Башня Дуло. XVI в., 40-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. Башня Дуло. XVI в., 40-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. В XVI в., особенно во 2-й пол. столетия, уменьшилось влияние М. С. м., а также несколько понизился его статус среди др. обителей. Это проявилось в постепенном вытеснении на более удаленные места симоновских архимандритов в списках священнослужителей настоятелями других мон-рей (в послании к кн. Дмитрию Шемяке имя архимандрита М. С. м. стоит первым после архиереев, а в летописной записи о поставлении Казанского архиепископа - шестым), в уменьшении количества совершённых архиерейских хиротоний насельников (при увеличении числа архиерейских кафедр и, следов., вакансий), в гневе Иоанна IV на симоновских монахов, зафиксированном в Послании в Кириллов Белозерский мон-рь от 1573 г. (Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172), доносе на симоновского архимандрита, составленном скорее всего в 70-х гг. XVI в. и сохранявшемся в архиве Посольского приказа за 1626 г. (Опись архива Посольского приказа. 1977. С. 315, 316). Старшая братия Московского Симонова мон-ря с настоятелем архим. Андреем. Фотография. 1893 г. Старшая братия Московского Симонова мон-ря с настоятелем архим. Андреем. Фотография. 1893 г. В XVI в. архиереями стали архимандриты Вассиан (Санин) (1506, Ростовская кафедра), Варлаам (1511, митрополит Московский и всея Руси), Иоанн (?) (1520, Ростовская кафедра), Савва (1544, Крутицкая кафедра), Трифон (1549, Суздальская кафедра, позднее Полоцкая), Филофей (1562, Рязанская кафедра), Сильвестр (1599, Карельская кафедра). Попытки отождествить архимандритов монатыря Иова, упомянутого в источниках в нач. 70-х гг. XVI в., и Ермогена, названного в источниках в кон. 70 - нач. 80-х гг. XVI в., с одноименными патриархами, вызывают сомнения, поскольку в источниках, содержащих более подробные биографии этих патриархов («История о первом Патриархе Иове Московском», «Сказания о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери»), их связь с М. С. м. не отмечена. На основании записей Вкладной и кормовой книги можно предположить, что число братии во 2-й пол. XVI в. колебалось от 46 до 170 чел. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 16, 18, 23). В монастырских актах того времени упоминаются среди соборных старцев мон-ря лица, ранее занимавшие настоятельские должности в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы , Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя , Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы , ярославском в честь Преображения Господня , рязанском в честь Преображения Господня , Мефодиевом Пешношском (Песношском) во имя святителя Николая Чудотворца и др. мон-рях (АФЗХ. С. 201-202. 155, 156; С. 211-212. 164; С. 216-217. 168-169; С. 221. 173).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУРОВ Захар Захарович (28.07.1849, с. Савино Смоленского у. Смоленской губ.- 9.01.1886, С.-Петербург), исследователь рус. церковного пения. Род. в дворянской семье. В 1868 г. окончил Михайловское артиллерийское уч-ще в С.-Петербурге, выпущен в 4-ю артиллерийскую бригаду, через 3 года вышел в отставку в чине поручика. Увлекся историей церковного пения и начал исследовательскую работу в хранилищах Москвы, С.-Петербурга, ТСЛ и др. Посещал лекции проф. прот. Димитрия Разумовского по истории церковного пения в 1881-1882 гг. В 1883-1886 гг. преподаватель С.-Петербургской консерватории, читал курс истории церковного пения в России. В 1882-1883 гг. Д. прочитал 3 публичные лекции по истории музыки и церковному пению, о к-рых можно судить по рецензии Д. Н. Соловьёва . 1-я лекция была посвящена историческому обзору развития древнегреч. музыки, пению визант. Вост. и Зап. Церквей до прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.). Д. представил систему древнегреч. тетрахордов, основные греч. лады и церковные гласы, коснулся вопросов древнего ритма и нотации. Лекция сопровождалась исполнением гимна свт. Амвросия Медиоланского «Te Deum» (унисон хора) и ирмоса 1-й песни воскресного канона 1-го гласа «Твоя победительная сила» в изложении Н. М. Потулова (унисон хора, затем 4-голосный муж. ансамбль с сопровождением фортепиано). 2-я и 3-я лекции - о становлении певческой культуры в России с XI по XVII в.- сохранились фрагментарно. Результатом работы Д. в научных фондах Москвы, С.-Петербурга, ТСЛ и др. стало соч. «Опыт истории музыки в России» (1883), которое было утрачено (4 корректурных листа хранились в б-ке Синодального уч-ща церковного пения). «Очерк истории музыки в России», написанный на материале этого сочинения, помещен в кн. «Руководство к изучению истории музыки» нем. исследователя А. фон Доммера. «Очерк...» изложен фрагментарно (о церковном пении - С. 37-47, 206-221, 353-358, 570-579; о светской музыке - С. 136-143, 202-229, 358-364, 579-591). Разумовский подготовил пространную рецензию «Разбор рукописного сочинения З. Дурова», в к-рой представил «Опыт...» Д. к ежегодной премии гр. А. С. Уварова имп. С.-Петербургской АН (поощрительная, согласно § 6 «Положения о наградах»). 25 сент. 1884 г. на публичном заседании АН труд Д. был удостоен почетного отзыва и автору было предоставлено право вторичного представления доработанного варианта книги к печати.

http://pravenc.ru/text/180602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГЛАСНИК» название неск. периодических изданий Сербской Православной Церкви. «Гласник Православне Цркве у Cpбuju» (Вестник Православной Церкви в Королевстве Сербия) учрежден Архиерейским Собором Православной Церкви Королевства Сербия в 1898 г. Издавался с нач. 1900 до 1907 г. раз в месяц, до 15 июня 1914 г. 2 раза в месяц. Отражал широкий круг вопросов как церковной, так и светской жизни, способствовал развитию богословия и церковной истории. Содержал следующие основные рубрики: «Официальная часть» (Службени део), «Церковная проповедь» (Црквено беседништво), «Статьи и дискуссии» (Чланци и расправе), «Вести из сербских и иных церквей» (Вести из српских и других цркава), «Заметки» (Белешке), «Обзоры книг и периодических изданий» (Прикази книга и листова), «Некрологи». Редакторами были Добросав Ковачевич, Стеван Веселинович, Петр Протич, Миливой Петрович, Иосиф (Цвийович ; буд. митрополит Скопский) и др. Перестал выходить из-за начала первой мировой войны. «Гласник. Службени лист Српске православне nampujapшuje» - ежегодник, издававшийся с 1920 г. как продолжение «Гласника Православне Цркве у Cpбuju», с 1939 г. стал выходить под названием «Гласник. Службени лист Српске православне цркве». Содержание в целом не изменилось, хотя рубрикация стала менее строгой. Нек-рые номера были целиком посвящены отмечаемым историческим датам: 600-летию учреждения Патриаршества в Сербии (1946), 150-летие 1-го восстания в Сербии (1954) и др. Публикуются исторические источники (документы, мемуары), рецензии, переводы и обзоры иностранной прессы. В течение 30 лет в Г. регулярно помещаются богословские штудии - ответы Сербских Патриархов (в наст. время Павла ) на вопросы читателей. Редакторами Г. были профессора Афанасий Попович, прот. Сретен Вуичич, протоиереи Добривое Николич, Димитрий Руварац , Милош Парента, еп. Герман (Джорич ; впосл. Патриарх Сербский), протодиак. Живан Стефанович, еп. Даниил (Крстич) , проф. Драган Милин. С Г. сотрудничали такие известные авторы, как проф. прот. Радослав Груич , проф. прот. Лазарь Миркович , Н. Радойчич, Дж. Радойчич и др. Лит.: Ж. Прилози ucmopujcke садржине у Гласнику - службеном листу Српске правосл. Цркве од 1945 до 1985 гг./Зб. Матице српске за ucmopujy. 1991. Т. 43. С. 221-243; он же. Прилози ucmopujcke садржине у «Гласнику», службеном листу Српске правосл. Цркве од 1945 до 1990 гг.//Гласник. Београд, 1992. 73. С. 202-217; Азбучник Српске Православне Цркве по Радославу Сл. Београд, 1993. С. 61; С. Гласник//Ehцukлoneдuja српске ucmopuorpaфuje. Београд, 1997. С. 67; Ж. Д. Ш. Гласник//Ehцukлoneдuja 1. Т. 2. Београд, 2002. С. 444. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165087.html

152 Птолемей III Эвергет, царь Египта 246–221 гг. до н. э., брат Береники, в отместку за гибель сестры начавший войну с Селевком II в 246–241 гг., но прервавший поход из-за восстания в его стране. См.: Иосиф Флавий. Против Апиона, 2. 48. 153 Упоминание здесь Египта вместо «юга», «южной страны» встречается как в Масоре, так и в различных греческих переводах. 155 Селевк III Керавн, царь Сирии 226–223 гг. до н. э., и Антиох III Великий, правивший в 223–187 гг. до н. э., – сыновья Селевка II. 156 Поход Антиоха III в Египет в 219 г. до н. э., а также завоевание им Тира и Птолемаиды, опорных городов Птолемеев в Палестине. Слова «наводнит и пройдет» напоминают описание вторжения ассирийцев в Ис. 8:8 . 158 Битва при Рафии в 217 г. до н. э., закончившаяся поражением Антиоха III (Полибий. Всеобщая история, 5.79; З Мак 1:1–7). 159 В 212–205 гг. до н. э. Антиох III был занят военными операциями на Востоке, но в 204 г. возобновил войну с Египтом и мало-помалу овладел всей Палестиной. 161 Иудеи поддерживали Антиоха III в войне против Птолемея V (Иосиф Флавий. Древности, XII 3.3–4). Выражение мятежные из сынов твоего народа» предполагает негативную оценку. Возможно, таким образом автор характеризует партизанские действия иудеев. См.: СоШп. ч, 1984. Р. 379. В своё время Иероним Блаженный полагал, что выражение это относится к Онии IV, построившему второй храм в египетском Леонтополе (Толкование на пророка Даниила, 11:14), но это случилось много позже, в середине II в. до н. э. Недостатка в версиях нет и по сей день. Так, Б. Ц. Вахольдер предполагает, что это говорится о группировке кумранского Учителя праведности (Wacholder, 1983. Р. 200–202); И. Р. Тантлевский переводит слова ТСр " 221 как «те, кто вырвался [из среды] твоего народа» и также относит их к ессеям-кумранитам (Тантлевский, 1994. С. 70–71). 166 РСП неверно: «на погибель её», что противоречит контексту. Имеется в виду Клеопатра I Сира (ум. 176 г. до н. э.), дочь Антиоха III, выданная в 193 г. до н. э. замуж за Птолемея V; после смерти которого в 181 г. стала регентшей при своём сыне Птолемее VI Филометоре, царе Египта 181–145 гг. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Душеполезные поучения 12, 136–137; Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 15, 74. – Ред. 200 В ряде из списков название иное: «В Великий Чеверг», «В святой и Великий Чеверг великой недели». – Ред. 202 Император Михаил II Травл («Заика») правил Византией в 820–829 гг. Стремясь восстановить мир в империи, он прекратил преследование иконопочитателей, благоволил к изгнанным студитам, но терпимо относился и к иконоборцам. Второй брак Михаила Травла с дочерью императора Константина VI – Феклой, которую Михаил вернул из монастыря, вызвал неприятие преп. Феодора и его монахов, поэтому они предпочли остаться в изгнании (см.: TSPC. P. 167). – Ред. 203 Здесь преп. Феодор напоминает события 795 г. ввиду событий новых – расстрижения императором Михаилом II Травлом из монахинь дочери Константина VI (около 821 г.). О Константине VI и михианской схизме см.: Преп. Феодор Студит . Творения. Т. 1. С. 27–46. – Ред. 206 Приблизительно 818 г. (см Theod. Stud. Parva Cat. P. 648). Следовательно, еще до тех суровых наказаний – тюремного заключения, бичевания и т. п., поставивших преп. Феодора на грань жизни и смерти. Хотя возможен и 824 г. – 4-й год после освобождения преп. Феодора. – Ред. 209 Свидетельство о пребывании преп. Феодора и его монахов в рассеянии – скорее всего в Крескентиевых местах после освобождения из тюремного заключе­ния после 820 г. – Ред. 210 Оглашение датируется приблизительно 825–826 гг. (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 649). – Ред. 217 Речь идет о настоятелях монастырей Гераклеи и Кафаров («Чистых»). Первый вначале одобрил прелюбодейный брак императора Константина, а затем вступил в общение с еретиками-иконоборцами (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 650). То же стоит предполагать и о втором. Об этом см. Письмо 222 (лето – осень 816 г.).– Ред. 220 Память этого святого в Древней Церкви праздновалась 29 декабря по старо­му стилю (см.: Theod. Stud. Parva Cat. P. 650). – Ред. 221 Картерий – монах-студит, наказанный за неизвестную провинность; в конце концов покинул монастырь, чем причинил огорчение преп. Феодору (см.: TSPC. Р. 209). – Ред. 223 Речь идет о восстании Фомы Славянина в 821–823 гг., провозгласившего себя императором. Несмотря на то что восставшие в течение года осаждали Константинополь, восстание было подавлено. Император Михаил Травл, опасаясь, что преп. Феодор Студит выступит на стороне Фомы, провозглашавшего иконопочитание, потребовал Феодора в столицу, где тот и пребывал некоторое время до разгрома восстания в 823 г., после чего вернулся в Малую Азию на мыс св. Трифона, где и окончил свою жизнь в 826 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1120 . Вин Ю. Я. Сельское ремесло и промыслы в поздней Византии (XIII-XV вв.)//ВВ. – 1987. – Т 48. – С. 84–94. 1121 . Вин Ю. Я. Социально-экономическое содержание термина kathedra в византийских документах//ВВ. – 1983. – Т 44. – С. 202–211. 1122 . Вин Ю. Я. Эволюция органов самоуправления сельской общины и формирование вотчинной администрации в поздней Византии//ВВ. – 1982. – Т 43. – С. 201–218. 1123 . Вишнякова А. Хозяйственная организация монастыря Лемвиотиссы//ВВ. – 1928. – Т 25 (1927). – С. 33–52. 1124 . Власов С. Константин Великий . – М., 2001. 1125 . Военная одежда Рима от Гонория до Ираклия 400–650 гг н. э.//Новый солдат. – Артемовск: Книга, 2002. – 78. – С. 30–32. 1126 . Войтенко А. А. Эволюция египетского монашества в IV – начале V вв.: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук/Институт всеобщей истории Российской АН. – М., 2002. – 18 с. 1127 . Волфрам Х. Готы/Пер. с нем. – М., 2003. 1128 . Восточнохристианские реликвии/Ред.-сост. А. М. Лидов. – М.: Прогресс – Традиция, 2003. – 656 с. 1129 . Восточнохристианский храм: литургия и искусство. Сб. ст./Под ред. А. М. Лидова. – СПб., 1994. 1130 . Вус О. В. Оборонна доктрина Buзahmiï у Пивничному Причорномор’ï Инженерний захист Таварики та Боспора в кинци IV – на початку VII ст.). – Львив: Триада Плюс, 2010. – 304 с. 1131 . Высоцкий А. М. Церковь Богоматери Влахернской в Константинополе, ее отражения на Руси и византийско-русские архитектурные связи в домонгольскую эпоху//ВВ. – 2005. – Т 64 (89). – С. 211–224. 1132 . Высоцкий А. М., Осминская Н. А., Шелов-Коведяев Ф. В. К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников//ВВ. – 2000. – Т 59 (84). – С. 198–221. 1133 . Высоцкий С. А. О дате поездки посольства Ольги в Константинополь//Древние славяне и Киевская Русь – К., 1989. – С. 154–161. 1134 . Гаврилов А. К. Языкознание византийцев//История лингвистических учений: Средневековая Европа. – Л., 1985. – С. 109–156. 1135 . Гаврюшин Н. К. Византийская космология в XI веке//Историко-астрономические исследования. – М., 1983. – Вып. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его прошлое до скоропалительной его хиротонии неизвестно. Оказался авантюристом. Уехал за границу разоблачать обновленческое течение в Русской Православной Церкви. Хиротонисан 4/ХII или 4/VIII-1922 года будучи священником без монашеского пострига во еп. Ржевского и Кашинского, вик. Тверской епархии. Хиротонию совершали митр. Антоний (Грановский) и другие обновленческие архиереи. 2/II-1923 г. уволен на покой. В конце 1923 года возведён в сан архиепископа. Получил назначение в Монтевидео. Выехав из СССР в Ригу (Латвия), он стал давать корреспондентам иностранных газет интервью антисоветского характера. В 1925 г. за границей объявил себя тихоновцем, затем раскаялся и написал в обновленческий Синод об этом на имя председателя Св. Синода. Проживал в Монтевидео (Южная Америка) и поддерживал связь с американскими автокефалистами (Феофилом Пашковским). В 1947 году обращался с письмом к Свят. Патриарху Алексию, прося принять его, «залетного соловья», в свою юрисдикцию, но ответа не последовало. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Церковное обновление. 1925. 14. С. 116. ФАОС дело 147. Кат-АМ 246. Кат-ЯВ 202. С. 98. Кат-ЕС 1. С. 11, п/п 59. [Кат-ГУБ. С. 984.] [Левитин. С. 220, 221, 279, 468, 513–516, 544, 546–548.] В Кат-ГУБ: приводится ещё и вариант фамилии Соловейчик. НИКОЛАЙ (Строганов [Федор Яковлевич]) Епископ Бельский и Демидовский Родился в 1868 году. Окончил Смоленскую духовную семинарию. Пострижен в монашество. Настоятель Александро-Могилёвской церкви, настоятель железно-дорожной Высоковской церкви, кафедральный протоиерей г. Могилева. Пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 13/IV-1924 г. хиротонисан во еп. Бельского, вик. Смоленской епархии. В 1925 г. еп. Бельский и Демидовский. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 9. ФАОС дело 40. Кат-АМ 247. НИКОЛАЙ (Троицкий) Епископ Осташковский, Тверской епархии Из протоиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Но эта субстанция в так. случ. не может не быть признана без -личною, а поэтому – вещною . Философия С-ва, тонко- рационалистическая по своей форме, неизбежно есть философия вещная по своему содержанию. То, о чем учит С-ев, несомненно примыкает к савеллианству, к спинозизму, к шеллингианству, по крайней мере в его первом фазисе. – Учение С-ва о Софии и о Мировой Душе (эти два Лица у него то отождествляются, то различаются) изложено в: Волжский [А. С. Глинка], – Проблема зла у Вл. С-ва («Вопр. Религии», М., 1906, вып. 1-й, стр. 221–297). Лит. см.. Сюда надо добав. еще: Кн. Е. [Н.] Трубецкой , – Миросозерцание Вл. С. С-ева, М., 1913 г.; Э. Л. Радлов , Вл. С-в, СПб., 1913 г. – С-в называет Дж. Пордеджа (1625–1698 гг.) «специалистом по Софии». Действ., не только по происх. своему его теософск. система софийна, но и по содержанию она гл. обр. посвящена Софии, если не прямо, то косвенно. Откровение, ему бывшее 21-го, 22-го и 23-го июня 1675 г., описано им в небольш. соч., рус. рук. перев. кот., хранящийся у меня, озаглавлен: «София Вечная Дева Вечной Премудрости, открывшаяся Иоанну Пордечу». Теософское учение о Софии развито в особ. в «Бож. и ист. метаф.», Т. 2, кн. 2, гл. 5, отд. 3, §§ 44–58, стр. 202–213. 687 Подробности см. в Софийно-иконографической литературе. Ради удобства привожу библиографию ее, хотя и неполную (звездочками отмечены те книги или статьи, где имеются рисунки по Софийной иконографии): А. И. Никольский , – Статья в «Вестн. Археол. и ист., издаваем. Имп. Археол. Инст.», 1906 г., Вып. 17. (Мне не удалось видеть ее). – А. И. Успенский , – Иконопись в России до второй половины XVII века («Золотое Руно», 1906 г. 7–8–9). – Е. К. Редин , – Материалы для византийской и древнерусской иконографии. I. София, Премудрость Божия. («Археологические Известия и Заметки». Т. I, М., 1893). – Гр. М. [В.] Толстой , – Иконы Софии, – Премудрости Божией («Душеп. Чтен.» 1890 г., Ч. I, стр. 240–241, 458–460). – В. Арсеньев , – О Церковном иконописании («Душеп. Чтен.» 1890, Ч. I, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

о) Kalendaria duo antiqua a Furio Dionysio Philocalo an. CCCLIV, et Polemeo Silvio an. CCCCIIL conscripta et ex codice ms. Ioannis Cuspiniani descripta (Bolland. Acta Sanct. Junii tom. VII, и Migne Patrolog. curs, completus t. XIII); – лл. 177–192. π) Natales aliquot sanctorum ex fastis consularibus excerpti (лл. 193–200). ρ) Monitum in sequens kalendarium (Ex Analect. Mabilion., p. 163); – л. 201. σ) Kalendarium antiquissimum ecclesiae Carthaginensis (лл. 202–221). τ) " A= νακεφαλαωσις (параллельная) 2 евангелий, из которых в начале книги (см. выше, стр. 319) приведены месяцесловы, т.е. 835 и 1145 гг. (лл. 222–226); но здесь приведена νακεφαλαωσις только первого евангелия на 1-м столбце, а 2-й, кроме заглавия, ничего в себе не содержит. Palaeografia Graeca, – в одной книге (IVБ16), состоящей из 139 листов в л. , писанных рукой преосвящ. Порфирия. В конце отмечено: «1841. Августа 24-го дня. Александро-нев. Лавра. С.-Петербург. Архимандрит Порфирий. Все сии выписки взяты из книги: Palaeografia Graeca. Монфокона» (лл. 1–95). Здесь приводится все заглавие печатного издания. За этим следует другой рукой: «De priscis Graecarum ас Latinarum literis dissertatio» на 26 листах (в л .), чисто напи- санных, но меньшего формата, чем предыдущие(лл. 96–121); остальные листы до конца (с 121 б –134) остались белыми, как и 5 листов в начале книги. Иерусалимская Библиотека. Ч. I, – в 3-х книгах, из которых 1-я (IVБ17) имеет 130 лл. в л ., писанных частью самим о. Порфирием, частью другими лицами. Это, собственно, систематическое описание двух иерусалимских библиотек; оно начинается русским перечнем арабских рукописей и арабских печатных книг в вифлеемской церкви. За этим следуют несколько заметок «О жителях Палестины и языке их», снимок карандашом с надписи на наружной стене алтаря Николаевского монастыря в Иерусалиме и три снимка « ντολ το σαββτου κ το πεντατεχου τν Σαμαρειτν ( Ex. 31, 12–17 )» на трех отдельных листах с 3-мя различными фонами, и наконец весьма интересные для русских заметки о «книгах в библиотеке святогробского подворья в Константинополе» и о самой библиотеке (на 11 -ти листках из записной книжки; – стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Таким образом, в конце марта - начале апреля 1925 г. ГПУ готовилось предъявить Патриарху обвинения в шпионаже, которые могли иметь трагические последствия для Предстоятеля Русской Церкви. Согласно действующему на тот момент Уголовному законодательству это преступление в качестве меры наказания предполагало расстрел. Именно этого и добивалось ГПУ. Святейший Патриарх Тихон не дожил до второго суда над ним, он умер 7 апреля 1925 г. и не был расстрелян, однако это ни коей мере не умаляет его мученического подвига за Церковь Христову. ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.173-об. Там же. Л.174-175. Архивы Кремля. В 2-х кн./Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. С.448-449. Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания. М., 1995. С.239.( еп. Арсений указывает дату по старому стилю - 9 августа) ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.187; Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.439. Арсений (Жадановский), епископ. Указ.соч. С.239-240. Там же. С.238. РГАСПИ. Ф.76. Оп.3. Д.359. Л.3-об; Опубл.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. С.164-166. ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.294. Имеется ввиду архиепископ Серафим (Лукьянов), который с 1921 г. являлся главой автономной православной Церкви в Финляндии. Имеется ввиду архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер). ЦА ФСБ Д.Н-1780. Т.4. Л.412. Там же. Л.410. РГАСПИ Ф.17. Оп.112. Д.775. Л. 3-5. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5. Л.192; Опубл.: Следственное дело. С.761-762. Там же. Л.226-228. Акты. С. 332-338. Там же. С. 337. Там же. С.288. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.200. Там же. Л.221. Агабеков Г.С. Секретный террор: Записки разведчика. М., 1996. С.11-12. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.222. Там же. Л. 201-202. ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д.372. Л.301; Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.442. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.240-267. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.240; Опубл.: Следственное дело. С. 390. Вострышев М.И. Вострышев М.И.Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 288. ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.5.Л.241; Опубл.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. С. 390-391.

http://pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010