248 . – Заставы от Москвы до Смоленска и Могилёва (ок. 1657 г.). Чтения 1901 г., кн. I, стр. 1. 249 . – О доме князя Н. Я. Львова, впоследствии Мусиной-Пушкиной, в Москве на Смоленской улице (Арбате). 1649–1658 гг. Там же, кн. I, стр. 1–2. 250 . – Об освобождении от холопства и отдаче в государеву службу пленных поляков. 1657 г. декабря 22–24. Там же, кн. I, стр. 2–4. 251 . – Грамота царя Алексея Михаиловича думному дворянину А. Л. Ордину-Нащокину о посылке к нему тайной азбуки, 1660 г. июля 28. Там же, кн. I, стр. 15. 252 . – История Русской церкви. Период первый, Киевский или домонгольский. Том I, половина первая. Издание второе, исправленное и дополненное. Е. Е. Голубинского . (Напечатано под наблюдением С. А. Б.) Там же, кн. III, стр. I–XXIV+1–968. 253 . – О цветах кафтанов Московских стрельцов XVII в. Там же, кн. IV, стр. 31–32. 254 . – Протоколы заседаний Императорского Общества Истории и Древностей Российских за 1900 г. Там же, кн. I, стр. 1–16. 255 – 258 . – Напечатаны под его наблюдением: Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских 1901 г., кн. I–IV. 1902 г. 259 . – Посольский приказ. (Исторический очерк, написанный по поручению Министерства Иностранных Дел). В полном виде напечатано было 15 экземпляров (в лист, стр. 1–30; корректурные оттиски). В сокращении вошло в «Очерк истории Министерства Иностранных Дел. 1802–1902 гг.». Спб. 1902 г., стр. 1–34. (Ср. 366). 260 . – Обзор внешних сношений России (по 1800 г.), составленный Н. Н. Бантышем-Каменским. (Сокращённое известие о взаимных между российскими монархами и европейскими дворами посольствах, переписках и договорах, хранящихся Государственной Коллегии Иностранных Дел в Московском Архиве собранное и по алфавиту государств расположенное действит. статским советником Николаем Бантышем-Каменским). Часть четвёртая: Пруссия, Франция и Швеция. Указатель ко всем 4 частям, составленный С. К. Богоявленским. М. 1902 г., стр. I–VIII+1–463+1–8. Издана под наблюдением С. А. Б–ва. Его дополнения стр. 258–267.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Нет, отвечают сторонники социального истолкования науки, особенно представители более крайних вариантов «сильной программы». Природа не дает нам схему исследования. И виды задаваемых нами вопросов, и типы объяснений, к которым мы стремимся, и даже критерии рациональности, которые мы используем, социально обусловлены. Модели зачастую возникают за пределами науки, как, например, в истории с Дарвином, случайно прочитавшим Мальтуса. Теории не определяются данными, с этими же данными могут согласовываться различные теории. Когнитивные и интеллектуальные интересы ученых влияют на модели их мышления. Личные мотивы, вроде профессионального признания или получения исследовательских грантов, способствуют тому, что ученые хотят работать в рамках господствующей парадигмы. Институты и отдельные исследователи могут предпочитать одну теорию другой. Быстрое принятие определенных теорий и сопротивление принятию других объясняется сложными социальными, политическими и экономическими причинами. Такой культурный релятивизм простирается значительно дальше того, о чем писал Кун 251 . Сторонники этих взглядов представляют результаты многочисленных социологических исследований, зачастую основанных на тщательном историческом анализе. Так, ньютонова физика достаточно быстро получила признание, поскольку механистические взгляды на природу исключали пантеистическую и оккультную философию, связанную с алхимией и астрологией. Предложенная Максвеллом электромагнитная теория эфира была признана, поскольку она казалась противоядием от материалистической философии 252 . Один автор полагает, что неопределенность в квантовой теории в Веймарской республике отразила влияние романтизма и анархизма послевоенной Германии 253 . Изучение научных диспутов показывает, сколь сложными были причины, по которым одной теории оказывалось предпочтение перед другой, когда доказательства были двусмысленны. Одним из таких примеров может служить теория кварков в физике в 1974–1976 гг. после открытия J/Ψ частиц 254 . Такие разнообразные описания внешних воздействий на науку служат ценными коррективами «внутренних» взглядов автономной и рациональной научной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

11. Славянский мир Славяне вышли из-за кулис европейской истории на ее авансцену в VI столетии, когда начался их натиск на границы Римской империи на Балканах, но бурная экспансия славянских племен в направлении на север, запад и восток восходит к предыдущему веку. Воспользовавшись грандиозными переменами на этниче­ской и политической карте центральной Европы, славяне зани­мали земли, оставленные их соседями германцами, бросившими­ся на поиск лучшей жизни в пределах империи, которая в своей западной части оказалась в параличе. Упоминания славян в литературных памятниках до эпохи свя­того Юстиниана редки, но они все-таки существуют: хотя и под иным именем – венедов – славяне присутствуют уже в «Есте­ственной истории» Плиния Старшего и в «Географии» Птолемея, который, возможно, упоминает славян и под их собственным именем, если, конечно, именно к ним относится употреблен­ный им по отношению к соседям венедов этноним «ставане», а также в «Германии» Тацита: «Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю... Неопрят­ность у всех, праздность и косность среди знати... Венеды пере­няли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, пото­му что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевыва­ет их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне» 1206 . Тацит отличает венедов от действительных германцев – певки­нов, или бастарнов, но, рассуждая об их возможной принадлеж­ности к числу германских или сарматских народов, справедливо усматривает в их образе жизни большую близость к германцам. В титулатуру соправителя и сына Галла императора Волусиана, правившего вместе с отцом в 251–253 гг., входило наиме­нование его «Венедским», которое усвоено было ему за одну из одержанных им побед. Северные соседи славян, финны и эстон­цы, называют славян вендами, точнее говоря, ввиду особенно­стей угро-финских языков – вэнэ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

—464— сей, ни в Иерусалиме будете покланяться Отцу; но грядет час и ныне есть, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо и Отец – таковых ищет поклоняющихся Ему: Дух Бог, и поклоняющимся Ему в духе и истине должно покланяться“ ( Ин.4:21–24 ). А размышляя правильно, приходим к такому заключению, что и святые ангелы отличаются таким же служением Богу и как бы некое духовное копьеношение приносят Богу поклонение. Так Дух, когда повелевает небожителям воздавать Первородному и Единородному божескую честь, говорит: „и да поклонятся Ему все ангелы Божии“ ( Втор.32:43 ). Но и божественный Псалмопевец призывает нас к этому в словах: „придите, поклонимся и припадем Ему“ ( Пс.94:6 ). Не трудно бы было говорит об этом много и долго. Но, полагая подобающую меру слову, воздержимся в настоящий раз от приведения изречений Писания. Впрочем, напомним еще о том, что прежний слепец прекрасно выполнял образ богослужения язычников, полагая поклонение рядом с исповеданием веры. 9:39. И рече Иисус: на суд. Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящий слепи будут. Изъясняя нам причину Своего явления в этом мире, Христос говорит словами Исаии: „Дух Господень на мне, Коего ради помазал Меня, благовестить нищим послал меня, проповедать пленным отпущение и слепым прозрение“ ( Ис.61:1 ). И в другом месте говорит: „Глухие услышьте и слепые прозрите (чтобы) видеть“ ( Ис.62:18 ). Если таким образом высказывает, что Он рукоположен Отцом и Богом ради той причины, чтобы про- (Продолжение следует). Смирнов С.И. Кто совершал таинство покаяния в Древней Церкви? 1184 //Богословский вестник 1906. Т. 1. 4. С. 607–638 (3-я пагин.). (Продолжение.) —607— Покаянный пресвитер. – Сравнение покаянного пресвитера с духовным отцом.–Вопрос о ближайших преемниках покаянного пресвитера по взглядам проф. Павлова и проф. Суворова. – Епископ как совершитель тайной исповеди. – Примеры совершения покаяния пресвитерами в период вселенских соборов. – Выводы. Совершенно в другом направлении разрабатывалась тайная исповедь и её орган на практике высшими представителями церковной власти. Первое свидетельство об её определенной постановке в церкви мы имеем в известном рассказе церковных историков Сократа и Созомена об уничтожении должности покаянного пресвитера в Константинополе. Сократ рассказывает: „после того, как новациане отделились от церкви (250–253) и не хотели иметь общения с падшими во время Декиева гонения (249–251 гг.), епископы присоединили к церковному чину пресвитера-духовника (точнее: пресвитера для покаяния, покаянного пресвитера – π τς μετανοας πρεοβτερος), чтобы падшие после крещения исповедовали грехи свои пред нарочно для сего поставленным священником“. Хронологическая дата, указанная Сократом, очень вероятная, однако не всеми принимается. Созомен склонен выводить происхождение покаянного пресвитера с самого начала церкви, но это гораздо сомнительнее 1185 . Оба историка дают знать, что долж-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

251 Скочи отъ нихъ лютымъ звремъ въ плъночи изъ Бла-града, обсися син мьгл… – В 1069 г. против Всеслава пошли походом Изяслав и польский король Болеслав. Всеслав выступил против них вместе с киевлянами. Но еще до встречи с войском Изяслава и Болеслава, по неясным для нас причинам, Всеслав принужден был бежать ночью из Белгорода тайно от киевлян (см. «Повесть временных лет» под 1069 г.). Следовательно, «они» – это киевляне. 252 …утръже вазни с три кусы: отвори врата Новуграду… – Мы принимаем здесь деление на слова, предложенное Р. Якобсоном. Однако перевод, им предлагаемый («знать, трижды ему довелось урвать по куску удачи»), кажется нам неудачным, так как образность его («куски удачи» и пр.) в древнерусской литературе не встречается и не соответствует образности «Слова». 253 …разшибе славу Ярославу… – С именем Ярослава Мудрого в древнем Новгороде Великом связывались представления о начале новгородской независимости. 255 На Немиз снопы стелютъ головами… – Немига – небольшая река, на которой стоял Минск (сейчас этой реки нет). На Немиге Всеслав потерпел поражение от трех сыновей Ярослава: Изяслава, Всеволода и Святослава. 256 …а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше… – То убегая от погони, то стремясь захватить города, то отстаивая свою вотчину, Всеслав действительно носился, как волк, по всей Русской земле. Есть прямое свидетельство быстроты передвижений Всеслава. Владимир Мономах говорит в своем «Поучении», что он гнался за Всеславом (в 1078 г.) «о двою коню» (то есть с поводными конями), но не смог нагнать его (см. стр. 156). 257 …великому Хръсови… – Хорс – славянский языческий Бог, по-видимому, Бог солнца. Следовательно, слова «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» означают, что Всеслав «рыскал» до восхода солнца. 258 Тому въ Полотьск позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыев звонъ слыша. – Здесь, по-видимому, имеется в виду следующее: Всеслав сидел в Киеве в заключении (в «порубе»), в то время как в родном его Полоцке его считали князем и поминали как князя в церковных службах (1067–1068 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Есть ли непререкаемые данные о годе крестной смерти Христа? В Евангелии и Символе Веры мы определенно читаем, что Он распят при префекте Пилате, причем то же утверждает и Тацит. 249 Отсюда совершенно ясно, что Распятие при Понтийском Пилате 250 и первосвященниках Анне и Каиафе 251 не может быть вне интервала 28 — 33 гг. н. э. Из них три года 28й, 31й и 32й – исключаются хронологически. В эти годы крестная казнь в пятницу не могла быть совершена ни 14-го, ни 15-го нисана, потому что в то время четырнадцатое нисана падает на дни от субботы до вторника, а пятнадцатое число – от воскресенья до среды. Методом исключений мы приходим к выводу, что год страданий Господних следует искать в 29м, 30м и 33м, но чтобы выбрать между ними один, настоящий год Распятия, нужно обратиться к другим источникам. Непосредственного предания о годе крестной смерти Спасителя не сохранилось. Апостолы могли сказать, что Воскресение Христа было 16-го нисана, но для римлян эта дата непонятна, а первые христиане не считали нужным переводить ее на римское счисление времени. Апостолы служили воскресшему Спасителю, а не научной любознательности. В то время, чтобы точно передать время смерти Богочеловека, нужно было навести справку в претории, где по-римски мог быть записан день осуждения Христа на крест. Однако наместник Пилат в подвластной ему области мог считать смертную казнь в пределах своих полномочий, а потому и не давать распоряжения о составлении особого акта. Если же современники не записали эту дату, то последующие поколении могут лишь высчитать этот день… 252 Год Воскресения Спасителя можно опознать по консульствам 253 , годам правления императора, или но счету от какой-либо особой эры, употреблявшейся на Востоке. 254 Кроме того, следует учесть, что начало римского года было не одинаково: в разные времена считали то с марта, то с января, а у евреев начало года не совпадало ни с римским ни с греческим. Поэтому при переложении на римские годы греческих и еврейских дат нет точного соответствия в месяцах, а отсюда – не полная точность и в обозначении годов, и даже некоторое различие у самих писателей и хронологов. 255

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Для художественного осмысления современной ему действительности поэт использовал сюжеты, заимствованные из античности, восточной поэзии, европейского средневековья. И. В. Киреевский дал высокую оценку творчеству Гёте в рецензии « " Фауст». Трагедия, сочинение Гёте» (см.: Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. Т. 2. С. 128–131). Характеристику позднего Гёте находим в статье И. В. Киреевского «Обозрение современного состояния литературы»: «В последнюю эпоху его жизни большая часть поэтических случаев, возбуждавших его вдохновение, были придворный бал, почетный маскарад или чей-нибудь день рождения. Судьба Наполеона и перевернутой им Европы едва оставила следы во всем собрании его творений. Гёте был всеобъемлющий, величайший и, вероятно, последний поэт жизни индивидуальной, еще не сопроникнувшейся в одно сознание с жизнию общечеловеческою» (Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 122). 250 Шарль Морис Талейран-Перигор (1754–1838) – фр. политический деятель. Занимал пост министра иностранных дел в 1797–1807-м, 1814–1815 гг. при Директории (Директория – орган власти во Франции с октября 1795-го по ноябрь 1799 г.), в период консульства и императорства Наполеона. В 1814 г. активный участник низложения Наполеона и возведения на престол короля Людовика Восемнадцатого. 251 Луи Филипп Бурбон (1773–1850) – фр. король. Во время Июльской революции 1830 года был возведен на престол. Свергнутый в результате Февральской революции 1848 года, бежал в Англию. 252 Понятия мира, общины, общинного землепользования – ключевые в историософии славянофилов. Их изложение см. в статье П. В. Киреевского «О древней русской истории (письмо к М. П. Погодину)» (Москвитянин. 1845. 3, отд. «Науки». С. 11–46). 253 А. С. Хомяков об отношении обычая и закона пишет так: «Сличение всех памятников, если не ошибаюсь, приведет нас к тому простому заключению, что прежде, как и теперь, было постоянное несогласие между законом и жизнию, между учреждениями писаными и живыми нравами народными. Тогда, как и теперь, закон был то лучше, то хуже обычая и, редко исполняемый, то портился, то исправлялся в приложении. Примем это толкование как истину, и все перемены быта русского объяснятся. Мы поймем, как легко могли измениться отношения видимые, и в то же время будем знать, что изменения редко касались сущности отношения между людьми и учреждениями, между государством, гражданами и Церковью» (Хомяков А. С. О старом и новом. С. 363). 254 Общественный договор – важнейшее положение такой теории происхождения государства, согласно которой оно, государство, возникло путем отказа отдельных лиц от своих прав в пользу общественной власти. Теория «общественного договора», впервые выдвинутая в начале XVII в. нидерл. юристом и общественным деятелем Гроцием, получила распространение в эпоху буржуазных революций благодаря фр. просветителям. Один из трудов Ж.-Ж. Руссо так и назывался: «Общественный договор» (1762).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Название «И.» (Τυπικ τς γιωττης καθολικς κκλησας) в древнейших визант. Псалтирях X-XI вв. стоит также перед собранием песнопений литургии - «Единородный Сыне», херувимская песнь, Символ веры, «Ныне силы» на литургии Преждеосвященных Даров, молитвы после причащения и др. молитвы и песнопения, связанные с литургией ( Диаковский. 1913. С. 278-279; Parpulov G. R. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004. Vol. 2. P. 400. Append. C1). И. в Студийском уставе В различных редакциях Студийского устава И. как самостоятельное последование полагается исполнять после литургии и 9-го часа - об этом говорится и в к-польском Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 276), и в зап. (афоно-южноитал.) версиях Студийского устава (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.; см.: Arranz. Typicon. P. 6). Эта же студийская практика засвидетельствована и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., следующем традиции малоазийских монастырей, однако здесь указано петь И. в келлиях ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 603). После 9-го часа И. совершались и в тех случаях, когда не было литургии (только в этом случае Евергетидский Типикон предписывает петь их в храме). Когда И. совершаются в храме, они начинаются с заповедей блаженств ( Пентковский. Типикон. С. 237, 240, 249, 251, 276; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 514; Arranz. Typicon. P. 80, 96, 192). В нек-рых случаях И. исполнялись перед литургией: согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, такой порядок соблюдался в день Пасхи ( Пентковский. Типикон. С. 257). Пение И. перед литургией в день Пасхи упоминается в серб. Служебнике 2-й пол. XIV в. РНБ. Погод. 37 (см.: Диаковский. 1913. С. 271) и в послании митр. Московского свт. Киприана к игум. Афанасию, 1390-1405 гг. (РИБ. Т. 6. Стб. 253). В Часословах, связанных с богослужением по Студийскому уставу (см.: Слива Е. Э. Часословы студийской традиции в слав. списках XIII-XV вв.//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 91-106), И. включены в общее последование «обедницы», куда входят также часы 3-й, 6-й и 9-й; от 9-го часа И.

http://pravenc.ru/text/293900.html

Имп. Маврикий. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. V–VI вв. [Флавий Маврикий Тиверий; греч. Θλβιος Μαυρκιος Τιβριος; лат. Flavius Mauricius Tiberius] (14.08.582 - 21.11.602). М.- сын Павла, выходец из состоятельной греч. семьи. Семья М. приписывала себе знатное рим. просхождение, но в реальности, вероятно, имела арм. корни ( Charanis. 1965). М. появился в К-поле примерно в кон. 60-х гг. VI в. при дворе имп. Юстина II (565-578) и стал секретарем Тиверия , комита экскувиторов (начальник дворцовой стражи; император в 578-582). В дек. 574 г., после того как Тиверий был провозглашен соправителем имп. Юстина II, М. занял пост комита экскувиторов. В кон. 577 г., когда реальная власть в К-поле перешла к Тиверию, М. был назначен комитом Востока и возглавил визант. армию в войне против Персии, к-рая велась с 571 г. Первоначально его ставка находилась близ Кесарии Каппадокийской , в родных для него местах. Действия М. на востоке были в основном успешными, определившими постепенный переход инициативы в военных действиях от персов к византийцам. Летом 578 г. М. возглавил поход в персид. приграничную провинцию Арзанену, овладел неск. крепостями, переселил оттуда христиан на Кипр. В 579 г. осаждал крепость Хломарон в Арзанене (близ совр. Малабади, Юго-Вост. Турция), но успеха не добился. Летом 581 г. одержал победу над персами у крепости Монокарт (ныне Кызылтепе, Юго-Вост. Турция), причем в сражении был убит персид. полководец Тамхосров. Осенью 581 г. М. праздновал триумф в К-поле, в честь побед Монокарт был переименован в Тивериополь ( Theoph. Chron. P. 251-252). Весной следующего года в связи с болезнью имп. Тиверия М. был вызван в К-поль; 5 авг. 582 г. был провозглашен кесарем, 13 авг., за день до смерти Тиверия, был коронован Тиверием во дворе Трибунала Большого дворца в К-поле. Вскоре после коронации М. женился на дочери имп. Тиверия Константине ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 22, VI 1; Theoph. Chron. P. 252). Соправителем М. остался Герман, женатый на Харито, сестре жены М., и провозглашенный кесарем еще при жизни Тиверия в 582 г., однако его влияние на политику М. было незначительным. Формирование правительства М. завершилось его вступлением в должность консула, которое состоялось 25 дек. 583 г., хотя по традиции консулат начинался 1 янв. ( Theophyl. Sym. Hist. I 12; Theoph. Chron. P. 253).

http://pravenc.ru/text/2561152.html

2803 польск. przeony –высокопоставленное лицо (здесь – церкви), прелат (лат. praelatus– предпочтенный, поставленный над кем-либо); 2827 под послушанием и благословением (польск. pod posuszeslwem dobrorzeczestwem, в лат.: sub benediction mea); 2855 высокопоставленное лицо (здесь – Церкви, прелат, польск. przeloony); улучшить (польск. polepszyc); 2878 ...сложен от четырех состав.... – Подразумевается, что человек сложен из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды. Это представление отражено в апокрифе «О сотворении Адама», появившемся в русской литературе в XII в. в составе апокрифической «Книги Еноха» и позже в апокрифической «Беседе трех святителей». Библейская легенда, вкратце сообщающая, что «создал Господь Богчеловека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ), в апокрифе превращается в указание четырех элементов, из которых создай Адам («...имат от огня теплоту, а от воздуха студеньство, а от земли сухоту, а от воды мокроту»), а затем – как вариант («инде пишет») – указывается 8 частей, от которых был создай Адам (см.: наст. изд., т. 3, с. 92). 2893 с удовольствием смотрит на дерево (в С.: па drzewo rado patrzy, в Б. слово «rado» опущено), в переводе с лат.: все норовит смотреть на верхушки деревьев; 2907 ...срацыни обещанием Махметовым... – Сарацины (т. е. мусульмане) обещанием (т. е. учением) Магомета.. 2914 ...о богатых так написано: «Где суть сильные света сего, которые со псы и со птицы игрывали? Помроша и во ад снидоша». – Источник не найден. 2927 Галлус, король велми мудрый и можный... – В латинском тексте Галл; возможно, что подразумевается император Требониан Галл (251–253 гг.). 2947 Король некоторой Данайской... – В латинской версии «Римских Деяний» король датский, в польск. Danajski, в Б. Danianski (вар. Dananski). 2948 ...ко трем королем, которые... приехали до Иерусалима и Христу... дары своя принесоша. – Имеется в виду библейская легенда о трех восточных царях (или волхвах, мудрецах), которые, путеводимые звездой, пришли поклониться новорожденному младенцу Христу, принеся ему в дар золото, ладан и смирну (см.: Мф.2:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010