58 (207). Не принимай за истину речи тех, кто хвалит тебя и льстит. Это искушение для твоей души. На всякую льстивую речь смотри как на ложь и маску. Если привыкнешь к людским похвалам, станешь мелким пред Богом. 59 (213). За то, чтобы очистить оружие, мастер требует денег, а за то, чтобы оправдать душу, Бог хочет покаяния. 60 (217). Змея больше всего бережёт свою голову, а умный — свою душу. Змея скрывается в камнях, а умный спасается в Церкви. 61 (218). Радуется сестра свадьбе брата, а ангелы — покаянию грешника. 62 (219). Не скрывай ни от врача болезней, ни от священника грехов, и будешь здоров душою и телом. 63 (223). Слёзы покаяния очищают душу от греха более, чем что-либо другое. 64 (224). Помолимся вместе с Давидом Господу, чтобы вывел [Он] душу из темницы греха. 65 (228). Никогда не осуждай другого, пусть даже он и великий грешник. Прежде всего осуждай себя. Может быть, есть и твоя вина в падении брата твоего. 66 (234). Автомобиль оставляет после себя дым и пыль, а развратное сердце — вздохи и отчаяние. 67 (239). Неглубокая вода легко мутнеет, а славолюбивый быстро впадает в гнев. 68 (242). И толстый лёд опасен для идущего по нему, и справедливая похвала может повредить. 69 (250). От медведя трудно спрятаться даже на верху высочайшего дерева, а от честолюбия — даже в глубочайшей старости. 70 (255). Курица кудахчет, что снесла яйца, и тем губит их, а славолюбивый, хвалящий себя, губит всякую добродетель, какую имеет. 71 (259). Старый автомобиль часто ломается в пути, а болтливый — в разговоре. 72 (260). Некоторые люди могут скакать на коне без седла, а некоторые — убить человека без оружия, злым словом. 73 (261). Орёл высоко поднимает черепаху, а гордость — безумного человека. В обоих случаях гибель неизбежна. 74 (263). Некоторые люди носят шапку набекрень от гордости, а некоторые толкуют Евангелие по своему невежеству. Первые заслужили осуждение, а вторые — сожаление. 75 (266). Невежественные думают, что море доходит до края неба, а гордый думает, что достигает его ум до небес. Между тем достаточно велико расстояние от моря до неба и от гордого — до Бога и смирения.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-simeon-da...

245    Лузий (а не Луций) Сатурнин Гета командовал преторианцами при Клавдии. 246    Стикс — река в царстве мертвых. 247    Аристотель был воспитателем (с 343 г. до н.э.) Александра и пользовался у него большим авторитетом. 248    Тесей — в греческой мифологии герой, сын царя Эгея; совершил многочисленные подвиги, в том числе убил чудовищного человеко-быка Минотавра. Тесей считался основателем Афинского государства. 249    По преданию, в ночь падения Трои Эней на плечах вынес своего отца Анхиза из горящего города. 250    Мамертинская тюрьма — построена, по-видимому, еще в царскую эпоху на восточном склоне Капитолийского холма. Под ней располагалась круглая подземная камера — т.н. Туллианум (будто бы возведенная Сервием Туллием), первоначально служившая как цистерна для воды. 251    Кефалленией называлась группа островов у западных берегов Греции, вокруг о. Итаки; в нее входили о-ва Зам, Закинф и Дулихий. 252    Митра — древнеиранский бог солнца. 253    Цербер — в греческой мифологии чудовищный многоглавый пес, охраняющий вход в Аид. 254    Мир с тобой! (лат.) 255    Сивиллами назывались боговдохновенные пророчицы различных времен и народов. Самой известной была т.н. Сивилла Кумская, по преданию, пророчившая еще Энею. 256    Аэдона, превращенная в соловья. (Примеч. автора.) Согласно мифу, Аэдона, жена фиванского героя Зета, из зависти попыталась убить старшего сына своей невестки Ниобы, но по ошибке убила своего собственного — Итила. Сжалившись над скорбью Аэдоны, боги превратили ее в соловья. 257    Царя бриттов, плененного в 52 г. и помилованного Клавдием, звали Каратак. 258    Семноны и маркоманы — ветви германского племени свебов. Вандалы — германское племя, первоначально обитавшее на побережье Балтийского моря. Квады — племя, обитавшее на юго-востоке Германии. 259    Бестиарий — цирковой боец, выступавший против животных (наемный — с оружием, по приговору суда — безоружный). 260    Компедитус — раб в ножных оковах. 261    Сатурн (тождествен греческому Кроносу) — отец Юпитера (Зевса). Будучи низложен своим сыном, по преданию, воцарился в Лации. Время его правления считалось «золотым веком».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

244 Cullmann О. Christus und die Zeit: Die urchristliche Zeit und Geschichtauffassung. Zürich, 1962. S. 68–74. 245 Лосский B. H. Очерк мистического богословия восточной Церкви: Догматическое богословие. M., 1991. С. 232–233. 247 Так, например, поступает Г. Кампенхаузен, считающий, что св. Иустина нельзя безоговорочно уравнивать с другими апологетами II века. См.: Campenhausen H. F., von. Die griechischen Kirchenväter. Stuttgart, 1955. S. 14–15. 250 Сжатую, но весьма содержательную характеристику жизни и литературной деятельности Татиана см. в кн.: Bardenhewer 0. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Bd. 1: Freiburg im Breisgau, 1902. S. 242–262. 251 Текст речи Татиана мы приводим по указанному изданию «Библиотеки греческих отцов» (см. примеч. 2 на с. 160). 255 Подробно см. работу: Peterson W. L. Tatian’s Diatessaron//Koester H. Ancient Christian Gospels: Their History and Development. Cam­bridge, 1990. P. 403–430. 256 См.: Winkler G. Das Diatessaron und das Hebräer-Evangelium, in ihrer Verhältnis zueinander//Symposium Syriacum 1980. Roma, 1983. P. 25–34. 259 См.: Peterson W. L. New Evidence for the Question of the Original Language of the Diatessaron//Studien zum Text und zur Ethik des Neuen Testaments zum 80. Geburtstag Heinrich Greeven. Berlin, 1986. S. 325–343. 260 Ortiz de Urbina I. Problèmes éxègétiques dans le Diatessaron de Tatien//Symposium Syriacum 1976. Roma, 1978. P. 99–108. 261 Для восстановления «Диатессарона» имеют значение не только «восточные свидетельства» (Eastem Witnesses) – творения св. Ефрема Сирина , арабский перевод «Диатессарона», персидская «Гармония» и пр., но и «свидетельства западных» (Western Witnesses) – различные «Гармонии» на латинском (особенно так называемый «Фульдский манускрипт» VI в.), фламандском и др. западных языках. Подробно см.: Metzger В. M. The Early Versions of the New Testament: Their Origin, Transmission and Limitations. Oxford, 1977. P. 10–36. 262 Следует отметить, что как само название («Пешита») этой сирийской версии Священного Писания, так и время ее возникновения остаются спорными вопросами в библеистике. Пока с уверенностью можно сказать только, что первым автором, ссылающимся на нее, был Феодор Мопсуестийский. См.: Jellicoe S. The Septuagint and Modem Study. Oxford, 1968. P. 246–249. O вопросах, связанных c проблемой взаимоотношений «Диатессарона» и Пешиты, см.: Metzger B. M. The Early Versions of the New Testament. P. 10–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

253 Paul Forman, «Weimar Culture, Causality and Quantum Theory, 1918–1927», Historical Studies In Physical Science 3 (1971): I. 255 Rubem Alves, «Оп the Eating Habits of Science»; «Biblical Faith and the Poor of the World», in Faith and Science in an Unjust World, ed. Roger Shinn (Geneva: World Council of Churches, 1980). 256 Gustavo Gutiérrez, A Theology of Liberation (Maryknoll, NY: Orbis Books, 1975); José Miguez–Bonino, Doing Theology In a Revolutionary Situation (Philadelphia: Fortress Press, 1975). 259 Ruth Bleler, Science and Cender: A Critique of Biology and Its Theories of Women (New York: Pergamon Press, 1984). 260 Helen Longino, «Scientific Objectivity and Feminist Theorizing», Liberal Education 67 (1981): 187–195. См. также: Ruth Hubbard, «Have Only Men Evolved?» in Biological Woman: The Convenient Myth, ed. R. Hubbard, M. Henifin, and B. Fried (Cambridge, MA: Schenkman, 1982). 261 Evelyn Fox Keller, A Feeling for the Organism (San Francisco: Freeman, 1985); Reflections on Gender and Science (New Haven: Yale Univ. Press. 1984). 262 Sandra Harding, The Science Question in Feminism (Ithaca: Cornell Univ. Press, 1986), p. 250. 263 Carolyn Merchant, The Death of Nature: Women, Ecology, and the Scientific Revolution (New York: Harper & Row, 1980). 264 Nancy Chodorow, The Reproduction of Mothering (Berkeley and Los Angeles: Univ, of California Press. 1978); см. также Keller, Reflections on Gender and Science, chaps. 4, 5, and. 6. 265 Напр., Letty Russell, Feminist Interpretations of the Bible (Philadelphia: Westminster, 1985). 266 Rosemary Radford Ruether, New Woman/New Earth (New York: Seabury Press, 1975); Sexism and God–Talk (Boston: Beacon Press, 1983). 267 Mary Daly, Beyond God the Father (Boston: Beacon Press, 1973); Carol Christ and Judith Plaskow, eds., Womanspirit Rising (San Francisco: Harper & Row, 1979). 268 Richard Swlnbum, «The Evidential Wlue of Religious Experience», in The Sciences and Theology in the Twentieth Century, ed. Arthur Peacocke (Notre Dame: Univ, of Notre Dame Press. 1981), p. 190. См. также его книгу: The Existence of God (Oxford: Oxford Univ. Press, 1979), chap. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Если б в троянской земле меж товарищей бранных погиб он Иль у друзей на руках, перенесши войну, здесь скончался, 235 Холм гробовой бы над ним был насыпан ахейским народом, Сыну б великую славу на все времена он оставил… Ныне же Гарпии взяли его, и безвестно пропал он, Светом забытый, безгробный, одно сокрушенье и вопли Сыну в наследство оставив. Но я не о нем лишь едином 240 Плачу; другое великое горе мне боги послали: Все, кто на разных у нас островах знамениты и сильны, Первые люди Дулихия, Зама, лесного Закинфа, Первые люди Итаки утесистой мать Пенелопу Нудят упорно ко браку и наше имение грабят; 245 Мать же ни в брак ненавистный не хочет вступить, ни от брака Средств не имеет спастись; а они пожирают нещадно Наше добро и меня самого напоследок погубят”. С гневом великим ему отвечала богиня Афина: “Горе! Я вижу, сколь ныне тебе твой отец отдаленный 250 Нужен, чтоб сильной рукой с женихами бесстыдными сладить. О, когда б он в те двери вступил, возвратяся внезапно, В шлеме, щитом покровенный, в руке два копья медноострых!.. Так впервые увидел его я в то время, когда он В доме у нас веселился вином, посетивши в Эфире 255 Ила, Мермерова сына (и той стороны отдаленной Царь Одиссей достигал на своем корабле быстроходном; Яда, смертельного людям, искал он, дабы напоить им Стрелы свои, заощренные медью; но Ил отказался Дать ему яда, всезрящих богов раздражить опасаясь; 260 Мой же отец им его наделил по великой с ним дружбе). Если бы в виде таком Одиссей женихам вдруг явился, Сделался б брак им, судьбой неизбежной постигнутым, горек. Но – того мы, конечно, не ведаем – в лоне бессмертных Скрыто: назначено ль свыше ему, возвратясь, истребить их 265 В этом жилище иль нет. Мы размыслим теперь совокупно, Как бы тебе самому от грабителей дом свой очистить. Слушай же то, что скажу, и заметь про себя, что услышишь: Завтра, созвав на совет благородных ахеян, пред ними Все объяви ты, в свидетели правды призвавши бессмертных; 270 После потребуй, чтоб все женихи по домам разошлися; Матери ж, если супружество сердцу ее не противно,

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/

245 . Для сведения Синода//Дым отечества. 27.03.1914 (13). 246 . Дмитриевский А. А. Афон и его новое политическое международное положение. СПб. 1913. 247 . Дмитриевский А. А. Где истинные причины беспорядков на Афоне//Странник. 1913. 10. 419–423. же://Славянские известия. 1913. 248 . Доклад архиепископа Никона//Русские ведомости. 1.08.1913 (177). 249 . Доклад архиепископа Никона//Русские ведомости. 25.08.1913 (196). 250 . Доклад об афонских событиях//Московские ведомости. 22.08.1913 (193). 251 . Дурново Η. Н. Русские социалисты на Афоне//Санкт-Петербургские ведомости. 1913, 68. 252 . Е. К. Копоть дыма//Колокол. 29.06.1913 (2187). 253 . Епископ Гермоген и имяславцы//Русское слово. 18.08.1913 (190). 254 . Епископ Модест об имябожниках//Русские ведомости. 7.05.1914 (104). 255 . Епископ об имябожцах//Утро России. 27.04.1914 (88). 256 . Ересь на Афоне//Утро России. 27.01.1913 (23). 257 . Еще об афонских бунтах//Биржевые ведомости. 21.08.1913 (13709). 258 . Еще об афонских монахах//Биржевые ведомости. 24.07.1913 (13664). 259 . Еще об имяславцах//Биржевые ведомости. 14.11.1913 (13855). 260 . Жалоба афонца//День. 2.04.1914 (97). 261 . Жалоба русских монахов на греков//Утро России. 10.04.1913 (8 3). 262 . Жолдако Д. С. Несколько слов о современных догматических заблуждениях и призыв грешника Господом к покаянию. Сергиев Посад 1915. 263 . Загадочное исчезновение иеромонаха//Биржевые ведомости. 16.03.1913 (13451). 264 . Запрос о событиях на Афоне//Русское слово. 8.11.1913 (258). 265 . Запрос о событиях на Афоне//Утро России. 8.11.1913 (258). 266 . Запрос об афонском деле//Петербургская газета. 8.03.1914 (65). 267 . Запросы об афонских монахах//Новое время. 5.03.1914 (13642). 268 . Запросы об афонских монахах//Речь. 23.03.1914 (80). 269 . Запросы об афонском деле//Дым отечества. 6.03.1914 (10). 270 . Заседание Синода//Русское слово. 17.05.1913 (113). 271 . Заявление иноков афонских в Св. Правительствующий Синод//Дым отечества. 17.04.1914 (15–16). 272 . Злобствующий архиепископ//Дым отечества. 26.06.1914 (26).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Синода, Хозяйственное управление находит, что, по значительности относимых на типографский капитал расходов, не представляется никакой возможности отнести, по прежнему примеру. на сей капитал упомянутые издержки для нынешней Миссии, а потому, основываясь на приведенном в справке Высочайшем соизволении, чтобы недостаток по одним статьям покрываем был избытком по другим, Управление со своей стороны полагало бы: так как на остаточный капитал от штатных сумм, на Западные Епархии определенных, никаких постоянных расходов еще не отнесено, то обратить на оный расходы, определенные на содержание Миссии ежегодно по семи тысяч триста двадцати пяти руб., на отправление оной в Иерусалим единовременно четыре тысячи двести шестьдесят семь руб., девяносто шесть коп., и на провоз церковных принадлежностей двести пятьдесят руб. сер.; засим издержки на изготовление предположенных для сей Миссии церковных принадлежностей, всего четыре тысячи семьсот семьдесят восемь руб. семьдесят коп., употребить из строительного капитала, ассигнованного в текущем году для Духовного ведомства, а имеющиеся в синодских книжных запасах книги, всего на тринадцать руб. десять коп. сереб., отпустить безмездно. В приложенных при вышеизъясненном предложении реестрах, составленных в Хозяйственном Управлении при Св. Синоде, показано: Во 1-х, серебряным церковным вещам и материалам для ризницы, высланным в Иерусалим к находившемуся там с 1847 г. при Духовной Миссии нашей архимандриту Порфирию: потир, дискос, звезда, 2 тарелочки, ложица, вызолоченные кругом с финифтяными образами, при оных копие 250 руб., 1 крест с финифтяными образами вызолоченный 85 руб., 1 крест малый вызолоченный с гравированными изображениями 15 руб., Евангелие в малиновом бархате, с досками вызолоченными и финифтяными образами 260 руб., Евангелие малое в бархате с накладными вызолоченными угольниками 22 руб. Дарохранительница вызолоченная 175 руб. Дароносица с прибором 25 р. 2 кадила без позолоты 72 р. Мирница 25 руб. Облачение на престол, длиною по поверхности доски 1 арш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По другим сведениям известно, что в нежинском был Шумейко, в могилевском – Евстафий Гоголь. Впрочем, невозможно ясно указать не только тогдашних полковников, по и определить неоспоримо количество полков. Кроме полков, исчисляемых самовидцем, Коховский, опуская некоторые, насчитывает еще лемовский, лохвицкий, ромненский, остерский; в Памятниках киевской комиссии упоминаются еще брагильский и звяльский (верно звягельский), под командою Тыши; а в исчислении полков, приложенном Маркевичем при его Истории Малороссии, прибавляются еще полки: стародубский, быховский, обручевский, туровский, сосницкий, винницкий. Мы имеем верный список полков н полковников 1650 г., но по нему нельзя заключить о 1649 г., многие полки тогда исчезли, другие переменили название; полковники также то были сменены, то убиты, да и вообще порядок разделения полков при Хмельницком изменялся беспрерывно, то образовывались новые полки, то уничтожались, то два полка соединялись в один полк; нередко изменялись их названия. 129 Летоп. самов. 14.–Памяти киевск. ком. 1. 446–449. – Histor. belli cosac. polon. 100. – Histor. pan. Jan. Kaz I. 89. 138 Hist. pan. Jan. Kaz. I. 50.-–Pam. о wojn. kozac. za Cmieln. 36. – Woyna dom. 56. – Stor. delle guer. civ. 122–123. 140 Diar wojn. р. Zbaraz. Staroz. pols. 1. 250.–Annal. Polon. Clim. I. 110. – Stor. della guer. civ. 142. 149 Annal. Polon. Clim. I.120 – Histor. pan.Jan. Kaz. I. 57. – Pam.do pan. Zygm. III Wlad. IV I Jan. Kaz. II. 66. 156 Bell. scytlh. cosac. 38–39. –Woyn. dom. 72.–Diar. wojn. p. Zbar. Star. pols. I. 258. – Stor. delle guer. civ 147. 162 Histor. pan. Jan. Kaz. I. 64 –Pam. do pan. Zygm. III. Wlad. IV i Jan. Kaz. I. 21. – Annal. Polon. Clim. I 130. -– Stor delle guer. civ. 145. Woyna dom. 70 – Diar. wojn. p. Zbar. Star. pols I. 260. 166 Рат. о wojn. kozac. za Chm. 51. – Wojn, dom. 75. – Hismor. pan. Jan. Kaz. I. 60. – Past. Hist. plen. 58. 176 Histor. pan. Jan Kaz. I. 63 – Annal. Polon. Clim. I. 127. – Pam. do pancow. Zygm. III. Wlad. IV. Jan. Kaz. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Примечание. Должно, однако же, допустить, что пророки Самуил, Гад и Нафан вели и оставили после себя некоторые записки о событиях своего времени, как говорится в одном месте первой книги Паралипоменон, которое и послужило, очевидно, основанием вышеизложенного мнения: «дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца, и в записях Нафана пророка, и в записях Гада Прозорливца» 249 . Сими-то записями и воспользовался, вероятно, некоторый позднейший писатель, и совокупил их воедино в своей собственной книге. б) Относительно Третьей и Четвертой книг Царств существуют так же разноречивые мнения, указывающие различных писателей отдельных частей этих книг, начиная от царя Давида, до пророка Иеремии. Между тем, в священном тексте есть только указания на различные источники, которыми пользовался некоторый писатель, впрочем, позднейший даже и пророка Иеремии 250 . Таковыми источниками были: а) кем-то составленная история Соломона 251 . 6) Летопись царей Израильских 252 . в) Летопись царей Иудейских 253 . г) Частные записи пророков при разных царях, напр., Ахии Силомлянина 254 , прозорливца Иоиля 255 , пророка Самея и прозорливца Адды 256 , Ииуя, сына Ананиева 257 , пророка Исаии, сына Амосова 258 . д) Частные записи придворных дееписателей 259 . Кого же именно считать составителем книг Царств – по указанным источникам? С наибольшей вероятностью, можно полагать, что это был Ездра, тот знаменитый священник еврейский, который оказал такое сильное и благодетельное влияние на судьбы народа Израильского, после пленения Вавилонского. В самом деле, во всех четырех книгах Царств замечается один и тот же метод изложения, и один и тот же язык 260 . Самые же книги представляют последовательный рассказ, в котором примечается тесная связь между повествуемыми событиями. Что именно Ездре принадлежат книги Царств, – за это может ручаться уже одна образованность и ученость этого священника, кроме которого никто в тогдашнее время и не мог, конечно, с таким искусством воспользоваться многочисленными памятниками и записями, дошедшими от времен древних. Не без основания указывают и на то обстоятельство, что в книгах Царств с особенной тщательностью описывается все, относящееся до храма и религии, обрядов и празднеств церковных; поставляется на вид, преимущественно, благочестие царей, твердость пророков, гнев Божий на нечестивых и награждение праведных; между тем, на, собственно, политическую сторону событий писатель обращает второстепенное внимание и касается сей стороны, как бы, мимоходом. Кроме этого, он большую половину своих рассказов посвящает царям иудейским, о царях же Израильских не любит распространяться. Все это, вместе взятое, весьма идет к личности благочестивого священника Ездры, ревнителя дому Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В это время Фоас еще не вернулся из своего легендарного путешествия 250 , ибо теперь этот муж, укрепивший Декелею 251 против всех людей благородного происхождения, осуществляет у нас ужасный сон префектов 252 – одних убить, других посадить. Из-за этого вот ужасного сна некоторые из наших земляков томятся в оковах, некоторые умирают без видимых причин – если еще не умерли, то умрут вскоре. Одни не вынесли бичеваний, другие – те, что покрепче – живы еще и сейчас, на момент отправки письма. «Не выздоровеет, – говорит Фоас, – великий Анфимий, не отпустит его лихорадка 253 , пока не погибнут Максимин и Клейний». Это вот, нимало не волнуясь, постоянно повторяет Фоас. Потому он не терпит Максиминовых приношений, но раздражен против всех покупателей имущества Левкиппа 254 . Ибо прежде всего не пополнение казны, но – здоровье префектов, ибо они доверились лишь ему одному и в присутствии одного лишь софиста 255 , дескать, открыли ему сон. Он с клятвою утверждает, что в столице были закрыты все гавани 256 , чтобы он первым мог выйти в море, [беспрепятственно] открыть тайну Андронику, чтобы не скрылся тот, кто заслужил смерти ради спасения Анфимия. Получается, что сновидение, или, лучше сказать, видение одного человека, произвело в Пентаполе вполне реальное зло. Ибо Андроник, будучи вполне убежден словами Фоаса, хочет стать благодетелем благословенного дома префектов 257 : в безумии доверившись Фоасу – о беда! – Мучительной он яростью охвачен, ни божества 258 не зная, ни людей 259 . Поскольку дела у нас в отечестве обстоят вышеописанным образом, Евагрию не нужен был прорицатель, чтобы предсказать дурной исход своего дела в суде. Да и сам Андроник прямо сказал об этом не кому-нибудь, а самому Евагрию, известив его о своем решении и приказывая, если он разумен, смирившись, принять литургию 260 , ибо он вынесет обвинительный приговор в любом случае. [Единственное, что] оправдывает меня перед [высшим] Богом, Диоскурами и всеми людьми – это то, что я [добровольно] поменял почести на бесчестье, из сильного стал слабым в делах человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010