Оттон, с. польского кн. Казимира I (ум. ок. 1148 г.) IV, 173 Оттон I, II, III, кн. оломоуцкие, см. Ота (Оттон) I, II, III Оттон, герц, каринтийский (978–985, 1002–1004) 164 Оттон, гр. нортхаймский, герц, баварский (1061–1070, ум. в 1083 г.) 232–233, 232, 342 Оттон, пгр. баварский (1156–1180), герц, баварский (1180–1183) 252 Оттон, гр. орламюндский, мгр. майсенский (1062–1067) IXa, 230–231, 230, 232, 233 Оттон, с. мгр. Саксонской северной марки Бернхарда (уб. в 1057 г.) IXa, 328, 329 Оттон, б. гр. Випрехта I 218 Оттон II, гр. вольфратсхаузенский и дисенский (ум. в 1122 г. ?) III, IXb Оттон Богатый, гр. балленштедский, о. мгр. бранденбургского Альбрехта Медведя (ум. в 1123 г.) 342 Оттон Орсеоло, дож венецианский (1009–1027) V, 350 Оттон Шваб, кор. германский (ошибочно) 348, 348, 354 Оттон, еп. регенсбургский (1060/1–1089) 159 Оттон, еп. пражский (1140–1148) 261, 265 Оттон, монах Цвифальтенского м-ря (перв. пол. XI в.) 199 Оттон Бамбергский, еп. (1102/6–1139), миссионер 253, 255, 257 Оттон Фрайзингенский, еп. (1138–1158), немецкий хронист II, 237–252 Оттоны, см. Саксонская династия Павел, св., апостол 75, 75, 205, 206, 252, 285 Павел Диакон, лонгобардский хронист (ум. в 799 г.) 45, 45, 125, 148 Пазмань, венгерский род 366, 368 Пандульф I Железная Голова, герц, беневентский и капуанский (943–981) 117 Пандульф II, герц, беневентский (981–1014) и капуанский (с 1007 г.) 164, 164 Пантелеимон, св. (умучен в 303 г.) 180–183, 181–183, 193 Парис, с. троянского царя Приама, герой «Илиады» 202 Пасхалий II, п. римский (1099–1118) 176, 207, 285 Пасхалий III, (анти)п. римский (1164–1168) 251–252, 251, 258 Пашуто В. Т 33, 58, 87, 107–108, 137, 173, 198, 202, 252, 255, 263–264, 280, 309–310, 317, 329, 343, 347, 356 «Пегауские анналы» (сер. XII в.) 218–219 Педиадит Василий, см. Василий Педиадит «Пёльденские анналы» (кон. XII в.) 327 Пелка (Фулькон), еп. краковский (1186–1207) 315, 320, 320 Передслава, д. киевского кн. Владимира Святославича (ум. после 1018 г.) IXa, 82, 168, 329 Передслава, ж. венгерского герц. Альмоша, д. киевского кн. Святополка Изяславича (ум. после 1106/8 г.) V, IXa, 202, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1809. Об обязанностях Христианина иметь мир с ближними. 1839. IV. 240. 1810. Об обязанности нашей быть снисходительными к слабостям ближнего. 1827. XXV. 350. 1811. Желаешь ли иметь друга? 1833. IV. 341. 1812. Всякое время имеет свой дух, и всякий дух имеет свое время. 1824. XII. 61. 1813. Единое на потребу. 1827. XXV. 352. 1814. О неудовлетворении наших желаний на земле. 1827. XXVII. 213. 1815. Жизнь Иисуса Христа должна быть правилом всей нашей жизни. 1838. I. 279. 1816. Земная жизнь есть место странствовании для человеческого духа. 1825. XIX. 92. 1817. О скоротечности земной жизни. 1834. I. 96. 1818. О скором течении жизни нашей. 1831. XLIII. 303. 1819.       Краткость и бедствия жизни. 1827. XXVI. 236. 1820. О цели земной жизни человека. 1833. I. 39. 1821. Где цель моей жизни и далеко ли я от нее? 1835. II. 336. 1822. Размышление о ток, что не трудно провождать жизнь Христианскую. 1835. II. 107. 1823. Жизнь. 1822. VIII. 183. 1824. О сообразовании жизни нашей с словом Божиим. 1827. XXV. 342. 1825. Некоторые правила Христианской жизни. 1825. XIX. 341. 1826. Некоторые правила жизни для Христианского юношества. 1821. I. 73. 1827. Сокровенная Христианская жизнь. 1824. XV. 319. 1828. Христианская жизнь по расположению сердца и убеждению разума. 1823. XI. 56. 1829. О том, что должно пешись о сохранении жизни и здравии тела. 1840. I. 371. 1830. О страстной наклонности к рассеянной жизни. 1828. XXX. 300. 1831. Руководство к домашнему благополучию в супружеской жизни. 1824. XIV. 156. 1832. Отчего надежда вечной Жизни столь мало действует на людей? 1822. VII. 213. 1833. Наше жительство на небесах. 1831. XLII. 230. 1834. Неравный жребий человека на земле уравнивается на небе. 1833. II. 316. 1835. Человеческие заботы. 1826. XXIII. 351. 1836. Учение об искушениях, преподанное в слове в день обретения мощей Преподобного Сергия. 1839. I. 212. 1837. Час искушения. 1829. XXXIII. 219. 1838. Картина. 1829. XXXVI. 230. 1839. Картина. 1832. XLVII. 428. 1840. Притча: картины. 1838. I. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Constitucie, Statuta у Privilegie, na walnych sieymich Koronnych od roku 1550 do 1603. W Krakowie. Duo exempt (F, 230). 4 . Leges seu Statuta ac Privilegia Regni Poloniae. (W Krakowie, 1551. – F, 231). 5 . Promptuarium Statutorum omnium et constitutionum Regni Poloniae per Pavlum Sczerbic conscriptum. Brunsbergae, 1604. (F, 232). 6 . Statuta regni Poloniae, in ordinem alphabeti digesta à Joanne Herburto. Dantisci, 1693. (F, 233). 7 . Inwentarz constituciy Koronnych od roku Panskiego 1550 az do roku 1650. W Warszawie, 1644. sequ. Duo exempt (F, 244). 8 . Krotkie zebranie wszytkich praw, statutow у constituciy Koronnych. W Krakowie, 1614. (Остермана 114. – F, 234). 9 . The first part of the Institutes of the laws of England. Authore Edwardo Coke. London 1703. 10 . Volkmanns Notariats-Kunst. Leipzig, 1631. (F, 383). 11 . Handtuesten, of te privilegien, handelingen, coostumen, ende Willekeuren der Stadt Aemstelredam, de rechteu ende coostumen van Antverpen. T’ Amstelredam, 1689. (Остермана 108. – F, 303). 12 . Земской устав или уложение Швецкого королевства, умноженное королем Карлом Девятым. На шведском языке. В Стокголме, 1608. (F, 257). 13 . Placaten ende ordonnancien van de Wildernissen, in ordre ghestell deur Pavllum Merulam Dordracenum. In s’Graven-Hage, 1605. (Остермана 109. – F, 302). 14 . Breviarium equestre, seu tractatus, de illustrissimo et inclytissimo, equestri ordine Elephantino ejusque origine, progressu, ac splendore hodierno, collectus à Jano Bircherodio. Havniae, 1704. 15 . Churfürstlich Brandenburgisches edictum wieder die duella. 1688. 16 . Regis Friderici IV. aucta et confirmata statuta a Rege Christiano V fundata, danice, latine, et germanice. 1701. Duo exempl. 17 . Livre cinquieme des testamens fideicommis et successions; le titre manque. (F, 385). 18 . Nicol. Boerii decisionum avrearum, in Sacro Burdegalens. Senatu olim discussarum. Pars secunda. Lugduni, 1551. (F, 386. «Книга Бориса Ивановича Морозова»). 19 . Инструкция межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

См. Μ. Lascaris. " Le patriarcat de Pec a-t-il iitii reconnu par LTlglise de Constantinopole en 1375? " Mülanges Charles Diehl I (Paris, 1930), pp. 171-178; V. Laurent, " L " archevnque de Pec et le titre de patriarche aprns l " union de 1375 " , Balcania 7, 2 (Bucharest, 1944), pp. 303-310. 223 " να «λ то сито τοδ και «ς τ ξης ... «ρημνη πσα Ογγροβλαχα πο την καθ " ημς γιωττην το θ«ο μεγλην «κκλησαν, ed. Miklosich and Mbller 1, p. 385. 224 Δχεσθαι την «üoeßt ιαν και ποτρπεσθαι τς τ« παρασυναγωγς και τ κφυλα και λλτρια δγματα, ed. Miklosich and Mbller 1 p. 336. 225 Изд. Miklosich и Mbller 1, pp. 258-260, 356-363, 474-478. 226 Τι; γιωττηι; μητρπολις Κιβου και πσης " Ρωσας πολλς και μγαλης τυ «πικρτιαι> «χουσας και χριστωνμω κατ μυριδας «θυνομνην λαω: Филофей, Акт посвящения Алексия (1354), Miklosich and Mbller 1, p. 336. 227 Miklosich и Mbller 1, сс. 261-263. 228 Многочисленные документы об этих эпизодах рассмот рены в: J. Meyendorff, " Alexis and Roman: A Study in Byzantine Russian Relations (1352-1354) " , Byzantinoslavica 28, 2 (1967), pp. 278-288. 229 Miklosich и Mbller 1, pp. 336-340. 230 См. об этом: A. Takhiaos, πιδρσας του συχασμο ες την κκλησιαστικν πολιτικν «ν " Ρωσα 1328-1406 (Thessaloniki, 1962). 231 В 1370 г. он упрекнул Алексия за то, что тот не посетил Киев и Литву (ουτ ς τ Kießov ιτγς oik " «ς τν Λητβν, Miklosich and Mbller 1, p. 321). Это письмо атрибутируется Каллисту в издании «Актов» у Миклосича-Мюллера; авторство восстановлено в: А. Павлов, Памятники древнерусского канонического права 1 (Русская историческая библиотека 6, СПб., 1880), приложение, кол. 155-156. 232 Король Казимир Великий в суровом письме к византийскому патриарху угрожал «крестить» галичан в католичество, Miklosich and Mbller 1, pp. 577-578. 233 Miklosich и Mbller 2, p. 14, line 13; 2, p. 120, lines 7-8. 234 См. Γ. M. Прохоров, Повесть о Митяе-Михаиле и ее литературная среда. Автореферат (Ленинград, 1968). 235 Письма Константинопольского патриарха Антония Киприану и польскому королю Ягелло см. в: Miklosich и Мь11ег 2, pp. 280-285 236

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

226 См.: Dalmais I. H. Saint Maxime le Confesseur. Docteur de la Charité//La Vie Spirituelle, 1948, t. 2, p. 296–303. 227 См.: Dalmais I. H. La doctrine ascetique de S. Maxime le Confesseur d " apres le Liber Asceticus//Irenokon, 1953, t. 24, p. 17–39 228 Практически единственным исследователем, посвятившим небольшой экскурс данному произведению, является Э. Швартц: Scwartz E. Christliche und jüdische Ostertateln//Fbbandlungen der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse, 1905, Bd. 8, 6; S. 81–88. 229 См.: Bratke К. Maximi Confessoris Chronolqgia succinta vitae Christi//Zeitschrift für Kirchengeschichte, 1892, Bd. 13, S. 382–384. 230 См.: Balthasar H.U. Kosmische Liturgie (2 Auft.), S. 644–672; Suchla В. R. Die sogenannten Maximus-Scholien des Corpus Dionysiacum Areopagiticum//Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-historische Klasse, 1980, Bd. 3, S. 33–66. 231 См.: Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Vol. 1. Cambridge (Mass.), 1956, p. 463, 493. 232 См.: Heinzer R. Gottes Sohn als Mensch, S. 29–116; Idem. Anmerkungen zum Willenbegriff Maximus» Confessor//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie, 1981, Bd. 28, S. 372–392. 234 Так, например, в экзегетических «катенах» на «Песнь Песней» большое место занимают цитаты, подписанные именем преподобного. И хотя мировоззренческие мотивы их явно выдержаны в его духе, они вряд ли принадлежат ему. См.: Kirchmeyer J. Un commentaire de Maxime le Confesseur sur le Cantique?//Studia Patristica, 1966, vol. 8, t. 2, p. 406–413. 235 См.: Maxime le Confesseur. Vie de la Vierge, Traduit par Michel-Jean van Esbroeck//Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores iberici. T. 22. Lovani, 1986, p. VXXXVIII. 238 См.: Hausherr I. Nouveaux Fragments grecs d " Evagre ie Pontique//Orientalia Christiana Periodiaca. 1939, vol. 5, p.229. 240 См.: Disdier M. T. Elie l’Ecdicos et les Hetera Kephalaia attribues a saint Maxime le Confesseur et a Jean Carpathos//Echos d’Orient, 1932, t. 31, p. 17–43; Darrouzes J. Elie Ecdicos//Dictionnaire de Spiritualite. T. IV, pt. 1. P., I960, p. 576–578.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Athènes, 1990. Vol. 3. P. 135-145; ODB. Vol. 2. P. 1210-1211; Vol. 3. P. 1498, 1835-1836, 2008, 2220, 2228; Фонкич Б. Л. О датировке Оксфордского списка гомилий Льва Мудрого (Bodleian Library, Rowl. G. 189=Misc. 173)//ВВ. 1994. Т. 55(80). Ч. 1. С. 138-140; Antonopoulou Th. A New Palimpsest Manuscript of the Homilies of the Emperor Leo VI: Petropolitanus graecus 675//BZ. 1996. Bd. 89. N 1. S. 1-10; eadem. The Homilies of the Emperor Leo VI. Leiden; N. Y.; Köln, 1997; eadem. Homiletic Activity in Constantinople around 900//Preacher and Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics/Ed. M. Cunningham, P. Allen. Leiden; Boston; Köln, 1998. P. 317-348; eadem. Lexicographical Addenda from the Homilies of the Emperor Leo VI//Byz. 2000. Vol. 70. P. 9-24; eadem. Unpublished Scholia on the Apostle Paul and John Climacus by the Emperor Leo VI//Byzantinische Sprachkunst: Stud. zur byzant. Literatur gewidmet W. Hörandner zum 65. Geburtstag/Hrsg. M. Hinterberger, E. Schiffer. B.; N. Y., 2007. S. 20-34; eadem. A Theological Opusculum Allegedly by Emperor Leo VI the Wise//Myriobiblos: Essays on Byzantine Literature and Culture/Ed. Th. Antonopoulou, S. Kotzabassi, M. Loukaki. Boston etc., 2015. P. 39-54; Strano G. Alcune notazioni su retorica e politica nel mito nella dinastia macedone//RSBN. N. S. 1996. Vol. 33. P. 31-44; Успенский. История. Т. 2. С. 153-230, 253-271; Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Визант.-вост. Церкви в IX, X и XI вв. СПб., 19983; Кучма В. В. Военная организация Визант. империи: Сб. ст. СПб., 2001; Congourdeau M.-H. Les «Oracula Leonis»//Gioachimismo e profetismo in Sicilia (sec. XIII-XVI): Atti del III Conv. intern. di studio Palermo-Monreale, 14-16 ottobre 2005/Ed. C. D. Fonseca. R., 2007. P. 79-92; Дагрон Ж. Император и священник: Этюд о визант. «цезарепапизме». СПб., 2010; Острогорский Г. А. История Визант. гос-ва. М., 2011. C. 303-334; Лемерль П. Первый визант. гуманизм. СПб., 2012; Haldon J. A Critical Commentary on the Taktika of Leo VI.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Внутренние грехи совершаются через злые и богопротивные помыслы (3:225, см. СОВЕСТЬ , 960). Злые помыслы, как мучители, человека убеждают к страстям (3:192, см. СТРАСТИ , 989). Тягчайшее искушение веры, когда помыслы, как волны, восстают (3:21, см. ВЕРА , 149). Помышления богопротивные есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ , 230). Помышления есть оружия демонов, которым они нас побеждают. Демонов орудия, которыми нас борют и ко ЗЛУ приводят, суть помышления злая, от них в СЕРДЦЕ нашем возбуждаемая: сия они на нас стреляют. Сколько раз им соизволяем, и мыслим, или говорим, или делаем зло, столько раз от них побеждены бываем; сколько раз противимся им, столько раз их побеждаем, и Бога нашего почитаем, Который милостивно посещает и поощряет нас, дабы мы с ними боролись; помогает нам, дабы мы их побеждали; укрепляет нас, дабы не ослабевали в брани; обещает нам венец нетленный, да до конца пребудем в подвиге. «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота» ( Апок. 2, 10 ) (4:52). Враг различными помыслами старается возмутить душу (4:206, см. ПОКОЙ , 733). Злые помышления приходят на сердце от врага (4:205, см. ВРАГ , 199) (1:105, см. ВРАГ, 196). Сатана прельщает ко греху через злые помыслы (3:173, см. ПОМЫСЛЫ , 743) (4:303, см. ВРАГ, 194). Искушение бывает через злые помыслы (5:361, см. САМОПОЗНАНИЕ , 821). Помыслы выявляют зло, наполняющее сердце (2:260, см. СЕРДЦЕ , 851). Помыслы злые есть корень и начало злых дел Христианине, не токмо от внешних дебелых грехов, но и от внутренних злых помышлений, которыя корень и начало суть внешних, берещи душу свою, когда хощем по-христиански жить (3:226). Если помыслы побеждают, то ДУША подобна разграбленному городу Якоже бо разбойник, вшедши в дом, разоряет его и хозяина умерщвляет; или якоже неприятель, доставши град, опустошает его, и гражданин или пленяет, или умерщвляет: тако ДИАВОЛ, христианский неприятель, когда чрез злые ПОМЫСЛЫ достанет дом душевный, подобное душе делает разорение. Тогда душа подобна бывает опустошенному граду, о чем АНГЕЛИ и святии Божии сетуют, якоже бо «о грешнике кающемся радуются» ( Лк. 15, 10 ), тако о праведнике совратившемся жалеют и болезнуют. Сего ради должно нам, христианине, о том весь ПОДВИГ полагать, чтобы неприятеля сего в дом наш не допущать, затворять перед ним двери, противиться, крепиться и отражать его (3:229).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сказания о М. создавались также на народных языках. Вероятно, в X в. было составлено краткое анонимное Житие М. в форме гомилии на древнеанглийском языке, основанное на трудах Сульпиция (изд.: The Blickling Homilies of the 10th Century/Ed. R. Morris. L., 1880. P. 210-227; см.: Napier A. S. Notes on the Blickling Homilies: St. Martin//Modern Philology. Chicago, 1903. Vol. 1. N 2. P. 303-308). Англосакс. агиограф Эльфрик из Эйншема († ок. 1010) составил 2 версии Жития М.: краткую, в составе 2-й части «Католических проповедей» (90-е гг. X в.; использованы «Жизнь Мартина» и 3-е письмо Сульпиция, «История франков» Григория Турского и Житие М., написанное Алкуином), и пространную, в сб. «Жития святых» (до 1002; использованы только сочинения Сульпиция) (см.: Gerould. 1925; Gaites. 1982; Biggs. 1996; Hewish. 2008. P. 48-51). На трудах Сульпиция основано также среднеирл. Житие-гомилия М. (XII в.) ( Stokes. 1873-1875; Herbert. 2002). Известны неск. версий Жития М. на исл. языке (см.: Wolf K. The Legends of the Saints in Old Norse-Icelandic Prose. Toronto, 2013. Р. 225-230). Среди французских сказаний выделяется пространное стихотворное «Житие господина св. Мартина Турского» (La Vie Monseignor Saint Martin de Tors), составленное во 2-й четв. XIII в. Пеаном Гатино, каноником ц. св. М. в Туре (изд.: Das altfranzösische Martinsleben des Péan Gatineau aus Tours/Hrsg. W. Söderhjelm. Helsingfors, 1899; см.: Farmer. 1991; Hunt T. A Forgotten Author: Péan Gatineau//French Studies. 2004. Vol. 58. N 3. P. 313-326). В позднее средневековье и Новое время создавались как отдельные Жития М., так и сказания о святом в составе агиографических сборников и флорилегиев на латыни и национальных языках; такие произведения постепенно приобретали черты научных исследований (напр.: Gervaise N. La Vie de Saint Martin, Evêque de Tours. Tours, 1699). В XX в. наряду с изданиями и переводами ранних источников публиковались оригинальные жизнеописания М. (напр.: Gh é on H. Saint Martin. P., 1941; Pernoud. 1996). Жизнь

http://pravenc.ru/text/2562414.html

в хронике И. Малалы (от сотворения мира до смерти Юстиниана старшего), в хронике Пасхальной и в Летописях александрийского патриарха Евтихия (от начала мира до 940 г.). Из других сочинений в этом отношении весьма замечательно еще апокрифическое Слово, или Сказание Мефодия Патарского о том, что случилось от начала мира, и о том, что случится в последствии. 208 Оно не принадлежит св. Мефодию Патарскому ; в нем говорится о Византии и завоеваниях измаильтян, или сарацин и замечается, что святой земли доселе не могли покорить христиане да и никогда не могут покорить по развращению христианских нравов; этого не мог говорить св. Мефодий Патарский , который умер в 310 г. Предполагают, что слово написано св. Мефодием, патриархом Константинопольским, умершим в 846 г. (Истор. Учение об отцах Церкви том. I, стр. 177; том. III, стр. 303). В слове говорится о том, как возникли разные царства от начала мира, или от Адама, и сообщаются откровения, или предсказания о будущих событиях до последних времен мира, которыми считаются времена после седьмой тысячи от создания мира. В повествование о первых людях и первых временах мира внесено много апокрифических сказаний. «Адам и Ева , говорится в Слове Мефодия, когда вышли из рая, были девственниками. В 30-й год по выходе из рая они родили Каина и сестру его Калману; по прошествии еще 30-ти лет родили Авеля и сестру его Деввору. В 130-й год первой тысячи жизни Адама Каин убил брата своего Авеля; Адам и Ева плакали над ним 100 лет. В 230-й год первой тысячи родился Сиф, человек исполин (в слав. перев. щудовин), по подобию Адамову. По кончине Адама в 930 г. род Сифа отделился от рода Каинова. Род Сифа удалился на одну гору, находившуюся против рая; Каин со своими потомками поселился на поле Наид, на котором он совершил ненавистное братоубийство; сам он был убит Ламехом, который во время старости сделался слепым. После потопа в 700-й 3-й тысячи у Ноя родился сын Монитон (по латин. редакции: Ionithus, четвертый сын Ноя, по славян. рукоп. Моунит, Моунт).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

196 Леопольдов А.Ф. Открытие Саратовской епархии//Саратовские епархиальные ведомости. 1865. 3. С. 29–30. 198 Справка, когда и где впервые учреждена должность епархиального миссионера//Миссионерское обозрение. 1898. 2. С. 341. 200 Отчёт Саратовского Братства Святого Креста за 1867–1868 гг.//Саратовские епархиальные ведомости. 1869. 1. С. 6–15. 201 Илларион (Пономарев Р.Н.), иеросхим. Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова по обращению раскольников Саратовской губернии с 1832 по 1839 г. СПб., 1862. С. 21. 211 Боголюбов Д. Совместимы ли обязанности судебного эксперта со званием епархиального миссионера//Миссионерское обозрение. 1903. 6 (2). С. 1436–1439. 213 Отчёт Саратовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1883 г.//Саратовские епархиальные ведомости. 1884. Ч. неофиц. 6. С. 103–104. 214 Отчёт Саратовского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1887 г.//Саратовские епархиальные ведомости. 1888. Ч. неофиц. 8. С. 230–252. 216 Миссионерское обозрение. 1898. 1. С. 160; Введение кафедры миссионерских наук в число обязательных предметов академического курса//Миссионерское обозрение. 1897. 3–4. С. 232. 219 Публичные собеседования с мнимыми старообрядцами в с. Синенькие Саратовского уезда/Результаты собеседования с мнимыми старообрядцами с. Синенькие Саратовского уезда//Саратовские епархиальные ведомости. 1873. С. 191–192; Разумовский П., свящ. Беседа православного со старообрядцами о крестном знамении. Начётчики с. Терса//Саратовские епархиальные ведомости. 1873. 18. С. 503–505; Ивановский Иаков, свящ. Предание о начале и развитии раскола в Кузнецке//Саратовские епархиальные вести. 1870. 10. С. 270–291; Как жить священнику в раскольничьих приходах//Саратовские епархиальные ведомости. 1873. 7. С. 9–20; Заметки сельского священника о некоторых особенностях верований его прихожан села Донгуз Вольского уезда//Саратовские епархиальные ведомости. 1872. 10. С. 225–230; 13. С. 303–316; Извлечение из журнала миссионеров, отправленных Братством Святого Креста в село Золотое Камышинского уезда Саратовской епархии для противодействия расколу//Саратовские епархиальные ведомости. 1872. 7. С. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010