Служебники, как и слуги, работали на мон-рь по найму, но были ниже по своему положению. Численность служебников обители во 2-й пол. XVII в. составляла от 42 в 1657 г. до 19 чел. в 1659 г. В 50-х гг. XVII в. в мон-ре числилось не более 7 монастырских детенышей (вероятно, осиротевшие крестьянские и бобыльские дети, наемные люди). К 1764 г. в монастыре пребывало 50 монахов и 266 служителей (работников), в сер. XIX в.- 5 пострижеников, включая настоятеля, белый священник, диакон и 14 послушников - всего 21 чел., к нач. XX в.- ок. 30 чел. Первые известия о вкладах в К. К. м., сделанных представителями различных сословий, относятся к сер.- 2-й пол. XVI в. Наиболее значительным из них был вклад старца Алипия, передавшего игумену Коптеву пуст. 22 вклада отмечены в монастырской приходо-расходной книге 1576/77 г. Все они являлись денежными. Наиболее крупный вклад (5 р.) сделал старец Каллистрат Москвитин («а в мире был Карп»). Известны вложения И. Кошелёва (3 р. без гривны) и старца Дионисия (2 р.). В 10 случаях деньги приносили «на молебен». Напр., «дал Калистрат на понахиду по родителех», «на Корнильеву годину (т. е. в день памяти прп. Корнилия Комельского.- И. Ш.) хрестьяне принесли на молебен», «Дмитрий Беляев, Ермола Городчиков, Нефед Садовник дали на молебен» и др. В 2 случаях вклады делали для поминания близких: «дали по брате князь Ондрей да Петр по князе Григоре 2 рубля», 1 руб., «что Малафеи по дяде своем по Иване Ларионове дал». Всего в 1577 г. в обитель в качестве вкладов поступило 96,5 р. 21 алтын 14 денег, что составляло ок. 40% годового монастырского дохода. Обширную информацию о вкладчиках К. К. м. предоставляет монастырский синодик (ВГИАХМЗ. 2008), в котором помимо князей, княгинь, высших церковных иерархов и представителей старейших боярских родов отмечены имена 584 чел. Для большей части вкладчиков (391 чел.) удалось определить социальное положение. Так, большинство записанных в синодике (101 чел.) были монахами. Как минимум 20 из них - постриженики К. К. м.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

До нач. XX в. продолжалась практика содержания под епитимией как в мужских, так и женских монастырях. В Уложении о наказаниях (изд. 1866 г.) только шесть статей предусматривали подобное наказание: дети 10–14 лет, учинившие преступление, вместо ссылки в Сибирь и отдачи в исправительные арестантские роты или в работные дома могли быть отправлены в монастырь на срок от 3-х лет 4 месяцев до 5-ти лет 4-х месяцев (ст. 138); незамужние женщины, согласившиеся на похищение для вступления в брак, заключались в монастырь на время от 4-х до 8-ми месяцев (ст. 1540); за прелюбодеяние – от 4-х до 8-ми месяцев (ст. 1585); за кровосмешение – после 3-х лет и 4-х мес. или 6-ти лет и 8 месяцев в тюрьме или ссылки в Сибирь заключение в монастырь на всю жизнь «на тяжкие работы» (ст. 1593, 1594); за прелюбодеяние в таких степенях родства, «в коих по церковным правилам не воспрещено вступать в брак» – на 8 мес. (ст. 1597). Отдельные статьи Устава духовных консисторий предусматривали заключение в монастырь духовных лиц. Однако епархиальная власть и сами монастыри, особенно женские, возражали против подобной практики, но изменить сложившееся положение не удавалось 248 . Статистика о количестве помещенных в монастырь и их преступлениях регулярно публиковалась в отчетах обер-прокурора. В 1850 г. Синод посчитал, что число содержащихся в российских монастырях (без девяти епархий) только светских людей (648 чел.) является чрезмерным, и предоставил епархиальной власти право часть из них освободить с тем, чтобы они проходили епитимью по месту жительства. Число содержащихся светских лиц в монастырях несколько сократилось: в 1864 г. – 266, в 1865 г. – 212, в 1866 г. – 193 чел.. Кроме того, духовных лиц в среднем ежегодно содержалось 900 чел.: с 1855 по 1859 г. – 4480, из них 3300 чел. за нетрезвость, буйство и неблагопристойное поведение. Однако за этот же период женщин из духовного сословия содержалось в монастыре всего лишь 37 чел. Вместе с тем на практике в монастырь направляли не только за вышеперечисленные преступления, но и за те, за которые полагались «церковное покаяние или отсылка к духовному начальству для увещания и вразумления» (отступление от православной веры, неисполнение уставов Церкви, уклонение от исповеди и причащения, сожитие неженатого с незамужнею, убийство в драке, нечаянное убийство, покушение на самоубийство, жестокое обращение мужа с женой и жены с мужем, принуждение родителями детей к браку или к пострижению в монашество, «любодеяние в таких степенях родства или свойства, в коих по церковным правилам, не воспрещено вступать в брак», совращение православных в раскол).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1814 г. в ходе реформы духовного образования было принято решение о закрытии В. с. Московский архиеп. Августин (Виноградский) ходатайствовал о ее сохранении, его ходатайство было удовлетворено, и 21 сент. 1814 г. Синод постановил открыть преобразованную В. с., что и состоялось 5 нояб. Из прежних учеников в нее зачислили 63 чел., 133 учащихся были переведены из Троицкой ДС, 50 - из бывш. Славяно-греко-латинской академии и 20 - из закрытой Дмитровской ДС. Общее число учащихся составило 266 чел., что существенно превысило допустимую для семинарского здания норму. С годами число учеников в В. с. увеличилось (в 1824 - 284 чел., в 1826 - 298, в 1838 - 365 чел.), и потому остро встал вопрос о строительстве новых зданий. 4 сент. 1826 г. был издан указ о выделении средств на строительство нового корпуса, к-рый был завершен в 1829 г. В 1832 г. при семинарии возвели корпус для столовой, в 1842 г.- больничный флигель, в 1846 г.- баню, в 1867 г.- корпус для семейных преподавателей. В 1859 г. оклады служащих в В. с. были увеличены и уравнены с окладами служащих в С.-Петербургской ДС. Августин (Виноградский), архиеп. Московский. Портрет. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) Августин (Виноградский), архиеп. Московский. Портрет. Нач. XIX в. (ЦАК МДА) В ведении В. с. состояли Звенигородское и Дмитровское духовные уч-ща, позднее также Волоколамское ДУ, в к-рых учились выходцы из приходов Верейского, Звенигородского, Можайского, Рузского, Волоколамского, Клинского и Дмитровского уездов. В В. с. также были учащиеся из др. епархий, в частности из Переславского и Александровского уездов Владимирской губ. Начиная с 50-х гг. в семинарии обучались сербы, черногорцы и болгары. При свт. Филарете на лекции в семинарии начали допускаться вольнослушатели. Начиная с 1814 г. учащиеся семинарии делились на казенных и пансионеров. К первым относились воспитанники, за к-рых епархия или родители вносили полную сумму их содержания. Пансионеры оплачивали только питание и жилье в общежитии, размер оплаты зависел от материального положения семинариста, что позволяло обучаться в В. с. юношам из самых бедных семей. Льготы ученикам и постепенная инфляция привели к тому, что вскоре В. с. оказалась в тяжелом материальном положении, несмотря на поступавшие пожертвования; к сер. XIX в. из элитного учебного заведения она превратилась в духовную школу для юношей из самых бедных слоев духовного сословия, выпускники к-рой служили в сельских приходах.

http://pravenc.ru/text/158878.html

К нач. 2004 г. во В. о. были зарегистрированы 15 конфессий, 331 религ. орг-ция, 77,3% из них составляли общины РПЦ. (В 1910 православные составляли 97,5% от общего числа жителей Владимирской губ. (1999 тыс. и 2 050 600 чел. соответственно), единоверцы - 0,3% (6 тыс. чел.), старообрядцы - 1,95% (40 тыс. чел.), представители др. христ. конфессий и др. религий (католики, протестанты, иудаисты, мусульмане - 5,2 тыс. чел.) - 0,25%.) Связь с религ. орг-циями во В. о. осуществляет Совет по вопросам религ. объединений при администрации области. В. о. совпадает с границами Владимирской и Суздальской епархии Русской Православной Церкви . В епархии к кон. 2004 г. действовали 266 приходов и 27 мон-рей (12 муж., 15 жен.), 503 храма и часовни. А. В. Маштафаров, В. М. Некрасов Старообрядчество, сектантство Владимирская земля была одним из мест зарождения старообрядчества. С. Денисов в соч. «Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие» называет старообрядческих учителей - выходцев из Владимирских земель: священников Логгина из Мурома и Никиту Добрынина из Суздаля, происходивших из Вязников Капитона (его учение связывают как со старообрядчеством, так и с раннесектантскими воззрениями), Прохора и их последователей Вавилу и Леонида (подвергших себя в 1666 сожжению на берегу оз. Кщара). Денисов сообщает и о др. старообрядцах из Владимирского края, принявших «мученическую огнеопальную смерть»: о свящ. Симеоне, наборщике Печатного двора Иоанне и писаре Никите. В Кирилло-Белозерский мон-рь был сослан приверженец «староверия» архим. муромского Спасского мон-ря Антоний († ок. 1672). В XVIII-XIX вв. во Владимирском, в Судогодском, Гороховецком, Муромском, Меленковском, Ковровском и Шуйском уездах преобладали беспоповцы - федосеевцы , представители поморского , Спасова и филипповского согласий, самокрещенцы , странники (по одной из версий, из Переславского у. происходил основатель страннического согласия Евфимий ). С 60-х гг. XVIII в. в Покровском у. была известна местность Патриаршина (с.

http://pravenc.ru/text/154967.html

13 июля (30 июня) после праздничного богослужения в академическом храме состоялось первое организационное собрание прихожан церкви свв. 12 Апостолов при Петроградской Духовной академии. «Собрание открылось молитвою и речью благочинного академического храма игумена Александра, разъяснившего насущную необходимость, идею и цель организации прихода при академическом храме. Затем исп. обяз. ректора академии проф. С. М. Зарин сообщил соответствующие справки и Определение Свящ. Собора от 7/20 апреля 1918 года о православных приходах и их организации» 264 . Затем состоялись выборы Приходского Совета. «По последовавшем далее обмене мнений относительно ближайших задач вновь образовавшегося прихода, собранием постановлено здание академии с прилегающими к нему флигелями, постройками и садом счесть просветительным домом при настоящем приходе и возложить на Приходской Совет заботу о мероприятиях по охране и благоустройству этих помещений, применительно к § 104 вышеупомянутого определения о православных приходах» 265 . После чего собрание завершилось краткою благодарственною молитвою. В тот же день митрополит Вениамин утвердил протокол собрания, о чем 6 сентября последовал указ из Петроградского епархиального совета. На заседании Совета академии 14(1) августа 1918 года проф. Н. Н. Глубоковский предложил избрать почетным членом академии Н. Я. Марра, который и был избран «во внимание к его выдающимся научный ученым трудам в области церковной истории и, особенно, в области филологии и археологии Кавказа» 266 . Н. Я. Марр «просил передать его сердечную благодарность Совету за таковое избрание» и передал тридцать пять своих трудов, о чем было сообщено на заседании Совета 31(18) октября 267 . Заседание Совета 12 декабря 1918 года оказалось последним. На нем присутствовали: и. д. ректора профессор С. М. Зарин, И. С. Пальмов , Н. П. Жукович, И. Г. Троицкий , А. А. Бронзов , П. С. Смирнов , В. С. Серебрянников, М. И. Орлов, А. И. Бриллиантов , И. П. Соколов, И. Г. Айвазов, протоиерей В. М. Верюжский, И. А. Карабинов , Н. В. Малицкий, В. А. Беляев , Н. А. Коновалов. На заседании был оглашен «Указ Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Управления от 19 октября/1 ноября 1918 года за 675 о невозможности для Высшего Церковного Управления ассигнования с 1919 года средств на содержание Академии» 268 (смета на содержание в 1917 году Петроградской ДА составила при 306 чел. 250 тыс. руб.; для сравнения: смета на содержание Университета при 3 039 чел. – 1608 тыс. руб., Технологического института – при 536 чел. – 1035 тыс. руб., а Римско-католической ДА при 70 чел., – 52,9 тыс. руб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Шел 1961 год. Церковь требовала ремонта, и священник обратился к прихожанам с просьбой о пожертвовании, пошли переводы. Районные власти обвинили священника в присвоении денег. Женщин, членов церковного совета, запугали, через день пригнали тракторы и тросами сорвали купола с крестами, заключенные выбрасывали иконы из храма, ломами крушили иконостас, облачались в священные одежды и в таком виде показывались жителям, собравшимся вокруг церкви. Народ стонал, кричал: «Не ломайте, оставьте святыню!» Затем учителя привели детей и разобрали по кирпичику печи. От церкви остались только стены, их разрушить не смогли. Иконы увезли в Юргамыш и сложили под сценой районного Дома культуры. Кто-то указал культработникам, что иконы оказались в воде и их перенесли в комнатку за кулисами сцены. В 1970-х годах, во время ремонта РДК, в дождливое лето строители из этих икон выложили дорожку от РДК до туалета. Так погибли ценности, доставшиеся от предков». В «Истории Курганской области», в т.4, в разделе «Краткий обзор дел церквей Курганского уезда» приведены такие сведения: «деревня Чинеевская — крестьяне 15 чел., сдали на строительство 240 руб., из них по 5 руб. — 5 чел., по 10 — 2, по 15 — 3, по 20 — 2, по 25 — 2, по 50 — 1 и т.д., есть по 2 и З руб., всего 52 чел. и от доброхотов сборщик получил 82 р. 30 к., потом шли новые сборы, которые в целом дали 807 р. 60 к. Позже поступили 37 руб., д. Медвежьей крестьянин П. Заворин приложил колокол на 5 пудов — 255 руб., С. Иванов на колокол внес 25 руб., д. Губерлинской Вохминцев — 10 руб. и т. д., новый сбор составил 461 руб., при закладке церкви собрали 195, от общества 70 и т.д., всего добавлено 731 р. 60 к., занято у протопопа 100 р., от сборщиков поступило 50 р. и т. д., или новый сбор составил 1837 р. Все сборы равнялись 3847,6 руб. Для строительства церкви были на Иковской ярмарке куплены гвозди, железо, на Шадринской — крюки для дверей, листовое железо, гвозди, замок и др. На ярмарке в деревне Кисловой куплены гвозди, береста, тес, колокол и пр., всего потрачено 4162 руб. Книги о приходе денег и вещей Чинеевской церкви за 1923-1930 гг. показывают на 1823 г. поступления за свечи 24 р., в подаяние (кошелек и кружка) — 10,8 р. и т. д., всего 167 р. 30 к., в расход пущены 97 р.65 к., 1824 г. — 266 и осталось 38,3 р., 1826 г. —96,5 и 28,1 р., 1830 г. — 321,99 и 318,54 р. (это д. 3). В д. 8 с. Чинеевского Власия-Модестовской церкви за 1823 — 46 гг. содержится опись утвари и имущества: церковь деревянная, однопрестольная, 11 окон, ставни и запоры. З двери, в паперти направо кладовая с дверьми, слева караульная. С церковью в одной связи колокольня с точеными балясями, при церкви крыльцо открытое брусчатое. На церкви и колокольне кресты железные, покрашенные желтой краской, внутри помещения иконостас, образа, лампада, священные сосуды, святые евангелия, кресты напрестольные, кадила, подсвечники и др. (книга прихода денег и вещей вновь строящейся Чинеевской церкви)».

http://sobory.ru/article/?object=26259

Все послевоенное время шли аресты православных священников. Согласно сводному отчету ГУЛАГа, на 1.10.1949 количество священников по всем лагерям составляло 3523 чел., из них 1876 священников были в Унжлаге, 521 чел.– в Темниковских лагерях (Особый лагерь 3), 266 чел.– в Интинлаге (Особый лагерь 1), остальные – в Степлаге (Особый лагерь 4) и Озерлаге (Особый лагерь 7). Все эти лагеря принадлежали к категории лагерей каторжного режима («Хотелось бы всех поименно назвать...»: По мат-лам следственных дел и лагерных отчетов ГУЛАГа. М., 1993, с.193) В октябре 1949 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов стал настоятельно предлагать Патриарху Алексию I «продумать сумму мероприятий, ограничивающих деятельность Церкви храмом и приходом» ( Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999 С. 344–345). Неоднократные попытки Первоиерарха встретиться со Сталиным окончились неудачей. Стало запрещаться и то, что Церковь могла совершать в рамках своей богослужебной жизни – крестные ходы, кроме пасхальных, поездки духовенства в населенные пункты для духовного окормления верующих, окормление одним священником нескольких храмов, что при отсутствии священника могло привести к их закрытию. Власти бесконечно разнообразили формы гонения на Церковь. Так, в 1951 г. был повышен налог, которым стали облагать отчисления причта в пользу епархии, потребовав уплаты этого налога за два предыдущих года. Продолжался процесс закрытия храмов. На 1.01.1952 в стране насчитывалось 13 786 храмов, из которых 120 не действовали, так как использовались для хранения зерна. Только в Курской обл. в 1951 г. при уборке урожая около 40 действующих храмов были засыпаны зерном. Количество священников и диаконов уменьшилось до 12 254, осталось 62 монастыря, только в 1951 г. было закрыто 8 обителей. По материалам статьи игумена Дамаскина (Орловского) " Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период из вводного тома Православной энциклопедии " А остальном написано было раньше. Взгляды профессора Светозарского на советский период истории государства Российского я разделить не могу. Но не ругаться же друзьям из-за этого.

http://bogoslov.ru/article/505319

99. Например, относительно рождаемости. - См.: Там же. - с.266. 100. Характерное упоминаие фамилии Безбожный, у А.П. Чехова она встречается 9 раз, из этого можно заключить о безверии и религиозном нигилизме каторжан. – См.: Там же. – с.157. 101. Подробную картину дает следующий документ: Приложение к всеподданейшему Отчету военного губернатора о. Сахалин за 1907 г. – Государственная Публичная Историческая Библиотека России. 102. Инородческие племена Сахалина по данным переписи населения за 1904 г. составляли: гиляки - 1479 человек, тунгусы – 95 чел., орочи – 260 чел., якуты – 3 чел. В религиозном отношении все они по преимуществу идолопоклонники.– См.: Ведомость о числе населения Северного Сахалина с подразделением на сословия, племена и религии за 1907 г. - Там же. 103. Относительно лютеран на Сахалине имеется запись Чехова: " В Александровске приходил ко мне один лютеранин, в его доме лютеране собираются для молитвы и обмена мыслей " ,— Это, по-видимому, Витберг, о котором Чехов сделал такую запись на последнем листе тетради, в которой помещен список сахалин­ской литературы; " Витберг, начальник шайки поджигателей, говорил мне, что он очень рад, что попал на каторгу, так как тут только он " Бога узнал " " . – Чехов А.П. Ук. соч. – с.306. 104. Селение Андрее-Ивановское в Северной части Сахалина. - Там же. – с.164. 105. Селение Поповские Юрты. – См.: Там же. – С.206. 106. См.: Там же. - С.306.; Судя по документам Дальневосточного архива, с 1866 г., куратором римско-католической церкви Амурского края был ксендз Радзишевский Казимир Игнатье­вич, род. в 1846 г., из дворян Гродненской губернии (ф.1, on.I, ед.хр.5023, л.1).; " Дивизионный ксендз Радзишевский живет в г. Николаевске на Амуре, объезжает край во время навигаций " , — сообщали авторы путеводителя: - Прик А.Е., Беляев А.Д. Владивосток и Южно-Уссурийский округ Приморской области. Путеводитель и справочная книга. - СПб., 1891. - с.82. Описание Слободки: " На улицах деревянные тротуары, всюду чистота и порядок, и даже на отдаленных улицах, где теснится беднота, нет луж и мусорных куч. Главную суть поста составляет его официальная часть: церковь, дом начальника острова.., почтово-телеграфная контора.., военные казармы, тюремная больница.., строящаяся мечеть с минаретом... " . – Чехов А.П. Ук. соч. - с.83.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

Переславская ДС была открыта в переславском Даниловом мон-ре по указу еп. Серапиона (Лятошевича) от 20 марта 1753 г. Ректором должны были назначить настоятеля обители, но при учреждении семинарии архим. Панкратий (Черныский) был переведен в Иосифо-Волоцкий мон-рь; до назначения в 1755 г. архим. Гермогена настоятелем Данилова мон-ря обителью управлял казначей иером. Арсений ( Малицкий. 1912. Вып. 1. С. 228). В сент. 1753 г. переславских семинаристов (61 чел.) перевели из Троицкой ДС в Переславскую. Первым учителем стал выпускник Славяно-латинской академии Д. Ф. Дьячков (31 янв. 1754 уволен за «житие... недобропорядочное, пьянственное»). Очевидно, с целью подготовки буд. семинаристов еп. Серапион указом от 24 сент. 1753 г. обязал всех священно- и церковнослужителей обучать грамоте и письму малолетних сыновей и родственников муж. пола «со всяким к их обучению прилежанием под опасением за неисполнение истязания». С 28 нояб. 1753 по 1757 г. ректором Переславской ДС был настоятель Никитского мон-ря архим. Нифонт (Червинский). В апр. 1757 г. настоятелем Данилова мон-ря и ректором Переславской ДС назначен архим. Каллистрат. Сменивший его на посту ректора в 1761 г. архим. Сильвестр (Страгородский; в прошлом ректор Александро-Невской ДС в С.-Петербурге) был настоятелем Никитского мон-ря. Переславская и Угличская епархия Переславская и Угличская епархия Первоначально ученики были разделены на класс грамматики, класс риторики и класс, в к-ром обучались взрослые дети священно- и церковнослужителей, не прошедшие назначенного еп. Амвросием приказом от 23 нояб. 1754 г. испытания по чтению, церковному пению и др. дисциплинам (т. н. российский класс или русская школа). В июле 1758 г. в Переславской ДС (в т. ч. в «русской школе») обучались 92 чел. Согласно указу еп. Амвросия (Зертис-Каменского) от 18 сент. 1759 г., в Переславской ДС открыт класс богословия (высший), который, вероятно, прекратил существование после 1760 г. Еп. Амвросий заботился о пополнении семинарской б-ки. В частности, в 1760 г. он приобрел для нее «142 латинских книги разного наименования». По инициативе архиерея в том же году в особой школе при Переславской ДС введено преподавание рисования и живописи «для нужнопотребного церковного дела» (Там же. С. 264, 266). Живописная школа комплектовалась за счет перевода в нее наименее способных семинаристов. В 1760 г. еп. Амвросий поднял вопрос о постройке собственного семинарского здания (2 деревянных здания для семинаристов появились в 1763).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Стяжал дар прозорливости. Своему духовнику иером. Дамиану , насельнику Иерусалимского Александро-Невского подворья Таганрога, предсказал служение в сане патриарха Иерусалимского. Мирянину, пришедшему за благословением на поступление в мон-рь, П. Т. приказал залезть на топившуюся печь и держал его там 12 суток, лишь раз в сутки давая ему есть. Когда тот выдержал испытание, подвижник сказал: «Ну теперь иди в монастырь и будешь там жить до смерти», после чего просивший благословения поступил в обитель на Св. Горе Афон. С 1875 г. П. Т. уже не мог посещать богослужение в храмах, и каждую субботу дома его причащали клирики Иерусалимского подворья. Накануне кончины П. Т. причастился из рук иером. Дамиана, панихиду по усопшему совершили настоятель Никольского храма прот. Николай Шапошников ( 10 сент. 1889) и настоятель Никольского храма с. Николаевка свящ. Антоний Попов. Погребен на окраине христ. кладбища Таганрога (ныне старое городское кладбище) ( Филевский. 1996. С. 266). Считалось, что в 1892 г. по молитвам к старцу Таганрог был избавлен от эпидемии холеры. После смерти П. Т. его духовная дочь баронесса Елизавета Таубе выкупила дом в Депальдовском пер. и, отремонтировав, предоставила его в собственность почитательницам старца. Общиной мирян руководила М. А. Величко (4 авг. 1852 - 16 июня 1943). Митр. Иосиф (Чернов) вспоминал, как, будучи иподиаконом у Приазовского и Таганрогского еп. Арсения (Смоленца) , встретился с Величко, предсказавшей ему архиерейское служение («Се архиерей идет Таганрогский») и др. события. В 1943 г. еп. Иосиф (Чернов) отпевал ее в Никольском храме. Прав. Павел Таганрогский «во успении». Литография с картины нач. XX в. Прав. Павел Таганрогский «во успении». Литография с картины нач. XX в. В 1905 г. над захоронением П. Т. на средства И. Н. Ионикина была сооружена деревянная часовня (12 июля 1912 сгорела), а 24 июля 1913 г. заложена и 29 июня 1914 г. освящена 5-купольная каменная часовня с резным мраморным иконостасом, вмещавшая до 150 чел. Гробница была выполнена из голубого итальянского мрамора. В апр. 1925 г. часовню закрыли, впосл. разрушили, но почитание П. Т. не прервалось, на могиле всегда горели свечи и лампада. В 1995 г. была возведена кирпичная часовня с небольшим шатровым куполом. В ней находятся могилы П. Т., а также Величко, О. Д. Козленко (1886-1959), к-рые последовательно возглавляли общину старца после его смерти, М. Цурютиной, солдата Емелиана - сподвижника П. Т. В 2015 г. над могилами П. Т. и Величко установлены мраморные саркофаги.

http://pravenc.ru/text/2578577.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010