197 ж. п. Скончалась 7 декабря, отпевали 9 декабря 1877 г. Служившего в С.-Петербургском Императорском Воспитательном Доме смотрителем строительных материалов, титулярного советника князя Лукомского вдова Пелагея Сергеева. От размягчения мозга. 63 лет. Отпевал протоиерей Николай Парийский. Погребена на Смоленском кладбище» л. 330 об. – 331]. А.Д. Тарбеевой. 16 декабря 1877 г. «То, о чем писано 14 , уже ожидалось со дня на день… Упокой Господи новопреставленную. Она была добрая и искренно верующая. Кое-какие спицы постерлись последними страданиями» с. 592–593]. В.Т. Свиридовой. 12 января 1878 г. «Княгиня будет нашею молитвенницею. Господь не презрит трудов ее… За день причастилась. Она все была с Господом. Он, верно, принял ее… руками ангелов» с. 24–25]. Источники и литература 1 . Говоров А.Г. Воспоминания о преосвященном Феофане Затворнике близкого родственника. М., 1894. С. 6. 2 . Вера и разум: журнал богословско-философский, издаваемый при Харьковской духовной семинарии. 1895. Т. I. Ч. I. Отдел церковный. С. 51–53. 3 . ГАВлО(Государственный архив Владимирской области). Ф. 556. Оп. 2. Д. 226. Л. 39 об. – 40. 2. 4 . Душеполезное чтение. 1875. Ч. 3. С. 113–115. 5 . Душеполезное чтение. 1895. Ч. 2. С. 136–137. 6 . Душеполезное чтение. 1904. Ч. 1. С. 453–454. 7 . Душеполезное чтение. 1909. Ч. 1. С. 160. 8 . Душеполезное чтение. 1910. Ч. 1. С. 211–212. 9 . Душеполезный собеседник. 1908. Вып.1. С. 24–25. 10 . ИР НБУ(Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского) 160 N1968. Письма преосв. Феофана родным и др. адр. Копия. Л. 33–34 об. 11 . Каменская М.Ф. Воспоминания/Подгот. текста, сост., вступ. ст. и коммент. В.М.Боковой. М.: Худож. лит., 1991. С. 121–122. 12 . Каширина В.В. Истолкование духовного сна княгини П.С. Лукомской святителем Феофаном и преподобным Амвросием Оптинским //Феофановские чтения: Сб. науч. ст. Вып. XII. Рязань, 2019. С. 31–38. 13 . Ключарев А. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность//Православный собеседник. 1904. Ч. 2. С. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В первую очередь это положение главного закона страны обязаны выполнять госчиновники. Власть должна защищать интересы государства, общества и конкретного гражданина в сферах пользования и сохранения государственного языка, как объекта исторического и культурного наследия. День Русского языка, повторю, государственного языка России, приурочен ко Дню рождения А.С. Пушкина . Русские и иные народы России, да и многие народы мира с огромным уважением относятся к его памяти и творчеству. На произведениях Пушкина воспитывались многие поколения жителей России – Советского Союза. Разве день рождения русского гения не памятная дата для всех граждан страны? Не оценивать по достоинству ярчайшего представителя русской культуры, отношение к нему жителей России тоже, скажу мягко, как-то странно. Тем более в год 225-й годовщины со дня рождения поэта. В соответствии со ст. 1.1 закона о «Днях воинской славы и памятных датах России» в нашей стране на сегодня установлены следующие памятные даты: 25 января – День российского студенчества; 5 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 12 апреля – День космонавтики; 19 апреля – День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи (1783 год); 26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; 27 апреля – День российского парламентаризма; 22 июня – День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны (1941 год); 29 июня – День партизан и подпольщиков; 28 июля – День Крещения Руси; 1 августа – День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов; 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом; 30 сентября – День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией (2022 год); 7 ноября – День Октябрьской революции 1917 года; 21 ноября – День Военной присяги; 3 декабря – День Неизвестного Солдата; 9 декабря – День Героев Отечества; 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/26/de...

18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст. Иеросхимонах Гавриил (1956). 27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст. Схимонах Архипп (1896). 28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст. Иеросхимонах Иоанн (1957). 1 октября ст. ст./14 октября нов. ст. Схимонах Иоанн (1890). 5 октября ст. ст./18 октября нов. ст. Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943–1958 гг. (1958). 6 октября ст. ст./19 октября нов. ст. Игумен Серафим (1956). 11 октября ст. ст./24 октября нов. ст. Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960). 12 октября ст. ст./25 октября нов. ст. Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891). 20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст. Иеромонах Феодосий (1850). 22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст. Послушник Андрей смиренный (1898). 5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст. Монах Досифей благоговейный (1874). 9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст. Иеросхимонах Иона (1960). 30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст. Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860). 1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст. Иеросхимонах Иларион (1957). 13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст. Схимонах Пантелеймон (1895). 19 декабря ст. ст./1 января нов. ст. Схиархимандрит Серафим (1976). 26 декабря ст. ст./8 января нов. ст. Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ 1.Принятые сокращения. АГР – архив Глуховского райисполкома. АУПЦ – архив уполномоченного по делам Православной церкви. АСЕУ – архив Сумского епархиального управления. АШР – архив Шалыгинского райисполкома. ГАБО – Государственный архив Брянской области. ГАКО – Государственный архив Костромской области. ГАСО – Государственный архив Сумской области. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОЛЧЕНСКОЙ... ПУСТЫНИ... – Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии, составленное игуменом Палладием по благословению преосвященного Ювеналия, епископа Курского и Белоградского. М., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси. IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно – в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст./2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст./6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст./9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст./10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст./11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст./28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст./2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст./3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст./7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст./25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст./26.12 н. ст.), – хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых.

http://pravoslavie.ru/108588.html

502 Тихон (Беллавин). Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1902й г.//Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского: 1898–1904 гг./Сост. A.B. Попов. СПб.: САТИСЪ, 2011. С. 336. См. также: Присоединение//АПВ, 1902, т. VI, 21, с. 454. 503 Из нашой жизни//Свет. Часопись для православных руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1902.– 24 октября (6 ноября). 505 Речь Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и СевероАмериканского, при освящении Сиро-Арабского храма в Бруклине//АПВ, 1902, т. VI, 22, с. 468. 506 Хотовицкий А.А. Торжество освящения православного Сиро-Арабского храма в Бруклине//АПВ, 1902, т. VI, 22, с. 470, 472. 508 См. о иером. Антонии: рапорт преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 3 июня (ст. ст.) 1902 г. за 76 (РГИА, ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4569, л. 2); отношение митр. Московского на имя товарища обер-прокурора от 19 июля (ст. ст.) 1902 г. за 482 (РГИА, ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4569, л. 6). 510 Очевидно святит. Тихон первый раз посетил Гарфилд весной 1901 года, когда Трехсвятительское братство только приступало к возведению православного храма. 511 7 См. рапорт преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 12 марта (ст. ст.) 1902 г. за 36 (РГИА, ф. 796, оп. 183, год 1902, д. 4514, л. 1–1 об.). 512 Антоний (Дорошук). К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Гарфильда – Пассайка//АПВ, 1902, т. VI, 23/24, с. 497–98. 513 Сумма расходов на приобретение участка земли и на построение вчерне этого храма составила 141 730 дол. 21 ц. [см.: Почтительнейший рапорт Председателя Комитета по построению Русского Православного храма в г. Нью-Йорке протоиерея Александра Хотовицкого Его Преосвященству Преосвященнейшему Тихону, Епископу Алеутскому и Северо-Американскому, Милостивейшему Архипастырю и Отцу, от 10 Мая 1903 г. за 74 (РГИА, ф. 799, оп. 25, год 1900, д. 736, л. 102). Представление Обер-Прокурора Святейшего Синода в Государственный Совет от 15 Августа 1903 г. за 19483, об ассигновании по финансовой смете Святейшего Синода 1904 г. единовременно 120000 р. в возврат равной суммы, заимообразно отпущенной Святейшим Синодом на постройку православного храма в Нью-Йорке (РГИА, ф. 799, оп. 25, год 1900, д. 736, л. 126)].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

326, ст. 6. Римл. 4 , зач. 86, ст. 5. Псал. 31 , ст. 1. Просветитель в сл. 4 в в Апостоле толк. на посл. к Римл. гл. 4, зач. 86. Лука 23, зач. 111, ст. 42 и 43. 1 Коринф. 15, зач. 160, ст. 22. Марк. 16 , зач. 71, ст. 15, Псал. 18 , ст. 5. Матф. 4 , зач. 7. от ст. 1 до ст. 7-го. Матф. 26 , зач. 108, от ст. 37 до скончания 44. Евр. 5 , зач. 311, ст. 7. †) Сборник л. 714, в толк. 47 ст. 2 сл. на Пасху Григория Богослова . Изложение 1-го вселенского собора. Изложение 2-го вселенского собора, согласно Еванг. от Иоанна, гл. 15, ст. 26 и гл. 16, ст. 7, зач. 52 и 58. Св. Иоанн Дамаскин , Афанасий Великий и Кирилл Александрийский . Стих воскресев на полунощницы. Григорий Синаят, Калист Катафигиат в добротолюбии. Святый Сельвестр папа Римский, Четь-минея Января 2-го, Свят. Петр Дамаскин в 1 книге. Псал. 8 от ст. 5 до 10. Евр. 2 , зач. 305, от ст. 6 10. Филипис. 2, от ст. 8 до 12. Св. Иоанн Дамаскин и прочии вышеознач. свят. учит. †) Четь-минея Декабря 9. ††) Маргарит в слове 2-м о непостижимом. Слово на зачатие Пресвят. Богородицы в Четии-минеи, Дек. 9. В том же слове. Песнь песней гл. 4. ст. 7, и гл. б, ст. 9. †) Псал. 144 , ст. 19. Соборн. 17, л. 227. ††) Петр. 1, зач. 64, ст. 15. 8 Ездра 15, ст. 8. 3Цар. 11 , ст. 12 и 13. Даниил 8, ст. 55. †††) Иоанн гл. 17, зач. 57, ст. 24. Святый Иоанн Дамаскин в сл. 1-я неделя поста, в Соборнике гл. 25, л. 323 на об. Соборный многосложный свиток св. отец восточн., числом 1455 подписавшихся в Соборн., гл. 28, л. 860, и Св.Иоанн Дамаскин в слове о иконах. Матф. 28 , зач.116, ст. 19. В книге св. Дионисия Ареопагита , чем крещение человеком. Четь-минея Окт. 8. †) Св. Златоуст в толковом Евангелии. на крещение Господне. ††) 2-й тропарь 1-й песни. †††) Римлянам 6, зач. 91, ст. 3, 4 и 5. Св. Максим Грек в 40 сл., тоже и во Псалтири со последованием в сл. о крестном знамении. В кн. Кормчей 8 пр. Св. Апостол и прочие вселенских соборов; таже в Великом Потребнике соборное изложение Святейшего Филарета Московского Патриарха л. 564 и 597. Иоанн 3, зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Архив Пн 27 апреля 2024 г. 10 декабря 2019 г. 12:41 10 декабря 2019 г. 11:37 10 декабря 2019 г. 10:40 9 декабря 2019 г. 20:05 9 декабря 2019 г. 13:53 9 декабря 2019 г. 12:28 8 декабря 2019 г. 13:40 7 декабря 2019 г. 17:10 6 декабря 2019 г. 20:25 6 декабря 2019 г. 10:43 5 декабря 2019 г. 23:12 2 декабря 2019 г. 16:46 1 декабря 2019 г. 14:47 1 декабря 2019 г. 12:17 30 ноября 2019 г. 14:37 Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43 . Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35 . В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие. На литургии Преждеосвященных Даров вход с Евангелием и чтение Евангелия. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня не поминаются). 28 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/news/232/page66...

Архив Пн 12 марта 2024 г. 19 апреля 2024 г. 12:14 16 апреля 2024 г. 12:36 11 апреля 2024 г. 11:36 5 апреля 2024 г. 11:22 28 января 2024 г. 12:11 26 января 2024 г. 13:08 22 января 2024 г. 14:54 22 января 2024 г. 12:34 27 декабря 2023 г. 19:25 14 декабря 2023 г. 12:15 5 декабря 2023 г. 13:40 1 декабря 2023 г. 18:10 30 ноября 2023 г. 10:23 29 ноября 2023 г. 13:57 24 ноября 2023 г. 17:33 Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/intersobor/1113...

Иоанн, архиепископ Брестский и Кобринский (Хома Лев Данилович) Дата рождения: 25 марта 1963 г. Дата хиротонии: 31 марта 2002 г. Дата пострига: 15 декабря 1992 г. День ангела: 17 декабря Страна: Белоруссия Биография: Родился 25 марта 1963 г. в с. Колбаевичи Самборского р-на Львовской обл. Украины в семье служащих. В 1982-84 гг. служил в рядах Советской армии. С февраля по август 1985 г. работал в Минском епархиальном управлении. В 1985-89 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании поступил в Московскую духовную академию . В 1990 г. назначен на должность секретаря-референта митрополита Минского и Гродненского. С августа 1992 г. преподавал в Минской духовной семинарии сектоведение, с 1993 г. — литургику. 15 декабря 1992 г. пострижен в монашество. 3 января 1993 г. рукоположен во иеродиакона, 20 июня — во иеромонаха и зачислен в клир домовой церкви в честь Собора Белорусских святых при Минском епархиальном управлении. В 1993 г. окончил экстерном МДА, 9 июня 1995 г. присуждена ученая степень кандидата богословия. В июле 1994 г. назначен секретарем Минского епархиального управления и настоятелем домовой церкви при епархиальном управлении. Ко дню Святой Пасхи 1995 г. возведен в сан игумена, 4 декабря — в сан архимандрита. 31 марта 2002 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска хиротонисан во епископа Борисовского, викария Минской епархии . 7 октября 2002 г. назначен на Брестскую кафедру . 20 ноября 2016 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом  возведен  в сан архиепископа. С 12 мая по 2 июня 2022 г. временно управлял   Пинской епархией . Образование: 1989 г. — Московская духовная семинария. 1993 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Епархия: Брестская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: E-mail: orthodox-brest@yandex.by Web-caйm: http://pravbrest.by Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245330...

   Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. — Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). «Если кто не родится свыше, — говорит Сам Спаситель, — не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). «Странное Рождество видевше, — воспевает посему Святая Церковь, — устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте». Предмет праздника и отношение его к жизни христианской    Праздник Рождества Христова, совершаемый Церковью 25 декабря (7 января н.ст.), установлен в воспоминание Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. — Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит апостол, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). «Если кто не родится свыше, — говорит Сам Спаситель, — не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). «Странное Рождество видевше, — воспевает посему Святая Церковь, — устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте». Начало праздника и его история    Праздник Рождества Христова получил свое начало в самые первые времена христианства. Он существовал в IV веке; ибо мы имеем многие беседы, говоренные на сей праздник отцами IV века. Существовал в III веке; ибо, по свидетельству Никифора, Максимиан в III веке сжег в Никомидии двадцать тысяч христиан, собравшихся в храм на праздник Рождества Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010