Власть обложила институт непосильным бременем финансовых тягот. Тем не менее весной 1923 г. в ПБИ состоялся первый (и, к сожалению, единственный) выпуск (26 человек). В мае институт прекратил свою деятельность. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 250 – Листовка по поводу состояния и направления деятельности Синода («циркулярно», подпись – «Русские люди»), 1906 г., 1 л. Степан Григорьевич Рункевич (1867–1924(1925) гг.), церковный историк, археограф, чиновник ведомства православного исповедания, действительный статский советник. В 1901 г. обер-секретарь Святейшего Синода, с 1902 г. доктор церковной истории, с 1903 г. член Учебного комитета при Святейшем Синоде, с 1911 г. помощник управляющего Канцелярией Святейшего Синода; с 1912 г. непременный член Медицинского совета МВД. Член-делопроизводитель Предсоборного совещания (1912—1916 гг.), принимал участие в работах Предсоборного совета 1917 г. Член Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг., председатель его Редакционного отдела. В 1918—1919 гг. член делегации Высшего церковного управления для защиты перед СНК имущественных и иных прав православной Церкви. В 1919–1920 гг. профессор церковной истории МДА, в 1920–1922 гг. научный сотрудник Главархива и одновременно Главного управления кустарной и промысловой кооперации ВСНХ и Наркомзема. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 269 – Записка С. Г. Рункевича о Предсоборном совещании при Синоде (1912–1916 гг.), 9 сентября 1916 г. 8 л. Сергей Васильевич Мудров (1895 г.– ?), по сведениям на март–август 1929 г., старший уполномоченный III Отделения СО СОУ ПП ОГПУ в ЛВО. Номер дела не проставлен. Так в тексте. Материалы о В. А. Сухомлинове были востребованы « Чрезвычайной следственной комиссией (учрежденной Временным правительством 5(17) марта 1917 г.– Авт .) для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданского, так военного и морского ведомств» (РГИА, ф. Архив РГИА, оп. 1, д. 59 – Справки о результатах осмотра архивов учреждений; документальных материалов по делу о привлечении к ответственности б[ывшего] военного министра Сухомлинова; акт о передаче в Главное управление архивным делом НКП РСФСР следственных дел о Н.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

«Записки», II, стр. 223. 19 марта.   День, который Гоголь считал днем своего рождения, он проводит у Аксаковых и обедает у них вместе с П. М. Языковым. «Записки», II, стр. 223. 30 марта.   Гоголь дает восторженную характеристику «Домострою», только что напечатанному во «Временнике Московского общества истории и древностей российских». Письмо 80. 3 апреля.   Гоголь жалуется на «недвижность» в своих литературных занятиях и на охватившее его «оцепенение». Письмо 85. Весна.   Голод, эпидемические болезни, падеж скота в Васильевке. Младшая сестра Гоголя, Ольга, лечит больных и заводит аптечку. Гоголь присылает деньги на лекарства и помощь голодающим. О. В. Головня, стр. 35; «Литературный Вестник» 1902, кн. 1, стр. 62-65; письма 76, 82, 83, 93, 102. 7 мая.   Просьба Гоголя к Аксаковым пригласить на именинный его обед Армфельда, Загоскина, Самарина и Павлова «совокупно с Мельгуновым». «Записки», II, стр. 223; письмо 92. 9 мая.   Традиционный именинный обед Гоголя в погодинском саду. Среди гостей — И. С. Аксаков, М. П. Погодин. «Русский Архив» 1895, 12, стр. 432. Гоголь болен; он жалуется на «тяжелое расстройство нервическое», увеличившееся «от некоторых душевных огорчений». Письма 91, 93-98. 5 июня.   Поездка Гоголя с Погодиным к П. А. Вяземскому в Остафьево. Дорогой — разговоры «о Европе, о России, правительстве». У Вяземского — беседа «о Карамзине, о крестьянах, о Петре Великом, литературе и пр.» Осмотр остафьевского архива. Запись, оставленная Гоголем: «5 июня 1849. Рылись здесь Гоголь...» Далее — подписи М. П. Погодина, Н. С. Всеволожского и П. А. Вяземского. Барсуков, X, стр. 194-195; автограф-запись Гоголя в фонде Вяземских (ЦГЛА). 20 июня (н. ст.) — сентябрь.   В Чехии, в газете «Národni Noviny», печатаются на чешском языке (в переводе К. Гавличка-Боровского) «Мертвые души» и «Лакейская» Гоголя. «Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя», вып. I. СПб. 1907, стр. 73. 15 июня.   На вечере у Хомяковых присутствуют Гоголь и Ю. Ф. Самарин. «Из московской жизни сороковых годов». Дневник Е. И. Поповой. СПб. 1911, стр. 154.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 268, 269, 1024. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1397, 1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 416. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 21, 22, 69, 73. Н. Д[урново] Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 46, 47, 159, 169. Церковный общественный вестник. СПб., 1885, 37. Церковный вестник. СПб., 1885, 16 и 19. Новь. СПб., М. 1884–1900; 1885. Кн. 3, стр. 62. Московский ведомости. 1885. 111, 114, 116. Голос Москвы. М. 1885, 111, 116. Тульские епархиальные ведомости. 1885, Смоленские епархиальные ведомости. 1885, 11. Саратовские епархиальные ведомости. 1885, 11. Подольские епархиальные ведомости. 85, 19. Костромские епархиальные ведомости. 1885, 19. Донские епархиальные ведомости. 1885. 10. Киевские епархиальные ведомости. 1885, 10. Волынские епархиальные ведомости. 1885, 12, 13, 14. Воронежские епархиальные ведомости. 1885, 11. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1884, ноябрь, стр. 452. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1886, февраль, стр. 271. 272. Православный собеседник. Казань. 1902, ноябрь, стр. 587. Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1903, 45. –С. 1744. Православное обозрение, – М. 1870, январь-май, стр. 150–151. Православное обозрение, – М. 1873, январь-декабрь, стр. 66. Православное обозрение, – М. 1874, январь-декабрь. – С, 167. Православное обозрение, – М. 1876, июнь, стр. 367–371. Православное обозрение, – М. 1877, январь-март, стр. 857–861. Православное обозрение, – М. 1878, сентябрь-декабрь, стр. 674–678.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Умолкла его вдохновенная лира, Потух его любящий взор... Вознесся он в тайну надзвездного мира, В лазурный небесный простор. Он понял осмысленной жизненной битвы, Он понял природы красу И думал: «Я людям святые молитвы В весенних цветах принесу». И с верой он пел на земле о небесном... Теперь же, познавши покой, Витая в полете своем безтелесном, Скорбит он над злобой людской... К.Р. поддерживал тесные отношения не только с поэтами, но и композиторами, особенно с П.И. Чайковским, создавшим шесть романсов на его стихи. К стихам К.Р. обращались А.Г. Рубинштейн, А.К. Глазунов, Ц.А. Кюи, А.Т. Гречанинов, Р.М. Глиэр, Э.Ф. Направник, С.В. Рахманинов и другие композиторы. Большой популярностью пользовалась песня на его стихи «Умер, бродяга!» (музыка Я.Ф. Пригожего), входившая в репертуар Надежды Плевицкой. В сокровищницу молитвенной поэзии и музыки вошли романсы на его стихи «Колокола» и «Научи меня, Боже, любить». Из цикла «Библейские песни» Псалмопевец Давид О царь, скорбит душа твоя, Томится и тоскует! Я буду петь: пусть песнь моя Твою печаль врачует. Пусть звуков арфы золотой Святое песнопенье Утешит дух унылый твой И облегчит мученье. Их человек создать не мог, Не от себя пою я: Те песни мне внушает Бог, Не петь их не могу я! О царь, ни звучный лязг мечей, Ни юных дев лобзанья Не заглушат тоски твоей И жгучего страданья! Но лишь души твоей больной Святая песнь коснется – Мгновенно скорбь от песни той Слезами изольется. И вспрянет дух унылый твой, О царь, и, торжествуя, У ног твоих, властитель мой, Пусть за тебя умру я! Сентябрь 1881 Татой (близ Афин) Из цикла «Библейские песни». Романсы Э. Ф. Направника (1895), М.М. Ипполитова-Иванова (1904), Д.М. Корнилова (1902) и других композиторов. Царь Саул Душа изнывает моя и тоскует, – О, пой же мне, отрок мой, песню твою: Пусть звуки ее мою скорбь уврачуют – Я так твои песни святые люблю! Гнетут меня злобного духа объятья, Опять овладело уныние мной, И страшные вновь изрыгают проклятья Уста мои вместо молитвы святой. Томлюся я, гневом пылая, и стражду,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Умолкла его вдохновенная лира, Потух его любящий взор… Вознесся он в тайну надзвездного мира, В лазурный небесный простор. Он понял осмысленной жизненной битвы, Он понял природы красу И думал: «Я людям святые молитвы В весенних цветах принесу». И с верой он пел на земле о небесном… Теперь же, познавши покой, Витая в полете своем безтелесном, Скорбит он над злобой людской… К.Р. поддерживал тесные отношения не только с поэтами, но и композиторами, особенно с П.И. Чайковским, создавшим шесть романсов на его стихи. К стихам К.Р. обращались А.Г. Рубинштейн, А.К. Глазунов, Ц.А. Кюи, А.Т. Гречанинов, Р.М. Глиэр, Э.Ф. Направник, С.В. Рахманинов и другие композиторы. Большой популярностью пользовалась песня на его стихи «Умер, бродяга!» (музыка Я.Ф. Пригожего), входившая в репертуар Надежды Плевицкой. В сокровищницу молитвенной поэзии и музыки вошли романсы на его стихи «Колокола» и «Научи меня, Боже, любить». Из цикла «Библейские песни»  Псалмопевец Давид О царь, скорбит душа твоя, Томится и тоскует! Я буду петь: пусть песнь моя Твою печаль врачует. Пусть звуков арфы золотой Святое песнопенье Утешит дух унылый твой И облегчит мученье. Их человек создать не мог, Не от себя пою я: Те песни мне внушает Бог, Не петь их не могу я! О царь, ни звучный лязг мечей, Ни юных дев лобзанья Не заглушат тоски твоей И жгучего страданья! Но лишь души твоей больной Святая песнь коснется – Мгновенно скорбь от песни той Слезами изольется. И вспрянет дух унылый твой, О царь, и, торжествуя, У ног твоих, властитель мой, Пусть за тебя умру я! Сентябрь 1881 Татой (близ Афин)  Из цикла «Библейские песни». Романсы Э. Ф. Направника (1895), М.М. Ипполитова-Иванова (1904), Д.М. Корнилова (1902) и других композиторов. Царь Саул Душа изнывает моя и тоскует, – О, пой же мне, отрок мой, песню твою: Пусть звуки ее мою скорбь уврачуют – Я так твои песни святые люблю! Гнетут меня злобного духа объятья, Опять овладело уныние мной, И страшные вновь изрыгают проклятья Уста мои вместо молитвы святой. Томлюся я, гневом пылая, и стражду,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Э. Грабарь. Автопортрет. 1934 г. (ГТГ) (25.03.1871, Будапешт — 16.05.1960, Москва), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956). Род. в семье общественного деятеля, учителя-русина. В 1876 г. Грабари переехали в Россию, в г. Егорьевск Рязанской губ. Г. начал заниматься рисунком и живописью маслом в годы учебы в Катковском лицее в Москве (1882–1889). Учился на юридическом и одновременно на историко-филологическом фак-тах С.-Петербургского ун-та (1889–1893); начал сотрудничать с ж. «Нива», куда посылал иллюстрации, художественные обзоры и биографии художников. Тогда же получил первые профессиональные уроки рисунка в академической мастерской проф. П. П. Чистякова; в 1894–1896 гг. учился в АХ у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни, И. Е. Репина. Совершив в 1895 г. путешествие по Европе, Г. продолжил профессиональное обучение живописи, архитектуре и скульптуре в мюнхенской школе А. Ашбе (1896–1998), вместе с к-рым организовал еще одну художественную школу-студию, где и преподавал. Из-за границы писал статьи для ж. «Мир искусства»; сотрудничал с С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа после возвращения в Россию в 1901 г. На выставке художников объединения «Мир искусства» (1902), членом к-рого стал Г., представил свои первые рус. работы. Вступил также в московский Союз русских художников, в 1904–1909 гг. участвовал в его выставках; с 1910 г. член возрожденного объединения «Мир искусства». Становление Г. как художника в 1900-х гг. сопровождалось увлечением импрессионизмом («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», 1904; «Мартовский снег», 1904; все — в ГТГ). С 1906 г. в его работах усилилось декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906). В 1909 г. была издана зарубежная монография о творчестве Г. После выхода из Союза русских художников в 1909 г. Г. пробовал себя как архитектор на строительстве больницы-мемориала в неопалладианском стиле в усадьбе Захарьино под Москвой (1909–1914).

http://pravenc.ru/text/529734.html

1893, конец июля — путешествие в Швецию, Шотландию и Францию. 1894, январь — возвращение в Москву. Завершение работы над трактатом «Смысл любви». Лето — тяжелая болезнь. Сентябрь — май 1895–го — отдых в Финляндии. 1896 — Соловьев исповедуется у А. М. Иванцова–Платонова, который не отпускает ему грехов из-за его догматических расхождений с православием. Кончина М. А. Хитрово. Владимир Соловьев вновь делает предложение С. П. Хитрово и вновь получает отказ. Осень — отдых в Финляндии. 1897—1899 — цикл статей под названием «Теоретическая философия». 1897— после десятилетнего перерыва возобновляются поездки в Пустыньку. 1898, март — второе путешествие в Египет. 1899 — выходит второе, доработанное издание «Оправдания добра». Апрель — поездка в Канн. 1899—1900 — «Три разговора». 1900, 30 апреля — личная встреча с Анной Николаевной Шмидт. 14 июля — возвращение из Пустыньки в Москву. Последнее пристанище в «Славянском базаре». 15 июля, в день именин — больной Соловьев направляется в имение Трубецких Узкое. 31 июля в 21 час 30 минут — христианская кончина Владимира Сергеевича Соловьева. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева ⁄ Под ред. и с прим. С. М. Соловьева и Э. Л. Радлова. Т. 1–Х. 2–е изд. СПб., 1911— 1914. Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. М., 1988. Письма Владимира Сергеевича Соловьева ⁄ Под ред. Э. Л. Радлова. Т. I-III. СПб., 1908 — 1911. Соловьев Вл.. Письма ⁄ Под ред. Э. Л. Радлова. Пг., 1923. Соловьев Вл.. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. Милюков П. Н. Разложение славянства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев. М., 1893. Введенский А. И. Призыв к самоуглублению. Памяти Владимира Сергеевича Соловьева. М., 1900. Цертелев Д. Памяти В. С. Соловьева//Вопросы философии и психологии. 1901. 1. Никольский А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев//Вера и разум. 1902. 10 (кн. 2–я), 29 (кн. 2–я). Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. 2–е изд. СПб., 1904. Безобразова М. С. Воспоминания о брате Владимире Сергеевиче Соловьеве//Минувшие годы. 1908, май — июнь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Владимирский собор (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Святого Владимира — один из главных православных соборов Астрахани, был построен в период 1895—1902 годов петербургскими гражданскими инженерами В. А. Косяковым и Н. Э. Икавитцем, чей проект был признан комиссией Городской Думы Астрахани наиболее достойным. Содержание История [ править править код ] Решение о строительстве собора было принято Городской Думой Астрахани 8 июня 1888 года под председательством В. М. Лазаревского. Храм строился в честь 900-летия крещения Руси, как памятник этому знаменательному событию. Городская Дума приняла решение строить его в шестом участке города Астрахани, где проживало около 11 000 православных христиан. По всем вопросам строительства собора была создана комиссия, куда входили гласные Городской Думы. Они выбрали место будущего храма, на берегу Затона. Само место находилось в центре шестого участка и являлось большим пустырём. Также на выбор места строительства повлияло то, что собор будет воздвигнут на границе русской и татарской слобод. В этом случае храм будет выполнять миссионерские функции по приобщению татар-мусульман к православию, а также способствовал бы их ознакомлению с православным богослужением, крестными ходами, торжественными православными празднествами. Проект петербургских гражданских инженеров В. А. Косякова и Н. Э. Икавитца был признан комиссией наиболее достойным на заседании 10 сентября 1890 года. Храм должны были строить в год 900-летия крещения Руси, но из-за целого ряда проблем, таких как: медленный сбор пожертвований, неурожайный для России 1891 год, эпидемия холеры в Астрахани 1892 года, само строительство началось только в 1895 году. Фактическое строительство храма началось 5 марта 1895 года, по случаю которого был отслужен специальный молебен. Место для будущего собора первоначально было возвышено и укреплено дубовыми сваями, а через 4 месяца началась закладка фундамента. Астраханским епископом Митрофаном (Невским) был отслужен молебен 18 июня 1895 года по случаю закладки фундамента. В фундамент была заложена памятная доска, которая описывает причины, приведшие к строительству собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирский_с...

Там же. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 1. С. 31. Идею о том, что барин и мужик являются естественными союзниками в противостоянии натиску буржуазной цивилизации городов, ещё в 1840-х гг. высказывал И.В.Киреевский (см.: Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. С. 315). . Маленькие мысли. LXXXI. Сентиментальность//Гражданин. 1898. 13 сентября. N 72. С. 3-4. См.: Ярмонкин В.В. Письма идеалиста. Первая серия. СПб., 1902. С. 15-17. Мещерский В.П. О помещиках//Гражданин. 1884. 30 сентября. N 40. С. 2. Кашкаров Иван. Письма дворянина-землевладельца//Гражданин. 1884. 4 ноября. N 45. С. 16. Кашкаров Иван. Письма дворянина-землевладельца//Гражданин. 1884. 21 октября. N 43. С. 15. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 2. СПб., 1876. С. 164. Мещерский В.П. Дневник, 24 августа//Гражданин. 1895. 25 августа. N 233. С. 3. Мещерский В.П. О помещиках//Гражданин. 1884. 30 сентября. N 40. С. 2. Кн. И.Н.Урусов. О землевладении и хозяйстве крестьян//Гражданин. 1906. 25 марта. N 23. С. 3-4. Мещерский В.П. Дневник, 13 января//Гражданин. 1906. 15 января. N 4. С. 5. Достоевский Ф.М. Записная тетрадь 1872-1875 гг.//Литературное наследство. Т. 83. М., 1971. С. 314. Мещерский В.П. Либерализм и здравый смысл//Гражданин. 1902. 4 апреля. N 26. С. 4. Бодиско Дм. Современное положение деревни и её нужды//Гражданин. 1899. 18 марта. N 21. С. 3-5. Бодиско Дм. Современное положение деревни и её нужды//Гражданин. 1899. 18 марта. N 21. С. 3-5. Записка В.П.Мещерского по крестьянскому вопросу для Николая II ( 1902 г.)//ГА РФ. Ф. 543. Оп. 1. Ед. хр. 501. Лл. 22 об.-23. Письма из деревни//Гражданин. 1896. 7 января. N 2. С. 15. . Неоконсерватор//Гражданин. 1901. 29 марта. N 24. С. 5. Мещерский В.П. Дневник, 3 января//Гражданин. 1892. 4 января. N 4. С. 3. См., напр.: Успенский Г.И. Власть земли//Собрание сочинений. Т. 5. С. 131-132, 159-161. Совпадение некоторых позиций консерваторов и " друзей народа " позволило В.Г.Хоросу сделать вывод о том, что последние " незаметно для себя приходили к идеализации крепостничества " (Хорос В.Г. Народническая идеология и марксизм. М., 1972. С. 81). Много общего в идеях народников (И.И.Каблица, П.П.Червинского и др.) и национал-консерваторов обнаружил Б.П.Балуев (см.: Балуев Б.П. Либеральное народничество на рубеже XIX - XX веков. М., 1995).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Род. в 1870 г. в семье священника Харьковской епархии. Окончил историко-филологический факультет Харьков­ского университета (1893), а затем – СПбДА (1893–1897) со степенью кандида­та богословия. Рукоположен во иеродиакона (февраль 1894 г.), иеромонаха (де­кабрь 1895 г.). С 26 марта 1898 г. – заведующий Урмийской Миссией, с 29 сентября 1900 г. – архимандрит, начальник Миссии. Отозван в Петербург – лето 1901 г. Настоятель Козловского Троицкого монастыря Тамбовской епархии (ап­рель 1902 г.), в период с ноября 1903 г. по март 1911 г. – настоятель Заиконоспасского московского монастыря и Жировицкого монастыря Гродненской епархии. Епископ Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии (с апреля 1911 г.), епископ Слуцкий, викарий Минской епархии (с апреля 1913 г.). 1917 г. – лето 1919 г. – епископ Елисаветпольский, временный управляющий Кавказским эк­зархатом. В 1919 г. – епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. С кон­ца 1922 г. – в обновленческом расколе – епископ Ростовский и Таганрогский. Умер в 1923 г. в Ростове-на-Дону. 27 Епископ Сергий (Лавров). Род. в 1878 г. в семье священника Орловской гу­бернии. Окончил Орловскую духовную семинарию (1898) и СПбДА (1902) со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество (февраль 1902), руко­положен во иеромонаха, определением Св. Синода (5.6.1902) назначен помощ­ником начальника Урмийской Миссии. С сентября 1903 г. – игумен (за перевод­ческие труды). С июня 1904 г. – начальник Миссии, архимандрит (август 1904 г.). Хиротонисан во епископа Салмасского (1. 12.1913). С декабря 1914 г. по июль 1915 г. – эвакуирует Миссию из Урмии в Россию (Тифлис, Тамбов, Петроград). В июле 1916 г. назначен епископом Соликамским, викарием Пермской епархии, затем – епископом Семиреченским (январь 1917 г.). После отъезда из Урмии пребывал в Тамбове, не выезжая в место новых назначений. В 1918 г. числился на покое. В 1920 г. управлял Екатеринодарской епархией. Выслан в Туркестан. С 1923 г. временно управляющий Ташкентской епархией. В феврале 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010