Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ Анатолий Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863, село Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии (ныне Новоторъяльского района, Республика Марий Эл) – 30 октября 1918, близ г. Уржума Вятской губернии (ныне Кировской области)), священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), священник. Родился в семье священника Димитрия Ивановича Ивановского. В июне 1883 г. окончил Вятскую духовную семинарию по второму разряду. В сентябре 1884 г. назначен псаломщиком в церковь во имя Живоначальной Троицы села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии. С 14 апреля по 15 июля 1887 г. служил псаломщиком кладбищенской церкви в Яранске. В 1887-1890 гг. учился в Казанском университете, откуда был уволен по болезни согласно личному прошению. В 1890-1892 гг. проживал в Казани, Елабуге и Чистополе, где пел в церковном хоре. Затем поселился в селе Шулка Яранского уезда (ныне Оршанский район, Республика Марий Эл), в котором отец его супруги служил священником. В 1895 г. вновь поступил на епархиальную службу. С 24 февраля по май 1895 г. служил псаломщиком в Предтеченской церкви в селе Суводи Орловского уезда Вятской губернии. 11 ноября того же года назначен псаломщиком в храм расположенного близ Яранска женского в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Марии Магдалины монастыря. 17 февраля 1901 г. рукоположен во иерея к храму в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Салтак-Ял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Куженерский район, Республика Марий Эл). Одновременно преподавал Закон Божий в Шагаранурской школе грамоты (1901-1903), Аргаранурской церковно-приходской школе (1901-1914), Салтак-Яльской земской школе (с 1901), а также в Мокрушинской земской и Шагаранурской церковно-приходской школах (с 1914). Кроме того, заведывал Салтак-Яльской женской школой (1902-1906). 17 сентября 1918 г. арестован Уржумской уездной чрезвычайной следственной комиссией «как белогвардеец, который ведет агитацию против Советов даже проповедями». Виновным себя не признал. 18 октября 1918 г. приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 30 октября.

http://pravenc.ru/text/2476071.html

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1415, 1418. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 157, 427, 557. Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 56. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882, т. 1. – С. 182–184. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 312, 1081, 1362, 1363, 1444–1453. Автобиографическое показание//Осмнадцатый век. Исторический сборник: в 4 кн./Изд. П. Бартеневым. – М., 1868–1869. Материалы для биографии преосвященного Арсения, указы о нем, дела его//День. – 1862, 15, 16, 19, 25; 1864, 39–40. Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. – М., 1862, 2, 3; 1864, 4, 1875. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 723. Патриарх Сергий и его духовное наследство. – М., 1947. – С. 312. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 343. Браил. Церковные вопросы в России и русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 62. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 41–42. Краткое историческое описание монастырей Архангелогородской епархии. – Архангельск, 1902, (Архангельский Николаевский Карельский монастырь, 1902. – С. 297–299 313). Сибирская Церковь . – (Томск, 1922, возможно), 184. Православный собеседник. – Казань, 1874, июнь. – С. 92. – 1875, март. – С. 228–254; 392–418. – 1897, январь. – С. 18. – 1898, июль-август. – С. 177. – 1907, сентябрь. – С. 449–490. – 1914, июль. – С. 1018. Русский паломник. – 1905, 10. – С. 157–158.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

183 Бельчиков Николай Евгеньевич; (1897 – не ранее 13 февраля 1936). Окончил Санкт-Петербургское 4-классное училище. С 1913 служил в Первом департаменте Сената. Продолжил образование на общеобразовательных курсах А. С. Черняева, где прошел курс средних учебных заведений, но экзамены не сдавал. 30 сентября 1918 зачислен на юридический факультет Петроградского университета. Был призван в Красную Армию. В 1919 окончил одногодичные пастырско-благовестнические курсы братства оо. диаконов и псаломщиков. Во время учебы пел в хоре Смольного собора. 4 мая 1921 ходатайствовал о разрешении остаться на второй год на первом курсе Петроградского Богословского Института; 2 июля 1921 подавал прошение об отчислении из института «ввиду оставления Петрограда для поступления в монастырь». В 1936 проживал на ст. Сыр-Дарья Среднеазиатской железной дороги, совхоз Пахта-Арал, пригородный поселок. См.: Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 516–517. 245 Беляев Александр Николаевич; (1866 – март 1928). Родился в Мещовском у. Калужской губ., в семье священника. Окончил Калужскую ДС (1890) и Московскую ДА (1894), к. б. 1895 учитель Дальне-Рождественской церковно-приходской школы Калужской епархии, с 27 сентября по 4 октября 1895 – епархиальный наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты Калужской епархии с причислением по рукоположении к кафедральному собору. 31 марта 1897 определен на священническую вакансию к Николо-Богоявленскому собору С.-Петербурга. С 1902 – штатный судовой священник С 8 мая 1906 – священник Николо-Богоявленского собора, 6 мая 1913 – протоиерей, с 1919 – настоятель собора. 10 февраля 1923 арестован. В апреле 1923 – сентябре 1924 находился в ссылке в Коми-Зырянской автономной обл. С декабря 1924 вновь служил в Николо-Богоявленском соборе. Похоронен в Александро-Невской лавре. См.: Сойко Б., протоиерей, Шкаровский М. В., Исакова Е. В. Николо-Богоявленский кафедральный Морской собор. (Исторический очерк). СПб. 1998. С. 129, 142–143, 161.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Димитрий (Ковальницкий) Димитрий (Ковальницкий Михаил Георгиевич), архп. Херсонский и Одесский. Родился 26 октября 1839 года в семье священника. В 1859 году окончил Волынскую духовную семинарию и тогда же назначен преподавателем Кременецкого духовного училища. В 1867 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Киевской духовной академии по кафедре Нравственного богословия. В 1868 году получил степень магистра богословия и переименован в бакалавра академии. С 1869 года – доцент академии. С 1878 года – экстраординарный профессор по кафедре Церковной истории. 12 сентября 1895 года пострижен в монашество. 17 сент. рукоположен в иеромонаха, затем возведён в сан архимандрита и назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1898 г. – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского монастыря. 28 июня 1898 г. хиротонисан в Киеве во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. С 22 сентября 1899 года – почётный член Московской духовной академии. С 27 апреля 1902 года – епископ Тамбовский и Шацкий. В 1903 году возведён в сан архиепископа. С 8 февраля 1903 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. В этом же году награждён панагией с драгоценными украшениями. В 1904 году, будучи архиепископом Казанским, был избран в почётные члены СПб. духовной академии. С 26 марта 1905 года – архиепископ Херсонский и Одесский. В 1906 году – член Предсоборного Присутствия и председатель I отдела – О составе Поместного Собора и порядка рассмотрения и решения дел в нём. С 22 апр. 1906 года по 1907 год – член Государственного Совета. В 1908 году – Председатель Комиссии по реформе духовной академии. 06 мая 1911 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 3 февраля 1913 года в Одессе и погребён в кафедральном соборе. Духовный писатель, церковный общественный деятель. Будучи ещё профессором Киевской духовной академии, он умел находить таланты у студентов, приучать их к серьёзному научному труду и развивать в них любовь к науке и научным изысканиям; сам он, будучи предан науке, оставлял неизгладимый след в душе учащегося на всю его будущую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  ЖУРНАЛ 27 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в комиссию, касающихся включения в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имен священника Михаила Лисицына и священника Александра Флегинского, пострадавших на Кубани в 1918 году. Справка: Священник Михаил Михайлович Лисицын родился 19 октября 1862 года в селе Екшур Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника. По окончании Рязанской духовной семинарии в 1883 году поступил на службу преподавателем в сельскую Задне-Пилевскую школу Рязанской губернии. В 1885 году рукоположен во диакона, затем во священника и определен в Троицкий храм села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии. В 1895 году прибыл к месту своего нового служения — во Владикавказскую епархию, где служил в станице Кисловодской. Деятельность пастыря была отмечена Святейшим Синодом, наградившим его 11 мая 1902 года Библией «за ревностные труды и заботы о воспитании детей». В 1907 году отец Михаил перешел в Ставропольскую епархию, став третьим священником в селе Александровском, а в 1912 году был назначен в Николаевский храм станицы Усть-Лабинской Кубанской области. 22 февраля 1918 года, в день вступления в станицу большевистских войск, был арестован, а 26 февраля убит ими же. Известно, что он был мучим в течение трех дней с пятницы до воскресенья. Когда тело было найдено, на нем оказалось более десяти ран, голова была изрублена на куски. Красноармейцы запретили его погребение, но вдова отца Михаила смогла найти средства и выкупить тело для погребения. На заседаниях Всероссийского Церковного Собора 20 сентября 1918 года был оглашен особый список лиц, пострадавших за веру и Церковь. В нем были указаны кубанские священники, среди которых упоминается священник Михаил Лисицын. Священник Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 года в семье священника. По окончании в 1883 году Ставропольской духовной семинарии получил место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В этом же году рукоположен во диакона, а затем во священника и определен в клир храма мученика Лонгина сотника станицы Ключевой Кубанской области. В 1885 году переведен в станицу Красногорскую, где занимал должность окружного миссионера, а затем окружного духовника в благочинии. Был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества.

http://patriarchia.ru/db/text/4885005.ht...

Воскресенский практически-миссионерский монастырь Общий вид построек Макарьевой пустыни, 1902 год В декабре 1893 года несколько тысяч петербуржцев направили прошение на имя Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) о восстановлении Макариевой пустыни. 17 августа 1894 года постановлением Святейшего Синода обитель была возобновлена как " Воскресенский практически-миссионерский монастырь " для противодействия распространявшемуся сектантству. Настоятелем монастыря стал миссионер иером. Арсений из Александро-Невской лавры. 16 октября 1894 года состоялось освящение места закладки Воскресенского собора. Обитель восстанавливалась в память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи при крушении царского поезда 17 октября 1888 года у ст. Борки и спасения цесаревича Николая Александровича при нападении на него в г. Оцу (Япония). На месте сгоревшей в январе 1895 года Успенской церкви весной того же года был построен одноименный деревянный храм, в котором уже в мае состоялись первые миссионерские беседы. При монастыре действовало общество трезвости, в 1915 году преобразованное в Макариевское братство. Среди насельников монастыря были выходцы из Греции и Черногории. Успенская церковь в Макарьевой пустыни, 1902 год После реконструкции в 1901 года в Успенском храме были устроены приделы: правый во имя апостолов Петра и Павла , левый во имя преподобных Антония Великого и Макария Римлянина . В 1903 - 1905 годах в монастыре построили братский и настоятельский корпуса, гостиницу, хозяйственные сооружения, на верхнем этаже настоятельского корпуса 26 сентября 1905 года была освящена домовая церковь во имя арх. Михаила. 1 февраля 1906 года вместо игум. Арсения, посланного на Афон для борьбы с имяславием, монастырь возглавил иером. Кирилл (Васильев) , трудившийся в обители со дня ее возобновления. При нем в 1906 году была выстроена трехрусная колокольня. В 1912 году Тихвинский еп. Андроник (Никольский) заложил, 10 декабря 1915 года архим. Амвросий освятил каменный храм во имя арх. Михаила, примыкавший к братскому корпусу.

http://drevo-info.ru/articles/13677870.h...

222 Беляев Виктор Адрианович; (6 января 1883 – не ранее 1953). Окончил Рязанскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1908), к. б. 16 августа 1908 – 15 августа 1909 профессорский стипендиат кафедры психологии, с 17 октября 1909 – и.о. доцента кафедры систематической философии С.-Петербургской ДА. 1914 (утв. 1917) – магистр богословия («Лейбниц и Спиноза»). В 1918 был членом редакционной коллегии журналов «Божья нива», «Соборный Разум». 1 сентября 1919 – 1 ноября 1921 профессор кафедры философии Петроградского университета, в 1921–1922 – профессор Педагогического института. В апреле 1922 – 10 января 1929 работал в Публичной библиотеке. В 1932–1934 – сотрудник библиотеки Ленинградского отделения НИИ торфяной промышленности, 1935 – 11 августа1936 – библиограф отдела научно-технической информации Всесоюзного алюминиево-магниевого института. 22 октября 1936 арестован, приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах на 2 года. Наказание отбывал в Карагандинских лагерях. 9 июля 1939 освобожден, выехал в Можайск. В 1953 проживал в Ленинграде. См.: Шилов Л. А. Беляев В. А.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Том 2. СПб. 1999. С. 91–94. 191, 194 Беляев Гавриил Сергеевич – член церковно-приходского совета подворья Новгородского Сковородского монастыря, что в селении Пороховых в Петрограде. 214 Беляев Федор Евгеньевич; Окончил Олонецкую ДС (1889). 4 октября 1889 определен священником Георгиевской церкви в с. Ломне Белозерского уезда Новгородской епархии, с 5 апреля 1895 – священник Вознесенской церкви в Кемских селах Кирилловского уезда, а с 21 февраля 1909 – Троицкой церкви в погосте Уломе Череповецкого уезда той же епархии. 21 октября 1918 был арестован, но 23 октября освобожден, поскольку «обыск ничего не доказал в обвинение его, да и местная волостная власть в обвинение ничего не подтвердила» (Новгородские ЕВ. 1919. 1. С. 16). 38 Беляков Семен Матвеевич; (1871–1912). Окончил Калужское реальное училище и его дополнительный класс (механико-техническое отделение; 1891) и Институт гражданских инженеров (1898), инженер. Работал в Кузнецке (1899–1902). Служил в техническом отделе при Олонецкой губернской земской управе. С 1 июня 1902 – младший архитектор строительного отделения Олонецкого губернского правления; с 28 августа 1904 причислен к Министерству внутренних дел сроком на год; работал Вильне (1905–1907), затем состоял на службе на Восточно-Сибирской железной дороге. С 1908 выстроил несколько зданий в Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Февраля 22 (7 марта) Священномученик Сергий (Белокуров) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Сергий родился 24 сентября 1880 года в городе Волоколамске Московской губернии в семье псаломщика Ивана Белокурова, служившего в городском Воскресенском соборе. В 1895 году Сергей Иванович окончил Волоколамское Духовное училище, в 1902 году – Вифанскую Духовную семинарию и поступил учителем в церковноприходскую школу при ИосифоВолоколамском Успенском мужском монастыре. В 1904 году умер отец Сергея Ивановича, который был к тому времени уже за штатом, и в этом же году Сергей Иванович был рукоположен в сан диакона и стал служить в Троицкой церкви в селе Раменском. В 1919 году диакон Сергий был рукоположен во священника к Троицкой церкви. Почти сразу же после рукоположения он был призван в Красную армию. Отец Сергий стал ходатайствовать об освобождении его от военной службы, ходатайство поддержали прихожане Троицкой церкви. Они мотивировали свою просьбу тем, что отец Сергий не только священник, но и хороший врач и уже многим в Раменской волости оказал врачебную помощь; при нехватке врачей, жители просят оставить им в качестве врача священника. 19 июля 1920 года дело разбиралось в суде, и суд постановил удовлетворить ходатайство священника и жителей города и согласно декрету об отделении Церкви от государства «освободить священника Белокурова от военной службы с предоставле-нием ему просто деятельности по лечению граждан села Раменского». 17 февраля 1938 начальник Раменского отделения НКВД Элькснин допросил работавшую осведомительницей жительницу Раменского Савлову, которая о священнике Сергии Белокурове показала: «Я живу в фабричных корпусах и вижу священника Белокурова в фабричных корпусах почти ежедневно. К кому он ходит, я не знаю… Я с ним поздоровалась и спросила: «Где же вы были в гостях? " Он мне ответил: «Я был у своих», но у кого, не сказал. Причем добавил: «Жить надо спешить, ведь все равно, если не сегодня, то завтра, советская власть задавит». Я ему ответила, что это ерунда, наоборот, советская власть ведет к веселой и радостной жизни. На это он мне ответил: «Это вам только говорят; хорошая, радостная жизнь в Кремле, рабочему Сталин хорошей жизни не даст».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Виссарион (Виктор Архипов; 1835–1918), схимонах. Отставной рядовой из крестьян Калужской губ. Женат не был. 10 сентября 1895 г. поступил в Валаамский монастырь. 3 февраля 1900 г. зачислен в послушники. 26 марта 1904 г. пострижен в монашество с именем Василий. 4 августа 1907 г. облачен в схиму. Проходил послушание в монастыре и в скитах: прп. Германа Валаамского, Всех святых и Предтеченском. В последние годы жизни по слабости здоровья оставался в монастырской больнице. Власий (Василий Артемьевич Агафонов; 1878–1946), иеромонах. Родился в с. Старолетово Зарайского уезда Рязанской губ. 6 марта 1902 г. поступил в Валаамский монастырь. 20 марта 1906 г. определен в послушники. 24 марта 1910 г. пострижен в монашество. 28 июня 1914 г. рукоположен в иеродиакона, 11 июля 1921 г. – в иеромонаха. Проходил послушания при келлиях настоятеля, наместника, клиросное и заведовал иконно-книжной лавкой. Волков Владимир (1891–1959), протоиерей. В 1913 г. закончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Во время обучения подвизался псаломщиком, а затем и регентом во многих церквях города. По окончании семинарии переехал в Финляндию, где служил регентом в Выборгском православном приходе. Во время зимней войны 1939 г. был эвакуирован вглубь Финляндии. Переехав в Хельсинки, стал регентом в Выборгской православной Покровской общине. В 1945 г. посвящен в диаконы. В 1948 г. рукоположен в иереи, избран настоятелем общины. В июне 1951 г. Покровская община приобрела участок земли с домом в Мунккиниеми, и уже через 15 месяцев только силами прихожан храм был построен и 1 февраля 1953 г. освящен. В марте 1955 г. отец Владимир, в составе делегации Покровского и Никольского приходов (Хельсинки), посетил Россию, где их принимали Святейший Патриарх Алексий I, митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) . В конце визита, 20 марта 1955 г., отец Владимир был возведен в сан протоиерея. Похоронен в Хельсинки, на Никольском православном кладбище. Вырубова Анна Александровна (урожд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

9 сентября 1896 года митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев; † 1900) в сослужении шести епископов, множества духовенства и при молитвенном соучастии верующего народа, который собрался в Чернигов со всех концов страны, совершил торжество открытия святых мощей. В настоящее время мощи святителя Феодосия почивают в Черниговском кафедральном соборе. Память святителя Феодосия совершается дважды в год: 5 февраля (день кончины) и 9 сентября (день прославления). Литература: Титов Ф. И., протоиерей. Описание торжественного открытия и прославления мощей и жизнеописание святителя Феодосия. Киев. 1896. Погожев Е.Н. Святитель Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский. Жизнь его, чудеса и открытие мощей. М. 1897. Покровский И. Г., протоиерей. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, новоявленный угодник Божий. СПб., 1897. Петровский С. В., священник. Новоявленный угодник Божий всея России чудотворец, святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. Одесса. 1896. Мазанов П.И., протоиерей. Новоявленный угодник Божий святитель и чудотворец Феодосий. архиепископ Черниговский. – Полтава, 1897. Лосев П. Открытие мощей святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, 1896 года сентября 9-го дня. М. 1896. Ефимов А.Н., священник. Новоявленный угодник Божий святитель и чудотворец всероссийский Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский, – Чернигов, 1902. Ефимов А.Н., священник. Черниговский Елецкий монастырь. Чернигов, 1903, стр. 48–80. Гордиевский И., священник. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. Киев. 1908. Доброгаев М.А. Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. – Чернигов, 1896. Платонов И.А. Блаженный святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский и чудеса от мощей его. Чернигов, 1896. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 3. С. 371. Добровольский П.М Черниговский Елецкий Успенский монастырь. Чернигов, стр. 13–37, 51–56. Петров Н.И. , профессор. Киевская Академия во второй половине XVIII века. Киев. 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010