250 После мамлюкских гонений 1365–1366 гг., разоривших православные церкви Ближнего Востока, несколько восточных иерархов впервые отправились за милостыней на Русь. Русские источники упоминают приход в 1371 г. митрополита Германа из Палестины или Египта, а в 1375/6 г. – архимандрита Нифонта из Архангельского монастыря Иерусалима и митрополита Марка, ошибочно отнесенного к Синайскому монастырю. На самом деле митрополит Марк происходил, видимо, из Антиохийского патриархата. Более чем вероятно, что он тождественен антиохийскому патриарху Марку (1376–1378 гг.) 251 После Филофея Коккина контакты Константинополя и Дамаска быстро сворачиваются. Сохранились лишь случайные свидетельства об обмене грамотами. Например, в 1395 г. антиохийский патриарх Михаил II через своего посланника в Константинополе заявил о поддержке исихастской доктрины. 252 Александрийская церковь занимала маргинальное положение на Православном Востоке и реже фигурировала в источниках. Тем не менее имеется достаточно оснований говорить о ее смешанном, греко-арабском характере и строить предположения о том, что ее связи с греческим миром были теснее, чем у Иерусалима и Дамаска. Из-за малочисленности александрийского клира большая часть патриархов выбиралась из среды синайского монашества, которое было еще одним каналом греческого влияния. Иногда византийские церковные круги целенаправленно стремились приблизить богослужебную практику и церковные традиции Востока к греческим образцам. Так, крупнейший византийский канонист рубежа XII–XIII вв. Феодор Вальсамон, номинально занимавший в 1185–1203 гг. кафедру антиохийского патриарха, насаждал эту унификацию не только в своей Антиохийской церкви, но стремился также влиять и на александрийского патриарха Mapka II . Марк, рукоположенный в Константинополе, по прибытии в Египет обнаружил множество непривычных для себя обычаев и обрядов, бытовавших среди египетских мелькитов, и обратился к Вальсамону с рядом запросов о допустимости таких традиций. 253 Александрийский первосвятитель Николай II был избран в 1263 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом сам Новациан изменил свое прежнее мнение по вопросу о падших и стал требовать, чтобы падшие были навсегда исключены из Церкви. Так он стал главой партии ригористов, которые впоследствии стали называться по имени своего основателя – новациане 895 . Среди сторонников Новациана были отдельные члены Римского клира, исповедники, многие из которых впоследствии вернулись в лоно Церкви 896 . Для того, чтобы предотвратить уход своих сторонников, Новациан, по словам Корнилия, во время совершения Евхаристического приношения, раздавая Св. Причастие, заставлял людей клясться Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, что они никогда не покинут его и не перейдут к Корнилию 897 . Так же, как и Корнилий, Новациан рассылал общительные послания разным епископам, стараясь заручиться их поддержкой, что ему некоторое время и удавалось. Однако в конце концов по поводу раскола Новациана в Риме был созван большой собор из шестидесяти епископов, а также священников и диаконов, на котором было принято решение отлучить Новациана и его сторонников от Церкви, а падших братьев лечить целительным покаянием 898 . Свт. Киприан Карфагенский и Малоазийские епископы после некоторых колебаний также единодушно признали Корнилия законно избранным епископом Римским и отвергли Новациана 899 . О последующих годах жизни Новациана нам практически ничего не известно. По некоторым указаниям, содержащимся в его трудах, можно заключить, что они были написаны вовремя гонений Галла и Волюзиана (251–253 гг.), когда Новациан был вынужден покинуть Рим и разлучиться со своими последователями. Как сообщает церковный историк V века Сократ Схоластик , Новациан принял мученическую кончину вовремя гонений Валериана (257–258 гг.) 900 . По свидетельству Александрийского епископа Евлогия (580–607 гг.), в VI веке в распоряжении египетских новациан были мученические акты своего основателя, однако свт. Фотий отвергает их как подложные 901 . В этих актах Новациан представлен не как мученик, но лишь как исповедник. Кроме того, как сообщает Барселонский епископ Пациан, один новацианин, диакон Симпрониан, утверждал, что свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Col. 597B; р. п.: C. 284­285), учившими o смерти души до Воскресения, и привёл их к церковному учению. В своё кесарийское пребывание Ориген был свидетелем двух гонений против христиан. Одно разразилось по смерти Александра Севера (18 февраля 235 г.) при Максимине (235–237 гг.). В это время Амвросий и пресвитер кесарийский Протоктит были заключены в тюрьму и Ориген написал для них «Увещание к мученичеству» (Euseb. Hist. eccl. VI, 28//PG. T. 20. Col. 588AB; р. п.: C. 279). Πο позднейшему свидетельству свт. Палладия Еленопольского († 460) в «Лавсаике» (Pallad. Hist. Laus., 147//PG. T. 34. Col. 1251A; р. п.: гл. 128. C. 244) Ориген во время этого гонения два года скрывался в Кесарии Каппадокийской в доме одной девственницы Юлианы (235–237 гг.). Другое гонение разразилось при Декии (249–251 гг.) в 250 году. На этот раз Ориген был схвачен и подвергнут пыткам. Он прикован был к углу темницы с железными цепями на шее, много дней страдал он от растяжения ног «до 4-й степени» (Euseb. Hist. eccl. VI, 39, 5//PG. T. 20. Col. 600C–601A; р. п.: C. 286) и затем, будучи отпущен, умер от перенесённых страданий в 253–254 г., будучи 69 лет от роду, и погребен, по-видимому, в Кесарии (Euseb. Hist. eccl. VII, 1//PG.T. 20. Col. 640A; р. п.: C. 307; Phot. Bibl. Cod. 118). Впоследствии сохранилась легенда, что он умер и погребён в Тире (Hieron. De vir. illustr., 54//PL. 23. Col. 667B; р. п.: C. 291). Б. Литературная деятельность Оригена Ориген – самый плодовитый церковный писатель доникейской эпохи. По словам св. Епифания Кипрского он написал 6000 книг. Но уже блж. Иероним считал это число преувеличенным. Евсевий составил список книг Оригена , переписанных и собранных священномучеником Памфилом в Кесарийской библиотеке, и вставил этот список в своё жизнеописание Памфила (Euseb. Hist. eccl. VI, 32//PG. T. 20. Col. 502BC; р. п.: C. 282); в нём числилось до 2000 книг. Но жизнеописание это и список утрачены. Другой список сочинений Оригена , вероятно на основании Евсевия, составил блж. Иероним, чтобы показать, насколько христианский писатель превосходил самых плодовитых языческих писателей-латинян, [например, ] Марка Теренция Варрона и грека Дидима Александрийского . Каталог помещён был в послании к своей попечительнице Павле. Послание это сохранилось, хотя с пробелами, и содержит около 800 номеров. Наиболее полные фрагменты его открыты сравнительно недавно в качестве предисловия к латинскому переводу гомилий Оригена на Пятикнижие. Показания этого каталога понимаются на основании случайных упоминании у Евсевия и Иеронима, а также цитат библейских рукописей, текст которых позаимствован из сочинений Оригена (таков «Апостол» X в., открытый на Афоне Гольцем). При всём том в точности установить объём написанного Оригеном невозможно. Необычайная его продуктивность объясняется отчасти тем, что он большею частью просто диктовал свои сочинения скорописцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНА († 50-е гг. III в.), мц. Коринфская (пам. 16 апр.; пам. визант. 16, 17 апр.). Сведения о мученичестве И. содержатся в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.). В Синаксаре краткое Житие И. приведено под 17 апр., в Минологии Василия II - под 16 апр. Согласно этим источникам, И. приняла мученическую кончину после мч. Леонида и пострадавших с ним дев (см. в ст. Кодрат , мч., и др. мученики Коринфские). И. была родом из Греции. В один из пасхальных дней она вместе с др. христианами находилась в молельном доме. Об этом донесли правителю области; все собравшиеся были схвачены и доставлены в г. Коринф. И. допросили и заключили в темницу, затем она вновь предстала перед судом и подверглась мучениям (святой урезали язык и вырвали зубы). После пыток И. была усечена мечом. Традиционно датой кончины И. считается 258 г., на основании того что святая пострадала вскоре после мч. Кодрата и его последователей. Однако такая датировка не вполне обоснована. В различных редакциях Мученичества св. Кодрата упоминается имп. Деций , который правил в 249-251 гг. В Мученичестве авторства Никифора Григоры (BHG, N 358) речь идет только о Деции, а ,в 2 других (BHG, N 357 и AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 448-468) говорится также о Валериане (253-260). Однако в действительности Деций и Валериан не были соправителями, и один даже не был преемником другого. Но известно, что и при Деции, и при Валериане были периоды гонения на христиан (указ Деция относится к 250, 1-й указ Валериана - к 257). В таком случае кончину Кодрата и его последователей (в т. ч. И.) можно примерно датировать 50-ми гг. III в. Согласно Минологию имп. Василия II, в период гонений имп. Деция пострадала мать Кодрата, а не он сам (она была вынуждена бежать в горы от преследователей), святой же принял мученическую смерть, уже будучи взрослым, т. е. гораздо позже 258 г. В связи с тем что в текстах Мученичества Кодрата содержатся сведения о мч. Леониде и пострадавших с ним девах (однако И. среди них ни в одной из редакций не упоминается), ученые предположили, что празднование памяти И. 16 апр.- результат смешения почитания Коринфских мучеников и мц. Ирины, пострадавшей в Фессалонике вместе с мученицами Агапией и Хионией (память которых также отмечается 16 апр.; см. в ст. Агапия, Хиония и Ирина , мученицы Солунские (Иллирийские)).

http://pravenc.ru/text/673941.html

244. Иннокентий (Беляев), епископ. Слова и речи. В 2-х томах. СПб., 1907. – (535 с.). 245. Иннокентий (Борисов) , архиепископ. Сочинения. В 12-ти томах СПб., 1901. – (4079 с.). 246. Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит, св. Творения. (Слова и речи. Указание пути в Царствие Небесное. Православие в Америке, и др.). (Собр. И. Барсуков). В 2-х книгах. М., 1886–1887. – (805 с.) 247. Иннокентий (Смирнов) , епископ. Сочинения. В 3-х частях. СПб., 1845–1847. – (873 с.). 248. Иоанн (Петин), епископ. Собрание слов, бесед и речей. Полтава, 1873. – 360 с. 249. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Кронштадт, 1885. – 92 с. 250. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Беседы о блаженствах Евангельских. СПб., 1887. – 96 с. 251. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Беседы о Боге – Пресвятой Троице. О Боге Творце мира. О Боге -Промыслителе мира. Кронштадт. 1887. – 178 с. 252. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Великий Пост. (Репринт, изд.). М., 1991. – 173 с. 253. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Во славу Божию: Новые слова и поучения. СПб., 1903. – 224 с. 254. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Горе сердца! Из Дневника. СПб., 1906. – 134 с. 255. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Живой колос с духовной нивы. Выписки из Дневника за 1907–1908 гг. СПб., 1909. – 158 с. 256. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Из поучений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтскою Андреевского собора. («Доброе слово». Кн. 4). СПб., 1896. – 143 с. 257. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Моя жизнь во Христе. В 2-х томах. СПб., 1893. – (829 с.). 258. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Мысли о богослужении Православной Церкви: Мысли благоговейного христианина о Церкви или обществе верующих, о храме, о Литургии и о православном богослужении вообще. (Из Дневника). М., 1894. – 223 с. 259. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах. Репринт, изд. СПб., 1993–1994 гг. – (3957 с.). 260. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Поучения и слова на праздники Господа нашего Иисуса Христа. Кронштадт, 1888. – 221 с. 261. Иоанн (Сергиев), св. праведный. Поучения и слова, произнесённые в разное время в Кронштадтском Андреевском соборе. Вып. 4-й и 12-й. Кронштадт, 1888–1889. – (312 с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

На богословской сцене к этому времени произошли некоторые изменения. Несмотря на то, что после ряда Константинопольских соборов 1341–1347 гг. паламитское учение было признано выражением Православия, а еретики Варлаам и Акиндин были осуждены (оба они умерли в 1348 г.), появились новые антипаламиты – Феодор Дексий 249 , Матфей Эфесский и Никифор Григора, а их оппонентами стали свт. Григорий Палама , Иосиф Калофет и свт. Филофей (Коккин). В связи с этой полемикой, свт. Филофей с момента своего прибытия в Константинополь и, вероятно, до лета 1351 г. успел написал 14 глав против ереси Акиндина и Варлаама. Имп. Иоанн VI Кантакузин созвал новый собор, который проходил с 27 мая 250 по июль 1351 г. 251 «во Влахернском дворце в одном из залов triclinium’a, построенного Алексием Комнином, стены которого были украшены изображениями вселенских соборов» 252 . На этом соборе свт. Филофей играл значимую роль. В ходе работы собора были подтверждены решения предыдущих исихастских соборов, и свт. Филофей вместе с Нилом (Николаем) Кавасилой составили соборный томос 253 , который 15 августа 1351 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, был торжественно зачитан на богослужении в Святой Софии. Список из 6 анафем и 6 «вечных памятей» этого томоса был включен потом в Синодик Торжества Православия. С окончанием собора 1351 г., однако, спокойного времени для свт. Филофея не наступило: богословские споры сменились политическими и военными невзгодами. Вообще период с 1351 по 1354 гг. «оставил существенный след в душе Филофея» 254 . В то время, как святитель находился в столице, 25 октября 255 1351 г. морская экспедиция в составе 60 генуэзских галер во главе с адмиралом Паганино Дориа напала на Ираклию Фракийскую, 256 в результате чего было убито и взято в плен множество жителей, город захвачен и разорен, разграблены и осквернены храмы. Отсутствие свт. Филофея в Ираклее во время ее захвата было спасительным для жизни не только самого святителя. Узнав о трагедии, он стал энергично организовывать мероприятия в поддержку своей Ираклейской паствы: искал финансовую помощь у жителей Константинополя для выкупа пленных и помощи им, а также не раз отправлялся в генуэзскую крепость в Галате для ведения переговоров о выкупе узников, что представляло немалую угрозу для его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

251. Из Iepa kathchsiz. Kwnotantinoupoliz. 1861 г. 252. В лавре хранится его завещание — Diaqgkh. 1363 г. 253. Патриарх 3-й сего имени патриаршествовал с 1354 г., а тогда находился в лавре. 254. Патриарх Филофей, сам бывший игуменом Лавры св. Афанасия до 1347 года. Особенно благоволил к этой Лавре, понятно поэтому, что и распоряжения сего патриарха были с уважением исполняемы в Лавре. 255. И Каллист, и Филофей восходили на престол по дважды: в которое из них патриаршествований (1350–1376 гг.) случилось это, — в источнике не показано. Судя, однако, по обстоятельствам, событие произошло при первом патриаршествовании Святейшего Филофея (1354–1355 гг.). 256. Из Neon Martirologon. 257. С рукописи Ватопедского монастыря. 258. Евдоким — слово греческое, оно означает «прославленный», или «данный по благоволению», что ближе всего подходит к этому событию, в котором Бог благоволил прославить сокровенного Своего угодника. 259. Афоне, как известно, каждое тело, по истечении трех лет, вырывается из земли; оставшиеся кости от сгнившего трупа омываются и потом складываются в особо устроенное здание, которое и называется усыпальницей или гробницей. При усыпальнице всегда бывает церковь. 260. В Ватопеде тогда же составлена и отдельная служба сему святому угоднику Божию, которая и совершается ежегодно 5 октября. 261. Из Neon Leimonarion. 262. Жития свв. росс. Ц., октябрь. 263. Смирнов, прот. «Ученики препод. Сергия Радонежского». Душепол. чт. 885, ч. 2. 264. Послание афонцев к императору Михаилу Палеологу находится в рукописях во многих библиотеках святогорских обителей. Оно напечатано в изд. И. Ак. Наук «Истории Афона» еп. Порфирия (см. ч. III, отд. 2, 5, стр. 622–633), Спб. 1892. — Еп. Порфирий относит это послание к 1272 году. С более исправным текстом помещено оно в книге: Dokimion iotorikon peri tou scismatoz thz Dutikhz Ekklhsiaz apo thz Orqodoxou Anatolikhz, Kallistou Blastou agioreitou. Aqhnai. 1896, стр. 97–111. 265. Исповедание это напечатано еп. Порфирием в его книге «История Афона», изд. И. Ак. Наук (см. ч. III, отд. 2, стр. 644–645), Спб. 1892. А русский перевод его см. там же, ч. III., отд. 1, стр. 13–114. См. также в упомянутой книге — Dokimion istorikon… Kallistou Aqhnai. 1896. Стр. 113–114. О смерти Михаила см. «Странник» 1889 г., т. 2, стр. 179–181.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

248 Сендерович С. С. Владимир: к мифопоэзису//ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 300–313; Титмар Мерзебургский//Свердлов М. Б. Латиноязычные источники... С. 62, 66; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные... С. 136, 141. 249 Библиографию вопроса и аргументацию см.: Литаврин Г. Г. Указ. соч. С. 154–213; Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 281–291; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. СПб., 2003. С. 237–239. 250 Мусин А. Е. Погребальный обряд Древней Руси. (Письменные источники и археологические реалии)//Археология, история, нумизматики и этнография Восточной Европы. СПб., 2004. С. 117. 251 Noonan Т. Why Dirhams First Reached Russia: the Role of Arab-Khazar Relations in the Development of the Early Islamic Trade with Eastern Europe//Archivum Eurasiae Medii Aevi. 19 314. P. 151–282. 252 Кропоткин В. К. К топографии кладов куфических монет IX в. в Восточной Европе//Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 111–117; Щавелев С. П. Клады арабского серебра в Курском Посеймье//Клады. Состав, хронология, интерпретация. Материалы тематической научной конференции. СПб., 2002. С. 144–149. 253 Noonan Т. S. The First Major Silver Crisis in Russia and the Baltic. P. 875–900//Hikuin. 1985, 11. P. 41–50; Нунан T. Торговля Волжской Булгарин с Саманидской Средней Азией в X в.//Археология, история, нумизматика и этнография Восточной Европы. СПб., 2004. С. 256–313. 254 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956. О подчинении Киева хазарам до 930-х гг. пишет С. Франкли н: Франклин С., Шепард Дж. Начало Руси (750–1200). СПб., 2000. С. 15–110. 255 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье в IX-X вв. М., 1967. Т. 2. С. 85–87; Петрухин В. Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии//ДГ за 1999 г. М., 2001. С. 130–131. 256 Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времени Святослава//ДГ за 1975 г. М., 1976. С. 90–101. 257 Лев Диакон. История. М., 1988. С. 43–45 и прим. к ним; Иоанн Скишца. Синопсис историй//Там же. С. 121–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 250 «Боже мой! Положи их, яко коло.. Ты един Вышний по всей земли». – Пс. 82:14 – 19 , «Ненавидящий Сиона да будут... усечением вечных мук». – Ср.: Пс. 128:4 – 6 . Л. 251 «Аще, – рече, – сим не накажетесь... Тогда смирится сердце непокориво». – Лев. 26:23 – 41 . «Не спасется, – рече, царь... во множестве силы своея не спасутся». – Пс. 32: 16–17 . ...яко не укрепляется муж крепостию... – Ср. Иер. 9:23 . Л. 252 «Ты еси сам, царь мой и Бог мой!.. и о имени Твоем исповемыся е век». – Пс.43:5 – 9 . Сего ради и Бог отрину и посрами тя... и быхом в притчю во языцех и покиванию в людех, – Ср.: Втор. 28:25, 31, 33, 37 . ...егда украде Ахарь от возложения Господня сосуд злат... Дóндеже умоли Господа. – Ср. Иис. Н. 7:1, 2, 5, 20, 21. Л. 253 ...везде плачь и сокрушение, везде стенание и воздыхание, и несть никово веселящася во Днех сих. – Библейская реминисценция; ср.: Ис. 29:2 ; Иер. 31:15 ; Пл. 2:5; Иез. 2:10 . ...яко бы вход великий творити во святый олтарь... – Во время литургии священники совершают два входа: малый и великий. Во время первого – на престол выносится Евангелие; во втором – Святые Дары. Перенесение Святых Даров для дальнейшей подготовки их ко святому причащению символизирует перенесение тела Христова от Голгофы до места погребения. ... святаго Петра митрополита... – Петр, митрополит всея Руси (ум. 1326 г.), первый московский епископ и первый московский святой; рукоположен в митрополита в 1308 г. константинопольским патриархом Афанасием. Л. 254 ...аще тебя не послушает, то аще кто и от нас бы явился, не послушает. – Ср.: Лк. 16:31 . ...окольничему Родиону Матфеевичю Стрешневу... – В боярских книгах Родион Матвеевич Стрешнев упоминается как стольник в 1636 г. и 1640 г., как окольничий с 1658 г., а с 1676 г. как боярин; умер в 1687 г. – Указатель 1853, 394. При царе Алексее Михайловиче Р.М. Стрешнев принимал участие в управлении несколькими приказами: в 1657 – 1663 гг. Большого прихода, в 1660 – 1662 гг. Владимирской и Галицкой четвертей; в 1663 – 1680 гг. Сибирского – Богоявленский 1946, 298 – 299.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

460 Послания Иосифа Волоцкого /Подг. текста А.А. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 152. О данном священнодействии см.: Иннокентий архимандрит. Пострижение в монашество. Опыт историко-литературного исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в Греческой и Русской Церквах до XVII века включительно. Вильна, 1899. 462 См. об этом: Флоренский П., свящ. Священное переименование. Изменение имен как внешний знак перемен в религиозном сознании. М., 2006. С. 341–351. 463 Филарет архиепископ (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 574. 470 Там же. О названном старце см.: Макарий архимандрит. Старец Мисаил (Сукин)//Альфа и Омега. М., 2003. С.181–187. 471 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 562. Миниатюры о последних днях жизни и пострижении князя Василия III см.: Лицевой летописный свод XVI века. Русская лето писная история. Кн. 19:1528–1541 гг. М., 2010. С. 348–354. 472 Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III///ТОДРЛ. Т.25: Памятники русской литературы X–XVII вв. М.; Л., 1970. С. 115. 477 Там же. С. 569. См. о ней: Филарет архиепископ (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. СПб., 2008. С. 713–714; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 150–161. 478 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 87. О последующей стадии развития этих слухов см.: Ионина Н.А. Суздаль. История. Легенды. Предания. М., 2009. С. 251–253. 482 Там же. С. 134. См. также: Турилов А.А. Владимир//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 648. Известен и аналогичный пример из истории Великого княжества Литовского, когда сын монах после убийства отца-князя «сложи собя иноческия ризы, но правила иноческаго никако же остави». Наказав убийц отца, «паки возвратися во Святую Гору» (Охотникова В.И. Повесть о Довмонте. Исследование и тексты. Л., 1985. С. 212). 484 Лицевой летописный свод XVI века. Русская лет описная история. Кн. 4:1205–1216 гг. Μ., 2009. С. 142. 485 Лицевой летописный свод XVI века. Кн. 4:1205–1216 гг. М., 2009. С. 143. Позднее об этом вспоминал царь Иоанн Грозный в первом послании князю А. Курбскому (Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подготовили Я.С. Лурье и Ю.Д. Рыков. М., 1981. С. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010