Предтеченский А.И. Вопрос о первобытной религии в современной науке//Христианское чтение, 1881, II, – С. 11. Предтеченский А.И. К вопросу о происхождении и развитии религии//Христианское чтение, 1882, I, – С. 173, 338. Преображенский Н., свящ. Новости английской богословской литературы: Книги по истолкованию Нового Завета//Богословский вестник. 1908. Т. 3. 9. С. 142–156. Преображенский Н., свящ. Популярный рационализм и научная критика Библии: (Из очерков современного англиканства)//Богословский вестник. 1905. Т. 2. 6. С. 335–358. Приклонский. Ветхозаветное священство//Православный собеседник, 1901, т. II. – С. 1–46. Прозоровский Д. Библейская метрология//Странник, 1863, II, апрель. Прозоровский Д. О хронологии 70 толковников//Странник, 1862, I, приложение. Протасов Н. Первобытный человек Библии//Вера и разум, 1910, Протопопов И. Волхвы египетские, вавилонские и вифлиемские//Вера и разум, 1902, Протопопов В.И. Еврейские патриархи//Православный собеседник, 1903, т. II. – С. 243–285; т. III. – С. 413–440, 561–589. Протопопов В.И. Переход евреев через Чермное море//Православный собеседник, 1895, т. II. – С. 302–355; т. III. – С. 3–22, 93–148, 280–293. Протопопов В.И. Период Судей//Православный собеседник, 1902, т. II. – С. 842–858. Протопопов В.И. Прежде и теперь. Из быта русских паломников в Палестине//Православный собеседник, 1912, т. II, сентябрь. Р Райский А. К вопросу о преподавании Священного Писания Ветхого Завета в духовных семинариях//Вера и разум, 1909, Родников Н. К вопросу о происхождении 1-й книги Маккавейской//Труды Киевской духовной академии, 1907, т. II. – C. 312–325. Родосский А. Рукописные памятники трудов по переводу и изъяснению священных книг Ветхого Завета протоиерея Г. Павского и ученика его протоиерея С. К. Сабинина//Христианское чтение, 1886, I, – С. 524; 1887, I. – С. 746. Родосский А. Стереотипные издания Священных книг Ветхого и Нового Завета//Христианское чтение, 1880, I, – С. 180. Рождественский А. , прот. [Рец. на:] Тихомиров П. Пророк Малахия//Христианское чтение, 1906, III, – С. 607–618.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Однако и эти несомненные преимущества в настоящем случае не помогают научному успеху, ибо тонкое логическое плетение, напоминающее паутину, больше граничит с схоластическою изощренностью и окутывает предмет искусственными узорами, скорее закрывая, чем обнаруживая его в подлинных очертаниях. Значить, все эти ценные качества не нашли плодотворного приложения в рассматриваемой книге, и для нее мы должны констатировать, что в ней вопрос поставлен и разбирается без соответствия с научными библейско-богословскими требованиями и не получает точного ответа по отношению к субъективной стороне и объективному содержанию веры оправдывающей и спасающей – по учению св. апостола Павла. Посему нельзя не пожалеть, что столь многообещавшее и усердное сочинение приносит нам так мало положительных плодов. 1 По словам „Волгаря“ некоторые любопытные сведения об этом книгопродавце сообщались, напр., в 9170 „Нового Времени“ за 14-е сентября 1901 г. (пятница) на столбце 2-м страницы 3-й. 73 При этом, конечно, справедливо, что в самой вере бесспорен (интеллектуально -) динамический элемент, как это – с психологической стороны – раскрывается в излишне фигурной речи П. Н. Соколова „О вере“: см. харьковский журнал „Вера и Разум“ 1902 г., 4, стр. 188. Со всею обстоятельностью моменты знания, воли и чувства в вере и по отношению к ней рассматриваются в „опыте философской истории религий“ проф. Алексея Ив. Введенского, Религиозное сознание язычества Ï Основные вопросы философской истории естественных религий (Pro-legomena). – Религии Индии (Москва 1902), стр. 29– 102. 75 См. особенно стр. 131; „итак принимая во внимание, что филологические и философские изыскания в области дохристианского словоупотребления слова «вера» с целью выяснить «новозаветное» значение этого слова имеют тенденцию отрицать боговдохновенность (?!?) писаний ап. Павла, страдают малонаучною предзанятостью взгляда (?) и потому малосодержательностью (?), то мы отклоняем от себя эту неблагодарную задачу“… 76 См., напр., Prof. Johannen Haussleiter, Was versteht Paulas unter christlichem Glauben в Greifswalder Studien: Theologische Abhandlungen Hermann Cremer dargebracht, Gutersloh 1895, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Герд Юлия Ивановна, жена В. А. Герда. Родилась в 1869 г. в Нижнем Новгороде. Окончила 2-ую Московскую женскую гимназию и Петербургские высшие женские курсы (1893). В 1898 г. была привлечена по делу «Рабочего Знамени»; вместе с мужем обвинялась в хранении нелегальных изданий. Состояла под особым надзором полиции в Можайске Московской губернии. По высочайшему повелению 28 июня 1900 г. подчинена гласному надзору полиции на 2 года. Отбывала в одном из имений близ станции Окуловки Крестецкого уезда Новгородской губернии, затем в сентябре 1902 г. вернулась в Петербург (однако, по данным «Листка Рабочего Дела», Ю. Герд была подвергнута аресту в Петербурге в ночь на 18 апреля 1901 г.). В 1903 г. была привлечена по делу Петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса; при обыске найдены революционные издания. Содержалась под стражей с 16 сентября по 16 октября 1903 г., а затем отдана под особый надзор полиции в Пскове. Обвинялась в связях с революционерами, хранила у себя нелегальную литературу. Постановлением Петербургского губернского совещания 19 августа 1904 г. дело было прекращено. В дальнейшем преподавала русский язык в женской гимназии Сторониной в Петербурге. Гутор Алексей Евгеньевич (1868–1938) – русский и советский военачальник, генерал-лейтенант (1914). Образование получил в 4-ом Московском кадетском корпусе. На службу поступил 31 августа 1886 г. В 1889 г. окончил Михайловское артиллерийское училище. Выпущен подпоручиком (10.08.1889 г.) в 3-ю гвардейскую и гренадерскую артиллерийскую бригаду. Поручик (10.08.1893 г.). В 1895 г. окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду. С 1 мая 1897 г. – обер-офицер для поручений при штабе гренадерского корпуса. Цензовое командование ротой отбывал во 2-ом гренадерском Ростовском полку (14.10.1898–29.10.1899 гг.). С 8 апреля 1900 г. состоял в прикомандировании к Московскому военному училищу для преподавания военных наук. С 20 сентября 1901 г. – штаб-офицер для особых поручений при штабе 12-го армейского корпуса. С 24 ноября 1901 г. – штаб-офицер для поручений при штабе Киевского ВО. С 15 октября 1902 г. – старший адъютант штаба Киевского ВО. Цензовое командование батальоном отбывал в 131-ом пехотном Тираспольском полку (01.05.-01.09.1903 г.). Во время Русско-японской войны – начальник штаба 9-ой пехотной дивизии (22.03.1904–14.06.1905 г.). Был ранен. С 14 июня 1905 г. – командир 121-го пехотного Пензенского полка. Генерал-майор (04.11.1910 г.). С 4 ноября 1910 г. – командир лейб-гвардии Московского полка. С 6 марта 1913 г. – начальник штаба Казанского военного округа. С 19 июля 1914 г. – начальник штаба 4-ой армии. Генерал-лейтенант (31.12.1914 г.). С 1 апреля 1915 г. – начальник 34-ой пехотной дивизии. Со 2 марта 1916 г. – командир 6-го армейского корпуса.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Саарбекянц Рубен Петросович (1896–?), в 1915–1917 студент физико-математического ф-та М. у.; Савва Владимир Иванович (1865–1920), историк, магистр (1902), доктор (1907) русской истории. Преподаватель истории в Харьковской женской гимназии Оболенской, в Харьковском ин-те благородных девиц (с 1900). Приват-доцент (1895–1905,1909–1911), профессор (1911–1920) историко-филологического ф-та Харьковского ун-та, профессор Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине (1905–1909). Покончил с собой в феврале 1920; Савенко Анатолий Иванович (1874–после 1920), юрист, журналист, общественный деятель. Ведущий постоянной рубрики черносотенной газеты «Киевлянин» (с 1899), один из инициаторов создания (1908), затем руководитель Киевского клуба русских националистов, гласный Киевской городской думы (с 1910), депутат IV Государственной думы, входил во фракцию прогрессивных националистов (с 1915), член Прогрессивного блока. После Октябрьской революции участник Белого движения, один из главных сотрудников Осведомительного агентства Добровольческой армии (ОсвАг), после разгрома армии Деникина в эмиграции; Савин Александр Николаевич (1873–1923), историк-медиевист, магистр (1904), доктор (1907) всеобщей истории. Профессор МВЖК (с 1903), приват-доцент (1903–1907), профессор (с 1908) историко-филологического ф-та М.у., Ин-та истории ФОН МГУ (1919–1923), преподаватель Ин-та Красной профессуры (1921–1922). В заграничных научных командировках в Англии (1900–1902, 1904–1905 1906, 1908, декабрь 1922–январь 1923). Скончался в Англии от «испанки»; Савинков Борис Викторович (псевдоним В. Ропшин) (1879–1925), политический деятель, писатель. Один из лидеров партии эсеров, член и руководитель ее боевой организации. Подвергался арестам и высылкам, затем в эмиграции. Во время Первой мировой войны – доброволец во французской армии, после Февральской революции вернулся в Россию, занимал посты комиссара Временного прав-ва в 8-й армии, затем ЮгоЗападного фронта (с 28.06.1917). С 18.07.1917 управляющий Военным Мин-вом, с 27.08, также, военный губернатор Петрограда, уволен с обоих постов 30.08.1917, в сентябре исключен из ЦК партии эсеров за причастность к Корниловскому мятежу. После Октябрьской революции один из организаторов Добровольческой армии, в конце 1918 представитель адмирала Колчака за границей, затем в эмиграции. В 1924, после нелегального перехода границы, арестован, приговорен к смертной казни, замененной 10-ю годами заключения, погиб при невыясненных обстоятельствах 7.05.1925 (по официальной версии покончил жизнь самоубийством);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Обозр. 1900. Сентябрь); 25. Его же: Деяния 3 -го всеросс. миссионер. съезда в Казани. 1897; 26. Кальнева М. Религиозный маскарад штундистов, по поводу министерских циркуляров о штундистах и кассационных решений Сената по их делам (Мисс. обозр. 1900, 4); 27 Маргаритова С. История русских рационалистических и мистических сект, Кишинев. 1902; 28.. Кутепова И. прот. Краткая история и вероучение русских рационалистических и мистических ересей. Новочеркасск. 1907; 29. Велтистова К. свящ. Баптизм, как секта. (Мисс. Обозр. 1901. Январь); 30. Его же. Немецкий баптизм в России (Мисс. Обозр. 1902. Январь); 31. Его же. Лютеранский служебник у штундистов (Мисс. Обозр. 1899. Октябрь); 32. Оболенского Д. Критический разбор вероисповеданий русских сектантов-рационалистов. Казань. 1908; 33. Южного А. На днепровских порогах и два дня у штундистов (Вест. Евр. 1881 . 7); 34. Петрушевского П. О штундизме. Условия его происхождения и развития, и меры потребные Православной Церкви для борьбы с ним (Тр. К. Д. А. 1884. ч. 1); 35. Старынкевича К. Религиозное движение на Юге России (Слово, 1880. 6 и 8); 36. Николаевского О. Ф. прот. К истории русского сектантства. Конференция баптистов южной России и Кавказа (Стран. 1892, т. III); 37. Липранди А. П. Из юго-западного края. Немцы и штунда (Рус. Обозр. 1895. 9); 38. Дородницына А. Я. Немецкие миссионеры необаптизма, известного под именем штунда на юге России (Чт. в Общ. любит. дух. просвещ. 1893. 1 полуг. 1 отд.); 39 Петрова Н. И. Новые сведения о штундизме (Тр. К. Д. А. 1887 т. I.); 40. Заметки о происхождении и развитии штундизма (Руков. для с. паст. 1876 т. 1); 41. Сведения о движении южнорусского сектантства в последние годы. (Тр. К. Д. А. 1886. т. 3.); 42. К характеристике современного штундизма (Церк. Вест, 1903. 11); 43. Ремезова М. О штундизме (Церк. Вест. 1891. 44. Брояковского С. свящ. Несколько слов о штундизме и о мерах против него (Церк. вест. 1889. 37); 45. Три документа и несколько слов по вопросу об общественных богомолениях штундовой секты (Мисс.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

45 . [Неизв. автор X в.] Народное житие Ивана Рильского//Родник златоструйный. Памятники болг. литературы IX-XVIII вв. М. 1990. 322–330. 46 . Попруженко М. Синодик царя Борила. Одесса 1899. XV, 82, 175. же: София 1928. (Български старини. 8). 47 . Попруженко М. Из истории религиозного движения в Болгарии в XIV в.//Slavia 1928. 7(3). 536–548. 48 . Прохоров Г. М. Из литературного наследия митрополита Киприана//Славянские литературы: X международный съезд славистов. София, сентябрь 1988 г. Доклады советской делегации. М. 1988. 66–81. 49 . Прохоров Г. М. Киприан (ок. 1330–16.1Х.1406) – митрополит киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик, книгописец//ТОДРЛ 1985. 39. 53–71. 50 . Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев 1896. 344, VII. 51 . Радченко К. Отчет магистранта К. Ф. Радченко о занятиях рукописями в библиотеках... Москвы и С.-Петербурга//Университетские известия. Киев 1898. 4. 1–68. 52 . Радченко К. К истории философско-религиозного движения в Византии и Болгарии XIV в.//Науч.-лит. сб. Галицко-русской матицы. Львов 1902. 2(1–7). 7. 53 . Робинсон А. Н. Историография славянского Возрождения и Паисий Хиландарский. Вопросы литературно-исторической типологии. М. 1963. 143. 54 . Русев П. Место и роль Тырновской Евфимиевской школы в культурном общении на Балканах и в Восточной Европе в средние века//Славянские культуры и Балканы. София 1978. 1. 348–361. 55 . Русев П. Литературное наследие Григория Цамблака//ЕВ 1980. 2. 124–137. 56 . Снегаров Ив. К истории культурных связей между Болгарией и Россией в конце XIV-haчaлe XV вв.//Международные связи России. М. 1961. 200–269. 57 . Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV-XV веках: Речь. СПб. 1894. 30. 58 . Соколов П. Киевский Митрополит Григорий Цамблак//БВ 1895. 7. 52–72; 8. 157–199. 59 . Сырку П. Новый взгляд на жизнь и деятельность Григория Цамблака//ЖМНП 1888. 236. 106–153. 60 . Сырку П. К вопросу об исправлении книг в Болгарии в XIV в. По поводу одного малоизвестного литургично-литературного труда последнего Болгарско-Терновского патриарха Евфимия//ЖМНП 1888. 245. 303–348; 247. 29–57.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Безгрешных ангелов возносятся каноны, Сверкают их мечи зарницей золотой, И мчатся демонов крылатых легионы, И тучей стелются над бледною землей. Сливаются псалмы с мятежными речами, – Небесный бой жесток, стремителен полет… А вечность звездными очами Нас обольщает и зовет. 1895 Впервые: «Северный Вестник» (1896, 5). В стихотворении развиваются темы «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова и «Как океан объемлет шар земной…» Ф.И. Тютчева.  Отбросив земные одежды, Покинув холодное тело, Душа молодая летела На радостных крыльях надежды. Ее возносили стремленья, Которым нет мер и названья, – Неведомых ласк трепетанья, Несбыточных грез воплощенья. И все, что в отринутом мире Томило порывом неясным, Воскресло – святым и прекрасным В святом и прекрасном эфире. О друг мой прелестный и нежный, Воскреснут и наши усилья! И вырастут светлые крылья У нашей любви безнадежной. 22 сентября 1899  – Вот они – крутые верхние ступени… Мы пришли к порогу. Преклони колени, Я с тобою рядом помолюсь святыне. Дверь ее закрыта, – но для нас отныне Нет возврата к пыльной, низменной равнине. Постучим. Привратник выйдет к нам, быть может… Ангел мой, ты плачешь? Что тебя тревожит? – Солнце закатилось. Ночь близка. Над нами Синева трепещет чудными струнами; Слышу звуки арфы, слышу чье-то пенье, – Сладко мне и жутко… – Духа обновленье! В нас любовь играет, плачет и смеется… Каждый взор твой в сердце песнью отдается, – Ты – мое блаженство! Путь правдивый к Богу! – Я сама не знаю, как нашла дорогу. Думала вернуться, стало жаль былого, Долго колебалась… – И всегда сурово Каялась, и мнимый грех свой омывала Жгучими слезами! – Ах, как я страдала! – Белая голубка! Ты в душе смиренной Сохранила светоч истины нетленной, Ты в пустыне мира, знойной и безплодной, Мне звездой светила – вещей, путеводной… – Я тебя любила! За тебя молилась!.. – Бог тебя услышал: дверь сама раскрылась. 21 декабря 1901 Дмитрий Цертелев Цертелев Дмитрий Николаевич, князь (1852–1911) – поэт. Воспитывался в Швейцарии, учился в Московском университете, докторскую диссертацию по философии защитил в Лейпциге. В философии был единомышленником своего сокурсника по университету Владимира Соловьева. В поэзии они тоже были близки. Владимир Соловьев называл творчество Фета вершиной лирической поэзии, раскрывающей «абсолютное в индивидуальном явлении», входил в ближайшее его окружение. Цертелев, преклоняясь перед А.А. Фетом, считал своим учителем А.К. Толстого. Цертелев издал три сборника стихов (1888, 1892, 1902), но не получил признания как поэт. Известность Цертелева-поэта связана с романсами на его стихи М.М. Ипполитова-Иванова и других композиторов.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Л. 11). 1662 Статья О. Ф. Базинера «О новейших успехах классической филологии» появилась в ЖМНП в январе 1901 г. 1663 Речь идет о так называемой «Записке Готского топарха», которая, как теперь доказано, являет­ся фальшивкой, изготовленной ее первым издателем К. Б. Газе. См. об этом: Medvedev I. στορα vs πλαστογραφματος: λεγμενος Toparcha Gothicus//Βυζαντιν: 2000. Τ. 21. Σ. 237–249 (русский вариант статьи см.: Мир Александра Каждана. СПб., 2003. С. 160–172). 1664 См.: Бекштрем А. Г. Погибшая рукопись Павла Эгинского//ЖМНП. 1898. Август – сентябрь. С. 66–114. 1670 Отом же писал Ернштедту С. И. Соболевский в открытке от 4 июля 1900 г. (Д. 193. Л. 2): читал в газетах, что из Мукдена привезены в Петербург рукописи, и хочет знать, нет ли там чего-либо по его части. 1671 От Круазе Ернштедт получил из Парижа два письма (1893–1894 гг.) – в первом из них речь идет о книге Круазе о Ксенофонте, которая уже разошлась, экземпляров нет, а переиздавать ее он не хочет из-за большого количества поправок. Она войдет в его «Историю греческой литературы», кото­рая должна увидеть свет в ближайшее время. 1672 Всего в деле 183 24 письма, 6 открыток и 1 визитная карточка М. Ротштейна (1883–1902 гг. 59 л.). Корреспонденция прочитана И. П. Медведевым. Между коллегами происходит обмен научной информацией, касающейся прежде всего интересующих их обоих рукописей. Виктор Карлович отве­чает на вопросы Ротштейна, который занят Лукианом, и в связи с этим просит проверить датировку и некоторые места в ватиканских 87, 90 и др.) и в венецианской 434) рукописях; сам же Рот­штейн просматривал для Ернштедта рукописи Болоньи, Модены и Вероны (Эсхин, Исократ), но не нашел ничего важного; Ернштедт прислал в Берлин свое издание речей Антифонта, и Ротштейн читал его со своими студентами. Высказанное мною в очерке о научном наследии ученого предположение, что он готовил второе, дополненное и переработанное издание своего Антифонта (см.: РНРВ. С. 73–74), подтверждается письмами берлинского коллеги, который не только побуждал издателя, отложив в сторону византийцев, вплотную заняться Антифонтом («В сущности, Вы просто обязаны сделать это». Л. 44), но и присылал (и обещал прислать еще «целый ворох» в будущем) свои эмендации и конъекту­ры (письма 1891–1901 гг.). Откликался Ротштейн и на другие присылаемые из Петербурга работы Ернштедта (Кекавмен, Anacreontea), и на просьбы коллеги (например, о письмах Гейнзия в Берлине, которые Ротштейн безуспешно там разыскивал. Л. 37–38), писал он и о своей работе (над Проперци­ем). В 1895 г. Ротштейн опекал и развлекал в Берлине Виктора Карловича (см. подробнее переписку с Жебелевым), а в 1899–1900 гг. объектом его забот стал Церетели, о котором он часто и тепло писал в Петербург его учителю. Ротштейн часто интересуется здоровьем своего адресата, и сам много пи­шет о болезненном состоянии своих нервов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерусалим 28 ноября 1894 г. Подлинник Служащий драгоманом при Русской Духовной Миссии Яков Егорович Халеби вошел ко мне с просьбою, чтобы я представил к Вашему Высокопревосходительству его прошение об оказании ему милостивого пособия за труды при Миссии, которое при сем и представляю. Помета на поле: Г. обер-прокурором приказано оставить без последствий. 5 января 1895 г. Прошение драгомана Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби на имя обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева . Иерусалим, 23 ноября 1894 г. Подлинник. Состоя с лишком 20-ти лет на службе драгоманом при Иерусалимской Духовной Миссии в ведомстве Российского Святейшего Синода, я исполнял усердно и честно все те трудные поручения, которые возлагал на меня мой начальник, покойный отец архимандрит Антонин. Трудно представить, какие затруднения я встречал при покупке земель. Все земли были куплены на мое имя, как турецкого подданного, имеющего право приобретения земель, и за незначительную сумму. Одно время находился под гневом местной турецкой власти, которая за услуги, оказанные мной Русской Духовной Миссии, заставила меня во время последней войны 766 немедленно оставить Иерусалим. Не говорю о тех препятствиях, которые я встречал при получении разрешений на построение церквей и приютов в разных местах Палестины. Имея в виду вышеуказанные труды, я осмеливаюсь всепокорнейше просить Ваше Высокопревосходительство обратить Ваше высокое и милостивое внимание на мою службу, так как я имею семью и малолетних детей, которые нуждаются в обеспечении на будущее время. При сем прилагаю копии с аттестатов, данных мне покойным отцом архимандритом Леонидом 767 и отцом архимандритом Арсением. Покойный отец архимандрит Антонин, всегда доверявший мне, не успел дать мне аттестата вследствие неожиданного упадка сил и внезапной кончины. В ожидании Вашего милостивого решения имею честь быть и проч. Аттестат, выданный начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Кавелиным) помощнику драгомана Миссии Я.Е. Халеби. Иерусалим, 20 сентября 1865 г. Копия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Иван Евсеевич Евсеев (1868–1921) Описание рукописей Священное Писание Иван Евсеевич Евсеев Филолог-славист, специалист по текстологии славянской Библии, богослов, член-корреспондент АН. Биография Родился в крестьянской семье. Окончил Псковское духовное училище, затем — Псковскую духовную семинарию. Поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1893 году со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания (курс XLI). В 1893 году за сочинение «Лукиановская рецензия LXX в славянском переводе» удостоен степени кандидата богословия. Работал помощником библиотекаря в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. В 1895 году совершил поездку на Восток для изучения рукописей библиотеки Александрийского патриархата в Каире. В 1897 году Евсеев за сочинение «Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе» был удостоен степени магистра богословия. В 1898 году Евсеев назначен смотрителем Московского Заиконоспасского училища. Преподавал в Александровском коммерческом училище и Московском учительском институте. С 1902 года Евсеев — инспектор Подольской духовной семинарии. С 1904 года Евсеев — инспектор Орловской духовной семинарии. В 1906 году Иван Евсеевич защитил докторскую диссертацию «Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе» и занял место доцентакафедры гомилетики, а затем сверхштатного профессора Санкт-Петербургской духовной академии. С 1907 года Евсеев — ординарный профессор. С 11 сентября 1909 года он возглавлял в Санкт-Петербургской духовной академии кафедру русского и церковнославянскогоязыков и истории русской литературы. С 1909 года Евсеев — редактор журнала «Церковный Вестник». Наряду с преподаванием он много времени уделял научным трудам, поставив перед собой цель подготовить авторитетное научное издание церковнославянской Библии и способствовать тем самым изданию нового русского её перевода. В 1910 году Евсеев принял участие в работе Международной комиссии по критическому изданию Септуагинты, возглавляемой А. Ральфсом, он подготовил описание 4 тысяч славянских манускриптов Священного Писания. В 1911 году Евсеев представил в Синод одобренный Советом Санкт-Петербургской духовной академии проект научного издания славянской Библии. С 1914 года Евсеев — член-корреспондент АН по отделению литературы и языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010