве. Уже в Кн. Бытия ( Быт. 3:15, 49:1,10 и пр. в Св. Летописи) мы видели обетование Божие Адаму и пророчество Иакова о семени, имеющем стереть главу змия, и о Примирителе. В последнем даже указано, что появление Его будет тогда, когда Израиль не будет иметь более царя и самоуправления. Вот в эти „последние дни“ „гора дома Господня“, или „гора дома Божия“ будет поставлена во главу гор. Этот образ выражения напоминает откровение Иакову, родоначальнику Израильского народа, то величественное видение лествицы, которое он видел в Лузе, после которого он дал название месту тому Бет-Ель (Вефиль), то есть дом Божий 269 . Поэтому-то,-как думаем мы,-в следующем стихе сказано: „войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева“, с явным напоминанием этого видения. Это же сближение объясняет, что надобно разуметь под словами изучаемого нами стиха 2-го: „гора Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами“. Очевидно, что здесь нет мысли о каких-либо физических или государственных земных переворотах (толкования талмуда). „От Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима“ (ст. 3). Здесь разумеется возвышение души человеческой от плоти и мира к духу и небу; возвышение в дом Божий по лестнице, на которой стоит Господь и восходят и нисходят Ангелы Божии. Вот к этой горе духовной „потекут народы“. Эта гора высится над человеческими мудрованиями и философскими системами, символизированными под образом холмов; и в этой горе стремятся измученные служением миру народы, чтобы испить живительной влаги Духа Божия, истекающей от краеугольного камня на Сионе: „камень же есть Христос“ 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

300 В высшей степени поэтично описание опустошения саранчой у пророка Иоиля. Он говорит, что перед пришествие саранчи «земля – как сад Едемский», а после неё «опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. Вид его как вид коней, и скачут они как всадники, скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве. При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. Как борцы бегут они и как храбрые воины влезают на стену, и каждый идёт своею дорогою, и не сбивается с путей своих. Не давят друг друга, каждый идёт своею стезею, и падают на копья, но остаются невредимы. Бегают по городу, поднимаются на стены, влезают на дома, входят в окна, как вор. Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет». ( Иоил.2:3–10 ). Нибуру нынешние арабы приблизительно в таких же выражениях и сравнениях описывают саранчу и причиняемые ею бедствия. Niebuhr, Beschreibung von Arabien, p. 173. 302 Нибур называет несколько таких разновидностей. Джерад ахмар – красная саранча. Она бывает при своем прилёте очень худа, после истребления полей тучнеет и тогда служить лакомым кушаньем арабов и называется джерад мюккен. Далее следует джерад хейфан – легкая саранча, но после истребления полей, она делается полною и называется тогда джерад семан – жирная саранча, и также служит пищей арабов. Есть род саранчи, называемый мукн, который также с удовольствием едят арабы. Джерад асфур – это самец рода мукн. Он хуже, и потому не так удобно употребляется в пищу; потом встречается род дубба, – эту нигде не едят. Niebuhr, Beschreibung von Arabien, p. 170–172. 303 Энц. слов. т. II, стр. 457. Ст. В.В. Григорьева: Аравия. Paulus, Ubi sup., t. II, p. 269–270. 307 Относительно страсти Мухаммеда к меду существует одно любопытное мусульманское предание от жены Мухаммеда, Аиши. Вот что перелает она: «Пророк преимущественно любил мед. После полудни он ходил к своим женам и посещал их по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

„Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое“. „Сын мой! храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего“. В благочестивой семье не опускалось ни одного случая научить членов её, во время вкушения пищи, дома или вне его, утром и вечером, закону Господню 266 . Говорит отец своим детям о любви к Богу, о счастье и благоденствии праведных и постоянных страданиях злых, о правдивости, искренности, гневе, ссорах, мудрости, трудолюбии, смирении, об отношении к злым, добрым, глупым, разумным, о молитве, посте, почтении к родителям, старцам и т. д. 267 . Его наставления обнимали всю жизнь человека от его рождения до самой смерти. Кажется, не оставалось ни одной стороны в жизни человека, которой они не касались бы. Если мы вспомним, что труд у Евреев в праздники считался незаконным, и на праздники, если соединить их все вместе, посвящалось ежегодно два месяца 268 , то для нас будет понятно, что у Зеведея вполне было достаточно времени для домашних наставлений... Семейство, к которому принадлежал Иоанн, вероятно, имело столько познаний, сколько предлагала тогдашняя синагога 269 . Под руководством своего отца, Иоанн получил обычное воспитание, какое получал в то время каждый еврейский мальчик. До пяти лет они изучали молитву (Schemone-Ezre), которую не только каждый израильтянин должен был читать три раза в день, но даже рабы и дети 270 . Это одна из самых замечательных еврейских молитв как по своему содержанию, так и по глубине и силе религиозного чувства, каким она проникнута вся от начала до конца 271 . В пять лет они приступали к изучению Св. Писания 272 . Священные книги, в крайнем случае отрывки из них, можно было найти в каждом еврейском доме. Если полный список Св. писания, написанный на пергамине или папирусе, большей частью имели богатые люди, то закон, пророки и псалтирь были даже в домах незажиточных людей. Отдельные изречения, взятые из Св. Писания, постоянно встречались в каждом доме на дверях; косяках и филактериях 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   …Если ты уязвлен и подвигнут к не­удержимому гневу словами, то как же можешь стать делателем Владычнего ви­нограда? (Мф. 20:1—16). Ибо таковым делателем признает Он того только, кто, будучи ударен в одну ланиту, может об­ратить и другую, кто перенес «тягость дня и зной» (Мф. 20:12), как исполнив­ший все делание заповеди Господней. Поэтому если желаешь этих великих на­град (делателю Владычнего виногра­да. — Ред.), то не возмущайся малыми трудами, но приучись возлюбить труды большие, чтобы не иначе принять тебе пенязь (мзду), как по засвидетельство­вании совершенства трудов твоих. (1, 68). Мф. 5:45. Да будете сынами Отца вашего Небес­ного    …Чада Ветхого Завета имели досто­инство усыновления, ибо написано: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2), и еще: «и не помнил Бога, создавшего тебя» (Втор. 32:18)… В приведенных свидетельствах нахожу почесть, вовсе не безусловную и чистую, но соединенную с обвинением, так что если бы не хотел обвинить их Бог, то и не возвестил бы той почести. Если бы не согрешили, то, может быть, не получили бы этого име­нования, но в основание к большему об­винению с укоризною соединил Бог по­честь… Этой почестью показал, что вина непростительна, О тех же, кто под бла­годатью, взывает сын Громов: «А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Вот почесть без об­винения! Вот достоинство усыновления! Непрестанно повторяя, Спаситель гово­рит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); «Зна­ет Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф:6, 8). Поэтому Сам Виновник усы­новления возвещает повсюду, достоинст­во это. Но, показуя, что почесть эта подтверждена самым делом, [апостол] сказал: «…вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свиде­тельствует духу нашему, что мы — де­ти Божии. А если дети, то и наследни­ки, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8:15—17). Какая по­честь! Как высоко возвел поверженных делу! Ибо апостол показует величие христиан, которое всеми силами должны мы сохранять, чтобы, утратив достоин­ство, не были строже наказаны, как не сделавшиеся лучшими и при столь вы­сокой почести (3, 269—270).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3427...

«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющаго: Авва, Отче!» ( Гaл. IV, 6 ). »Возлюбленные, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть« ( 1Uoah. III, 2 ). § 33. О восьмой заповеди блаженства 268. Что означает 8-я Христова Заповедь: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное» ( Mф. V, 10 )? Одушевленные жаждой правды и поднявпгие данное от Бога знамя истины, – по слову сей заповеди, втечении земной жизни претерпят изгнание и за это Христос наградить их блаженством, введением в Царство Небесное. 269. Как следует здесь разуметь слово – изгнание? Изгнание за правду может иметь различный степени и оно заключается в душевных страданиях, которым подвергаются поборники истины: а) духовное отчуждение от них, которое выказывают близкие по вере люди; б) отвержение или порицание их трудов и служения; в) противодействие их Богоугодной деятельности; г) стеснения, чинимыя при помощи властей; д) удаление их в ссылку; е) опорочение клеветой. " Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня« ( Nc. LXVIII, 9, 10 ). 270. Возможно ли изгнание за правду в христианском обществе и от близких по вере? Общая история наполнена примерами преследований лучших слуг человечества. Но и церковная история показывает, что те из святых мужей, которых, сообразно их дарованиям или их духовному преуспеянию, Бог поставил на высокое служение Церкви, – подвергались непризнанию, поруганию, изгнанию и даже мученичеству . Все это перенесли такие светочи веры, как Афанасий Великий , Иоанн Златоуст , Максим Исповедник , Софроний Иерусалимский и др. " Да и все, желающие жить благочестиво во Христи Иисуси, будут гонимы» ( 2Tuм. III, 12 ). Св. Апостол Павел был сильно побит камнями, когда проповедывал Евангелие в Листре, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вери и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Дeяh. XIV, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

а) Он делает разумным и ответственным 266.  Мы сказали всё это, дабы показать произвол и недомыслие большей части толкователей, которые, тогда как к Нему относится столько имён, останавливаются только на имени Слова, не исследуя, почему написано, что Сын Божий – это Слово Божие, Которое было в начале у Отца и через Которого всё сотворено. XXXVII. 267.  (42) Так же как, благодаря Своей деятельности просвещения мира, светом которого Он является, Он назван « светом миру» и, поскольку Он разрешает от смерти искренне идущих у Нему и воскрешает их, облекая в новую жизнь, Он назван « воскресением» и из–за других дел пастухом, наставником, царём, избранной стрелой, слугой, так же как и ходатаем, умилостивлением, заступником, так же Словом, поскольку Он освобождает нас от всего, противного разуму и делает из нас подлинно разумных существ, во всём поступающих ради славы Божией, даже в питье и еде и благодаря Слову совершающих во славу Божию все деяния этой жизни, от самых низких до самых возвышенных. 268.  Если именно становясь причастными Ему, мы воскресаем и получаем свет, то, может быть, мы также ведомы пастухом или управляемся царём, ясно, что действием Божиим мы наделены разумом, так как Он разрушает в нас всё безрассудство и всякую смерть, поскольку Он разум (&55;&59;&47;&59;&62;) и воскресение. 269.  Но спроси себя, не являются ли все люди некоторым образом причастными Ему, поскольку Он Слово. Поэтому Его не следует искать ни у кого, кроме как у ищущих Его, если уж решено найти Его; Апостол учит нас этому следующими словами: « Не говори в сердце своём: кто взойдёт на небо? То есть, Христа свести; или: кто сойдёт в бездну? То есть, Христа из мёртвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоём». Ибо Христос и искомое Слово едины и одно и то же. 270.  Когда Господь говорит: « Если бы Я не пришёл и не говорил с ними, они не имели бы греха; но отныне у них нет извинения в грехе их», это можно понять только так: Слово утверждает, что те, в которых Оно ещё не пребывает сполна, не имеют греха, тогда как ответственны за грех те, которые, хотя и причастны Ему, поступают противно разумению, посредством которого Он обретает в нас Свою полноту. Только таким образом следующие слова верны: « Если бы Я не пришёл и не говорил с ними, они не имели бы греха».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010