С присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия пресвитера и Нила Сорского , сочиненных другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским , о умном трезвении и молитве Содержание Предисловие от русского издателя Предуведомление краткое Боголюбивому читателю, о житии Блаженной памяти старца Паисия, Архимандрита Молдавских Святых монастырей Житие и подвиги Отца нашего старца Паисия, архимандрита молдавских святых монастырей Нямецкого и Секула 1. Рождение и родители отца нашего Паисия. 2. Отрочество его 3. Юный Паисий идет во град Киев 4. Его желание иноческого нелицемерного жития 5. Его странствие. 6. Паисий вступает в обитель Любицкую 7. Богоугодное правление Игумена Никифора 8. Перемена начальства 9. Паисий неумышленно прогневляет нового игумена. 10. Исходит тайно из обители 11. Вступает в обитель св. Николая Медведовскую 12. Гонение от униатов 13. Паисий идет в Киев 14. В Киеве извещается о печали матери своей 15. Матерь его приемлет иночество 16. Паисий исходит из Киева и приходит во Влахию в скит Трейстены 17. Старец Василий. 18. Паисий не желает прияти священство 19. Искушение 20. Старец Михаил 21. Схимонах Онуфрий. 22. Пасий идет в скит Кыркул с схимонахом Онуфрием. 23. Пребывание и подвиги его в ските Кыркуле. 24. Посещает старца Онуфрия 25. Путешествие его во Св. гору Афонскую. 26. Прибытие во Святую гору в 1746 году 27. Нынешнее бедственное положение Св. горы 28. Паисий вселяется в келлию. 29. Не обретает старца 30. Новые подвиги юного старца 31. Прибытие старца Василия и пострижение Паисия 32. Пришествие юного монаха Виссариона 33. Каков долженствует быть истинный наставник 34. Виссарион просит Паисия быть его старцем. 35. Отец наш указует ему путь царский; их содружество 36. Ученицы. 37. Начало общего жития. 38. Братия убеждают старца прияти священство 39. Основание скита во имя Пророка Илии. 40. Умножение Братии 41. Слава Паисия 42. Завистник 43. Временное переселение в монастырь Симопетру и возвращение в скит 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Скачать epub pdf Глава 22 Притча о брачном пире ( Мф.22:1–14 ). Ответ фарисеям о дани кесарю ( Мф.22:15–22 ). Ответ саддукеям о воскресении ( Мф.22:23–33 ). О наибольшей заповеди в законе ( Мф.22:34–40 ). Христос – чей сын ( Мф.22:41–46 ). Мф.22:1 . Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: «Продолжая говорить»: собственно – отвечая ( ποχριυει’ξ), т.е. на враждебное покушение фарисеев схватить Иисуса Христа, не приведенное в исполнение только по страху пред народом ( Мф.21:46 ), Господь отвечал им новым обличением приточным – о пире брачном. «Справедливо эта притча предлагается после предыдущей притчи. Сказав в предыдущей беседе: и «дано будет» (царство Божие) «народу, приносящему плоды его», Иисус Христос показывает здесь, какому оно дастся народу» (Злат.). Мф.22:2 . Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего «Царство Небесное подобно» и пр.: см. прим. к. Мф.3:2 и Мф.13:1 ; т.е. Бог действует в отношении к людям, призываемым в царство Мессии так же, как некоторый царь и пр. – «Человеку царю, который» и пр.: царем называется здесь Бог Отец – Царь всего мира; Сын Его жених (ср. Мф.25:1 ; Откр.21:2,9 ), – Мессия, Господь Иисус; брачный пир – учреждение царства Мессии, или церкви Христовой в мире (ср. Мф.9:15 ; Еф.5:27 ). «Почему Царство Небесное называется пиром брачным? Дабы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Поэтому и Иоанн называет Его женихом ( Ин.3:29 )» (Злат.). Притча эта очевидно изображает отвержение иудеев и призвание язычников. Евангелие прежде всего предназначено и проповедано иудеям как народу избранному, но в своем ослеплении они отвергли его; тогда оно обращено было к язычникам, и они приняли его, – такова мысль, лежащая в основе притчи. Что касается до подробностей и частностей, то многие из них служат лишь простым украшением образной речи и не заключают в себе таинственного знаменования (ср. прим. к Мф.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Содержание Предисловие к русскому изданию. Предисловие Введение. Общие основы церковного права. § 1. Церковь и ее задача § 2. Церковь в области права § 3. Церковное право § 4. Церковное право в общей системе права § 5. Наука церковного права. § 6. Способ изложения церковного права § 7. Вспомогательные науки церковного права § 8. Система церковного права. § 9. Литература православного церковного права. Отдел I. Источники и сборники церковного права § 10. Общий обзор Глава первая. Об источниках церковного права вообще § 11. Священное писание. § 12. Св. Предание § 13. Церковное законодательство. § 14. Обычное право § 15. Гражданские законы § 16. Каноническое право Глава вторая. Применение правовых источников § 17. Применение и обязательная сила церковных законов § 18. Толкование законов § 19. Отмена законов Глава третья. Источники церковного права § 20. Общий обзор I. Общие источники церковного права А. Основные источники § 21. 1. Св. Писание и Св. предание § 22. 2. Каноны Б. Дополнительные источники § 23. Канонические постановления патриарших синодов В. Вспомогательные источники § 24. Мнения известных канонистов § 25. Церковно-гражданские законы II. Частные источники церковного права § 26. Общий обзор § 27. Константинопольский патриархат § 28. Церковь в Российской империи § 29. Карловацкая митрополия § 30. Церковь в Греческом королевстве § 31. Сибинская митрополия. § 32. Болгарский экзархат § 33. Буковинско-Далматинская митрополия § 34. Церковь в королевстве Сербском § 35. Церковь в королевстве Румынском Б. Сборники церковного права § 36. Общий обзор I. Период до Миланского эдикта § 37. Сборники с именем апостолов II. Период до издания основного канонического сборника православной церкви § 38. Общий обзор § 39. Сборники исключительно канонические § 40. Сборники церковно-гражданские § 41. Номоканоны III. Период после издания основного канонического сборника православной церкви § 42. Общий обзор § 43. Греческие канонические сборники § 44. Славянские канонические сборники § 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Старокленское. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм Карта и ближайшие объекты Христорождественский храм в селе Старокленское берет свое начало в далеком XVII веке. Точной даты появления в селе храма, к сожалению, нет. Но в окладной книге 1676 года упоминается село Старокленское в качестве села Козловского уезда, Иловайского стана с церковью «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и, что «у тое церкви церковные земли двадцеть четвертей в поле, в дву потомуж. Сенных покосов на сорок копен. Земли и луги великого государя жалованья. А иных никаких угодей нет. У тоеж церкви двор попа Григория, двор пономарской, двор бобыльской. В приходе той церкви: сто двадцеть два двора детей боярских, дватцеть два двора бобылей и нищих. И всего сто сорок семь дворов. И по скаске, за рукою тое церкви попа Григория и по новому(1676г.) окладу, доведетца с тое церкви дани четыре рубли двадцеть алтын три деньги, пошлин гривна. А преж сего с тое церкви дани было рубль пять алтын. И перед прежним прибыло три рубли пятьнадцеть алтын три деньги». В 1773 году в селе вместо упоминаемой в XVII столетии деревянной церкви была построена новая также деревянная церковь с прежним храмонаименованием, которая из-за ветхости также была разобрана. О существующем сегодня в селе Старокленское каменном храме в книге священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», изданной в 1884 году, написано: «Существующая ныне в селе Старом Кленском каменная Христорождественская церковь начата постройкою в 1850 году, а окончена в 1857 году, при оной придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1869 году. Церковной земли, бывшей первоначально в чрезполосном владении с прихожанами в количестве 40 десятин, в 1859 году отмежевано усадебных 4 и пахотных 34 десятины. Но плана и межевой книги на отмежеванную землю у причта не имеется. В приходе, состоящем из одного села, при 578 дворах в 1885 году числилось мужского пола – 2079, женского пола – 2126, в том числе грамотных: мужского пола – 500, женского пола – 70. Кроме земледелия, жители Старого Кленского занимаются преимущественно шерстобитством валяньем сапог, благодаря чему живут все порядочно. В причте при Христорождественской церкви по штату 1803 года положено было 2 священника (при 184 дв.), по штату 1873 года определено быть 1 священнику и 2 псаломщикам, с 1885 года состояли 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик, указом св.Синода от 25 августа 1886 года открыта вакансия 2 штатного священника».

http://sobory.ru/article/?object=28738

Статистическая информация Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября 2017 года) Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году. Созданы 3 митрополии: их число достигло 60. Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года. …Штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства. Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков. В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов. В нашей Церкви 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше чем годом ранее. В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.   Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2018 года) На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 179, то есть на 25 больше, чем годом ранее. По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения. Также за пределами Москвы я совершил 9 великих и малых освящений храмов. В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов. Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 года мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов.

http://sinfo-mp.ru/statisticheskaya-info...

Том I Том II Том III Том IV Пророк Исайя Несколько слов от автора Вступление Глава I. Исторический порядок пророческих книг Глава II. Четвертая книга Царств от кончины Елисея пророка, до нашествия Сеннахерима при Езекии. Глава III. Езекия, нашествие Сеннахерима. Глава IV. Кончина Езекии. Глава V. Книга пророка Исаии. Вступление Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Несколько слов от автора Настоящий опыт объяснения книги пророка Исаии не имеет никаких претензий на критику текста или его переводов или на освещение текста новыми взглядами. Это есть попытка популярного объяснения этой пророческой книги, преимущественно сопоставлением текстов этой книги с другими местами священного писания. Цель этой попытки дать возможность всякому читателю, хотя бы и неподготовленному специальным образованием, уяснить себе связь между пророчествами Исаии и другими ветхозаветными книгами, и между его пророчествами и исполнением их пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа. Мы знаем все, что книги ветхого завета мало известны в России, и преимущественно оттого, что у нас весьма мало популярных на них объяснений. Ученые же комментарии, изобилующие ссылками, без выписки текстов, очень утомительны для обыкновенного читателя. Вследствие этого в России в интеллигентной среде, -кроме лиц духовного звания, – развились не только индифферентизм, но, смею сказать, некоторое недоверие к ветхозаветным книгам, так что люди весьма образованные часто вовсе не знают Библии . В таком незнании и равнодушии к книгам ветхого завета воспитан был и я. Знакомство мое с ними началось, однако в моей молодости, около полувека тому назад, и познакомили меня с ними английские ученые (не богословы). Многие помнят, как в сороковых годах начались раскопки в Месопотамии, и как приблизительно около того же времени появились первые опыты разбора и чтения гвоздеобразных письмен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Предисловие I. Речь и молитва по поводу избрания Апостола на место Иуды (Деян.1:15–26) Общие характеристики в Деяниях Время произнесения речи Место произнесения речи Ипероон в доме на Сионе Собрание, в котором произнесена речь Первенство Ап. Петра в собрании Восстановление числа 12 в лике Апостолов Общий характер речи Главная мысль и план речи Изъяснение речи. Ст. 16 б Связь мыслей в 1 части речи Поставление двоих Кто произнёс молитву Молитва ст. 21 б –25 Жребий II. Речь в день Пятидесятницы (Деян.2:14–36, 38–40) Пятидесятница Час произнесения речи Οκος (дом) Сонм глоссолалов Глоссолалия в день Пятидесятницы Общий ход событий Изъяснение речи Ст. 14 б Обращение к слушателям План и главный предмет речи Общий характер и строй основной части речи Перерыв речи и продолжение её Дальнейшая беседа Апостола Ст. 40 Обращение трех тысяч III. Речь по поводу исцеления хромого (Деян.3:4–6, 12–26) Время произнесения речи Место произнесения речи Исцеление хромого и слова, сказанные Ап. Петром Вопрос о достоверности и источниках рассказа Общий характер речи План речи Слушатели ст. 1 Изъяснение речи ст. 12 Результат речи IV. Речь перед синедрионом (4:8–12, 19, 20) и молитва в собрании верующих (24–30) Собрание синедриона (время и обстановка речи) Повод, которым Апостол привлекается к ответу Общий характер и содержание речи Изъяснения речи. Ст. 8 б –10 Освещение 19–20 стиха с богословской точки зрения Молитва. Кто автор молитвы? Общий характер и содержание молитв Объяснение молитвы. Ст. 24 б –25 а Заключение молитвы V. Речи к Анании и Сапфире (5:3–9) Время произнесения речи Обстановка события Сомнения в подлинности рассказа Историко-апологический анализ речей Изъяснение речей со стороны вероучительной VI. Второй ответ синедриону (5:29–32) Время события Остановка и общий характер речи Объяснение речи. Ст. 29 б VII. Обличение Симона волхва (8:20–23) Время речи Повод речи; достоверность события Характер и содержание речи VIII. Слова к Енею и Тавифе и речи по поводу обращения Корнилия (9:34, 40; 10:26–11:18) Путешествие Ап. Петра Слова к Енею и Тавифе, ст. 34, 40 Время событий Повод произнесения речей Достоверность рассказа Особенности речей 1) Речь к Корнилию и близким его (10:26–29, 34–43) Предварительное вступление План огласительной речи 2) Речь в Иерусалиме пред верующими (11:5–17) План речи Изъяснение её Слова по освобождении из темницы IX. Речь на соборе (15:7–11) Время событий Достоверность событий Общий характер и строй речи Вместо заключения Особенности богословия и стиля речей Богословие Характер Ап. Петра по Евангелии Св. Пётр – Апостол обрезания Свидетельство о Христе Иисусе Эсхатология  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В театр должно вернуться священнодейство» О современном русском театре в свете одного любопытного опроса ВЦИОМ 26.02.2024 180 Время на чтение 5 минут Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты мониторингового опроса россиян о посещении театров и о любимых российских театрах и постановках. «В эпоху технологического прогресса и цифровых развлечений театр остается уникальным и неповторимым пространством, где зрители могут непосредственно взаимодействовать с актерами и проникнуться искусством, - отмечается в пресс-релизе исследования. - Несмотря на конкуренцию с другими формами развлечений, театр сохраняет важное место в современной культуре. Сегодня каждого четвертого россиянина можно назвать театралом – 25% россиян посещают театр несколько раз в год и чаще, это почти в два раза выше в сравнении с 2008 г. – 13%. Еще 19% наших сограждан – редкие посетители театров, они бывают там один раз в несколько лет (2008 г. – 15%, 2019 г. – 27%). Каждый третий сообщил, что он практически не посещает театр (34%, -14 п.п. к 2008 г.), а каждый пятый, что никогда не видел театральных постановок (21%, 2008 г. – 22%, 2019 г. – 18%). В числе постоянных посетителей театров с большей долей вероятности можно встретить женщин (30% vs. 17% среди мужчин), молодежь 18-24 лет (39%), столичных жителей (40%), россиян с высшим или незаконченным высшим образованием (35%), с хорошим материальным положением (33%), а также активных пользователей сети интернет (33%). Среди редких посетителей театра выше процент 25-34-летних (23%), граждан с высшим и незаконченным высшим образованием (25%) и жителей крупных городов от 500 тыс. жителей (27–28%). Аудиторию тех, кто практически не посещает театры, отличает более высокий процент граждан старше 60 лет (42%) и активных телезрителей (43%), здесь также чаще встречаются мужчины (37% vs. 32% среди женщин). Никогда не посещали театр четверть мужчин (25% vs. 17% среди женщин), процент также выше среди россиян с неполным средним (60%), средним (34%) и средним специальным образованием (29%), жителей села (35%), небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (28%) и активных телезрителей (33%).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/26/v_...

Глава 34 Иегова – истинный пастырь в новом царстве Израиля В гл. XXXIII показано, что народ своими усилиями может и должен сделать для наступления спасения и царства Божия на земле. Теперь начинается изображение того, что Бог сделает для этого (а Он сделает почти все один) и это изображение открывается описанием общественного строя нового царства Израилева. Прежние пастыри (цари и другие руководители народной жизни) Израилевы показали себя своекорыстными пастырями и их плохое правление навлекло гибель на народ (ст. 1–10). Посему Господь возьмет на собственное попечение свое стадо; Он возвратит его прежде всего в его землю, где оно найдет обильное пастбище (ст. 11–16), чтобы устранить возобновившееся угнетение слабых сильнейшими. Бог в стаде отделит упрямых баранов и защитит от них слабых овец (17–22). Потомок Давида будет пасти стадо в плодородной земле, в безопасности от врагов и диких зверей, в благословенной верности Богу (22–31). Глава близка к Иер 23.1–8 , но в ней дело спасения представляется более, чем там, делом одного Бога, вследствие чего не так заметно выступает образ Мессии. Иез.34:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Даты нет, следовательно, время должно полагать между 12 г. ( Иез.33.21 ) и 25 г. ( Иез.40.1 ) переселение; так и для всего ряда речей до XI гл. Иез.34:2 .  сын человеческий! изреки про­роче­с­т­во на пастырей Израилевых, изреки про­роче­с­т­во и скажи им, пастырям: так говорит Го­с­по­дь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Образ пастыря для царя, пророка и всякого руководителя народной жизни, какие здесь разумеются у пророка (преимущественно последнего времени Иудейского царства и послепленного времени), хотя встречается уже у Ос 13.6 ; 3Цар 22.17 ; Ис 40.11 и даже объяснялся ранее у толкователей обстоятельством, что Давид был до царствования пастухом, в пророческой литературе стал употребительным с Иеремии (Иер.13и мног. др. Зах 10.3 и др. Ин 10.1 ) под влиянием, может быть, ассиро-вавилонским в клинописи реуту, pey (cp. евр. ров), пастух, пишущееся монограммой и заимствованное ассириянами должно быть от аккадийцев, а тем, может быть, еще от их предшественников, – обыкновенное название для всякого правителя (так называется напр. Нериглиссор); полный царский титул был реу кену, верный, умный пастырь (Sanh. I, 8. Del. З. – Wort. 602); Бероз рассказывает, что первый царь на свете Алорус получил от Божества титул пастыря (ср. Iliod. II, 243. Сугор. VIII, 2, 13). – «Горе», слав. «оле», греч. ω, Вульг. vae. Ср. Мф 23 . «Не стадо ли должны пасти пастыри», для того и существующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Часть 3. О сословиях православного духовного ведомства Отдел шестой. Об архиерейских домах и монастырях Глава 30. Общие постановления об архиерейских домах и монастырях 1. О Синодальном доме Московскому Синодальному дому состоять непосредственно под ведением Святейшего Правительствующего Синода, как прочие архиерейские дома находятся в ведении самих архиереев. (Указ. 4 Июля 1722 г. 4015 п. 708.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 1 Октября 1763 г. штату Московского Синодального дома положены: ризничий с жалованьем 200 р., на серебро 57 р. 15 к.; иеромонахов 2, каждому – 90 р., на серебро 25 р. 74 к.; пономарь – с жалованьем 30 р., на серебро 8 р. 58 коп.; иеродиаконов 2, каждому – 60 р. на сер. 17 р. 16 к.; иподиаконов 2, каждому – 50 р., на сер. 14 р. 31 коп.; писец – с жалованьем 40 р., на сер. 11 р. 43 коп.; служителей 3, каждому 33 р.; на сер. 4 р. 45 коп.; поэтому штату 1513 р., на сер. 433 р. 41 коп., а для округления добавлено 25 коп., всего – 433 р. 66 к. (Высоч. утв. 1 Октября 1763 г. шт. Выс. утв. 18 Декабря 1797 г. роспись.) Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 15 Марта 1883 г. мнению Государственного Совета, ассигновавшиеся по смете ведомства Святейшего Синода на иподиаконские должности, при Московской 12 Апостолов церкви, 14 р. 31 к., перечислены в дополнение к сумме, отпускаемой по финансовой смете ведомства Святейшего Синода, на содержание духовенства Якутской епархии. (7–21-го Апреля 1883 г. 784 г. Ц. В. 19). По учреждению о духовных штатах, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 26 Февраля 1764 г. между прочим назначено: на строение в Синодальных домах и в подмосковных селах и на покупку разных, а в Успеньев день к столу съестных и питейных припасов и на строение же в Синодальные церкви церковной утвари и на церковные потребы; на дрова и прочие расходы и на содержание при Синодальном доме четырех лошадей 2391 р. 78 коп., на сер. 683 р. 34 к. (26 Февраля 1764 г. П. С. 3. 12060 стр. 25.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 31-го Декабря 1874 г. мнению Государственного Совета ассигновано на увеличение средств содержания Московского Синодального дома 101 р. с уменьшением на эту сумму кредита на жалованье штатных служителей при Крестовоздвиженском Георгиевском и Ивановском монастырях. (Отн. Μ. Ф. 25 Января 1875 г. 191.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010